Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Развитие чувства прекрасного в условиях техногенного мира

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»

Кафедра Культурологии

Курсовая работа

по дисциплине: Фундаментальная культурология

на тему: Развитие чувства прекрасного в условиях техногенного мира

Минск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Человеческие чувства в современном мире

1.1 Сущность понятий 'прекрасное' и 'техногенный мир'

1.2 Обзор литературы

Глава 2. Пути развития чувства прекрасного.

2.1 Самопознание и совершенствование эстетических ценностей

2.2 Популяризация духовных ценностей как основы для развития чувства прекрасного

Заключение

Список литературы

Введение

Ритм эпохи, в коей нам посчастливилось родиться, можно смело назвать бешеным, ведь условия современного мира заставляют человека жить в ускоренном темпе. Люди безостановочно спешат по каким-то делам, торопятся попасть во множество мест, гонятся за мнимыми благами. Огромный поток информации, неуловимые изменения в мировом устройстве, постоянные перемены и усиливающееся давление событий, безусловно, порождают стрессы, нервные срывы, подавленное состояние и огромное количество нервных заболеваний, что в последнее время уже уверенно называют «болезнью мегаполисов». Это ли мы можем назвать жизнью? Неумолимую погоню за невидимым, страстным желанием обладать всем и сразу? Куда делось желание жить каждую минуту и ценить каждое мгновение? Разве не это есть залог счастливой жизни? Что потерял человек, и почему ему сейчас стало так сложно наслаждаться мгновением?

Кто бы мог подумать, что эпоха индустриализации даст столь весомый толчок для потери духовных качеств в людях нашей современности? Разве можно было представить, что изобретение парового двигателя могло каким-то образом повлиять на идеалы человека 21 века? Никто и предположить не мог, что люди двухтысячного тысячелетия так запросто и с удовольствием примут перенасыщение технологиями, внедряя программный продукт во все сферы человеческого бытия… А это ли нужно для радостной жизни? Неужели в бесконечном потоке движения так людям проще ухватиться за ниточку своего счастья? Этот вопрос я хотела бы поднять в своей курсовой работе и постараться понять: как в наше время, в безжалостно быстром течении нашей жизни, современному человеку можно достичь гармонии и научиться любить то, что окружает его.

Разумеется, я не первая, кого заинтересовала данная тема, ведь в настоящем она актуальна как никогда ранее. К исследованиям этой проблемы уже обращались американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер в труде «Футурошок», английский писатель Олдос Хаксли в художественном произведении «О дивный новый мир!», советский философ и организатор науки Вячеслав Стёпин в своей работе «Философия науки и техники», малоизвестный экономист и директор Центра мир-системных исследований Фёдор Смирнов в своих рассуждениях «О трансформации человеческого сознания в эпоху техногенной глобализации», а также другие деятели культуры.

Однако, несмотря на то, что настоящая проблема становится всё ощутимее, решение её само не приходит, и оттого она приобретает еще большую актуальность. Я же, поставив перед собой цель, изучить закономерность, столь проблематичного в настоящем, развития чувства прекрасного, постараюсь найти ответы на вопросы, описанные выше. Прийти к ответам я собираюсь путем решения следующих задач: изначально стоит разобраться в сущности понятий «прекрасное» и «техногенный мир», далее стоит рассмотреть некоторые суждения по теме в работах описанных выше авторов, после я постараюсь выявить возможные пути развития этого самого чувства прекрасного посредством самопознания и совершенствования эстетических ценностей, а в заключение мне хотелось бы порассуждать о популяризации духовных ценностей, как единственно возможную основу для формирования в человеке чувства прекрасного.

Глава 1. Человеческие чувства в современном мире

1.1 Сущность понятий «прекрасное» и «техногенный мир»

В диалоге Платона «Гиппий больший», участниками которого являются Сократ и Гиппий, описано размышление на тему прекрасного, причём один из участников спрашивает 'не о том, что прекрасно, а о том, что такое прекрасное'. После долгих размышлений, Сократ приходит к выводу, что всё прекрасное трудно.

Нас же этот вывод вряд ли устроит, и мне бы хотелось несколько точнее определить, о чем же пойдет речь в данной работе.

Прекрасным мы можем назвать своё душевное состояние, когда хочется улыбаться всем прохожим. Прекрасной мы можем назвать услышанную композицию или увиденную работу художника. Прекрасной мы можем назвать погоду, когда на лицо падают лучи долгожданного солнца и согревают своим теплом. Усложнять этот термин не имеет смысла, ведь «прекрасное» человек создаёт себе сам. Джон Леннон говорил: «Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает - не расстраивайтесь: восход солнца - это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время ещё спит». Отсюда мы можем вынести, что прекрасное можно найти в любой мелочи, что попадется Вам на глаза и окажется приятной для созерцания. Этот же вывод мы можем подтвердить словами Платона: Прекрасное по природе - это «нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для другого и сравнительно с другим безобразное. Прекрасное это предстанет не в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-то речи или знания, не в чем-то другом, будь то животное, Земля, небо или еще что-нибудь, а само по себе, всегда в самом себе единообразное; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает. Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе... только и может жить человек, его увидевший». [1]. Смею предположить, что это определение наиболее точно отображает понятие «прекрасного» в том понимании, в котором мы стремимся его использовать. И, казалось бы, настолько просто его существо, что уловить эту ноту можно во всём, в каждой мелочи… Так что же останавливает человека перед этим? И почему данная тема имеет место быть, раз так несложно найти этот идеал, вдохновляющий творцов уже долгие века на создание всё новых и новых произведений?.. Выходит, сложно.

Антон Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». В нашем настоящем мы отчетливо видим, что лицо и одежда, быть может, и прекрасна (а как иначе? дорогостоящие средства и одежда не могут не придавать шарма), но вот с душой и мыслями, к великому сожалению, дело обстоит совсем иначе… Из-за поголовного «погружения» в мир экранов происходит общечеловеческий переход в виртуальную реальность, которая медленно, но верно становится «объективной действительностью» наших дней. «Подобная трансформация, усиленная развитием экраноцентричных, рекламных и «сетевых» технологий, способна привести к рождению нового типа людей - поколения Хаоса». [2]

«Основное воздействие глобализации заключается в утрате современным человеком чувства комплексного системного видения целостной картины мира, при постоянном отвлечении на кутерьму текущих событий. Основную роль здесь, как это ни парадоксально звучит, играют современные информационно-телекоммуникационные технологии. Недаром Наполеон Бонапарт еще в начале XIX века говорил: «Четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия». XXI век - век Интернета, благодаря которому осуществляются как массовые рекламные кампании и различного рода «цветные» или «сетевые» революции, так и бессознательное и пока незаметное размягчение комплексного человеческого мышления». [3]

Таким образом, понятие «техногенный мир» предстает перед нами с однобокой разрушительной стороны. И я соглашусь с автором вышесказанного, пожалуй, ведь в нашем настоящем уже становится обыденностью то, что ценность техники становится выше ценности человека, а человек, в свою очередь, впадает в зависимость от техники. Техногенный мир - это мир, где технологии стоят выше человека, а это, соответственно, противоречит всем природным укладам, что, соответственно, сопровождается экологическими проблемами… А развить в этом состоянии то чувство, о котором мы говорим, невозможно, так как первоочередной задачей ставится задача выжить, а чувство прекрасного, всё же, возникает при отсутствии проблем как таковых…

Если брать в рассмотрение исторические данные, то техногенная цивилизация начала развиваться в Западной Европе в период промышленной революции (17-18 вв.). Индустриализация, господство капиталистических отношений, быстрое изменение техники и технологии, повышенный интерес к научным исследованиям, социальные трансформации - стали отличительными чертами этой эпохи научных, технических и социальных революций. Ускоренный темп технических, а впоследствии и научно-технических изменений способствовал не только коренному преобразованию социоприродной среды жизнедеятельности, но и приблизил опасность (в последней трети 20 в.) глобальной экологической катастрофы. Таким образом, за трехсотлетний период существования нового, индустриального общества рационализация мира предельно усложнилась, что поставило под сомнение традиционные ценности техногенной цивилизации.

В частности, мы живем в техногенном мире и, безусловно, технологии дают нам очень многое. Мы можем удостовериться в этом, если попробуем убрать из своей жизни всё, сгенерированное этими технологиями. Но всё же, мало кто в современном мире умеет различать важность этой данности и свою зависимость от продукта техногенной цивилизации.

1.2 Обзор литературы

Настоящая проблема неоднократно поднималась, как указывалось ранее, многими деятелями культуры и искусства. Среди них - американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер, который в 1970 году выпустил труд, под названием «Футурошок». Оттуда был выведен одноименный термин, описывающий в себе «шок будущего, психологическую реакцию человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса».

«Главная мысль Тоффлера состоит в том, что современный человек испытывает шок от быстрых перемен, страх перед будущим. Например, дочь Тоффлера в Нью-Йорке пошла в магазин и не смогла его найти, как будто он провалился сквозь землю, т.к. здания в этом городе строятся и исчезают буквально за ночь. Нью-Йорк - это город без истории, отчего люди испытывают ужас. Эти быстрые перемены начались 300 лет назад. Первые симптомами этой болезни являются приступы недомогания, массовые неврозы, вспышки насилия. Возрастание потока научной информации привело к тому, что врачи и другие специалисты не могут поспеть за последними исследованиями. Городское население увеличивается вдвое через каждые 11 лет. Половина всей энергии, истраченной человечеством за прошедшие две тысячи лет, приходится на последние сто лет. 90% учёных, существовавших за всю историю человечества, живут в настоящее время. Всё больше событий мелькает перед глазами, под ураганным огнём перемен, пошатнулись старые устои - религия, семья, национальная принадлежность, профессия». [5]

Страшно представить, что может произойти через n-ное количество лет, ведь люди, даже при условии того, что видят и понимают всё, что происходит, не делают ровным счётом никаких шагов для того, чтобы предотвратить духовную катастрофу внутри себя…

Олдос Хаксли в своём романе «О, дивный новый мир!» прекрасно передал, на мой взгляд, возможное будущее человечества. Жанр своего романа он охарактеризовал как «антиутопический», однако, прочитав его, мы понимаем, что это легкая ирония, укол, в сторону происходящего. Согласно сюжету, люди не рождаются традиционным путем, а выращиваются на специальных заводах - человекофабриках. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст, различающихся умственными и физическими способностями - от «альф», обладающих максимальным развитием, до наиболее примитивных «эпсилонов». Для поддержания кастовой системы общества посредством гипнопедиилюдям прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшей касте и презрение к низшим кастам. Ввиду технического развития общества значительная часть работ может быть выполнена машинами и передается людям лишь для того, чтобы занять их свободное время. Большинство психологических проблем люди решают с помощью безвредного наркотика - сомы. Также люди часто изъясняются рекламными слоганами и гипнопедическими установками, например: «Сомы грамм - и нету драм!», «Лучше новое купить, чем старое носить», «Чистота - залог благофордия», «А, бе, це, витамин Д - жир в тресковой печени, а треска в воде».

О каком прекрасном может идти речь, когда здесь люди рождаются на человекофабриках, а не от прелести любви?

Занимательно, что в 1958 году, спустя почти 30 лет после выхода первой книги, Хаксли опубликовал её нехудожественное продолжение: «Возвращение в дивный новый мир», в котором он рассуждает, насколько приблизился или отдалился наш мир от описанного в романе 27-летней давности. Он приходит к выводу, что мы движемся к концепции «дивного мира» намного быстрее, чем он предполагал.

Дугин А.Г. в работе «Социология воображения» описал интересный феномен: «Объем направлений или областей внимания у человека на протяжении последних веков оставался одним и тем же. При этом на микроуровне следует говорить о кратковременной памяти, когда в области внимания находится 7, плюс-минус два объекта; на промежуточном уровне, мы говорим о среднесрочных объектах интереса - чтении книги, изучении творчества музыканта или поэта, работе над проектом и т.п.; и макроуровень - получение высшего образования, создание семьи и др. Таким образом, если в период до начала техногенной глобализации сознание среднестатистического европейского человека было свободно для творчества, изучения чего бы то ни было, вместе с чем, как раз на 19 - начало 20 вв. выпал расцвет научной, художественной, творческой мысли, - то в настоящее время наш разум совершенно погряз в массиве ненужных данных». [6]

И даже на примере себя я могу с уверенностью сказать «Да, он прав». Ведь ежедневно, открывая страницы Интернета в поисках интересной и полезной для меня информации, я, так или иначе, читаю и то, что совершенно бесполезно и никогда не пригодится, но при всём желании, этот поток информации уже не остановить. Но я не могу сказать, что это абсолютно негативное воздействие: из неудержимой реки сведений и фактов, невольно попадающихся на глаза, порой я могу вынести что-то для себя и впоследствии использовать с выгодой.

В подтверждение этих слов можно привести выдержку из работы В. Стёпина «Философия науки и техники»: «Что же касается техногенной цивилизации, то это особый тип социального развития и особый тип цивилизации, определяющие признаки которой в известной степени противоположны характеристикам традиционных обществ. Когда техногенная цивилизация сформировалась в относительно зрелом виде, то темп социальных изменений стал возрастать с огромной скоростью. Можно сказать так, что экстенсивное развитие истории здесь заменяется интенсивным; пространственное существование - временным. Резервы роста черпаются уже не за счет расширения культурных зон, а за счет перестройки самих оснований прежних способов жизнедеятельности и формирования принципиально новых возможностей. Самое главное и действительно эпохальное, всемирно-историческое изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, оригинальность, вообще новое. В известном смысле символом техногенного общества может считаться книга рекордов Гиннеса в отличие, скажем, от семи чудес света, которая наглядно свидетельствует, что каждый индивид может стать единственным в своем роде, достичь чего-то необычного, и она же как бы призывает к этому. Семь чудес света, напротив, призваны были подчеркнуть завершенность мира и показать, что все грандиозное, действительно необычное уже состоялось. Далее, на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще несвойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую-нибудь корпорацию, он не личность.

В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, он жестко к ним не привязан, может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружается в разные социальные общности, а часто и в разные культурные традиции». [7]

Выходит, техногенный мир не так уж и страшен? Быть может, всё-таки возможно ещё ухватиться за соломинку и спастись от духовной гибели? В следующей главе я хотела бы развить возможные пути спасения, ведь здесь мы увидели, что ещё не всё потеряно.

Глава 2. Пути развития чувства прекрасного

2.1 Самопознание и совершенствование эстетических ценностей

Существует история о том, как Конфуций, странствуя в окрестностях горы Тайшань, повстречал мудреца, который бродил по полям, собирая оставшиеся после жнивья зерна. Нищий, одинокий старик, несмотря на свои девяносто лет, весь светился радостью, двигаясь по полю и что-то напевая. «Чему вы так радуетесь?» - спросил его Конфуций. «Я многому радуюсь, - ответил мудрец. - Небо породило тьму тварей, но самая драгоценная из них человек. А мне довелось родиться человеком: вот моя главная радость».

В древнегреческой культуре образ Homo Sapiens воспринимался как идеал природы, образец совершенства. Он неизъясним, загадочен. Личностное бытие рассматривалось как особая реальность, которая является ключом к постижению мира. Так родилось известное изречение Протагора - «человек есть мера всех вещей». Сократа интересовала не столько природа, сколько сам человек. Познание самого себя стало целью жизни Сократа. Он акцентировал внимание на глубине человеческой субъективности, «я сознающем», считая главным взращивание души, поэтому истинные ценности для Сократа не те, что связаны с внешним миром (богатство, власть, слава, здоровье, сила, физическая привлекательность), а сокровища души. [8]

К сожалению, наступление научно-технической рационализации не только приблизило духовный регресс человечества, но и постепенно ставило человека всё ниже и ниже на некоем сакральном уровне. Как же тогда воспитать в себе чувство прекрасного, если потеряно космическое, высокое «Я»? «Но с дальнейшим развитием западноевропейского общества ощущение чуда человека стало постепенно утрачиваться. Научно-техническая рационализация всей жизни сорвала с «богоподобного» существа покровы тайны, красоты и неизъяснимости. Уже Декарт в «Трактате о человеке» рассматривает личность в качестве самодвижущейся машины. В работе «Человек-машина» Ламетри также считает человека всего лишь сложной машиной. Он высказывает суждение, что в действительности душа - пустое слово и между человеком и животным существуют только количественные различия.

Все чаще человека начинают рассматривать как животное, производящее орудие. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса человек представлен крайне упрощенно, абстрактно, схематично, как совокупность всех общественных отношений. Социальное бытие фактически исчерпывало многомерность личностного существования.

Впоследствии происходит еще более стремительная десакрализация человека. Он больше не венец природы, а, скорее, некий биологический тупик. Так, Г. Лессинг считал Homo Sapiens разновидностью хищной обезьяны, которая помешалась на так называемом «духе»». [9]

Вероятно, пришло время заново осознать место человека в мире. Раньше распределить роли было куда проще: была стихия, было животное, был человек. Главенствующие роли были понятны сами собой. Теперь же есть машина, и есть человек; и кому из них отдать власть - становится сложно разрешимым вопросом.

В диалоге «Протагор», Платон пишет, что «семь великих мудрецов Древней Греции: Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон собрались в храме Апполона в Дельфах и в результате долгого обсуждения пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину - «познай самого себя» - высекли на стене храма.

Настоящая истина подходит к разрешению нашей проблемы как никакая иная. Слыша термин «самопознание» мы должны понимать, что это есть изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Несмотря на то, что оно начинается ещё в глубоком детстве, нужно понимать, что формируется оно постепенно по мере взросления.

Не нужно ударяться в глубокую психологию, чтобы понимать, что не каждый человек способен анализировать свои действия на должном уровне. Однако мы, как люди творческой натуры и не совсем стандартного склада ума, понимаем, что самоанализ в первую очередь необходим для того, чтобы прийти к самопознанию. К человеку, познавшего себя, должно прийти осознание того, что он не просто нечто живое, что породила природа, а то, что он есть её венец. Он - главный. Он должен осознать, какие ценности для него в приоритете, а о каких можно забыть. И пока человек Сам не пожелает развить в себе чувство прекрасного, никто не сможет убедить его в необходимости имения такового.

Кант писал о таких людях следующее: «Какими бы ни были те утонченные чувства, о которых мы до сих пор говорили, будут ли они чувствами возвышенного или прекрасного, они имеют между собой то общее, что в суждении тех, кто не расположен к чувству возвышенного или прекрасного, они всегда представляются извращенными и нелепыми. Человек спокойный и преисполненный корыстолюбивых устремлений вообще не имеет, так сказать, органов для восприятия благородных черт в стихотворении или добродетели героя... Точно также лицам несколько более серьезного склада кажется пошлым то, что других привлекает, и веселая наивность пасторали кажется им нелепой и ребяческой... При [наблюдении] неморальных явлений нам представляется возможность подметить кое-что в чувстве другого человека, и это дает нам основание с довольно значительной степенью вероятности сделать вывод также и о более высоких свойствах его характера, и даже о свойствах его души. Тот, кто скучает, слушая прекрасную музыку, дает немало оснований предполагать, что красоты стиля и нежные очарования любви будут невластны над ним.» [10]

Логичный вопрос, который напрашивается следом за этим суждением: как же жить таким людям? В чем их интерес к жизни и не скучно ли им? Вероятно, таков замысел природы, что породила этого человека: человека рабочего, скучного, серого. Человека массы. Остальные же, те, на кого вышеописанное не распространяется, те, кто сумел познать своё «Я», те, кто нуждается в постоянном потреблении эстетических наслаждений - что делать им?

Для начала стоит разобраться, что мы понимаем под эстетическими ценностями, которые стоит совершенствовать. «Я убежден, - писал Гегель, - что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте» [11]

Понятие же «эстетика» происходит от греческого слова «эстетикос» - чувствующий, чувственный, а эстетическое сознание есть осознание окружающего мира в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетическим может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной жизни. Таким образом, мы видим, что понятие «эстетики» и «прекрасного» тесно переплетены, что даёт нам возможность говорить об этих понятиях как о чем-то тождественном.

Перед нами возникает вопрос: как же развить в себе это чувство? Что следует делать, чтобы совершенствовать в себе эти ценности? Как не стать человеком рабочим, образ которого был описан выше?

«Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» [12]

Выходит, стоит искать эстетическое наслаждение в искусстве? Верно! Искусство - высшая форма эстетического сознания. Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях - психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек - тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен. Этот язык есть язык эстетический.

Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного для восприятия явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и познавательными . Начиная от чувства умеренного удовольствия, человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга.

Эстетические эмоции, совершенствуя человечество, совершенствуют и каждого отдельного человека. Благодаря им духовный мир каждого человека становится глубоко индивидуальным и неповторимым. Свободное и широкое развитие эстетических потребностей человека порождает в нем только ему присущий склад эмоциональной жизни, делает его жизнь интересной и красочной, дает ему объективно возникшее ощущение своей оригинальности и социальной значимости.

Совершенно очевидно, что обладать умением чувствовать прекрасное и эстетически верное - огромный дар, который нужно научиться хранить в себе и развивать с каждым днем. Самое простое, что может делать человек для этого, это ни на мгновение не отставлять себя без духовной пищи. Пища эта может проявляться абсолютно во всём: будь то поход в картинную галерею или лицезрение восхода солнца, прослушивание любимых композиций или щебетание утренних птиц за окном, чтение захватывающей книги или разговор с близким приятным человеком.

Находить прекрасное в мелочах - искусство, умение владеть которым дано далеко не каждому. А тот, кто умеет, наверняка знает, что он имеет в руках.

2.2 Популяризация духовных ценностей как основы для развития чувства прекрасного

Духовные ценности есть своеобразный капитал человечества, накопленный за тысячелетия. Капитал этот не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Речь идет, прежде всего, о моральных и, описанных выше, эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Проанализировав с десяток определений духовности, я пришла к выводу, что под духовностью обыкновенно понимают совокупность четырех качеств: веры, душевного покоя, безусловной любви и осознанности. Однако, столь же понятным для меня стал еще один факт: много кто хочет «духовно расти», однако как это сделать, знают не многие.

Духовный рост в моём понимании - это изменение восприятия, изменение картины мира, то есть в первую очередь - перемены в себе (что, очевидно, вытекает из вышеописанного самоанализа). Духовность важна в настоящем, поскольку духовный человек видит мир, и себя в нем, таким как есть, неискаженным. Духовный человек обрел веру в себя, душевный покой, любовь и сострадание к ближним. Духовный человек считает служение людям важнейшим приоритетом.

Этого сейчас так мало…

Так или иначе, духовность - есть единственно верная и самая первая платформа на пути к развитию чувства прекрасного. Ведь человек, который любит, не волнуется, верит в себя, и живет осознано, чувствует себя лучше, чем ненавидящий, издёрганный, убежденный в ожидающих его неудачах, пытающийся спрятаться от реальности в выдуманном мире, и пытающийся убедить себя, что для него самый лучший выбор.

Духовность позволяет высвободить энергию, которая тратилась на тревожность, волнения, негативные эмоции, самообман, и перенаправить ее на конструктивные цели. Духовность позволяет развиваться, двигаться вперед, и вести за собой людей.

Разве не каждый человек желает быть душевно спокоен и умиротворен? Не каждый ли хочет любить и быть любимым? Каждый может верить и трезво смотреть на мир. Стоит только захотеть - а этого хочет каждый. Это ли не мотивация? Один, второй, третий человек встал на путь к достижению духовно богатой жизни - и вот мы имеем людей, готовых познать чувство прекрасного.

Ведь развитие этого чувства напрямую зависит от чистоты души человеческой, от желания видеть краски и цвета во всём.

Подводя итоги, хотелось бы описать приблизительную картину того, что мы имеем: человек, возжелавший познать прекрасное чувство прекрасного, должен знать свое место в этом мире, должен понимать, кто он и для чего явился. Этот человек в течение всей своей жизни накапливает свой эстетический опыт, находя в каждой мелочи что-то приятное глазу. Этот человек богат духовно, он имеет трезвый подход к настоящему и оттого умиротворен в своем существовании. Такой человек знает, что есть прекрасное. И этот человек не уникум - им может стать каждый из нас, только бы было желание.

Заключение

эстетический ценность духовный рост

В заключение хотелось бы подвести итоги проделанной работы, а именно изложить выводы, к которым мне удалось прийти в процессе исследования:

Дабы полностью понимать тематику данной курсовой работы, в параграфе 1.1. мною были разобраны и изучены понятия «прекрасного» и «техногенного мира». В результате мы получили то, что прекрасное является всем, что человек позволит себе назвать таковым, а техногенный мир - та утопия, в которой сейчас теряется так много людей, погружаясь с головой от прекрасных реалий в яркость и разноцветность экранов.

В параграфе 1.2. я постаралась обозреть литературу в которой были изложены, на мой взгляд, наиболее уместные выдержки из работ тех деятелей искусства и культуры, которые передавали бы наиболее точно ситуацию слияния техногенного мира и попытки создать в нем что-то прекрасное. Так, на примере художественной литературы мы увидели, каким может предстать общество, если продолжит «развиваться» в том же ритме, а также подкрепили ужасы настоящего словами Дугина А.Г. и Э. Тоффлера, говорящих о том, что настоящее движется слишком быстро.

Во второй главе, в параграфе 2.1. путем развития темы самопознания и совершенствования эстетических ценностей я попыталась разобраться: кто же есть человек сейчас и верно на верное ли место он себя сейчас ставит. Ответ мы получили в выдержке из «Курса лекций по специальности Культурология» авторства Мартынов В.Ф. и Вощинчук А.Н. Настоящий человек потерялся среди машин, ему нужно найти себя. Здесь же говорилось о самопознании, что логично допустимо, поскольку настала эра заново человеку искать себя. И, в случае удачного самоанализа, человек должен понимать, что нужны перемены. Отсюда вытекает концепция совершенствования эстетических ценностей, какие человеку необходимо приобрести для успешного развития чувства прекрасного.

В последнем параграфе 2.2. мы говорили о мире духовном, о ценностях внутренних богатств человека и о том, что этот фактор является наиважнейшим на пути развития в человеке чувства прекрасного. Путем рассуждений я пришла к выводу, что без собственного желания встать на «путь истинный» без толку стремиться познать некое «прекрасное».

И пока человек не захочет стать лучше, его никто не будет в силах заставить быть другим.

Желание видеть прекрасное - лучшее средство для борьбы с любым техногенным миром, с любыми помехами на пути к цели. Прекрасное нужно искать во всём, каждое мгновение своей жизни. И если душа свободна, то краски счастья будут видны на каждом шагу.

Список литературы

1. Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М, 1970. С. 142 - 143.

2. Ф. Смирнов «О трансформации человеческого сознания в эпоху техногенной глобализации» (http://psyfactor.org/lib/smirnov2.htm).

3. Ф. Смирнов «О трансформации человеческого сознания в эпоху техногенной глобализации» (http://psyfactor.org/lib/smirnov2.htm).

4. Wikipedia . Футурошок (http://ru.wikipedia.org/wiki/Футурошок).

5. Wikipedia. Э. Тоффлер о Футурошоке (http://ru.wikipedia.org/wiki/Футурошок).

6. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. - М.: Академический Проект; Трикста, 2010. - 564 с.

7. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов «Философия науки и техники» С. 4.

8. Мартынов В.Ф., Вощинчук А.Н. Культурология, 2011. С. 68.

9. Мартынов В.Ф., Вощинчук А.Н. Культурология, 2011. С. 69.

10. Иммануил Кант «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» С. 7.

11. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М., 1970. С. 212.

12. Выгодский Л.С. Психология искусства. М., 1965. С. 275.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru