Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Смысл и содержание понятия "культура"

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

/

Петербургский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Культурологии»

Реферат

Смысл и содержание понятия «культура»

Выполнил

Студент

Шаблакова Екатерина Ивановна

гр. ЭУТ

10-ЭУТк-67

Руководитель

Березовская Ирина Петровна

Санкт-Петербург 2011г.

Введение

Почему тема о культурологии столь актуальна сегодня? Дело не только в том, что ею накоплены интересные факты и открытия. И даже не в том, что она изучает культуру, -- это чрезвычайно разноликий и предельно значимый для человечества феномен. К культуре проявляют интерес философия, социология, этнология, этнография, история, семиотика, различные направления антропологии. Еще недавно наши общественные науки, пытаясь раскрыть содержание социальных процессов, динамики истории, обходились вообще без рассмотрения культурных явлений, и многие скрытые аспекты жизни общества ускользали от их внимания. В результате важнейшие тенденции, относящиеся к жизни человечества, не принимались в расчет.

Постепенно в гуманитарное сознание входила идея, согласно которой вообще все общественные процессы начинаются с преображения культуры. Культура охватывает широкий спектр деятельности человека: традиции, ценности, быт, стиль поведения.

Цель данной работы: объяснить, в чем смысл понятия «культура», каково его содержание.

Для достижения цели ставим следующий ряд задач: изучить литературу и другую информацию по теме; объяснить, что представляет собой наука культурология; раскрыть понятие «культура», выделив основные его аспекты, кратко ознакомиться с историческим развитием данного понятия, понять что есть структура и содержание культуры; сделать выводы, объясняющие в чем смысл понятия «культура», каково его содержание.

План данного реферата представлен следующим образом: в первой его главе мы знакомимся с культурологией, как наукой о культуре, что является, по сути, подготовительным трамплином, с которого легче будет перейти к раскрытию такого понятия, как «культура»; во второй главе мы представляем ряд определений культуры, которые даны известными учеными и философами разных времен, знакомимся с аспектами культуры и наблюдаем, какой смысл вкладывали в разное время люди в понятие «культура», каковы современные подходы к данному понятию, а также разбираемся какие есть виды культуры, какова ее природа.

1. Культурология как наука

Культурология -- одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой. 1

Впервые этот термин был предложен немецким философом Оствальдом в 1909 году, который под «культурологией» понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры.

Предметом культурологии является происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, изучает взаимодействие элементов культуры: традиций, норм, обычаев, социальных институтов, культурных кодов, идеологий, изучает разумную человеческую форму существования.

Среди основных задач культурологии выделяются следующие: анализ культуры как системы культурных феноменов; выделение типов связей между элементами культуры; исследование типологии культур и культурных единиц; разрешение проблем социокультурной динамики; исследование культурных кодов и коммуникаций.

Культурология в нынешнем ее видении представляется как наука о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом.

Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, «живые» памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в создании, сохранении и передаче культурных ценностей.

Под культурологией понимают науку, которая описывает, классифицирует и объясняет феномен культуры в совокупности его ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных характеристик.

К собственно культурологическим могут быть отнесены лишь те исследования, в которых культура представлена как целостный объект познания.

Структурно культурологические науки могут быть сгруппированы в три блока: гуманитарно-культуроведческие, осуществляющие в основном описание культурных объектов и их классификацию по внешним признакам; социально-культурологические, осуществляющие научную систематизацию культурных явлений по их сущностным признакам и объяснение их генезиса и функций, а также их места в системе иных явлений; прикладные культурологические, разрабатывающие технологии и методы трансляции культурных норм и ценностей. 2

Исходной проблемой культурологии является проблема: что же такое, собственно, культура? Сегодня исследователи насчитывают более 500 определений и понятия «культуры».

Самое короткое и самое емкое определение предложил американский ученый М. Херсковиц: «Культура -- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)». 3 Условно выделяют материальную культуру (материальные орудия, продукты человеческого труда, технику, жилища и т. п.) и духовную культуру (искусство, науку, религию, идеологию, нормы морали и поведения, формы образования и воспитания).

Первоначально слово «культура» восходит к латинскому «cultura», что означает возделывание. Впоследствии, в V в. до н. э., знаменитым Цицероном этот термин был перенесен на человека и стал означать его воспитание и образование.

Заслуга Цицерона состоит в том, что именно он впервые применил слово «cultura» в переносном смысле -- применительно к воздействию на человеческий ум. И сразу же «cultura» стала противостоять другому латинскому понятию -- «natura», т. е. природа. В данном контексте слово «культура» стало означать явление внеприродное. Именно с тех пор мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Основываясь на этом первоначальном значении введенного в обиход термина, исследователи достаточно единодушно в самом широком смысле слова под культурой понимают все то, что создается, используется, совершенствуется человеком. Видимо, это дало основание великому немецкому философу Гегелю дать следующее определение культуры: «Культура -- это созданная человеком «вторая природа».4

2. Аспекты культуры

С одной стороны, культура может пониматься очень широко, характеризуя все основные сферы жизнедеятельности человека. С другой стороны, расширенное толкование понятия «культура», может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень емким понятием -- «общество». Будучи очень близкими, они, тем не менее, не тождественны.

Само понятие «культура», постоянно меняется и развивается.

То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, то позднее -- перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Но, когда человек поставил на поток их производство, -- это перестало быть фактом культуры. Или вот такое великое культурное событие, как изобретение человеком письма. Сегодня же, согласимся, человек, пишущий на заборе матерные слова, создает все, что угодно, но только не культуру.

Учитывая вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления. В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие аспекты: генетический; гносеологический; аксиологический; гуманистический; нормативный; социологический.

В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве измерения общества. «Культура, -- писал Альберт Швейцер, -- это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения. Исходя из этого понимания, нередко дают следующее определение: «Культура -- это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин). В этом и заключается суть аксиологического (ценностного) аспекта культуры.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда такое определение: «Культура -- это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М. Межуев).

В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т. д.). Это -- тоже культура.

В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Здесь можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений: «Культура -- это особое измерение общества...» (А. Кребер). «Культура -- это есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии...» (А. Швейцер). «Культура -- это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян). 5

2.2 Историческое развитие понятия «культура»

В античности культура понимается как воспитание меры, гармонии и порядка, формирование культурного человека, личности, идеала человека. В системе образования формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися ценностными ориентациями (идеал человека).

В средние века складывается христианская культура, которая понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом.

В 17 веке культура понимается как результат собственных человеческих свершений; то, что возвышает человека.

В 18-19 вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена.

Так, немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения. Аналогичных взглядов придерживался и другой мыслитель -- Вильгельм фон Гумбольдт, утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла.

В такой трактовке понятие «культура» тесно переплеталось с понятием «прогресс». И. Кант называл культурой совершенство разума и понимал прогресс как развитие культуры и человека.

К. Маркс в качестве глубинного основания культуры рассматривает материальное производство. Результатом такого производства является материальная культура, которая признается «первичной» по отношению к культуре духовной, обеспечивает накопление и передачу прогрессивных ценностей и традиций. Таким образом, К. Маркс одним из первых раскрыл и обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, ее способность связывать историю человечества в единый целостный процесс.

В 18-19 веках исследователи рассматривали общество и культуру как биологический организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы -- физиологическим процессам. 6

Таким образом, «классическая модель» культуры в лице французских, немецких просветителей, немецкой классической философии и марксизма утверждала, что Разум - есть двигатель Мировой Истории, а культура подобно биологическому организму проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти.

В XX веке стали популярными идеи о неравенстве и равенстве культур. Во второй половине XX столетия все же пришли к тому, что нельзя определить какая из культур лучше или хуже, более или менее развита.

Современная концепция культуры -- «постклассическая модель» -- выражает разочарование в возможностях человеческого разума.

Современные подходы к пониманию культуры:

1) Аксиологический. Культура -- совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.

2) Деятельностный. Культура -- способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития всей общественной жизни людей, это универсальное свойство общественной жизни.

3) Личностно-атрибутивный. Культура -- характеристика самого человека.

4) Информационно-знаковый. Культура -- совокупность знаков и знаковых систем, символов.

5) Социологический. Культура -- подсистема общества, которая выполняет функцию управления общественными процессами на нормативно-вербальном уровне. 7

Итак, из всего вышеизложенного материала, становится ясно, что, такое многогранное понятие, как культура имеет коммуникативную природу (культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе людей, в которой люди общаются), и природу символическую (культура -- совокупность текстов, унаследованных символов).

Можно выделить:

1) результаты культурной деятельности (произведения литературы, живописи и т. п.);

2) дух культуры (менталитет);

3) коммуникативный слой культуры (нормы общения, институты образования, воспитания и т. п.);

4) основы культуры (язык, психологический склад нации, принятая в обществе символика).

Становится понятно, что субъектами культуры могут быть:

1) личность (культура личности);

2) социальная группа (молодежная культура и т. п.);

3) социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);

4) социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая культура, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.);

5) классы (пролетарская культура, буржуазная культура);

6) этносы (национальная культура, русская культура и т. п.);

7) региональные сообщества (культура Запада и Востока);

8) человечество в целом (общечеловеческая культура).

Так, компоненты культуры: средства и орудия труда; язык; религия; этика, нравственность; социальное устройство; нормы, законы; искусство; наука; философия; техника и предметы быта.

2.3 Структура и содержание культуры

В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры.

В едином поле культуры выделяются два уровня: специализированный и обыденный. Обыденная культура -- совокупность идей, норм поведения, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей. Специализированный уровень культуры подразделяется на кумулятивный и трансляционный. 8 На кумулятивном уровне располагаются культура хозяйственная, политическая, правовая, философская, религиозная, научно-техническая, художественная. Каждому из этих элементов на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Например, правовой культуре соответствует мораль, философии -- обыденное мировоззрение, и т. д.

На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информацией.

Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют каналы связи: 1) сфера образования, где традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются последующим поколениям; 2) средства массовой коммуникации, где осуществляется взаимодействие между «высокими научными ценностями» и ценностями повседневной жизни, произведениями искусства и массовой культурой; 3) социальные институты, учреждения культуры, где знания о культуре и культурные ценности становятся доступными для широкой публики.

Культуру также подразделяют на три вида: культура массовая, элитарная и народная. Массовая культура -- форма культуры, произведения которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики без учета региональных, религиозных или классовых различий. Элитарная культура включает изящные искусства, классическую музыку и литературу, созданные талантливыми профессионалами, предназначенные для образованных или высших слоев общества. Народная культура создается творцами из народа, остается безымянной (неизвестно имя автора), отражает духовные поиски народа.9

Культурологи считают, что культура бывает материальной, либо духовной. Однако, надо помнить, что есть виды культур, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывая всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

В рамках культуры общества можно выделить субкультуры, системы символов, ценностей, убеждений, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-то социальную группу от культуры большинства общества. Можно выделить западные, восточные, национальные, профессиональные, конфессиональные религиозные субкультуры. А религиозные культуры, в свою очередь, делятся, как мы знаем, на: православную, католическую, протестантскую, мусульманскую и буддийскую.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей, например, классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная, и т. п. Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры.

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура, как человекоформирующее явление, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Наконец, есть еще одно деление -- по признаку актуальности культуры. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Актуальность культуры -- это живой, непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

Таким образом, структура, как и содержание культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

«Культура -- возделывание души человека»

Цицерон

философия марксизм культура просветитель

Заключение

Итак, в ходе данной работы, поэтапно решая поставленные задачи, мы пришли к цели, и попытаемся объяснить в чем смысл понятия «культура», каково его содержание.

Мы выяснили, что определение культуры весьма неоднозначно. Неслучайно ведь существуют более сотни определений данного термина. Как раз поэтому, по мнению многих философов, поймать смысл этого понятия невозможно. Ведь под словом «культура» можно подразумевать совершенно разные вещи, - их понимание во многом зависит и от уровня образования рассуждающего, да и, вообще, от целей и задач контекста разговора. Культура - действительно понятие многогранное. Это можно объяснить и широтой использования термина «культура» в разных дисциплинах, и тем, насколько разнообразны представления о культуре среди людей.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов. Мы должны понимать, что культура не существует вне человека. Более того, она охватывает все сферы жизни людей. Сущность культуры, ее подлинный смысл, содержание ее в новейших исследованиях культурологов можно представить следующим образом. Культура есть характеристика жизнедеятельности личности, группы, общества в целом, является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы и раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

«Культура - возделывание души человека», - так говорил великий древний мыслитель Цицерон, и в этом, пожалуй, и открывается смысл, предназначение культуры. Культура пробуждает в нас человечность и стремление к совершенству, что есть высшая ценность.

Библиографический список

1. Быстров А.Н. Мир культуры. Основы культурологии. Учеб пособие. М.,2009

2. Гуревич П.С. Культурология. - М., 2003.

3. Есин А.В. Введение в культурологию. Основные понятия культурологи в систематическом изложении: Учеб. пособие. М., 2005

4. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2007.

5. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2006.

6. Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. - М., 2005.

7. Малюга Ю.Я. Культурология. Учеб. пособие. М., 2008

8. Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. - Ростов-на-Дону, 2006

9. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2008.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru