Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Жизнь и творчество Никола Ланкре

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Жизнь и творчество Никола Ланкре

Введение

Никола Ланкре (Lancret) (1690-1743) - французский живописец, ученик сперва Дюлена, а потом Ю. Жило и А. Ватто. Писал, в духе этого последнего, галантные сцены, сельские прогулки и увеселения, пасторали, маскарады и т. п., но вообще уступал Ватто в композиции и во вкусе исполнения. Искуснейшие граверы его эпохи занимались воспроизведением его картин. Менее удачны выходили у него портреты и исторические сюжеты, когда он решался приниматься за них. С 1719 года он был членом Парижской академии художеств и с 1735 года - ее советником. Во время господства в европейском искусстве классицизма и отчасти в пору романтизма, к произведениям Ланкре относились пренебрежительно; теперь они снова высоко ценятся любителями живописи. Главные из этих произведений - 'Весна', 'Лето', 'Осень', 'Зима', 'Горлицы', 'Птичье гнездышко', 'Актеры итальянского театра' (все семь, в Луврском музее, в Париже), 'Купальщицы' и 'Молодые люди в парке' (в Императорском Эрмитаже, в Петербурге, где имеются еще три менее значительные картины Ланкре), 'Качели', 'Жмурки' (две картины Стокгольмского музея), 'Детство', 'Юность', 'Зрелый возраст' и 'Старость' (четыре картины в Лондонской галереи) и 'Танцы в парке' (в Дрезденской галерее).

Стиль рококо

В эпоху Людовика XV, когда в искусство приходит, а затем и начинает господствовать стиль “рококо”, ему покровительствует всесильная фаворитка короля маркиза де Помпадур. В XVIII веке помещения стали небольшими, уютными, камерными. Не стало огромных анфилад, как это было принято прежде. У самой госпожи де Помпадур был трёхэтажный дом с изолированными комнатами и узкими окнами от пола до потолка. Такое устройство внутренних помещений стало называться французским. Изменения во внутренней планировке диктовались стилем “рококо”. Произведения, выполненные в этом стиле, в основном относятся к прикладному искусству. Собственно, само понятие “рококо”, эстетика этого направления, вырастает из прикладного искусства. Ни одна эпоха не знала такого количества безделушек, как французские интерьеры стиля “рококо” XVIII века. На всех комодах, поставцах, столиках появляется столько изысканных вещей, что сейчас и представить себе невозможно! Создается множество предметов, прежде вовсе неизвестных, в частности новых предметов мебели. И главные идеи, воплощенные мастерами той эпохи, в интерьерах, в мебели, в безделушках - это удобство, комфорт, красота, изысканность. Вместо огромных парадных залов Версаля появляются маленькие интерьеры - будуары, кабинеты, спальни, в которых очень часто даже проводятся приёмы. Архитекторы того времени перестали возводить огромные галереи и анфилады. Вместо них появились десятки уютных комнат.

С изменением размеров помещений изменилась и мебель. Её старались делать без прямых линий, с многочисленными завитками и скруглениями. И совершенно естественно, что размер картин тоже стал другим. Художников этого времени называли волшебниками. На полотнах они старались скрыть кухню своей работы, их техники не было видно, краски перетекали одна в другую. Сюжеты картин соответствовали духу эпохи.

Жизнь и творчество

Произведения Никола Ланкре /1690-1743/, одного из самых обаятельных и чарующих художников 18 столетия во Франции, долгое время путали с картинами А. Ватто. Но хотя значение творчества Ланкре умалялось при сравнении его с Ватто, который, действительно, оказал большое влияние на формирование его стиля, художник все-таки занимает свое, вполне достойное место среди мастеров того жанра, который получил в истории искусства наименование «галантного празднества».

Никола Ланкре прошел обучение сначала в мастерской художника П.Дюлена, затем, что особенно важно, у К.Жилло, который одновременно был и учителем Ватто. Жилло передал своим ученикам вкус к изображению современных сюжетов, а также театральных сцен, особенно сцен из итальянской комедии. Вероятно, Ланкре и Ватто познакомились именно в мастерской Жилло и были какое-то время дружны.

Ватто давал Ланкре советы, призывал его как можно больше работать с натуры, в частности писать с натуры пейзажи. И хотя дружба Ланкре с Ватто, неровный и неустойчивый характер которого отмечали биографы, оказалась недолгой, влияние творчества Ватто на Ланкре было длительным и плодотворным. Уже современники заметили, что Ланкре писал картины «во вкусе Ватто». Недаром и в Академию живописи Ланкре был принят как «художник галантных празднеств», то есть с той же самой характеристикой, что и Ватто.

В творчестве Ланкре жанр «галантного празднества» лишен того глубокого эмоционального подтекста, который отличает картины Ватто, его произведения гораздо доступнее и проще для понимания. «Галантное празднество» для Ланкре служит средством для отображения современных вкусов, нравов и типажей, пусть и переодетых в театральные костюмы и маски.

Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются, их можно объединить в несколько групп. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа «Общество в парке», «Пастораль», «Купание», «Ловцы птиц». Он обращается также к изображению театральных сцен, взятых из существовавших пьес и постановок современных драматургов, таких как Данкур или Мариво. Ланкре мог прямо ввести в картину то, что наблюдал на театральных подмостках. Наконец Ланкре создает серии картин, изображающие «Времена года», олицетворения различных стихий, возрастов человека, разнообразные игры и развлечения.

Действие в картинах происходит в саду, в парке или, реже, в современном интерьере. Дамы и кавалеры, одетые в разнообразные костюмы - в пастухов и пастушек, в театральные или воображаемые наряды - предаются изящным занятиям и развлечениям. Герои картин, по существу, одни и те же. Какой бы костюм ни выбрал для них художник, мы видим нравы и вкусы парижского общества - блестящего общества эпохи Регентства и начала правления Людовика XV. Все герои Ланкре играют какую-либо роль, все в его картинах театрально - костюм, типаж, ситуация, атмосфера, пейзаж. Так было и в обществе той эпохи, где каждый играл роль, все равно в театре или в жизни, где царил дух театра и маскарада.

Ланкре шел в ногу со своим веком и в какой-то степени сам участвовал в формировании вкуса и стиля времени. Художники его поколения стремились уйти от возвышенного, репрезентативного искусства, характерного для эпохи правления Людовика XIV, к искусству камерному, более непосредственному и соизмеримому с человеком. Ланкре хотел и умел понравиться, он пользовался постоянной любовью широкой публики и самых взыскательных знатоков. Гибкость таланта Ланкре объясняется именно его желанием нравиться.

В самом деле, художник писал и картины малого формата, подходящие для маленьких интимных комнат парижских особняков 18 века, и достаточно большие декоративные панно. Умел приспосабливать манеру письма к выбранному формату - от тщательной и тонкой в небольших полотнах до более широкой и свободной. Он с готовностью повторял те картины, которые особенно пришлись по душе парижской публике, делал уменьшенные реплики, многочисленные серии картин. С произведений Ланкре выполнено множество гравюр, что также свидетельствует о его широком успехе. К тому же мастер был очень трудолюбив и, как многие современные художники, отличался практицизмом и умело пользовался плодами своей популярности.

Любая картина кисти Ланкре декоративна и может быть воспринята как украшение для салона, столовой или будуара. Все особенности стиля мастера: изящные удлиненные фигурки персонажей, кукольность лиц, орнаментальность в трактовке пейзажа, пикантная аранжировка красочных пятен - говорят о том, что перед нами блестящий декоратор. Художник привык все украшать, сообщать каждой позе и жесту приятное выражение, каждой улыбке оттенок очарования. В музеях даже лучшие его картины как-то увядают, настоящее их место на стенах тех дворцов и особняков, для которых они и создавались.

Недаром Ланкре успешно сотрудничал с архитекторами и мастерами прикладного искусства. Искусство в ту эпоху сближалось с бытом, и сам Ланкре мог выполнить живописное украшение не только для салона, но и для шелковой ширмы, каминного экрана, корпуса клавесина, веера, любой другой изящной безделушки. Таким образом, художник мог целиком создавать среду и декор, в которых жили его современники. Как никто другой, он знал Париж и его обитателей, все многочисленные зрелища, развлечения и удовольствия столицы, именно поэтому Ланкре так точно воспроизводил стиль жизни своих современников в картинах.

Ланкре - своеобразный и тонкий живописец. Он прекрасно владел искусством строить группу фигур и объединять несколько групп в единое гармоническое целое. Причем группы в его произведениях объединяются скорее по декоративному, нежели по смысловому принципу. Позы и жесты фигур часто повторяются, но они всегда точны и естественны.

Колорит картин Ланкре - как правило, теплый, с мягкими переходами, его отличает общая золотистая тональность. Художник любит насыщенный красный цвет, нежно-голубые и розовые оттенки, иногда вводит акценты лимонной желтизны. Манера письма Ланкре - меткая, нервная, остроумная игра кистью, немало способствует обаянию картин.

В произведениях Ланкре действие чаще всего происходит в пейзаже, причем пейзажная среда созвучна героям, ее населяющим. И хотя художник пишет разные времена года, в его картинах царит вечное лето. На нежно-голубом небе с сероватыми облаками вырисовывается кудрявая, орнаментально трактованная листва деревьев, дали прозрачны, природа безмятежно прекрасна. Мастер любит изображать уединенные уголки парка, оживляемые журчанием ручья, с обилием цветов, особенно кустами цветущих роз, украшенные мраморными статуями. Именно в таких уголках мы видим прекрасных дам, непринужденно расположившихся прямо на траве или на садовой скамейке, как в картине из ГМИИ им. А. С. Пушкина «Дама в саду», или же купающихся в ручье, подобно нимфам. При всей условности пейзажа Ланкре, в его основе лежат реальные наблюдения над природой, свидетельство чему - множество рисунков, выполненных художником с натуры.

Роль Ланкре в развитии жанра «галантного празднества» велика. Он пережил своих учителей и соперников, поэтому влияние его было более длительным. Кроме того, Ланкре много сделал для распространения французского вкуса в Европе. В 18 веке его картины собирали не только парижские знатоки, но и Фридрих II, стремившийся воспроизвести во дворце Сан-Суси стиль жизни французского двора, русская императрица Екатерина II, английский аристократ сэр Ричард Уоллес. Картины Ланкре до сих пор сохраняют свое хрупкое очарование, напоминая нам об одном из самых блестящих периодов в культуре Франции.

Критика

ланкре художник пейзаж галантный

Ланкре в чисто живописном отношении стоит ступенью ниже Патэра. Он на известную долю суше его в письме, менее гармоничен в красках. Зато в нем гораздо больше личной инициативы. Его уже труднее смешать с Ватто. Сохранились его слова, обращенные к друзьям: «Если вы отвернетесь от натуры, то скоро исполнитесь лжи и манерности в такой степени, что когда вы снова пожелаете обратиться к ней, то станете на все глядеть не иначе, нежели глазами предубеждения, и передавать видимость в присущей вам манере». Однако эти слова едва ли приложимы к самому художнику. Разумеется, в сравнении с академиками, смотревшими на все через очки, запыленные гипсовым классом, Ланкре настоящий натуралист, он - весь жизнь, весь огонь. Но рядом с Ватто его искусство страдает отсутствием простоты и непосредственности.

Есть область у Ланкре, в которой он изумителен, - это декоративная живопись. Сейчас мы можем судить о ней вполне только по трем панно в Musee des Arts decoratifs, но и их достаточно, чтобы признать в нем одного из самых тонких «уборщиков» истории искусства - почти равного Ватто. Что это была за культура, которая вы работала такую легкость, такую мягкость, такую ласковость! В ком нате с такими капризами и фантазиями по стенам не могли поселиться ни забота, ни горе, ни даже старость.

Картины

«Купание дам». Размер картины 66 x 55 см, холст, масло. Поощренный приемом в члены Королевской Академии художеств, Ланкре с удвоенным усердием принялся шлифовать свою технику живописи и достаточно быстро добился значительных успехов, картины живописца стали пользоваться спросом в Париже. Но в скором времени две картины, созданные Ланкре, были ошибочно приписаны Ватто, который не торопился отрицать свое авторство. Случился скандал, Ланкре ложно обвинили в присвоении чужих работ. Но художник доказал, что он оказался пострадавшей стороной. Когда истина восторжествовала, многие из друзей и покровителей Ватто стали расточать комплименты живописи Ланкре. Ватто, в свою очередь, также была неприятна вся эта история, но он стал завидовать популярности Никола Ланкре и вскоре навсегда порвал с ним всяческие отношения.

«Менуэт». Размер картины 129 x 95 см, холст, масло. Менуэт (франц. - menuet, итал. - minuetto, от французского слова menu или латинского minutus - малый, мелкий) - старинный грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. В нотной грамоте пишется в двухколенном складе, в трехдольном размере. Часто на балах за первым менуэтом следует второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноименном миноре. Второй менуэт называется трио. В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй - трехголосно. За вторым менуэтом всегда идет повторение первого. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро.

Музыка первых менуэтов принадлежит Люлли. Менуэт был придворным танцем при Людовике XIV. Из Франции мода на менуэт распространилась и в другие страны; в России менуэт появился в царствование Петра Великого. Менуэт писали почти все композиторы инструментальной музыки, как старинные, так и новейшие. В особенности художественную обработку менуэт получил у Гайдна, Моцарта и Бетховена. Гайдн первый ввел менуэт в свои симфонии. Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форму менуэта в музыке композиторы продолжают эксплуатировать.

«Танцовщица Камарго». Размер картины 45 x 55 см, холст, масло. Ланкре был одним из самых талантливых последователей Антуана Ватто. Живописец Ланкре создал множество портретов актеров и актрис, часто показывая портретируемых в жанровых сценах или в работе. Таков этот маленький портрет одной из наиболее образованных женщин 18-го столетия, друга философов Гельвеция и Вольтера - Мари-Анны де Кюпи Камарго, известной балерины, которая ввела многочисленные новшества в балетное искусство, включая исполнение мужских балетных приемов кабриоли и антраша, используемых по сей день, а также новые прыжки, пируэты и фуэте. Мари-Анна Камарго, как реформатор балета, укоротила юбки, чтобы иметь возможность свободнее двигаться, и по свидетельствам современников часто выступала без панталон. Мария-Анна де Кюпи Камарго родилась в Брюсселе 15 апреля 1710 года, происходила из древнего знатного рода. На сцене парижского оперного театра Камарго дебютировала 5 мая 1726 года. Танцевала в огромном количестве балетов и театрализованных балетных постановок; по настоянию своего любовника графа Клермона Камарго оставила сцену в 1734 году. Однако спустя шесть лет в 1741 году продолжила свои выступления в Гранд-Опера. После своего возвращения на сцену Камарго пользовалась огромным успехом. Полная веселости и блеска грация Камарго, ее жизнерадостность и виртуозность исполнения танцев приводили в совершенный восторг многих знаменитых и известных людей в Европе. Мария-Анна де Кюпи Камарго окончательно покинула балет в 1751 году, была одарена роскошной королевской пенсией стоимостью 1 500 фунтов. Скончалась Мари-Анна де Кюпи Камарго в Париже 28 апреля 1771 года. Похоронена Камарго в церкви святого Роха в белых одеяниях и белом гробу, согласно обычая, принятого в те времена для незамужних женщин.

«Концерт на лоне природы». Размер картины 62 х 52 см, холст, масло. В коллекцию Эрмитажа картина была приобретена из парижского собрания живописи барона Кроза де Тьера в 1772 году. Ланкре был удостоен звания советника Академии художеств 24 марта 1735 года. С этого времени жизнь художника была полностью посвящена живописи стиля рококо. Ланкре в молодости стремился стать художником исторического, мифологического и батального жанра, но стал мастером живописи галантных праздников (балов, концертов, театральных постановок, парковых гуляний и фиест) и сцен повседневной жизни.

«Общество в саду». Размер картины 99 х 132 см, холст, масло. В коллекцию Эрмитажа картина поступила из собрания живописи дворца-музея князя Юсупова в 1925 году. В своем творчестве Ланкре обращался к тем же сюжетным линиям, что и его старший товарищ (до известных событий) Антуан Ватто. В своих картинах художник изображал персонажей итальянской комедии дель арте, сцены «галантных празднеств»; создавал также жанровые картины («Кухня», первая половина 18 века, Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Застолье на природе», 1735, художественный музей, Бостон). Художник Никола Ланкре также известен как иллюстратор литературных произведений знаменитого французского баснописца Жана Лафонтена.

«Купальщицы». Размер картины 115 x 95 см, холст, масло. В коллекцию Эрмитажа картина была приобретена из собрания торговца картинами Клостермана в 1782 году. Картина «Купальщицы» имеет также другое название «Лето». В своих прогулках за городом в окрестностях Парижа Ланкре делал зарисовки тех жизненных сцен, которые его поражали своей неординарностью, зарисовки всего того, что художник находил занимательным. В дальнейшем эти рисунки художника служили основой сюжетов для его картин, в которых Ланкре на протяжении своего не столь долгого творчества изобразил значительное количество жанровых сцен, деревенских свадеб, балов и ярмарок. Ланкре также писал портреты современников и картины исторической и мифологической тематики.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru