Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Серия текстильных композиций на тему "Город белых ночей"

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Министерство образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А»

Учебно-методический центр среднего профессионального и дополнительного образования

Института социального и производительного менеджмента

Специальность: 070802 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Серия текстильных композиций на тему « Город белых ночей»

Саратов 2013

Содержание

Введение

Художественно - историческая глава

Технологическая глава

Экономический раздел

Методическая глава

Список используемой литературы

Введение

Дипломная работа на тему «Белые ночи» представляет собой серию тематических работ, которые выполнены в технике ручного ткачества и художественной росписи ткани. Комплект работ включает в себя четыре панно. Три батика одинакового размера и один гобелен.

Цель дипломной работы - систематизировать и закрепить все полученные знания за весь срок обучения, а так же продемонстрировать навыки применяемых техник и узнать дополнительные сведения о истории Санкт-Петербурга, собрать графический материал на выбранную тему, а так же углубить и закрепить свои знания о ручном ткачестве и художественной росписи по ткани.

Комплект включает в себя работы, эскизы, в которых использованы предметы, характеризующие тематику дипломного проекта. Использовались в основном архитектурные формы.

Основная идея - передать особую атмосферу города, его неповторимый архитектурный стиль, красоту северной столицы. При этом использован сдержанный, не яркий колорит в работах. Использовались фактуры, которые мягко сочетаются друг с другом, резко не контрастируя между собой.

Петербург - это город-вдохновитель. Он обладает творческой энергией, ведь на берегах Невы жили и творили многие великие люди. Петербург влюбляет в себя. Никто не может, хоть раз побывав в этом городе, остаться к нему равнодушным. Почти все его обожают и восхищаются им. Санкт Петербург имеет множество символических названий. Его называют Северной Венецией, за обилие рек и каналов. Северной Пальмирой, за неповторимую красоту. Северной столицей, так как на протяжении более 200 - т лет, город выполнял функции российской столицы. Но наиболее часто можно услышать , как Санкт-Петербург называют «Городом белых ночей».

Началом белых ночей в Санкт-Петербурге принято считать 25-26 мая. В это время солнце опускается на горизонт не более, чем на 9 градусов, поэтому не бывает полной темноты, и вся ночь состоит из сумерек. Самое светлое время приходится на 21-22 июня, когда продолжительность дня составляет 18 часов 53 минуты. Концом белых ночей принято считать 16-17 июля. В период белых ночей в Санкт-Петербурге проходят многочисленные праздники и фестивали. Некоторыми из них являются 'День города' и праздник выпускников 'Алые паруса', традиционно отмечающийся с 2005 года. Белые ночи весьма распространенное природное явление, которое наблюдается во многих городах мира.

В России белые ночи бывают в Нижневартовске, Сургуте, Череповце, Вологде, Петрозаводске, Архангельске, Северодвинске, Нарьян-Маре, Мурманске и др.. Но только Санкт-Петербург получил символическое название «Город белых ночей», во многом благодаря литературе. Достаточно упомянуть поэзию А.С.Пушкина, Н.Агнивцева и повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи».

Именно в период белых ночей Петербург пронизан романтическим настроением , горожане и гости ненадолго забывают про будничную суету и превращаются в мечтателей. На фоне белых ночей знаменитые ансамбли, дворцы, храмы, мосты, памятники и ограды города не только поражают внешним обликом, но и создают внутренне незабываемое ощущение сказочности и нереальности ,когда кажется, что исполнятся все желания.

О белых ночах ни один раз писал Александр Сергеевич Пушкин. Вот один отрывок из его поэмы 'Медный всадник', в котором описывается это невероятное явление:

'Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.'

Белые ночи в Санкт-Петербурге придают городу уникальность и неповторимость. Они привлекают туристов и доставляют радость жителям. Они вдохновляют писателей и поэтов на создание произведений. Читая об этом, возникает желание самому поехать в город белых ночей и своими глазами увидеть его неимоверную красоту.

Художественно-историческая глава

Санкт-Петербург был заложен 27 мая 1703 года. Очень интересно то, что название города составлено из двух слов, каждое из которых имеет свой смысл. Санкт - с латинского «святой»; Петр - имя апостола, означающее по-гречески «камень» и бург (бурх) - по-немецки «город». Так, в этом названии слились воедино имя царя Петра, его святого покровителя и культура Древней Греции и Рима, Германии и Голландии. По приказу Петра I Санкт-Петербург уже в 1712 году стал столицей России. Он был ею на протяжении двух веков. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград...

Санкт-Петербург - особенный город. Начинаешь чувствовать его особую атмосферу уже за много километров. Природа Петербурга очень своеобразна. В ней сочетаются лучшие черты средней полосы России и русского севера. Серые тона, морской прохладный воздух, вытянутые, «худощавые», «голенастые» деревья - все это создает особый неповторимый колорит.

Сам город расположен на нескольких островах. Конечно же, это влияет на все: на природу, климат, архитектуру. Климат Петербурга похож на климат Англии. Та же туманность, сырость. Недаром Петербург называют «туманным Альбионом». Но во всем этом заключается особенное настроение!

Коренные петербуржцы - особый народ. Они высоки, худощавы, часто светловолосы. У них бледная кожа и голубые глаза. Во многом истинные жители Петербурга похожи на скандинавов. Это неслучайно. Природные условия наших стран похожи, похожа и внешность их обитателей.

Вошла в поговорку образованность и культурный уровень настоящих петербуржцев. Они несколько консервативны, до сих пор называют подъезд «парадной», а бордюр «параберик». Петербуржские бабушки прекрасно знают классическую литературу, цитируют Пушкина и Лермонтова, рассуждают о Набокове. Не все, конечно. Но многие… Санкт-Петербург славится своими мостами. У каждого из них своя история, своя душа. Многие из этих мостов разводятся для того, чтобы под ними могли пройти пароходы и корабли. Каждый мост разводится по-своему. Это такое захватывающее зрелище, что привлекает огромное количество зрителей. Это не только туристы, но и коренные жители города.

Санкт-Петербург всегда был культурным центром России. Это город-музей, ведь в нем сосредоточено огромное количество культурных памятников. На каждом шагу, в любом уголке этого города ты сталкиваешься с произведениями искусства. Например, сейчас в домах 19 и даже 18 века расположены современные магазины и офисы. Это производит какое-то странное ощущение. С одной стороны, такая «смесь», столкновение времен немного коробит. С другой - создает неповторимую атмосферу, флер, свойственный только городу на Неве, по крайней мере, в России.

Наверное тот, кто живёт в Петербурге перестаёт замечать красоту этого города, его уникальность. Но если задуматься, то захватывает дух от такого ежедневного столкновения с историей. Ведь их окружают дворцы и имения людей, вписавших в историю свои имена «золотыми буквами». По мостовой, где идут они сейчас, когда-то шагал Пушкин, и в его голове слагались стихи, которые мы когда-то изучали в школе.

С удивлением обнаруживаешь, что в Петербурге есть все, что касается истории не только нашей страны, и но и всего мира. Здесь можно увидеть крупнейшие собрания чучел, картины Рембрандта, артиллерийские орудия, заспиртованных в склянках младенцев, модели парусных судов, фонтаны-шутихи. Да чего только здесь не встретишь! Воистину, Санкт-Петербург - это колоссальный склад старой культуры, которая не чурается современности, а как бы скромно предлагает нам, детям 21 столетия свои сокровища, говоря: « Берите, люди! Но не растеряйте, не раскидайте по мелочам, сохраните для своих детей…» В городе очень много музеев, «царем» которых по праву считается Эрмитаж. В нем хранится 3 миллиона (!) экспонатов. Мне кажется, и за целую жизнь не обойдешь все красоты человеческих творений!

Петербург, конечно же, необыкновенно хорош с воды. Только плывя по Неве, ее каналам, можно оценить всю прелесть мостов, набережной, городской архитектуры.

Но прекрасен не только сам город, но и его пригороды. Один из самых блестящих пригородов Петербурга - Царское Село. Первоначально это была летняя резиденция императрицы Екатерины I. Именно при ней здесь выросли два уездных городка: собственно Царское Село и София. Оба они были населены в свое время дворцовыми служителями и гвардейцами. В Императорском лицее, который находился в Царском Селе, учились Александр Пушкин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Федор Матюшкин, Константин Данзас. А здешние мужская и женская гимназии стали альма-матер для Анны Ахматовой, Николая Гумилева. Отсюда, из нашей тревожной современности, переменчивой моды и настроений начинаешь понимать, что по -другому они написать не могли, впитав красоту и таинства великого града…

Сейчас Царское Село носит название город Пушкин. Он был практически полностью разрушен в годы второй мировой войны. Но после победы советских войск были восстановлены многие памятники культуры, находящиеся там, - Гостиный Двор, собор святой Софии, дача великого князя Бориса Владимировича, которая считается первой постройкой петербургского модерна, и дача Кочубея. Как отрадно, что у наших современников хватило разума восстановить, спасти от забвения эту величественную красоту, которая уже столько лет даёт нам, россиянам, право гордиться ею! Но больше всего из пригородов Петербурга поражает Петергоф. Он делится на две части: Нижний и Верхний парк. В Нижнем парке находится крупнейший в мире фонтанный комплекс: четыре каскада и два десятка отдельно стоящих фонтанов. Находясь там, действительно веришь в сказку, которая врывается в нашу суету и делает людей добрее, увереннее, ведь за нашими плечами такие творения, такое наследие, а значит, такие люди! Современный Питер … Хотя в нем миллионы людей и машин, но Питер какой-то несуетливый. Он величественный! Не зря его до сих пор считают столицей, таинственной «северной».

Петербургу посвящены многие строки великих поэтов, в разное время живших в этом городе. Хрестоматийными стали строки Пушкина из поэмы «Медный всадник»:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

Лучше классика невозможно выразить свои чувства

Архитектура Санкт-Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII--XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы -- самой молодой столицей.

Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного менталитета, вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию. Благодаря преемственности многовекового российского и западноевропейского градостроительного опыта эти особенности сформировали уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.

Среди зданий Санкт-Петербурга можно насчитать представителей до 15 архитектурных стилей. Основными же стилями считаются барокко (две основные разновидности: «петровское барокко», характерное для начала XVIII века, и в середине того же века «елизаветинское барокко»), классицизм (конец XVIII века), ампир (начало XIX века), эклектика (середина и конец XIX века), модерн (начало XX века), конструктивизм (XX век) и др.

Петровский Петербург («петровское барокко»)

Петербург начал застраиваться в Северную войну, и поэтому на архитектурные шедевры не было времени. Во всем господствовали простота и деловитость.

Первыми зодчими Петербурга были иностранцы. Ими возведены здания, объединившие передовые веяния в архитектуре и специфичность русской культуры.

Главная особенность петербургской архитектуры этих лет - использование в оформлении зданий монументально-декоративной скульптуры. В создании художественного убранства ряда сооружений принимали участие А. Шлюттер, Б.-К.Растрелли, Н. Пино и другие мастера.

Одна из самых ярких примет петровского Петербурга - шпилевидные завершения колоколен и башен (Петропавловский собор, Адмиралтейство и др.). Эти лёгкие стремительные вертикали преобразили пейзаж равнинных берегов.

На архитектуру города очень повлияло голландское зодчество. Получившийся архитектурный стиль иногда ошибочно называют Петровское барокко, хотя 'барокко', в то время, не существовало даже в Европе. Этому стилю свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.

Елизаветинское барокко. Стиль барокко достиг общественного признания и популярности в середине в середине XVIII века. Для этого периода характерно строительство дворцов, усадеб, храмов.

Высокое барокко выражало абсолютизм и олицетворяло государственное могущество России. Стиль 'Елизаветинское барокко' характерен неисчерпаемым разнообразием декоративного убранства, пространственный размах и ясность планировочных решений, живописная пластика и напряжённая динамика форм.

Для усиления рельефа стен, обогащения светотеневой игры масс использовались ордерные элементы - пилястры и трёхчетвертные колонны. Контрастные цветовые сочетания в отделке зданий подчеркивали праздничную декоративность. В искусстве интерьера особенно наглядно проявилась тяга барокко к зрелищным эффектам.

Начали возрождаться некоторые традиции древнерусского зодчества в 1740-1750 годах. Так, авторы церковных зданий возвращались к центрическим крестово-купольным планам и пятиглавым завершениям. Были созданы первые пятиглавые храмы Петербурга по проектам П. А.Трезини.

Благодаря архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, великому мастеру стиля 'Елизаветинское барокко', были возведены императорские резиденции в городе и его окрестностях. В числе которых знаменитый Зимний дворец, а так же Воронцовский и Строгановский дворцы.

Классицизм. На смену барокко с 60-х годов XVIII века приходит новый стиль - классицизм. Развитие классицизма происходило в три этапа: ранний классицизм, зрелый классицизм и высокий классицизм.

Художественной системе классицизма были свойственны монументальная простота и ясная гармония, рационалистическая упорядоченность. Была основана на наследии античности и Ренессанса.

Определяющие качества раннего классицизма (1760-1770 гг.) - чёткость объёмной композиции, уплощённость фасадов, сдержанность убранства, строгий ритм ордерных элементов.

Одни из лучших и выдающихся строений эпохи раннего классицизма - это Гостиный двор, Малый Эрмитаж, арка Новой Голландии (все Ж.Б.Валлен-Деламот), Академия художеств (арх. А.Ф.Коридоров и Ж. Б. Валлен-Деламот), Мраморный дворец (арх. А.Ринальди) и др.

Ампир. В 1800-1830 годах появился новый архитектурный стиль под названием 'высокий классицизм'. Иногда он определяется также термином 'ампир'. Новый стиль выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество России. Строительство крупных общественных зданий вышло на первый план. Кульминационного уровня достигло взаимодействия зодчества с монументальной скульптурой, раскрывавшей и конкретизировавшей идейно-образное содержание сооружений. Увеличилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений.

Открывает период высокого классицизма шедевр А.Н.Воронихина - Казанский собор. Сооружение раскрыто к Невскому пр., организует прилегающие площади, сквозь боковые части его колоннад проходят проезды. В архитектурную композицию органично включена скульптура работы И.П.Мартоса, И.П.Прокофьева, С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского.

Эклектика. Поздний классицизм со временем приобрёл черты официальности. На смену ему пришла в условиях распада феодально-крепостнической формации и становления капиталистических отношений эклектика (эклектизм).

Эклектика основывалась на произвольном сочетании приёмов и форм различных исторических стилей и свободном выборе, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями.

А. П. Брюллов являлся одним из первых зодчих, работавших в этом стиле. А. И. Штакеншнейдер был ведущим мастером середины XIX века, продемонстрировавший в построенных им дворцах виртуозное владение формами барокко, ренессанса и античности. По тому же пути шла и декоративная пластика. Скульптор Д. И. Иенсен оформил фасады многих зданий.

Для раннего этапа эклектики (1830-1860 гг.) характерен романтический стиль, заключающийся в разнообразии и 'умном выборе' исторических прототипов. Они должны были ассоциативно раскрывать назначение и характер зданий. Так, для православных храмов привлекались, как правило, формы древнерусского или византийского зодчества, для лютеранских церквей - готики, для общественных зданий - ренессанса, для дворцов и особняков - ренессанса и барокко.

Модерн. В архитектуре Петербурга появился новый стиль - модерн, когда капитализм на рубеже XIX-XX вв. перешел на завершающую стадию - империализм.

Новый стиль в Петербурге развивался с конца 1890-х и до 1910-х годов.

Для раннего периода модерна свойственно криволинейность очертаний, стилизованный рисунок, текучесть форм. В отделке широко использовались мозаика, скульптурный рельеф, художественный металл, майолика и витражи.

Зрелый модерн связан с рационалистичностью, строгостью, изысканной сдержанностью.

Выдающимися мастерами петербургского модерна были В. В. Шауб, К. К. Шмидт, Р. Ф. Мельцер, Г. В. Барановский.

Группа зодчих - Ф. И. Лидваль, Н. В. Васильев, А. Ф. Бубарь, И. А. Претро - примыкала к 'северному' модерну - своеобразному варианту стиля, в котором функциональная логика сочетались с мощной пластикой объёмов, романтичной трактовкой образа, живописным силуэтом, богатой палитрой естественных и искусственных материалов.

В формах нового стиля было создано одно из оригинальных произведений монументальной скульптуры - памятник 'Стерегущему' (автор К.В.Изенберг).

Сторонники модерна стремились к всеобщему обновлению и эстетическому преображению среды, к поиску нетрадиционных средств выразительности, к органической целостности сооружений, то есть к внутреннему единству функций и образа. Поиски новизны переплетались с романтической стилизацией средневекового зодчества.

Конструктивизм. В архитектуре 1920 1930-х гг. господствующее положение занял конструктивизм оригинальный вариант общеевропейского течения функционализма. Однако период развития конструктивизма был недолгим, строительная деятельность велась преимущественно на окраинах города, практически не затронув его исторического центра (корпуса фабрики Красное Знамя; фрагменты в застройке пл. Стачек).

Произведения ленинградских архитекторов второй половины 1930 1950-х гг. были ориентированы на возрождение классического наследия. Возродился ансамблевый подход к застройке, тяга к эффектной монументальности и образной выразительности, постепенно перераставшие во внешнюю парадность. Именно тогда родился термин, определивший застройку этого периода как сталинский ампир, типичным примером которого стали многоквартирные жилые дома на Московском проспекте за парком Победы.

Отказ от сталинского ампира произошел в начале 1960-х гг., ознаменовав возврат к прерванной традиции конструктивизма и приобщение к международному опыту. За последние десятилетия по результатам разработок многочисленных архитектурных мастерских возведены так называемые спальные районы, в том числе Ржевка и озеро Долгое, грандиозный новый комплекс больницы Кировского завода, жилая застройка от станции метро Приморская до начала Морской набережной и многое другое.

Ар Нуво. Одно из первых направлений рубежа XIX-XX вв. Для него характерно выявление функционально-конструктивной основы здания, разрушение Кононов ордерной эклектики, вообще отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей «ковкости» металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это, несомненно, привело к новому образу зданий, таких, как доходные дома, богатые особняки, театры, вокзалы.

За два с половиной столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира. Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды - Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов. В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей - площадей, улиц, набережных, парков. Со времени своего основания город развивался как новая столица и новый морской порт выходящего на мировую арену крупнейшего государства, что и предопределило его быстрый рост и создание в нем крупных ансамблей.

Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами. Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней. Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у водного зеркала Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения. Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве. Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава - Большую Неву и Малую Неву, - комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей - Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города. Город расположен на ровной низменной поверхности. Это позволило в условиях государственного регулирования строительства до середины 19 века осуществить сравнительно ровную по высоте застройку города, акцентируемую местами высотными композициями. Некоторые из них - шпиль Петропавловского собора, 'Адмиралтейская игла', купол Исаакиевского собора - сверкают золотом, доминируя над городом, и хорошо видны с больших расстояний - с моря, с Пулковских высот и других точек, находящихся за пределами города. Типичны для Санкт-Петербурга широко раскрывающиеся величественные перспективы Невы, больших парадных площадей - Марсова поля, Дворцовой площади, прямых, просторных проспектов - Невского, Московского, проспекта Стачек и других. Вместе с тем в городе часто встречаются и более скромные по размерам, но по-своему прекрасные площади, скверы, улицы, набережные каналов, - такие, как пл. Искусств, пл. Островского; ул. Петра Лаврова, Пушкинская ул. и другие. Улицы города, как правило, прямые и в большинстве своем достаточно широкие. В этом одно из его отличий от многих европейских городов, сложившихся не только в средине века, но и в более позднее время. Облик города во многом определяют мощная полноводная река Нева, многочисленные малые реки и каналы, гранитные набережные, разнообразные мосты.

Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей. Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов - желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и других - и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.

Большой вклад в создание архитектурного лица Петербурга вложил талантливый градостроитель П.М, Еропкин, который в 1737-1740 годах разработал очень грамотный план перестройки и дальнейшего развития города. Самые главные детали этого плана были успешно исполнены и сохранились до нашего времени.

Среди архитекторов, оставивших свой след в судьбе Санкт-Петербурга такие прославленные имена как: Трезини, Растрелли, Квасов, Воронихин, Росси, Стасов, Кваренги, Монфферан.

Прозванный в старину 'Северной Пальмирой', Санкт-Петербург красив и зимой, когда снег толстым пушистым слоем лежит на карнизах его замечательных зданий, а серебристый иней покрывает гранит монументов. Естественные условия города глубоко понимали и умели хорошо использовать в своей архитектурно-градостроительной деятельности лучшие зодчие, осуществлявшие застройку города в 18 - первой половине 19 вв. и в последующее время.

Технологическая глава

Технология ручного ткачества. Ручное ткачество -- это переплетение нитей утка с нитями основы в различных техниках.

Для того, чтобы выткать гобелен мне понадобятся следующие материалы: синтетические и натуральные нити различной толщины и цветов, шерстяные нити, льняные нити; а также следующее оборудование: деревянная рама с гвоздями, стул, ножницы, штопальная игла.

Для начала работы мне необходимо по краям рамы нужного мне размера набить гвозди небольшого диаметра в шахматном порядке в два ряда. Расстояние между гвоздями составляет 5 мм. Этого расстояния оптимально для выполнения работы такой сложности. На эти гвозди я натягиваю нити основы от верхнего ряда к нижнему по всей длине рамы. Для натяжения раму располагаю вертикально. Нити натягиваю сверху вниз, огибая петлей каждый гвоздь. Нити должны быть достаточно сильно натянуты, так как при дальнейшем ходе работы они могут немного растянуться.

Итак, на 1 квадратный сантиметр получаются 2 нити основы. Этот оптимальный вариант позволит мне с наибольшим удобством ткать вручную и при этом добиваться достаточной плотности изделия. Внизу натянутой основы располагаю полоску плотного картона (5-7 см). Полоска картона протягиваю через всю основу в шахматном порядке для того, чтобы готовое изделие удобней было завязывать нити основы для закрепления нитей утка. Далее делаю кромку, которая тоже поможет закрепить изделие и не допустит его распускания. Кромку можно делать из тех же нитей, что и нити основы или же другими близкими по колориту к самому будущему изделию. Кромка делаю примерно в 10 рядов. Также в последствии за кромку можно будет прикрепить изделие к подрамнику при оформлении. Далее с обратной стороны рамы креплю картон с эскизом работы.

Нижний край эскиза должен начинаться от верхнего края кромки.

После того как картон, закреплен подбираю нити подходящие по цвету, фактуре и толщине и приступаю непосредственно к выполнению самой работы. Выбираю нужную нить и отрезаю длинной примерно 100-150 см. Начинаю работать с одного края натянутой основы. Выбранную нить огибаю вокруг первой нити основы, выравниваю концы и через одну нить протягиваю через весь ряд основы до нужного момента (где кончается элемент эскиза одного цвета и начинается другой). На том месте, где начинается элемент другого цвета, подобным же образом огибаю нить другого цвета. После того как один ряд уже соткан, приступаю ко второму ряду. Нить протягиваю в шахматном порядке относительно первого ряда. Такая техника называется полотняным переплетением. Оно считается классическим переплетением. Время от времени сотканные ряды я прибиваю колотушкой для того, чтоб изделие было более плотное и качественное. Так же в работах для определенного эффекта было использовано неплотное полотняное переплетение, то есть между нитями утка остаются небольшие промежутки. Таким образом, выполняется вся работа в технике ручного ткачества. По окончании работы я создаю кромку, как и перед началом работы. Это поможет мне закрепить изделие, сделать его более прочным и качественным. После того как изделие закончено, я снимаю его с рамы. Для этого я вынимаю картон, который я пропускала в начале работы и обрезаю нити основы. Попарно плотно к кромке завязываю нити друг с другом. Затем я обрезаю верхнюю сторону и аналогично обрабатываю край.

После того как работа завершена, я натягиваю её на подрамник подходящий по размеру. Натяжение осуществляю сначала с углов, затем по периметру с помощью строительного стиплера. Здесь важно очень осторожно осуществлять натяжку, чтобы не перетянуть изделие и рисунок, изображенный на нем, не исказился. После натяжения работы с изнаночной стороны, обрезаю все излишне длинные нити. Затем на подрамник креплю подходящий по цвету и ширине багет. Технология ручной росписи по ткани. Ручная роспись - это роспись по ткани. Работы выполнены в технике горячего батика. Для изготовления батика мне необходимы следующие материалы: шелк светло-зеленого цвета, анилиновые и акриловые красители, карандаш, кисти, канцелярские кнопки, стакан, воск.

Также мне понадобится оборудование: деревянная рама необходимого размера, стол, стул, аппарат для разогревания воска, бумага.

Для начала работы мне необходимо взять раму нужного размера из деревянных брусьев и с помощью канцелярских кнопок натянуть на нее ткань. Сначала натягиваю посередине со всех четырех сторон, а потом по углам. Ткань натягиваю достаточно сильно, чтобы она не провисала. Когда ткань полностью натянута, приступаю к переноске эскиза на ткань. Аккуратно мягким карандашом переношу рисунок на ткань, сохраняя все пропорции, которые были изначально в эскизе. После того как рисунок перенесен на ткань, по всей работе прокладываю первый, очень светлый тон. Далее нужные мне светлые по эскизу куски я покрываю воском. На эти области краска попадать уже не будет. Я работаю от светлого к темному. Потом уже более насыщенным цветом прокладываю следующий слой. Сушу ткань феном, не поднося его слишком близко к работе. Далее, после высыхания я наношу новый слой воска, применяя уже различные фактуры и более подробно прорисовывая отдельные детали. И снова покрываю краской, сушу работу и так слой за слоем, пока не доведу работу до нужного мне состояния. На завершающем этапе в работах мною была применена такая техника горячего батика, как кракелюра. Нужные куски я покрывала воском, затем сняла работу с подрамника и в этих местах помяла. Получились своеобразные трещинки. Затем вновь натянула работу на подрамник и покрыла эти куски более темным красителем. Так как краска попадает только в трещинки, я получаю некий эффект старины. Далее снова снимаю работу с подрамника и приступаю к снятию воска. Для этого мне понадобились газеты и утюг. Я подложила газеты сверху и снизу работы и прогладила утюгом. Воск выпаривается и впитывается в газеты. Я меняю бумагу до тех пор, пока на ней не перестанут появляться жирные пятна от воска. После того, как удалила воск с работы, я натянула её на новый подрамник и побрала подходящий багет к работе в целом.

Экономический раздел

Моя дипломная работа состоит из трёх батиков и одного гобелена.

Поэтапность выполнения дипломной работы:

Сбор информации.

Для выполнения дипломного проекта был выполнен сбор информации. Были использованы различные методические пособия, художественная, технологическая и научная литература, печатные издания и интернет-сайты. Сбор информации занял примерно около двух недель.

Проектировка.

Одним из важнейших этапов подготовки дипломной работы является проектировка. Проектировка подразумевает под собой выполнение эскизов и фор-эскизов, разработку окончательных вариантов для всего объема дипломной работы, подготовку полномасштабных эскизов для выполнения в материале.

Работа в материале.

Для выполнения эскизной части мною было израсходовано примерно бумаги формата А4- десять листов, плотной бумаги формата А4 - десять-пятнадцать листов, гелевая паста, акварель, гуашь, пастель.

Полномасштабные эскизы отдавала распечатывать в типографию.

Расчет подготовительной части диплома.

Наименование.

Цена за 1 шт, руб.

Использованное количество.

Сумма, руб.

Тонкая бумаг формат А4.

1

10

10

Плотная бумага формата Ф4.

2

15

30

Гелевая паста.

8

2

16

Гуашь черная. 1 банка.

40

1

40

Акварель 2 тюбика по 10 мл.

40

10

20

Пастель масляная, 1 коробка 0 12 цветов.

150

10гр

15

Увеличение эскизов, размер 50 на 70 см.

130

3

390

Затраты на материал.

512

Стоимость работы.

230

Общая стоимость.

751

Этап выполнения дипломной работы в материале можно поделить на несколько стадий:

1. Работа над созданием гобеленов.

Для того, чтобы соткать гобелены, мне понадобились следующие материалы:

· рама 110 на 110 сантиметров. Для изготовления рамы используются деревянные брусья толщиной 4 сантиметра, а также гвозди со шляпками № 2-416 штук, по 208 с каждой стороны.

· Для натяжения основы используются натуральные нити- льняной шпагат - 100 грамм. На натяжку нитей основы уходит примерно 20 минут. Кромка занимает 15 минут, и уходит на нее приблизительно 15 грамм нитей.

Таким образом, для того чтобы узнать себестоимость ручного ткачества размера 50х70 сантиметров, необходимо количество акриловых и шерстяных нитей умножить на площадь всей работы и прибавить стоимость рамы, гвоздей и льняных нитей, которые используются сразу на всю площадь. Таким образом, стоимость самого гобелена составляет около 1182,25 рублей. Но общая стоимость вместе с подрамником и кромкой - около 1601,25 рублей. Так как дипломная работа включает в себя три гобелена одинакового размера, сделанных в похожих техниках, то достаточно рассчитать стоимость только одного гобелена.

Ручное ткачество.

Наименование.

Цена за 1 шт, руб.

Использованное количество.

Сумма, руб.

Деревянные брусья.

50

4

200

Гвозди (1 уп.-100 шт)

30

416

150

Льняной шпагат. 100 грамм

70

100

70

Акриловые нити. 50 грамм

40

15

18,75

Шерсть. 100 грамм

100

15

15

Стоимость за S - 70 на 50 см

1181,25

Затраты на материал.

1601,25

Стоимость работы.

4000

Общая стоимость.

5601,25

2. Работа над созданием батика

Для ручной росписи использовались материалы:

· шелк светло зеленого цвета,

· краски для батика «Хобби»,

· акриловые красители для ткани,

· рамы необходимого размера,

· кисти,

· карандаши,

· воск.

Работа размером 100х75 выполнена в технике горячего батика. Вся работа по времени заняла примерно 8 часов. Общее количество красителя, которого было затрачено на всю работу, составляет примерно 150 мл.

Так как оба батика одинакового размера, и оба выполнены в технике горячего батика, то будем считать только одну работу. Вторая аналогична.

Ручное ткачество.

Наименование.

Цена за 1 шт., руб.

Использованное количество.

Сумма, руб.

Деревянные брусья.

50

4

200

Гвозди (1 уп.-100 шт.)

30

416

150

Льняной шпагат.100 грамм

70

100

70

Акриловые нити. 50 грамм

40

15

18,75

Шерсть. 100 грамм

100

15

15

Стоимость за S - 70 на 50 см

1181,25

Затраты на материал.

1601,25

Стоимость работы.

4000

Общая стоимость.

5601,25

Таким образом, чтобы вычислить общую стоимость всего комплекта, нужно сложить стоимость каждой работы: три гобелена, каждый из которых размером 50х70 см по 5601,25 и два батика, каждый из которых размером 100х70 по 5458,6.

Расчет общей стоимости комплекта.

Наименование

Стоимость руб.

Гобелен 1

5601,25

Гобелен 2

5601,25

Гобелен 3

5601,25

Батик 1

5458,6

Батик 2

5458,6

Эскизная часть

751

Общая стоимость

28471,95

Методическая глава

ИЗО для учащихся 2 класса общеобразовательной школы (два урока :45+45)

Тема урока: Дымковская игрушка.

Цели урока:

1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать игрушки, украшать узорами по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

1. Для учащихся:

· пластилин

· гуашь

· кисти

· баночка для воды

· лист бумаги

· салфетка

· тычок (ватные палочки 2 шт.)

· простой карандаш

· резинка

· грунтовка

2. Для учителя:

презентация «Дымковская игрушка»

План урока 1:

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией презентации. Объяснение последовательности лепки 10-15 мин.

3. Практическая часть. Лепка выбранной игрушки 20-25 мин.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

1.Орг. момент

2. Теоретическая часть

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках.

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Вот и Дымковская слобода (сейчас заречная часть г. Кирова), что на реке Вятке, славится своими мастерами, своими дымковскими игрушками.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку - дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

(Учитель демонстрирует слайды презентации.(1-4) Обращает внимание на особенности дымковской игрушки)

- Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

5-слайд

Народная фантазия, любовь к красочности проявляется в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

культурный ткачество роспись дымковский

6-слайд

- Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно - кудри, шляпки, кокошники. На плечах - пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника - оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(Народное творчество)

7-слайд

- Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами. (П. Синявский)

8-слайд

- Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

(Народное творчество)

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся! (П. Синявский)

Физминутка

Показ последовательности изготовления игрушки

(9-16 слайд)

3. Практическая часть.

4. Заключительная часть. Выставка работ.

План урока 2.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

2. Теоретическая часть. Объяснение последовательности росписи. 10 мин.

3. Практическая часть. Самостоятельная роспись игрушки 20-25 мин.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Теоретическая часть

Знакомство с Дымковскими узорами (слайды19-22)

Беседа-обобщение (слайды 24-25)

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Веселые, праздничные, нарядные.

Вопрос: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Ответ: Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

3.Практическая часть

Учитель предлагает детям стать настоящими народными мастерами и расписать модели дымковской игрушки. Обращает внимание на основные этапы росписи (от крупных деталей к мелким).

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Список литературы

А.С.Власов, Г.Н.Элькин «Древнерусские крепости Северо-Запада». СПб «Паритет» 2007г.

Е.В.Дмитриева «СПб - культура и быт». СПб «Корона принт» 2002г

М. Каган «История культуры Петербурга». СПБ 2000г

С.А.Лисицын «История и культура Ленинградской области с древнейших времён до наших дней». СПб «Спецлит». 2005г

А.В. Предтеченский «Петербург петровского времени» Ленинградское газетно-журнальное издательство. 1948г

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru