Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

/

Курсовая работа

Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже» и А.О. Никулина «Голубой Алтай»

Оглавление

Введение

Глава 1. Русская пейзажная живопись и творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина

1.1 Русская пейзажная живопись конца 19 - начала 20 веков

1.2 Творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина

Глава 2. Стилистические анализы картин Гуркина «Озеро в Лаже» и Никулина «Голубой Алтай»

2.1 Анализ картины Гуркина «Озеро в Лаже»

2.2 Анализ картины Никулина «Голубой Алтай»

Заключение

Список источников и литературы

Список иллюстраций

Иллюстрации

Приложения

Словарь терминов

Введение

Актуальность темы. Проблема природы, ее изображения в искусстве рассматривалась и анализировалась многими. К теме природы обращались и обращаются многие художники, поэтому данная проблема рассматривалась с различных сторон. Несмотря на эти обстоятельства, есть еще такие стороны пейзажа, которые не изучались вообще, или мало изучены. Мы обратимся к творчеству первых алтайских художников - Григория Ивановича Гуркина и Андрея Осиповича Никулина. Их творчество изучено такими искусствоведами, как В.И. Эдоков, Л.И. Снитко и многими другими. Анализ и подробное рассмотрение произведения Гуркина, «Озеро в Лаже», не введено в научный оборот. Данная картина не изучалась искусствоведами и дает широкие возможности для размышления над ней. В дальнейшем мы обратимся к подробным анализам картин «Озеро в Лаже» и «Голубой Алтай». Наша тема интересна для рассмотрения по нескольким пунктам, во-первых, потому что творчество Г.И. Гуркина и А.О. Никулина близко современному зрителю, они изображает наши горные просторы, близкие нам лесные дали. Во-вторых, потому что к горным пейзажам именно они обращаются впервые и оставляют большое поле деятельности и возможности для исследования.

Обзор литературы. Литературу, которую мы использовали для написания работы можно условно разделить на 3 направления: 1 историческая литература посвящается истории жанра пейзажа; 2 литература, посвященная биографии и творчеству художника Г.И. Гуркина; 3 литература, посвященная биографии и творчеству художника А.О. Никулина.

Подробно пейзаж рассматривается в Популярной художественной энциклопедии. Здесь дается очень подробное описание развития пейзажа с древнейших времен до современности в различных государствах и странах всего мира. Здесь говорится и о разделении жанра пейзажа.

Историческая литература включает в себя монографии и альбомы, анализирующие направления и тенденции в искусстве вообще и в пейзажной живописи рубежа 19 - 20 веков.

Работа Алпатова М.В., в его книге «Немеркнущее наследие» есть глава, называется «Из истории русского пейзажа». Здесь он обращается только к фрагменту истории пейзажа, который приходится на конец 19 века. Он подробнее рассматривает пейзажи художников реалистического направления.

Работа Александра Бенуа «История русской живописи в 19 веке». Автор этих трудов сам является художником, рассматриваемого им времени. Он подробно обращается ко всем направлениям русской живописи, последовательно их рассматривает, рассказывая о самых ярких представителях и их работах.

Статья Кашук Л. «Романтические традиции в русском пейзаже 19 - 20 веков». В своей статье она рассматривает романтический пейзаж, его наиболее ярких представителей. Она также в данной работе указывает истоки возникновения романтического пейзажа.

И, наконец, очень объемная и исчерпывающая статья Сарабьянова Д.В. «Три первых десятилетия». Где опубликованы тенденции развития живописи в период с 1900 по 1930 годы.

Литературу о жизни и творчестве Г.И. Гуркина можно объединить в одно направление, так как они неразрывно связаны между собой.

Одним из первых исследователей творчества Гуркина был Образцов Г.А., его брошюра «Г.И. Гуркин». Она дает некоторое представление о жизни и алтайского художника Г.И. Гуркина. Образцов выделяет этапы творчества художника.

Небольшая, но содержательная публикация Галкиной И.К. «Григорий Иванович Гуркин». Здесь речь идет о творчестве художника, а также автор знакомит нас с братом Г. И. Гуркина, который является профессиональным фотографом.

Работа Степанской Т.М. «Гуркин Г.И. - живописец, график, общественный деятель» не объемна, но содержит самое основное. В ней описывается жизнь художника.

Стрельцов С.В своей работе «Г.И. Гуркин» описывает жизнь и творчество художника.

В статье Снитко Л.И. «Певец Горного Алтая» основной акцент делается на жизнь художника и формирование его личности, в русле живописи. А в ее же книге «Первые художники Алтая» особое место отводится Г.И. Гуркину, но уже не в плане биографии. Здесь первую очередь описывается его деятельность как художника, но она перекликается с его жизнью.

Небольшая брошюра, изданная музеем «Рисунки Григория Ивановича Гуркина в собрании АМИИ» здесь даются основные этапы жизни и описание творчества художника. Выделятся особенности письма Гуркина, предметы изображения, характерные для него.

В работах В.И. Эдокова «Г.И. Гуркин» и «Мастер из Аноса» подробно рассмотрена жизнь и творчество художника. Здесь написано о значении творчества Гуркина в истории искусства Алтая и России вообще.

К литературе, посвященной творчеству и биографии А.О. Никулина, относятся:

В книге «Гордость Барнаула» в статье «А.О. Никулин» представлено творчество художника, самые основные этапы и события.

В каталоге «Государственный Художественный Музей Алтайского Края» представлены основные биографические данные Никулина.

В работе Л.И. Снитко «Первые художники Алтая» описывается творчество и биография художника в отдельной главе, посвященной А.О. Никулину. В ее же монографии «А.О. Никулин» представлены жизнь и творчество художника.

В книге Степанской Т.М. «Служили отечеству на Алтае» есть статья «Первая художественная выставка в Барнауле», посвященная первой выставке Никулина. В другой статье Степанской «А.О. Никулин» описываются основные этапы жизни и творчества художника.

В статье Топорова А.М. «Для других» описываются воспоминания о детстве Никулина.

Здесь были представлены лишь немногие работы, посвященные Г.И. Гуркину и А. О. Никулину. Им посвящено очень много книг, брошюр, статей и различных работ.

Цель работы сделать сравнительный анализ картин Г. И. Гуркина «Озеро В Лаже» и А.О. Никулина «Голубой Алтай».

Задачи курсовой работы позволяют понять цель курсовой работы и изучить ее.

1задача. Ознакомиться с русской пейзажной живописью к. 19 - н. 20 веков.

2 задача. Описание творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина.

3 задача. Анализ картины Гуркина «Озеро в Лаже».

4 задача. Анализ картины Никулина «Голубой Алтай».

5 задача. Сравнение картин «Озеро в Лаже» и «Голубой Алтай».

Объектом исследования является подробное рассмотрение творчеств Г. И. Гуркина и АО.

Предметом исследования являются пейзажи Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже» и А.О. Никулина «Голубой Алтай».

Методы исследования. На первом месте стоит метод сравнения, так как на нем сосредоточивается цель нашей курсовой работы. Но прежде, чем приступать к сравнительному анализу мы использовали метод описания для стилистического анализа каждой картины. Дополнительно использовались такие методы, как исторический для изучения пейзажной живописи этого периода и биографический для изучения жизни и творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина.

Источниками для нашей работы являются: прямой источник это сами картины «Озеро в Лаже» и «Голубой Алтай». Косвенный источник это: для картины «Озеро в Лаже» данные из фонда музея Алтайского края (картина написана на холсте маслом, размер 36х47см., поступила она от Каралькина Петра Ивановича из Ленинграда в 1979 году); для картины «Голубой Алтай» сведения из каталога (картина написана на холсте маслом, размер 87х109 см., поступила из Алтайского краеведческого музея в 1967 году);

воспоминания о Г.И. Гуркине сына В.И. Гуркина, воспоминания А.М. Топорова о детстве А.О. Никулине; репродукций картины «Озеро в Лаже» в настоящий момент не существует, репродукция картины «Голубой Алтай».

Глава 1. Русская пейзажная живопись и творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина

1.1 Русская пейзажная живопись конца 19 - начала 20 веков

В первом параграфе мы рассмотрим пейзажную живопись рубежа 19 - 20 веков, ее тенденции и развитие.

В 20 - 30 - х гг. 19 века пейзажный жанр занимает достойное место в развитии русского романтизма. Композиции пейзажей Щедрина и многих других художников романтиков его эпохи. Корни этой композиции просматриваются во фламандско - голландском пейзаже первой половины 17 века. Архитектоническую законченность в русском романтическом пейзаже «панорамическая» композиция получает, доказывая свою живучесть, в 70 - х гг. 19 в. в творчестве А.И. Куинджи. Мировоззренческие тенденции романтического характера, созданные с определенным композиционным строем, прослеживаются в пейзажном творчестве М. Нестерова, у которого одинокий человек противопоставляется беспредельному миру. «Наряду с рассмотренным нами типом композиции значительное место в русском пейзаже занимал мотив дороги или аллеи. В пейзажной живописи мотив гротов как самостоятельный уже в 17 в. в творчестве И. де Момпера. Построение интерьерно - пейзажного пространства основано на резком противопоставлении помещения, в котором как - бы замкнут человек, и естественного природного мира, светло и свободно сияющего за стенами и ставнями» [8, c.58].

Представители реалистического пейзажа середины и второй половины

19в. постепенно изживали литературную ассоциативность романтического пейзажа, стремясь показать собственную ценность природы через раскрытие объективной сути происходящих в ней процессов. Пейзажисты этого периода добивались естественности и простоты композиции, детально разрабатывали светотеневые и валерные отношения, позволяющие передать материальную ощутимость природной среды. Унаследованное от романтизма этико-философское звучание пейзажа принимает теперь более демократическую направленность, проявляющуюся в том, что в пейзаже все чаще включались люди из народа, сцены сельского труда.

На 2 - ю половину 19 в. приходится расцвет реалистического пейзажа, тесно связанный с деятельностью передвижников. Преодолевая искусственность и театрализованность академического пейзажа, русские художники обращались к родной природе. В конце 19 в. линия эмоционально - лирического пейзажа, часто проникнутого мотивами гражданской скорби, находит продолжение в пейзаже настроения.

Доминирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма, считавших работу на пленэре непременным условием создания пейзажного образа. Важнейшим компонентом пейзажа импрессионисты сделали вибрирующую, богатую красочными оттенками световоздушную среду, обволакивающую предметы и обеспечивающую зрительную нерасторжимость природы и человека. На рубеже 19 и 20 вв. в пейзаже складывается несколько направлений, развивающих принципы импрессионистического пейзажа и одновременно вступающих в антагонистические отношения с ними. Художники, связанные с символизмом и стилем «модерн», внесли в пейзаж мысль о таинственном родстве человека и «матери - земли», обыгрывали в своих композициях различного рода «сквозные формы», орнаментальная компоновка которых создает иллюзию непосредственной имитации ритмов самой природы. В это же время усиливаются типичные для национально - романтических течений поиски обобщенного образа родины, нередко насыщенного фольклорными или историческими реминисценциями и сочетающего в себе наиболее устоявшиеся приметы национального ландшафта.

В искусстве 20 века ряд мастеров стремится найти наиболее устойчивые черты того или иного ландшафтного мотива, очищая его от всего «приходящего» (представители кубизма), другие с помощью ликующих или драматически напряженных цветовых созвучий подчеркивают внутреннюю динамику ландшафта, а порой и его национальное своеобразие (предст. фовизма и экспрессионизма), третьи, отчасти под влиянием художественной фотографии, переносят основной акцент на причудливость и психологическую выразительность мотива (предст. сюрреализма).

«Незатейливые, тихие, но изумительные по мастерству, по правдивости эффектов и по своему благородному стилю. Пейзажи в этот период времени были очень распространены, также существовал и импрессионизм. К импрессионизму обращается Куинджи, а позднее менее значимый художник - Ционглинский. Светославский - поэт провинции, грязных, серых, но милых, а в чисто красочном отношении, бесспорно, прекрасных уголков - первое время, в начале 90 - х гг., был одним из лучших товарищей Левитана, притом совершенно самобытным художником, отмежевавшим себе обособленную и весьма интересную область. Все перечисленные художники реалисты» [6, c.19].

В русском пейзаже рубежа 19 - 20 вв. реалистические традиции второй половины 19 века переплетаются с влияниями импрессионизма и «модерна».

В 19 в. господствовали лишь два направления - академизм и передвижничество.

В начале 20 в. было такое объединение художников, как «Союз русских художников». В «Союзе русских художников» в основном писались пейзажи, которым уделялось здесь очень много внимания. Сюда относились А. Саврасов, И. Шишкин, В. Поленов, М. Нестеров и И. Левитан. Основателем был Саврасов, он обращался к теме изображения обобщенного образа русской природы. Его последователем является И. Шишкин, который также как и Саврасов обращается к проблеме изображения обобщенного образа русской природы. И.И. Шишкин изображал обобщенный образ Российской природы как непроходимые, величественные и дремучие леса. В «Мире искусства» основателями были Л. Бакст, А. Бенуа, М. Добужинский, А. Остроумова - Лебелева.

Левитан, Серов, Коровин были причастны к импрессионизму и не найдя себе места в товариществе передвижников в 1903 году организовали собственную выставку под названием «Союз русских художников». Живописцы «Союза» предпочитали пейзаж, стремились к непосредственности передачи натуры, в общем - то продолжали традиции реалистической живописи передвижников.

«Период художественной жизни России с 1900 по 1930 годы, несмотря на то, что он разделен посередине великим событием 20 столетия - Октябрьской революцией, во многом самостоятелен. Врубель вводит нас своим творчеством в 20 век. Художники новых направлений, пришедших на смену передвижничеству, изменили реализму, отошли от народных интересов, впали в эстетство, заразились формализмом. Многие работы художников этих трех десятилетий были отодвинуты на последний план и почти забыты» [13, c. 8].

Для современного пейзажа, развивающегося в русле социалистического реализма, наиболее характерны образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира, тесную связь ее с преобразовательной деятельностью людей. В 20 - х гг. зарождается современный индустриальный пейзаж, складывается тип мемориального пейзажа.

С 17 по 19 вв. пейзаж достиг своего наивысшего развития и совершенства. Через пейзаж выражалось духовное состояние и настроение художника. Реалистический русский пейзаж в эти годы отошел на второй план, но, несмотря на это, Г.И. Гуркин и А. О. Никулин избрали именно этот путь. К реалистическому пейзажу в это время обратились такие художники, как Саврасов, Шишкин, Левитан. Случилось так, что судьба свела молодого алтайского художника Г.И. Гуркина с И.И. Шишкиным, который стал его учителем. Реалистические манеры Шишкина и Гуркина связаны общей целью в их творчестве, тем, что каждый из них стремился изобразить обобщенный образ русской природы, но каждый из них шел чуть - чуть различными путями. Шишкин стремился выразить через величие лесов, а Гуркин - через величие горного пейзажа. Никулин так же, как и Левитан и Серов причастен к импрессионизму, он стремился к непосредственной передаче натуры, поэтому любил работать на пленэре.

1.2 Творчества Г.И. Гуркина и А.О. Никулина

В этом параграфе мы рассмотрим основные этапы творчества Гуркина

и Никулина.

Григорий Иванович Гуркин [Ил. 1] алтаец по национальности, родившийся и проведший юность среди людей, далеких от искусства, он рано почувствовал тягу к искусству. Он бегал в иконописную мастерскую и с жадностью наблюдал, как на чистом листе бумаги возникали изображения людей. Дома он увлеченно рисует фигурки людей и компонует целые сценки. Учеба в иконописной с. Улалы (ныне г. Горно - Алтайск), кратковременная работа учителем с. Паспаул.

Переехав в Бийск, Гуркин поступает в мастерскую к алтайцу Содотову, и уже через несколько месяцев ему самому поручают выполнение заказов. Помимо заказов молодой художник пробует писать самостоятельные вещи. К самым ранним из известных картин Гуркина относится «Камлание. Ночь жертвы».

В 1897 году Гуркин вместе с Анохиным отправляется в Петербург. Его рисунки и живописные работы были одобрены И.И. Шишкиным. Это решило судьбу Гуркина: он не был принят в Академию художеств, но стал заниматься в мастерской Ивана Ивановича Шишкина. В 1897 - 1898 гг. Гуркин много копирует с рисунков И. И. Шишкина и О. А. Лагоды - Шишкиной. Появляется характерный для художника мотив - природа и человек. Задачи рисунков с натуры и живописных этюдов у художника неразделимы: углубленное и увлеченное изучение родной природы. В этом он был убежденный последователь традиции искусства И. И. Шишкина.

«В марте 1898 года Шишкин умирает на руках своего ученика. Первый год после смерти учителя он провел на Алтае. В марте 1899 года он снова приезжает в Петербург и подает в Совет профессоров - руководителей мастерских - прошение о зачислении его в мастерскую профессора А.А. Киселева. Совет постановил выдать ему бесплатный билет на право посещения занятий. А.А. Киселев, новый профессор Гуркина, не мог оказать на него какого - нибудь существенного влияния» [23, c. 51].

В 1905 году он возвращается на Алтай, и с этих пор вся его жизнь и творчество связаны с родными местами.

В 1908 году в г. Томске открывается художественная выставка. Ведущим в творчестве Гуркина становится пейзаж. Это были годы творческого подъема в его жизни. Почти каждый год открываются выставки в городах Сибири. Зимой 1910 г. выставка в Томске, затем в Красноярске, Иркутске, Бийске, Барнауле, опять в Томске.

Расцвет мастерства художника связан с поисками обобщенного образа природы Родины. Г.И. Гуркин открыл в искусстве тему могучего горного пейзажа. Неразделим с горами у Гуркина образ кедра. Вечнозеленый, стройный возвышается он среди гор. Образ в известной степени автобиографичен.

Гуркин был избран членом Томского общества любителей художеств. В эти годы он много путешествует, собирает этнографический материал, принимает участие в сборе и издании народного эпоса.

К концу 1920 - х гг. им были выполнены эскизы ряда жанровых работ. Не прошел художник и мимо темы, волнующей многих, - это образ В.И. Ленина. В работах 1920 - х гг. заметно меняется техника письма Гуркина: мазок становится более дробным, цвет наносится раскладкой. От лессировок он теперь уже отказывается. Пространство в них не замкнуто, а почти всегда открыто далеко в глубину. Средний и дальний планы написаны широко, обобщенно.

«Нельзя не отметить педагогической деятельности Гуркина. В 1932 году в г. Ойрот - Туре (ныне г. Горно - Алтайск) под его руководством была организована художественная школа» [15, c. 95].

Андрей Осипович Никулин [Ил. 2] стал одним из первых живописцев, принесших в Сибирь веяния пленэрной живописи.

В 12 лет осуществилась мечта Никулина. Он поступил учиться рисованию к иконописцу, как и Гуркин, в г. Кургане. Год спустя семья Никулиных переехала в Барнаул. По настоянию представителей местной интеллигенции отец отдает Андрея Никулина учиться в Барнаульское окружное горное училище, где преподавалось рисование. Вскоре Никулин стал одним из первых учеников в училище и с группой товарищей работал с натуры под наблюдением художника М.С. Волышского.

Когда Андрей Никулин перешел на старший курс, его, как одного из одаренных учеников, пригласили писать декорации в Народном доме - первом общественном театре Барнаула.

При помощи Барнаульского общества попечения о начальном образовании Никулин блестяще выдержав экзамен, в 1897 году попадает в Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге. Известно, что в училище Штиглица он был одним из первых учеников, почти каждый год участвовал в конкурсных выставках и получал премии. В основном работы выполнены карандашом - это учебные постановки, свидетельствующие о серьезном штудировании натуры. Начинающий художник неплохо чувствует пластику человеческой фигуры, внимательно изучает ее анатомическое строение.

Во время учебы в Петербурге произошло знакомство Никулина с Г. И. Гуриным [Ил. 3], А.В. Анохиным, Г.Н. Потаниным [Ил. 4].

В 1903 году Никулин с отличием заканчивает училище. Вскоре его, как лучшего ученика, направляют в заграничную командировку. Там он знакомится с европейским искусством и продолжает учебу в парижской академии «Жюлиан». С 1904 - 1905 гг. Никулин учился в академии. Время сохранило нам несколько живописных вещей этого периода. В основном это итальянские пейзажи, этюды Парижа. Живописные этюды начинающего художника говорят о возросшей профессиональной культуре, привлекают свежестью цвета пленэрной живописи. По возвращении из - за границы Андрей Осипович приезжает в Барнаул. По семейным обстоятельствам художнику пришлось оставить Барнаул и переехать в Саратов, где ему было предложено место преподавателя в рисовальном училище. Период жизни в Саратове охватывает 1906 - 1917 годы.

Летом 1908 года состоялась первая персональная выставка работ Никулина. После персональных выставок имя Никулина становится известным сибирской публике. Весну и лето, как правило, он проводит на Алтае, один или с группой художников выезжая в горы. Так Алтай стал ведущей темой в его творчестве, как и в творчестве Гуркина.

Никулин в Боголюбовском рисовальном училище Саратова преподавал рисунок в головном гипсовом классе, а также декоративную живопись и композицию.

В Саратове, кроме этюдов и пейзажей окрестностей города, он создает несколько жанровых композиций.

Уже по работам саратовского цикла можно судить о том, что истинным призванием Никулина был пейзаж, как и призванием Гуркина.

Важную роль в творчестве Никулина барнаульского периода сыграли Горный Алтай и Барнаул. В барнаульский период он работал и в жанре портрета.

Основное направление искусства Никулина лежало в области пейзажной живописи. Художник шел от натурных этюдов к постижению особенностей пластики и структуры горных рельефов, к специфике видения пространства страны «голубых гор». В последующих работах Никулин все глубже проникает в образ, появляется панорамность композиции, усиливается обобщенность (1910 - е годы).

Никулин с восторгом принял Великую Октябрьскую социалистическую революцию (1917год). В 1924 году художник переезжает в Москву, где начинает работать на кинофабрике «Совкино» (впоследствии «Мосфильм»). В период работы на «Мосфильме» Никулиным была организована живописная мастерская, которая по своим масштабам, быстроте выполнения работ и мастерству была первой в нашей стране.

Много сил отдает Никулин, как и Гуркин, педагогической деятельности, щедро делясь своими знаниями и душевным теплом с молодежью.

Гуркин и Никулин являются первыми художниками на Алтае, они внесли большой вклад в развитие искусства Горного Алтая и Сибири того времени. Их творчество уникально, самобытно, многообразно и не прошло бесследно. Через все творчество Гуркина проходит тема горного озера, а через творчество Никулина - тема Горного Алтая.

«Главная историческая заслуга Гуркина перед русской пейзажной живописью состоит в том, что он принес в нее, открыл для нее целую, еще дотоле неведомую и непоказанную область - пейзаж Сибири»[23, c. 7]. Никулин принес на Алтай и в Сибирь традиции пленэрной живописи.

Гркин, как и Никулин, продолжает традиции реалистического пейзажа, которые в те годы почти ушли в прошлое.

картина пейзажная живопись творчество

Глава 2. Стилистические анализы картин Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже» и А.О. Никулина «Голубой Алтай»

В этой главе мы рассмотрим подробные анализы картин «Озеро в Лаже» и «Голубой Алтай» для последующего их сравнения.

2.1 Анализ картины Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже»

Картина «Озеро в Лаже» [Ил. 5] была предпосылкой к написанию более известной картины Г. И. Гуркина. «К известной и широко почитаемой в Сибири картине «Озеро горных духов» Гуркин шел через длинный ряд работ. Один из первых по времени создания в этом рядом - пейзаж «Озеро в Лаже» (1907 г.) с ясной умиротворенностью (один из вариантов «Озеро в Лаже» находится в Алтайском Государственном Художественном Музее (Барнаул))»[16, c.66].

Данные взяты из фонда Государственного Художественного Музея Алтайского Края (ГХМАК), так как эта картина мало изучена. Ее данные не печатались ни в одном каталоге. Она написана на холсте маслом; инвентарный номер ж - 806; ее размеры 36х47см. Картина «Озеро в Лаже» 1909 года поступила из Ленинграда от Каралькина Петра Ивановича (из его частной коллекции) в 1979 году.

Данная картина относится к жанру пейзажа реалистического направления, к пейзажу чистой природы, так как здесь не присутствует никаких признаков цивилизации.

Мнения о композиционном центре картины «Озеро в Лаже» расходятся. Некоторые говорят, что им является снег вдоль береговой линии; другие, что композиционным центром является группа небольших елей на дальнем плане, расположенная ближе к правой стороне; третьи, что им является момент перехода озера в берег, их соприкосновение, чтобы подчеркнуть голубизну озера и зелень травы. Но мне кажется, что на самом деле композиционным центром является линия границы света и тени, которая разделяет картину на две части. Гуркин выделил это композиционным центром, так как он любил изображать на картинах времена суток, года, погоды - вообще все явления природы. В данной картине он объединяет два настроения погоды: солнечный день и в то же время пасмурный, чтобы подчеркнуть этим многоликость природы. Также линия вызывает ассоциации разделения всего в мире на две противоположные вещи, например день и ночь, черное и белое, добро и зло, этот ряд можно продолжать до бесконечности, так Гуркин разделил свою картину линией, на солнечную и пасмурную.

Сюжетно - композиционным центром является само озеро, которому посвящена рассматриваемая нами картина. Композиция является ассиметричной, все элементы расположены последовательно, с постепенным нарастанием. В картине присутствует движение, чему свидетельствуют чуть - чуть наклоненные вправо кедры, направление льдин вдоль линии берега. Пространство картины замкнутое, так как линия горизонта отсутствует; она закрывается горами и очень темными, непроглядными облаками, но, несмотря на пасмурность погоды, само озеро и небольшой островок земли с цветами на первом плане придают картине яркость и жизнерадостность, что при взгляде на них настроение невольно проясняется. В построении композиции соблюдены ее правила, законы и приемы, так, например закон типизации. Г.И. Гуркин передал через частный мотив типичные черты Алтайской природы. В картине присутствует движение, так как организация зрительного впечатления строится на мысленном проникновении в иллюзорную глубину пейзажа. Новизна заключается в том, что Гуркин обращается к теме горного пейзажа. Здесь также есть присутствие таких средств выразительности, как контраст цвета и контраст форм. Цветовой контраст делит картинную плоскость сверху вниз на две части, о чем более подробно упоминалось выше. Контраст форм можно увидеть в изображении елей в левой части и группы деревьев в правой части. Слева - кедры мощные, крепкие, не один век простояли; в правой части их всего три, они растут обособленно, очень молодые и неокрепшие - здесь художник использует принцип преобладания одного над другим.

Колорит в картине «Озеро в Лаже» холодный, здесь очевидно преобладание зеленого цвета, который варьирует от светло - зеленого до темно - зеленого, приближающегося к черному. Композиция картины в цветовом понимании многоцветная, здесь используются такие цвета, как зеленый, голубой, белый, серый, черный, дымчатый и другие цвета холодной гаммы. «…Особенно хорошее впечатление у зрителей оставила небольшая картина «Озеро в Лаже», яркие краски которой и переливающиеся тона так захватывали посетителей, что они подолгу застаивались перед этой картиной с улыбкой на устах»[23, c. 34]. Комбинация цветов негармоничная и неуравновешенная, так как в левой части картины цвета более темные, а в правой - более светлые цвета. Освещение идет из глубины картины, что можно заметить по тени от кедров в левой части. Освещается правая часть картины, где краски более светлые, насыщенные и яркие. Время суток определить сложно, так как из - за туч трудно определить положение солнца, но это определенно не ночь. Интенсивными цветами являются цвета в левой части картины, так как этот участок лучше освещен, а, следовательно, более яркий. Здесь присутствует контраст по насыщенности, потому что в картине есть много оттенков зеленого цвета, которые контрастируют между собой. Холодный колорит в картине смягчается за счет красного и желтого цветов. Тип колорита полихромный, присутствуют различные цвета; вид колорита абсолютный, потому что здесь цвета соответствуют изображаемым предметам. Картина носит живописный характер.

Картина написана на мелко - зернистом холсте маслом. Загрунтованность определить невозможно, да и Гуркин всегда наносил очень мало слоев. «Гуркин писал обычно очень легко, не загружая холста лишними наслоениями, употребляя чистые, прозрачные, жидко разбавленные краски, сквозь которые просвечивает фактура письма»[23, c. 38]. Такая характеристика техники письма подходит и нашей картине, поэтому слои на этой картине определить точно нельзя. Но очевидно, что Г. И. Гуркин использовал лессировки, это не исключение и для нашей картины. Благодаря лессировке поверхность озера кажется гладкой и прозрачной как зеркало. Гуркин использовал лессировки в ранний период творчества и в более поздний, а отошел от них лишь после того, как обратился к темам гражданской войны, централизации и урбанизации городов.

Мазок здесь сплавленный или, как его еще называют, скрытый. Картина кажется идеально гладкой, как - будто ее не написали, а это большая фотография и все благодаря сплавленному мазку. Такой характер мазка преобладал в работах Гуркина.

В этой картине силуэты четко прорисованы. Пейзаж «Озеро в Лаже» делится на три плана. На первом плане, в левой стороне, нарисован небольшой островок земли с цветущими яркими (в теплых тонах) цветами и далее с крупными и мелкими камнями. Этот островок покрыт яркой и сочной травой. Данный участок берега озера как - бы предусматривает стоящего на нем человека, смотрящего на окружающий пейзаж. На втором плане в центре располагается само озеро. Оно изображено как - бы сразу в нескольких условиях погоды, с одной стороны темное и непривлекательное в пасмурную погоду, с другой - голубое, переливающееся на солнце. В правой части озера уже лето в полных правах, а в левой - по краю берега еще остался несошедший лед со снегом, который резко выделяется на фоне темного озера.

На третьем плане изображены величественные и могущественные кедры, на скалистом берегу, и уходящие вдаль величественные и непревзойденные по красоте горы, далее горы изображены размыто как в тумане. Небо пасмурное все затянуло хмурыми и серыми облаками (предвестник приближающейся грозы), но природа вокруг еще спокойна и нет признаков надвигающегося. Однако макушка самого кедра срезана верхней рамой, что подчеркивает величественность и мощь алтайской природы.

Только для Гуркина характерно присутствие во всех произведениях образа кедра, как и горы явились впервые на полотнах этого художника. «Неразделим с горами у Г. И. Гуркина образ кедра. Вечнозеленый, стройный возвышается он среди гор. Этот образ в известной степени автобиографичен…»[12, c. 3]. Еще один факт: через все творчество художника проходит тема горного озера.

Г.И. Гуркин не был приверженцем ни одной из группировок к. 19 - н. 20 веков. Художник был учеником И. И. Шишкина, сторонника реалистического пейзажа, что отразилось на творчестве и что также нашло отражение в нашей картине. Г. И. Гуркин был вольнослушателем в Академии Художеств, но не получил диплома об окончании, но академические приемы и навыки отразились на дальнейшем творчестве художника.

Картина «Озеро в Лаже» не занимает особо значительного места в творчестве художника. Но она явилась предпосылкой к созданию великолепнейшей и признанной одной из лучших картин «Озеро горных духов». Значит она все - таки занимает важное, хоть и не главное, место в творчестве Г.И. Гуркина. О неизвестности также говорит и то, что подробный анализ данной картины не публиковался.

2.2 Анализ картины А.О. Никулина «Голубой Алтай»

a. Картина «Голубой Алтай» [Ил. 6] является шедевром среди других произведений Никулина.

Данные о нашей картине взяты из каталога ГХМАК за 2002 год. Она написана на холсте маслом; инвентарный номер ж - 503; ее размеры 87х109 см. картина Никулина «Голубой Алтай» поступила из Алтайского краеведческого музея в 1967 году.

Данное произведение относится к жанру пейзажа реалистического направления, к пейзажу чистой природы, потому что здесь не присутствует никаких признаков цивилизации.

Композиционным центром, по моему мнению, является горный ручей в

центре картины, бегущий по горной долине. Здесь композиционный центр совпадает с геометрическим по закону композиции. Сюжетно - композиционным центром является собирательный образ горного Алтая с его горами, долинами, горными речками и зеленой порослью. Сюжетно - композиционный центр соответствует названию рассматриваемой нами картины «Голубой Алтай». Композиция является симметричной, все элементы картины уравновешены с двух сторон изображением гор, с левой стороны горы изображены на первом плане, а с правой стороны они изображены на втором плане. В картине присутствует движение, о чем свидетельствует бегущий горный ручеек и летящие по небу вздыбленные облака. Пространство картины не замкнутое, а открытое, так как на втором плане изображена просторная долина, а на третьем плане изображено небо светлое и голубое, что придает картине открытость. А также ближе к левой части картины видна небольшая линия горизонта. В построении композиции соблюдены правила, законы и приемы. Как уже было сказано выше, здесь использовался закон совмещения композиционного и геометрического центров - равновесие. Никулин, также как и Гуркин, использовал закон типизации, он передал на своей картине собирательный образ Горного Алтая. В картине присутствует движение, потому что организация зрительного впечатления строится на мысленном проникновении в иллюзорную глубину пейзажа. Новизна состоит в том, что Никулин, как и Гуркин, обращается к теме горного пейзажа. Размер картины играет в восприятии не маловажную роль, у нас большая по размерам картина соответствует выбранной теме изображения и подчеркивает ее значимость. Контраст по насыщенности делит картину на две части по диагонали. В левой части картины цвета более яркие и насыщенные, а в правой части они более бледные и приглушенные.

Композиция картины «Голубой Алтай» в цветовом понимании многоцветная, здесь используются такие цвета, как голубой, зеленый, белый, коричневый, красный, серый, оранжевый и другие оттенки этих цветов. «Изысканна феерия красок - от пурпурных, ярко - фиолетовых к тающим голубым, сиреневым и нежно - розовым. Темпераментный мазок, сочность колорита, особая жизнерадостность»[16, c. 106]. Комбинация цветов гармоничная, уравновешенная, так как темные цвета используются в нижней части картины, а светлые цвета - в верхней части. Освещение идет от зрителя в глубину картины, потому что первый план хорошо освещен и силуэты четко видны, а на дальних планах свет плохо рассеивается и силуэты нечеткие и слегка размыты. По освещению можно предположить, что на картине изображен полдень или первая половина дня. Интенсивными цветами являются цвета на первом плане картины, этот участок лучше освещен, поэтому он более яркий. Здесь используется контраст по насыщенности, на первом плане цвета более яркие и насыщенные, а на дальних планах цвета бледные и приглушенные, о чем мы уже говорили выше. Колорит в произведении смешанный, здесь в равной степени используются и цвета холодной гаммы, и цвета теплых оттенков. Тип колорита полихромный, присутствуют различные цвета; вид колорита тональный, так как на некоторых участках картины цвет более насыщен, а на некоторых - более приглушен. Картина носит живописный характер.

Картина написана на мелко - зернистом холсте маслом. Загрунтованность определить сложно, так как рама картины плотно подогнана. Но по картине видно, что все - таки какой - то грунт нанесен на поверхность это заметно по толстому слою на холсте. Никулин, в отличие от Гуркина, не использовал лессировки.

Мазок в картине «Голубой Алтай» дробный и мелкий, таким мазком писали импрессионисты, что Никулин и перенял от них. «Полотна Никулина своеобразны, хотя и несколько противоречивы сочетанием широкой пейзажной панорамы с манерой письма дробными, длинными мазками и мазочками, передающими хрупкость ветвей, зыбкость воздуха и как бы стирающими различия пространственных планов»[16, c. 97].

В картине силуэты четко прорисованы на первом плане, а на дальних планах они нарисованы более неясно и слегка размыто. Пейзаж «Голубой Алтай» можно разделить на три плана.

На первом плане картины «Голубой Алтай» расположен небольшой участок горы, с нарастанием по диагонали к левой части картины. «Дробность, некоторая орнаментальность рисунка первого плана создают особую ажурность, узорчатость живописи Никулина»[16, c. 98]. Гора изображена так, как - будто на ней предусмотрено место для случайного зрителя, который мысленно может перенести себя на этот участок и наблюдать с высоты птичьего полета за долиной. По горе, как - бы к ногам зрителя, бежит веселый ручеек, который пенится и кажется, как - будто это полоски снега. «Прозрачная вода хрустально чистого горного ручья на первом плане, большой массив валуна написаны почти в упор»[14, c. 23 - 24]. Здесь используются более яркие и насыщенные цвета: сочный зеленый, коричневый, красный, голубой, белый, оранжевый и другие цвета.

На втором плане изображается горная долина, в центре которой протекает горный ручей. Долина перемежается изображением зеленой поросли и изображением небольших скалистых выступов. За счет чередования зелени и скалистых выступов долина похожа на море, которое покрыто волнами. На этом плане используются более приглушенные цвета такие, как бледно - зеленый, бледно - голубой, светло - коричневый, а ближе к третьему плану эти цвета приближаются к белому и серому.

На третьем плане изображены горы, которые сменяют долину, и небо с бегущими по нему облаками. По горам, как и на первом плане, бежит ручеек, который больше похож на снежные полоски. Ручей изображенный на всех трех планах как - бы связывает их воедино и объединяет. Горы здесь представлены почти как силуэт бледными и сильно приглушенными цветами, которые ограничиваются белым, серым, светло - розовым, светло - голубым и другими цветами. Небо изображено в двух основных цветах, белом и голубом, с различными их оттенками. Оно изображается не спокойным и безветренным, а в движении и экспрессии, что выражается в бегущих по небу облаках.

Все пейзажи Никулина написаны такой необычной для панорамных изображений техникой, техникой импрессионистов, их манерой письма дробными мазками и яркой, разнообразной красочной палитрой. Он учился в академии «Жюлиан» в Париже, где пользовались техникой письма импрессионистов, что и отразилось на его творчестве. Никулин был сторонником реалистического пейзажа, как и Гуркин.

Картина «Голубой Алтай» занимает значительное место в творчестве художника и является самой лучшей картиной Никулина, верхом его творческой деятельности. Данная картина известна всем людям, интересующимся искусством Сибири. Картина «Голубой Алтай» подробно рассматривалась искусствоведами и ей посвящены отдельные статьи и небольшие книги.

Заключение

Теперь после стилистического анализа интересующих нас картин мы можем обратиться непосредственно к цели нашей курсовой работы, к сравнительному анализу картин «Озеро в Лаже» и «Голубой Алтай».

И Гуркин, и Никулин обращаются к теме изображения гор, а точнее Горного Алтая, но каждый из них представлял себе образ Горного Алтая по разному. Оба художника обращались к пейзажу реалистического направления.

Гуркин в своей картине «Озеро в Лаже» изображает озеро в горах, окруженное кедрами, любимыми деревьями художника. Никулин избражает на своей картине «Голубой Алтай» горы с горной долиной и с небольшим хрустально чистым горным ручейком. В картине Гуркина композиционным центром является граница света и тени на озере, а в картине Никулина композиционным центром является горный ручей, бегущий по долине в центре картины. Сюжетно - композиционным центром картины «Озеро в Лаже» является само озеро на втором плане, а в картине «Голубой Алтай» - собирательный образ Горного Алтая. И Гуркин, и Никулин в построении композиции пользовались законами композиции.

Колорит в картинах различается, но не кардинально. В картине Гуркина преобладает холодный колорит, но он использует и цвета теплого колорита. В картине Никулина колорит смешанный, здесь используются цвета разных гамм в равной степени. В картине «Озеро в Лаже» преобладает зеленый цвет с различными его оттенками и в картине «Голубой Алтай» также преобладает зеленый цвет с различной цветовой насыщенностью. В обеих картинах используется контраст по насыщенности, контраст зеленого цвета в картине «Озеро в Лаже», контраст всех используемых цветов в Катине «Голубой Алтай». Обе картины носят живописный характер.

И картина «Озеро в Лаже», и «Голубой Алтай» написаны на мелко - зернистом холсте маслом. У Гуркина нанесено очень мало слоев, возможно грунта даже нет. У Никулина количество грунтов определить точно нельзя, но несомненно грунт на картине есть. В картине «Озеро в Лаже» используются лессировки, а в картине «Голубой Алтай» они не используются.

Гуркин писал сплавленным мазком, который идеально сглаживает поверхность и она кажется идеально ровной, как на фотографии. Никулин же писал дробным мазком, каким писали импрессионисты, благодаря такому мазку поверхность картины кажется вибрирующей и объемной.

Рисунок в обеих картинах можно разделить на три плана. И в картине «Озеро в Лаже», и в картине «Голубой Алтай» на первом плане художниками предусмотрен участок для зрителя, куда можно мысленно переместиться и любоваться пейзажем. На втором плане в картинах присутствуют изображения воды. В картине Гуркина это горное озеро, а в картине Никулина это горный ручей. На третьем плане в картине «Озеро в Лаже» изображены горы и пасмурное небо, затянутое тучами; в картине «Голубой Алтай» изображены горы и ясное небо с бегущими облаками.

Обе картины в разной степени занимают значительное место в творчествах художников. Картина «Озеро в Лаже» явилась предпосылкой к написанию известной картины Гуркина «Озеро горных духов». Картина «Голубой Алтай» является шедевром творчества Никулина.

Список источников и литературы

Источники:

1. Картина Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже».

2. Картина А.О. Никулина «Голубой Алтай».

3. Данные из фонда Государственного Художественного Музея Алтайского Края (сведения каталожной карточки).

4. Дневник и воспоминания Василия Гуркина «Г.И. Гуркин», 1995., Б., 28 с.

Литература:

5. Алпатов М.В. «Из истории русского пейзажа» // Немеркнущее наследие, 1990., с. 257 - 261.

6. Бенуа А. «История русской живописи в к. 19 века» // Смена, 1994., №10, с. 14 - 49.

7. Галкина И.К. «Григорий Иванович Гуркин», 1990., Барнаул, 10 с.

8. Кашук Л. «Романтические традиции в русском пейзаже 19 - 20 веков» // Искусство, №5, 1984., с. 50 - 58.

9. «Никулин А.О.»// Гордость Барнаула, 1980, с. 142 - 145.

10. Образцов Г.А. «Гуркин Г.И.», 1958., Горно - Алтайск, 47 с.

11. Популярная художественная энциклопедия, книга 2, 1986., с. 106 - 110.

12. Рисунки Григория Ивановича Гуркина в собрании АМИИ, Барнаул, 1984.

13. Сарабьянов Дмитрий «Три первых десятилетия» // Огонек, №9, 1988., с. 8, 25.

14. Снитко Л.И. «А.О. Никулин», 1969, Барнаул, 60с.

15. Снитко Л.И. «Певец Горного Алтая» // журнал «Алтай», №4, 1964., с. 92 - 98.

16. Снитко Л.И. «Первые художники Алтая», 1983., Ленинград, с. 48- 91, с. 91 - 117.

17. Степанская Т.М. «Никулин А.О.»// Энциклопедия «Барнаул», 2000, Барнаул, с. 204.

18. Степанская Т.М. «Первая художественная выставка в Барнауле»// «Служили отечеству на Алтае», 1998, Барнаул, с. 97 - 101.

19. Степанская Т.М. «Гуркин Г.И. - живописец, график, общественный деятель» // Энциклопедия Алтайского Края, Том 2, 1996., Барнаул, с. 116 - 117.

20. Стрельцов С.«Г.И. Гуркин», 1966, Ленинград, 69 с.

21. Топоров А.М. «Для других»// «Воспоминания», 1970, Барнаул, с. 49 - 51.

22. Эдоков В.И. «Гуркин Г.И.», 1967., Барнаул, 120 с.

23. Эдоков В.И. «Мастер из Аноса», 1984, Барнаул, 71с.

Список иллюстраций

1 Портрет Г.И. Гуркина в мастерской // опубл. в кн. Стрельцова С. «Г.И. Гуркин», 1966, Барнаул, с. 1.

2 Портрет А.О. Никулина // опубл. в каталоге ГХМАК, 2002, М., с. 78.

3 Портрет Г.И. Гуркина и А.О. Никулина // опубл. в каталоге ГХМАК, 2002, М., с. 79.

3 Портрет А.О. Никулина, Г.Н. Потанина, Г.И. Гуркина. С. - Петербург. 1899год. // опубл. в кн. Эдокова В.И. «Мастер из Аноса», 1984, Барнаул, с. 14.

4 Картина «Озеро в Лаже» // фото автора 2004 год.

5 Картина «Голубой Алтай» // опубл. в каталоге ГХМАК, 2002, М., с. 60.

Приложение 1

Основные даты жизни Г.И. Гуркина

Январь 1870 года родился в селе Улала, ныне г. Горно - Алтайск. По преданию основателем села был телеут Гуркэ (Григорий) Тыдык.

1878 - 1883 Учится в школе Алтайской духовной миссии по классу иконнописания.

1883 - 1890 Работает в школах сел Улалы и Паспаул. Учится в иконописной мастерской. Рисует и пишет маслом с натуры.

1890 - 1894 Учится в иконописной мастерской Бийска. Пишет иконы.

1894 - 1896 Работает в Бийске у подрядчика Борзенкова по постройке иконостасов.

1896 Знакомится с А.В. Анохиным, учеником Петербургской певческой капеллы, и по его совету едет учиться в Академию художеств в Петербурге.

1897 - 1898 Учится у И.И. Шишкина, посещает его мастерскую.

1899 - 1904 Вольнослушатель Академии художеств по классу профессора А.А. Киселева. Работает в основном самостоятельно на Алтае, изредка в зимние месяцы приезжает в Петербург.

1903 Участвует на 31 - ой выставке Товарищества передвижников и 1 - ой передвижной выставке картин петербургских художников в Томске. В журнале «Нива» публикуются рисунки художника. Начинает строительство усадьбы в селе Анос на Алтае.

2 ноября 1904 Совет профессоров Академии художеств разрешает Гуркину представить картину на соискание звания художника. Революционные события 1905 года меняют намерения художника, в Академию художник больше не вернулся.

1902 - 1906 Совершает поездки по Горному Алтаю.

Декабрь 1907 - сентябрь 1908 в Томске экспонируется персональная выставка «Природа и жизнь Алтая».

Весна 1910 - 1911 в Томске, Иркутске, Барнауле и Красноярске проходят персональные выставки художника.

Июль 1917 Избирается председателем Алтайской горной думы.

Февраль 1918 Избирается председателем Каракорум - Алтайской окружной управы

Декабрь 1918 - апрель 1919 Арестован. Содержался в тюрьме г.Бийска по обвинению в сепаратизме и измене Родине. Освобожден под залог в связи с отсутствием «практических» действий.

Осень 1919 Уезжает в Монголию.

Осень 1920 с партизанским отрядом С. Кочетова перебирается в Туву.

1921 - 1925 После провозглашения Тана - Тувинской народной республики работает по заказам правительства: пишет портреты, пейзажи, рисует сцены народной жизни.

Осень 1925 Возвращается на Алтай. Устраивает в редакции газеты «Советская Сибирь» в Новосибирске персональную выставку.

1926 Совершает путешествие к горе Белуха. В Москве экспонируются две выставки художника.

1934 Находится под следствием по обвинению в националистической деятельности. Оправдан.

Июнь 1937 Вновь арестован. Обвинен по статье 58. п. 4 - 11 УК РСФСР.

11 октября 1937 Расстрелян.

Март 1956 Постановлением Алтайского краевого суда с Г.И. Гуркина сняты все обвинения, он был полностью реабилитирован.

Приложение 2. Основные даты жизни А.О. Никулина

18 августа 1878 Родился в селе Камышловском Давыдовской волости, Курганского уезда, Тобольской губернии.

1892 Семья художника переезжает на Алтай, в Барнаул. Учится в окружном реальном художественном училище, в котором велось преподавание рисунка.

1898 Едет в Петербург, где поступает в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица на театрально - декоративное отделе6ние.

1903 С отличием заканчивает полный курс училища. Командирует за границу в качестве пенсионера для дальнейшего совершенствования.

1904 - 1906 Совершает путешествие по Швейцарии, Италии, Франции. Поступает в частную академию Р. Жюльена в Париже.

1906 Возвращается в Барнаул.

Лето 1906 - 1907 По приглашению Боголюбовского рисовального училища уезжает в Саратов, становится преподавателем рисования и живописи.

1908 В Барнауле состоялась персональная выставка художника. Газета «Сибирская жизнь» от 8 июля 1908 года опубликовала статью о большом успехе выставки.

Конец 1908 - декабрь 1909 В Саратове в залах Радищевского музея состоялась персональная выставка художника.

1910 -е Оформляет саратовский журнал «Многоугольник» и другие саратовские издания, в которых публикуются сочинения самого художника. Создает свои лучшие пейзажи: «Голубой Алтай», «Кедровый лес», «Река Кумир. Бучило», «Арасанский водопад», «Алтай. Гроза на озере» и другие.

1913 Принимает участие в Международной выставке в Мюнхене.

1918 - 1923 Работает в Барнауле: состоит членом Алтайского художественного общества, преподает в художественных студиях, оформляет город к революционным праздникам, участвует в выставках.

1923 Работает в Новосибирске.

1924 - 1945 Переезжает в Москву. Работает на фабрике «Совкино» (в

дальнейшем «Мосфильм») художником - фоновиком.

1944 Художнику присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

13 сентября 1945 Скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Приложение 3. Воспоминания Топорова А.М. о А.О. Никулине в детстве

«Андрюша Никулин поздно окончил начальную школу, и Данилов задумал отдать его в художественное училище. Для этого он организовал подписной лист, сам первым внес порядочный по тому времени куш - 150 рублей, чтобы сыграть на самолюбии толстосумых меценатов. Набралась солидная сумма. Андрюша Никулин благополучно закончил среднее и высшее художественное образование.

В молодости Андрей Осипович был красавцем. Высокий, стройный, с пышными, до плеч спадавшими волосами. Но почему - то всю жизнь художник оставался холостяком. И хотя зарабатывал он немало, но жил плохо.

В 1924 году я последний раз встретился с Андреем Осиповичем, приехавшим в Барнаул навестить родных и друзей. Тогда он работал в одной из московских художественных мастерских.

Художник не любил говорить о своем творчестве».

Словарь терминов

Гармония - единство в многообразии; цветовая гармония - приятное для глаз сочетание цветов.

Валер - тонкая разновидность цветового пятна, с его помощью разрабатывается один цветовой тон.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую - либо поверхность.

Импрессионизм - направление в живописи второй половины 19 - начала 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности и изменчивости.

Интенсивность - зависит как от насыщенности, так и от светлоты.

Колорит - сочетание цветовых тонов в произведениях изобразительного искусства.

Кубизм - направление в искусстве 20 века. Изображение состояло из геометрических фигур (кубы, конусы, полусферы, цилиндры).

Лессировка - тонкий слой прозрачный краски, который наносится на плотный слой живописи для усиления или ослабления цветового тона. Заключительный этап работы над картиной.

Мазок - в живописи техническое средство исполнения, след кисти на поверхности красочного слоя. Характер мазка зависит от свойств изображаемого, от поставленной задачи и от индивидуальных особенностей таланта художника, его технических приемов, «почерка» мазка. Мазок может быть скрытым (при гладком письме) и четко выраженным, энергичным, обнаруживающим темперамент художника.

Мольберт («полка для живописи») - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте укрепляются подрамник с холстом, картон, доска.

Насыщенность - активность цветового компонента в красочном пятне; рассматривается насыщенность как объективное качество красочного пятна.

Панорама - 1) вид пейзажа; 2) живописная картина, охватывающая весь круг горизонта и совмещающая с объемными макетами переднего «предметного» плана; располагается в круглом зале с центральной обзорной площадкой; вид местности, открывающийся с высоко расположенной площади.

Пленэр («открытый воздух») - передача в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных природных условиях, т. е. под открытым небом, под воздействием солнечного света и воздуха.

Реализм - объективное отображение действительности, правда жизни, воплощенная специфическими средствами различных стилей и видов искусства.

Светотень - распространяется по поверхности предмета, служит основным средством объемно - пространственной моделировки форм.

Станковая живопись - живопись, которая создается на мольберте и играет самостоятельную роль.

Сюрреализм - направление в искусстве 20 века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания, а его методом - разрыв логических связей, замененных субъективных ассоциациями.

Теплые и холодные цвета - цвета, расположенные в теплой (красный,

желтый, оранжевый) и холодной (синий, фиолетовый, зеленый) частях спектра.

Фактура («обработка») - характер поверхности произведения изобразительного искусства, ее обработки; рельеф красочного слоя.

Фовизм («дикий») - течение во Французской живописи н. 20 века, для которого характерно предельно интересное звучание открытых цветов, сопоставление контрастных окрашенных плоскостей, заключенных в обобщенный контур.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru