Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Праздник как объект социально-культурного проектирования

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 Теоретические основания социально-культурного проектирования

1.2 Социально-культурная сфера как область проектирования

ГЛАВА 2. ПРАЗДНИК КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1 Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации

2.2 Проект «Широкая Масленица»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ

В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию или мероприятие, предварительно обосновав их идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ.

Таким образом, социально-культурное проектирование занимает особое место в системе специализированных технологий, в силу того что является мировоззренческой и технологической основой целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

Смысл культурной деятельности заключается в ее «улучшающем» характере, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) «предмета культуры» человек ориентируется на его совершенные, идеальные формы - идеальную структуру художественного продукта, идеальную форму социального устройства, идеальные отношения между людьми и т.д.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности.

Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности - ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел - предваряющий действие проект.

Целью курсовой работы является, рассмотрение праздника как объекта социально-культурного проектирования.

Объект исследования: проект «Широкая Масленица».

Предмет исследования: основы социально-культурного проектирования.

Задачи исследования:

- изучить сущность социально-культурного проектирования;

- рассмотреть основные понятия социально-культурного проектирования;

- проанализировать историческое возникновение народного праздника «Масленица»;

- подготовить проект концертно-развлекательной программы «Масленица».

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

1.1 Основные понятия социально-культурного проектирования

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социально-культурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования.

При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной.

Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов.

Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации

В качестве объекта социально-культурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социально-культурных проектов.

Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам.

Проектирование есть, прежде всего, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации.

Объектные области проектирования - и социум, и культура - рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени - искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом: проблематизация, целеполагание, инструментализация.

Независимо от радиуса разрабатываемого проекта, необходим учет проблем всех уровней, ибо все они взаимосвязаны между собой: проблемы общенационального масштаба существенно влияют на содержание и характер жизнедеятельности человека, независимо от места его проживания, региональные проблемы могут быть общими для большинства территорий России, а проблемы социальной группы, выявленные в конкретных жизненных обстоятельствах, могут рассматриваться в качестве типичных для данной категории населения проблем в масштабах всей страны.

Выделение общесоциальных, локальных и индивидуальных ситуаций дает возможность осуществить взаимосвязь и последовательный переход разрабатываемых в рамках проектирования решений с одного уровня на другой. Так, характеристика проблем личностей и социальных групп и определение способов их разрешения составляют ядро целевого и содержательного обоснования локальных проектов, которые могут входить в региональные программы в качестве их составляющей.

Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.

Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач, средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.

Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.

Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.

Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта.

1.2 Социально-культурная сфера как область проектирования

В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии.

В этой связи необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности (прежде всего - проектирования) для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.

Рассмотрим содержание исходных понятий «социум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений [2].

Социум как явление, предмет анализа и объект проектирования можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов «социальной механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность, консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.

В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство производства и потребления - создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, т.к. в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Именно человек является первичным «атомом» социальных структур, отношений и культурных процессов.

Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:

Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира».

Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения.

Сущность культуры - способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Социальная деятельность - это активность, ориентированная на цель, содержание которой задано ролью.

Культурная деятельность - это активность, ориентированная на смысл и ценность.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, с другой - в их сочетании обнаружить не самодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов.

В отрыве от них культура «застывает» в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшних культурных процессов.

Таким образом, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости, что позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций как, например, «либерально-демократическое общество», где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.

Рассмотрим второй аспект содержания социально-культурной деятельности - как способа осуществления определенных профессиональных функций, т.е. как профессиональной деятельности, преследующей достижение конкретных целей и предполагающей решение определенных (в частности, культурологических, социально-педагогических) задач.

Эта деятельность может быть как объектом анализа (с позиции ее ценностей, целей, функций), так и предметом практического овладения - в форме освоения различных социально-культурных технологий (например, режиссура массовых зрелищ и представлений, сценарное мастерство, технология разработки и реализации социально-культурных программ и социально-педагогических игр, техника ведения переговоров и посредническая деятельность, маркетинг и менеджмент в социально-культурной сфере и др.).

Для профессий культурологической направленности регулированию и социально-культурному проектированию подлежат процессы и явления, характерные для культуры общества в целом; а также культурная жизнь конкретного региона - здесь предметом регуляции (и программирования) являются различные социально-культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью - создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни социума, развитию исторической, экологической культуры человека.

Таким образом, категория социально-культурная деятельность является базовой, обозначающей круг явлений и область технологий, общих для профессий прикладной культурологии и социальной педагогики. Различие существует лишь в акцентах: в одном случае усиливается социальная (и социально-психологическая проблематика), в другом - культурологическая.

Высшей формой культурной деятельности является искусство (в т.ч. и традиционное народное творчество), которое задает образец и «планку» культурной деятельности в целом.

Вот почему эта категория используется и для обозначения особой сферы духовного производства (высшей, совершенной и этом смысле наиболее «культурной»), и для указания на качество культурной деятельности, на «технику» приближения к идеалу: искусство риторики, общения, любви, искусство демократии, свободы и т.д.

Особенностью культуры как процесса человеческой деятельности заключается в том, что культура здесь ответственна не столько за что, сколько за как.

В этой связи следует отметить, что процесс культурной деятельности, характеризуемый, в основном, его технологическими качествами, может быть безразличным к ее результатам. Можно довести до высочайшей культуры технологию обмана (искусство мошенника), уничтожения человека (например, восточные техники в руках преступника). Даже само искусство, обеспокоенное проблемой как, превращает форму в самоцель и становится безразличным к своему содержанию (искусство для искусства).

В контексте проблем социально-культурного проектирования культура на процессуальном уровне будет рассматриваться как определенная система ценностей и качество человеческой деятельности в различных сферах социальной практики и общественного сознания: в искусстве (или в сфере художественной культуры), в политике (в сфере политической культуры), экологии (экологической культуры) и т.д.

Анализ данного среза культуры позволяет выйти на решение двух основополагающих проблем:

- определить приоритетные области проектной деятельности (и соответствующие им виды социально-культурной активности личностей, групп, социальных институтов в сфере художественной, экологической, политической, духовно-нравственной культуры);

- выявить социальную базу проектных решений, т.е. приоритетные категории и социальные группы населения, которые могут рассматриваться в качестве реальной или потенциальной аудитории проектов.

Проектные решения на этом уровне анализа феномена культуры предполагают: поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на уровне личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом; создание условий оптимизации становления и развития различных субъектов культуры (самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений); выработку методологических оснований государственной культурной политики; поддержку приоритетных направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих развитию художественной, духовно-нравственной, исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

ГЛАВА 2. ПРАЗДНИК КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1 Теоретические аспекты организации современных массовых праздников и технология их организации

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социально-культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Следующая характерная черта праздника - это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более, чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».

Неотъемлемой чертой праздника является застолье. Однако не любое безделье с застольем может именоваться праздником, для этого нужен повод.

Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Участниками праздника являются и взрослые и дети, которые, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий в режиме сотрудничества удовлетворяют потребность в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях. Итак, игры на празднике - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.

Почти у каждого календарного праздника - своя тема, отражающая историю народа, страны, мира.

Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

- абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;

- свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

- наличие в праздниках глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра - важные составляющие деятельности подростков, практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др., чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей, должны обладать определенными характеристиками.

Мотивационно-потребностная сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется на весь процесс.

Необходимо рассматривать общественную значимость, или масштабность, в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации - потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.

Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают нам наиболее универсальный принцип классификации праздника.

Пользуясь этим принципом, можно определить три основные группы праздников в нашей стране.

Первая группа, это всеобщие праздники, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.

Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно - историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе.

Социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична - это весь российский народ, все человечество.

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, этнографических и территориальных общностей, различных коллективов, движимых единым порывом.

Вторая группа - локальные праздники, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

Это самый подвижный, многообразный слой праздников. Сюда относятся и праздники по профессиям, и праздники отдельных возрастных групп, и праздничные даты отдельных российских городов и сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие - в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднуемой общности.

К третьей группе праздников относятся: личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Личностный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательной персонификации.

Приведенные три вида праздников, «…не дают исчерпывающей классификации, а являются лишь ключом к ней»[1].

Внутри каждого вида возможно огромное количество градаций, в частности по содержанию и по типу общности.

Кроме того, границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становиться ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у нее сходные эмоции и приобщает к празднику.

2.2 Проект массового мероприятия «День Молодежи»

праздник проектирование масленица смета

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. По своему обычаю, церковь 'назначила' на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Этнограф 19 века И. М. Снегирев считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю. Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе 'честной', 'широкой', 'обжорной', а то и 'разорительницей'.

А само название 'Масленица' возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять - вот и пекут блины масленые.

Масленичная неделя состояла из двух половинок - узкой и широкой масленицы: в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, а с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. На каждый день масленичной недели существовали определённые обряды и каждому дню масленичной недели, дано было свое имя.

Понедельник «Встреча». В этот день из соломы делали чучело, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день встречи, очень жизнерадостны.

Вторник «Заигрыш». С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались весёлые домашние концерты.

Среда «Лакомка». Она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях вскладчину варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей), калёные орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю.

Четверг «Разгул». На этот день приходилась середина игр и веселья. Возможно, именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои, кулачки, ведущие свое начало из Древней Руси.

Пятница «Тёщины вечера». Раньше зять должен был вечером лично пригласить тёщу, а утром прислать за ней специальных, парадных 'позываток'. Чем больше оказывалось 'званных', тем больше оказывалось тёще почестей.

Суббота «Золовкины посиделки». В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были ещё не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужауже были замужем, тоневестка приглашала родню замужнюю и совсем поездом развозилагостей по золовкам.

Воскресенье «Прощённый день». В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тёщу, сватов и дружек за свадебные подарки. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - «на богатый урожай».

Цели и задачи проекта:

1) сохранение и развитие национальных традиций и культурного наследия; 2) развитие у населения города навыков культурного отдыха. 3) познакомиться с историей и традициями праздника «Масленица» 4) привлечение к участию максимального количества людей.

Проблема проекта:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности учащихся прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Сценарий городского мероприятия «Широкая Масленица»

Праздник начинается с утра, по городу на санях ездят скоморохи или другие «ряженые» персонажи. Они выкрикивают зазывалки, приглашая всех на праздник.

- «Белолица, круглолица, красная девица - приходи на масленицу».

- «Катится, катится блин масляный, да большой - заходи на ярмарку народ честной».

- «Провожаем зимушку, провожаем, чучело зимы поджигаем».

- «Всех, всех, всех приглашаем силой померяться, приходите поглядеть». На площади, где проводиться массовое гуляние, должна быть смонтирована сцена, в центре устанавливается чучело Зимы. Его делают из соломы и одевают в сарафан фартук и платок.

Кроме этого, необходимо организовать для детей ледяную горку для катания и пару-тройку лошадей с украшенными санями. Маршрут так же заранее должен быть согласован. Необходимо установить ледяной столб, на который подвешивают наиболее ценные подарки, так как забраться на него очень сложно. А так же, должна быть организована ярмарка-распродажа, с различной выпечкой и т. д.

Необходимы на площади бесплатные чаевни и кофейни, особенно если день выдался морозный.

Веселая музыка звучит на всю площадь.

1 скоморох: -Зима моя зимушка, Разлюбезная кумушка, А я зимушку люблю, По тому ее хвалю, Хорошо зимой кататься, И в сугробах поваляться, И до сыта всем смеяться Я пришел вам возражать Не нужно Зиму провожать! 2 скоморох: - Ты сошел с ума Петрушка, Это же ведь не игрушка, Надоела нам Зима, Пусть теперь придет Весна, Пусть снежок тихонько тает, Пусть цветочки расцветают, Пусть становиться светлее, Солнышко пускай пригреет. В общем, тут ни дать не взять, Зиму надо провожать! 1 скоморох: - Нет не надо! Иж какой! Агитируешь Весной! Я любому докажу Если нужно покажу, Что прекрасней Зимы нет! В протяженье многих лет Люди точно не соврут, Посмотрите, как поют! (Вокальная или хоровая группа исполняет песню, желательно на зимнюю тематику.) 2 скоморох: - Ну, поют тебе и что ж? Танец то же ведь хорош, Хороши весной цветочки, Распускаются все почки. И полянки не узнать Так и тянет танцевать! (Танцевальный номер. Можно устроить танцевальный флеш-моб, небольшая группа со сцены выполняет несложные танцевальные движения и все подхватывают. Для большей уверенности, в народ, нужно запустить подготовленную группу, тогда будет легче завести большое количество людей.) 1 скоморох: - Люди добрые скажите? Для чего нужна Весна? Зимушку то не смешите А не то пойдет пурга! 2 скоморох: - Ты Петрушка не пугай, Погрозил да меру знай Холодов мы не боимся Хочешь, так давай сразимся! (Начинают бороться, но силы равны и никто не побеждает, тогда они бросают это дело.)

1 скоморох: - Нет, с тобой не сваришь каши Вот бы молодцов бы наших Испытать на силушку Доставай-ка гирюшку! 2 скоморох: - Я ее давно достал Килограммы посчитал Вряд ли молодец найдется Видно нам с тобой придется... 1 скоморох: - Силы у меня так мало, Что придумал я подарок Кто поднимет больше всех Ждет в коробке сей, успех! (Поднимает над головой коробку, в которой лежит подарок. Проводится конкурс на самого сильного человека в городе. Тому, кто больше всех поднимет гирю, вручают подарок и большую нарисованную медаль «Силач города».) 2 скоморох: - Что бы солнышко сияло Чтоб Весна скорей настала Испекли мы вам блинов Кренделей и пирогов Тому, кто съест их все, друзья Подарю подарок я!

(Проводиться конкурс на поедание блинов, тот, кто съедает самое большое количество блинов, становится обладателем подарка и медали «Гурман города».) 1 скоморох: - Зима снежком искрится, Душа просит веселиться, А вы хотите Зиму вон! Весну сажаете на трон, Руки прочь Зиму не тронь, Лучше послушайте гармонь! (Звучит музыкальный номер с использованием гармони, или баяна, можно пригласить какого либо знаменитого гармониста, которые обязательно имеются в каждом городе. Можно провести небольшое соревнование между гармонистами, с привлечением народа.) 2 скоморох: - Нет, наш спор не потушить, Предлагаю его решить, Себе команду набирай, Мне, конечно не мешай, Так же набирать ребят, Вот тебе и мне канат. (Проводиться соревнование на перетягивание каната, тем, кто победит вручают медовый леденец, или пряник.)

1 скоморох: - В круг вставай честной народ, Заводите хоровод, Возьмитесь за руки друзья, Вместе с вами встану я, Будем петь и танцевать, Зиму будем прославлять. (Можно использовать фонограмму, можно вставить хороводную песню, под которую будет удобно водить хоровод вокруг чучела Зимы. Звучат фанфары, раздается звон и шум, появляется Солнце-повелитель, в руке у него горящий факел.) Солнце: - Время вышло, настала пора, Свой срок отслужила честно Зима, Часы пробили, пролистан календарь, Так было вовеки, так было в старь, И я завершаю Зимы полет, И я растоплю вокруг нее лед. Масленица - гуляй народ! Все: - Масленица - гуляй народ! (Солнце поджигает чучело Зимы, звучит веселая музыка. Дальше концерт продолжается выступлением различных коллективов)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования мы убедились, что проектирование культурного пространства существенно отличается не только от традиционной конструкторской, но и системотехнической деятельности.

Проектирование социально-культурной деятельности выходит за пределы традиционной схемы 'наука - инженер - производство' и включается в самые разнообразные виды социальной практики (например, в обучение, обслуживание и т.д.), где классическая конструкторская установка перестает действовать, а иногда имеет и отрицательное значение.

Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешение конкретной ситуации.

Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование:

- разрабатывает модель 'должного' в соответствии с наличными ресурсами;

- соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели;

- задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Социально-культурное проектирование является необходимым элементом социально-культурной деятельности, ее специфическим способом, средствами, воздействия на личность.

Оно осуществляет системное упорядочение реальности, посредством организации культурного обслуживания, а также его упрощает, адаптирует до достижения соответствия с возможностями субъекта, что способствует его гармонизации.

Успешность деятельность специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М., 1975. - С. 58.

2. Козлова Т.В. Социально-культурное проектирование: от идеи до реализации. - М., 2007. - 136 с

3. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социально-культурного проектирования. Учебное пособие // СПб - 1997 г.

4. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии как открытая инновационная система // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусств. - 2005. - № 2.

5. Орлова Э.А. Проблемно ориентированное социально-культурное проектирование. Теория и методология // Теоретические основания культурной политики. - М., Рос. институт культурологии, 1993.

6. Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры. Учебное пособие./ Верникова Л.М. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

7. Парсонс Т. О структуре социального действия Пер. с англ. // Под ред. В.Ф. Чесноковой. - М.: Акад. проект, - 2000.

8. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления: (Основы режиссуры, технологии, организации и методики). - М.: Академ. Пресс, 2008.

9. Т.Л. Стенина. Социально-культурное проектирование: методические указания / Ульяновск: - УлГТУ, 2009.

10. Человек, наука, управление: Матер, круглого стола // Рос. Акад. Гос. службы при Президенте РФ. - М., 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Смета расходов на организацию и проведение массового мероприятия «Широкая масленица» в 2013 году

1. Организация:

- аренда сцены - 5 000 рублей

- аренда музыкальной аппаратуры - 3 500 рублей

- аренда саней с лошадьми - 7 000 рублей

- организация ярмарки - 4 000 рублей

- художественное оформление - 2 500 рублей

- памятные призы на столб

(5 человек x 1500 рублей) - 7 500 рублей

Итого: - 29 500 рублей

2. Праздничные игровые и спортивные программы:

- приобретение призов - 5 000 рублей

- приобретение сопутствующего

спортивного и игрового инвентаря - 3 000 рублей

- изготовление, расклейка афиш - 4 000 рублей

Итого: -12 000 рублей

Всего: - 41 500 рублей

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru