Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Арабское средневековье

Работа из раздела: «Культура и искусство»

4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: АРАБСКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Выполнила студентка

Пех Анастасия Анатольевна

Содержание

Введение

1. Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации: актуальность и опыт изучения, историческая периодизация, основные понятия

2. Социально-политическая и экономическая системы арабо-мусульманской цивилизации

3. Особенности мусульманского мировоззрения

4. Художественная культура арабского Востока

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Под средневековой арабской культурой подразумевают культуру племен, населявших Аравийский полуостров, а также тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и восприняли ислам. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании, Закавказья.

Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества. Уникальность этой культуры обусловлена особенностями ислама, который представляет собой не просто мировую религию, а целостную культуру - право и государство, философию и искусство, религию и науку, обладающих своей неповторимостью.

1. Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации: актуальность и опыт изучения, историческая периодизация, основные понятия

Под средневековой культурой Арабского Востока (V-XVI вв.) подразумевают культуру Аравии и тех стран, которые подверглись арабизации и исламизации и в которых сложилась арабская народность. Большая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности. Однако, впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура осталась единой.

Основная часть территории Аравии - степи, пустыни и полупустыни; лишь малая часть земель была пригодна для земледелия. Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. Большинство населения полуострова составляли кочевники-бедуины, называющие себя арабами («араб» - «лихой наездник»). В начале нашей эры бедуинские отряды, верблюжьи и конные, превратились в грозную силу. Кочевники грабили караваны горожан и считали их имущество своей законной добычей, нападали на деревни, травили посевы. Горожане сопротивлялись и зло высмеивали «верблюжатников». Однако и тем, и другим было трудно в непростых природных условиях, требовавших максимального напряжения сил, для того чтобы выжить. В их отношении к миру было больше сходства, чем различий, и жизненными ценностями были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем. В то время арабы были язычниками. В городе Мекка находился общеарабский храм Кааба, где помещались изображения трехсот местных идолов. В среде кочевых племен и зародился ислам - будущая мировая религия, оказавшая сильное влияние на страны Востока.

Ислам (мусульманство) возник в нач. VIIв. н.э. Основателем ислама был реальный человек - пророк Мухаммед (570-632 гг.) (Приложение 1). Он происходил из племени курайшитов, хранителей мекканского святилища. Мухаммед рано осиротел, его воспитывал дедушка, затем дядя, богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в двадцать пять лет стал работать у сорокалетней вдовы Хадиджи. Она организовывала торговые караваны в другие земли. Они поженились - это был брак по любви. Хадиджа родила Мухаммеду трех сыновей и четырех дочерей. Мальчики умерли, а девочки, когда выросли, сделались мусульманками. Всего у пророка было 9 жен.

Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше вопросами веры. Свои первые откровения он получил во сне - ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил, что Мухаммед должен проповедовать истинным Богом Аллаха, который поможет людям избавиться от проблем - бедности, междоусобиц, объединит арабов в борьбе с «неверными».

Опираясь на своих единоверцев, Мухаммед вскоре подчинил своему влиянию весь Аравийский полуостров. Здесь сложилось единое арабское государство с теократической формой правления - халифат.

Арабское средневековье можно разделить на следующие периоды:

1. Джахилийя (доисламская эпоха).

2. Меккано-мединский период -VI- VII вв. (начало мусульманской веры, возникновение ислама).

3. Дамасский период - 661-750 гг. (правление династии Омейядов, активная завоевательная политика).

4. Багдадский период - 750-1258 гг. (правление династии Аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад Халифата).

2. Социально-политическая и экономическая системы арабо-мусульманской цивилизации

Джахилийя - доисламская эпоха, языческий период арабо-мусульманской культуры, который можно назвать временем невежества и грубости.

По данным археологов, люди Аравийского полуострова были искусными земледельцами. Географическое положение помогало развитию торговли, т.к. аравитяне выступали торговыми посредниками между Востоком и Западом. К концу II тыс. до н.э. культура Аравии достигает высокого уровня; позднее, общаясь с греко-римским и византийским миром, арабы познакомились с иудаизмом и христианством, распространившимися на полуострове во II-V вв. Тогда же полуостров оказывается в центре ирано-византийского противостояния. Торговля и города приходят в упадок.

Подъем Аравии происходит вместе с зарождением новой веры - ислама в конце VII в., история возникновения которого связана с важнейшими событиями в жизни его основателя - Мухаммеда ибн Абдаллаха.

Первая мусульманская община насчитывала около пятидесяти человек, в основном из родных и близких пророка Мухаммеда. Он научил их молиться, как самого научил Джабраил. Постепенно ислам стал принимать гласный характер, и вскоре со склона горы ас-Сафа Мухаммед обратился к мекканцам с первой открытой проповедью. Но курайшиты почувствовали в общине серьезного соперника, и настороженность язычников - носителей традиций, сменилась открытой враждебностью. Начались преследования верующих.

610-620 гг. - это время борьбы между традиционным языческим обществом Мекки и исламом. Часть мусульман укрылась в христианской Эфиопии. Вскоре умерли старейшина Абу Талиб, покровитель Мухаммеда, и жена пророка Хадиджа. Все это заставило искать поддержки за пределами Мекки.

26 июля 622 г. считается началом мусульманской эры. Это год переселения Мухаммеда из Мекки в Ятриб (Медину) - хиджра.

В Медине изменился общественный статус Мухаммеда: из проповедника он превратился в посланника Аллаха. Жители Медины признали его своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали в стремлении победить Мекку. Борьба между городами закончилась победой Медины. К 632 г. все племена, почитавшие мекканскую Каабу, приняли ислам. Формируется мусульманское теократическое государство - Арабский халифат, первым халифом стал сам Мухаммед. Его сподвижники провели ряд завоевательных походов, что привело к расширению территории халифата и к быстрому распространению ислама. Ислам становится государственной религией Арабскаго Востока.

Умер Мухаммед в 632 г. и был похоронен в Медине. Его могила - важнейшая святыня ислама. Кончина пророка стала тяжким испытанием для ислама. Мухаммед не оставил распоряжения о своем приемнике. У него не было наследников по мужской линии. Выдвинулись разные лжепророки. Для сохранения власти, необходимо было срочно выбирать приемника, который возглавил бы общину верующих. На собрании победили соплеменники пророка, и первым халифом стал Абу Бакр, отец любимой жены пророка Айши. Абу Бакру пришлось действовать в смутные времена отступничества, но он организовал ряд походов и усмирил неверных, став главой обширного Арабского Халифата (632-644 гг.) (Приложение 2). Арабские завоевания вышли за пределы Аравийского полуострова.

После смерти первого халифа его приемником становится Омар (634-644 гг.). За годы его правления в мусульманское государство вошли Сирия, Месопотамия, Палестина, Египет. Третьим халифом становится Осман (644-656 гг.), назначенный Омаром перед смертью. Государство продолжает расширять границы. Мусульмане закрепились в Северной Африке и в Закавказье.

Выдвижение халифской родни на ключевые посты вызывали недовольство в народе. Осман был убит. В исламском мире возник глубокий раскол. Близкие родственники пророка полагали, что только религиозная святость дает право на власть, а эта святость передается лишь через наследников Мухаммеда. На этой почве в халифате началась многолетняя смута.

В 661 г. к власти приходят Омейяды. Центром страны был Дамаск. Омейядские халифы продолжили завоевания, начатые их предшественниками. При них исламу покорилась вся Северная Африка, мусульманские отряды через Гибралтар высадились в Испанию, вторглись во Францию. На Востоке воины ислама захватили, Бухару, Самарканд и другие города Центральной Азии; утвердились в Армении, Азербайджане, Западной Грузии, совершали набеги на хазаров на границах Южной Руси.

При Омейядах народы, вошедшие в исламское государство, приводятся к форме мусульманской культуры. Складываются каноны мусульманского зодчества. Сложились основы мусульманской государственности. Халифат представлял собой военную деспотию. Произошло слияние религиозной (има-мат) и светской (эмират) власти, что усиливало авторитет халифа, подчеркивало священность его особы. Ближайшим лицом к халифу был визирь, который отвечал за финансово-хозяйственные дела. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и сеиды. Как в восточных цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю. Частное землевладение существовало в халифате, но не достигало крупных размеров. Большую часть государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту-налог - десятую часть доходов. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разрешалось.

Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с налоговой и денежной системой. В пользу халифа платился вакф. Все население платило натуральный налог на войско. Немусульманское население платило дополнительную подушную подать.

На основе положений ислама и обычного права арабов (адат) сложился свод законов - шариат. Мусульманское право не предусматривает предварительного следствия и судебного разбирательства. Считалось, что скорый суд как божественное предопределение - всегда правый. Бесспорным достоинством средневекового шариата было признание равенства всех граждан перед судом и отказ от древних родоплеменных разборок, кровной мести и т.п. Поражает суровость наказания за преступления. За воровство - отсекают руку, за употребление вина и азартные игры - наказание палками или даже казнь. Положение личности тоже было вполне традиционным для восточной деспотии: человек мог неожиданно вознестись на верх социальной лестницы и так же внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих.

Важным фактором распространения и укрепления арабо-мусульманской культуры была исламизация. Хотя миссия пророка обращена только к арабам как к богоизбранному народу, он предписывал обращать «неверных в истинную веру» (джихад). Этому способствовал и экономический фактор: немусульмане облагались более тяжким налогом, облегчить участь можно было приняв ислам.

Другим важным фактором распространения культуры стала арабизация - усвоение культуры и языка арабов завоеванными народами. Сначала арабы не стремились ускорять этот процесс, т.к. считали, что люди других национальностей не должны получать равные с ними права, и знание арабского языка и даже принятие ислама не делали граждан других стран равными арабам. Позже эти противоречия будут устранены решением династии Абассидов об уравнивании в правах всех мусульман (сер.VIII в.).

Окончательное формирование мусульманского богословия и культурный расцвет халифата приходится на эпоху Абассидов (750-1258 гг.), потомков дяди пророка ал-Абасса, которые в результате жестокой резни сменили Омейядов и перенесли столицу в Багдад. Абассиды не вели активной внешней политики - за долгие века их господства к халифату были присоединены лишь Сицилия, Кипр и еще ряд незначительных по размеру территорий. Основной их целью было сохранить то, что уже завоевано.

Экономический расцвет халифата - VIII-IX вв. Благодаря ирригационной системе большие успехи сделало земледелие. Рис, хлопок начали культивировать во многих частях халифата. Садоводство и цветоводство получило промышленное значение. Обширные плантации роз давали эссенцию для парфюмерного производства. Арабы разводили ценные породы овец и лошадей. Большой славой пользовались арабские ремесленные изделия: ткани, высококачественная сталь и оружие (знаменитая дамасская сталь), стекольные, зеркальные, ювелирные изделия и др. Арабские купцы проникали далеко на север Европы - до Балтики, на Дальнем востоке - до Китая и Индонезии.

В VIII-XIII вв. у арабов окончательно сложились феодальные отношения. Земля оставалась государственной собственностью с вытекающей отсюда системой налогообложения. Характерной чертой арабского феодализма было существование рабства. Рабы - главная рабочая сила в феодальных поместьях.

Арабы создали эффективную финансовую систему, при которой наряду с наличными деньгами широко использовались безналичные расчеты в торговых операциях (расписки менял, которым купец, приезжая в город сдавал товар).

Таким образом, благодаря осуществлению политики исламизации и арабизации было достигнуто социально-политическое сплочение населения всего халифата, распространение единого языка межнационального общения, что способствовало формированию интегрирующей арабоязычной культуры.

Распад Аббасидского халифата (сер. X в.) в связи с образованием на его территории самостоятельных государств привел к уменьшению роли арабской культуры в общем развитии мировой культуры.

3. Особенности мусульманского мировоззрения

Любая религия решает главные вопросы: каково место человека в этом мире, и каковы должны быть отношения к людям и окружающему миру. Смыслообразующим ядром исламского мира является Коран (Священное Писание), на котором строится вероучение, культ и образ жизни. Это сборник пророческих откровений, полученных неграмотным Мухаммедом от Аллаха через посредничество его ангела. Здесь говорится, что весь мир своим существованием обязан воле Аллаха. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установки, молитвы, назидательные рассказы и притчи пророка, произнесенные им и записанные его помощниками.

Структуру книги составляют 114 сур (глав), которые состоят из аятов (стихов). Суры в Коране расположены не в хронологическом порядке, а в порядке убывания их длины (Приложение 1).

Коран определяет обязанности мусульман:

1. Шахада - исповедание веры. Ее смысловой перевод: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед - Посланник Аллаха». Произнесение шахады - долг мусульманина.

2. Салят, намаз - молитва. Мухаммед назначил пять обязательных ежедневных молитв: на рассвете, полуденную, предвечернюю, на закате, в начале ночи. По пятницам совершается общая молитва в мечети.

3. Закят - обязательная милостыня в пользу бедных.

4. Саум - пост один раз в году в месяц рамадан: взрослые мусульмане обязаны в светлое время суток воздерживаться от еды, питья, курения, плотских отношений.

5. Хадж - паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин.

Соблюдение этих положений призвано продемонстрировать мусульманам покорность Аллаху, их равенство перед Богом.

Коран содержит сведения космогонического характера (очень схожие с библейскими). Бог творит мир за шесть дней. Земля представляет собой плоскость, а небо состоит из твердых сводов. Человека Аллах создает из земли.

Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие - всеобщий Божий суд. Посмертная участь человека зависит от того, как он вел себя при жизни, от соотношения совершенных хороших и плохих поступков. Проверить это просто, т.к. на каждого человека ангелы заводят свиток, куда заносят все его деяния. Правоверные могут рассчитывать на успокоение души в раю. Райская жизнь в Коране описана с особым художественным мастерством: в джанне (раю) правоверного ждали тенистые сады с каналами, реками молока, вина и меда. Они вознаграждались супругами-девственницами - гуриями. В джаханнаме (аду), напротив, полагалось гореть в вечном огне, пить кипяток и гнойную воду, мучиться от жгучего холода и т.п.

Судьба человека записана в Книге Судеб. Все в мире живут повелениями Всевышнего. В Xв. мусульманский богослов аль-Ашари утверждал, что Аллах сотворил человека со всеми его будущими поступками.

Помимо Священного Писания вероучения ислама обладает Священным Преданием - сунной - комментариями и дополнениями к Корану. Наиболее последовательные сторонники ислама, придерживающиеся норм этой книги, называются суннитами. Часть мусульман не признающих сунну - шииты.

Традиционные нормы поведения восточного общества сочетались с традиционным мышлением, определяющееся мифологией, важнейшей составной частью которой была джиннология - учение о джиннах (духах). Ислам так определял их место в мире: джинны-демоны сотворены из чистого огня, уступают человеку, сотворенному Аллахом из глины, и ангелам, сотворенным из света. Джинны-демоны похожи на людей: они смертны, хотя и могут жить сотни лет, нуждаются в пище, могут сочетаться браками друг с другом и с людьми. Но они могут летать, проникать глубоко под воду и землю, становиться невидимыми, оборачиваться различными людьми, растениями, животными. Джинны могут быть добрыми (принявшими ислам) и злыми (неверными). Но человеку следует опасаться и тех и других, т.к. они подстерегают на каждом шагу. И прежде, чем достать воду из колодца, или зажечь огонь, нужно попросить у Аллаха защиту от демонов. Определенную защиту от злых сил обеспечивали амулеты. Важнейшим амулетом была изготовленная из меди ладонь с голубой бусинкой - «ладонь Фатимы» - по имени дочери пророка Мухаммеда (Приложение 3).

В VIII в. возникает суфизм - мистико-философское течение, основанное на аскетических духовных практиках с целью приближения через мистическую любовь к познанию Бога и конечного слияния с ним. Суфизм имеет институт мудрецов-наставников, ведущих ученика по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с Богом. Суфии используют особые танцы или бесконечные молитвы для достижения «озарения». В X-XI вв. учение о тарикате получает законченную форму, появляются учения об «остановках» на мистическом пути, о трех ступенях истинного познания. Первый этап мистического пути - шариат - общемусульманский закон, второй - тарикат, когда человек находит себе учителя и под его руководством проходит стадии изменения сознания. «Стоянки» - это раскаяние, богобоязненность, воздержание, добровольная бедность, терпение. На третьем этапе он сам становится учителем и вступает в мистичес-кое общение с Богом. Бог, мир и человек - части единого мира.

Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Известными философами были Аль-Кинди (IX в.) и аль-Фараби (870-950). Они объединились в философский кружок «Братья чистоты» и составили энциклопедию философских научных достижений своего времени.

Отличительной чертой средневековой арабской культуры явилось развитие точных наук, в чем арабские ученые значительно превосходили своих европейских современников.

Омар Хайям (1048 - 1122) персидский поэт, ученый и философ написал «Алгебру» - выдающееся сочинение с исследование уравнений третьей степени. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1979 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский (Приложение 3).

Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) - средневековый ученый, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Написанный на арабском энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике.

Ибн-аль-Хайсам (965-1039) - великий арабский учёный-универсал. Благодаря выдающимся способностям он занимал должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Он был математиком, астрономом, физиком, автором знаменитых трудов по оптике.

Абу Бакр Мухаммед ар-Рази (865 - 925) персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. В Персии он получил разностороннее образование, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. В 30-летнем возрасте начал изучать медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Багдаде. Основные работы Ар-Рази по медицине - «Всеобъемлющая книга по медицине» и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» - своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке. Будучи переведёнными на латинский язык, они в течение нескольких столетий служили руководством для врачей.

Значительный вклад в развитие мировой науки внесли произведения арабских историков, географов, экономистов. Ал-Бируни, Ибн Фадлан, Ибн Баттута не только посвятили свои исследования странам Востока, но и описали события, связанные с существованием Древнерусского государства. Ученый-энциклопедист из Туниса Ибн Халдун (1332-1402) в своих трудах попытался объяснить историю человечества через эволюцию форм экономики, т.е. его идеи на 2-3 столетия опередили соответствующие теории европейцев. Таким образом, арабские ученые, проживавшие в различных странах халифата, значительно расширили границы человеческого знания.

4. Художественная культура арабского Востока

Ислам, с целью укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры как средство эстетического воздействия на верующих. Но вся художественная культура подчинена мусульманским догматам.

Реалистичные изображения были запрещены и считались грехом, т. к. все самое прекрасное сотворил Аллах. Поэтому изображались либо стилизованные предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов. В результате живопись и скульптура не получили развития. Изобразительное искусство ушло в ковровость, его чертами стали узорчатость и цветистость. Появляется арабеска - своеобразный орнамент из переплетения геометрических фигур, стилизованной растительности и элементов арабской вязи. Особенно впечатляют изобразительные мотивы декоратитвно-прикладного искусства. Искусство арабески требовало сложных математических расчетов (Приложение 4).

Реалистические изображения появились позже и получили распространение в книжной миниатюре (X-XIIIвв.).

Архитектура также призвана подчеркнуть величие ислама.

Мечеть (по-арабски - масджид) означает место поклонения. Предполагается, что прототипом ранних арабских храмов стал дом пророка Мухаммеда в Медине, где собирались первые мусульмане. У этого дома был окруженный стенами двор с навесом. Когда ислам овладел умами сотен тысяч людей, потребовались молитвенные дома, которые вмещали бы большое количество верующих. Большинство ранних мечетей представляет собой огромный двор, окруженный мощными стенами; часть двора имеет перекрытие - аналог навеса. Посреди двора мечети сооружался бассейн для омовения или фонтан, вдоль стен шли крытые галереи, крыша которых держалась на колоннах или столбах, и таким же способом поддерживалась кровля над перекрытой частью двора. Она служила молитвенным залом. Мечети не отличаются богатым лепным узором. Их украшения имеют плоскостной характер: использовались резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и также богато украшенный минарет, который имеет форму кругло, квадратной или многоугольной в сечении башни.

Главная мечеть мусульманского мира - мечеть Харам (аль-Масеж аль-Харам, «Священная мечеть») (Приложение 5), находится в самом центре Мекки. Ее называют Запретной мечетью, т.к. вход туда «неверным» (немусульманам) был запрещен еще Мухаммедом. В центре двора находится храм Кааба, Священный Дом Аллаха. Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 г. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, и от первоначальной постройки мало что осталось. В настоящее время мечеть Харам - это огромное сооружение площадью 309 тыс. кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95м. Внутрь мечети ведут 4 ворот, кроме которых существует еще 44 других входа. Мечеть Харам вмещает одновременно до 700 тыс. человек. Кааба представляет собой каменное сооружение кубической формы, основанием 10х12 м, высотой 15 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света. Кааба покрыта черным шелковым покрывалом, которое меняется раз в год. Его украшают вышитые золотом изречения из Корана. Дверь сделана из чистого золота, весит 286 кг. В восточный угол Каабы, на высоте полутора метров, вмонтирован Черный камень, окаймленный серебряным ободом. Большинство ученых считает, что это метеорит. Согласно мусульманской традиции, Бог даровал камень изгнанному из рая Адаму после его раскаяния. По преданию, первоначально камень был белого цвета и лишь со временем стал черным от прикосновения многочисленных грешников.

Особняком среди ранних арабских мечетей стоит еще одна знаменитая постройка - мечеть Омара в Иерусалиме, возведенная в конце VII в. Ее другое название - Куббат ас-Сахра, «Купол Скалы», т.к. это центрально-купольное здание, не имеющее традиционного большого двора, возведено над скалой (Приложение 6). Некогда здесь стоял храм библейского царя Соломона, поэтому оно считается святыней не только у мусульман, но также у христиан и иудеев. Внутри мечеть украшена цветными мозаиками: вазы и растения на золотом фоне. Этот узор из синих, зеленых, красных и золотых кубиков смальты кажется невиданным изделием из драгоценных камней. Архитектура мечети и ее декор указывал на сильное влияние византийского искусства.

Наряду с культовыми сооружениями арабы строили много зданий светского назначения. Особым великолепием отличались дворцы арабской знати. Окна их украшали алебастровые решетки и цветные стекла, кирпичная кладка стен и пола представляла собой мозаичный узор. Тронный зал (тахт) разбивался стройными рядами колонн на нефы и перекрывался сводчатыми перекрытиями.

Традиционный арабский дом предназначался для объединения под своей крышей трех-четырех поколений одной семьи. Обычно такое жилище строилось вокруг внутреннего дворика, являвшегося источником дневного света. В домах знати в этом дворике устанавливали фонтан или бассейн, окруженный плакучими ивами, апельсиновыми, гранатовыми деревьями и благоухающими растениями. Вход в жилище строился так, чтобы ни один элемент убранства не был замечен с улицы, даже если дверь открыта. Наверху дома часто располагалась терраса, где его обитатели проводили вечера под шатрами и любовались заходящим солнцем. Зачастую верхние террасы были окружены стеной.

Избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей, арабы украшали внутренние стены мраморными или гипсовыми пластинками с рельефом. На рисунках изображались растения в схематической форме или геометрические фигуры. Обычно углубления на рисунке окрашивались в пурпурные или синие тона, выпуклости же покрывались позолотой. Эти цветовые контрасты давали замечательный декоративный эффект, придавая рисунку живость и яркость.

Один из наиболее любимых мусульманскими зодчими элементов - тонкие колонны. Также очень популярны арки, имеющие оригинальную подковообразную форму и богатую декоративную отделку (Приложение 6).

Почти всегда при жилом доме зажиточного араба имелся сад, несмотря на засушливый климат. При этом арабские инженеры и архитекторы достигли непревзойденных высот в строительстве гидротехнических сооружений: крытых резервуаров, водопроводов, фонтанов и ирригационных систем.

Большей простотой в оформлении отличались жилые дома, караван-сараи и хозяйственные постройки. Но и их отличала исключительная упорядоченность, чистота и надежность.

Многочисленные города строились по заранее разработанным планам, где предусматривались ширина улиц, расположение дворцовых комплексов, жилых кварталов и базаров. Улицы специально делались узкими, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары. Зачастую городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами для обороны в случае вооруженного нападения на город.

Необычна судьба арабской средневековой поэзии. Ее основу составляет поэтическая традиция, созданная в древности кочевниками-бедуинами. Древняя устная лиро-эпическая поэзия, вероятно, была связана с обрядово-магической практикой бедуинских племен, где поэт («шаир» - «поэт» означало «ведун») занимал почетное место: он произносил магические заклинания и находил в пустыне воду, он был «историографом» племени, блюстителем законов и устоев. Согласно преданиям, всякий доблестный воин, перед поединком произносил «богатырскую похвальбу» - стихотворение, в котором восхвалял свою храбрость, превозносил соплеменников и порочил врага, а его противник отвечал ему тем же, сохраняя при этом тот же поэтический размер и рифму.

В V-VII вв. Поэзия, переживая расцвет, стала в арабской литературе своеобразным эталоном поэтического языка, метрики и эстетических идеалов.

Первым памятником арабской письменности был Коран, в котором собраны религиозные проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные речи и законоположения исламской общины и государства.

С сер. VIII в. все большее участие в создании арабской литературы наряду с арабами принимают представители завоеванных народов. В халифате усилился интерес к изучению арабской старины, разрабатывались теории языка, стиля и метрики, осуществлялись переводы сочинений древности на арабском языке.

Больших успехов в VIII-IX вв. достигла арабская проза благодаря записям фольклора, изучению Корана, переводам научно-художественной литературы с других языков. Историческая литература включала предания, легенды и описания отдельных событий, географические произведения содержали рассказы купцов и путешественников о далеких странах.

Выдающимся поэтом был Абу Нувас. Он воспевал любовь. Его стиху характерны ирония и ветреность.

Абуль-Атахия (ум. 828) искал опору в аскетизме и вере. Его стихи отражали суетность и несправедливость мира.

Творчество слепого поэта Абу-ль-Ала аль Маари (973-1057) считают великолепным итогом синтеза сложной арабо-мусульманской культуры. В его лирике: тайна жизни и смерти, порочность человечества, зло и страдания.

Мировую славу Омару Хайяму (1048-1122) принесли его стихи - философские, гедонические, вольнодумные рубай. В основе его творений было прославление мирских наслаждений вопреки догматам ислама.

В X-XVвв. сложился сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В их основе лежали переработанные сюжеты сказаний многих народов, действие которых было перенесено в арабскую городскую среду.

Заключение

Средневековая арабская культура, быт и образ жизни людей развивались под воздействием ислама, возникшего на Аравийском полуострове.

На основе создания общего культурного пространства ислам и художественные традиции завоеванных народов обогатили друг друга. Влияние ислама негативно отразилось на развитии арабской живописи и скульптуры. Но как народ богато одаренный, весь разгул своей фантазии он реализовал в архитектуре и орнаменте.

Весомый вклад внесли арабы в развитие наук: медицины, философии, математики, астрономии. После того как научные арабские трактаты были переведены на латынь, многие идеи мусульманских ученых стали достоянием европейской, а затем и мировой науки.

мусульманский культура арабский восток

Литература

1. История и культурология: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Шишовой. - М.: 1999.

2. Культурология. История мировой культуры: Учебник / Под ред. А.Н. Марковой. - М.: 2006.

3. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. доц. Н.Н. Фоминой. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008.

4. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Тайны богов и религий. - М.: Вече, 2007. - 288 с.

5. Омар Хайям и персидские поэты X - XVI веков. / Под ред. В.П. Бутромеева. - М.: РООССА, - 416 с.

6. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций. - СПб.: Питер, 2011. - 560 с.

Приложение 1.

Фрагмент средневековой персидской миниатюры с изображением пророка Мухаммеда. Автор неизвестен.

Аль-Фатиха -- открывающая сура Корана

Приложение 2

Приложение 3

«Ладонь Фатимы» - защитный амулет в форме ладони

Омар Хайям (1048 - 1122)

Приложение 4

Арабеска.

Арабская вязь

Приложение 5

Мечеть аль-Масеж аль-Харам в Мекке

Кааба

Приложение 6

Мечеть Омара в Иерусалиме - Куббат ас-Сахра, «Купол Скалы»

Колонны. Мечеть в Дамаске. VIII в. Интерьер

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru