Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Орнамент елецкого кружева парной техники плетения и деревянная матрешка

Работа из раздела: «Культура и искусство»

2

Содержание

Введение

1. Историко-аналитическая часть

1.1 Ретроспективный обзор

1.1.1 История кружевоплетения

1.1.2 История русской матрешки

1.2 Парное кружево

2. Материалы и инструменты

3. Технологическая часть

3.1 Описание технологии выполнения изделия

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Человека окружают вещи. Всюду - дома, на улице, на работе. Всякие - посуда, автомобили, станки... Это так называемая «вторая природа», созданная творческим гением человека, отражает уровень развития общества. В то же время весь предметный мир - от детской игрушки до гигантского промышленного комплекса - влияет на формирование духовного облика человека. Вот почему далеко не безразлично, какие именно вещи нам служат.

Засилье товаров массового производства приводит к снижению духовного начала в жизненном окружении. Поэтому необходимо обращаться к традиционному творчеству народа, которое всегда умело сочетать полезное с духовным и эстетическим.

Источником идеи курсовой работы послужило желание соединить один из самых популярных сувениров выполненной из дерева матрешки с не менее популярным видом русского народного творчества - кружевоплетением.

Матрешка олицетворяет собой образ веселой круглолицей русской девушки в народном костюме и символизирует материнство, продолжение рода.

Кружевной промысел известен еще испокон веков, как за границей, так и у нас в России. Использовали кружево не только в нарядной, но и в повседневной одежде, а так же, оно служило украшением интерьера. Кружевные изделия ручного производства отличаются своей оригинальностью, необычностью узора, воздушностью, неповторимостью и декоративностью, чем и привлекают внимание зрителя и покупателя.

Такие русские народные промыслы как кружева и матрешки приобрели мировую известность и по сей день привлекает к себе особое внимание.

Выбранная тема: «Орнамент елецкого кружева парной техники плетения (изготовление наглядного изделия - матрешки (дерево))», наиболее удачно подошла для воплощения идеи.

Целями работы являются:

- изучение истории елецкого кружевного промысла выполняемого в парной технике плетения;

- изучение способа вытачивания матрешки из дерева;

- изготовление деревянной матрешки и представление в готовом виде.

Задачей исследования является:

- освоение приемов вытачивания матрешки.

1. Историко-аналитическая часть

1.1 Ретроспективный обзор

орнаментальный кружево матрешка плетение

1.1.1 История кружевоплетения

Кружевом называется сетчатая, прозрачная ткань, состоящая из сплетения ниточных узоров в виде различных орнаментов и фигур, цветов, веток с листьями, изображениями животных, зверей и птиц, даже целых бытовых стен, характеризующих время их ручного производства.

Понятие «кружево» означает кружить, окружать, обрамлять края одежды, полы, рукава и т.д.

Украшения одежды: вышивка, тесьма или кружево могли быть из ткани другого цвета. Кружево пришивали в качестве каемок или вышивок на край ткани. Русское, плетеное кружево имело второе самостоятельное значение как ажурное цветное изделие с красивыми узорами [4, 10).

Историки утверждают, что в Индии плетеное кружево из нитей было известно в 1333 году. Во второй половине ХVI века, в 1363 году английский король Эдуард III издал указ, запрещающий ввоз вязаных изделий и кружева. Если Египет и страны Востока были родиной кружев, вышитого иглой по прозрачной ткани, то индия была родиной плетеного кружева.

На Руси с древности плетение кружев было любимым женским рукоделием, домашним ремеслом. Русские девушки и женщины в плетение кружев вкладывали умение, проявляли большой художественный вкус и искусство.

Наиболее старинные образцы русских кружев ХV-ХVII веков выполнены из металлических золотых и серебряных нитей с цветным, но параллельно существовало для русской аристократии золотосеребряное кружево как украшение царской, боярской и купеческой одежды.

Художественный почерк и богатство художественных форм золотосеребряного парного кружева ХVII в. оказали влияние на елецкое кружево, которое сохранилось в художественных формах в изделиях кружевниц второй половины ХIХ века.

Старинные мотивы и узоры народного прикладного искусства продолжали жить в елецких, вологодских, рязанских и вятских кружевных изделиях.

Для 2-ой половины ХVII века характерны следующие узоры выполненные из льняных, шелковых нитей: растительные орнаменты с трилистком на гибком стебле, который размещался в каждом зубце края кружева; по кромкам ряд «гребешков» параллельных насновок в виде веера, подобные елецкому кружеву «Павлинка» [4, 20).

Реформы Петра I изменили не только границы Российской империи, но и экономику, культуру. Изменился быт, моды и покрой одежды. В России появились костюмы европейского типа, мужские и женские.

Металлическое кружево из золота и серебра в XVIII веке постепенно теряет свое значение, а во 2-ой половине века - льняное кружево.

Изменение моды и убранства одежды дворян и купечества привело к резкому росту потребности и производству тонких льняных и шелковых нитяных кружев в России. Старая мода на золотосеребряное кружево сохранились только для провинциального дворянства. Золото и шелк шло на кружево для женских головных уборов: рогатые шляпы, кораблики и кокошники. Пышные черно-белые кружева шли на платья со шлейфами, кружевом украшали женские сюртуки, с кружевом на полах, воротниках и манжетах, а также одежды мужчин убирали цветным кружевом. Особенно были модны полотенца с дорогим кружевом, кружевные воротники и накидки [4, 21).

В конце XVIII - начале века существовала самая большая известная мануфактура в России в заведении госпожи Протасовой под Мценском, где создавали различные изделия из кружева западноевропейских узоров. Здесь работали тысяча двести крепостных девушек. Они круглый год плели покрывала, накидки, целые платья, мерное кружево, шарфы. Кружевной товар поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию. Мценское кружево плели из льняных тонких нитей, из Англии привозили шелк-сырец, хлопчатобумажные нити. Наставниц по кружевам приглашали из Франции и Бельгии.

На рубеже XVIII-XIX веков российское кружево в итоге исторического развития стало одним из видов русского народного прикладного художественного искусства. Ремесло стало искусством народа, его способностью творить красоту, создавать прекрасное.

Кружевоплетение в Елецком уезде было городского происхождения. Его изготавливали в монастырях. Оно развивалось параллельно с плетением гаруса. Гарус плели главным образом государственные крестьяне, свободные окрестных сел вокруг Ельца. В процессе развития, в отличие от вологодского кружева, где создавали геометрические орнаменты, характерные для резьбы по дереву, кости бересты, в Елецком кружеве преобладали растительные орнаменты.

В Елецком кружеве начала ХIХ века встречаются узоры оленя, птиц, цветущие кусты, растительные и природные мотивы. Все фигуры узора оттеняются по контурам: голубой, розовой и охристой «сканью». Часть узора по кромке выполнялась извилистой линией, на ее сгибе цветок с листочками.

Елецкое кружево искрилось богатством, радугой красок, блеском шелка и золота, легкостью и прозрачностью изделий, а главное многообразием, гармонией и декоративной выразительностью узоров, неповторимость композиции елецких русских кружев. Все это показатель не только богатства творческой фантазии елецких кружевниц, но и большой вклад кружевного плетения Елецкого уезда в художественную культуру русского прикладного искусства.

Рис. 1. Салфетка. Елецкое кружево

1.1.2 История русской матрешки

История эта очень древняя и в то же время молодая. Существует несколько версий. Кто говорит, что истоки возникновения в Индии, кто утверждает, что в Китае, ну а кто-то указывает точно на Японию, ссылаясь на древнюю легенду о Джарме. Считается, что именно он, сын 28-го патриарха Дзэн, привез буддизм из Индии в Китай и Японию. Джарма был убежден, что любой человек может стать Буддой путем медитации. Чтобы доказать это, он девять лет без устали предавался молитвам и размышлениям. При этом он сидел неподвижно в своей пещере. Чтобы не заснуть, Джарма убрал себе веки. Руки и ноги отвалились сами за ненадобностью. За такие деяния японцы полюбили Джарму. Но его имя для японцев было труднопроизносимо, поэтому они назвали его по-своему - Даруму. Так фигурка монаха вот уже 1500 лет является частью жизненной атрибутики японцев. Дарума символизирует мудрость, спокойствие, просветление. Помогает ощутить момент радости жизни здесь и сейчас - так считают японцы [1;19).

Но японские божки множились. Одни отвечали за успех в деле, другие - за хороший урожай, третьи защищали праведных. Йоги говорили, что у человека пять тел и, значит, каждому телу должен быть свой покровитель. Учение Ошо считало, что тел семь: физическое, эфирное, астральное, ментальное, духовное, космическое и нарванное. Так что божки продавались уже в комплекте.

И вдруг кто-то придумал помещать семь, пять, три фигурки в одну. А произошло это относительно недавно, в самом конце XIX века. Одним из первых «слоеных» божков стал Фукурокуджу. Он был самым популярным в большом семействе, так как отвечал за счастье, процветание, долгие годы жизни и мудрость. Ему-то и предстояло совершить далекое путешествие в Россию [1;20).

Рис. 2. Фукуроджу

По книге Н.Н. Алексахина 'Матрешка' и другим материалам можно узнать, что в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве хозяйка усадьбы привезла с острова Хонсю (Япония) забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья.

Таким образом, можно предположить, что родная наша матрешка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье - имеет японского родственника, который стал предшественником и прообразом русской матрешки. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах. Но, к сожалению, документального подтверждения эта легенда не имеет.

По одной из версии в одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке.

В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал создателем первой русской матрешки. Любопытно, что опубликованный в альбоме эскиз и матрёшка со штампом мастерской-магазина “Детское воспитание” из коллекции Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде похожи как две родные сестры, но близнецами их назвать нельзя. Этот факт позволяет предположить, что С.В. Малютиным было сделано несколько вариантов росписи будущей игрушки.

Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В.П. Звездочкину уроженцу Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями [1;23).

Во всех публикациях показано, что местом же рождения новой оригинальной игрушки, стала мастерская - магазин “Детское воспитание”, который находился в Леонтьевском переулке, в доме №7, принадлежавший Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. Это говорит о том, что первоначально матрешка задумывалась, как игрушка и никто даже не подозревал какое будущее ей уготовано.

Если сравнить первую матрешку с ее поздними сестрами, то можно заметить, что выглядела она очень скромной. Ведь автор создавал образ деревенской девушки, одетой в национальный русский костюм: платок, сарафан, передник. Образ этой игрушки был близок народу. Да и за границей, благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже, распространялась в начале XX века мода на все русское.

В руках первая матрешка держала черного петуха. Тоже очень интересная деталь. У более поздних будут узелки, самовары, бублики, букет.

У первой матрешки «бутылочная» форма. Высота старшей куклы 19 см. Первая матрешка была восьмиместной - внутри большой девочки помещался мальчик поменьше и так далее - мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрешка - спеленатый младенец (рис. 3). Все семь её подружек были как настоящие, словно только что вышли из своего деревенского мира. Одна несет миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руки маленького братца, а четвертая, младшенькая просто засунула палец в рот. Разнообразит вереницу фигурка косоворотке с хворостиной. И, наконец, завершает ряд, спеленатый младенец, меньше мизинца. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Рис. 3. Первая русская матрешка «Девочка с петухом» 1899-1900 гг.

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя - Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Но все же нельзя не согласиться, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной» [2;30).

Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка - это тепло и уют в доме».

С последним трудно не согласиться - чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства [2;31).

Самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Кстати, матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Так, в начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей. Есть многоместная - матрешка 'Крестьянка-укладка'1903 года, состоящая из 32 кукол. А в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. Нынешняя техника позволяет делать 20-50-местные матрешки. При этом дерево вытачивается до микрон. В 1970 году Евгений Безруков, семеновский мастер изготовил рукотворное чудо - 72-местную матрешку! В тот год семеновские мастера-игрушечники показали ее на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров. А в фондах Исторического музея есть экземпляр 100-местной матрешки [2;40).

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции.

В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русская матрешка получила Золотую медаль. Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. В 2000 году отметили ее столетие.

1.2 Парное кружево

Центрами русского кружевоплетения во второй половине ХIХ века были Вологда, Елец, Михайлов, Вятка, Арзамас, Калязин, Торжок.

В Михайловском районе Рязанской обл. издавна плели мерное кружево из ярких цветных ниток, которое применялось для украшения народной праздничной одежды, что плели по памяти, по числу переплетений, с поворотом одних и тех же приемов. Преобладал в них красный цвет.

Парное и сцепное кружево выполнялось по специальным сколкам с помощью множества (до 200) пар коклюшек.

Парное кружево плели повсеместно, но особенно красивым оно было в Ельце, Орловской губернии и Галиче Костромской губернии. Парное плетение применялось для выделения мерного кружева, которое использовалось для украшения костюма, отделки белья, скатертей и салфеток.

Рис. 4. Варианты оформления белья, икон, салфеток

Рис. 5. Воротник-стойка

У парного кружева геометрические орнаментальные мотивы прямоугольных очертаний из полотнянки четко выступают на фоне мелкой решетки, как и в древнерусском золотом кружеве, чаще всего здесь встречаются ромбы, зигзаги и треугольники.

В Ельце чаще, чем в других районах плотные ромбы и круги обрамлялись паучками или звездочками, что придавало кружеву необыкновенно живописный вид. Иногда тесно расположенные друг к другу мелкие круги создавали впечатление нанизанных в узор жемчужин. Такое кружево называлось «жемчужинка». Для большей рельефности контур мотивов выкладывали сканью.

Рис. 6. Растительный и геометрический орнаменты

Основными видами плетения кружева являются: плетешок, полотнянка, сетка и носновка. Из них может быть составлен любой кружевной узор.

Плетешок имеет вид ровного шнурочка. Его выполняют двумя парами коклюшек (рис. 7).

Рис. 7. Плетешок

Полотнянка - главный элемент кружева. Полотнянка выполняется несколькими парами - долевыми и ходовыми - в зависимости от рисунка и имеет вид ткани. Полотнянка бывает без перевива долевых пар, с перевивом долевых пар и с перевивом всех пар. Все три вида полотнянки выполняются по сколку.

В начале сколка на булавки навешивается необходимое количество долевых пар. На правую крайнюю булавку навешивается еще одна ходовая пара. Полотнянка с перевивом двух крайних долевых пар отличается более ажурной каймой. При этом ходовая пара перевивается не только после булавки, но и после сплетения с каждой из перевитых долевых пар (рис. 8). При плетении прямой полотнянки необходимо следить, чтобы ходовая пара шла перпендикулярно долевым. По окончании делается зашивка.

Рис. 8. Полотнянка

Сетка имеет переплетение более прозрачное, чем полотнянка. Сетка выполняется по такому же сколку, как и полотнянка, но ход перевива нитей совершенно иной. Здесь нити долевых пар все время переплетаются с ходовыми парами по диагонали. При плетении полотнянки и сетки ходовые и долевые пары постоянно выравниваются и утягиваются. Неравномерное и слабое утягивание нитей в сетке и полотнянке дает неровную поверхность, влияющую на внешний вид кружева (рис. 9).

Рис. 9. Сетка

Насновки имеют овальную или четырехугольную форму с плотным рельефным заполнением. К простейшим кружевам парной техники плетения можно отнести четыре вида прошв-решеток: простую в ползаплета, простую в полный заплет, московскую и квадратную. Кроме решеток, к этой группе относится кружево прошва с несложным рисунком из полотнянки и насновок, а также кружево-край с различными по форме фестонами.

Прошвы-решетки выполняются 10 парами коклюшек.

Кружево-прошва с квадратом из полотнянки выполняется четырнадцатью парами. Пары в этом кружеве до и после булавок сплетаются в полный заплет.

Кружево-прошва с квадратной или овальной насновкой выполняется восемью парами коклюшек. Плетение начинается с решетки, затем двумя встречающимися парами делается носновка. Перед началом насновки и после ее окончания пары перевиваются по два раза. Кружево прошва с овальной насновкой выполняется десятью парами.

Кружево-прошва с насновками звездочкой выполняется двенадцатью парами. Здесь решетка делается в ползаплета. Выполнение насновок начинается с верхнего угла квадрата. Вначале две пары перевиваются по два раза, затем сплетаются в полный заплет, а за булавкой из них выплетается носновка до центра звездочки. После этого две пары слева квадрата и две пары справа поочередно два раза переплетаются, сплетаются в полный заплет, и делаются насновки до центра звездочки. Затем в центре все пары сплетаются полотнянкой. После этого выполняется вторая часть звездочки, вначале центральный луч, а потом боковые. Пары от каждого луча перевиваются по два раза, после чего переходят в решетку.

Кружево-край в парном плетении бывает с полукруглыми, овальными фестонами. При выполнении кружевного края, фестоны на сколке должны быть всегда с правой стороны.

Кружево-край с полукруглыми фестонами выполняется одиннадцатью парами коклюшек. Плетение кружева начинается с фестона слева направо до половины так, чтобы от каждой булавки оставалось по одной паре коклюшек, которыми будет выполняться решетка. При выполнении второй половины фестона эти пары должны быть опять приплетены к фестону. Шесть же долевых пар должны оставаться в фестонах постоянными и плавно изгибаться, следуя их форме. Полотнянка в фестонах должна выполняться равномерно по плотности с небольшими уплотнениями между зубцами. При плетении фестонов необходимо после каждой булавки утягивать пары так, чтобы сохранялось горизонтальное положение ниток ходовой пары. Ажурные просветы по внешнему контуру зубца образуется в результате перевива крайней долевой и ходовой пары.

2. Материалы и инструменты

Для плетения кружева требуются следующие материалы и инструменты: коклюшки, подушка, иглы, сколок, булавки и нитки.

Коклюшки вытачиваются из древесины на токарном станке длиной 17-18 см, толщиной 10-12 мм с головкой и тонкой шейкой для намотки ниток.

Длина шейки 25-30 мм, диаметр 5-6 мм. Чем сложнее узор, тем больше пар коклюшек требуется. Пары коклюшек связываются попарно образуя единицу кружевоплетения.

Подушка по внешнему виду напоминает валик обтянутый х/б тканью в несколько слоев, который туго называется соломой или опилками.

Плетение кружев требует чистоты, поэтому верхний чехол время от времени желательно стирать и укрывать его от пыли. Подушку кладут на подставку, либо в корзину или лукошко. Подставка состоит из двух деревянных рам размером 75 х 45 см. Места перекрещивания рамы скрепляются подвижными болтами или колышками. Внизу на рамах имеются перекладины для ног, которые перевязываются для устойчивости прочной тесьмой.

Иглы для накалывания сколков, по которым выполняются кружева и кружевные изделия, напоминают своим видом шило.

Сколки - рисунки скалываются вручную иглой, а также могут печататься на стеклографе или в типографии. На плотную бумагу или картон наносится рисунок редкими точками, которые принято называть наколками. Наколы являются местами для переплетения ниток и закрепления их с помощью булавки. Сколок по наколкам необходимо обрисовать тонкими линиями.

Булавки (медные, латунные) являются вспомогательным материалом в кружевоплетении. С их помощью закрепляют. Вкладываются булавки в наколы по сколку и закрепляют соединенные нити узора.

Нитки для плетения кружев и кружевных изделий могут быть разнообразные: хлопчатобумажные белого цвета от №10 до №80; льняные отбеленные; шелковые крученые (белые, кремовые и других цветов), натуральные и искусственные на трубочках; капроновые и шерстяная пряжа (натуральная и синтетическая, например лавсан).

Подбор ниток зависит от назначения изделия. Так, отделка для капроновой блузки может быть выполнена из капроновых ниток, из хлопчатобумажных (№60 или №80), а также из тонкой шелковой натуральной или искусственной ниткой.

Подбор номера зависит наколов скола. Чем чаще наколы, тем нитки берутся тоньше. Номер нити зависит от размера изделия.

Для плетения узких и средних кружев шириной до шести см и небольших размеров штучных изделий (воротничков, салфеток) можно использовать хлопчатобумажные нити №№30, 40, 50, 60, 80.

При плетении широких кружев (от семи см и более) можно применить хлопчатобумажные нити №30, 20, 10, льняные №№14/2, 18/2, 22/2, 24/3.

3. Технологическая часть

3.1 Описание технологии выполнения изделия

Матрешка - это полая кукла, состоящая из двух разъемных частей, вытачивание ее происходит в пять приемов.

Как любое токарное изделие, имеющее внутреннюю полость, ее изготовляют из цилиндрической болванки. Пустотелые изделия вытачивают на токарных станках с чашечным, кулачковым или дисковым патроном. Для надежного закрепления болванки на токарном станке ее торец затесывают на конус, или патрон чашечный, и в виде цилиндра, если патрон кулачковый. Болванки, обрабатываемые в чашечных и кулачковых патронах, должны иметь припуск на обработку по длине 40-50 мм, по толщине и ширине 4-5 мм. Изделия, состоящие из двух частей, должны иметь дополнительный припуск по длине болванки. Болванку укрепляют на станке, центруют и зачищают торец (рис. 10 а). Затем в соответствии с эскизом производят черновую обточку головки (рис. 10 б, в). Далее полукруглой стамеской делают в торце выемку и резцом-крючком нужного радиуса изгиба выбирают и зачищают внутреннюю полость. Острым концом косяка срезают головку (рис. 10 г).

При вытачивании внутренних объемов нужно следить, чтобы болванка была устойчиво укреплена. Зачищают торец оставшейся части болванки. По торцу с наружной стороны вытачивают фальц, наружный диаметр которого должен быть на 0,5 мм меньше внутреннего диаметра головки. Фальц - это кромка, обработанная в виде входящего прямого угла с неравными сторонами. Кромку остова для лучшего надевания головки срезают под углом к выступу. Затем отмечают высоту нижней части матрешки. Полукруглой стамеской вытачивают внутренний объем и крючком нужного радиуса изгиба зачищают его. Плоское донышко выточки зачищают плоской столярной стамеской (рис. 10 г).

Затем формируют выступающее кольцо основания матрешки. Зачищают поверхность шкуркой (рис. 10 д, е). Острым углом косяка обрезают торец и матрешка готова. В процессе точения матрешек токарь периодически пользуется шаблонами, размечая болванки по длине и выверяя диаметр выточенных фигурок. Это особенно необходимо при изготовлении многоместных (многокукольных) матрешек, точное соблюдение размеров которых обеспечивает свободное вхождение одной в другую. Затем соединяют обе части матрешки и закрепляют на станке. Обрезают «голову» матрешки и зачищают форму шкуркой (рис. 10 ж, з).

Рис. 10. Последовательность изготовления матрешки

Заключение

В заключении хотелось бы отметить те ключевые моменты, которые возникали при выполнении данного проекта. По данной теме была проделана исследовательская работа, под которой следует понимать не только работу с информационными носителями, но и практическое овладение необходимыми навыками и умениями.

Каждый, кто приступает к выполнению любого проекта, должен ставить перед собой конкретные и четкие цели. При этом необходимо иметь богатый запас знаний по изучаемой теме

При выполнении курсового проекта ознакомились с историей кружевного промысла и традициями этого ремесла. Изучили различные виды и методы кружевоплетения. В процессе работы были выполнены все поставленные задачи. Были освоены техника вытачивания русской матрешки.

Согласно теме курсовой работы изучены и исследованы методы плетения парного кружева и изготовлено наглядное изделие - матрешка.

Сувенирное изделие было выполнено с учетом всех технологических требований.

При выполнении работы возникли небольшие технологические трудности, связанные с большим размером болванок и выборкой внутренних полостей.

Готовое художественное изделие может служить в качестве сувенирного подарка, а также принимать участие на различных выставках, посвященных городу Ельцу.

Список используемой литературы

1. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры [Текст]/ Р.А. Бардина. - М.: Высшая школа, 1986.

2. Воробьева, Т.П., Воробьева, В.А. Русская матрешка / Т.П. Воробьева. - Курган, 2008. - 53 с.

3. Вардугин, В.И. Русская одежда: История народного костюма от скифов до советских времен [Текст]/ В.И. Вардугин. - Саратов: Детская книга, 2001. - 352 с.

4. Даль, В. Толковый словарь. В 4-х томах. Т. 2. - М., 1981.

5. Ермилова, Л.В. Русская вышивка и кружево. Собр., ГИМ. [Текст] / М.В. Ермилова. - М., 1995. - 225 с.

6. Ершев, С.П. Елецкие кружева и кружевницы. (Историко-экономический очерк). [Текст] / С.П. Ершев - Елец : ЕГУ, 2000 - 130 с.

7. Земля Липецкая. Историческое наследие культуры и искусства. - СПб.: «Иван Федоров», 2003. - 225 с.

8. Исакова, К.В. Плетение кружев. [Текст] /К.В Исакова. - М., 1995. - 86 с.

9. Каплан, Н.И. Митлинская, Т.Б. Народные художественные промыслы. [Текст] / И.Н. Каплан, Т.Б. Митлинская. - М.: Высшая школа, 1980 - 176 с.

10. Климова, И.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. (Учеб. пособ. Для учащихся художественно-промышленных училищ прикладного искусства).

11. Кашкарова-Герцог, Е.Д. Руководство по рукоделию для детей и взрослых. [Текст] / Кашкарова-Герцог, Е.Д. - М., 1999. - 64 с.

12. Майоров. К, Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. [Текст] / К. Майоров, К. Дубинская. - М., 1990.

13. Попова, О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. [Текст] / О.С. Попова, Н.И. Каплан. - М.: Знание, 1984. - 144 с.

14. Попова, О.С., Королева, Н.С., Чиркова, Д.А. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, Н.С., Королева, Д.А., Чиркова. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 192 с.

15. Полная энциклопедия женских рукоделий, составленная Натальей Будур. [Текст] / Н. Будур. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 572 с.

16. Рукоделие: популярная энциклопедия. / Гл. ред. И.А. Андреев. [ Текст].

17. Тулинова, О.В. Елец промышленный. Страницы истории елецких предприятий // Научно-краеведческое издание. - Елец, 2008.

18. Фалеева, В.А. Русское плетеное кружево. [ Текст] / В.А. Фалеева. - Л., 1983. - 326 с.

19. 200 лет Елецкому кружеву. - ГУП «Липецкое издательство», 2001.

20. Уклейн И. Краткие исторические сведения о городе Ельце.// Елецкая быль. - Липецк, 1994 - Вып. 1.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru