Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Праздник Победы - 9 мая

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Министерство культуры Республики Беларусь

Учреждение образования

'Белорусский государственный университет культуры и искусств”

Кафедра режиссуры обрядов и праздников

Курсовая работа на тему:

'Праздник Победы - 9 мая”

Выполнила:

Студентка 314 группы ФЗО

Шерстнева Татьяна Владимировна

Научный руководитель:

Заведующий кафедрой режиссуры обрядов и праздников, кондадат исторических наук, профессор П.А. Гуд

Минск, 2011

Содержание

Введение

На сегодняшний момент у молодежи сложилось неоднозначное отношение к истории нашего народа. Порой можно заметить неуважение к участникам великих боев.

День Победы - это день, в который советская армия одержала победу над германскими войсками в Великой Отечественной войне. Это воистину праздник со слезами на глазах. В этот день радость и скорбь - рядом. Нет семьи, которую бы война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто налаживал мирную жизнь. И, конечно, поздравляют ветеранов, которые пережили эти тяжелые четыре года. Указом Президента Республики Беларусь №157 от 26.03.1998 г. День Победы установлен как государственный праздник.

Все дальше и дальше неумолимое время отделяет нас от самой большой трагедии в истории, унесшей миллионы человеческих жизней, - Второй мировой войны. Для многих из нас Великая Отечественная - это далекое прошлое, о котором мы знаем только из учебников истории, рассказов. День Победы - действительно всенародный праздник, торжественный и радостный! Праздник в честь всех тех, кто подарил мир на этой земле.

Уходят годы, уходят люди, ковавшие эту победу, но 9 Мая остается для всех поколений нашей страны самым светлым и радостным праздником.

Цель исследования - раскрыть разные формы патриотического воспитания человека в рамках Праздника Победы.

Задачи:

изучить исторические аспекты праздника;

выделить нововведении праздника;

изучить традиции праздника на могилевщине.

Методы исследования:

изучение литературы о Великой Отечественной войне;

беседа с ветеранами Великой Отечественной войны о проведении праздника Победы;

анализ сценарно-режиссерских разработок праздника Победы;

этнографические наблюдения и анализ проведения праздника Победы в разных регионах Республики Беларусь;

участие в проведении праздника Победы.

Анализ литературы:

1. Голевнев А.И. 'Воспоминания ветеранов Великой отечественной войны'.

В этой книге содержатся воспоминания ветеранов НАН Беларуси - бывших воинов Советской Армии, подпольщиков и партизан об их боевых действиях за честь, свободу и независимость своей Родины и своего народа, рассказывается об их патриотизме и героизме, о победных радостях, тяжелых испытаниях, выпавших на долю белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

2. Довбуш М.Д. 'Советские традицыи, праздники и обряды”

В книге описаны основные праздники и обряды Советского Союза, даны рекомендации по их подготовке и проведению. Подробно описаны основные традиции Праздника Победы.

3. Курочкин П.А. 'Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах'

В этой книге ведется рассказ об основных боевых операциях, о массовом героизме советских воинов, о мужестве партизан и подпольщиков, - о великом подвиге всего нашего народа. Описано победоносное завершение войны, подъем всенародной борьбы против фашистских поработителей.

4. 'Сорокалетие Победы советского народа в Великой Отечественной войне' Документы и материалы.

В эту книгу включены документы и материалы, посвященные празднованию 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

5. Черняк Ю.М. 'Режиссура праздников и зрелищ”.

В книге изучены основные аспекты праздничных действ, образный строй праздников и зрелищ. процесс создания празднецтв рассмотрен на конкретных примерах.

6. Энциклопедический справочник 'Могилев'.

Отражены важнейшие стороны современной жизни и истории Могилева. Книга состоит из образного очерка и расположенного в алфавитном порядке справочных статей. Рассказывает о жизни современного города и его прошлом, памятниках архитектуры, людях, чьи имена увековечены в городе.

Анализ литературы показал, что очень мало авторов обращается к традициям Праздника Победы на территории Могилевской области, поэтому мое исследование является актуальным и социально-значимым.

Структура работы:

Введение

Глава 1 Возникновение, развитие и традиции праздника 'День Победы':

1.1 Генезис и история возникновения праздника.

1.2 Особенности развития Праздника Победы в годы Советской власти на территории Беларуси

Глава 2 Праздник Победы на современном этапе.

2.1 Общенациональные и территориальные компоненты праздника Победы постсоветского периода.

2.2 Традиции и новации в праздновании Дня Победы

Заключение

Приложение

Сценарии праздника Победы.

праздник победа беларусь советский

Глава 1. Возникновение, развитие и традиции праздника 'День Победы'

1.1 Генезис и история возникновения праздника

Великая Отечественная война занимает особое место в истории нашей страны и всего человечества. По стратегическому значению четырехлетняя битва на советско-германском фронте стала главной составной частью Второй мировой войны. В гигантских сражениях под Москвой и Ленинградом, под Сталинградом и на Курской дуге, на Днепре и в Беларуси, в Прибалтике и Восточной Пруссии, в странах Юго-Восточной, Центральной и Северной Европы советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели союзников к Победе.

В огне войны сгорели жизни и судьбы каждого третьего белоруса. Более 800 тысяч солдат и офицеров из Беларуси погибли на фронте. Гитлеровцы уничтожили более 2 миллионов 200 тысяч жителей республики. Свыше 380 тысяч угнали в рабство. Оккупанты полностью разрушили более пяти тысяч населенных пунктов, 209 из 270 городов, в том числе Минск, Гомель и Витебск.628 деревень сожгли дотла вместе

с их жителями. Таков вклад белорусов в Победу над фашизмом и освобождение от коричневой чумы народов Европы. [4,c.53]

На протяжении многих лет после окончания Великой Отечественной войны Великая Победа воспринималась в нашей стране и во многих странах мира как высшее проявление духа, огромного самопожертвования советских людей, массового героизма, мужества и славы воинов Вооруженных Сил. Великая Отечественная война, подвиг нашего народа, выдающиеся победы Советской Армии долгое время являлись важнейшим воспитательным средством развития преемственности традиций между различными поколениями.

Национальные идеалы и традиции, священная любовь к Родине, которые с особой силой проявились в Великой Отечественной войне, выступали высшей нравственной ценностью, основой патриотического и военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

29 апреля начались бои за Рейхстаг, который обороняло около тысячи человек. После нескольких атак подразделениям 171-й и 150-й стрелковых дивизий удалось занять здание.30 апреля в 14 часов 25 минут сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили над Рейхстагом Знамя Победы.

7 мая в 2: 41 ночи в Реймсе, был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. От имени союзников акт о капитуляции подписали: генерал Уолтер Беделл Смит, генерал Иван Суслопаров (в качестве свидетеля) за СССР и генерал Франсуа Севез за Францию. От Германии его подписали адмирал Фридебург и генерал Йодль.

8 мая в 22: 43 по центральноевропейскому времени (9 мая в 0: 43 по московскому времени) генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, а также представители немецких ВМС, имевшие соответствующие полномочия, подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Великая Отечественная война, к великой радости всего советского народа, закончилась.

По согласованию между правительствами СССР, США и Великобритании была достигнута договоренность считать процедуру в Реймсе предварительной. Тем не менее, в западной историографии подписание капитуляции германских вооруженных сил, как правило, связывается с процедурой в Реймсе, а подписание акта о капитуляции в Берлине именуется его 'ратификацией'.

Но еще до этого момента, Сталиным был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР о том, что отныне 9 мая становится государственным праздником Днем Победы и объявляется выходным днем. В 6 часов утра по московскому времени, этот Указ по радио был зачитан диктором Левитаном.

Первый День Победы праздновался так, как, наверное, отмечалось очень мало праздников в истории СССР и России. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали.

9 мая, вечером в Москве был дан Салют Победы, самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано тридцать залпов.

Первый Парад в честь Победы СССР в Великой Отечественной войне прошедшей 24 июня 1945 года на Красной площади. В нем организаторами было найдено сочетание глубоко символичного церемониального действия, демонстрирующего мощь и силу Советской Армии, низвергнувшей фашизм, с яркой эмоциональностью приобщения к происходящему каждого гражданина нашей страны. [3, c.430]

Решение о проведении Парада Победы на Красной площади было принято Сталиным в середине мая 1945-го, практически сразу после разгрома последней оказывающей сопротивление группировки немецко-фашистских войск 13-го мая.

22 июня 1945г. газета 'Правда' опубликовала приказ верховного главнокомандующего И.В. Сталина за № 370:

'В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади Парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона - Парад Победы. На Парад вывести: сводные полки фронтов, сводный полк наркомата обороны, сводный полк Военно-морского Флота, военные академии, военные училища и войска Московского гарнизона. Парад Победы принять моему заместителю Маршалу Советского Союза Жукову. Командовать Парадом Победы Маршалу Советского Союза Рокоссовскому.

Первый Парад Победы готовили очень тщательно. По воспоминаниям ветеранов, репетиции проходили полтора месяца. Солдат и офицеров, за четыре года привыкших ползать по-пластунски и передвигаться короткими перебежками, нужно было научить чеканить шаг с частотой 120 шагов в минуту.

Сначала на асфальте начертили полоски по длине шага, а потом даже натянули веревочки, помогавшие задавать высоту шага. Сапоги покрыли специальным лаком, в котором как в зеркале отражалось небо, а на подошвы прибили металлические пластины, помогавшие чеканить шаг.

Начался Парад в десять часов утра, почти все это время лил дождь, временами переходящий в ливень, что зафиксировали кадры кинохроники. Участвовало в Параде около сорока тысяч человек. Жуков и Рокоссовский выехали на Красную площадь на белом и вороном конях соответственно. Сам Иосиф Виссарионович с трибуны Мавзолея Ленина лишь наблюдал за Парадом. Сталин стоял на трибуне мавзолея слева, уступив середину фронтовым генералам - победителям. На трибуне также присутствовали Калинин, Молотов, Будённый, Ворошилов и другие члены Политбюро ЦК КПСС.

Жуков 'принял' Парад у Рокоссовского, вместе с ним проскакал вдоль бойцов, выстроенных в шеренги и приветствовавших их троекратным 'ура', затем поднялся на трибуну Мавзолея и зачитал приветственную речь, посвященную победе СССР над фашистской Германией.

По Красной площади торжественно прошагали сводные полки фронтов: Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 3-го, 2-го и 1-го Белорусских, 1-го, 4-го, 2-го и 3-го Украинских, сводный полк Военно-Морского Флота. В составе полка 1-го Белорусского фронта особой колонной прошли представители Войска Польского. Впереди марширующих колонн фронтов шли командующие фронтами и армиями с шашками наголо. Знамена соединений несли Герои Советского Союза и другие орденоносцы.

За ними двигалась колонна солдат особого батальона из числа героев Советского Союза и других особо отличившихся в боях солдат. Они несли знамена и штандарты поверженной фашистской Германии, которые бросили к подножью Мавзолея и подожгли.

Далее по Красной площади прошли части Московского гарнизона, затем проскакали кавалеристы, проехали легендарные тачанки, проследовали соединения ПВО, артиллерия, мотоциклисты, легкие бронемашины и тяжелые танки. В небе пронеслись самолеты, пилотируемые прославленными асами.

Параду Победы посвящён одноимённый фильм Ефима Учителя, снятый в 1945 году, один из первых цветных фильмов в СССР.

Парад Победы явился театрализованным действием, реализовавшим потребность советских людей в праздновании ярчайших событий, близких сердцу каждого гражданина. [1, c. 198]

В последующие годы проводилась огромная работа по подготовке праздника:

- Повсемествно проводились торжественные собрания, вахты памяти под дивизом 'Встань вровень с героями! ”, манифестации молодежи 'Заветам отцов верны”, вечера боевой и трудовой славы; чествования ветеранов Великой Отечественной войны, воинских и трудовых династий; трудовые рапорты производственных коллективов - победителей социалистического соревнования в честь Праздника Победы; встречи друзей-однополчан, встречи молодежи с героями фронта и тыла, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота, призывниками; устные журналы, вечера-портреты, посвященные знатным землякам, детские утренники и конкурсы детского рисунка; читательские конференции, тематические выставки книг, произведений изобразительного, народного декоративного искусства и фотоискусства;

- По установившейся традиции проводились встречи ветеранов и участников Великой Отечественной войны в партийных комитетах, государственных органах и общественных организациях;

- В день торжественного открытия Всесоюзной вахты памяти во всех первичных комсомольских организациях проводились уроки мужества, собрания с рапортами о трудовых достижениях и успехах в учебе, в пионерских дружинах - торжественные линейки с приглашением Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, ветеранов войны и труда, передовиков социалистического соревнования, наставников молодежи;

- Организовывались праздники улиц и площадей, носящих имена Героев Советского Союза, воинов, совершивших подвиг, выдающихся военачальников, Героев Социалистического Труда - тружеников тыла;

- Привлекалась общественность к сбору материалов о боевых и трудовых подвигах в годы Великой Отечественной войны, активному участию во Всесоюзной поисковой экспедиции 'Летопись Великой Отечественной войны', проводились вечера, посвященные матерям и вдовам погибших фронтовиков, партизан, подпольщиков; организовывались походы выходного дня и экскурсии молодежи по местам революционной, боевой славы советского народа;

- Развертывалась работа по закладке парков, садов, скверов, аллей Победы, по приведению в надлежащий порядок памятников и обелисков, братских могил, воинских захоронений, мемориальных комплексов воинам, павшим за свободу и независимость Родины;

- Художественно оформлялись улицы, площади городов и сел, места провидения массовых торжественных мероприятий; приурочивались к Празднику Победы открытие памятников и обелисков, установление мемориальных досок, памятных знаков;

- Проводились конкурсы на лучшее исполнение военно-патриотических песен и музыки; массовые военно-спортивные соревнования, оборонные эстафеты, автомотопробеги на призы имени героев Великой Отечественной войны;

- Организовывался показ спектаклей и специально подготовленных концертных программ профессиональных и самодеятельных театров и художественных коллективов; фестивали хроникально-документальных фильмов.

Проведение праздника

9 мая улицы городов и сел в праздничном убранстве. Повсюду Государственные флаги СССР, Украинской ССР, союзных республик, портреты В.И. Ленина, руководителей Коммунистических партий и Советского правительства.

Ярко выделяются изображения ордена 'Победа', орденов Красного Знамени, Отечественной войны, Славы, других боевых орденов и медалей; призывы в честь Коммунистической партии Советского Союза - вдохновителя и организатора всех побед, доблестных Вооруженных Сил СССР, ратного подвига городов-героев. В местах массового посещения - галереи портретов Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, земляков, прославивших своими ратными и трудовыми подвигами родной край, и дорогих побратимов, отдавших за него свою жизнь.

С утра по радио звучат песни и марши военных лет. Они чередуются с исторической хроникой Совинформбюро, чтением стихов, отрывков из поэм и произведений в прозе, посвященных героике Великой Отечественной войны, мирному созидательному труду. По улицам и площадям проходят духовые оркестры, возвещая о наступлении праздничного дня.

8.00 - У памятников В.И. Ленину, монументов, мемориалов и памятных знаков воинской славы в почетный караул заступают лучшие молодые рабочие и колхозники, студенты и учащиеся, юнармейцы 'Зарница' и 'Орленок', а где есть возможность - воины местного гарнизона.

9.00 - по установившейся традиции ветераны войны при боевых орденах и медалях, знаках трудовой доблести собираются на площади, у здания исполкома Совета народных депутатов. Их встречают пионеры, комсомольцы и молодежь, представители трудовых коллективов, воины Советской Армии. Ветеранов поздравляют с праздником, вручают им цветы, прикалывают красный бант с памятным значком.

9.15 - заканчивается построение праздничной колонны для следования к памятнику В.И. Ленину и месту проведения торжественного митинга - мемориальному комплексу, обелиску. Впереди - знаменосцы. Они несут Государственные флаги СССР, союзных республик знамена трудовых коллективов, комсомольской и пионерской организаций. Выстраивается духовой оркестр. Далее следуют ветераны Великой Отечественной войны, за ними пионеры, комсомольцы, молодежь, представители трудовых коллективов.

9.30 - начинается торжественный марш 'Отчизны верные сыны'. Жители города и сел, вышедшие на улицы и площади по маршруту следования колонны, сердечно приветствуют ветеранов Великой Отечественной войны.

Площадь, на которой предусмотрено проведение торжественного митинга трудящихся 'Бессмертный подвиг великого народа' украшена флагами, портретами руководителей партий и правительства, красочными панно и транспарантами. Здесь установлена трибуна либо подиум, оснащенные средствами радио-усиления, задрапированный красной тканью и установленными тремя щитами.

На центральном щите эмблема Праздника Победы - изображение ордена 'Победа' или ордена Отечественной войны 1-й степени. Его обрамляет лавровая ветвь. Внизу, под орденом, бюст, барельеф или портрет В.И. Ленина. по обе стороны щита на расстоянии до 1 м и на глубину до 50 см от линии его крепления устанавливаются прямоугольные вертикальные щиты, окрашенные в цвета ленты ордена Славы. На щитах слева - дата '1945', справа - дата очередной годовщины Праздника Победы. Возле трибуны по центру устанавливается постамент для Книги Вечной Славы. У трибуны на специальной подставке укладывается гирлянда Славы из хвои, зелени, цветов, перевитая лентой, изображающей ленту ордена Славы. Здесь же находятся корзины с цветами. Возле них в почетном карауле - молодежь.

На площади собираются участники митинга: представители трудовых коллективов, общественности, военнослужащие, гости, юнармейцы - участники Всесоюзных походов по местам революционной, боевой и трудовой славы Коммунистической партии и советского народа, военно-спортивных игр 'Зарница' и 'Орленок', члены комсомольско-молодежных строительных отрядов, воины Советской Армии. Их ряды оформлены кумачовыми стягами, макетами орденов Ленина, 'Победа', Красного Знамени. Участники торжественного митинга размещаются на площади с таким расчетом, чтобы праздничные колонны могли свободно пройти сквозь живой коридор и занять отведенное почетное место возле трибуны.

10.00 - звучит 'Марш Победы' С. Чернецкого. В составе праздничных колонн на площадь прибывают ветераны Великой Отечественной войны. По традиции их встречают с хлебом-солью юноши и девушки в национальных костюмах, пионеры с цветами. Ветераны проходят к трибуне и занимают отведенные для них почетные места. На трибуне появляются представители местных партийных, советских органов, профсоюзных и комсомольских организаций, представители Советской Армии и Военно-Морского Флота, трудовых коллективов, знатные люди, ветераны войны и труда.

Под барабанную дробь к трибуне выходят юные фанфаристы. Раздается сигнал 'Слушайте все!', возвещая о начале Праздника Победы.

Председательствующий произносит вступительное слово и объявляет торжественный митинг 'Бессмертный подвиг великого народа', посвященный всенародному празднику Победы, открытым.

Звучит Государственный гимн СССР и Государственный гимн Украинской ССР. Избирается почетный президиум торжественного митинга.

Предлагается внести знамя города, памятные и переходящие знамена, которых он удостоен в связи со знаменательными событиями и за трудовые достижения, знамена трудовых коллективов - победителей социалистического соревнования в честь Праздника Победы, по возможности - знамена воинских частей и соединений. Под мелодию 'Марш коммунистических бригад' А. Новикова знамена проносят к трибуне знатные люди города в сопровождении ассистентов.

Предлагается внести Книгу Вечной Славы.

В глубокой тишине появляется ветеран Великой Отечественной войны и мать падшего воина в сопровождении военнослужащих, комсомольцев, пионеров. Они проходят к трибуне и устанавливают Книгу в центре на специальном постаменте, украшенном живыми цветами.

Возле знамен и Книги Вечной Славы, сменяясь, несут почетный караул комсомольцы и молодежь, воины Советской Армии.

Предлагается возложить цветы от участников митинга к памятнику В.И. Ленина. Под мелодию песни 'Ленин всегда с тобой' С. Туликова представители общественности с корзиной цветов направляются к памятнику В.И. Ленина, чтобы выполнить почетное поручение.

От имени партийного комитета, исполкома Совета народных депутатов председательствующий сердечно поздравляет собравшихся с Праздником Победы, желает ветеранам Великой Отечественной войны доброго здоровья, новых свершений, счастья и благополучия.

Далее председательствующий предоставляет слово выступающим. среди них могут быть фронтовики, партизаны, подпольщики, труженики тыла - герои Великой Отечественной войны; лучшие рабочие и колхозники - передовики социалистического соревнования, новаторы производства; представители народной интеллигенции, видные деятели науки, литературы и искусства; воины Советской Армии - отличники боевой и политической подготовки; матери, жены, сестры, дети и внуки воинов, павших в боях за Родину; школьники - пионеры и октябрята, студенты, комсомольцы, молодежь - люди яркой биографии, чей жизненный путь отмечен беззаветным служением народу, верностью делу партии, высокими показателями в труде и учебе, активной гражданской позицией.

Количество выступающих, последовательность выступлений, их содержание и регламент определяются организаторами торжественного митинга.

Звучат пионерские горны, раздается четкая дробь барабанов. Под мелодию пионерского марша участников митинга выходит поздравлять молодая смена. Пионеры и октябрята поднимаются на трибуну и вручают членам президиума митинга цветы, сердечно благодарят Коммунистическую партию за мирное небо и счастливое детство.

Под мелодию марша пионеры и октябрята покидают трибуну и присоединяются к собравшимся на площади.

Председательствующий обращается к участникам торжественного митинга с предложением почтить светлую память сыновей и дочерей советского народа, отдавших свою жизнь за честь, свободу и независимость любимой Родины.

11.00 - 'В сердцах и памяти народной' - торжественно-траурная церемония возложения участниками митинга венков, цветов, гирлянды Славы на могилу Неизвестного солдата, матроса.

В установленных местах выстраиваются в почетный караул воины Советской Армии и Военно-Морского Флота, комсомольцы, молодежь, пионеры, отдельной шеренгой - юнармейцы военно-патриотических объединений старшеклассников.

В центре площади - две шеренги, в составе которых ветераны Великой Отечественной войны и труда, ветераны партии и комсомола, воины Советской Армии, комсомольцы, учащиеся профессионально-технических училищ, пионеры.

Стоящие слева лицом к обелиску держат гирлянду Славы на правой руке, согнутой в локте под прямым углом, стоящие справа - на левой руке. Движение шеренг начинается с левой ноги под торжественно-траурную музыку.

Возложив гирлянду Славы, участники церемонии остаются около нее. Наступает минута молчания. По радио доносится приглушенное биение метронома. Постепенно его перекрывает торжественно-скорбная мелодия.

Знаменосцы и их ассистенты со знаменами города, трудовых коллективов, а также ветераны Великой Отечественной войны, мать павшего вои на с Книгой Вечной Славы в сопровождении пионеров с цветами становятся во главе торжественно-траурной процессии трудящихся. За ними следуют: президиум митинга, представители общественности, воины Советской Армии, члены комсомольско-молодежных строительных отрядов, юнармейцы, принявшие венок и гирлянду у почетного караула, ветераны войны и труда, гости, члены семей павших воинов, представители трудовых коллективов, комсомольцы, молодежь.

По радио звучит траурная мелодия, поэтические строки 'Реквием' Р. Рождественского.

Процессия медленно направляется к могиле Неизвестного солдата, матроса. Здесь на определенных местах находятся хоровой коллектив и духовой оркестр.

Знаменосцы и их ассистенты размещаются, как правило, слева и справа от могилы Неизвестного солдата, матроса, рядом с почетным караулом. Ветеран Великой Отечественной войны и мать павшего воина с Книгой Вечной Славы в сопровождении пионеров с цветами - в центре, у Вечного огня.

Стихает музыка. По радио звучат слова: 'Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины!'.

Торжественно-скорбная пауза. Приспускаются знамена. Пионеры из почетного караула отдают салют, военнослужащие Вооруженных Сил СССР - знаки воинской чести.

Хоровой коллектив исполняет песню 'Степом, степом' ком.А. Пашкевич, сл.М. Негоды.

Ветеран Великой Отечественной войны и мать павшего воина торжественно передают Книгу Вечной Славы, как святыню, представителям молодого поколения и первыми возлагают цветы к могиле Неизвестного солдата, матроса, мемориалу, после чего занимают почетное место возле Книги Вечной Славы.

Затем к могиле Неизвестного солдата, матроса венки возлагают руководители партийных, советских органов, гирлянду Славы - ветераны войны и труда, участники комсомольско-молодежных отрядов. Вслед за ними цветы возлагают представители профсоюзных и комсомольских организаций, ветераны войны и труда, гости, члены семей погибших воинов, труженики производственных коллективов, общественность, молодежь. Одновременно цветы возлагают на другие надмогильные плиты мемориального комплекса.

Церемония завершается выносом Книги Вечной Славы, знамен города, трудовых коллективов. Торжественный митинг трудящихся, посвященный всенародному Празднику Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, объявляется закрытым. Исполняются Государственный гимн СССР и Государственный гимн Украинской ССР.

Вступает оркестр. В исполнении солиста, хора и оркестра звучит песня 'День Победы' Д. Тухманова. отдавая почести павшим, мимо мемориала под мелодию 'Слава Советской Армии' А. Александрова проходят воины Вооруженных Сил СССР, пионеры, участники комсомольско-молодежных отрядов.

По окончании митинга его участники направляются на различные культурно-массовые и спортивные мероприятия, посвященные Празднику Победы: театрализованные мероприятия, концерты военно-патриотической музыки, гулянья.

18.30 - во Дворцы, Дома культуры, клубы прибывают ветераны войны и труда, знатные земляки, гости, представители трудовых коллективов, общественность. Их встречает молодежь, вручая программу праздничного концерта и сувенир. Звучат музыка, песни военных лет и современные.

18.45 - прибывших на праздничный концерт приглашают в зал. Ветераны войны и труда, знатные люди, гости занимают места в первых рядах.

Диктор либо организатор вечера предлагает собравшимся стоя прослушать слова всенародной скорби 'Никто не забыт, ничто не забыто!', транслируемые из столицы - города-героя Москвы, с могилы Неизвестного солдата у Кремлевской стены.

Наступает минута молчания. По возможности желательно организовать показ минуты молчания, транслируемой по телевиденью.

Закончилась минута молчания.

Короткая пауза.

19.15 - позывные возвещают о начале праздничного концерта 'Салют Победы'.

20.30 - окончание праздничного концерта.

21.00 - по установившейся традиции в городах-героях производится праздничный салют, в областных центрах, городах и других населенных пунктах - праздничный фейерверк.

В 1948 году о войне было велено забыть и все силы бросить на восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Распад СССР на некоторое время внес свои коррективы в празднование Дня Победы - парады некоторое время не проводились, да и пышности этот праздник уже не имел, но с 1995 года все традиции снова возродились и соблюдаются до сих пор. В 1995 году прошли два парада - на Поклонной горе и Красной площади, с того момента традиция проводить парады была возрождена снова, только без боевой техники. [2, c.227]

Праздник в Европе и США

США, Великобритания и большинство стран Западной Европы отмечают День Победы во второй мировой войне - 8 мая - день, когда по центральноевропейскому времени была подписана капитуляция нацисткой Германии. По московскому же времени капитуляция была подписана уже 9 мая, что объясняет отличие в дате праздника. В Америке этот праздник называется V-E Day, или Victory in Europe Day. 15 августа отмечается как день победы над Японией (англ. V-J Day). [1, c. 198]

1.2 Особенности развития Праздника Победы в годы Советской власти на территории Беларуси

Общегражданский праздник 9 мая - День Победы, на долгие годы определившего судьбы участников Великой Отечественной, немыслим сегодня без встреч и шествий ветеранов к мемориалам памяти и обелискам славы. Сложились сопутствующие им ритуалы, в которых обязательно участие юношеских и молодежных групп.

9 мая 1970 года. Мемориальный комплекс в Казани. Поздний вечер. Тысячи людей заполнили площадь у памятника Павшему воину. Медленно гаснет обычное освещение. Наливаются красным венки у основания стеллы и стяги на окружающих площадь флагштоках. звучит торжественное музыкально-поэтическое вступление, и сегодняшняя ночная площадь превращается … в пограничное мирное утро 22 июня 1941 года. Ярким зеленым светом залиты окружающие деревья, на их ветвях громко поют птицы. Издалека в небе слышен гул приблежающихся самолетов. Слева, на западе - шум танков, выстрелы. Самолеты над головами. Их 'ищут” в небе мерцающие голубизной лучи зенитных прожекторов. Вой падающих бомб. 'Взрываются” они в роще и на площади, среди зрителей, сметая напрочь и песню соловьев, и яркий зеленый свет. Грохот танков нарастает. Справа в богровых отсветах - писк марзянки и голос радиста: 'Говорит Брестская крепость…' Первые залпы пограничников. На площадь вторгается война. Голдос Левитана: 'Сегодня, 22 июня…”

Муса Джалиль. Растрелянная песня.

Площадь погрузилась в темноту. Ее окружили крики немецких охранников, лай овчарок. Прямо по зрителям бродит луч со 'сторожевой вышки”. Звуки слева - крупным планом выделяется камера Джалиля в Моабите. Он пишет стихи, мысли его на Родине. Роща справа залита зеленым светом, слышен плеск воды, перещелк соловьев. Звучит прекрасная татарская песня. Грохот засова обрывает и стихи, и песню. Гаснет роща…

На площади слышны шаги Джалиля и его плача. Поэта уводят на казнь. Но осталось его слово. Прямо среди зритетей раздаются бессмертные строки:

В песне зажег я огонь, исполняя

Сердца приказ и народа приказ…

Луч прожектора со сторожевой вышки 'ищет” голос и, найдя его, расстреливает: звук от той же вышки длинной пулеметной очереди. Но голос поэта не обрывается. Где-то, таперь уже сзади, сново слышно:

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть не велит…

Метнувшийся луч прожектора - и очередь. А стих уже звучит от имени Вечности! От имени павших словами Джалиля говорит Неизвестный солдат (памятник воину). Пулеметы бессильны…

Мемориалы - это вечная пам'ять в камне. Белорусские режиссеры В. Лейдман, В. Колесов, В. Пашко и другие на знаменитом мемориальном комплексе 'Мамаев курган” создали двухчастную композицию, в которой рота молодых солдат, переодетых в форму 1942 года, и артисты театра пантомимы 'Рух' воссоединились с запечатленными в граните героями скульптора Е. Вучетича.

… Между двумя беломраморными скульптурами - 'Родины-матери' с вознесенным мечом на вершине холма и сияющей в противоположном конце дороги, у зала воинской славы, 'Скорбящей матери” над умирающим на ее руках солдатом - сияет голубезною 'Озеро слез”. Его обступили фигуры бойцов, вышедших из ада Столинградской битвы. Обессиленные от ран, окровавленные и почерневшие от копоти, они поддерживают друг друга, не выпуская оружия. 'Стоять насмерть! ” - эти слова стучат в висках, когда всматриваешься в каждую скульптурную группу.

В сгустившихся над туманом сумерках, когда скульптуры стали отражаться в потемневшей воде, у входа в Зал воинской славы вырос батальон. солдаты его, измученные, но готовые принять новый бой, выглядели 'двойниками” Вучетича. Их поход прикрывала мгла. Лишь карманные фонарики резали темноту, и им немедленно отвечали сотни таких же со склона, где разместились зрители-витераны. Гулко печатались шаги солдат по каменным плитам. Ботальон, собрав остатки сил, уходил в ноч - в бессмертие… а с трибун ему в след смотрели соратники по оружию, однополчане.

Еще не умолкли шаги, как зазвучала музыка, и на белых ступенях под монументом Родины-матери, охваченным 'сполохами' алых стягов, появились мимы в красных трико. Краткая по времени, но емкая по содержанию пластическая композиция 'Сердце солдата' продолжала рассказ о безымянных героях: перенеся безмерные тяготы, не сдавшись в смертельном бою, солдат умирал, оставляя потомкам свое полыхающее сердце. В этот момент действия по обе стороны 'Скорбящей матери” загорелись 'красные гвоздики”.

В Беларуси летом 1984 года, в озноменование 40-лелия партизанского движения и прорыва блокады 16-ти партизанских бригал Полоцко-Лепельской зоны, на мемориальном комплексе 'Прорыв”, созданном А. Аникейчиком в Ушачском районе под Полоцком, состоялся митинг-реквием 'Заклинаю вас, помните!'. Режиссер П.А. Гуд.

… Темная каменная стена на холме, 'разорваная” титаническим усилием, словно раздвинулись, образовав свет - вход на площадку. В просвете в динамике движения 'застыла' в стоп-кадре могучая фигура Партизана с автоматом в левой руке.

Три компонента театрализации объединились, чтобы создать иллюзию боя и максимально обострить восприятие зрителя: фонограмма, пиротехника и фигура партизана, которую ни один из присутствующих не мог исключить из поля зрения. За них, высеченным из камня, виделась маса других, в безудержном натиске устремившихся на фашистов.

Вот воссоздание 'прорыва блокады”. В фонограмме - звуки затихающего боя, из которых выплывает тикание часов. В шипящем репродукторе на фоне белорусской народной песни 'Перепелочка' звучит призыв немецкого командования сдоваться. Звук орудийного выстрела и синхронно - пиротехнический взрыв. Мелодия 'Перепелочка' обрывается.

- Товариш командир! Бригады для прорыва сосредоточены. Разведчики для ориентиров посланы поджечь сарай.

Тиканье часов.

- Что ж они медляд?

Тиканье часов. За мемориальным комплексом на месте бывшего сарая загорается красная дымовая шашка.

- Товариш командр, шашка горит!

- К бо-о-ою!

С двух сторон плоўадки взлетают сигнальные ракеты. В фонограмме - топот бегущих ног, возникает, наростая, 'Ура!'. Мощный шквал пулеметного, автоматного и минометного огня. Перотехнические взрывы перекрывает грохот немецких танков… П.А. Гуд приглашает на мемориал реальных участников операции 'Прорыв”. Это бывший командир партизанского соединения Полоцко-Лепельской зоны, герой Советского Союза Лабанок, выступающий на закрытии митинга; это 40 партизан - непосредственных участников боя, и, наконец, жена одного из павших и похороненных здесь героев прорыва, которой режиссер придал собирательный образ Родины-Матери. Встреча с ними молодежи, представляющей все шесть областей Беларуси, а также роты молодых солдат была подлинной и глубоко волнующей. Ярче всего это обнаружилось в развитии событий ритуала Памяти. Так, движение группы партизан предупреждалось рассыпанием на их пути живых цветов. А Мать в черном наряде с большим букетом алых роз проходила дорогой Скорби и Славы. Этот эпизод начинался ударами сердца в фонограмме, переходящими в плач-вокализ. Мать появлялась на его фоне и, проходя мимо бронзавых плит, внимательно вчитывалась в надписи, у каждой плиты оставляя алую розу. Перед ней приспускализь знамена партизанских бригат, а солдаты-факелоносцы образовывали огненную аллею Славы. Так приближалась она к манументу Партизана и, возложив у подножия цветы, опускалась на колени в скорбном молчании…

А над мемориалом звучал голос диктора - голос нынешних 20-летних:

Нам руки даны, чтобы землю обнять

И сердцем ее обогреть.

Нам пам'ять дана, чтобы павших поднять

И вечную славу им петь.

В 1985 году на мемориале 'Высота героев” возле деревни Лудчица Быховского района в ночное время происходило первое свето-звуко-перотехническое представление на территории Беларуси. Отдельные эпизоды его разыгрывались на пространственно отдельных друг от друга площадках, - так происходила привязка к различным фрагментам мемориала.

В центральной части на отвесной стене прожектора высвечивали шесть борельефных ликов героев, павших при взятии Лудчицкой высоты. Под стеной - цветники вдоль белокаменной аллеи. Над стеной возвышается фигура Гусляра - летописца пламенных страниц войны, от имени которого ведется повествование. Левее цента, уходя вдаль к горизонту, - курган Памяти, на склонах которого разворачивались основные эпизоды действа 'Дорога в бессмертие”. на подходах к 'Высоте героев” и на главгой аллее мемориала были рассредоточены динамики. И вот раздались голоса:

- … Товариш полковник! Рата старшего лейтенанта Мартынова прошла минное поле.

- К бою!

В воздух взмылись три красные ракеты. Гаснут прожектора. Слышны громовые раскаты 'Ура-а-а! ”

И с этого момента эффект сиюминутного присутствия, соучастия в событиях не покидает собравшихся. звуко-перотехнический бой, нагнетающий атмосферу атаки красноармейцами Лудчицкой высоты, захватывает своей динамикой всех.

Семи 'минных полей' разряжают заряды разных мощностей, вверх взлетают сигнальные и осветительные ракеты, поле за мемориальным комплексом заволакивает дым.

На склоне кургана Памяти, слева от фигуры Гусляра, возникает выхваченный прожектором из темноты макет ДОТа. Справа от фигуры Гусляра появляется группа красных звездочек, движущихся по склону вверх. Пульсирующие очереди ДОТа и ползущая навстречу Красная Звезда. То вспыхивая, то погасая, она медленно приближается к огненному несмолкающему 'рту' и превращается как бы в вытянутую пружину. Сжатие… Бросок! - и Красная Звезда закрывает огнедышащий 'рот”. Наступает мгновенная тишина…затем крики 'Ура-а-а! ”, автоматные очереди. По склону кургана 'бегут' красные звезды, их все больше, больше…

В световой полосе по полю движутся танки и пехота. В эфире - напряженная динамичная музыка, в которую врывается лязг траков, вой пикирующих бомбардировщиков, взрывы…

Звукоперотехнический бой достигает апогея. Загораются дымовые шашки, заливающие фигуру Гусляра.

В сполохах взрывов то гаснут, то вспыхивают вновь красные звездочки. По небу шарят лучи прожекторов, останавливаясь на вражеском 'самолете”, их сопровождает яросная мелодия борьбы. Наконец свет прожекторов выводит из дымовой завесы Гусляра, и его музыкально-поэтический сказ продолжает действие.

В Беларуси одним из ярких и запоминающихся шествий стало действо на улицах и площадях Минска 9 мая 1987 года, названное 'Дорогой памяти”. Автор сценария и режиссер-постановщик П.А. Гуд. шествие началось в 9.00 по маршруту: площадь Ленина - проспект Ленина - площадь Победы. Вдоль проспекта, на пересекающих его улицах, проходили инсценировки событий военных действий на территории Беларуси.

Эпизод 1. При переходе с площади на проспект, у гостиницы 'Минск' - картина 'Проводы на фронт”. В исполнении хора с оркестром звучит песня Б. Александрова 'Священная война”, идет прощание новобранцев с близкими.

Эпизод 2. У Главпочтамта разыгрывается отрывок из спектакля по книге Смирнова 'Брестская крепость”. Разворачивается бой за крепость.

Эпизод 3. Сквер им. Дзержинского - 'Минское подполье”. Исполнители групповой пантомимы 'печатают” на гектографе листовки и передают их участникам шествия. Звучат сводки Совинформбюро, обсуждаются новости и планы противодействий врагу.

Эпизод 4. 'Белорусская партизанская”. На площадке перед ГУМом - партизанский лагерь: костры, шалаши. Выступление партизанской концертной бригады.

Эпизод 5. Лестница с площади перед Домом офицеров на проспект - 'Освобожденная Европа”. Группы артистов в костюмах разных народов приветствуют шествие цветами, песнями, национальными танцами. Подъезжают грузовики с воинами Советской армии.

Эпизод 6. Площадка у входа в цирк. Фасад декорирован под Рейхстаг. Идет 'последний бой' - между воинами Советской армии и 'фашистами”. Водружение красного флага.

Эпизод 7. Мост через реку Свислочь. 'Встреча победителей”.

Эпизод 8. Дорога от реки у площади Победы - 'Спасенное детство”. Выступления детских хоров, ансамблей танцевалбных и музыкальных. Дети дарят ветеранам свое творчество и цветы.

Эпизод 9. Площадь Победы. Митанг-реквием и возложение цветов к обелиску славы. [5, c.64]

Таким образом, можно подвести следующий итог, что во времена Советского Союза большое внимание уделялось подготовке и проведению Праздника Победы. За время его существования сложились определенные традиции, распространенные по всей территории бывшего Советского Союза. Для многих из нас Великая Отечественная - это далекое прошлое, о котором мы знаем только из учебников истории, рассказов. День Победы - действительно всенародный праздник, торжественный и радостный!

Глава 2. Праздник Победы на современном этапе

2.1 Общенациональные и территориальные компоненты праздника Победы постсоветского периода

После распада СССР некоторое время парады в День Победы не проводились, возобновили этот обряд в юбилейном 1995 году. Тогда в Москве прошли два парада: на Красной площади (в пешем строю) и на Поклонной горе (с участием войск и боевой техники). С тех пор парады на Красной площади проходят ежегодно - правда, теперь без боевой техники. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.

В своем поздравлении белорусскому народу Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отметил:

'Это самая памятная и торжественная дата в истории нашего народа, которая символизирует его героизм, мужество и самоотверженность в борьбе с фашистскими захватчиками за свободу родной страны.

…Мы никому не отдадим на поругание Великую Победу, никогда не позволим ее очернить. Новые поколения белорусов высоко чтут подвиг дедов и отцов и построением миролюбивого суверенного государства демонстрируют верность заветам тех, кто проливал кровь за право на существование нашего Отечества'.

Сегодня в Беларуси проживает 57 с половиной тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, из которых 42,6 тысячи принимали непосредственное участие в военных действиях, а 22 из ныне живущих ветерана за ратные подвиги на фронтах имеют звание Героев Советского Союза. Кроме этого в республике живет 51 тысяча человек, прошедших ужасы фашистских концлагерей или вывезенных в Германию на принудительные работы.

По всей стране проходят народные гуляния и праздничные мероприятия: митинги-реквием, торжественные шествия ветеранов, возложения цветов к памятникам и обелискам, концерты творческих коллективов и военных духовых оркестров в скверах и парках, выставки военной техники, показательные выступления спортсменов и конечно - салюты 30-тью артиллерийскими залпами в столице, всех областных центрах и Брестской крепости-герое.

Во всех православных, католических, мусульманских и иудейских храмах 9 мая прошли богослужения, во время которых поминались невинно убиенные в годы войны. Верующие традиционных конфессий Беларуси вознесли молитвы о павших на поле брани в годы Великой Отечественной войны.

Программа праздничных мероприятий г. Минска:

С 12.00 до 13.30 с участием президента проходит шествие ветеранов, представителей органов госуправления, общественных организаций и трудовых коллективов.

Колонна участников шествия проходит по проспекту Независимости от Октябрьской площади до площади Победы, где возлагаются венки.

На 16-ти концертных площадках столицы организуются праздничные мероприятия. Главные - в парке имени Горького, возле Дворца спорта и возле Дворца культуры железнодорожников.

Салют в честь Дня Победы дается в шести местах: на пляже в парке 50-летия Победы; на пустыре в районе улицы Кунцевщина; на пустыре между улицами Горецкого и Пономаренко; на набережной Чижовского водохранилища в парке имени 900-летия Минска; на пустыре в районе Дома милосердия в микрорайоне Восток; в военном городке Уручье.

В городе предпринимаются повышенные меры безопасности. Все участники и гости шествия проходят через металлодетекторы, а в местах проведения массовых мероприятий и в радиусе 500 метров от них запрещена продажа алкоголя.

На 1 апреля 2009 года в Беларуси проживало 49 тысяч 120 ветеранов Великой Отечественной войны и более 47 тысяч узников фашистских концлагерей.

С каждым годом ветеранов войны становится все меньше - сейчас живы те, кто уходил на фронт совсем молодыми. Так, скажем, в Брестскую крепость на церемонию в честь Дня Победы прибудет только один ее защитник - брестчанин Петр Котельников - ему было 12 лет, когда вместе с тысячами советских воинов ему пришлось защищать Брестскую крепость в первые дни войны в 1941 году.

Программа праздничных мероприятий г. Могилева:

С 3 по 9 мая в кинотеатрах города проходит КИНОНЕДЕЛЯ 'ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ'. Зрители могут увидеть как новые, так и советские фильмы о войне: 'Мы из будущего' (драма, Россия, 2008 г.), 'Мы из будущего 2' (драма, Россия, 2010 г.), 'Днепровский рубеж' (драма, Беларусь, 2009 г.), 'Снайпер. Оружие возмездия' (драма, Беларусь, 2009 г.), 'Звезда' (драма, Россия, 2002 г.), 'Торпедоносцы' (драма, Россия, 1983 г.), 'В небе 'ночные ведьмы' (драма, Россия, 1981 г.), 'Улица младшего сына' (драма, Беларусь, 1962 г.), 'Орленок' (драма, Украина, 1957 г.) и другие.

С участием ветеранов и участников Великой Отечественной войны для учащихся средних школ 5 мая (13-00) в кинотеатре 'Ветразь' проходит КИНОПРАЗДНИК 'САЛЮТ! ПОБЕДА!'. О военном времени рассказывают не только его участники. Представить картину тех далеких и тяжелых событий зрители могут еще и посмотрев хроникально-документальный фильм о мужестве и героизме тех, кто держал оборону города Могилева в июле 41-го, о подпольной и партизанской борьбе на Могилевщине, об освобождении города летом 44-го 'Могилев. Дни и ночи мужества' (Беларусь, 1975 г.).

В этот же день в кинотеатре 'Чырвоная Зорка' открывается фотовыставка 'Приднепровье', на которой представлены работы фотокорреспондентов государственных районных газет Могилевской области.

С 6 мая в кинотеатре 'Чырвоная Зорка' начнется премьерный показ военной драмы 'Буду помнить' (Россия, 2010 г.). Режиссер Виталий Воробьев в своем фильме покажет историю жизни небольшого южного города под жесткой оккупацией фашистов, которые осуществляли массовое уничтожение евреев. Кинолента основана на реальных событиях. Эта невыдуманная киноистория создана по воспоминаниям ее участников. В ролях: Сергей Маховиков, Роман Гольчук, Денис Парамонов, Сергей Апрельский, Елена Подкаминская, Сергей Сазонтьев, Анатолий Васильев.

В кинотеатре 'Родина' до 9 мая проходит демонстрация фильма Никиты Михалкова 'Утомленные солнцем 2: Предстояние' (Россия, военная драма, 2010 г.). События фильма происходят во время и после Великой Отечественной. Уже известным кинозрителю по первой части кинокартины, снятой в 1994 году, главным героям киноэпопеи предстоит пройти трудности, которые принесет война, чтобы снова обрести потерянное счастье. В ролях: Виктория Толстоганова, Владимир Ильин, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Никита Михалков, Дмитрий Дюжев, Андрей Панин, Михаил Ефремов, Валентин Гафт.

Во всех районных кинотеатрах и киновидеоустановках с участием ветеранов и участников Великой Отечественной войны проходят киномероприятия:

· тематические кинопоказы 'Страницы Великой Отечественной' (Круглянский район), 'Салют! Победа!' (Костюковичский район), '65 лет без войны' (Глусский район), 'Этот день мы приближали как могли' (г. Бобруйск), 'Тех дней суровых память не померкнет' (Осиповичский район), 'Неделя военного кино' (Быховский район);

· киноуроки 'С памяти это не сотрешь' (Климовичский район), 'Ветеран живет рядом' (Кричевский район), 'Навеки в памяти народной' (Хотимский район).

В праздничные дни проходят тематические киносеансы в учреждении здравоохранения 'Могилевский областной госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны'.

2.2 Традиции и новации в праздновании Дня Победы

На сегодняшний день часть праздничных мероприятий проходят накануне Дня Победы. В их числе: акция Белорусской республиканской пионерской организации 'Спасибо за жизнь!' и молодежные Вахты Памяти, торжественные вечера, чествования, праздничные заседания ветеранских клубов, благотворительные акции для участников войны, уроки мужества и обновления экспозиций музеев, комнат боевой славы, открытие памятных стел и обелисков в честь не вернувшихся с войны…

Так в Минске накануне Дня Победы открыт памятник Георгию Жукову. 'Беларусь является колыбелью полководческого таланта маршала, четырежды Героя Советского Союза Георгия Константиновича Жукова' - заявил Министр обороны Беларуси генерал-полковник Леонид Мальцев на торжественном митинге в сквере его имени. Г.К. Жуков 17 лет отдал службе на территории Беларуси - от командира кавалерийского полка, затем дивизии и корпуса до заместителя командующего войсками Белорусского военного округа.

На митинге присутствовала и выступила младшая дочь легендарного Маршала Советского Союза - Мария. 'Выражаю благодарность всему белорусскому народу за то, что вы свято чтите память героев', - подчеркнула она. Мария Жукова передала теплые поздравления в адрес участников митинга и всего белорусского народа от своих старших сестер Эры и Эллы Жуковых. Она сообщила, что привезла в Минск книгу 'Маршал Жуков - мой отец', экземпляры которой собирается передать в дар ветеранским организациям Беларуси.

В помещении Министерства юстиции открылась выставка, посвященная Дню Победы. Более 40 документов об истории партизанской и подпольной борьбы во время Великой Отечественной войны представлены в экспозиции. Выставку подготовили Национальный архив Беларуси и Белорусский государственный архив кинофотодокументов. Многие из представленных документов малоизвестны и представлены впервые.

В Гомеле увековечена память Героя Советского Союза, уроженца Тульской области Василия Георгиевича Серегина. На доме, где он проживал с 1958 по 1986 годы, торжественно открыта мемориальная доска. Он воевал на фронте с июня 1941 года. В 1944 году стал штурманом авиаполка 'Нормандия-Неман' в составе 303 истребительской авиационной дивизии 3-го Белорусского фронта. Совершил 332 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 16 самолетов противника. За участие в полку 'Нормандия-Неман' присвоено звание 'Почетный гражданин города Парижа'.

В Витебском государственном университете им.П.М. Машерова была открыта Памятная стела преподавателям и студентам, погибшим в боях за Родину.

9 мая 1995 года в Могилеве на Буйничском поле был открыт Мемориальный комплекс, который хранит память о героях Второй мировой. Авторы мемориала - архитекторы Владимир Васильевич Чаленко и Олег Петрович Барановский.

В центре мемориала возвышается 27-метровая каплица (на фото) - символ величия воинского духа славян, а окружает ее замершая в безмолвии военная техника времён Великой Отечественной войны. Стены часовни расписаны фресками, в нишах размещены мраморные доски с именами защитников Могилева, а в центре установлен маятник Фуко, символ вечной жизни, движения и память обо всех, кто погиб на этом поле в 1941-м. Каплица увенчана крестом старогреческого образца.

Недалеко находится небольшой искусственный водоём 'Озеро Слёз', символ слёз матерей, потерявших своих сыновей в годы войны. От часовни расходятся четыре аллеи. Одна из них носит имя известного писателя Константина Симонова, воспевшего героизм защитников Могилева в своих книгах 'Живые и мертвые' (прообразом главного героя романа Серпилина является полковник Кутепов) и 'Разные дни войны'. Аллея Симонова пересекается заметной линией противотанкового рва и заканчивается камнем-знаком с факсимиле 'Константин Симонов' (на фото). С тыльной стороны камня - мемориальная доска с надписью'. Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах'.

'Баллада пра Буйницкае поле' Аляксей Пысiн - паэт-франтавiк

За полем поле, як за словам слова

Успеве аб свяшчэнным дарагiм

Есць Барадзiнскае, ёсць Кулiкова

Iгэтае, вядомае не ўсiм

О поле бою, Буйнiцкае поле

Вясною, летам, восенню сырой

Выносшiшь ты ў разгорнутым прыполе

Мiнулае - з каменнем i жаррствой

В 2010 году в Могилеве создан памятник 'Детям войны', расположенный по улице Лазаренко. [6, c.107]

'Георгиевская ленточка' - знак памяти о героическом прошлом

Некоммерческая и неполитическая акция 'Георгиевская ленточка' посвящёна празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне. 'Георгиевская ленточка' - биколор (двуцвет) оранжевого и черного цветов (черный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя) - распространяется бесплатно, не допускается ее использование в политических целях любыми партиями или движениями. Традиционная акция проходит под лозунгами 'Я помню, я горжусь!' и 'Повяжи, если помнишь!'.

Это особый знак в советской наградной системе. Раньше он именовался - 'Гвардейская лента' и был атрибутом множества боевых наград Российской Империи, Советского Союза. Поныне актуальной эта награда остается и в современной Беларуси. Сейчас это особый знак отличия:

Какова история Георгиевской ленты? Появилась она с Императорским Военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия - высшей военной наградой Российской империи. Этот орден был учреждён императрицей Екатериной II в 1769 году для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Орден имел четыре степени отличия.

Георгиевская лента украшает колодки 'Ордена Славы' - военного ордена СССР, учреждённого Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1943 году.

Награды:

· Орден 'Победа'

· Медаль 'За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945'

· Медаль 'За победу над Японией'

· Медаль 'За взятие Берлина'

· Юбилейная медаль 'Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945'

· Юбилейная медаль 'Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945'

· Юбилейная медаль 'Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 '

· Юбилейная медаль '50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945'

· Юбилейная медаль '60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945'

На современном этапе День Победы остается одним из самых значимых праздников в Республике Беларусь. С каждым годом ему уделяется все больше внимания. Режиссеры и организаторы праздников прилагают все усилия, чтобы сохранить память о великом подвиге народа в победе над фашистской Германией.

Заключение

На долю воинов, партизан, всех людей, опаленных войной, выпала нелегкая судьба - защищать с оружием в руках честь, достоинство, свободу и независимость своей Родины. И люди, проявив невиданный героизм и пожертвовав миллионами жизней, выстояли, победили.

Грозные годы Великой Отечественной войны прервали развитие советских праздников, ставших столь разнообразными по характеру, видам и жанрам. Но уже в дни грандиозного всенародного торжества, связанного с объявлением конца войны, возник стихийный праздник, который вряд ли смог бы организовать самый талантливый режиссер. Прекрасными, порой импровизированными являлись манифестации на площадях и улицах городов и сел страны, митинги на вокзалах, где происходили торжественные встречи возвратившихся с фронта бойцов. Ораторов и поэтов в атмосфере всеобщего ликования сменяли коллективные танцы, массовые песни под неистовую россыпь баянов и гармоней.

Окончание войны ознаменовалось всенародным Праздником Победы советского народа. Кульминацией праздничных торжеств стал Парад Победы 24 июня 1945 г. на Красной площади в Москве. В нем организаторами было найдено сочетание глубоко символичного церемониального действия, демонстрирующего мощь и силу Советской Армии, низвергнувшей фашизм, с яркой эмоциональностью приобщения к происходящему каждого гражданина нашей страны.

Парад Победы явился театрализованным действием, реализовавшим потребность советских людей в праздновании ярчайших событий, близких сердцу каждого гражданина. Однако до середины 50-х годов наряду с такими праздниками, которые действительно нельзя было вычеркнуть из летописи страны, продолжали осуществляться задуманные руководством страны грандиозные, дорогостоящие мероприятия. И это несмотря на трудности восстановления народного хозяйства.

В этот день проводятся шествия ветеранов, их чествование, возложение венков к обелиску Победы и другим памятным местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны. Устраиваются гуляния, праздничные концерты, встречи боевых товарищей, праздничные салюты. Среди подрастающего поколения проводятся семинары, классные часы, интегрированные уроки, праздники с участием ветеранов войны и труда, экскурсии. В музеях и библиотеках организуются выставки, тематические экспозиции художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории и выдающимся личностям Отечества.

На территории Могилевской области, как и по всей Беларуси Праздник Победы является одним из основных праздников. По всему городу проходят разного рода мероприятия, но по традиции празднование Дня Победы начинается с митинга на Буйничском поле.

9 мая в 10: 00 на мемориальном комплексе 'Буйничское поле' состоялся торжественный митинг 'Через огонь - Победу пронесли'. На мероприятии, посвящённом 65-й годовщине освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, присутствовали ветераны, руководители области и города, представители трудовых коллективов, общественности.

Сразу бросились в глаза толпы людей на подступах к полю. От остановки общественного транспорта в направлении мемориала двигались нескончаемые вереницы - делегаты от могилёвских предприятий, учреждений, старики, дети. На входе всех встречали милиционеры, вежливо предлагали показать содержимое сумок. Сразу за 'аркой' формировались колонны, которые двигались в сторону часовни и останавливались метров за сто от неё, образуя неровные шеренги на зелёном Буйничском поле.

Возле часовни суетились организаторы - на стулья усаживали ветеранов. Их на этот раз было 60. Справа от часовни разместился духовой оркестр, немного поодаль, на дорожке вдоль аллеи - в колонну по два построились солдаты в униформе времён Великой Отечественной войны.

Митинг начал ведущий. Молодой человек воспользовался густым баритоном и в мгновение ока установил тишину. 'Пусть благодарная память живёт в наших сердцах, - сказал он. - Помните: 27 миллионов жизней унесла война, разрушила сотни городов и деревень. Здесь, на Буйничском поле, трагедия народа чувствуется особенно остро.'.

Следующим этапом митинга стало возложение венков. По ступенькам к часовне, неся в руках венки и цветы, поднимались представители администрации Президента Республики Беларусь, руководители области и города, делегаты от трудовых коллективов. После этой церемонии над легендарным полем воцарилась тишина. Минутой молчания собравшиеся почтили память павших героев.

Открыл митинг председатель Могилёвского областного исполнительного комитета Пётр Рудник. Поприветствовав ветеранов, он отметил важность сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне, подчеркнул значимость обороны Могилёва. 'У стен нашего города был развенчан миф о непобедимости Вермахта, - заявил руководитель области. - На Буйничском поле советские солдаты подбили десятки немецких танков, более, чем на три недели фашисты задержали своё наступление'.

Следующим выступил Виктор Панков, участник освобождения Могилёвской области. 'Мы выполняли свой долг, - подчеркнул ветеран. - К сожалению, не все вернулись с войны. Память о них не должна угаснуть. Каждый мемориал, каждый новый памятник воспринимается как дань уважения солдатам-победителям'. От имени 1600 могилёвских ветеранов Виктор Панков поблагодарил председателя Могилёвского горисполкома Виктора Шорикова. 'Мэр лично поздравил каждого из нас! - подчеркнул выступающий.

Апогеем митинга стало театрализованное представление. Из толпы вышел статный седовласый мужчина, в сером несколько старомодном костюме и широкополой шляпе в руках. 'Константин Симонов!' - пронеслось по рядам ветеранов. 'Ага! Смотри ты - как похож! - удивлялся стоящий рядом с нами Иван Матвеевич. - Вылитый!' Между тем, 'Константин Симонов' начал говорить - то спокойно, едва слышно, то торжественно и громко - как на митинге! О подвиге солдат рассказывал 'К. Симонов', о том, что видел своими глазами, что пережил и о чём поклялся написать после войны.

Очень органично выглядел инсценированный бой. Солдаты, охранявшие часовню, прервали монолог 'Симонова', внезапно сорвались с места и бросились в атаку. Заняв круговую оборону вокруг артиллерийских орудий, они то замирали, припадая к прицелам 'Калашниковых' (?), то лихорадочно двигались - вслушиваясь в приказания офицера с 'тремя лычками на петлицах', прячась за щиты пушек и 'отстреливаясь' от наседавшего противника.

В театрализованном представлении, помимо 'К. Симонова', появился ещё один узнаваемый образ - женщина-Мать с букетом полевых цветов, символизирующая боль от утраты всех ушедших и не вернувшихся с войны сыновей. Продолжили театрализованное представление девушки из ансамбля 'Дыхание'. Они исполнили песню (цитируем солистку)'о той, которая ищет на поле боя своего любимого'. А вот точку в мероприятии поставили парашютисты, спланировавшие, к восторгу детишек, прямо на свободную от зрителей площадку у Буйничской часовни.

После митинга его участники перемещаются на шествие ветеранов войны, представителей администрации, трудовых коллективов, молодежи и школьников по центральным улицам города. Шествие начинается от плащади Ленины, по улице Первомайской, до Советской площади.

В этот день гулянья проходят по всему городу. На каждом микрорайоне проходят праздничные мероприятия, в Печерском лесопарке организована солдатскаяполяна.

Предложения по усовершенствованию проведения Праздника Победы:

1. В г. Могилеве уделяется мало внимания праздничному оформлению улиц города. Поэтому хочется чтобы работа в этом направлении велась более дасконально, так как оформление способствует созданию предпраздничной атмосферы.

2. Средстава массовой информации уделяли больше внимания по уведомлению населения города о проходящих мероприятиях.

3. В культурной сфере должны создаваться новые формы проведения Праздника Победы, учитывая его специфику.

Список литературы

1. Головнев А.И. 'Воспоминания ветеранов Великой отечественной войны', Мн. 'Беларуская навука', 2004г.

2. Довбуш М.Д. 'Совецкие традицыи, праздники и обряды”, М. ПРОФИЗДАТ, 1986г.

3. Курочкин П.А. 'Великая Отечественная война в фотографиях и кинодокументах',

4. 'Сорокалетие Победы советского народа в Великой Отечественной войне' Документы и материалы, М. Издательство политической литературы, 1985г.

5. Черняк Ю.М. 'Режиссура праздников и зрелищ”, Мн. ТетраСистемс, 2004г.

6. Энциклопедический справочник 'Могилев'.

Приложение

Литературно-музыкальная композиция 'Военные мотивы'

(Довоенный вальс)

Мирно страна проснулась в этот июньский день,

Только что развернулась в скверах ее сирень.

Радуясь солнцу и миру, утро встречала страна…

Вдруг пронеслись по эфиру памятные слова (слова Левитана)

Голос уверенно-строгий сразу узнала страна -

Утром у нас на пороге заполыхала ВОЙНА!

('СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА')

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

желтые дожди.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет.

Жди, когда уж надоест,

Всем, кто вместе ждет.

(Молодой человек уходит. Звучит песня 'Журавли')

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы - девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты,

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Батарея-а-а! (Ой, мамочка!. Ой, родная!.) И- залп!.

И тут они заголосили, девчоночки.

Запричитали всласть.

Как будто бы вся бабья боль России в девчонках этих вдруг отозвалась!.

Кружилось небо - снежное, рябое.

Был ветер обжигающе горяч.

Былинный плач висел над полем боя, он был слышней разрывов - этот плач!.

Ему - протяжному - земля внимала, остановясь на смертном рубеже - Ой, мамочка!.

- Ой, страшно мне!.

- Ой, мама!.

И снова:

- Батарея-а-а!. - . И уже пред ними, посреди земного шара левее безымянного бугра, горели неправдоподобно жарко четыре черных танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями, бой медленною кровью истекал.

Зенитчицы кричали и стреляли, размазывая слезы по щекам! И падали. И подымались снова.

Впервые защищая наяву и честь свою (в буквальном смысле слова!) И Родину.

И маму.

И Москву.

(Звучит песня 'Одна победа'.)

Девчата, чаю!

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал,

Ко всему привыкший 41 год.

Я ушла из школы в блиндажи сырые,

От прекрасной дамы, в мать и пере-мать,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла с искать.

(Песня 'В землянке', входит почтальон.)

Приходит мокрая заря в клубящемся дыму,

Крадется медленный снаряд к окопу моему.

Смотрю в усталое лицо - опять железный вой.

Он заслонил мои глаза обветренной рукой.

И даже в криках, и в дыму, под ливнем и огнем,

В окопе тесно одному, и хорошо вдвоем.

Ты рядом и все прекрасно:

И дождь, и холодный ветер.

Спасибо тебе, мой ясный,

За то, что ты есть на свете.

Ты рядом, а веди могли бы

Друг друга совсем не встретить.

Единственный мой, спасибо

За то, что ты есть на свете!

Еще рассвет на листья не дрожал,

И для острастки били пулеметы.

Вот это место, здесь он умирал,

Товарищ мой из пулеметной роты.

Еще мгновенье, перекосит рот

От сердца раздирающего крика.

Но успокойся, посмотри, цветет,

Цветет на минном поле земляника!

Нелепа смерть, она глупа, тем боле,

Когда он руки разбросав свои сказал:

'Ребята, напишите Поле -

У нас сегодня пели соловьи!'

Он не дожил, не до любил, не допил,

Не доучился, книг не дочитал.

Я был с ним рядом, в одном окопе…

(Песня 'Темная ночь')

За далекие пригорки

Уходил сраженья жар.

На снегу Василий Теркин

Неподобранный лежал.

Снег под ним, набрякши кровью,

Взялся грудой ледяной.

Смерть склонилась к изголовью:

Ну, солдат, пойдем со мной.

Я теперь твоя подруга,

Недалеко провожу,

Белой вьюгой, белой вьюгой,

Вьюгой след запорошу.

Я не звал тебя, Косая,

Я солдат еще живой.

Полно, полно, молодец,

Я-то знаю, я-то вижу:

Ты живой, да не - жилец.

Моего не бойся мрака,

Ночь, поверь, не хуже дня.

А чего тебе, однако,

Нужно лично от меня?

Нужно мне. такую малость,

Ну почти что ничего.

Нужен знак один согласья,

Что устал беречь ты жизнь,

Что о смертном молишь часе.

Сам, выходит, подпишись? -

Ну что же, -

Подпишись, и на покой.

Нет, уволь. Себе дороже.

Не торгуйся, дорогой.

Все равно идешь на убыль. -

Не хочу.

А смотри-ка, дело к ночи,

На мороз горит заря.

Я к тому, чтоб мне короче

И тебе не мерзнуть зря.

Потерплю.

Ну, что ты, глупый!

Ведь лежишь, всего свело.

Я б тебя тотчас тулупом,

Чтоб уже навек тепло.

И зачем тебе, подумай,

Если кто и подберет.

Пожалеешь, что не умер

Здесь, на месте, без хлопот.

Шутишь, Смерть, плетешь тенета.

Я и не жил-то еще.

Так пошла ты прочь, Косая,

Я солдат еще живой.

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда.

Еле-еле душа в теле.

Шутки, что ль, зазяб совсем.

И подумала впервые

Смерть, следя со стороны:

'До чего они, живые,

Меж собой свои - дружны.

Потому и с одиночкой

Сладить надобно суметь,

Нехотя даешь отсрочку'.

И, вздохнув, отстала Смерть.

Девчата, а что это вы такие грустные? Может споете?

Какие песни на войне!

Кто сказал, что нету места песне на войне,

После боя сердце просит музыки вдвойне!

(Песня 'Молдованка')

Немцы!

Батарея, к бою!

За Родину!

За маму!

За Москву!

(Фильм)

Победа! Победа! Победа!

('Майский вальс')

Нас цветами встречала София,

Обнимали у каждых ворот,

Но Болгария, все ж не Россия,

Хоть и братский живет там народ.

Мы сражались на улицах Вены,

В ней сады и дворцы хороши,

Только Вена, скажу откровенно,

Хороша не для нашей души.

Час за часом, шаг за шагом,

Стирая пот и кровь,

Мы сутки шли полтысячи шагов,

И стяг Победы взвился над Рейхстагом!

('Майский вальс')

СЦЕНАРИЙ

Тематического концерта,

Посвящённого 60-летию Победы

'Беларусь салютует Победе'

Сцена празднично оформлена. Негромко звучит музыка. На экране демонстрируются кадры, посвящённые Дню Победы. На сцену выходит ведущий.

Ведущий: Дорогие, друзья! Уважаемые гости! Мне сегодня выпала большая честь вести праздничный концерт.

Исполнилось 60 лет с того дня, когда на нашу землю пришла радость Победы. Это был общий праздник для миллионов людей, соединённых нелёгкой военной судьбой, сплочённых общей великой целью - Победы над захватчиком.

В этот день были слёзы на глазах, сердца сжимались от горечи и утрат. Но он был счастливым. Ибо это день надежды и веры в силу народа, способного возродить разорённые города и сёла, начать новую мирную созидательную жизнь.

Наша общая память о днях войны, общая боль и скорбь по павшим, общая радость Победы всегда будет в сердцах наших людей! Хотелось бы, чтобы день Великой Победы стал днём единения всех наших народов. Низкий и земной вам поклон, дорогие ветераны!

Звучит мелодия песни 'Священная война'. На сцену выходят участники фольклорной группы, исполняют попурри на тему военных песен.

Ведущий: Память остаётся. Боль зарастает. Но память заставляет простых людей по велению сердца каждую весну возлагать цветы на могилы воинов. Почтим же память погибших, благодарности к которым нет края, минутой молчания.

Помните!

Через века, через года.

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда.

Помните, не плачьте

В горле сдержите стоны, слёзы,

Горькие стоны.

Памяти павших

Будьте достойны,

Вечно достойны.

Вокальная группа исполняет песню 'День Победы', солирует Ширневич Вадим.

Ведущий: Дорогие ветераны! Дай вам Бог здоровья, всего самого прекрасного. Чтобы в вашей жизни никогда не было мрачных дней. Пусть люди всегда окружают вас вниманием, которое вы заслужили своим ратным подвигом.

Звучит мелодия песни 'Беларусь моя'. На сцену выходят ведущие.

Ведущий: Давно отгремели залпы второй мировой войны. Шесть десятилетий отделяют нас, наше поколение, не знавшее войны, от победного праздничного салюта, озарившего страну 9 мая 1945 года.

Ведущая: Шесть десятилетий над нашей Родиной встают мирные рассветы, строятся новые города, растут дети.

Ведущий: Мир - это счастье для всех детей, всех людей.

Ведущая: Без мира нет детства, нет будущего.

Ведущий: Мир - это цветущие сады и золотые поля пшеницы.

Ведущая: Мир - это гул тракторов и комбайнов, а не скрежет танков.

Ведущий: Мир - это жизнь, а не смерть.

Ведущая: 'Родина' - мы произносим тихо,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна.

И серёжки светятся на вербе,

И в траве тропиночка видна.

Ведущий: 'Родина' - мы говорим волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это - наше детство, наша юность.

Это всё, что мы зовём судьбой.

Ведущая: Мир - это не только счастье для всех людей.

Ведущий: Это утро, полное надежд и света.

Ведущая: Это день, заполненный трудовыми заботами и свершениями.

Ведущий: Это отдых людей, это песни и традиции нашего народа.

На сцену выходит фольклорная группа. Исполняется попурри белорусских народных песен.

Звучит белорусская народная песня 'Ажанiуся стары дзед' в исполнении дуэта Лашук Людмилы и Тимофеевой Ольги.

Исполняется композиция 'Чаравiчкi' - дуэт Бабюк Дианы, Бабюк Оксаны и детской танцевальной группы.

Звучит песня 'Куда уходит детство' в исполнении Здраевской Виктории.

На сцену выходят ведущие.

Ведущий: Земля белорусская! Рощи да хаты.

Поля золотые и травы-шелка,

Что гроздья рябины - багрянец заката,

Что крик журавлиный - ручьёв перекаты

И лёгкие над большаком облака.

Ведущая: Земля белорусская! Синью озёрной

Глядишь ты в прозрачные дали небес,

И сыплются звёзды, как спелые зёрна,

Над зеркалом водным, над пашнею чёрной,

В росистой траве рассыпают свой блеск.

Ведущий: Былины былые, седые преданья

Плывут, как под солнцем весенним челны,

Вдоль склонов зелёных по шири бескрайной

От Нёмана к Сожу, от Буга до Гайны

По глади Днепра, по раздолью Двины.

Звучит песня 'Край мой любы, дарагi' в исполнении фольклорной группы.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru