Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Совместное производство как наиболее эффективная форма производства фильмов

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Содержание

Введение

Глава 1. Совместное производство фильмов в России

1.1 Определения понятия

1.2 Новые возможности, интеграция в международный процесс

1.3 Основные сложности при взаимодействии с зарубежными партнерами

1.4 Факторы непривлекательности киноплощадки России

1.5 Способы решения возникающих проблем

Глава 2. Форма реализации и налогообложение

2.1 Недостатки сложившейся системы

2.2 Правообладание сопродюсеров

2.3 Правовая форма совместного создания и использования фильма сопродюсерами

2.4 Доходы, расходы и общее имущество сопродюсеров

2.5 Налоговые обязательства сопродюсеров по полученным доходам

Глава 3. «Евримаж» - окно в Европу

3.1 Участие в фонде

3.2 Основные задачи, объекты финансирования и недостатки системы

3.3 Установки по отношению к проектам

Глава 4. Сотрудничество в сфере кинопроизводства между странами СНГ

4.1 Историческая обоснованность процесса

4.2 Преимущества совместного производства со странами СНГ

4.3 Факторы, препятствующие развитию

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Совместное кинопроизводство как эффективная форма производства фильмов получает все большее распространение во всем мире. Среди многочисленных преимуществ копродукции: доступ к государственной поддержке в каждой из стран-участниц проекта, возможность формирования бюджета фильма за счет вклада зарубежных партнеров, привлечение передовых технических и творческих ресурсов мирового кинематографа.

Современные проблемы кинобизнеса в России различны и по своей направленности и по методам их решения. Не смотря на позитивные результаты работы отрасли, такие как: стабилизация государственного финансирования кинопроизводства, изменения в системе государственной поддержки отечественных фильмов, появление новых возможностей и инструментов по финансированию национального кинематографа, превышение российским бокс-офисом второй год планки в 1 млрд. долларов и появление нового общенационального проката - создания сети городских кинотеатров, на сегодняшний день отечественная кинематография практически неконкурентоспособная как на внутреннем, так и на международном рынке.

Невысокое качество отечественных фильмов предопределяет их недостаточную долю в кассовых сборах кинопроката и ничтожно малое присутствие за рубежом. Кассовые сборы зарубежных фильмов значительно превышают кассовые сборы отечественных фильмов. Недостаточное качество фильмов во многом отражает отсутствие у отечественных продюсеров установки на создание конкурентоспособного кинопродукта для эффективного проката фильма. Во многом на изменение такой ситуации могут повлиять правила распределения государственной поддержки и увеличение доли совместного производства с зарубежными странами с использованием международных форм отчетности по прокату. Один из волнующих вопросов в мире кинематографии на сегодняшний день - совместное производство или «co-production». «Co-production» - сотрудничество двух или более представителей разных стран, работающих совместно над процессом кинопроизводства, включающее в себя финансирование и последующую дистрибуцию фильмов.

Как известно, на сегодняшний день в России система фильмопроизводства начиная от системы финансирования и заканчивая системой возврата - не просто далеки от идеала, а требуют тщательной реконструкции, соответственно остро ощутима необходимость новых путей развития, приобретения знаний и опыта.

Совместное производство - самый перспективный путь для России в продвижении фильмов на международный кинорынок, это один из способов решения проблем связанных с непопулярностью российского кино. Преимущества совместного производства такие как: расширение финансовых ресурсов, доступ к рынкам партнеров, уменьшение затрат при съемках на территории партнера, дополнительные льготы, культурное обогащение и обмен опытом открывают новые возможности. Копродукция - освоение новых территорий.

Именно совместное производство способно не только расширить границы охвата интереса к отечественному кино, но и, возможно, повысить уровень системы кинопроизводства в России, путем приобретения нового опыта.

Сегодня, есть ряд стран, являющихся отличной площадкой для работы и партнерами для сотрудничества. Специальный фонд «Евримаж», один из наиболее прямых путей для выхода Российского кино в международный прокат. Основным направлением деятельности фонда является поддержка проектов совместного кинопроизводства.

Безусловно, при работе над копродукцией необходимо учитывать различие юридической политики, так как у каждой отдельно взятой страны своя налоговая система, правовые формы, система льгот, тарификация рабочей силы, а так же социально экономическая база. Различается не только рынок, но и менталитет, что делает одной из основных задач - задачу подбора сценария для проекта, который будет учитывать и удовлетворять все стороны.

К сожалению, не смотря на достаточно регулярное сотрудничество русских продюсеров с Казахстаном, Германией, Италией и Францией на настоящий момент в России достаточно не развита система производства совместных фильмов. Объемы выпускаемой продукции довольно невелики.

Поддержка проектов совместного кинопроизводства - область, на которую сегодня необходимо обратить внимание в первую очередь, так как это один из наиболее эффективных инструментов государственной политики по повышению уровня и качества производимых картин, расширение возможностей для международного кинотеатрального проката российских картин, повышение конкурентоспособности отечественных картин, а так же развитие кинопроизводственной инфраструктуры в стране и обучению профессиональных кадров.

Предмет исследования - совместное производство, как наиболее эффективная форма производства фильмов

Проблема - недостаточно развитая система возможного сотрудничества и привлечения зарубежных партнеров

Цель работы - основной целью курсовой работы является исследование области, существующих проблем и путей решения

Задачи: 1)выявление возможностей и перспектив отечественной кинематографии при участии в проектах совместного производства 2 изучение юридической стороны, касаемо данного вопроса 3)основные недостатки и предложения по их исправлению

Объект исследования - совместное кинопроизводство

Методы исследования - анализ литературных источников, метод наблюдения, сравнения

Глава 1. Совместное производство фильмов в России

1.1 Определение понятия

Прежде всего, необходимо определить, что же, в самом деле, есть «совместное производство фильмов». В настоящее время, на законодательном уровне определение как таковое отсутствует так же, как и специальные преференции. Вместе с тем, на протяжении десятков лет Россия добавляет в свою правовую копилку двусторонние соглашения о совместном производстве с рядом стран. В последние 3 года стала регламентирована процедура по взаимному признанию проектов совместными: продюсер собирает соответствующий пакет документов и подает его в Министерство, как заявку на рассмотрение в рамках того или иного соглашения.

На сегодняшний день существует 8 основных документов:

· Соглашение с Францией

· Соглашение, подписанное между СССР и Королевством Испании

· Соглашение с Канадой

· Соглашение с Италией

· Соглашение с Болгарией

· Соглашение с рядом стран СНГ

· Соглашение с Германией

· Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве

Необходимо понимать, что в каждом соглашении есть свои особенные условия, которые необходимо соблюдать. Все документы отражают, что продюсеры должны вносить эффективный финансовый и творческий вклад.

В Европейской конвенции содержится ряд признаков (условий) совместного кинопроизводства, к которым, в частности, отнесены:

- осуществление сопродюсерами долевых вкладов в производство фильма творческими, техническими и финансовыми ресурсами (ст. 6, 8 и 9 Конвенции);

- совместное владение оригинальным негативом фильма и фонограммой (ст. 7 Конвенции);

- распределение доходов или территорий (раздел стран проката) между сопродюсерами (ст.9 и Приложение 1 к Конвенции).

Аналогичные требования к копродукции предусмотрены и межправительственными соглашениями России с иностранными государствами.

С учетом вышеизложенного, под совместным производством фильма понимается согласованное и осуществляемое двумя и более продюсерами (сопродюсерами) за свой счет долевое участие в создании фильма финансовыми, материальными, творческими, организационными и иными ресурсами, предоставляющее сопродюсерам право на распоряжение исключительными правами на совместно созданную кинопродукцию и на участие в доходах от её использования.

В соответствии с указанным пониманием копродукции не признаются сопродюсерами лица, оказывающие изготовителю фильма услуги (работы), предоставляющие денежные и материальные ресурсы (в том числе, во временное пользование), передающие имущественные права, если указанные действия осуществляются такими лицами исключительно на платной основе (в том числе, в форме роялти) в качестве исполнителей, подрядчиков, лицензиаров и т.д. Так же не признается сопродюсером, лицензиат, уплативший изготовителю (продюсеру или сопродюсерам) до начала или в процессе производства фильма аванс за лицензию на будущее использование создаваемого фильма (на определенной территории, определенными способами и в определенные сроки).

Таким образом, совместным производством признаются инвестиционные вложения в производство фильма, осуществляемые сопродюсерами на свой страх и риск.

При принятии решения о совместном производстве фильма, первоочередным вопросом для его участников-сопродюсеров является прогнозируемый результат и порядок его распределения. И если финансовый успех картины величина вероятностная и сложно прогнозируемая, то механизм распределения результата может быть четко зафиксирован в договоре. В конечном итоге, результатом осуществления совместного проекта могут быть права на использование фильма и/или доходы от его использования.

1.2 Новые возможности, интеграция в международный процесс

Главная проблема российского кино в том, что оно не интегрировано ни в мировую, ни в европейскую экономику, ни в иностранные рынки, ни в отношения. В кино все это имеет колоссальное значение, поскольку этот бизнес строится по принципу «people to people». Если в 90-е годы российские кинематографисты по отношению к европейским были «бедными родственниками», то теперь появились финансовые возможности. Увеличилась государственная поддержка, продюсеры научились в этих условиях зарабатывать деньги. В результате стало поступать больше предложений.

«Формальный подход» является неизбежным условием освоения новых территорий. Копродукция и международная дистрибуция дает пусть предположительную, но вероятную перспективу увеличения бюджета. А это один из способов решения проблем непопулярности российского кино. Почему аудитория игнорирует отечественные фильмы? Зритель смотрит на экране изображение и видит, что это не «Трансформеры», дело в качестве. А когда зритель скачивает фильм отечественного производства в сети интернета, он уверен, что, не сходив в кинотеатр, он ничего при этом не потерял. Вывод - необходимо снимать большие фильмы, а по причине ограниченности ресурсов расширять возможности, искать новые пути и способы, объединять усилия на создание проекта. Характерно, что эта проблема знакома и европейским кинематографистам. Когда европейцы ориентировались на небольшие проекты, Голливуд тяготел к расширению и срастался с параллельными отраслями -- мюзиклами, производством видеоигр, парками развлечений. Сейчас именно смежные области приносят голливудским студиям наибольшую часть прибыли. А вот генерировать их можно только с помощью большого кино -- зрелищного блокбастера, который породит вокруг себя новую мифологию и, следовательно, разнообразные сопутствующие товары в виде игр или игрушек. Известный факт - производите ли в Европе, так же как российские, вынуждены постоянно конкурировать с Голливудом. При этом ни для кого не секрет, что голливудские фильмы за пределами Америки сейчас зарабатывают больше, чем в самих США, а значит, крупные студии весь мир воспринимают как рынок реализации своей продукции.

Таким образом, американской киноиндустрии противостоит не отдельная европейская страна, а Евросоюз в целом -- конгломерат государств, объединенных системой финансирования, законов, льгот, грантов. Система европейской копродукции и фонд Eurimages, членом которого стала Россия, как раз и создавались, в частности, для того, чтобы европейское кино могло хоть как-то конкурировать с голливудскими «суперстудиями».

Кино живет в глобальном мире, где каждый фильм потенциально предназначен для реализации на рынках каких-то других стран кроме своей собственной. Выход российского кино за пределы национального рынка -- неизбежное условие существования национальной киноиндустрии хотя бы потому, что Россия является сегодня колоссальным рынком сбыта. Российские бокс-офисы некоторых американских картин часто стоят на втором месте в мире. В настоящее время сложилась ситуация, когда количество совместных международных проектов в Европе и Америке растет от года в год. В России примеров такого сотрудничества пока единицы. Между странами и отдельными регионами ведется жесткая конкурентная борьба за привлечение иностранных продюсеров. Заинтересованность в этом определяется возможностью привлечь финансовые ресурсы, передовой кинематографический опыт и так же повысить туристическую привлекательность соответствующей территории. Бесспорно, кинопроизводство содействует росту экономики страны в целом - это и приток иностранного капитала, и создание новых рабочих мест, а также развитие кинопроизводственной инфраструктуры, обучение и повышение квалификации местных кадров. Россия пока что проигрывает в этом соперничестве не только наиболее развитым кинематографическим державам, но и странам Восточной и Центральной Европы.

Для России совместное кинопроизводство с зарубежными странами это доступ к зарубежным источникам финансирования, доступ к международному рынку кинотеатрального проката, возможность сотрудничества с ведущими зарубежными студиями и кинокомпаниями, внедрение и развитие новых механизмов финансирования кинопроектов, знакомство с зарубежным кинематографическим опытом, возможность участия в крупных международных кинопроектах. Все это напрямую способствует интеграции российского кинематографа в международную киноиндустрию, расширению межкультурных границ и укреплению имиджа России на международном рынке.

кинематография совместный партнер непривлекательность

1.3 Основные сложности при взаимодействии с зарубежными партнерами

При сотрудничестве продюсера с иными государствами, важно осознавать, что существует не малое количество различий по аспектам фильмопроизводства, начиная от драматургической стороны вопроса и заканчивая прокатной. Прежде чем заключать предварительное соглашение по копродукции (обязательства сторон к определенной дате подготовить документы для подписания генерального договора), необходимо урегулировать ряд задач. Мнения партнеров при создании проекта и принятии ключевых решений могут значительно различаться в виду расхождений во взглядах и преследуемых интересах. Поэтому при принятии решения о совместном кинопроизводстве следует тщательно взвесить все аргументы за и против. Ведь совместное кинопроизводство значительно усложняет процесс принятия эффективных управленческих решений.

Одна из основных задач - проект, устраивающий обе стороны, чисто творческая проблема: фильм совместного производства должен быть интересен зрителям разных стран, представляющих различные культуры, традиции и ментальности. Очень сложно сохранить целостность и национальную идентичность. Важно понимать, что даже безобидные шутки, которые могут умилять зрителя одной страны, другому же могут показаться обидными и оскорбительными. Немаловажны жанровые пристрастия зарубежных зрителей. Большинство фильмов, сегодня, снимается исключительно для внутреннего проката, и, попав за его пределы они не имеют успеха, так как остаются недопонятыми. Например, социально значимые фильмы и комедии, нацеленные на российскую аудиторию, для запада совершенно коммерчески непривлекательные.

Не существует формы финансового расчета, цель которого - определение удельного веса вложений сторон, установление процентного соотношения расходов. Соглашениями, в основном, предусмотрено соотношение 20/80% (не менее 20% и не более 80%), с Францией 30/70%. При участии трех стран 10/70%.Ни одна из сторон не вправе контролировать расходы другой. Так же, одна из возникающих проблем финансовой стороны- различие в тарификации рабочей силы.

Особенность технологии съемок - неизбежное возникновение дублирующих профессий, потребность в переводчиках, увеличение комплектов исходных материалов (в зависимости от количества продюсеров), что увеличивает совокупность затрат и длительность съемок. Необходимо отметить наличие профессий, с которыми продюсеры и режиссеры в России мало знакомы или не знают о них вовсе. Недопонимание системы и недостаток опыта обращения к ряду профессий приводит отечественных кинематографистов в недоумение и порождает сомнение в рациональности затрат.

Например, сейлз-агенты, которые обеспечивают необходимое паблисити -- интервью, отзывы в прессе, наружную рекламу. Кроме работы на фестивалях сейлз-агенты занимаются фильмом на разных стадиях пред- и постпродакшна: не только выполняют посреднические и экспертные функции, но и делают расчеты по прокату, берут фильмы на реализацию. Агентства могут продавать присейл -- права на еще не снятый фильм, помогают фильмам попасть на фестиваль. Иными словами, они являются важным звеном в системе создания и распространения кинопродукции на Западе. Ее становится все больше, и неизбежно наличие посредников между теми, кто кино делает, и теми, кто его показывает. Правда, стоит работа сейлз-агентов дорого -- европейские, по оценкам некоторых экспертов, берут за свои услуги от 25 до 50 процентов выручки. И стиль работы у них достаточно жесткий -- на крупных агентов работает целый штат людей. При этом все маркетинговые затраты ложатся в конечном счете на плечи продюсера.

Кроме того, в цепочку входят маркетологи, которые по сути, нанимают сейлз-агента, агент нанимает дистрибуторов, а они баеров с каналов. Эта система производит очень неприятное впечатление на кинематографистов в России -- то, что с точки зрения западного продюсера или агента по продажам кажется нормальной профессиональной работой, с точки зрения русского выглядит бюрократией, насаждающей формальный подход по отношению к отбору фильмов и усложняющей его судьбу.

Завершающий, вопрос о прокате - подписание договора с международным дистрибутором. Возможности копродукции помимо совместного финансирования - дополнительный рынок сбыта, 2 прокатные стороны. Одним из важнейших направлений международных связей отечественной кинематографии является развитие системы международного проката российских фильмов. И, безусловно, главная задача и цель, это - найти партнера, что из-за недостатка специальных мероприятий и налаженной системы, сделать довольно сложно.

1.4 Факторы непривлекательности киноплощадки России

Полноценное развитие совместного производства России с зарубежными странами неразрывно связано с необходимостью создания благоприятных условий для проведения съемок на территории России (чтобы хотя бы часть этих проектов снималась на территории России). Без ликвидации этого отставания Россия не сможет стать полноценным участником международных проектов.

Помимо непривлекательности России для иностранных продюсеров в качестве места проведения съемок их картин, в последние годы наблюдается отток отечественных продюсеров за рубеж, где им удается обеспечить более качественные и менее дорогие услуги, дополняемые грантами и налоговыми стимулами со стороны европейских регионов.

Основные факторы непривлекательности России для иностранных продюсеров как места проведения съемок:

· Отсутствие программ по привлечению зарубежных киносъемочных групп

· Отсутствие финансовых стимулов

· Отсутствие качественной кинопроизводственной инрфраструктуры

· Нехватка высококвалифицированной рабочей силы и творческих кадров

· Высокие цены на кинопроизводственные услуги, а также на размещение и проживание киносъемочных групп

· Отсутствие информации о стране, о состоянии киноотрасли

· Бюрократизм

· Трудности и волокита с оформлением разрешений на проведение съемок

· Языковой барьер (небольшое количество российских кинематографистов владеют английским языком на должном уровне)

Таким образом, в отечественной киноиндустрии сложилась ситуация, когда дальнейшее развитие совместного кинопроизводства, повышение конкурентоспособности национальной кинопродукции, а так же ее выход на международные рынки осложняются в силу ряда причин.

1.5 Способы решения возникающих проблем

Одним из способов решения вышеизложенных проблем национальной киноотрасли является введение стимулирующей программы развития совместного производства России с зарубежными странами, а также создание благоприятных условий для местных и иностранных киносъемочных групп при проведении киносъемок на территории России:

· Прямая государственная поддержка проектов совместного производства - предоставление субсидий и грантов для реализации проектов совместного производства.

Пример эффективности поддержки проектов совместного кинопроизводства - деятельность федерального кинофонда Германии (DFFF), которым в 2009 г. было профинансировано 38 международных проектов совместного производства. В результате чего на каждый вложенный евро из федерального бюджета в киноиндустрию Германии было привлечено за счет иностранных инвесторов шесть евро.

· Введение привлекательной системы налоговых стимулов:

Налоговый кредит - предоставляется производственным компаниям (налогоплательщикам) налоговыми органами при подаче налоговой декларации, т.е. компании получают возможность отсрочки по выплате налога на их доходы, получение в стране, где проводились съемки.

Налоговое освобождение/убежище - вид льготы, ориентированный на инвесторов (налогоплательщиков) из других отраслей, желающих реинвестировать собственные средства в кинопроекты на выгодных налоговых условиях; смысл данного вида льгот состоит в сокращение налогооблагаемой базы.

Налоговый возврат. Согласно венгерскому закону о кино 2004г. Продюсер может претендовать на возврат от 20 до 25% от всех затрат на производство фильма. Уже через год после введения данной программы инвестиции только иностранных продюсеров в кинопроизводство на территории Венгрии составили 21 млрд. долларов, в то время как в 2003 г. данный показатель равнялся нулю. В период с 2003 по 2008 гг. объемы иностранных инвестиций в чешское кинопроизводство сократились на 85%. И это не что иное, как показатель того, что Венгрии удалось «увести» часть проектов из Чехии за счет выгодной системы льгот,

В Великобритании правительство ежегодно предоставляет налоговые льготы кинопроизводителям в размере 10 млн. фунтов стерлингов, за счет чего в государственную казну ежегодно поступает в 3 раза больше доходов - примерно по 360 млн. фунтов стерлингов.

В Испании, Германии и Италии кинокомпаниям, производящим съемки в стране, предоставляется налоговая льгота в размере 18%, 20 % и 25% соответственно.

Новая программа софинансирования съемок зарубежных проектов разработана в Латвии. Рижский фонд кино возвращает от 7% до 15% потраченных на территории Риги средств в зависимости от того, насколько ярко в фильме показана столица Латвии.

· Создание института кинокомиссий (на национальном и региональном уровнях)

Кинокомиссии, в соответствии с мировым опытом предоставляют собой некоммерческие или государственные организации, финансирующиеся за счет региональных или местных бюджетов. Целью работы кинокомиссий является созданий благоприятных условий для продвижения киносъемок на территории регионов путем оказания организационной, сервисной и финансовой поддержки национальных и зарубежных киносъемочных групп. Опыт работы кинокомиссий в развитых странах показал высокую эффективность по популяризации регионов как мест проведения киносъемок и привлечению в регионы высокобюджетных кинопроектов, что в свою очередь привело к увеличению объема инвестиций в регионы, повышению их туристического потенциала, увеличению числа рабочих мест, развитию кинопроизводственной и гостиничной инфраструктуры. Если в регионах не будут созданы такие «туристические офисы» для кинематографии, Россия неизбежно проиграет конкуренцию восточноевропейским странам в борьбе за звание глобальных кинопроизводителей.

Глава 2. Форма реализации и налогообложение

2.1 Недостатки, сложившейся системы

То, что совместное производство ( Co - production - Ко-продакшн) наиболее перспективный путь продвижения кинопродукции на мировой рынок и эффективный источник финансирования её производства является уже фактом общепризнанным. Вместе с тем, практика организации совместного производства фильмов в России, правовые формы его осуществления, механизмы финансирования и распределения полученных доходов, включая их налогообложение, на сегодняшний день ещё не сложилась, что вызывает немало вопросов и опасений у потенциальных сопродюсеров.

В России, в отличии от большинства стран, практически отсутствует система возврата и налоговых льгот для кинематографа. При том, что теоретическая возможность их введения существует. Имеющиеся в европейских странах формы «возврата налогов» ориентированы на НДС. Именно этот налог предполагает возможность вернуть из бюджета затраченные средства, и Россия здесь не исключение, но в случае с кинематографом этот механизм не работает.

Наше законодательство пока не содержит налоговых льгот, которые можно было бы серьезно рассматривать в качестве механизмов, стимулирующих создание иностранцами фильмов в России, хотя для продукции российского производства некоторые льготы существуют, прежде всего - возможность государственного финансирования в случае получения фильмом статуса «национального»:

Для стимулирования международного сотрудничества в области кинематографии Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2009 г. № 375-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержки кинематографии Российской Федерации», вступившие в силу с 1 мая 2010г., в соответствии с которыми фильм является национальным, если:

· Продюсер фильма - гражданин РФ или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации

· Большинство авторов фильма - граждане РФ

· В состав съемочной групп фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры-исполнители главных ролей) входит не более, чем 30% лиц, не имеющих гражданства РФ

· Фильм снимается на русском языке или других языках народов РФ, за исключением случаев, если использование иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла

· Не менее, чем 50 % общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ

· Иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 50% сметной стоимости фильма

Тем не менее формы налогового поощрения кинопроизводства отсутствуют.

В случае, если совместное производство осуществляется на основании двухстороннего соглашения, доля иностранного капитала учитывается по установленному в соглашении показателю. Итак, например, соглашение России с Францией увеличивает допустимую долю участия иностранного капитала до 80%.

Таким образом, при наличии правительственного соглашения с конкретной страной - партнером по копродукции условия предоставления статуса национального фильма реализуются согласно оговоренным в данном международном договоре.

Система налоговых возвратов на кинопроизводство существует в большинстве европейских стран. Так, в Венгрии предусмотрен возврат от 20 до 25 процентов налоговых трат, в Болгарии -- 30 процентов, в Испании -- 18, в Германии -- 20, в Италии -- 25, в Латвии -- 13--15. В Эстонии действует нулевая налоговая ставка на реинвестированный доход в местное кинопроизводство. В Украине в 2011-м кинопроизводителей освободили от уплаты НДС и налога на прибыль, причем эта льгота распространяется на российских кинематографистов при условии наличия у них украинского партнера. Таким образом, Россия довольно плотно окружена странами, где снимать кино наиболее выгодно.

2.2 Правообладание сопродюсеров

Российское законодательство, в частности, п.2 и п.4 ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что исключительное право на объект авторских прав, включая и аудиовизуальное произведение, может принадлежать только одному лицу или же нескольким лицам, но совместно. Таким образом, фильм не может иметь одновременно двух и более независимых правообладателей . То есть, после завершения совместного производства разделить права на копродукцию между его участниками (по территории, срокам или способам использования) как между самостоятельными независимыми правообладателями по российскому законодательству не представляется возможным.

Вместе с тем, Гражданский кодекс не раскрывает случаев и оснований возникновения совместного правообладания нескольких юридических лиц на один объект авторских прав, упоминая только о совместном правообладании соавторов (граждан) на созданное ими в соавторстве произведение, а так же о совместном правообладании на произведение его автора и государства (субъекта РФ или муниципального образования). Однако, нормы прямо или косвенно свидетельствующие о невозможности совместного обладания правами на произведение несколькими коммерческими организациями - юридическими лицами , в том числе, иностранными, в Кодексе отсутствуют. При этом, указывая на принадлежность исключительных прав на произведение нескольким лицам совместно, Кодекс не вводит субъектных ограничений, а, следовательно, предполагает возможность совместного правообладания произведением любыми лицами, указанными в подразделе 2 ГК РФ, то есть, как гражданами и Российской Федерацией (её субъектами и муниципальными образованиями), так и любыми юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм и национальной принадлежности.

Таким образом, сопродюсеры, являющиеся юридическими лицами по законодательству различных стран, могут обладать исключительными правами на созданный ими фильм в России совместно.

Следовательно, сопродюсеры не только совместно производят фильм, но и в последующем «обречены» совместно его использовать. Не могут они «поделить» права на фильм между собой, как самостоятельными правообладателями, и в случае прекращения своих договоренностей в отношении совместного производства и использования фильма. Вместе с тем, это не означает, что участники не могут договориться о предоставлении по завершении производства каждому из участников исключительных или неисключительных лицензий на соответствующие территории, способы и сроки использования фильма. Однако, такое использование фильма будет признаваться осуществляемым в рамках совместной деятельности, а правообладание на фильм в этом случае останется тем не менее совместным.

2.3 Правовая форма совместного создания и использования фильма сопродюсерами

Глава Четвертая ГК РФ, регулирующая отношения в области интеллектуальной собственности, не содержит норм, определяющих порядок и формы совместного создания аудиовизуального произведения несколькими изготовителями (продюсерами) и возникающие между ними правоотношения.

Единственно определенной российским законодательством формой совместного производства, правообладания и использования фильма коммерческими организациями - сопродюсерами может быть признано простое товарищество.

Цели и задачи совместного производства фильма, так же, как и пути их достижения, абсолютно согласуются с предметом договора простого товарищества, определенным в п.1 ст. 1041 ГК РФ. В частности, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Действительно, в рамках копроизводства несколько продюсеров объединяют свои вклады и действия без образования самостоятельной организации в целях создания фильма и извлечения прибыли от его последующего использования.

Вместе с тем, п.1 ст. 1043 ГК РФ предусмотрено, что произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются общей долевой собственностью товарищей, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.

Определенные сложности в применении норм простого товарищества в отношении совместно производимого фильма связаны с тем, что исключительные имущественные права на фильм, являющиеся предметом совместного правообладания товарищей-копродюсеров, не могут находиться в общей долевой собственности, так как общедолевая собственность является категорией вещного права, а имущественные права на результат интеллектуальной собственности к вещам не относятся.

Вместе с тем, взаимоотношения лиц, которым исключительные права принадлежат совместно, регламентируются иными нормами законодательства, а именно, нормами Части Четвертой ГК РФ.

Данное обстоятельство и является тем иным, установленным законом и отличным от вещного права порядком совместного правообладания, который позволяет применять нормы договора простого товарищества к совместному производству фильма в части, не противоречащей нормам ГК о совместном правообладании.

В частности, п.3 ст.1229 ГК предусмотрено, что в случае, когда исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит нескольким лицам совместно, каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, если Гражданским Кодексом или соглашением между правообладателями не предусмотрено иное.

Вместе с тем, исходя из смысла ст.1258 ГК РФ использовать по своему усмотрению возможно только часть произведения, имеющую самостоятельное значение, при этом, такое право ГК РФ предоставляет только автору указанной части, являющемуся соавтором произведения в которое вошла эта часть. В отношении же произведений, образующих неразрывное целое, к которым, в частности, относится и аудиовизуальное произведение, ни соавторам, ни иным совместно обладающим правами лицам, право самостоятельного использования произведения не предоставлено. Кроме того, ни соавтор, ни иное лицо, совместно с другими лицами обладающее правами, не вправе в одностороннем порядке запретить использование произведения. Таким образом, все решения по распоряжению исключительным правом на совместный фильм, включая его отчуждение и передачу в пользование, должны согласовываться всеми правообладателями-сопродюсерами, если принятие таких решений ими не делегировано (доверенностью или условиями договора) кому-либо одному из участников ко-производства или иному лицу.

Распределение прав на использование фильма (лицензий) между сопродюсерами по рынкам (территориям) проката, производимое по завершении производства, осуществляется так же по согласованию сторон договора и, как было указано выше, при сохранении совместного правообладания на копродукцию.

2.4 Доходы, расходы и общее имущество сопродюсеров

Согласно п.3 ст. 1229 ГК РФ доходы от совместного использования произведения должны распределяться между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В свою очередь, статья 1048 ГК РФ предусматривает, что прибыль, полученная в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов участников, если ими не согласован иной порядок распределения. По нашему мнению, если участники оформили своё совместное производство, а, следовательно, и последующее совместное использование аудиовизуального произведения договором простого товарищества, то указанное противоречие следует трактовать в пользу норм, предусмотренных для договора простого товарищества (то есть, статьи 1048 ГК), и распределять прибыль не поровну, а пропорционально вкладам (если вклады не равны). Однако, во избежание разногласий участникам следует отразить в договоре или отдельном соглашении конкретный порядок распределения прибыли. При этом, стороны договора могут определить распределение дохода (прибыли) как пропорционально оцененным вкладам сторон в совместное производство (долям участия), так и в иных размерах, в том числе и непропорциональных вкладам. Устранение кого-либо из действующих в рамках договора простого товарищества сопродюсеров от участия в прибыли, даже с его согласия, российским законодательством не допускается (ст.1048 ГК РФ).

Так же, сопродюсеры могут согласовать особый порядок покрытия расходов и убытков, связанных с их совместной деятельностью, однако, полностью освободить кого-либо из участников от покрытия расходов и убытков стороны договора так же не вправе. Если же порядок покрытия расходов и убытков участниками определен не будет, то согласно ст.1046 ГК РФ бремя покрытия расходов и убытков будет распределяться пропорционально величине вкладов.

В соответствии с п.1 ст.1042 ГК РФ вкладом в совместную деятельность признается все то, что её участник вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

В частности, наряду с денежными средствами, в совместное производство фильма может быть внесено кинооборудование, право на аренду павильона, право на сценарий или смежные права исполнителей, профессиональные услуги по производству фильма и др. Вкладом в совместное производство фильма так же могут быть признаны расходы участника на оплату экспедиции, получение разрешений на съемки, аренду съемочных объектов и оборудования, осуществленные им на территории государства, резидентом которого он является.

Сторонам договора следует произвести и согласовать денежную оценку вкладов и определить доли участия, в ином случае стоимость вкладов всех участников, а, следовательно, и их доли в общем имуществе и прибыли будут считаться равными.

В случае прекращения совместной деятельности раздел общего имущества согласно ст.ст. 252 и 1050 ГК РФ производится пропорционально долям участия, если иной порядок не согласован сторонами договора. Однако, как было указано выше, распределение имущественных прав на фильм между участниками (совместными правообладателями) по долям не допускается. Следовательно, права должны быть переданы в этом случае в полном объеме одному из участников. При этом, если стоимость прав на фильм, переданных одному из участников будет несоразмерна его доле в общем имуществе, то указанная несоразмерность устраняется данным участником выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией остальным участникам.

Если же стороны договора не придут к согласованному решению о новом единоличном правообладателе, то права на фильм в полном объеме должны быть проданы иным лицам с последующим распределением полученного дохода (прибыли) пропорционально долям участников.

2.5 Налоговые обязательства сопродюсеров по полученным доходам

Как было указано выше, прибыль сопродюсеров, участников договора простого товарищества, распределяется пропорционально согласованным ими долям участия.

Ведение учета доходов, расходов и общего имущества в соответствии с п.2 ст.1043 ГК РФ может быть возложено договором на одного из участников простого товарищества, являющегося юридическим лицом.

Одновременно, п.2 ст.278 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) определено, что если хотя бы одним из участников товарищества является российская организация, то ведение учета доходов и расходов такого товарищества для целей налогообложения должно осуществляться российским участником независимо от того, на кого возложено ведение дел товарищества в соответствии с договором.

Таким образом, если совместная деятельность осуществляется на территории России, то для целей налогообложения в РФ российский сопродюсер (или один из российских сопродюсеров по их согласованию) обязан вести учет совместной деятельности.

В частности, налоговым законодательством на него возлагается обязанность определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода (квартала и года) общую прибыль от совместной деятельности и её часть, причитающуюся участникам пропорционально их долям, и ежеквартально сообщать каждому участнику о суммах причитающихся ему доходов.

Перечисление доходов участникам совместной деятельности осуществляется в сроки, установленные договором о совместной деятельности.

Начисление и уплату налога на прибыль с указанных доходов в общем случае осуществляет каждый участник самостоятельно на основании данных, полученных от участника, ведущего общие дела.

При этом, в соответствии с п.1 ст.246 и подп.2 п.1 ст.309 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от совместной деятельности, осуществляемой на территории РФ, признаются по российскому законодательству налогоплательщиками.

В случае, если иностранный сопродюсер непосредственно или через своего представителя (зависимого агента) систематически осуществляет коммерческую деятельность на территории РФ, то он должен встать на учет в налоговых органах РФ и самостоятельно исчислять и уплачивать налог в российский бюджет, в том числе и с доходов от совместной деятельности.

Согласно п.6 ст.306 НК РФ факт заключения иностранной организацией договора, предполагающего осуществление совместной деятельности на территории РФ, сам по себе не приводит к образованию постоянного представительства этого иностранного лица в Российской Федерации. Но если наряду с совместной деятельностью, иностранным сопродюсером осуществляется и иная самостоятельная коммерческая деятельность в РФ, имеющая признаки постоянного представительства, и доходы от совместной деятельности связаны с деятельностью этого постоянного представительства, то он должен сообщить об этом российскому участнику совместного производства и осуществлять уплату налогов с доходов от совместной деятельности самостоятельно.

В частности, если в рамках договора о совместной деятельности помимо осуществления взносов (в денежной или натуральной форме) иностранный участник самостоятельно и систематически осуществляет на территории РФ деятельность, связанную, в том числе, с производством совместного фильма (например, строительство декораций, осуществление съемок и др.), то такая деятельность может образовать постоянное представительство этого лица на территории РФ.

Вместе с тем, если иностранный сопродюсер не имеет в России постоянного представительства (не осуществляет самостоятельно деятельность на территории РФ) или доходы от совместной деятельности не связаны с деятельностью его постоянного представительства, то в соответствии с п.4 ст.286 НК РФ обязанности такого сопродюсера по определению суммы налога и перечислению её в бюджет РФ возлагаются на российскую организацию, выплачивающую указанный доход иностранному налогоплательщику.

Таким образом, российский сопродюсер, на которого участниками совместного производства возложено ведение учета совместной деятельности при каждой выплате дохода (прибыли) иностранному участнику обязан за него исчислить налог на прибыль, удержать его из суммы причитающегося данному участнику дохода и уплатить в российский бюджет.

В соответствии с п.1 ст.310 НК РФ налог на прибыль с доходов от совместной деятельности удерживается в РФ по ставке 20%. То есть, иностранный сопродюсер фактически получит только 80% от причитающейся ему прибыли.

Одновременно, подп.4 пункта 2 и пунктом 3 ст.310 НК РФ установлено, что удержание налога в России не производится или производится по пониженным ставкам, если это предусмотрено международным соглашением России с государством, в котором иностранный получатель дохода имеет постоянное местопребывание.

Однако, освобождение от налогообложения прибыли иностранного сопродюсера или применение пониженной ставки налога возможно только в том случае, если он представил российскому сопродюсеру, выплачивающему доход, подтверждение своего постоянного местонахождения в государстве, с которым Россия имеет договор об избежании двойного налогообложения. Указанное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства и легализовано (апостилировано).

Глава 3. «Евримаж» - окно в Европу

3.1 Участие в фонде

С 1 марта 2011 года у России появилась возможность получать финансовую поддержку от фонда. Участие в «Евримаж» - самый лучший способ выхода на европейский кинорынок.

«Евримаж» («Eurimages») - организация, представляющая собой фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ, созданный при Совете Европы в 1988 году и насчитывающий на сегодняшний день 37 стран-участников.

Чтобы государство вошло в состав «Евримаж», его официальный представитель должен написать письмо на имя Генерального Секретаря Совета Европы, который перенаправит бумагу Президенту фонда.

Обычно обращение поступает из Министерства культуры страны или ее Постоянного Представительства в Совете Европы. Получив заявку, Президент «Евримаж» связывается с властями страны-кандидата и запрашивает актуальную информацию (на английском или французском языках) о состоянии местной киноиндустрии. Отчет должен содержать оценку ситуации в стране в условиях соблюдения следующих правовых и имущественных критериев:

1. Страна-кандидат должна иметь закон о защите авторских прав и интеллектуальной собственности и регулировать деятельность аудиовизуального сектора согласно Конвенции Совета Европы о трансграничном телевидении, Конвенции Совета Европы об авторских и смежных правах и Европейской Конвенции о кинематографической продукции совместного производства.

2. На международных торговых переговорах страна-кандидат должна представлять сферу культурной деятельности в режиме наибольшего благоприятствования.

3. Страна-кандидат должна иметь систему поддержки национальной продукции и административный орган, ответственный за кинематограф.

4. В претендующей на членство в «Евримаж» стране должна быть развитая техническая база для кинопроизводства, а также налаженная система кинопроката и кинопоказа.

Получив соответствующий аналитический отчет, Президент «Евримаж» извещает отправителей о дате обсуждения документа Правлением фонда и озвучивает приблизительный размер ежегодного взноса. После рассмотрения отчета Правлением «Евримаж» власти страны-кандидата получают приглашение посетить их следующее заседание. Результатом встреча с делегацией становится письмо Генеральному Секретарю Совета Европы с решением Правления фонда «Евримаж».

3.2 Основные задачи, объекты финансирования и недостатки системы

У «Евримаж» две основные задачи: социально-культурная и экономическая. Осуществляя первую из них, фонд старается поддерживать кинопроекты, затрагивающие актуальные проблемы европейского социума. Экономическая задача реализуется путем инвестиций в индустрию кино. «Евримаж» рассчитывает, что фильмы, поддерживаемые фондом, будут иметь не только коммерческий успех, но и подтвердят статус кино как отдельного вида искусства.

Направления деятельности «Евримаж»:  1. помощь в создании ко-продукции;  2. содействие в дистрибуции картин;  3. поддержка кинотеатрального показа;  4. частичная компенсация затрат на перевод фильмов в цифровой формат.

На субсидирование совместного производства тратится почти 90% средств фонда, получаемых от членских взносов. С 1989 года «Евримаж» принял участие в создании более 1200 полнометражных художественных и документальных кинокартин, сделанных в ко-продукции. Многие из них удостаивались престижных наград. Ежегодно свыше 760 тыс. евро расходуется на помощь в дистрибуции.

Одна из основных проблем здесь заключается в том, что «Евримаж» отдает предпочтение исключительно независимым некоммерческим фильмам, отсекая при этом любые проекты, которые связаны с крупными мейджорами и телеканалами, а, как известно, последние являются немаловажным аспектом популярности фильма на территории РФ.

С учетом того, что фонд ориентирован прежде всего на развитие копродукционных связей между странами Европы, он акцентирует внимание на таких критериях как участие нескольких стран при производстве фильма и их соответствие некой европейской стилистике.

Следующая немаловажная проблема заключается в том, что суммы, которые выделяются на каждый отдельный фильм в абсолютном и относительном размере не должны превышать 17% от общего бюджета картины.

Можно сказать, что в какой-то мере это ограничивает участие авторских работ в отборе. Но, если исходить из вышеприведенных вещей, то авторскими, по сути, могут стать и многомиллионные проекты.

Благодаря помощи «Евримажа» были созданы такие фильмы как «Мальчик на велосипеде», «Мой брат Роберт», «Меланхолия», «Железное небо», «Елена»,» Как я провел этим летом», «Эйфория» и многие другие.

За поддержкой кинопроизводства и дистрибуции в «Евримаж» можно обращаться четыре раза в год. В число первопроходцев попал проект «Последствия», это польская картина, режиссер Владислав Посиковский, в ее создании принимает участие российская компания Metrafilms, продюсер -- Артем Васильев, а также словацкие и польские продюсеры. Выделенная сумма -- 260 тысяч евро. Не исключается, что Metrafilms помог предыдущий опыт работы Артема Васильева с получившим финансирование «Дау» И. Хржановского. «В тумане» С.Лозницы также получил 300 тысяч, хотя при подаче документов GP Cinema Company еще не значилась, там были указаны латвийская, немецкая и голландская стороны. В октябре 2011 было объявлено, что финансирование получил и проект «Чайка» (210 тысяч евро) Мигеля Анхеля Хименеса, в производстве этой испано-французско-грузинской картины приняла участие и отечественная компания «Ибрус».

Дистрибьюторы из России в 2011 году от фонда поддержки не получили, но часть средств досталась европейским прокатчикам, занимающимися, в том числе российскими картинами. Например, румынская компания Cinecorvin и венгерская Vertigo Media получили деньги на «Как я провел этим летом». Cinecorvin также при поддержке «Евримажа» занималась картиной «В субботу» на территории Румынии. Таким образом, можно уже сказать, что некоторые плоды от подобного сотрудничества имеются.

Фонд не останавливается на достигнутом, с 1 января 2012 года в «Евримаж» вступила и Грузия, это может облегчить ее взаимодействие с другими странами, в том числе и с Россией, но, на мой взгляд, об этом рано еще говорить в полном объеме.

Бюджет «Евримаж» составляет порядка 23 миллионов евро в год. Финансируемые картины отбираются специальным советом.

В 2012 году в список вошли 33 европейские картины, в том числе новые ленты Ларса Фон Триера («Нимфоманка»), Мишеля Гондри («Пена дней»), Паоло Соррентино («Apporato Umano»). В списке «Eurimages» оказались и две картины, непосредственно связанные с Россией: «Москва никогда не спит» («Moscow Never Sleeps») ирландского режиссера Джонни О'Рейли (производство Snapshot Films East, Blinder Films) и «Роль» Константина Лопушанского (производство Proline Film, Ленфильм, Беларусьфильм).

«Moscow Never Sleeps» --второй русскоязычный проект ирландца Джонни О'Рейли, после триллера «Прячься» с Сергеем Гармашом в главной роли. Драматический сюжет расскажет о неких узах, которые связывают жителей российской столицы. Выход фильма запланирован на 2013 год. В создании российско-ирландского проекта будет задействована международная команда кинематографистов. От Ирландии фильм представляет продюсер Кэти Холли и компания Blinder Films. С российской стороны фильм продюсируют Андрей Захаров и Анна Качко, компания Snapshot Films East.«Moscow Never Sleeps» получила инвестиции и от ирландского фонда Irish Film Board. «Eurimages» инвестировал в фильм 240 тыс. евро.

В картине «Роль» Константина Лопушанского речь пойдет об окончании Гражданской войны. Главную роль в фильме исполняет Максим Суханов. По сюжету актеру придется выдать себя за погибшего красного командира, на которого он волею случая оказался очень похож. Доля «Eurimages» в этом фильме составила 260 тыс. евро.

Россия подписала также соглашение с Европейским продюсерским клубом, так что теперь и российский продюсер может стать ее членом. С европейской стороны будет отбираться от 3 до 5 проектов, которые будут предлагаться российским партнерам. Российская сторона будет продвигать 3-5 проектов для совместной копродукции. Главная задача -- познакомить российских продюсеров с источниками получения средств и с финансовыми рычагами стран Европы.

Была так же создана сеть кинотеатров «Eurimages»/ Europa Cinemas, оказывается поддержка более сорока кинотеатрам в четырех странах. Затраты на это составляют около 616 тыс. евро в год. Совет Европы включил московские «35 мм» и «Пионер», петербургскую «Чайку», нижегородский «Орленок» и калининградскую «Зарю» в киносеть. Участие в «Eurimages» налагает кинотеатры определенные обязательства: 33% всех показываемых в них фильмов должны быть европейского (в том числе российского) производства, и им должно быть представлено не менее 50% всех показов. Кроме того, кинотеатр должен заниматься не только демонстрацией, но и продвижением этих фильмов. При выполнении всех обязательств по итогам года кинотеатры могут рассчитывать на получение финансовой поддержки от «Eurimages», которая будет направлена на техническое оснащение, проведение кинофестивалей, на улучшение проката и популяризацию европейских фильмов.

3.3 Установки по отношению к проектам

Над ко-продукцией должны работать два продюсера из стран-членов фонда. Участие продюсеров из государств, не входящих в «Eurimages», возможно, но, в таком случае, их доля не может превышать 30% от общего бюджета фильма. Секретариат рассматривает заявки только от независимых (не связанных с телерадиовещательными организациями) продюсеров. Компании, которые они представляют, должны быть европейскими, 51% акций которых принадлежат гражданам стран Европы. Дочерние предприятия голливудских студий-мейджоров не могут претендовать на поддержку фонда. В свою очередь, сами проекты должны создаваться в рамках Европейской конвенции или двухсторонних международных Соглашений и быть «настоящими» ко-продукциями. Это значит, что сопродюсеры из разных стран делят между собой не только деньги, но и авторские права. «Если продюсер в кредит без справок продает права на картину дистрибьютору, допустим, на пятнадцать лет, это уже не ко-продукция», - отметил исполнительный директор «Eurimages». Доля мажоритарного продюсера в двухстороннем совместном производстве должна составлять максимум 80%, трехстороннего - 70%. Если производственная стоимость двухсторонней ко-продукции превышает сумму в 5 млн. евро, участие мажоритарного продюсера может быть увеличено до 90%.На момент подачи заявки необходимо, чтобы как минимум 50% бюджета с каждой стороны были собраны. То есть если доля одного продюсера 600 тыс. евро, а другого - 800 тыс. евро, то, отправляя заявку в «Eurimages», они должны подтвердить наличие 300 тыс. евро и 400 тыс. евро соответственно. Однако нельзя подать заявку, имея только собственные средства на реализацию проекта. Сопродюсеры обязаны составить бюджет из денег, полученных от препродаж прав на дистрибуцию, или из инвестиций сторонних организаций, предоставив фонду копии соответствующих контрактов или писем о намерениях.

«Евримаж» осуществляет поддержку дистрибьюторов в дополнение к Медиа программе Европейского Союза. Фонд субсидирует также прокатчиков из стран-членов фонда, не входящих в Европейский Союз: Боснии и Герцеговины, Хорватии, Сербии, Македонии и Турции. Представители перечисленных стран могут использовать средства на продвижение картины в любой стране-участнике «Евримаж», а дистрибьюторы из других государств обязаны применить полученное финансирование на распространение фильма именно в этих пяти странах. При этом никто не может расходовать субсидии на дистрибуцию проекта в своей собственной стране. Решение по выдаче средств также принимает Правление «Евримаж». Поддержка - до 50% от требуемой на продвижение суммы и составляет не более 8 тыс. евро.

Фонд не видит развития индустрии кино без налаженной системы кинопоказа и использования цифровых технологий. Именно поэтому Правление «Евримаж» рассматривает на своих заседаниях и такие заявки. Помощь в оцифровке фильма - не более 80% от общей суммы затрат, не превышая 30 тыс. евро.

«Евримаж» - это ключ, при помощи которого Россия смогла бы открыть дверь в Европу, а не прорубать в нее силами отдельно взятых продюсеров маленькое окошко без форточки.

Глава 4. Сотрудничество в сфере кинопроизводства между странами СНГ

4.1 Историческая обоснованность процесса

Сотрудничество в сфере кинопроизводства между странами СНГ является естественным исторически обоснованным процессом. Тем более что кинематограф стран СНГ , в состав которого входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, имеет общие исторические корни. На базе советского кинематографа были организованы кинематографии всех стран, бывших республик Советского Союза, некоторые из которых не входят в состав СНГ (Грузия, страны Прибалтики).

Так, история «Казахфильма» берет свое начало с момента эвакуации в Алма-Ату киностудии «Мосфильм» во время Великой Отечественной войны. Здесь творил С. Эйзенштейн и другие известные режиссеры того времени.

В Киргизии снимали свои первые фильмы А. Кончаловский и Л. Шевченко, в Грузии - С. Параджанов и О. Иоселиани, на Украине - А. Довженко, Л. Быков, С. Параджанов. Не стоит забывать и об Одесской и Ялтинской киностудиях, студии «Беларусь - фильм».

В странах СНГ ведется планомерная работа по развитию национальных кинематографий и международного сотрудничества. Так, в Белоруссии приняты новые преференции в пользу совместного кинопроизводства, Украина планирует подписать соглашение о совместном кинопроизводстве с Францией. Быстрыми темпами развивается кинематограф в Казахстане.

Содружество независимых государств было учреждено с целью сохранить, в первую очередь, тесные экономические, стратегические и культурные взаимосвязи между бывшими союзными республиками. После развала СССР были искусственно разделены все отрасли народного хозяйства огромной страны, построенные на принципах единой системы и взаимосвязей: военно-промышленный комплекс, топливо-энергетическая система, пути сообщения, Агропром. Кинопроизводственную базу постигла та же участь: «Мосфильм», «Беларусь-фильм», «Таджик-фильм», студия имени А. Довженко, Ялтинская киностудия, «Узбекфильм» и еще 26 киностудий на территории бывшего СССР вдруг оказались на территориях разных государств. Было разрушено тесное взаимодействие в области кинопроизводства, без которого полноценное функционирование каждой отдельной киностудии оказалось под угрозой.

В девяностые годы наблюдается резкий спад уровня кинопроизводства на всем постсоветском пространстве. Титульные народы бывших союзных республик находились в фазе самоопределения, в том числе и культурного. Вследствие этого, снималось преимущественно национальное кино, производство которого по определению не нуждалось в сотрудничестве с другими странами, да и общие объемы выпуска фильмов были ничтожно малы.

Ситуация начала в корне меняться на рубеже веков: в кинопроизводство стали поступать государственные и частные инвестиции. При этом активнее стали использоваться преимущества копродукции.

4.2 Преимущества совместного производства со странами СНГ

Одной из главных сложностей при выборе зарубежного партнера является различие механизмов функционирования кинопроизводства разных стран. В случае же выбора партнера из числа бывших советских республик влияние данного фактора будет крайне незначительным, т.к. национальные кинематографии таких стран во многом остаются верны методологиям и технологиям фильмопроизводства, корнями уходящей в единое советское прошлое. Россия возобновляет активное сотрудничество с Украиной. В Киеве снимать заметно дешевле, нежели в Москве, и к настоящему моменту немалая часть российских сериалов снимается в Украине.

Продюсеры также обращают внимание на Ялтинскую киностудию - крымские ландшафты, обновленная линейка съемочного оборудования, недорогая стоимость услуг, квалифицированных технических работников, приемлемые арендные ставки и др. делают свое дело. Так, например в 2006 г. Федор Бондарчук построил под Балаклавой декорации инопланетного города для съемок картины «Обитаемый остров», что позволило сократить производственные расходы по сравнению с аналогичными в России.

К сожалению, Россия пока неконкурентоспособная в области оказания услуг киноорганизациям из-за высоких цен и низкого качества. Снимать в Европе, например, в Праге, возможно и более выгодно, если оценивать по стоимости и качеству предоставляемых услуг, но гораздо удобнее работать в условиях, когда привлекаемый недорогой персонал другой страны говорит на одном языке с основной съемочной группой, а натура мало отличается о российской. Поэтому проще поехать снимать на Украину или даже в Литву.

С 2000г. растет тесное сотрудничество в области кинопроизводства между Россией и Беларусью. Первым совместным фильмом стала картина М. Пташука «В августе сорок четвертого», тепло встреченная и зрителями, и критиками. Успех грандиозного совместного проекта России и Республики Беларусь - фильм А. Кота «Брестская крепость » - лишь подтверждает тот аргумент, что единое историческое прошлое и общность кинематографических ресурсов являются существенными факторами, говорящими в пользу необходимости продолжать столь успешное и взаимовыгодное сотрудничество. Многие российские сериалы и фильмы также снимаются в Республики Беларусь по причине дешевизны предоставляемых кинематографических ресурсов.

Взаимоотношения России и Казахстана в области кинопроизводства начались еще раньше, когда в 1996 г. вышла совместная картина «Кавказский пленник», которая стала лидером проката. С тех пор обе страны постоянно учувствуют в создании совместных проектов, имеющих неплохой прокат («Кочевник», «Монгол», С. Бодрова) или довольно успешную фестивальную судьбу «Тюльпан» С. Дворцевого. Тем не менее активно снимая свои проекты в Украине или Беларуси, а также время от времени и в бывших среднеазиатских республиках, где используют колоритные ландшафты и дешевые условия для съемок, сами российские продюсеры отнюдь не всегда заинтересованы в прямом совместном кинопроизводстве с партнерами из стран СНГ, по причине отсутствия особых преференций со стороны национальных кинематографий. Скорее, в сотрудничестве с Россией более заинтересованы местные продюсеры.

В чем еще преимущества совместного кинопроизводства со странами СНГ помимо общих корней - отсутствие языковых барьеров, и наличие русскоязычного зрителя на постсоветском пространстве позволяет не тратить дополнительные средства на дублирование фильмов для выхода на рынки стран СНГ. Однако, к сожалению, в ряде стран Содружества постепенно вводятся ограничения для проката фильмов на русском языке.

Для партнеров из стран СНГ сотрудничество с российскими кинематографистами может быть выгодно в виду того, что Россия, наконец, была принята в фонд «Евримаж». Для продюсеров из стран СНГ это дает возможность получения европейской поддержки в производстве и прокате фильмов и облегчает выход на европейские кинорынки.

Помимо участия России в фонде «Евримаж», следует отметить ее присоединение в 1994 г. к Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве, которая позволяет реализацию трехсторонних кинопроектов.

Производство в рамках этой конвенции позволяет снизить процент участия миноритарного партнера при сохранении статуса национального фильма. Соответственно, за счет российского участия в конвенции возможно привлечение партнеров из стран СНГ, не присоединившихся к ней. Объединив усилия, проще найти выход на зарубежные рынки, на которых нас, к сожалению, мало кто ждет.

4.3 Факторы, препятствующие развитию

Для стран СНГ, кроме России, одним из факторов, препятствующих развитию национального кинопроизводства, является ограниченный внутренний рынок проката и кинопоказа в виду малого количества залов, небольшого числа населения, а, значит, и зрителей, и присущей конкретному кинорынку низкой посещаемостью и сравнительно высокой ценой билетов, Так, например, в Казахстане, при населении в 16 млн. человек, чтобы окупиться, бюджет фильма не должен превышать по разным оценкам от 250 до 400 тыс. долларов.

Совместное кинопроизводство, помимо целого ряда других проблем, осложняется также вопросом таможенного регулирования, в частности, из-за необходимости уплаты таможенных сборов за ввоз-вывоз съемочной аппаратуры. Однако с 1 января 2012 г. в полную силу заработал Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Республикой Беларусь, который предусматривает единое таможенное пространство, поэтому теперь во время пересечения границы между этими странами уплата таможенных сборов при транспортировке съемочного оборудования не производится.

Еще одним из преимуществ Таможенного союза является то, что с 1 января 2012 г. граждане любой из стран его участниц могут работать на территории другой страны, входящей в Таможенный союз, без разрешения на работу. Это означает возможность усиления конкуренции на рынке труда, в том числе, и в сфере кинопроизводства, а, значит, расширяются возможности привлечения недорогой и квалифицированной рабочей силы, обмены производственным опытом; снижаются производственные и административные издержки.

Соответственно, резонным является необходимость последовательного присоединения к Таможенному союзу других стран - участниц СНГ.

За последние несколько лет основными партнерами российских кинопроизводителей являются по убывающей сопродюсеры из таких стран, как Германия, Франция, Украина, Казахстан, Италия, США и т.д. Среди партнеров есть и Беларусь, Кыргызстан, Азербайджан. Очевидно, что присутствие в данном списке, рядом с передовыми зарубежными государствами, стран-членов Содружества, только доказывает тезис о правильности и необходимости копродукции между партнерами из стран СНГ.

К сожалению, Соглашение о совместном фильмопроизводстве государств-участников Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 г. носит скорее декларативный характер. Согласно, данному Соглашению доля соответствующих финансовых вкладов продюсеров (сопродюсеров) может составлять от двадцати до восьмидесяти процентов. В случае многостороннего советского производства наименьшая доля вкладов каждого из продюсеров (сопродюсеров) должна составлять не менее десяти процентов, а наибольшая доля вклада - не более семидесяти процентов от общей стоимости производства фильма.

Процесс интеграции стран СНГ в сфере кинопроизводства несет неуклонный характер, с понимание сторонами всех минусов и преимуществ. Для активизации данного процесса необходимо целенаправленно продолжать решать вопросы урегулирования уплаты таможенных сборов и налогообложения, создания дополнительных преференций для совместного кинопроизводства и совершенствования национальных систем государственной поддержки кинематографий.

Заключение

В настоящее время складывается ситуация, когда количество совместных международных проектов в Европе и Америке растет год от года. В России примеров такого сотрудничества незначительное количество. Развитие совместного кинопроизводства - один из способов повышения конкурентоспособности российских фильмов.

На мой взгляд, именно совместное производство способ выхода отечественных картин за рамки проката в России. Несомненно, существует ряд причин, которые тормозят перспективное сотрудничество, начиная от правовых форм, непривлекательности системы финансирования и налоговых стимулов, ценами на производство и, заканчивая недостаточным уровнем английского языка кинематографистов в России. Также, среди препятствий, возникающих при реализации проектов, можно выделить следующие факторы: непрозрачность российской киноотрасли, разница в подходах к финансированию, отсутствие в России системы страхования кинопроектов, различия в законодательной базе по копродукции и разница в национальной специфики восприятия.

Существует распространенное мнение, что корень большинства проблем заключается в том, что необходимо иметь то, что продвигать. Российские фильмы не пользуются высокой популярностью внутри страны, что уж говорить о зарубежных зрителях. Конечно качество российских фильмов не единственная проблема, ведь есть достойные картины, которые по тем или иным причинам не могут выйти на международные рынки. Но, тем не менее, если фильм успешен на внутреннем рынке, то у него гораздо больше шансов быть купленным на международные территории.

Проблема заключается не столько в умении делать профессиональное кино, сколько в способности создать то, что можно назвать «интернациональным фильмом». Надо учиться создавать глобальный продукт и систематизировать работу по продвижению российского кино. Если мировые экономические показатели будут стабильны, то количество совместных проектов будет расти примерно на 20 процентов ежегодно. В этой ситуации необходимо начать лоббировать интересы отечественного кинопроизводства не за границей, а в пределах родного отечества. Как считают эксперты, это прежде всего введение налоговых льгот, возвратов и общее улучшение климата для разных форм копродукции.

Преимущества копродукции многочисленны, это и увеличение финансовых возможностей, и попадание в рынки стран-партнеров, и обмен опытом, и привлечение передовых технических и творческих ресурсов мирового кинематографа.

Дальнейшее развитие отечественного кинопроизводства и повышение конкурентоспособности российских картин невозможно без интеграции российского кинематографа в мировую киноиндустрию. Просто необходимо расширять и улучшать возможности для создания копродукции. Именно продукт совместного производства должен стать толчком пробуждения интереса к отечественному кино у мирового зрителя.

Список использованной литературы

· Журнал «Менеджер Кино»

· Журнал «Бюллетень кинопрокатчика»

· «Современные проблемы кинобизнеса» Материалы международной научно-практической конференции 11 апреля 2012

· «Профессия - продюсер кино и телевидения. Практический подходы» Под редакцией В.И. Сидоренко, П.К. Огурчикова

· «Дистрибуция и кинопоказ в России, история и современность» Косинова М.И.

Интернет-источники:

· www.proficinema.ru

· www.varietyrussia.com

· www.kinometro.ru

· www.mkrf.ru

· www.kinopoisk.ru

· www.cult-cinema.ru

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru