Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Разработка и выполнение сценического грима образа актрис 30-х годов

Работа из раздела: «Культура и искусство»

ВВЕДЕНИЕ

Грим (фр. grime, буквально -- забавный старикан, от староитальянского grimo -- морщинистый) -- искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических наклеек, парика, причёски и др.

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского, индийского, японского и др. театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актёры Cредневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим гримом пользовались участники средневековых мистерий, моралите. Идеализированный, обобщённый грим был создан театром классицизма. Во 2-й половине XVIII века делались попытки придать гриму большую характерность, индивидуальную выразительность. Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства грима.

Целью курсовой работы является разработка и выполнение сценического грима актрис 30-х годов. Образ Марлен Дитрих.

При выполнении данного курсового проекта были поставлены следующие задачи:

· Изучить тенденции моды 30-х годов;

· Изучить индивидуальные особенности объекта исследования;

· Подобрать модель с учетом цветотипа и геометрии лица, опираясь на особенность образа Марлен Дитрих;

· Разработать и выполнить сценический грим-образ актрисы Марлен Дитрих.

Выбранная мною тема актуально тем, что современная мода очень часто ориентируется на тенденции прошлого столетия. В наше время можно часто встретить женщин, которые используют в повседневной жизни грим 30-х годов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Грим 30-х годов ХХ столетия на сцене и в кино

Мода 30 х годов была более практичная и сдержанная в отличие от моды беззаботных «золотых двадцатых». Показная роскошь «эпохи «флэпперс» уступила место новой элегантности. Женский идеал постепенно утратил черты бьющей через край энергии, молодости, жизнерадостного мировосприятия, которые были свойственны предыдущему периоду. Женская мода ориентируется на более зрелый женственный образ.

Символом моды стали длинные юбки, которые резко поползли вниз сразу после краха на нью-йоркской бирже. Первым длинные юбки и платья с линией талии на положенном месте в 1929 году стал предлагать Жан Пату, а затем все Дома моды начали удлинять свои модели, сначала до середины икры, а затем, почти до щиколотки. Модные дамы удлиняли старые юбки и платья, пришивая к ним клинья и оборки.

Простота, удобство и рациональность одежды являлись теми качествами, которые были необходимы массовой моде кризисных лет. Как и в военные времена в период депрессии, многим женщинам пришлось взвалить на свои плечи груз новых проблем. Это, конечно же, изменило модный образ - вместо раскованной женщины «золотых двадцатых» появились образы деятельных, сильных и, в тоже время, очень женственных представительниц прекрасного пола, выживающих в сложную эпоху.

В начале 30 х годов очень распространенной моделью были темные платья с белыми воротничками. Еще одна примета моды, наметившаяся уже в 30-е годы -- широкие плечи в женской одежде. Плечи зрительно расширяли шарфы, сборки и крылышки на рукавах, с 1934 года за счет кроя шире стали сами плечи, а в 1936 году появились подплечники Такое понятие как единый ансамбль в женском костюме в сложившейся экономической ситуации постепенно стало исчезать из жизни, одеваться подобным образом было слишком расточительно для моды. В 1930-е годы ансамбль создавался не за счет цветового единства всех элементов костюма, а благодаря аксессуарам: шляпке, сумочке, перчаткам и обуви, которые должны были совпадать по цвету. Строго подобранные аксессуары, как правило, черного или коричневого, а летом - белого цвета, можно было носить с любым платьем или костюмом. Роль аксессуаров в моде 30 х годов была огромной, ведь для большинства женщин того времени новая шляпка или сумочка были единственным доступным способом следовать моде и внести новизну в свой образ.

Очень популярны в 30-е годы всевозможные шляпки - как крошечные, так и с большими полями, меховые горжетки из песца или чернобурки, меховые воротники, шейные банты, перчатки с большими раструбами, сумки-конверты. Так как настоящие драгоценности в период экономического кризиса были мало, кому доступны, в моде распространялась недорогая бижутерия.

Мужская мода, того времени, стала более консервативной. По-прежнему ее законодателем оставался принц Уэльский - Эдуард VIII, отрекшийся от престола в пользу своего брата Георга VI и принявший титул герцога Виндзорского. Он ввел в моду новую «небрежную», или «усталую», элегантность. Вернулись фраки, напоминавшие о начале века. В Голливуде фраки вошли в моду благодаря Фреду Астеру, считавшемуся одним из самых элегантных киноактеров того времени. Загорелый супермен с атлетической фигурой, по голливудским стандартам, являлся идеалом мужчины. В массовой моде очень популярны стандартные костюмы с приталенными пиджаками и широкими плечами, к которым полагались брюки с отворотами.

Голливуд вообще оказал огромное влияние на моду 30 х годов. Во время тяжелейшего экономического кризиса кино практически стало единственно доступным развлечением для многих людей. В начале 30 х годов с появлением звука и цвета Голливуд превратился в настоящую «фабрику грез». Увиденное на киноэкранах миллионами зрителей во всем мире, становилось образцом для подражания: модели платьев, прически, идеалы красоты.

Красота голливудских звезд была придуманной, тщательно сконструированной. Вклад в «неземные образы» вносили гримеры, костюмеры, осветители, операторы. Но эта «созданность», нереальность только усиливала привлекательность экранных красавцев и красавиц. Благодаря Грете Гарбо, Марлен Дитрих, Кэрол Ломбард, Джин Харлоу, Мэй Вест появились новые идеалы женской красоты. Стало модно осветлять волосы при помощи пергидроля, делать перманентную завивку, использовать декоративную косметику, которая, однако, в отличие от грима 1920-х годов, должна была выглядеть естественно.

Во второй половине 30-х годов в моде преобладал стиль историзм или неоромантизм. Ожидание войны и осознание того, что старый мир вновь начинает рушиться, вызывали ностальгию по прошлому. В моду вошли мотивы костюма времен франко-прусской войны 1870-х, - шляпки, украшенные искусственными цветами с вуалетками, искусственные цветы, украшающие ворот костюма и даже турнюры в вечерних платьях. Пик неоромантизма пришелся на 1937 -- 1938 годы, когда в Англии проходили торжества по случаю коронации Георга VI. Состоялся визит королевской четы во Францию, английский модельер Норман Хартнелл специально для этих торжеств разработал платья в стиле моделей Чарльза Ворта 1860-х годов - с пышными юбками из тюля и затянутыми талиями, напоминающими о викторианской эпохе. Еще один источник историзма в моде -- голливудские исторические фильмы: от «Дамы с камелиями» с Гретой Гарбо, до побивших все рекорды кассовых сборов «Унесенных ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом. В коллекциях парижских Кутюрье появилось множество заимствований из костюма 1860 -- 1880 годов: замысловато украшенные шляпки, пышные вечерние платья, вновь стал популярным на время забытый бархат. Все это внесло изменения в модный силуэт. С 1936 года распространяются платья с подчеркнутой талией, расширенными плечами и расширенной, но укороченной юбкой. Одним из пропагандистов нового силуэта в форме буквы X стал Жак Хейм.

1.2 Анализ источника творчества

Иконой стиля была - великолепная Марлен Дитрих. Она была не только кинозвездой, законодательницей мод или, как сейчас принято говорить, Трендсеттер* - это человек - эталон для подражания.трендсеттером, но и выдающейся личностью с непростой, но очень интересной судьбой. Она была очень решительной, волевой и свободной личностью.

Существует много мифов о Марлен Дитрих. Стиль Дитрих - это она сама, загадочная и недосягаемая, она стала идеалом для миллионов людей. Имидж Марлен Дитрих был создан и ей самой, и привлеченными ею профессионалами. Ее знаменитый образ был создан по деталям. Она была упитанной девицей, обожавшей ячменный суп и пирожные, - ей велели похудеть, и с тех пор английская соль в горячей воде, сигареты и кофе стали ее повседневной диетой. Был найден свет, сделавший ее потрясающий облик совершенным. Все, кто работал с ней, были восхищены ее энергией, работоспособностью и умением вникать в детали.

Марлемн Димтрих (27 декабря 1901 -- 6 мая 1992) -- немецкая и американская актриса и певица, создавшая один из совершенных кинематографических женских образов. Дитрих осталась в истории и как популярная певица. Её жестковатое контральто с выразительным тембром привлекало поклонников во все времена.

С 1907 года Марлен училась в школе для девочек, где, по воспоминаниям подруг, вела себя, как «маленькая серая мышка». Для того, чтобы прокормить семью, мать устроилась домохозяйкой в богатый дом. Марлен начала увлекаться музыкой, она училась играть на лютне, а позже стала заниматься на скрипке, в чём проявила большое упорство. Две большие влюблённости её детства -- это преподавательница-француженка мадемуазель Бреган и звезда киноэкрана Хенни Портен.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, жизнь семьи Дитрих изменилась. Они были вынуждены переехать в Дессау. В новой школе все праздники и распорядок дня были подчинены текущим военным событиям. Новости о ходе военных действий наполняли жизнь с утра до вечера. Ученицы устраивали концерты для солдат, уходящих на фронт, и для солдат, лежащих в госпиталях.

В 1917 году семья вернулась в Берлин. К этому времени Марлен уже почувствовала свою способность влиять на мужчин. Летом 1917 года она впервые выступила на публике, играя на скрипке.

Марлен посещала среднюю школу в Берлине до 1918 года. Страна лежала в разрухе, инфляция, эпидемии и проигрыш в войне довели народ до отчаяния. Мать решает уберечь Марлен от опасностей столичной жизни и отправляет её в Веймар, где Марлен поселяется в школе Фрау фон Штайн и продолжает заниматься скрипкой. В июле 1921 года мать забрала её обратно в Берлин, Марлен занималась скрипкой у профессора Роберта Райца.

По возвращении в Берлин Марлен была вынуждена оставить постоянное обучение на скрипке. Этому были две причины: боли в руке, но главная -- нужно было зарабатывать деньги. Она устроилась на работу в оркестр, аккомпанирующий немым фильмам, и получила возможность смотреть весь репертуар кинопроката не по одному разу. Однако её красота слишком отвлекала музыкантов (она была единственной женщиной в оркестре), и через месяц её уволили. Она стала брать уроки вокала у одного из лучших преподавателей в Берлине, и хотя её голос был не слишком силён, все отмечали присущую ей музыкальность.

Дитрих работала в кабаре Рудольфа Нельсона, где танцевала и пела в ревю вместе с другими девушками. На целое десятилетие к ней приклеивается прозвище «девушка с Курфюрстендамм». В это время она понимает, что хочет стать звездой и с присущей ей упорностью начинает идти к цели.

В 1922 году Марлен не проходит конкурс в актёрскую школу Макса Рейнхардта в Немецком театре. Не желая сдаваться, она отправляется к Розе Валетти, популярной актрисе кабаре. Та впечатлена голосом молодой девушки и отсылает её к Феликсу Холландеру, одному из администраторов Рейнхардта. Таким образом Марлен принимают в школу. В этом же году начинает появляться в многих спектаклях.

17 мая 1923 года вышла замуж за администратора кинопроизводства Рудольфа Зибера (1897 г.р.), работавшего у Джо Мэя. Они познакомились на съёмках фильма Трагедия любви, где Дитрих играла одну из эпизодических ролей. В декабре 1924 года у них родилась дочь Мария. В 1925 году Марлен возобновила работу в театре и кино. В 1928 году прошли первые записи песен на пластинки вместе с ансамблем ревю «Это витает в воздухе».

Год спустя Джозеф фон Штернберг увидел её в ревю «Два галстука» и пригласил на роль Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел». «Голубой ангел» становится не только стартовой площадкой для Дитрих как мировой звезды, не только началом творческого и интимного союза Дитрих и фон Штернберга, но и одним из важнейших фильмов немецкого кинематографа. По выражению биографа Дитрих, Дональда Спото, «Голубой ангел» стал не просто синонимом Дитрих, он сформировал её личность. Премьера «Голубого ангела» 31 марта 1930 года стала сенсацией. Зрители слетались на Лолу в исполнении Дитрих, как мотыльки на огонь. И хотя критика на фильм была скудна, успех у аудитории сделал самое главное -- привлёк внимание к фильму американских кинопроизводителей и прокатчиков. По прошествии времени фильм продолжает оставаться иконой кинематографии, пробуждающей в зрителях мечты и желания.

В феврале 1930 года Марлен Дитрих подписала контракт с голливудской компанией «Paramount Pictures» и 1 апреля 1930 года, в день премьеры «Голубого ангела», покинула Берлин.

Шесть фильмов, которые она сняла в Голливуде со Штернбергом, принесли ей всемирную известность. «Дьявол -- это женщина» (1935) стал их последней совместной работой.

9 июня 1939 года Марлен Дитрих получила американское гражданство. После прекращения совместной работы со Штернбергом Дитрих продолжает много сниматься. Она делает попытки отойти от сотворённого Штернбергом образа, что зачастую негативно воспринимается критикой.

В марте 1943 года прервала актёрскую карьеру и в течение трёх лет выступала с концертами в войсках союзников в Северной Африке, Италии и Франции. Всего за годы войны Дитрих выступила более чем в пятистах представлениях. В 1947--1950 годы Марлен Дитрих была награждена высшим орденом американского военного министерства для гражданских лиц -- медалью Свободы, а также французскими орденами «Кавалер Почетного легиона» и «Офицер Почетного легиона».

С 1946 по 1951 год снова регулярно снималась в кино. Помимо этого она вела радиопередачи и писала статьи в гламурные журналы. В 1953 году в Лас-Вегасе начала новую успешную карьеру в качестве певицы и конферансье. На экране Марлен Дитрих появлялась всё реже, при этом сама выбирала роли и снималась в мелких сценах за большие гонорары.

В 1960 году она приехала с гастролями в ФРГ, где встретила более чем холодный прием вследствие её антигерманской, непатриотичной (как считалось) позиции в период Второй мировой войны. В 1963 году с огромным успехом прошли её концерты в Москве и Ленинграде. В интервью певица заявила, что побывать в СССР было её давней мечтой, а также призналась в любви к русской литературе, особенно к Паустовскому.

В 1975 году в результате несчастного случая в Сиднее актриса получила перелом шейки бедра, из-за чего ей пришлось завершить свою карьеру. Спустя год от рака умер её супруг Рудольф Зибер. Последний раз на киноэкранах актриса появилась в эпизодической роли в фильме «Прекрасный жиголо -- бедный жиголо» с Дэвидом Боуи в главной роли, который вышел на экраны в 1978 году. Для этой картины Дитрих также исполнила главную музыкальную тему и приняла участие в записи саундтрека. В 1979 году в Германии вышла её книга «Marlene Dietrich ABC», которая сразу же была переведена на несколько языков (в России книга вышла под названием «Азбука моей жизни»).

Став зависимой от алкоголя и обезболивающих, Марлен Дитрих уединилась в своей квартире в Париже на авеню Монтень, поддерживая связь с внешним миром только посредством телефона. Последние 11 лет своей жизни актриса была прикована к постели, позволяя лишь немногим избранным навещать её.

В 1982 году Дитрих дала согласие Максимилиану Шеллу на создание о ней документального фильма, но при условии, что сама в кадре не появится. В итоге Шелл создал картину «Марлен», представляющую собой аудио-интервью с актрисой, а также содержащую комментарии Дитрих к кинохронике кадров её жизни и карьеры.

Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 года в своей квартире в Париже в результате нарушения функции сердца и почек. Прощание с актрисой, состоявшееся в церкви Мадлен, собрало более трёх тысяч её поклонников. Её гроб, покрытый американским флагом, был доставлен в Берлин, где актрису похоронили на кладбище Штадттишер Фридхоф III рядом с могилой матери.

Дитрих бережно хранила всё, что касалось её жизни. Множество вещей, картин, фотографий она держала в специальных компаниях, что требовало немалых сумм на содержание. После её смерти все эти вещи были собраны вместе (25 тысяч предметов и 18 тысяч изображений). Большая часть была передана в Берлинский музей кино, часть -- продана на аукционе Сотбис.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Общая косметология

Кожа- это наружный покров тела человека. Площадь ее поверхности у взрослого человека достигает 1,5- 2 м и зависит от пола, возраста, роста и массы тела. По внешнему виду кожи вполне можно судить о здоровье человека.

Кожа состоит из трех слоев: эпидермиса, дермы и подкожной жировой клетчатки.

Тип кожи нелегко определить с первого взгляда. Конечно, основная структура кожи у всех людей одинакова. Но сальные железы по-разному выделяют кожное сало, и на разных участках лица они проявляют различную активность. Кроме того, кожа обладает наследственной способностью сохранять и терять влагу. С возрастом тип кожи меняется. Но при правильном гигиеническом уходе кожа долго может сохраняться в хорошем состоянии.

Выделяют следующие типы кожи:

· Нормальная;

· Сухая;

· Жирная;

· Смешанная.

Каждый тип кожи требует соответствующего ухода. Большинство средств для косметического ухода предназначены для определенного типа кожи: сухой коже необходимо увлажнение и восстановление гидролипидной пленки, а с жирной кожей, наоборот, необходимо удалять избыток кожного сала и увлажнять. Причины, вызывающие косметические недостатки, могут быть внешними и внутренними. Внешние причины косметических недостатков. Трение и давление могут способствовать образованию покраснений, мозолей, волдырей и ссадин, и т.д. Внутренние причины косметических недостатков. В нормальном здоровом организме белки, жиры, углеводы, соли и вода находятся в определенных соотношениях. При некоторых нарушениях обменных процессов на коже отмечаются различные недостатки. При нарушении углеводного и жирового обмена появляются отложение жира (двойной подбородок), черные точки, угри (комедоны), белые угри (просянка), угревая сыпь, атерома, пигментные пятна (ксантомы), сальность кожи головы и волос и, как следствие себорея.

При нарушении водного обмена появляются отеки. На лице отекают, прежде всего, веки и т.д.

Уход за кожей.

Повседневный уход за любой кожей включает пять компонентов: ее очищение, тонизирование, смягчение, увлажнение и защиту от вредных воздействий внешней среды. В процессе этого с кожи удаляются частички ее собственной жизнедеятельности, пыль, декоративная косметика, создаются оптимальные условия для всех ее жизненно важных функций: дыхательной, теплообменной, выделительной, защитной и других. При оптимальном уходе рекомендуется один раз в неделю выполнять специальные процедуры, необходимые коже в зависимости от ее типа, возраста человека ( например, глубокая очистка или питательная маска и т.п.).

Очищение необходимо любой коже во всяком возрастном периоде. Самый распространенный способ очищения - умывание водой. Однако роговичный слой под действием воды обладает способностью к набуханию. По этой причине рекомендуется умываться только по утрам. Для очищения кожи вечером лучше использовать лосьоны, жидкие кремы, растительное масло, соки и т.п. напоминаем, что не следует часто пользоваться мылом или мыльным кремом - они сушат кожу. Для кожи очень полезно кратковременное действие холодной воды и протирание ее льдом (но только утром - холодные процедуры на ночь могут спровоцировать бессонницу).

Смягчение (питание) кожи осуществляется с помощью смягчающих кремов, косметических масок, лосьонов, растительных масел, масляных компрессов. Питание кожи способствует сохранению эластичности и упругости, препятствуя образованию преждевременных морщин. Наносить крем на кожу лица и шеи нужно надавливающими или похлопывающими движениями. Кожа воспринимает крем только в минимальных количествах.

Увлажнение также необходимо любой коже. Дело в том, что с возрастом клетки кожи теряют влагу, меняется их метаболизм, замедляются обменные процессы и все это отражается на внешнем виде кожи.

В защите от вредных воздействий внешней среды также нуждается любая кожа. Трудно уберечься от ветра, солнечных лучей, холодного или чересчур влажного воздуха, а значит, этому необходимо как-то противостоять. Как правило, для защиты кожи используют различные дневные кремы, которые, покрывая кожу тонкой пленкой, предохраняют ее от пыли и грязи. Крем может также защитить кожу от вредного воздействия УФ - лучей.

Подготовка кожи к нанесению грима.

Начиная гримироваться, следует тщательно осмотреть глаза, руки и кожу лица и убедиться, что нет каких- либо повреждений кожи, раздражений.

Волосы зачесывают со лба назад, надевают широкую резиновую или хлопчатобумажную повязку. Гримирование начинают с протирания лица жиром или кремом для удаления пыли, создания скользящей поверхности, более удобной для покрытия лица общим тоном. Затем промокают лицо салфеткой для подсушивания кожи. Но все- таки после промокания кожа должна оставаться влажной для того, чтобы очистить лицо от пыли. Жировая основа делает кожу более эластичной, благодаря чему грим распределяется легче.

2.2 Материалы и средства для нанесения грима

Гримировальные краски можно разделить на сухие и жирные, пасто - и мазеобразные, твердые, жидкие. Грим в готовом виде расфасован в пластмассовые коробки, где три фоновых тона и девять оттеняющих красок: светлая красная - кармин, темная красная- бакан, белая, желтая, черная, синяя, зеленая, коричневая, светло-коричневая. При составлении двух-трех красок можно получить новый оттенок или краску. Гримировальные краски изготавливают из безвредного по составу растительного и минерального сырья, материалов. Мелкотертые порошки красок перемешиваются с натуральными жирами, ароматическими маслами («отдушкой»), которые не растворяются в воде. Жидкий грим состоит из воды, глицерина, одеколона и мелкотертого порошка мела для белил или коричневой краски, разводимой в воде для морилки. Краски быстро сохнут, не пачкают костюм. Продают краски в стеклянных или полиэтиленовых флаконах. Можно наливать небольшое количество краски в ладонь и растирать плавно и мягко. Жидкие краски легко смываются теплой водой с мылом.

В гриме используют сухие краски - мелкотертые пудры, румяна, косметические тени, блеск для губ и глаз. Иногда применяют светящиеся краски, особенно в спектаклях- сказках. Основа -- это тональное средство, которое важно не только для макияжа, но и для ухода за кожей. Тональная основа предохраняет кожу от воздействий окружающей среды, часто она может содержать ультрафиолетовые фильтры.

Если у вас есть дефекты на коже, вам не помешает приобрести маскирующее средство. Оно также поможет скрыть темные круги под глазами.

Далее нам необходимо выбрать пудру. Пудра бывает разная: рассыпчатая, прессованная, гранулированная. Теперь нам нужно подобрать -- румяна. Карандаш очень упрощает жизнь. Он умещается даже в кошельке, он очень удобен в употреблении, линия, нарисованная карандашом, долго не стирается. Карандаши, как правило, не портятся и не изменяют цвет. Одним словом, масса преимуществ. Существует множество различных карандашей. Карандаш для глаз. Он должен быть достаточно твердым, для того чтобы провести четкую линию, и достаточно мягким, чтобы не поранить веко. Используется он для подводки верхнего и нижнего века. Можно также купить подводку для глаз. Функции у подводки для глаз те же, что и у карандаша, но за счет того, что она имеет жидкую консистенцию, провести линию будет удобнее, и она получится тоньше. Подводка для глаз зрительно подравнивает ресницы и выделяет глаза.

Карандаш для бровей. Это самый твердый из всех карандашей. Он нужен, чтобы подрисовать недостающие волоски и оттенить брови. Иногда на другом конце делают щеточку или расческу для бровей.

Карандаш для губ. Этот карандаш должен быть жирный, но достаточно твердый, чтобы им можно было провести четкую линию. Его и используют, чтобы подчеркнуть контур губ или подкрасить их.

Теперь нам нужны тени для век. Они должны обладать способностью ложиться ровным слоем и не осыпаться в течение дня. Тени бывают разные. Тушь для глаз. Она нужна, чтобы подчеркнуть глаза, сделать их глубже и красивее. Выбор туши сейчас велик.

Необходима для макияжа помада. Выбор помады тоже огромен. Помада должна долго сохранять цвет, ровно ложиться на губы, хорошо, если в состав помады включены витамины и питательные или увлажняющие добавки. Спектр цветов помад разнообразен.

2.3 Анатомические основы грима

Для того чтобы хорошо овладеть искусством гримирования, необходимо внимательно изучить лицо, анатомическое строение лицевой части черепа, расположение мышц, знать пластическую анатомию головы. Все это поможет в работе с гримом.

По типам лица различают на: круглые, овальные, квадратные, треугольные, ромбовидные, прямоугольные, трапециевидные.

По анатомическому строению череп можно разделить на две части: кости лица и черепную коробку, которые являются костной основой головы. Мозговая и лицевая части черепа образуют 23 соединенные между собой кости. Четырнадцать костей, небольших по размеру, образуют лицевую часть черепа, сюда же принято относить и подъязычную кость. Форму и овал лица создают наиболее крупные кости лица: скуловые, верхняя и нижняя челюсти, кости носа. Верхняя челюсть имеет скуловой, зубной, носовой отростки. Кости носа и носовой отросток образуют носовой остов с заканчивающимися грушевидными по форме и расположенным книзу от него отверстием. Форма верхней губы, ее толщина зависят от формы и характера расположения зубов, величины зубного отростка.

Скуловые кости и скуловые отростки, а также верхоглазничный край лобной кости, соединяясь, образуют скуловые дуги. Основанием подскуловой впадины считается щечная ямка- углубление, расположенное на верхней челюсти. Форма лица может быть овальной, ромбовидной, грушевидной, круглой, удлиненной. На общий овал, ширину лица влияют скуловые дуги.

На форму лица оказывает влияние форма черепа, а на выражение лица - мышцы и их состояние. Сокращение лицевых мышц влечет за собой изменение выражения лица. Мышцы, прикрепленные к костям сухожилиями, представляют систему мускулов лица.

Понятие форма лица включает характеристику внешней формы с учетом особенностей. Все лица по форме имеют сходство с геометрическими фигурами: ромбом, квадратом, треугольником, овалом, трапецией, кругом. Отсюда и название форм лица - круглая, овальная, ромбовидная, треугольная, трапециевидная. Тип лица - понятие более широкое, так как включает данные о характере, индивидуальности человека, а также о форме лица и его деталях. Часто внешние черты помогают узнать внутренний мир, черты характера человека. Толстые, круглолицые люди в большинстве своем бывают добродушными, ласковыми, веселыми, приветливыми. Люди с резкими чертами лица, носом с ярко выраженной горбинкой, с выдвинутым вперед подбородком, похожими на крылья птицы бровями часто обладают настойчивым, упрямым характером, волей, энергией. Овальное лицо, прямой нос, высокий лоб, удлиненные формы подчеркивают интеллект и тонкость натуры, ум и тактичность.

2.4 Взаимодействие цветов и влияние света на грим

При выполнении макияжа важно знать правила взаимодействия цветов. В левой его части расположены холодные цвета: голубой, синий, фиолетовый. Они являются родственными. А в правой части находятся теплые цвета: красный, оранжевый, желтый. Противопоставленные в хроматическом кругу цвета называются дополнительными. Это следующие пары: красный - зеленый, голубой - оранжевый, желтый - фиолетовый.

Пренебрегая этим правилом в макияже можно не только не достичь гармонии, но и подчеркнуть недостатки лица. Например, фиолетовая или сиреневая помада только подчеркнет желтоватую эмаль зубов, а при покрасневших склерах глаз зеленые тени превратят макияж в 'грим вампира'. В таких случаях на помощь могут прийти родственные цвета. Например, от желтой эмали зубов внимание отвлечет помада теплых красных и оранжевых оттенков. Грамотное использование дополнительных цветов может дать необыкновенный эстетический эффект. Сотни ламп сцены льют на актера свои искусственные лучи, и в этом концентрированном свете лицо актера принимает своеобразную окраску, совершенно изменяющую обычное выражение его лица. Лучи, падающие на нас в жизни, обыкновенно идут сверху. На сцене актер одновременно освещается с трех сторон - сверху, снизу, а иногда и с боков. Освещение сверху наиболее слабое, как самое удаленное от актера; сильнее боковое освещение и самый сильный свет рампы, ближайшего к актеру источника света. Это освещение диаметрально противоположно естественному верхнему свету. Свет, падающий на актера снизу от рампы, бросает на его лицо световые пятна там, где их не должно быть. Отдаленная от глаз сцена, но сильно освещенная, кажется сравнительно близко и, наоборот, - скудно освещенная, как бы отодвигается от зрителя. Из этого мы заключаем: чем больше света на сцене, тем чище и нежнее должен быть грим, тем тщательнее должны быть разработаны переходы тонов, и, наоборот, чем на сцене темнее, тем он должен быть резче и грубее.

Красный свет поглощает все светло-красные цвета, а темные тона усиливает, например,

подводку глаз, коричневый цвет. Лицо, достаточно нарумяненное при красном выглядит совершенно белым, безжизненным. Поэтому помимо румян приходится при этом усиливать и окраску рта. То же самое нужно помнить и о рыжеватых волосах.

Синий свет - бледный грим и румяна становятся фиолетового цвета; их рисунок выделяется ярче и отчетливее. Следовательно румянами и красной краской нужно при этом пользоваться весьма умеренно. Синие же краски поглощаются синим светом и поэтому их нужно усиливать и подтемнять.

В действительной жизни при свете луны, лицо тоже бледнеет, стало быть нужно подправлять грим, только касающихся рельефов и впадин, но не цветовых эффектов.

Зеленый свет - самый неприятный и вредный в гриме. Мертвит лицо и делает его отталкивающим, неестественно-желтого цвета. Все темные краски грима - подводка глаз, окраска бровей, губ - становятся резкими и неестественными. В этом случае нужно гримироваться вообще меньше, нежнее или смягчить весь грим более толстым слоем пудры.

Желтый цвет стекла перед рефлектором имеет много общего с зеленым тоном и требует гримирования лица в ярких красных тонах. Желтые краски поглощаются.

2.5 Рабочее место, инструменты и принадлежности для нанесения сценического грима

Для рабочего места гримера необходимо выбирать просторное, светлое помещение с широкими окнами. В нем должны быть раковина, мойка, сушилка, термостат, фен, сушуар. Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь верхнее и боковое освещение, оборудовано стенными шкафами для хранения гримерных принадлежностей (коробок с гримом, пудры, вазелина, алигнина, ваты, клея ля грима, одеколона, морилки,

белил), должен быть сейф для хранения ацетона, бензина.

Для нанесения грима необходимо:

Кисти - обычно подбирают набор тонких, мягких кистей, например колонковые, беличьи. Кисть мягко воспринимает гримировальную краску, мягко и тонко наносит ее на лицо. Кистью не накладывают общего тона на лицо, ею наносят тонкие линии, штрихуют, подводят, растушевывают нанесенные на лицо краски.

Растушевка - бумага, плотно скрученная в трубку и склеенная, так, что напоминает

рисовальный карандаш. С помощью растушевки наносят гримировальные краски тонкими линиями. Растушевка, быстро впитывает в себя гримировальные краски и удерживает их до нанесения на лицо. До применения конец сухой растушевки некоторое время держат в вазелине для смягчения. Но на сегодняшний день, этот инструмент слишком примитивен.

Пуховка - ее используют для нанесения пудры на лицо, а также для снятия излишков пудры после гримирования. Пуховку изготовляют из гигроскопической ваты, покрытой тонким слоем марли. Иногда ее делают из мягкой губчатой материи или лебяжьего пуха. В качестве пуховки раньше использовали заячью лапку или хвостик. Этими принадлежностями легко снять с лица излишки пудры, не задев грима. По мере загрязнения пуховку промывают в слабом растворе спирта или заменяют новой.

Лигнин - тонкая мягкая бумага, которая хорошо снимает грим. Она легко впитывает влагу и жир.

Пузырек с кисточкой для клея, которым прикрепляют растительность (бороду, бакенбарды, усы) к лицу.

Кисть для нанесения румян - обычно плоская, округлой формы, с мягкими короткими волосками по бокам и длинными в центре. Такая кисточка позволит равномерно распределять небольшое количество румян на ваших скулах.

Кисть для растушевки румян- имеет округлую форму, ее волоски должны быть одинаковой длины. Такая кисточка должна быть немного меньше кисти для пудры. С помощью этой кисти у вас появится возможность смягчать цветовые переходы и сглаживать границы между тоном лица и румянами.

Контурные кисточки - незаменимы для тонкой работы. Вы можете, например, проводить ими аккуратные линии для подводки глаз или контура губ. Лучше всего, если кисточки будут сделаны из Лучше всего, если кисточки будут сделаны из собольего волоса. Главное, чтобы кисточка была мягкой и не осыпалась.

Кисти для теней - должны быть плоской формы. Они необходимы для нанесения теней, растушевки густых мазков и проведения четких линий. Кисти для теней могут быть

также закругленной формы, они идеально подойдут для нанесения теней на верхнее и

нижнее веко, вдоль ресниц и для тонирования глазницы. Для теней разных оттенков необходимо обзавестись несколькими кисточками. Можно приобрести кисточки отдельно для светлых оттенков. Главное, чтобы кисточка была мягкой и не осыпалась.

Кисточки для бровей и ресниц- помогают отделать склеившиеся реснички и расчесывать брови. Для подводки бровей используют маленькую плоскую щеточку, скошенную наискосок. С ее помощью легко наносить на брови тени или растушевывать карандашные штрихи.

Спонжи - губки для нанесения жидкого грима и основы макияжа. Хорошо бы приобрести эластичные и мелкопористые косметические губки. Спонж должен быть мягким и бархатистым на ощупь и достаточно упругим.

А также: шпатель, двойной шпатель, палитра для смешивания грима, моделирующий воск, фиксатор воска, Силиконовая основа под макияж позволяет коже «дышать» и делает безупречной и гладкой поверхность лица.силиконовая основа под макияж, макияжные карандаши, палитра теней, основа, матирующие средства, грим, Лигнин - тонкая мягкая бумага, которая хорошо снимает грим. Она легко впитывает влагу и жир.лигнин. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).

2.6 Виды и последовательность технологических этапов нанесения сценического грима

1)На первом этапе для нанесения грима 30-х годов ХХ столетия

необходимо подготовить лицо. Демакияж делаем молочком, так как у модели сухой тип кожи. Делаем по массажным линиям. Далее тонизируем и увлажняем кожу.

2)Второй этап нанесения сценического грима:

Защищаем лицо базой, используем зеленую. Скрываем незначительные дефекты кожи наносим тон для лица - выбеливаем цвет лица. Припудриваем лицо - завершаем подготовительный этап макияжа, убирает блеск с лица, придаёт матовость и бархатистость коже.

3)Тонируем брови

4) На глаза делаем основной акцент.

Контур наносим по верхнему и по нижнему веку, обязательно соединяем в уголке глаза. Все линии растушевываем, делая нанесенный макияж более «размытым».

5)Брови в 30-х годах обязательно должны были быть тонкими, выщипанными в «ниточку», и прорисованными дугой. Прорисовываем карандашом для бровей, тонкие дугообразные брови. Кисточкой растушевываем линии, расчесываем брови

6) Губы очерчиваем четким контуром карандашом для губ, красим помадой ярких тонов.

7)Делаем укладку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

макияж грим сценический

В процессе курсовой работы я разработала и выполнила сценический грим образа актрис 30-х годов. Изучив тенденции моды 30 годов, узнала, что в моде были длинные юбки и платья с линией талии, темные платья с белым воротничком, вошли в моду также широкие плечи. Предпочитали аксессуары: шляпки, сумочки, перчатки и обувь, которые должны были совпадать по цвету. Очень популярны в 30-е годы всевозможные шляпки - как крошечные, так и с большими полями, меховые горжетки из песца или чернобурки, меховые воротники, шейные банты, перчатки с большими раструбами, сумки-конверты. Во второй половине 30х гг в моду вошли мотивы костюма времен франко-прусской войны 1870-х, - шляпки, украшенные искусственными цветами с вуалетками, искусственные цветы, украшающие ворот костюма и даже турнюры в вечерних платьях. С 1936 года распространяются платья с подчеркнутой талией, расширенными плечами и расширенной, но укороченной юбкой.

Выбрала модель с учетом цветотипа и геометрии лица, опираясь на особенность образа 30-х годов. Макияж в стиле 30-х годов непременно должен подчеркивать бледность лица, как явный признак аристократизма. Обворожительные, интригующие, полные драматизма глаза. Для макияжа 30-х годов брови должны обязательно быть тонкими, словно ниточки. Это создавало эффект удивленного взгляда. Практически не использовали румяна - мраморно-бледная кожа, выразительные глаза и яркие губы создавали настолько завершенный образ, что какие-либо еще акценты на лице были бы явно лишними. Венцом классического макияжа 30-х являются губки бантиком, контур которых модницы того времени четко прорисовывали алой или ярко-красной помадой. Исследуемая мною тема актуальна, так как мода прошлых лет возвращается.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru