Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Арабское строительное искусство

Работа из раздела: «Культура и искусство»

Содержание

Введение

Строительные приемы и конструкции

Соборная мечеть в Кордове

Медресе Улугбека

Медресе Шир-Дор

Комплекс Боробудур

Дворец Альгамбра

Мавзолей Тадж-Махал

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Средневековой период в странах Ближнего и Среднего Востока совпадает с развитием и укреплением в них феодализма, распространением единой государственной религии - ислама.

Исламизация народов Азии, Северной Африки и юга Пиренейского полуострова шла вместе с их политическим подчинением. В VII в. на родине ислама Аравийском полуострове образовалось раннефеодальное государство - Арабский халифат, который к концу столетия подчинил себе Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В VII - начале VIII в. состав территории халифата вошла вся Северная Африка и часть Пиренейского полуострова на западе, Закавказье и Средняя Азия до границ Индии - на востоке. Первоначальным пребыванием халифов были аравийские города Медина, затем Мекка. С 60 - х годов VII в. с переходом власти к династии Омейядов столицей халифата стал Дамаск. В 750 г. утвердилась новая династия Аббасидов, и столица халифата была перенесена в Багдад.

Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли, однако, являться надежным надёжным и долговременным стимулом политического единства халифата. Борьба сшироким народных масс с феодалами и арабской знатью, жестоко эксплуатировавших крестьян и ремесленников, выливалась в мощные восстания, часто направленных против иноземного ига. В IX - X вв. социальное потрясения способствовало распаду халифата на отдельные государства.

Образование единого арабо-мусульманского государства по-разному повлияло на культурный облик покоренных народов. Некоторые из них (например, грузины и армяне) лишь номинально были в составе халифата, вскоре обретя свою фактическую независимость. Последовало отпадение от халифата и других стран (Ирана и Афганистана, Средней Азии, Азербайджана и др.), которые, сохранив свои национальные языки, восприняли от завоевателей ислама, что существенно повлияло на их культуру. Наконец некоторые из завоеванных стран были не только исламизированы, но и арабизированы, т.е. народы этих стран восприняли как основной арабский язык. К этой группе арабских стран относятся Сирия, Палестина, Ирак, Египет, страны Магриба ( Тунис, Алжир, Марокко) и южная часть Испании.

Культура арабов периода завоеваний, как правило, была ниже культур завоеванных стран. Развитие местных традиций имело имело решающее значение в развитии арабо-мусульманской культуры. Особенно важную роль играло взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Вместе с тем единство религии и интенсивные связи между народами халифата, содействовавшие обмену опытом, способствовало формированию некоторых общих черт арабо-мусульманской культуры.

В архитектуре местные строительные традиции сочетались с требованиями, выдвигаемыми централизованной феодальной властью и новой религией. Наряду с дворцами правителей и укрепленными замками широкое распространение получили новые типы зданий: мечеть -огромные залы, вмещавшие иногда тысячи молящихся, минареты - башни, с которых верующих созывали на молитву, медресе - здания мусульманских духовных училищ, мавзолеи - воздвигаемые чаще всего над могилами крупных духовных деятелей, правителей и феодальной знати.

В период зрелого средневековья большого расцвета достигли города. В IX - XIII вв. арабские, а так же иранские, азербайджанские и среднеазиатские города были не только торговыми и административными центрами, но и крупнейшими центрами учености, славились библиотеками, школами, университетами и другими просветительными учреждениями. Интенсивно застраивавшиеся города обносились мощными крепостными стенами, строились укрепленные дворцы правителей, соборные мечети, общественные здания. У стен города со временем вырастали заселенные ремесленниками предместья - рабады, куда постепенно перемещался экономический центр городской жизни. Среди типов зданий, связанных с торговлей, следует выделить крытые рынки и строившиеся в городах и на торговых путях караван-сараи, служившие для размещения караванов на отдых. Строились госпитали - маристаны, иногда представлявшие собой обширные комплексы с помещениями для больных, баней, кухней и др., а также здания различного общественного и торгового назначения. Известную общность можно отметить в типах жилищ в странах с сухим и жарким климатом. Издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищающими от зноя крытыми галереями.

Строительные приемы и конструкции

Строительное искусство арабов в период завоеваний стояло на более низком уровне, чем во многих из завоеванных стран. Это обусловило разнообразие строительных приемов в разных странах халифата, заимствовавших главным образом опыт местных архитектурных школ. Так на первых культовых постройках Сирии и Палестины сильно отразились архитектурные и конструктивные формы византийского зодчества и раннехристианских храмов. Древние месопотамские строительные традиции развивались в Ираке, Египте и других сопределенных странах. На территории Магриба первое время чувствовалось воздействие древнеримского строительного дела, поскольку здесь находились до арабского завоевания римские колонии. Особенно большое влияние на архитектуру на арабо-мусульманских стран оказало строительные достижения Сирии, сасанидского Ирана, а также древние строительные традиции Средней Азии.

Развивая строительную технику завоеванных стран, арабы использовали сообразно местным условиям камень, кирпич, бетон, каркасную конструкцию. В строительстве имели широкое применение арочные формы, сочетавшиеся с колоннами и столбами. Следуя классической традиции, сначала применялись полуциркульные формы арок, но вскоре широкое распространение получили стрельчатые, подковообразные и стрельчато-подковообразные очертания, ставшие одной из отличительных особенностей архитектуры.

Стрельчатый профиль уменьшал распорные усили в арке, что было особенно важно при бескружальной техники кладки. Кроме того, эта форма арок делает конструкцию устойчивой при сейсмических толчках: замок арки из двух пересекающихся кривых более ,,гибок,, и менее подвержен разрушениям в сравнении с аркой полуциркульного очертания. Подковообразный профиль с повышенным центром кривой развился в основном их эстетических соображений. Тенденция к декорации нашла выражение и в трехлопастных арках.

В Испании были разработаны интересные системы многоярусных переплетающихся аркад. При богаты декоративных качествах эти системы рациональны и в конструктивном отношении. Необходимость достигнуть большой высоты конструкции при относительно малой высоте колонн привела к двухъярусной аркаде, в которой самонесущие арки служат лишь элементами, связывающими опоры и обеспечивающими их устойчивость.

Арочные конструкции:

(стрельчатая) (подковообразная) (подковообразная) (трехлопастная)

Типы аркад:

(многоярусные) (переплетающиеся) (арки с ажурными тимпанами)

Соборная мечеть в Кордове

Самым ранним созданием мусульманской архитектуры была мечеть (араб. «место для совершения земных поклонов»), где собирались верующие для молитвы. Первоначально она представляла собой квадратный двор или зал, окруженный галереями на столбах или колоннах. Балочные перекрытия галерей располагались на стрельчатых или подковообразных арках, опирающихся на небольшие колонны. На одной из стен находилась алтарная ниша (михраб), обращенная в сторону Мекки - священного города мусульман. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном - арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть владения Аллаха.

Внешний облик соборной мечети Кордовы претерпел столько изменений и перестроек, что теперь в этом храме уже с трудом можно узнать мечеть, практически утратившую все внешние признаки исламской архитектуры. Однако внутренний интерьер сохранил нам жемчужину золотого века Исламской Испании.

Соборная мечеть в Кордове была построена в 784-786 гг., молитвенный зал насчитывал 9 нефов и 12 пролетов, в 833-852 гг., мечеть была значительно расширена, а в 961-976 гг. увеличена в размерах почти вдвое и появился купол над центральным нефом. Тогда же пространство около михраба было ограничено от молитвенного зала перегородкой - максурой. Этот элемент отсутствовал в архитектуре ранних мечетей времен праведных халифов, и появился значительно позднее, предназначаясь для защиты халифа во время молитвы от возможного покушения.

В 987 г., размеры мечети вновь сократили до 8 нефов, вернувшись к изначальным. Это была попытка согласовать раннюю концепцию традиционных пропорций с последующими расширениями, нарушающими симметрию молитвенного зала. В 1257 г. в мечеть встроили католический собор.

Входящему сюда архитектурному решение молитвенного зала кажется результатом кропотливой планировки. Однако дело обстояло совершенно иным образом: архитектору, для создания мечети отвели мало времени. Ему доставили колонны, уцелевшие в развалинах древних римских и византийских храмов, которые оказались разной длины и совершенно не подходили друг к другу по форме и стилю. Однако талантливый архитектор не растерялся - длинные вкопали в землю, совсем несоразмерные подтесали, а для придания стабильности и жесткости конструкции, все колонны пришлось скрепить подковообразными арками. Чтобы хоть как-то визуально сгладить это несоответствие, арки были отделаны чередованием красного кирпича с белым камнем. Результат оказался фантастическим! Так возник один из лучших шедевров мировой архитектуры.

Внутренний интерьер мечети сильно контрастирует с внешним обликом. Некоторые детали внутреннего стиля воспроизводятся в фасаде, но если арки молитвенного зала создают иллюзию бесконечности, словно прорывая пространство, то здесь они упираются в стенку, в плоскость, линии обрываются. Это не случайно, это продуманное архитектурное решение: здесь заложена идея уединенного, изолированного и закрытого от посторонних глаз пространства (харам), куда нет доступа случайному человеку, прохожему, не верующему, ибо приходить в мечеть можно лишь с одним намерением - совершения молитвы Господу.

Кордова поражала количеством мечетей, школ, бань, больниц, гостиниц. В городе было 70 библиотек. Одна из библиотек насчитывала 400 тысяч томов, среди которых были редчайшие манускрипты. В городе работал целый штат переписчиков, мастерство которых ценилось очень высоко. Они ежегодно переписывали 18 тысяч рукописей. Даже сегодня эти цифры впечатляют.

Все знают, что мечеть - это храм. В Кордове таких храмов было множество. Но тот, о котором идет речь, был главным и самым большим. Такой храм обычно называется собором. Мечеть расположена, как и полагается, в центре города. Она должна была быть видна отовсюду.

Город был увит зеленью, обильно растущей среди домов и крепостных стен в благодатном климате Южной Испании. Сады и дворики Кордовы утопали в море цветов.

Мечеть обнесена стенами, периметр которых составляет семьсот метров. Стены образуют правильный прямоугольник со сторонами 200 и 144 метра. Стены окружают мечеть и примыкающий к ней Апельсиновый двор.

Здание мечети представляет собой правильный прямоугольник со сторонами 180 и 130 метров. При приближении к мечети малый прямоугольник совершенно незаметен за стенами, образующими большой.

Высота стен, окружающих мечеть, различна. Ближе к реке стены высокие, дальше от реки, где местность постепенно повышается, стены становятся ниже. Мечеть вписана в рельеф таким образом, что стены кажутся одинаковыми по высоте. В этом одна из характерных особенностей кордовского храма.

Сегодня мечеть выглядит иначе, чем тысячу лет назад. С того дня как мечеть появилась на земле Кордовы, она постоянно перестраивалась, дополнялась все новыми и новыми фрагментами.

Вот, например, колокольня. Это явно позднейшее сооружение. В мечети не могло быть колокольни. В мусульманских мечетях есть башни. Они называются минаретами и служат для призыва верующих на молитву. Раньше здесь действительно находился минарет. На месте колокольни. И минарет, и колокольня, помимо сигнала верующим, что пришел час молитвы, играла еще одну важную роль.

Кордовский минарет, а позднее колокольня, обозначали место главной городской святыни. Двигаясь по направлению к колокольне, как к маяку, попадаешь к северо-западной стороне мечети - туда, где находится упомянутый Апельсиновый двор.

В него попадаем, пройдя в ворота колокольни. Здесь сооружены пять фонтанов для омовения. Омовение - неотъемлемая часть церемонии посещения любой мечети. В Апельсиновом дворе и сегодня растут апельсиновые деревья. Раньше, когда мечеть не отгораживалась от двора стеной, она была как бы продолжением апельсиновой рощи. Лишь смена живых стволов деревьев на рукотворные колонны, напоминала, что мы вошли в святилище. Известность Кордовской мечети принес не столько ее внешний облик, сколько интерьер - внутренний вид. Первое ощущение, которое испытываешь, зайдя внутрь, что ты заблудился в густой чаще. «Лес колонн» - подобное сочетание встречается в рассказах о мечети в Кордове.

Итак, вот первая характеристика интерьера мечети - «лес», состоящий из колонн. Можно насчитать более 800 колонн. Раньше их было еще больше - 1293. Одновременно человек способен охватить взглядом лишь несколько десятков колонн. Остальные тают и растворяются в пространстве, рождая ощущение бесконечности.

Если мечеть, по замыслу местных эмиров, - главная святыня Кордовы, то святыня самой мечети - алтарная ниша - михраб. Михраб, или алтарь каждой из них направлен в сторону Мекки - главной святыни мусульман. Поэтому в какой бы части света ни находились мечети, оси их алтарей направлены в одну точку, словно стрелки компаса, стремящиеся к магнитному полюсу.

Там, где находился михраб, располагалась максура - место для халифа. Это наиболее богато украшенная часть мечети. К ее восприятию зодчие, строившие храм, готовили паломников, используя эффект неожиданности.

Человек, который через апельсиновую рощу попадает незаметно под своды мечети. Перед ним - бесконечный лес колонн, тающий в пространстве. Куда бы ни пошел человек, он видит этот лес. Кажется, что здесь ничего нет, кроме колонн. И вот, когда он начинает думать, что заблудился в этой бесконечности, - колонны расступаются и перед пораженным посетителем раскрывается во всей своей красоте михраб - главная часть мечети.

Высота зала 11,5 метров, тогда как сами колонны относительно невысоки - чуть более трех метров. На колонны опираются двухъярусные аркады, которые, в свою очередь, несут перекрытия мечети. Арки, составляющие двойные аркады, и определяют своеобразие интерьера.

Колонны выполнены из разноцветного мрамора, порфира, яшмы, и потому уже не похожи друг на друга. Подобное разнообразие опять, заставляет вспомнить лесные чащобы, где стволы деревьев, хотя и похожи друг на друга, все же имеют отличия. Так и здесь. Колонны вроде бы одинаковы и, в то же время отличаются друг от друга. Но архитектор прекрасно понимал, что небольшого разнообразия в цвете и материале колонн будет недостаточно для придания всему пространству необходимого впечатления. И поэтому мастера решили в противовес нюансному отношению создать контрастное. Точнее, не в противовес, а в дополнение. Тем самым двойные арки, которые соединяют каждую пару колонн, сделаны двухцветными: в кладке арок чередуется камни белого и красного цвета. Любой из вас уверенно скажет, что белый и красный цвет образуют красивое контрастное сочетание.

Двухцветные арки, благодаря избранной цветной гамме просматриваются на далекое расстояние. Человек подсознательно оценивает масштабы здания - он видит сверкающие красно-белые арки, которые ведут его к цели. Не подумайте только, что интерьер мечети был совсем темным. Маленькие узкие окошки в стенах пропускали немного света. Впечатление от игры разных цветовых пятен усиливалось благодаря мерцанию сотен лампад в серебряных оправах. Внутреннее пространство мечети благодаря мерцанию лампад не казалось застывшим. Все еле заметно светилось, переливалось, мерцало.

Стены, окружавшие мечеть, изнутри были покрыты резным орнаментом и мозаикой. Это другая главная тема декоративного оформления интерьера. Узорчатый орнамент как бы готовил посетителя к восприятию михраба - алтарной ниши. Здесь встречаются и переплетаются две темы - простые двухцветные аркады огромного зала и тонкий рисунок орнамента боковых стен. В результате получилось сложные арки, чем-то напоминающие аркады зала, а чем-то мотивы стенного орнамента.

Необходимо сказать и о потолках мечети, которые были выполнены из многочисленных пород дерева. Предпочтение было отдано сосне. Это дерево красное, со светлой корой.

Как большая часть древних сооружений, мечеть в Кордове была подвержена переделкам и дошла до нас не такой, какой она была двенадцать веков тому назад.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека была построена по заказу Улугбека, ученого и мецената, и выполняла роль высшего учебного заведения, где обучали не только религиозным, но и светским дисциплинам. Площадь 81х56м.

Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор с двумя ярусами арок, за которыми располагаются кельи для семинаристов. В противоположной стороне от выхода - сводчатая зимняя мечеть. Углы медресе фланкированы минаретами. Композицию главного фасада (h-16,5м) определяет монументальный портал с обширной стрельчатой аркой с минаретами (высотой более 30м) по бокам. Особенно эффективно мозаичное панно над выходной аркой, скрывает глухость и тяжесть стен, придавая ему легкость и нарядность.

Исключительно богат и разнообразен декор внешних и дворовых фасадов - мраморные панели в основании, резные наборные мозаики, майоликовые панно с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами.

К началу 20 века медресе представляет собой руины. Реставрационные работы проводились с 30-х по 90-е годы 20 века. Был восстановлен портал, второй этаж худжр. По конструктивной схеме, предложенной академиком В.Г.Шуховым, и проектам инженеров М.Ф.Мауэра, Е.О.Нелле, Э.М.Гендегь выпрямлены минареты по углам главного фасада.

Медресе Шир-Дор

Медресе Шир-Дор стоит на оси медресе Улугбека, зеркально повторяя его главный фасад: почти те же размеры, та же схема портала со стрельчатым сводом, ребристые купола по бокам. Площадь 70х57м.

Особенно примечательна декоративная композиция портальной аркой. С каждой стороны портальной арки помещено мозаичное изображение солнца с человеческим лицом в лучах нимба и льва, догоняющего лань. Отсюда и название Шир-Дор - «Львов имеющее». В решении других фасадов с 54 худжрами (кельями) зодчий применил более развитые методы строительной технологии. Здесь нет зимней мечети, задних аудиторий, минареты поставлены лишь по переднему фасаду, два других угла оформлены массивными угловыми башнями.

С большой фантазией украшены наружные и дворовые фасады. В архитектурном декоре применены облицовки из глазурованного кирпича, мозаичные наборы и росписи с обилием позолота. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов, символическое «дерево жизни».

В отличие от внешнего оформления интерьер строг. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя - для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.

Реставрация медресе началась с 1924 года. В 1962 году восстановлен декор над аркой главного портала, большие работы были проведены в 70-90гг. 20 века.

1) Медресе Улугбека. 2)Медресе Шир-Дор. 3) Медресе Тилля -Кари.

Комплекс Боробудур на Яве

Боробудур возведён как огромная ступа, выполненная в форме мандалы. Фундамент ступы - квадратный, со стороной 118 м. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних -- квадратные, и три верхних -- круглые. Форма мандалы представляет схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями. На верхнем ярусе расположено 72 малых ступ вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола.Внутри ступ помещены 504 статуи Будды.

До сих пор Боробудур является местом паломничества и молитв. Паломники проходят семь раз по часовой стрелке на каждом уровне. Прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, согласно повериям, приносит счастье.

Весь объём всего сооружения составляет примерно 55 000 мі. Ступа сооружена из 2 000 000 каменных блоков. До сих пор ученые не могут определить точную дату и продолжительность строительства этого храма, -- предполагают, что храм был возведён в VII--IX вв.

В 1907--1911 Теодор ван Эрп предпринял первую капитальную реставрацию комплекса. С 1900 года молодой офицер входил в Боробудурскую Комиссию в Магеланге. Реставрация увенчалась большим успехом, и комплекс приобрёл торжественный и внушительный вид.

По причине ограниченного бюджета в первую очередь проводились работы по улучшению дренажа и восстановлению общей структуры. Для долгосрочной реставрации требовалось много дополнительной работы. Кроме того, Боробудур построен на холме, и необходима работа по предохранению памятника от размывания почвы, проваливанию, коррозии и повреждений от растительности джунглей.

Единственным решением была бы полная разборка сооружения, укрепление холма и полная реставрация. Эта огромная работа была проведена в 1973--1984 под эгидой ЮНЕСКО. Сейчас комплекс Боробудур входит в число объектов Всемирного наследия.

Дворец Альгамбра

Жемчужиной мусульманской архитектуры по праву считается дворец Альгамбра в Южной Испании. Этот роскошный дворец относят к мавританскому стилю архитектуры, был построен во времена правления династии Насридов. Дворец строился из дерева, керамической плитки и штукатурки. Каждый правитель вносил какие-то изменения. Он расположен на вершине холма, господствующего над городом, и органично вписан в окружающий ландшафт. Мощная крепостная стена красного цвета ( отсюда название: «аль-Хамра» по-арабски «красная») отделяет дворцовые постройки от внешнего мира.

Дворец предназначался для пышных приемов послов, а также для личной жизни эмира, то есть правителя. В его ансамбль входили павильоны, залы, мечеть, гарем, баня. В архитектуру органично включены вода и зелень. Мерное падение струй воды в журчащих фонтанах, аромат цветов и душистых растений создает особую атмосферу созерцания и неги. Причудливые и утонченные формы мавританской архитектуры поражают богатством и роскошью интерьеров.

Башни Альгамбры (Алые Башни) - названные так по цвету камня, расположенные на горном склоне, над ущельем, высятся восемь башен дворца. В старину их было двадцать четыре. Они гораздо древнее Альгамбры, откуда они появились, нигде не упоминается. Громадные и квадратные мавританские башни, образуют главный вход крепости. Этот портал называется Врата Правосудия, ибо во времена мусульманского владычества под его сводом безотлагательно решались неотложные дела.

Главный вход перемыкает громадная подковообразная арка. На замковом камне этой арки высечена рука. Замковый камень над порталом украшен парным изображением огромного ключа. Многие утверждают, что рука эта - религиозная эмблема: пять пальцев обозначают пять основных заповедей ислама. Ключ по их словам знаменует веру или власть: ключ Дауда (Давида), врученный пророку.

Основу композиции Альгамбры составляет система дворов, расположенных на разных уровнях. Главные из них - Миртовый и Львиный - представляют собой замечательный пример соединения архитектуры и садово-паркового искусства. Изысканно-строгий Двор мирт (47х33 метра) был центром Дворца приемов. Середину Миртового двора занимает зеркальная гладь водоема, по краям которого поднимаются кроны двух рядов стриженных миртовых кустов. Двор обрамляют стены с цветными витражами окон в глубоких нишах, легкие аркады на стройных невысоких колоннах. Здесь, среди гармони и покоя, торжественно принимали послов.

По соседству с Миртовым двором расположены личные покои эмира, центром которых является Львиный дворик - «восьмое чудо света». Прямоугольный сад разбит на четыре равные части, на их пересечении стоит фонтан, чашу которого поддерживают 12 скульптур львов. Четыре апельсиновых дерева, посаженных по краям, обозначают форму сада. Вдоль двора идет галерея. 124 изящные тонкие колонны поддерживают резную каменную аркаду. Со всех сторон к Львиному дворику примыкают залы, павильоны, увенчанные куполами. Каждый сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, поэтическими надписями, орнаментальной мозаикой. « Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его», - эти слова повторяются несчетное число раз. С арок и сводов свисают декоративные «сталактиты», напоминающие по форме ступенчатую поверхность. Золотистый цвет камня придает залам особый, «драгоценный» облик.

«Зал двух сестер», с вделанными в пол двумя огромными плитами белого мрамора, «двумя сестрами».

«Двор королевы», украшенный фонтаном, кипарисами по углам, а главное - сложным орнаментом покрытия, в рисунок которого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

«Палата послов», купол которой украшен звездным узором, мерцающим на высоте 18,3 метра (утверждают, что вид этого искусственного неба вполне может соперничать с настоящим небосводом).

Дворец Карла V выделяется своей массивностью. Но внутри квадратного сооружения (60х60 м) прячется один из самых красивых дворов в Испании. Круглый двор в строгом стиле с двойным рядом колонн имеет диаметр 30 метров. Сейчас во дворце Карла V расположены: Музей изобразительных искусств и Музей испано-мусульманского искусства.

Летняя резиденция эмиров - расположена выше Альгамбры на 100 метров. Это комплекс изолированных садов на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный двумя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

Архитектура, как и внутренний облик дворца, скорее изысканная, нежели великолепная: она свидетельствует об изысканном вкусе и расположении к празднику. Глядя на грациозные колоннады и по видимости хрупкие настенные узоры, трудно поверить, что над ними промчались столетия, что они перенесли землетрясенья и войны.

Альгамбра дала название одноименному стилю декоративно-прикладного искусства. Вазы и ткани, оружие и ювелирные украшения чарующего стиля «альгамбра» таят в себе догадку о «скрытом сокровище», понимаемом мусульманами как зашифрованный путь к постижению высшего знания и совершенной красоты.

Мавзолей Тадж-Махал

С 12 в. Ислам распространился на северную и центральную часть полуострова Индостан. Выдающимся памятником исламской архитектуры, восхищавшим многие поколения людей, является купольный мавзолей Тадж-Махал в Агре.

Существует легенда о создании этого мавзолея, которая гласит: Шах-Джахан встретил на базаре бедную девушку с бусами из дерева в руках, и так она на него посмотрела, что не видел он больше окружавшей грязи и нищеты, и твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучатся никогда. Точно известно, что в тот год (1612) ей было 19 лет, довольно много даже по меркам современной Индии.

У Шана-Джахана был большой гарем, как и полагалось правитель. Он так сильно любил Мумтаз-Махал, что не обращал никакого внимания на других жен. Мумтаз-Махал, единственная из жен сопровождала его даже в далеких военных походах, стойко перенося все тяготы вместе с мужем, единственный человек, которому он полностью доверял и даже советовался.

За 17 лет счастливого супружества у них родилось 13 детей. И вот, всего год спустя, в 1629 году его настигло горе: Мумтаз-Махал не пережила тяжелых родов 14-го ребенка. 36 лет для женщины в те времена был очень солидный возраст, а частые роды изматывали здоровье. Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах-Джахана, который возвращался из победоносного похода в Декан. Там же хотели похоронить и Мумтаз-Махал. Шах был на грани самоубийства. Его голова навсегда скорбно опустилась, волосы поседели.

Через полгода вдовец перевез тело в Агру где он решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой жены, а по величине их - чувств.

Здание строилось 22 года, на строительство собрали со всей страны больше двадцати тысяч человек. Мрамор привозили за 300 километров из уникальной каменоломни.

К мавзолею ведет роскошный парк. Весь комплекс это закрытый с трех сторон парк. Мавзолей расположен на прямоугольной платформе из красного песчаника. Его арочный портал высотой в 20 метров обрамлен каллиграфическим орнаментом, инкрустированным черным сланцем по белому мрамору. По мере удаления от зрителя надписи увеличиваются таким образом, что кажутся одинаковыми и на уровне человеческого роста. Здание венчает огромный белый купол луковичной формы с устремленным ввысь золоченным девятиметровым шпилем. Он так грациозен и изящен, что в Индии его называют «облачком, застывшим на воздушном троне». Со всех сторон купол обрамлен четырьмя башенными павильонами. По углам взметнулись четыре стройный трехъярусных минарета, также увенчанных башенными павильонами с куполами. Белоснежный мраморный мавзолей расположен на берегу реки в большом кипарисовом парке с водоемом, каналами и фонтанами. Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает 74 метров.

Парк гармонично дополняет весь ансамбль, поскольку спланирован как дорога, ведущая к главной святыне, его осью является оросительный канал, разделенный посередине пути мраморным бассейном. К четырем минаретам от него идут дорожки. Парк занимает в общей сложности 18 гектаров.

Со стороны реки ничего нет, чтобы ничего не заслоняло сам мавзолей. Река здесь не очень спокойная, поэтому увидеть идеальное отражение практически невозможно, что подчеркивает иллюзию нереальности. Многие люди специально приходят на противоположный берег рано утром, чтобы увидеть воочию, как парит в предрассветном тумане это величественное здание, а с первыми лучами солнца начинается игра цвета на его стенах.

Возможно, эта воздушность создается непривычными для нас пропорциями, когда высота равна ширине фасада, а сам фасад прорезан огромными полукруглыми нишами и кажется невесомым. А может, это главный купол уносит ввысь за собой всю остальную конструкцию.

К самому сердцу ведет лестница. Беломраморная пена стен украшена искуснейшими малайками из тысячи драгоценных и полудрагоценных камней. Сплетенные в изысканный орнамент стебли растений и вязь арабских букв, выложенных черным мрамором. Четырнадцать сур из Корана - традиционное украшение для мусульманской архитектуры венчают своды арок над окнами. арабский мечеть медресе дворец

Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Особенно изящно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Она являет собой образец тончайшей ажурной работы, а потому по праву считается «шедевром элегантности» в индийском искусстве. Другой примечательностью интерьера усыпальницы является акустический эффект. Слово, произнесенное шепотом, многократно усиливается и звучит под сводом в течении 16 секунд.

Когда строительство подошло к концу, в 1652году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания - мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Это было уже безрассудством: страна разорена многочисленными войнами и дорогостоящим проектом. В 1658 году Шаха-Джахана сверг его сын. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне. Там он провел оставшиеся 9 лет, в комнате, из окна был виден лишь Тадж-Махал.

Только после смерти он вновь воссоединился со своей любимой - согласно завещанию, его похоронили рядом с женой, в одном с ней склепе. Такова эта красивая и печальная история, давшая нам образец великой любви. Тадж-Махал остается самым замечательным и великим индо-исламским произведением искусства, почитающимся ныне как самое красивое строение на земле. На надгробьях всегда живые цветы. Не мертвым Людям - вечно живой Любви!

Мавзолей Тадж-Махал. План территории.

Заключение

Каждой эпохе человеческой истории характерны свои произведения архитектуры, все они очень разные, все несут на себе «печать» своего времени, отражают взгляды, вкусы, привычки, обычаи создававших их людей. Но во все времена и у всех народов произведения арабских архитекторов вызывали и вызывают восхищение.

В этом реферате я рассказала лишь о некоторых произведениях средневековой архитектуры, стран Арабского халифата. Работая над ним, я узнала, что существует много других прекрасных произведений, которые могут быть предметом изучения и послужить темой следующего реферата. Работа над темой реферата не только расширила мои знания по истории культуры, но и заставила по-новому взглянуть на современную архитектуру. В прошлом, не имея таких технических возможностей, как в наши дни, архитекторы строили настоящие произведения искусства, вкладывали в них весь свой талант, мастерство, душу нельзя, к сожалению, сказать о современной архитектуре массового строительства.

Восхищение перед творениями древних мастеров вызывает уважение к их трудолюбию и мастерству, заставляет задуматься о необходимости сохранения памятников архитектуры, бережного отношения к нашему культурному и историческому наследию. Средневековая архитектура прекрасна и неповторима особенно средневековая архитектура арабских стран.

Список используемой литературы

1. Гуляницкий Н.Ф История архитектуры Том 1. - М. : Стройиздат, 1984.

2. Веймарн Б.В. Искусство арабских стран и Ирана.- М.: Наука, 1974.-240с.

3. Муравьев В.С.: Ирвинг В. Альгамбра. -М.: Наука, 1979. - 114с.

1. www.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru