Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Собор в западноевропейской средневековой культуре

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Содержание

Введение

1. Культура западноевропейского средневековья

1.1 Общая характеристика западноевропейской средневековой культуры

1.2 Источники формирования культуры европейского Средневековья

2. Собор как символ мероприятия в рамках западноевропейской средневековой культуре

2.1 Значение собора в западноевропейском средневековье

2.2 Романские соборы

2.3 Готический собор как отражение средневековых представлений о мире и Боге

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Средневековьем считается период от распада Римской империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века).

ХII - ХIII вв. для большинства стран Западной Европы были периодом наивысшего расцвета средневековой христианской культуры, время «нового ее ментального оснащения». Ее неотъемлемой частью было готическое искусство - реакция на изменения политического и социального характера. Рост и укрепление городов, окончательное становление рыцарства, формирование цеховых союзов ремесленников, развитие общественного сознания и другие особенности сыграли ключевую роль в становлении готики.

Одновременно к людям приходит осознание больших различий между миром, в котором они живут, и миром христианским. Это приводит к формированию суеверий и примет. Мир совсем не такой, каким кажется. Каждая вещь наделяется душой и силой, зачастую враждебной.

Гнет окружающего мира вынуждает людей искать убежище. Им становится собор, лишенный всего отрицательного и враждебного. Собор пробуждал в отдельно взятом человеке истового христианина, внушая священный трепет «дивным и немеркнущим светом, проникающим сквозь священные окна». Не следует забывать о том, что религиозное назначение не единственное. Народ стекался в собор, «чтобы послушать пришлого проповедника, посмотреть у его стен театральное представление». Собор был местом научных диспутов, университетских лекций.

Собор был отражением политического и экономического благополучия города. Собор, находившийся в центре города, доминировал над всеми постройками. Строительство производилось с расчетом на возможность вмещения в собор всего населения города.

По оценкам историка Робера Делора, к 1300 году в Западной Европе было 350 000 церквей, в том числе около 1000 соборов и несколько тысяч крупных аббатств. Всё население Западной Европы в то время оценивалось в 70 миллионов человек. В среднем одна христианская церковь приходилась на 200 жителей. В некоторых районах Венгрии и Италии это соотношение было ещё больше: одна церковь на каждые сто жителей.

Целью данной работы является анализ собора в западноевропейском средневековье.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

проанализировать культуру западноевропейского средневековья;

изучить источники формирования культуры европейского средневековья;

рассмотреть собор как символ мероприятия в рамках западноевропейской средневековой культуре;

изучить значение собора в западноевропейском средневековье;

рассмотреть романские соборы и готические соборы.

1. Культура западноевропейского средневековья

1.1 Общая характеристика западноевропейской средневековой культуры

Средние века (средневековье) - общепринятое обозначение периода всемирной истории, следующего за историей древнего мира и предшествующего новой истории. Понятие средних веков (лат. medium aevum, букв. - «средний век») появилось в XV - XVI вв. у итальянских историков-гуманистов (Ф.Бьондо и др.) и утвердилось в науке с XVIII в.

Культура средневековья является неотрывным и закономерным этапом мирового культурного развития, обладающим самобытным содержанием и оригинальным обликом.

Она глубоко противоречива, и эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры, в ходе которого человек постепенно начинал обращаться к самому себе, а не только к Богу.

Основными достижениями средневековой культуры стали:

1. образование жизнеспособных наций и государств;

2. формирование современных европейских языков;

3. складывание историко-культурного единства Европы;

4. расширение горизонтов европейской культуры;

5. создание произведений искусства, достижение научных и технических успехов, обогативших мировую культуру.

Согласно принятой в современной медиевистике периодизации выделяют:

1. Раннее средневековье (конец V - середина ХI вв.). В V-VII вв. варварские племена образовали королевства, которые постоянно вели войны друг с другом. Культура этого периода еще сильно отстает от культур Византии и арабского Востока.

2. Зрелое (классическое, развитое, «высокое») средневековье (сер. ХI - кон. ХV вв.). Феодальный строй достиг наивысшего расцвета. Создаются основные европейские государства (Англия, Франция, Германия, Италия). Непрерывна череда войн, смут и восстаний. В XI-XIII вв. европейцы совершают ряд крестовых походов на Восток. В культуре этого периода большую роль играет взаимодействие, а иногда и борьба общеевропейского и национальных начал.

3. Позднее средневековье (ХVI - перв. пол. ХVП вв.). Создана высокая культура, творчески переосмыслившая античные традиции, византийские и исламские влияния. Это период разложения феодализма, в недрах которого сложились буржуазные отношения, характерные для Нового времени.

Основными условиями культурного развития средневековой Западной Европы были:

1. феодальная форма собственности, основанная на личной и поземельной зависимости от землевладельцев, присваивающих себе труд земледельцев;

2. господство натурального хозяйства - самообеспечение, неразвитость товарно-денежных отношений, отсутствие массового производства;

3. жесткая сословно-иерархическая структура общества, пронизанная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сеньору;

4. частые войны (восемь только наиболее крупных крестовых походов в XI-XIII вв.);

5. инквизиция, действовавшая с XIII в. как регулярный церковный суд;

6. эпидемии инфекционных заболеваний;

7. хроническое недоедание большинства населения (неурожаи неизбежно приводили к голоду, повторявшемуся каждые три-четыре года).

Средняя продолжительность человеческой жизни составляла 40-45 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Каждый третий ребенок не доживал до 15 лет - возраста совершеннолетия и вступления в брак, менее четверти людей (в основном знать и монахи) доживали до 50 лет. Войны, болезни, голод постоянно уменьшали численность населения и вызывали у средневекового человека ощущение трагизма жизни.

1.2 Источники формирования культуры европейского Средневековья

Принято различать внутренние и внешние источники формирования культуры европейского средневековья.

Собственно европейская культура родилась из слияния трех противоречивых внутренних начал:

* наследия античности,

* культуры варваров,

* традиций христианства.

В период становления средневековой культуры выкристаллизовывается определенный тип духовной жизни западноевропейского общества, главная роль в которой начинает принадлежать христианской религии и церкви.

Внешним фактором формирования культуры средневековой Европы является воздействие на нее византийской и арабской культур.

Средневековая культура формировалась в регионе, где еще недавно находился центр мощной римской цивилизации и где продолжали существовать социальные отношения и культура, порожденные ею. В основу средневековой системы образования легла школьная римская традиция, система «семи свободных искусств».

Огромную роль в формировании, становлении и развитии европейской средневековой культуры сыграл среднелатинский язык - язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, образования.

Однако усвоение античного наследия осуществлялось не беспрепятственно и не в широких масштабах. Борьба шла за то, чтобы сберечь лишь незначительную часть культурных ценностей и знаний предшествующей эпохи. Но и это было чрезвычайно важно для становления средневековой культуры, ибо составляло важную часть ее фундамента и таило в себе возможности творческого развития, которые и были реализованы позднее.

Варварами древние греки и римляне называли чужеземцев (barbar - звукоподражание непонятному чужому языку; иное толкование: лат. barba - борода). На протяжении всей античности основное содержание этого термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей «культурным» грекам и римлянам. Однако варвары имели свою самобытную культуру, оказавшую заметное влияние на культуру европейского средневековья.

У народов Западной и Северной Европы сложился героический эпос, заменивший им историю. Варвары обладали своеобразным видением мира, чувством неотделимости от природы, нерасчлененности мира людей и богов. Искусство варваров было, в основном, прикладным - различные орнаментальные украшения оружия, сбруи, утвари, одежды и т.п. с использованием драгоценных камней, перегородчатой эмали, филиграни, - выполненные в «зверином стиле».

Германцы принесли с собой и систему нравственных ценностей, сформированных еще в недрах патриархально-родового строя, где особое значение придавалось идеалам верности, воинского мужества с сакральным отношением к военному предводителю, ритуалу. Все это наложило отпечаток на формирующуюся средневековую культуру.

2. Собор как символ мероприятия в рамках западноевропейской средневековой культуре

2.1 Значение собора в западноевропейском средневековье

В 325 году н. э. Никейский собор официально признал епископат в городах. Поддерживаемые Римской империей, епископы нередко получали в дар от властей обширные земли. Также они присваивали себе многие языческие храмы. После того как Римская империя распалась, церковь продолжала существовать и приобрела в средние века еще большее влияние. Французский историк Жорж Дюби назвал то время «эпохой соборов».

За период с VII по XIV века население Европы утроилось. Такой бурный рост способствовал процветанию городов. Богатые епископские города оказались самым подходящим местом для возведения крупных соборов.

По церковным законам вся жизнь христианина от рождения до смерти должна быть связана с храмом.

В храме все члены парафии должны принимать участие в богослужениях и религиозных обрядах. Поэтому, как только прекратились гонения на христиан, началось строительство христианских святынь. Языческие храмы подлежали разрушению: из-за небольших размеров они были слабо приспособлены для христиан. Новые великие соборы должны были засвидетельствовать могущество христианского учения, подчеркнуть его вселенский характер. Для императоров сооружение больших храмов было одним из доказательств их могущества, никем не превышенного в земной жизни. Просторные соборы подчеркивали величие обновленной церкви. А для язычников, которые оказались на обочине христианского мира, храмы стали свидетельством преимущества христианского Бога над их собственными.

На протяжении веков собор был не только местом, где совершалось богослужение. Для человека эпохи Средневековья собор представлял уменьшенную копию вселенной, символ взаимосвязи неба и земли. Собор - это место, где человек приобщался к макрокосмосу, постигал нравственные ценности, знакомился с миром живописи и музыки. Прав был Е. Н. Трубецкой, который писал о православном храме: «Это гораздо больше, чем дом молитвы, - это целый мир, не тот греховный, хаотический и распавшийся на части мир… а мир, собранный воедино благодатью».

Соборы строились по заказу городских коммун, которые, как правило, не жалели на их возведение денег, поскольку собор был своего рода символ, по нему судили, город. Собор время бывал так велик, что его не могло заполнить и все население города.

В средневековом городе собор долгое время был единственным общественным зданием. Он исполнял роль не только религиозного, идеологического, культурного, просветительского центра, но и административного и в какой-то степени хозяйственного. Позднее появились ратуши и крытые рынки, и часть функций собора перешла к ним, но и тогда он отнюдь не остался только религиозным центром.

Средневековый город был невелик и замкнут стенами. Жители воспринимали его целостно, в ансамбле, - чувство, утраченное в современном городе. Собор определяет архитектурный и пространственный центр города, при любом типе городской планировки паутина улиц тяготела к нему. Как самое высокое здание в городе в случае необходимости он служил сторожевой башней. Соборная площадь была главной, а иногда и единственной. Все жизненно важные публичные действа происходили или начинались на этой площади. Впоследствии, когда рынок из пригорода был перенесен в город и появилась специальная рыночная площадь, она одним из углов часто примыкает к соборной. Так было в ряде городов Германии и Франции: Дрездене, Мейсене, Наумбурге, Монтобане, Монпазье. В городе, помимо главного собора, как правило, были еще и приходские церкви, им передавалась часть функций собора. В больших городах их число могло быть значительным. Так современник отмечает в Лондоне конца XII в. Сто двадцать шесть таких церквей.

Недреманное око церкви сопровождало горожанина от рождения до смерти. Церковь принимала его в общество, и она же помогала ему перейти в загробную жизнь. Церковные таинства и ритуалы были существенной частью повседневной жизни. Крещение, помолвка, брачная церемония, отпевание и погребение, исповедь и причащение - все это связывало горожанина с собором или приходской церковью (в малых городах собор был и приходской церковью), позволяло ощутить себя частью христианского социума. Собор служил и местом захоронения состоятельных граждан, у некоторых там находились замкнутые родовые усыпальницы с надгробными памятниками. Это было не только престижно, но и практично (как отмечают историки, ограбления приходских кладбищ происходило постоянно).

Соборы должны были вмещать все городское население. Собор строился по заказу и на средства городской общины. Постройка и укрепление храма, на которые уходили десятилетия, являлись всенародным делом. Собор являлся средоточием общественной жизни. Перед ним выступали проповедники, спорили профессора и студенты, устраивались театрализованные религиозные представления.

2.2 Романские соборы

Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был прароманский стиль.

Термин «романский» условен. Он возник в XIX в. для обозначения стиля европейского искусства X, XI и XII столетий. Постройки этого времени, преимущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, назывались романскими, т.е. построенными по римскому способу. Романский стиль - выражение эпохи феодальной раздробленности - был распространен прежде всего в искусстве Германии и Франции, представляющих тогда конгломераты отдельных, замкнутых и враждующих между собой феодов (поместий). Неудивительно, что дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает романское искусство. Романский стиль впитал в себя элементы позднеантичного и меровингского искусства. Главными распространителями его прежде всего в области культовой архитектуры были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, скульпторами, декораторами - монахи. Лишь к концу XI в. появились бродячие артели каменотесов-мирян (строителей и скульпторов).

По своим функциям различают два вида романских построек: оборонительные (замки) и культовые (христианские храмы и монастыри). Отдельные романские здания и комплексы обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой или как земное подобие «града божьего», или как наглядное выражение могущества феодального владыки. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты органично вписывались в естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший строительным материалом, весьма удачно сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий исполнен спокойной и торжественной силы.

Поскольку основное количество сохранившихся принципиально важных памятников прароманского и романского стиля являются архитектурными сооружениями, различные стили этого периода часто различаются по архитектурным школам. Архитектура V-VIII веков обычно проста, за исключением зданий в Равенне (Италия), возведенных по византийским правилам. Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением раннехристианского искусства. Круглые или многоугольные соборные церкви, заимствованные из византийской архитектуры, строились в течение прароманского периода; позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии. Наиболее известные и лучше всего проработанные образцы этого типа - собор Сан-Витало византийского императора Юстиниана в Равенне(526-548) и восьмиугольная дворцовая капелла, построенная между 792 и 805 годами Карлом Великим в Ай-ля-Капелле (в наст, время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало. Одним из творений каролингских архитекторов стал вестворк, многоэтажный входной фасад, фланкированный колокольнями, который стали пристраивать к христианским базиликам. Вестворки были прототипами фасадов гигантских романских и готических соборов.

Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Монастыри, характерное религиозное и социальное явление той эпохи, требовали громадных зданий, совмещавших в себе как жилища монахов, так и часовни, помещения для молитв и служб, библиотеки, мастерские. Тщательно проработанные прароманские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино (Италия) монахами-бенедиктинцами.

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко воспламенявшихся деревянных перекрытий прароманских зданий. Введение вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и столбов.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенностях, господствуя над местностью. Внешний вид их отличается четкостью объемов, массивностью, тяжеловесностью, приземистостью. Наиболее полным выражением духа эпохи стал собор.

В плане романский храм имеет четкий латинский крест - прямоугольное здание разделено колоннами или столбами на три продольные части (нефы) и пересечено поперечным нефом - трансептом. Вход в храм находился на узкой стороне здания, удаленной от трансепта. На-против входа средний неф оканчивался полукруглым выступом - апси-дой, где помещался алтарь, самое священное место храма, где проходит богослужение. Все здание ориентируется апсидой на восток.

Ведущее начало здания храма - стена. Массивные и тяжеловесные стены украшались росписями, плоским рельефом и скульптурой, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущество божества. Фигуры приземисты и статичны, изображены в фас, грубо примитивны и произвольны в пропорциях. Однако в них чувствуется мощь и непосредственность, соединение физической и духовной силы.

Наибольшее распространение получили огромные рельефные композиции над порталами храмов. Интересен скульптурный рельеф «Королевский портал» собора в Шартре (1145-1155). В нем представлены характерные для романского искусства сюжеты: «Христос во славе» в тимпане, повествовательные сцены на капителях, образы ангелов, апостолов, аллегорические фигуры, олицетворяющие сельские работы, знаки Зодиака, «свободные искусства» на архивольтах и откосах портала. Синтез этих сюжетов воплотил в себе всю символико-аллегорическую систему христианского мировоззрения.

Высокого развития достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра.

Наиболее характерные памятники романской архитектуры - монастырский комплекс в Клюни (Франция), соборы в Вормсе и Майнце (Германия). Шедевром является ансамбль в Пизе (Италия), который включает в себя собор, «Падающую башню» (звонницу) и баптистерий (крещальню). Стройные аркады, расположенные на стенах в несколько ярусов, облицовка цветным камнем придали ансамблю светлое, праздничное звучание.

2.3 Готический собор как отражение средневековых представлений о мире и Боге

западноевропейский средневековье культура архитектура

Готика (от итал. gotico, букв. - готский, от назв. герм. племени готов) - художественный стиль, возникший во второй половине ХII в. и завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Он сменил романский стиль в связи с наступлением нового этапа средневековья: феодальная раздробленность уступила место централизованным государствам. Борьба городов за независимость от феодалов достигла апогея, расцвела рыцарская культура, обмирщились литература и искусство.

Готическое здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. Основу каркаса составляют звездообразно перекрещивающиеся стрельчатые арки - нервюры, которые опираются внутри помещения на мощные колонны или пучки узких колонн. Распор свода передается вынесенным наружу столбам (контрфорсам) при помощи перекидных арок (аркбутанов). Места соединения аркбутанов с контрфорсами увенчиваются декоративными остроконечными башенками - пинаклями.

Крупнейшие сооружения ранней готики представлены соборами Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр (Франция). Их архитектоника еще несет на себе черты романского стиля. Это проявляется в четком горизонтальном членении фасадов, в грузной тяжеловесности башен, в сдержанной скульптурной декорировке, производящих общее впечат-ление строгости, величия и незыблемости храмов.

Общепризнанными классическими образцами готики, повторенными зодчими во всей Европе, стали соборы в Реймсе и Амьене (Франция). Их фасады, в отличие от ранних сооружений готики, имеют стремительно нарастающую вверх композицию. При сохранении трехчастной фасадной поверхности элементы ее убранства выходят за пределы своих ярусов. Внутреннее пространство хорошо освещено через оконные витражи. Архитектурные детали украшены растительным орнаментом.

Шедеврами зрелой готики являются Кентерберийский собор и Вестминстерское аббатство в Англии, Фрейбургский и Кельнский соборы в Германии. В эпоху поздней готики все больше проявляется стремление к внешним эффектам. Вертикальные членения становятся главными. Усложняется рисунок сводов, применяются звездчатые и сетчатые своды. Готические соборы начинают напоминать «застывший дождь» или «окаменевшее пламя» (отсюда термин «пламенеющая готика»).

Каркасная система готической архитектуры позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами. Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, сложным орнаментом.

С исчезновением глухих стен исчезают и монументальные росписи. Их заменяют витражи - своеобразная живопись из кусков цветных стекол, скрепленных свинцовыми полосками. Витражи заполняют узкие высокие проемы и круглые окна - «розы». Почти бесцветные снаружи, внутри витражи горят насыщенными красками, создавая в интерьере собора необычные художественные эффекты. Пронизанный солнечным светом, витраж в наибольшей степени воплощал представления средневековья об одухотворенности материи.

Наиболее полное представление о витражных ансамблях дает Шартрский собор. Общая поверхность, которую занимали витражи во множестве его обширных проемов, составляла в XIII в. около 2600 кв. метров. И именно этот собор, в отличие от прочих готических храмов, сохранил основную часть витражных ансамблей. В настоящее время его интерьер вмещает 173 витражные композиции общей площадью в две тысячи кв. метров.

Готическое искусство было религиозным по тематике. Ведущее место в культуре того времени занимал собор, вокруг которого сосредотачивалась жизнь средневекового города. В соборе проводились торжественные мероприятия, устраивались религиозные и театральные представления.

В основе готического собора - несколько упрощенная в плане романская базилика, претворенная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить его внутреннее пространство.

Архитекторы добились того, чтобы перекрытие зала стало более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора. Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составляющем как бы его скелет. В нем сочетались три главных архитектурных элемента: свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы, система открытых полуарок, передающих распор свода на мощные контрфорсы, то есть вертикальные, часто сужающиеся кверху выступы стен, увеличивающие устойчивость сооружения.

Стены собора были прорезаны окнами с многоцветными витражами, которые в таинственном полумраке светились яркими красными, синими, желтыми красками создавая особую духовную атмосферу.

Движение собора ввысь подчеркивалось башнями, высокими, порталами и окнами, многочисленными удлиненными статуями, богатыми декоративными деталями.

Небывалый по высоте и размерам собор возвышался над городом и мог вместить порой все его население. Все это оказывало эмоциональное воздействие на верующих.

Один из основных принципов готики - человек, нашедший покой, воспринимает собор, как нечто совершенно нематериальное. Собор способствует достижению человеком этого состояния своей сложностью, синтетичностью, соединяя в себе трагическую аффективность и лиризм, фантастику и реальность, религиозность и сатиру.

Собор был местом соединения многих искусств: скульптуры, архитектуры, театрального искусства (богослужения), музыки (песнопения). Собор сочетал все это, чтобы помочь человеку уйти от непредсказуемости и двойственности окружающего мира, изгнать из души подавленность и страх, прийти к вере. Все пространство собора было подчинено стремлению уйти от земного, пробудить христианина в человеке.

Религиозные сцены соседствуют в убранстве храма с реальной трагичностью человеческой жизни. Это соседство религиозного и мирского в соборе объясняется тем, что церковь к XII - XIII вв. становилась крупнейшим феодалом и была слишком тесно связана со светским миром, чтобы не поддаться его влиянию. Собор, таким образом, сочетал в себе близкие средневековому человеку христианские и жизненные мотивы.

Заключение

После трудностей периода IХ-Х вв. (междоусобицы, постоянные нападения венгров, арабов и норманнов) в ХI в. в Европе начался новый этап развития. Оформлялись феодальные отношения, развивалось ремесло, росли города, усиливалось влияние Церкви. Возросло значение монастырей и их объединений, самое могущественное из которых возглавляло аббатство Клюни. На дорогах Европы появилось множество паломников. В этот период зарождается первый общеевропейский стиль в искусстве - романский (термин появился в ХIХ в.). Основным видом искусства в романский период являлась архитектура.

На смену романской архитектуре пришла готическая. Она символизирует смещение культурного центра из уединенных монастырей в шумные кварталы средневекового города, духовным центром которого становится собор. Городской собор так же, как и монастырь, выполнявший прежде всего религиозные функции, превращается в носителя новой архитектуры. Таким образом, готический собор являлся важнейшим проявлением новой эпохи в культурном развитии народов Западной Европы.

Вопреки общепринятому в наши дни мнению, подавляющее большинство средневековых соборов не принадлежало ни церкви, ни знати. Средневековый собор был средоточием общественной жизни. Каждый мог придти туда, в первую очередь для того, чтобы помолиться, но и для того, чтобы просто поесть и даже поспать. Люди приходили туда со своими собаками; там происходили шумные обсуждения разнообразных проблем, читались лекции, проходили мистерии - театрализованные представления на библейские сюжеты, заключались особо важные договоры. Прямо у входа в одну из часовен даже лечили больных. То есть это было место, где официально лечили врачи - не случайно поэтому, что до 1454 года медицинский факультет официально помещался в Нотр-Дам Парижа. Соборы принадлежали всем гражданам города, они же их и содержали.

Список использованной литературы

1. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1999. - 241 с.

2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998. - 247 с.

3. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001. - 315 с.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1985. Вып. 1 - 321 с.

5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998. - 542 с.

6. История искусства зарубежных стран: Средние века, Возрождение. М., 1992. - 215 с.

7. Кондрашов В.А. Этика, Чичина Е.А. Эстетика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 341 с.

8. Культурология. / Под ред. Багдасарьян Н.Г. 2001, 3-е изд., 511 с.

9. Культурология. / автор-составитель Гуревич П.С. 2003, 336 с.

10. Культурология. / под ред. Драча Г.В. 2002, 608 с.

11. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981. - 211 с.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru