Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Собор Василия Блаженного как архитектурный и исторический памятник

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Собор Василия Блаженного как архитектурный и исторический памятник

Содержание

Введение

1. История возведения собора Василия Блаженного

1.1 Собор Василия Блаженного как памятник в честь взятия столицы Казанского ханства

1.2 Замысел собора Василия блаженного как апокалиптическая символика Небесного Иерусалима

2. Уникальность архитектуры собора Василия Блаженного

2.1 Мемориальный характер собора и воплощение его в архитектуре

2.2 Оригинальность экспозиции собора Василия Блаженного

3. Отношение собора Василия Блаженного к мечети, ценности и спасения храма

3.1 Факты, относящие собор Василия Блаженного к мечети

3.2 Сокровища собора Василия Блаженного и его чудесные спасения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Существует много легенд о Покровском соборе. Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани Гостева С.С. Художественные памятники Древней Руси как отражение ее истории и традиций. Т.: Тверь, 2004. С.114.. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

Актуальность темы курсовой работы является несомненной, так как русская культура, ее национальные памятники и достопримечательности всегда вызывали у людей восхищение и по сей день остаются воплощением уникальности русского народа.

Задачами данной курсовой работы является рассмотреть историю возведения собора Василия Блаженного, оригинальность и уникальность архитектуры собора, его культурные ценности как памятника.

Целью курсовой работы является показать значимость собора Василия Блаженного в истории Кремля.

1. История возведения собора Василия Блаженного

1.1 Собор Василия Блаженного как памятник в честь взятия столицы Казанского ханства

Первоначально на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо - пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись русские войска во главе с Иваном Грозным. Понятно, что столь знаменательное событие требовало увековечения. Так родилась мысль соорудить памятное здание, способное отразить всеобщее ликование по поводу одержанной победы. В 1553 году на Красной площади столицы был поставлен деревянный храм во имя Покрова «с приделы», то есть во имя того праздника, когда победоносно завершился решающий штурм вражеской твердыни. Но уже через два года началось сооружение каменного собора Покрова, 'что на рву' (собор был поставлен недалеко от рва, проходившего перед кремлевскими стенами), прозванного позднее Василием Блаженным, по имени погребенного у его стен юродивого. Его авторами были два русских мастера - Барма и Посник Кузнецов Д.В., Антонов Л.В. Исторические памятники России и история их возникновения. М.: Юнити, 2005. С.82..

Им было предложено возвести памятник из восьми церквей, в честь тех святых, на дни празднования которых приходились основные события Казанского похода. Но разместить семь приделов вокруг центрального храма не представлялось возможным, не нарушая законов элементарной симметрии. Мастера, однако, преодолели эти затруднения, так как им ' разум даровался ... в размерении основания', - они предложили воздвигнуть не семь, а восемь приделов. Эти передаваемые летописью подробности говорят о победе рационалистических, художественных требований над церковно-догматическими.

Мастера с большим знанием дела выбрали место для собора на Красной площади, рядом с главным въездом в Кремль. 'Куст' его причудливых глав, объединенных центральным шатром, не только напоминал многоглавую группу кремлевских соборов, но, перекликаясь с ней, царил над территорией Китай-города, окруженного каменными стенами. Василий Блаженный сделался как бы новым центром столицы, поскольку он стоял на ее главнейшей, народной, площади, был всегда на виду, непрестанно напоминая о великой победе.

Каковы же замысел и особенности замечательного, невиданного произведения, поражающего оригинальностью своих форм? Вся эта причудливая группа приделов-храмов была выстроена как памятник, увековечивающий подвиг тех, кто сложил свою голову за отчизну. Поэтому-то архитектура собора должна была отразить самые светлые, самые радостные чувства и представления людей, связанные с этим знаменательным событием Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. М.: ЭКСМО, 2003. С.64..

На широком обрамленном аркадой подклете сложного очертания поставлено девять храмов (десятый, над могилой юродивого Василия Блаженного, сооружен несколькими десятилетиями позднее). Центральный из них увенчан шатром, в то время как приделы, расположенные по странам света, имеют ярусно-башнеобразную форму, несколько напоминая колокольню Ивана Великого. Между ними поставлены приделы, похожие на те посадские церковки, которыми стала обстраиваться Москва с начала XVI века. Отличительной особенностью этих приделов является завершающая их пирамида кокошников, расположенных «в перебежку», то есть одни над стыками других.

Такая композиция различных по внешнему облику частей памятника создает на редкость разнообразные и живописные виды. Архитектурные формы как бы находят друг на друга, пересекаются, подымаются в беге своих линий, ведя глаз к завершающему весь храм шатру. Чувство нескончаемой радости выражено здесь с невиданной для Древней Руси полнотой, словно увековеченное в камне и красках ликующее песнопение. При первом взгляде на собор можно подумать, что количество архитектурных форм, примененных в нем, необычайно велико. Однако скоро становится ясно, что мастера воспользовались всего лишь двумя архитектурными мотивами - формой восьмерика и полукружия. Если первая определяет граненые формы основных объемов, то вторая представлена значительным количеством вариантов, начиная от широких и спокойных арок подклета и кончая заостренными, динамичными кокошниками. Дополнительные детали в виде своего рода 'стрел' на гранях башнеобразных приделов усиливают эту особенность архитектуры памятника.

Первоначально на звездчатом основании шатра стояли восемь декоративных главок, как бы повторявших общую архитектурную композицию. Собор был краснокирпичным с частично белыми деталями. Существующая ныне местами более пестрая раскраска собора относится к XVII-XVIII векам. Замечательны своей красотой и росписью наружные крыльца. Сводчатые наружные галереи, опоясывающие приделы, и колокольня сооружены во второй половине XVII века.

Интересной конструктивной новинкой в соборе явился плоский кирпичный свод перед западным входом в центральный храм Покрова. Отделка интерьера необычайно скромна. Внутри небольшие приделы были с самого начала побелены, что выделяло архитектурные элементы обработки внутренних стен и особенно кладку сводов некоторых куполов в виде как бы вращающихся спиралевидных звезд. В центральной части, в шатре, была помещена храмозданная посвятительная надпись.

В 1812 году собор был жестоко разграблен французами, которые хотели взорвать его, но не успели. Спустя столетие (в 1918 году) храм вновь подвергся разорению, а последний настоятель собора протоиерей Иоанн Восторгов был расстрелян. В 1923 году часть собора превращена в музей, колокола изъяты и переплавлены. В 1936 году рассматривался проект сноса собора как существенной помехи для демонстраций, однако он не был исполнен. В соборе проводятся службы в праздник Покрова Богородицы Гостева С.С. Художественные памятники Древней Руси как отражение ее истории и традиций. Т.: Тверь, 2004. С.169..

1.2 Замысел собора Василия Блаженного как апокалиптическая символика Небесного Иерусалима

Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду Нияз Халит. В своём труде 'Архитектура ханской Казани'. М.: Юнити, 2003. С.47..

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное - Царство 'осьмого века' (или 'осьмое царство'), которое наступит после Второго Пришествия Христа - после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда - напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, - символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы - Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства - до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора - главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Престолы в трех храмах на главной оси 'запад-восток' освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало 'красивая'.

В композиции собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы - в Небесный Иерусалим. Первоначально собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы - уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

2. Уникальность архитектуры собора Василия Блаженного

2.1. Мемориальный характер собора и воплощение его в архитектуре

Архитектурным чудом, подлинным памятником века, произведением, сконцентрировавшим в себе не только высшие достижения архитектурной мысли эпохи, но и как бы определившим дальнейший характер всей русской архитектуры вплоть до XVIII столетия, нужно считать собор Покрова. История постройки и замысел этого замечательного храма не лишены интереса. Летописи сообщили, что в 'размерение основания' собора, то есть в решении его плана и ритма основных объемов, лежало рационалистическое начало - им 'разум даровася' Мельникова А.Г., Лемешко С.В., Болдырев Р.И. Большая энциклопедия. Культурные ценности русской державы. М.: ПРОСПЕКТ, 2003. С.25.. Требовалось на вознесенной на аркадах террасе подклета поставить храм-памятник, состоящий из ряда самостоятельных приделов.

Мемориальный характер Покровского собора воплощен во всей его архитектуре ликующе-праздничной и нарядной. Это шатровый столпообразный храм, явившийся как бы синтезом архитектурных форм этого типа сооружений, и прежде всего таких его лучших образцов, как церкви в Дьякове и Коломенском. На едином основании - высоком подклете поставлены девять самостоятельных зданий, соединенных между собой переходами: восемь увенчанных главами приделов (четыре из которых имеют столпообразную ярусную форму) окружают высокую центральную башню церкви Покрова, завершающуюся шатром и главкой (приделы расположены по углам двух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45, образуя восьмиконечную звезду). Первоначально вся эта живописная группа зданий была опоясана открытой террасой-гульбищем (в 1670-1690 годов над ней, как и над открытыми наружными лестницами, ведущими на подклет, возвели своды и превратили ее в крытые галереи, а над крыльцами поставили шатры). Восьмиконечная звезда плана собора повторена в основании шатра центральной башни, ранее окруженном восемью декоративными главками (уничтожены в 1781-1784 годов); главки были и у основания подкупольного барабана западного придела.

Сначала купола храма были, видимо, шлемовидными, но довольно скоро (в конце XVI века) их заменили узорными луковичными главами, что больше отвечало всему узорочью декоративного убранства Василия Блаженного, как и многоцветная окраска, сменившая в XVII веке прежний красный цвет с разделкой белыми швами 'под кирпич' и с белокаменными деталями. Форма ярусной башни-столпа, составленной из восьмериков, доминирует в архитектуре собора, сообщая ему устремленность ввысь. Вдвинутые между столпами приделы благодаря своим небольшим кубическим основаниям и трем ярусам кокошников, 'поднимающих' главу, также оказываются похожими на башни. Если в композиции объемов господствует восьмерик, то в декоре ведущей является форма кокошника.

Поставленные 'вперебежку' кокошники разных размеров, по-разному декорированные и в разных сочетаниях, обрамляют основные объемы и вносят ту же динамику движения вверх, которой наделены все элементы архитектуры памятника Мельникова А.Г., Лемешко С.В., Болдырев Р.И. Большая энциклопедия. Культурные ценности русской державы. М.: ПРОСПЕКТ, 2003. С.97..

В соответствии с мемориальным характером собора акцент сделан на его наружном убранстве, причем стихия декора (все эти пилястры, филенки, стрелы, муфтированные колонки, карнизы, машикули, розетки и т.д.) торжествует над ордерным началом, оплетая все формы сверху донизу. Внутри башни храма декорированы очень сдержанно. В шатре центрального столпа имеется орнаментальная роспись XVI веке, выполненная черной и красной красками по белому фону (подобная же роспись сохранилась в шатре Троицкого придела): в декоративные 'кирпичные' арки, опирающиеся на фризовые тяги восьмерикового основания шатра, вписаны раковины, напоминающие раковины в закомарах Архангельского собора в Кремле; на эти же тяги опирается ажурная сетка из гибких линий, также расписанных 'под кирпич' и как бы воссоздающих конструкцию шатра (нечто подобное можно видеть в наружном белокаменном декоре шатра церкви Вознесения в Коломенском). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI веке о завершении строительства Покровского храма в 1561 г. Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII веке пышным растительным орнаментом, включающим мотивы цветов и трав (западный участок внутренней галереи сохранил уникальный для своего времени кессонированный потолок и роспись XVI веке, имитирующую кирпичную кладку).

собор василий блаженный храм

2.2 Оригинальность экспозиции собора Василия Блаженного

О первоначальном внутреннем убранстве собора известно немногое; однако, судя по остаткам росписей XVI века 'под кирпич' (на стенах коридоров-гульбищ), можно полагать, что этот декоративный прием был широко использован в интерьере. Первоначальные полы в основном были кирпичными, 'в елку', а в южном столпе - дубовые Данилов В.И., Лебедянская Ю.В. Знаменитые соборы как архитектурные памятники в России. М.: Юрайт, 2004. С.38..

В первозданном виде собор простоял до 1588 года, когда в северо-восточном углу, на месте участка галереи, была сооружена десятая церковь над могилой известного в Москве юродивого - Василия Блаженного. По имени этой церкви собор получил свое второе наименование. Небольшой объем храма Василия Блаженного, перекрытый крестчатым сводом, прежде венчала горка кокошников, завершенная главой, то есть его архитектурные формы (в том числе трехчастная апсида), изменившие восточный фасад собора, принадлежали уже 'годуновскому стилю'. К этому же времени, очевидно, следует отнести появление близ юго-восточного угла собора отдельно стоящей звонницы. Приподнятая на двухъярусном четверике, в верхнем ярусе которого размещалась церковь, она напоминала звонницу Спасо-Преображенской церкви в вотчине Годунова - Вяземах (конец XVI в.).

В 1593 году были заново сделаны маковицы над главами собора, сгоревшие в пожаре 1583 года (с конца XVII в. их покрытия не раз менялись; современную окраску они приобрели в 1848 году) Семенова Ю.С., Беляева Н.Ю. Собор Василия Блаженного как уникальная архитектура исторического памятника. Познавательное пособие для туристов. СПб.: Книжный дом, 2007. С.148..

Значительные изменения в облике собора произошли в XVII веке. В 1672 году в юго-восточном углу собора сооружают одиннадцатую церковь - небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - другого московского юродивого, похороненного здесь еще в 1589 году. Для церкви была использована угловая часть галереи подклета: южную арку заложили, а к восточной пристроили апсиду. В 1680 году собор ремонтируют и одновременно в аркадах подклета размещают тринадцать престолов церквей, стоявших ранее вдоль рва на Красной площади на месте публичных казней при Иване Грозном ('на крови'). Для этого часть аркады подклета была заложена. Тогда же церковь Василия Блаженного получила с севера придел, вскоре надстроенный вторым этажом. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кирпичными сводчатыми галереями на столбах. Над открытыми ранее лестницами появилась кровля на ползучих арках и четыре шатровых рундука - над площадками. Была перестроена и звонница: пролеты звона и апсиду разобрали и на образовавшемся четверике, обработанном снаружи во вкусе XVII века, возвели шатровый восьмерик. От первоначального декора в четверике уцелело прежнее обрамление перспективного портала. В этот же период появляется первая орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные своды, опорные столбы галерей и парапеты гульбищ. Роспись выходит и на наружные стены галерей. Основные башни сохраняют в это время роспись «под кирпич», лишь наличники окон украшает полихромная живопись. В 1683 году весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью - желтой на голубом фоне, - посвященной истории создания храма.

Дальнейшие изменения в облике здания произошли при ремонте собора в 1761-1784 годах. Были окончательно заложены арки подклета, в западной части которого разместили жилье для причта. Колокольню объединили пристройками со зданием собора. Первоначальный, тонкопрофилированный цоколь частично заменили грубым его повторением. Верхнюю часть придела Василия Блаженного перестроили в ризницу (довершив, вероятно, искажение верха самого храма). Первоначальный пол был перекрыт новым - белокаменным. Снаружи сняли керамическую надпись XVII века и дополнительные главки из белого камня - с центральной башни. Все здание - внутри и снаружи - покрыли 'травчатыми' орнаментами. Тогда впервые в центральном храме появилась тематическая роспись (была повторена масляными красками в 1845-1848 годах).

Ни один купол в этом соборе не повторяет другой. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Приделы соединены друг с другом системой переходов.

Каждая церковь получила освящение в связи с церковными праздниками, на дни которых приходились важные события Казанского похода. Центральный столпообразный храм, увенчанный шатром, назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Восемь храмов-приделов, окружающих центральный столп, были освящены в честь Святой Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, святых Киприана и Устиньи, Трех патриархов Александрийских, святителя Григория Армянского, преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского.

Первый этаж собора - церковь Святого Василия Блаженного и подклет (подцерковье).

В настоящее время интерьер церкви реставрирован. Настенное 'иконное' письмо конца XIX века выполнено маслом. Иконостас конца XIX века. В церкви находится рака Святого Василия Блаженного.

В подцерковье экспонируется икона Святого Василия Блаженного конца XVI века в житийной раме XIX века, икона Знаменье XVIII века, оклад иконы Покров с предстоящими XIX в.

На втором этаже - зансамбль из девяти церквей, объединенных внутренней и наружной галереями. Главы, венчающие купола храма разнофигурные и многоцветные. Центральная церковь Покрова увенчана шатром.

Уже в XVII веке облик собора сильно изменился - внешнюю обходную галерею перекрыли сводами, над лестницами появились крыльца, построили колокольню. В XVIII-XIX веках внешний архитектурный облик памятника и его интерьеры оформлялись согласно эстетике своего времени.

Свой теперешний разноцветный вид храм обрел во второй половине XVIII века при Екатерине II. Тогда его реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную окраску и стал настоящим чудом.

В 1812 году собор был разграблен, но сразу же после войны ремонтировался. В 1817 году О.И. Бове, реконструируя Красную площадь, ремонтирует подпорную стену, выложив ее камнем и увенчав чугунной оградой, сначала вдоль Москворецкой улицы; в 1834 году после пробивки Масляного переулка стена была продолжена и на южную сторону собора.

Первые попытки реставрации собора были предприняты в 1890-х годах, когда центральный шатер освободили от железного покрытия, сделанного в XVIII веке. На нем были восстановлены изразцовые вставки, а облицовка из маломерного кирпича была заменена клинкером большого размера. На северном фасаде освободили от закладки три арки под площадками гульбища и закрыли их фигурными железными решетками. Научно-исследовательские реставрационные работы начались после Великой Октябрьской революции. С 1923 по 1949 год с перерывом на время войны 1941-1945 годов проведен большой цикл исследований, позволивший реконструировать подклетную часть собора в ее первоначальном виде; аркада вновь раскрыта, найдены и восстановлены профили цоколей столбов, поддерживавших площадки гульбища, восстановлен по всему периметру собора сложный цоколь. В интерьере раскрыта и воссоздана почти полностью, кроме восточного участка, фресковая роспись стен и сводов обходных галерей и площадок гульбища; в пяти башнях живопись XIX века заменена побелкой. В галерее между центральной и западной башнями освобожден от штукатурки с росписью XIX века уникальный для мировой строительной практики XVI века кессонированный потолок, на котором восстановлена первоначальная фресковая роспись «под кирпич». В четырех башнях реконструированы иконостасы по древнему образцу с иконами XVI-XVII веков. Во время реставрационных работ в 1954-1955 годах была восстановлена наружная окраска 'под кирпич'.

В ходе реставрационных работ при частичной замене выветрившейся кирпичной облицовки стен была открыта неизвестная ранее в русской архитектуре система, позволявшая возводить такое сложное здание без графических чертежей. Все стены здания пронизаны деревянными конструкциями, выполнявшими роль 'пространственного чертежа'. Из сравнительно тонких брусьев, перевязанных между собой врубками как по горизонтали, так и по вертикали, до начала кирпичной кладки были выполнены контуры будущего сооружения и определены размеры и местоположение всех элементов его архитектурной формы и декора.

В XVIII-XIX века стены собора были покрыты масляной живописью (при реставрации эта роспись невысокого качества постепенно удаляется; фрагменты живописи XVIII века в центральном столпе сохранены). Иконостасы приделов перенесены из других церквей (как правило, из разобранных в XVIII веке храмов Московского Кремля) или установлены сразу после окончания строительства (есть среди них и старые тябловые иконостасы и новые XVIII-XIX века). Иконы в иконостасах относятся к XV-XVII векам. К числу лучших образцов иконописи принадлежит икона 'Вход в Иерусалим' XVI века в западном Входоиерусалимском приделе. Колокольня возведена в 1681 году на месте звонницы конца XVI века, четверик которой послужил основанием для сооруженного над ним шатрового восьмерика. Постройка Покровского собора вне стен Кремля на главной торговой площади города подчеркнула его общенародное значение и сделала храм новым центром Москвы. Как памятник архитектуры, он знаменовал собой вершину развития московского зодчества XVI века.

Весь смысл художественного замысла воплощается во внешнем облике храма. Поставленный на центральной площади Москвы - Красной, - в полном смысле народной, он был на виду у всех, непрестанно напоминая о великой победе. Этот памятник должен был увековечить и подвиг погибших под стенами Казани. Герои, по представлениям того времени, были достойны райского блаженства в загробной жизни. Многопредельный собор символизировал 'селения праведных', в которых обитают души храбрецов. Естественно, что архитектура райских жилищ должна была предстать перед лицом живых людей во всем своем великолепии.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы - создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а 'есть только Престол Его'). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном - Лобное место, наосом - само пространство площади, входом - Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь - в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери -Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор - образ Церкви Воинствующей к Лобному месту - московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору - в Небесный Иерусалим.

Действительно, архитектура Василия Блаженного отличается удивительной смелостью и оригинальностью замысла, композиции основных объемов, богатством декоративных деталей. Можно с полным правом сказать, что здесь сосредоточен весь богатый арсенал архитектурных форм XVI века. Тут мы находим и шатер, недавно введенный в каменное зодчество, и башнеобразные приделы (Дьяково), и маленькие посадские храмы, не говоря о менее крупных, но не менее важных декоративных формах в виде ярусов кокошников, настенных 'стрел', причудливых по рисунку глав и т. д. Отмечая редкое богатство форы и деталей, которое легко могло бы превратиться в руках среднеодаренного мастера в плохо скомпонованное нагромождение разнообразных элементов, необходимо сказать, что Барма и Посник проявили и чувство и такт в распределении этих архитектурных сокровищ. Так, по сторонам света поставлены башнеобразные приделы. В промежутках между ними стоят менее высокие 'посадские' храмики. Они все опоясаны парапетом арочного подклета, то выступающим вперед, то отходящим назад.

В 1918 году Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Святого Василия Блаженного проводились богослужения Георгиева Т.С. История русской культуры. Учебное пособие / История и современность. М.: Юрайт, 2005. С.82..

В 1928 году Покровский собор стал филиалом Государственного Исторического Музея.

В 20-е годы XX века развернулись широкие научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII веков. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации включавшие архитектурные и живописные работы. Покровский собор находится в федеральной собственности. С 1990 г. используется одновременно как музей (филиал Государственного Исторического музея) и как храм, в котором Русской Православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 60-е годы XX века проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (Петров день); железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI-XVII веков, среди которых есть раритеты ('Троица' XVI века, 'Александр Невский в житии' XVII века). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX веков. Среди них два уникальных первой половины XVIII века из Московского Кремля.

В XVII веке над северной частью церкви Святого Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу - хранилище церковных ценностей. В настоящее время в ней расположена экспозиция выставки 'Святыни Покровского собора', где представлены уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI-XX веков, а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13-14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для тех, кто с детства помнит в этом знаменитом храме только музей.

Обходя собор, становишься свидетелем непрестанно меняющихся архитектурных картин. Формы сменяют друг друга, наплывают одна на другую, создавая впечатление необычайной сказочности, неистощимой фантазии, не знающего предела богатства выдумки. В этих его свойствах с огромной силой сказывается то 'дивное узорочье', которое скоро станет всеобщим художественным идеалом.

3. Отношение собора Василия Блаженного к мечети, ценности и спасения храма

3.1 Факты, относящие собор Василия Блаженного к мечети

На Красной площади в центре Москвы стоит Собор Василия Блаженного, считающийся гордостью русского зодчества. Он отличается не только красотой и богатством архитектуры, этот памятник символизирует русское зодчество в мировой архитектуре.

Второго октября 1552 года после двухмесячной изнурительной осады и жестокого штурма, сбив Арские ворота, русское войско ворвалось в горящую Казань. На всех городских улицах и площадях шли бои. Путь к ханскому дворцу русским преграждало самое сильное сопротивление у стен мечети Кул-Шариф. Ученики медресе во главе с Сеидом Кул-Шарифа выдержали несколько нападений русских. Но вскоре, как уже говорилось выше, защитники мусульманского центра Поволжья были повержены, и Казань была захвачена.

Почему мы начали разговор с мечети Кул-Шариф в Казани? Дело в том, что царь Иван IV, завоевав Казань, был очарован многими строениями города, в том числе и мечетью Кул-Шариф. Исторические источники утверждают, что Иван IV приказал зодчим Поснику и Барме построить в центре Москвы церковь наподобие казанской мечети Кул-Шариф. Эта церковь должна была символизировать победу Ивана IV над Казанью (над мусульманами), которая открыла путь к Каспийскому морю и превращение Московского княжества в Русскую Империю. Существует два символа победы русских над самым большим препятствием на пути распространения русских на юг - мусульманами (татарами-булгарами). Один из этих символов - возвышающаяся в центре Москвы церковь Покрова (Василия Блаженного) 1556-1559, второй - разрушенная в Казани мечеть Кул-Шариф, жемчужина Исламского зодчества Поволжья XVI века.

В русских исторических источниках мечеть Кул-Шариф именуется 'Кулшарифовой'. Многие ученые, проводившие исследования в отношении мечети (Михаил Худяков, С.С. Айдаров), утверждают, что мечеть не исчезла бесследно после вторжения русских. Она была перестроена в каменный Благовещенский собор.

Хотя нет точного изображения мечети Кул-Шариф, но по рисунку Дженкинсона и изображению летописца, приложенной к летописи Казани XVI века, можно сделать предположение, что мечеть имела много минаретов. Число минаретов определяется от 6 до 8. Мечеть состояла из центрального шатра, окруженного 8 меньшими шатрами. По другой версии, мечеть Кул-Шариф похожа на мечеть-медресе Михрима-Султан, построенную в 1578 году в Эдирнекапи в Стамбуле. Эти факты подтверждают влияние Ближнего Востока, в том числе Османской архитектуры на исламское зодчество Поволжья в средние века.

А сейчас перейдем к основному вопросу. На каких научных фактах основана версия о том, что собор Василия Блаженного, возвышающийся на Красной площади в центре Москвы, построена по образу мечети Кул-Шариф в Казани? Насколько верны поиски особенностей исламского зодчества в соборе Василия Блаженного?

Исламская культура появилась на территории России не вчера и не является для этих мест чуждым понятием. Еще во времена Киевской Руси происходил процесс вначале тюркизации, а затем исламизации русской культуры. Во времена существования Татарского Ханства в Поволжье и Сибири Ислам стал неотъемлемой реальностью в Русском государстве. И оно ещё более обогащалось. А что касается собора Василия Блаженного, то многие иностранные исследователи, сопоставляя этот памятник с многочисленными церквями, выделяют в нем отсутствие традиций русского православия, что в строительстве этого храма использовались стили 'всех времён и народов'. Даже французский император Наполеон Бонапарт, завоеватель Египта, знакомый с многими мечетями Востока, войдя в Москву в 1812 году, назвал церковь Покрова мечетью.

Действительно, 'революционный образ' собора Василия Блаженного показывает, что он не является памятником только русского православия. Исследователи искали корни его архитектуры в Азии, на Дальнем Востоке, в Западной Европе, культуре Византии, в Индии, священном Иерусалиме. Одна из гипотез выдвинута М. Худяковым. Она заключается в том, что собор Василия Блаженного построен под влиянием архитектурных традиций татар-булгар XVI века. Худяков свои предположения обосновывает, ссылаясь на летописи XVI века.

По мнению татарского автора Нияза Халида, церковь Покрова не является церковью, а скорее храмом. Величина здания, территория, которую он занимает, также опровергает предположение о том, что он является церковью. По предположению Нияза Халида, целью Ивана IV было воздвижение в центре Москвы памятника, символизирующего победу христианства над Исламом. Поэтому в нем нашло отражение зодчество побеждённой стороны.

Архитектуре каждого народа присущ собственный язык художественного образа. Не зная этого языка, нельзя определить значение какого бы то ни было памятника зодчества или установить к какой культуре он относится. Те, кто считает собор Василия Блаженного чисто русским памятником, не могут увидеть в нем элементов тюрко-мусульманской архитектуры, так как они не знакомы с иным зодчеством, кроме западного и русского. В корне его архитектуры лежат такие характерными черты татарского строительного искусства, как башенки, подобные минаретам татарских мечетей (мечеть Кул-Шариф, Елабугская мечеть, мечеть Аль-Джами аль-Каби в городе Булгар). Царь Иван IV, отдавая приказ о строительстве в Москве церкви, пожелал, чтобы она состояла из восьми столпов.

Есть и другое предположение о происхождении собора Василия Блаженного, по которому царь Иван IV пожелал построить такой памятник, который бы олицетворял Московскую Империю. Иван IV не скрывал своих захватнических интересов на юге, в Поволжье, планов о создании империи. Другими словами, он мечтал о создании имперской архитектуры. Лучшим воплощением этого стал собор Василия Блаженного, построенный наподобие мечети, над куполами которой вместо полумесяца были установлены кресты.

Существует ещё одна гипотеза, по которой царь Иван IV посчитал необходимым построить величественный памятник, чтобы завоевать статус 'третьего Рима' для Москвы. Потому что Успенский собор, построенный в XVI веке, символизировал эту же идею. С другой стороны, превращение константинопольской Ая-Софии, символа 'второго Рима', в джами после захвата турками, подтолкнуло Ивана IV построить памятник-храм, который бы стал символом 'третьего Рима'. Вдобавок, этот собор должен был быть построен на основе мечети Кул-Шариф, похожей на джами Ая-Софию. Для того, чтобы установить связь между архитектурой собора Василия Блаженного и исламским зодчеством, сравним их с архитектурными памятниками исламского зодчества.

Мысленно изменим вид собора, представив себе отсутствие центрального шатра. Результат будет напоминать образец Османского зодчества XVI века. По предположению многих исследователей, мечеть Кул-Шариф в Казани имела именно такую форму. В архитектуру церкви Покрова в Москве попросту внесен центральный шатер, который и придает ей вид православного русского храма.

Ещё одной особенностью, отличающей собор Василия Блаженного от прочих русских церквей - это четыре столпа, или, говоря иначе, минарета. Единственным отличием их от минаретов, например, мечети XV века в Каире или от мечети в городе Булгар XVI века являются его украшение и декор. Тогда как этого не увидим в архитектуре других русских церквей, например, церковь Вознесения в Коломенском или церкви Ивана Предтечи в Дьякове.

Татарский автор Нияз Халит в своём труде 'Архитектура ханской Казани' выдвигает еще более интересное предположение о соборе Василия Блаженного. Автор обращает внимание на то, что вид куполов храма напоминает головной убор. По его мнению, эту форму нельзя встретить в других русских памятниках XVI века. Она напоминает головной убор религиозных и государственных деятелей исламского мира. С другой стороны, подобные элементы присущи памятникам средневековья в Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Турции, Египта. Внутреннее убранство центрального шатра храма Василия Блаженного также напоминает образцы исламского зодчества. Кроме того спиралевидное украшение куполов храма имеет особенности исламской архитектуры Белоглазова С.В. История культуры России. Учебная программа. М.: Юрайт, 2006. С.137.. Таким образом, из сказанного можно сделать следующий вывод. Является ли мечеть Кул-Шариф в Казани прототипом храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве?

Тех, кто причисляет храм Василия Блаженного к чисто русской архитектуре, можно назвать простачками. В архитектуре храма невозможно не заметить 'арабизмов', 'тюркизмов', 'фарсизмов'. Все они являются отражением арабских, тюркских, персидских особенностей зодчества Булгар Поволжья, а говоря конкретно, мечети Кул-Шариф в Казани. Русские зодчие XVI века не имели возможности в течении 1-2 лет посетить страны Востока для изучения их архитектуры. С другой стороны мастера, построившие храм Василия Блаженного также не имели консультантов, обладающих энциклопедическими знаниями. Храм Василия Блаженного мог быть построен татарскими мастерами, попавшими в плен, под руководством человека (Посник Яковлев), хорошо знакомого с зодчеством Казани. Независимо от того, кем и под влиянием каких факторов построен, этот памятник был новшеством в русском зодчестве.

3.2 Сокровища собора Василия Блаженного и его чудесные спасения

Мощи Василия Блаженного - не единственная ценность Храма. Специально для него в XVIII веке были написаны три уникальные фасадные иконы, по сей день хранящиеся в соборе: 'Знамение со святыми на полях', ее реплика и 'Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными'.

Икона 'Знамение со святыми на полях' на восточной стороне церкви Троицы - самая ранняя, первой четверти XVIII века. По словам старосты собора В.Л. Белянкина, 'изустное предание говорит, что эта икона была написана особенным искусством по сырой извести вместо масляных - составленных водою красок'. У этой иконы есть предполагаемый автор - иконописец Тимофей Архипов, похороненный в 1737 году у стен церкви Чуда Михаила Архангела собора московского Чудова монастыря.

Икона сразу стала почитаемой, а позднее считалась чудотворной. Это послужило причиной появления реплики с нее на деревянной основе, выполненной в 80-х годах XVIII века. Отличаются иконы составом святых на полях. Икона поражает своими размерами - 2,84 х 2,84 м. Третья икона - 'Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными' - имеет столь же большие размеры (2,6 х 3,8 м.) и находится на южной стене колокольни Покровского собора.

Появление богородичных икон 'Знамение' и 'Покров' на стенах собора закономерно. Сюжеты Покрова и Знамения Богоматери несут в себе одну и ту же символическую нагрузку - заступничество Богоматери перед лицом врага, а также утверждение покровительства Богоматери православному народу.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон 16-19 веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками 16-19 веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись 19 века, церковная утварь 16-19 веков. Среди особо ценных экспонатов - потир 17 века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести, но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 году Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах - храмы остались невредимыми. Что же касается Покровского собора, то он не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.

После революции Покровский собор еще один раз чудесно спасен. Его последний настоятель, протоиерей Иоанн Восторгов, особо ненавидимый большевиками, был расстрелян в 1919 году, а в 1929 году храм был окончательно закрыт, колокола отданы в переплавку. В тридцатые годы Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций.

В народе существует предание, что он изготовил макет Красной площади со съемным Покровским собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: 'Лазарь, поставь на место'! Известный реставратор П. Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Храм стоит и остается истинным символом Москвы и России. 'Известный всему свету этот памятник, - говорит историк И. Е. Забелин, - по своей оригинальности занял свое место и в общей истории зодчества и вместе с тем служит как бы типической чертой самой Москвы, особенной чертой самобытности и своеобразия, какими Москва, как старый русский город, вообще отличается от городов Западной Европы. В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка. Западные путешественники и ученые исследователи истории зодчества, очень чуткие относительно всякой самобытности и оригинальности, давно уже оценили по достоинству этот замечательный памятник русского художества' ('Черты самобытности в древнерусском зодчестве').

Заключение

Красота города создана человеком и одухотворена им. Открывая для себя эту красоту, человек приходит к прозрению идей, которые воплощали в архитектуре ее творцы - зодчие и строители. Часто мы не знаем, при каких обстоятельствах создавались архитектурные произведения, нередко мы не знаем даже имен их создателей, но настрой души, пристрастия и их художественный вкус - все это может заменить пытливый взор.

Памятник - понятие не только историческое, оно заключает в себе и качественную оценку художественного произведения: памятник - то, что достойно памяти, что входит в культурное наследие народа. И это не только прекрасное 'застывшее мгновенье', чарующая мелодия, дошедшая из глубины веков. Памятник - запечатленное в камне миропонимание эпохи, духовная эстафета одного поколения другому. Как будто, неподвластный разрушительному воздействию времени, он - звено, связывающее прошлое с настоящим и будущим. Чем город древнее, тем богаче мир его художественных образов. В Москве, история которой во многом определила судьбы отечества, многие из этих образов приобрели значение национального символа. Собор Василия Блаженного - один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в 16 веке собор восхищал путешественников и гостей Москвы, а для россиян стал символом отечественной истории и национального характера.

В Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, по ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола.

Список использованной литературы

1. Белоглазова С.В. История культуры России. Учебная программа. М.: Юрайт, 2006.

2. Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. М.: ЭКСМО, 2003.

3. Георгиева Т.С. История русской культуры. Учебное пособие / История и современность. М.: Юрайт, 2005.

4. Горунов Е.С., Малышева И.И. Хрестоматия для школьника. М.: Юнити, 2005.

5. Гостева С.С. Художественные памятники Древней Руси как отражение ее истории и традиций. Т.: Тверь, 2004.

6. Данилов В.И., Лебедянская Ю.В. Знаменитые соборы как архитектурные памятники в России. М.: Юрайт, 2004.

7. Зенина М.Р., Кошман А.В., Шульгин В.С. История русской культуры для студентов вузов. М.: Высшая школа, 2006.

8. Кузнецов Д.В., Антонов Л.В. Исторические памятники России и история их возникновения. М.: Юнити, 2005.

9. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Книжный дом, 2004.

10. Матвеева А.В., Горбач Ю.П. Знаменитые памятники Москвы. М.: Юнити, 2003.

11. Мельникова А.Г., Лемешко С.В., Болдырев Р.И. Большая энциклопедия. Культурные ценности русской державы. М.: ПРОСПЕКТ, 2003.

12. Никифоров К.Ю., Амброзиев Г.И. Культурные памятники России и их достопримечательности. М.: Центр, 2007

13. Нияз Халит. В своём труде 'Архитектура ханской Казани'. М.: Юнити, 2003.

14. Орлов А.С., Герогиев В.Н., Георгиева Л.Д., Сивохина Н.Ю. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. М.: ПРОСПЕКТ, 2004.

15. Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие. М.: Центр, 2003.

16. Семенова Ю.С., Беляева Н.Ю. Собор Василия Блаженного как уникальная архитектура исторического памятника. Познавательное пособие для туристов. СПб.: Книжный дом, 2007.

17. Федотов Г.Н. Святые древней Руси. М.: Юрайт, 2004.

18. http://www.zavet.ru

19. http://www.muzeum.ru

20. http://www.moscow-excursion.ru/basil

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru