Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Поп–музыка как явление в советском пространстве

Работа из раздела: «Культура и искусство»

2

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ПОП-МУЗЫКА КАК ЯВЛЕНИЕ В СОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

популярная музыка новации телевидение

ВВЕДЕНИЕ

1. 70-Е ГОДЫ В ПОП - МУЗЫКЕ СССР

1.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 70-х годов

1.2 Музыкальное телевидение 70-х годов

2. 80-Е ГОДЫ В ПОП - МУЗЫКЕ СССР

2.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 80-х годов

2.2 Новации в музыкальном телевидении 80-х годов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Тематика данной работы посвящена последнему, завершающему периоду развития популярной музыки в СССР.

Актуальность исследования периода 70-х и 80-х годов прошлого столетия определяется многообразием и неоднозначностью происходящих в нем явлений. Среди многочисленных книг, статей и очерков, написанных критиками, музыкантами и журналистами, можно найти работы, посвященные различным коллективам, музыкальным направлениям и личностям того времени, однако трудно обнаружить достаточно объективные исследования всего периода, отражающие все, как положительные, так и отрицательные моменты.

Неоднозначность происходивших в то время музыкальных явлений заключается в сочетании несовместимых, на первый взгляд, вещей, таких как: музыкальная культура тоталитарного государства, пропагандирующая социалистическую идеологию, оригинальный и самобытный андеграунд, и протестное, почти диссидентское творчество бардов. По отдельности все эти тенденции советской музыки описаны в многочисленной литературе, но только в последнее время появляются попытки рассмотреть в них одно неразрывное целое в эволюции отечественной популярной музыки.

По прошествии периода полного отрицания всего того, что происходило в легкой музыке советского времени, у многих возникает огромный интерес к ней и желание переосмыслить ее роль.

Объектом исследования работы является популярная музыка 70-х 80-х годов во всех ее наиболее популярных в то время жанрах. Исследование выполнено в виде исторического обзора, кратких обобщений и выводов, описанных событий.

Предметом исследования выступает творчество исполнителей и музыкальных коллективов, а также рассматриваются музыкальные телепрограммы и конкурсы, имевшие наиболее важное значение.

Основной целью исследования является установление взаимосвязей в развитии популярной музыки в данный период.

Главная задача работы заключается в рассмотрении отрицательных и положительных явлений и их влияния на современную отечественную популярную музыку.

Теоретическая значимость раскрывается в хронологической систематизации описываемых событий и явлений в легкой музыке данного периода. Практическая значимость отражена в создании краткой информационной базы о легкой популярной музыке того периода для людей, интересующихся и занимающихся данной тематикой.

Работа состоит из:

· Вступления

· Двух глав

· Заключения

Первая глава посвящена развитию советской популярной музыки в 70-е годы. Первая подглава - обзор творчества исполнителей и музыкальных коллективов, вторая подглава - некоторые аспекты музыкального телевидения 70-х годов.

Вторая глава включает в себя первая подглаву, посвященную развитию советской поп - музыки в 80-е годы, вторая подглава - наиболее значимые явления в музыкальном телевидении 80-х годов.

1. 70-Е ГОДЫ В ПОП - МУЗЫКЕ СССР

1.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 70-х годов

Развитие любого периода в музыкальной культуре тесно взаимосвязано с социальными и политическими явлениями, происходящими в обществе, а так же с понятием моды в данный период времени. Советская поп - культура с конца 60-х и 70-е годы 20 - го века отражала все происходившие в то время явления в стране. Необходимо отметить, что на ход ее развития повлияли не только события, происходившие в стране, но и серьезные изменения в эстрадной культуре, произошедшие в США и Западной Европе.

В 60-е годы 20 - го века произошли поистине революционные события в западном обществе, такие как: изменение музыкального языка и сценических выразительных средств, а также появление и расцвет движения «хиппи» и связанное с этим социальное явления «сексуальная революция». «Все это в значительной степени повлияло на эстетику восприятия музыки и исполнителя музыки. Эти изменения затронули отношения к привычным общечеловеческим ценностям: семье, любви, восприятию мужественности и женственности, внешнему облику людей и их проявлениям чувственности» Поляков А. Методика преподавания эстрадного пения - 2015, Издательство Согласие..

Так же с этим периодом связано появление английских рок групп The Beatles и The Rolling Stones, повлиявшее на тенденции в музыкальной поп индустрии. На смену индивидуалистическому творчеству солистов пришло коллективное творчество группы единомышленников, отражавшее не только настроения молодых людей того времени, но и служившее определенным протестом против консерватизма старшего поколения.

На развитие отечественной поп культуры всегда влияли два фактора, такие как: модные тенденции, приходящие с запада и традиции, сложившиеся под влиянием идеологии внутри СССР.

Первым «глотком свободы» для советских исполнителей и слушателей стала «хрущевская оттепель», на время «приподнявшая» железный занавес и сделавшая более доступными джазовую музыку и существовавшие в то время модные танцевальные ритмы. С окончанием периода «оттепели» и началом правления Л.Брежнева ассоциируется попытка реставрировать явления железного занавеса, но общество, получившее «прививку свободы» стало совершенно другим и не хотело оставаться в рамках советской массовой песни.

В начале 70-х годов в СССР появилось огромное количество вокально - инструментальных ансамблей, так как у большинства молодых людей это ассоциировалось с творчеством группы The Beatles и многих других западных групп. Советское руководство активно поддерживало развитие ВИА, так как сама идея легко вписывалась в концепцию коллективизма. Поскольку в то время исполнители не могли исполнять собственные песни, основу репертуара официальных коллективов составляли произведения членов союза композиторов. Тематика разрешенных для исполнения песен часто носила патриотический характер (песни о войне, о комсомоле, строительстве БАМ и т.д.). Исполнение лирических и танцевальных песен строго регламентировалось художественными советами, существовавшими при филармониях и других концертных организациях, дающих право гастролировать по стране.

Это привело к тому, что у многих исполнителей и ВИА существовали две программы: одна - для официальной сдачи концертной программы художественному совету и дающая право работать официально, и другая - состоящая либо из собственных песен, либо из модных западных хитов, которая исполнялась во время гастролей и «кассовых» концертов.

Для 70-х годов характерна появление музыкальных коллективов, отражавших стремление и вкусы молодежи того времени, и представлявших зарождающийся андеграунд. Это направление подпольных и полу - подпольных групп существовало параллельно с официальными коллективами, разрешенными властью.

Творчество таких групп часто начиналось с самодеятельных школьных ансамблей или творчества студентов различных вузов. Еще в конце 60-х годов появились такие коллективы как: Цветы, под руководством Стаса Намина, Скоморохи - созданная Александром Градским, характерной чертой для которых являлась попытка соединить индивидуальное творчество и традиции русской эстрадной музыки.

Необходимо отметить, что Стас Намин (это его творческий псевдоним) являлся внуком известного партийного и государственного деятеля сталинских времен Анастаса Микояна. Вероятно, эта его негласная принадлежность к золотой молодежи того времени давала ему чуть большую возможность знакомится с зарубежной музыкой и иметь более широкий музыкальный кругозор.

Его коллектив исполнял не только замечательные лирические песни, которые стали своеобразной классикой жанра и дожившие до наших дней, но и произведения популярных зарубежных исполнителей. Многие исследователи музыки того периода считают, что работа над исполнением зарубежных песен, а также над вокальными аранжировками, позволила зародиться традициям инструментального джазового пения, являющимися новыми для отечественной музыки.

«Среди прочих самодеятельных коллективов группа выделялась 'живым' звучанием, интересными аранжировками, поисками выразительных средств из арсенала биг - бита, пригодных для синтеза с традициями русского мелоса. Стас Намин определил стиль 'Цветов' как 'лирический рок'. Молодые музыканты очутились перед проблемой: то ли пойти в общем - то проторенной и довольно ясной дорогой - закончить институт и стать молодым специалистом, то ли пуститься в неизвестный и опасный путь - выйти на тропу профессиональных музыкантов. Они предпочли последнее, и с 1974 года 'Цветы' - профессиональный гастрольный коллектив» http://popsa.info/bio/019/019b.html - Биография группы Цветы .

Александр Градский, создавший группу «Скоморохи», является одним из немногих музыкантов того времени, имеющим прекрасное музыкальное образование. Он окончил музыкальный педагогический институт имени Гнесиных, по классу оперного пения. Для его творчества характерно соединение различных музыкальных направлений, от классики до рока и бардовской песни.

Многие считают его одним из первых профессиональных рок - исполнителей на отечественной сцене. Обладая уникальным, сильным голосом, он вызывал огромный интерес у публики, несмотря на то, что исполнял песни, идущие в разрез с общепринятыми нормами советской песни.

Всесоюзно популярным его сделало исполнение песни А. Пахмутовой и Н. Добронравого - «Как молоды мы были». Несмотря на приобретенную популярность и большой интерес широкой публики, Градский предпочел остаться в андеграунде. Его творчество разделилось на написание мюзиклов, создание электронной музыки и концертные выступления под гитару, в которых он пел бардовские песни собственного сочинения, часто имеющие сатирический, политический подтекст.

Все это негативно повлияло на его официальную карьеру, так как его телевизионные и концертные выступления не приветствовались официальной властью.

Феномен Градского заключается в том, что не исполняя хитов и не стремясь к саморекламе в поп - музыке, его известность у любителей музыки сохранилась до наших дней.

Значимым событием в творчестве градского 70-х и первой половины 80-х годов является создание им рок - оперы «Стадион», посвященный военному перевороту в Чили в 1973 году. Примечательно, что для студийной записи ему удалось собрать огромное количество популярных исполнителей того времени (А. Пугачева, И. Кобзон, А. Макаревич).

Учитывая тематику рок - оперы, она была выпущена фирмой грамм записи «Мелодия» в 1985 году. Градский - один из первых отечественных исполнителей, представивший трактовку народных песен в рок - исполнении, вот что он сам пишет об этом:

«Я первым начал выступать один, без группы, под гитару, с тем, чтобы лучше донести стихи до публики. Мне говорили: зачем ты это делаешь? Лет через пять это стали делать все. Когда я впервые сделал работу на русские стихи и на народную тематику, один знаменитый саксофонист сказал: «Соединять фольклорный материал с таким жестким рок - н - роллом? Это неправильно». Через несколько лет он сделал программу с использованием фольклора. К чему я это? К тому, что, наверное, человек, который делает что - то раньше других, получает свои шишки. И я их в общем - то получил» http://www.vokrug.tv/person/show/aleksandr_gradskii/ - Творческий путь Александра Градского.

Говоря о движении вокально - инструментальных ансамблей в Советском Союзе, необходимо отметить популярный в то время ансамбль «Самоцветы». Творчество этого коллектива было полностью признано и одобрено официальной властью, так как в основном они исполняли песни советских композиторов, посвященные патриотическим чувствам, антивоенной тематике, а так же композиции, созданные на основе народных песен:

«Многие советские композиторы - и маститые, и молодые - охотно доверяют свои песни ансамблю. С легкой руки 'Самоцветов' получили широкую известность такие песни, как 'Увезу тебя я в тундру', 'У деревни Крюково' М.Фрадкина, 'Не повторяется такое никогда', 'Через две зимы, через две весны' В.Шаинского, 'Мой адрес - Советский Союз' Д.Тухманова, 'Горлица' О.Иванова, 'Все, что в жизни есть у меня' В.Добрынина и другие… С первых дней создания ансамбля мы поставили себе целью пропагандировать только песни советских композиторов, - рассказывает художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист Удмуртской АССР Юрий Маликов. - Сначала это были в основном молодежные песни. Восемь лет назад вокально-инструментальные ансамбли только зарождались, и песни для них сочиняли лишь немногие композиторы. В большинстве своем - молодые. Отсюда и тематическая направленность песен.

В основе репертуара 'Самоцветов' - песни, - говорит Ю.Маликов, но это не значит, что мы отказываемся от исполнения произведений более крупных форм. В нашей программе звучала 13-минутная композиция, составленная из песен народов СССР, 8 - минутная композиция по песне В.Добрынина 'Сны'. Владимир Пресняков и я пишем музыку вокально - инструментальной композиции Франсиско Гойя» Шабров М. Интервью, Газета Труд - 10.07.1979.

Обращение к тематике народной музыки наиболее полно и удачно отразилось в творчестве легендарного белорусского вокально - инструментального ансамбля «Песняры», созданного В. Мулявиным. Удачное соединение современных инструментальных аранжировок с многоголосным пением белорусских песен принесло коллективу широкую всесоюзную и зарубежную популярность.

Создание развернутых музыкальных композиций на тему народных песен, выдержанных в стилистике симфо - рока, фанка, блюза, а также популярного в то время диско, делало звучание коллектива колоритным и неповторимым. Лучшие композиции «Песняров» с уверенностью можно сравнивать с творческими шедеврами таких зарубежных коллективов, как «Pink Floyd» и «Led Zeppelin».

Ансамбль В. Мулявина был не только постоянным участником телевизионных концертов, но и пользовался огромным успехом в гастрольных поездках по стране. Бережное и грамотное отношение руководителя коллектива не только возродило малоизвестный фольклор, но и предало некоторым песням новое современное звучание. Зарубежные поездки, рекламирующие музыку народов СССР, принесли «Песнярам» популярность в США и некоторых странах Западной Европы:

«Как уже сообщалось, в результате успешных выступлений наших артистов на X юбилейном МИДЕМ в Каннах между Всесоюзным агентством по авторским правам и американской Фирмой 'Макмиллон Перформинг Артс' была достигнута договоренность о продвижении советской легкой музыки на американском континенте. В рамках этой договоренности Госконцерт при посредничестве ВААП организовал гастрольное турне первой советской группы по Соединенным Штатам. Такой группой, представляющей советскую популярную музыку в США, стал белорусский вокально - инструментальный ансамбль 'Песняры'. Американские газеты окрести ли эту поездку 'русским вторжением на западном рок - фронте'. Журналисты в своих отчетах с концертов писали: 'Коллектив, который очень оригинален, самобытен, музыкален, с потрясающим вокалом, конечно же, найдет своих поклонников среди американской молодежи'. И уже потом, в конце турне 'Песняры' заслужили, чтобы им аплодировали стоя. Ребята проехали за две недели по дорогам южных штатов 3700 километров. 13 концертов при полных залах. Ни одного лишнего, а после представлений толпы людей, провожающих советских артистов овациями. Две недели пролетели незаметно. Сразу же по возвращении на Родину мы встретились с руководителем группы заслуженным артистом Белорусской ССР Владимиром Мулявиным и попросили его поделиться своими впечатлениями об этой поездке» Филинов Ю. Московский Комсомолец, Звуковая дорожка - 1977.

Пожалуй, самым ярким явлением советского андеграунда 70-х годов стала группа «Машина времени», которую создал студент архитектурного института Андрей Макаревич. Трудно говорить о стилистике этого коллектива, так как поначалу они исполняли, как и многие группы того времени, зарубежные шлягеры, но очень скоро молодой тогда А. Макаревич стал настаивать на исполнении собственных песен на русском языке.

Доминирующее смысловое начало в песнях вообще является одной из основных особенностей отечественных рок - музыкантов. Слово «рок» довольно трудно употреблять относительно музыки группы «Машины времени», так как, несмотря на энергичный бит в аккомпанементе, мелодика и склад песен скорее находятся в традициях бардовской песни и популярной музыки.

Подпольная популярность этого коллектива была настолько велика в 70-е годы и растиражирована на любительских магнитофонных бабинах, что ее можно было сравнивать с популярностью появившейся в 1975 году Аллы Пугачевой. Ни одна школьная и студенческая вечеринка не обходилась без прослушивания их записей. Индивидуалистическое начало в тематике песен Макаревича привлекало молодежь и вызывало огромный интерес к закрытым выступлениям. В последующем благодаря сотрудничеству с различными режиссерами, музыкантами, а также записям песен к кинофильмам группе удалось получить статус официального коллектива.

«… К середине 70 - х общий техничеcкий и профеccиональный уровень многих отечеcтвенных рок-музыкантов начал заметно повышаться. Появились группы, которые cтали иcполнять cвои cобcтвенные пеcни на руccком языке, но cделанные так, что по cмыcлу текcтов и по манере иcполнения никто бы не обвинил их в причаcтноcти к ВИА. Одной из первых таких групп стала „Машина времени“ с Андреем Макаревичем во главе. Определённая чаcть рок - аудитории поначалу не принимала это новшеcтво, желая cлушать лишь „фирму“ [Имеется в виду максимально близкое к оригиналу воспроизведение англоязычных композиций зарубежных групп и исполнителей]. Но тенденция рок - русификации была непреодолима. Лидеры моcковcкой школы, такие как А. Градский или А. Макаревич, были ближе к поэтичеcкой лирике c уклоном в символизм. Были коллективы, которые, пробившись с огромным трудом из рок - подполья в официальную гастрольную работу, ни на йоту не изменили себе, не подстроились под идеологические требования и пошли ва - банк… Попав на официальный уровень, Андрей Макаревич продолжал петь свои, какие - то не совсем советские песни, в манере фолк - рок…» Козлов А. Рок - музыка: истоки и развитие - 1997, издательство Мега - Сервис .

«… В одном „Машина времени“ отличилась от десятков и сотен самодеятельных групп Москвы с самого начала своего существования. Ансамбль не исполнял англоязычные шлягеры и ориентировался исключительно на собственный репертуар. Именно этот самостоятельный подход и предопределил то, что из множества любительских рок - групп начала 70 - х только „Машина времени“ смогла стать заметным явлением на нашей эстраде. <…> „Машина времени“ не ставила своей целью „завести“ молодых слушателей темпераментным исполнением знакомого им с пластинки рок-боевика, а стремилась довести до аудитории смысл проблемы, поставленной в песне, и заставить эту аудиторию подумать, и, может быть, даже поспорить. <…> Если ранние песни Макаревича были в основном чисто лирическими или шуточными, то с годами они заметно „посерьезнели“. <…> Занять активную жизненную позицию, определить своё место в жизни -- вот основной их пафос. Проблематика песен остра и злободневна -- они словно бы являются продолжением дискуссий в молодёжных клубах и на страницах газет. Карьеризм и приспособленчество, социальная пассивность и „власть вещей“ становятся объектом критики. И в то же время песнями ансамбля утверждается человеческое, духовное начало. В них -- оптимизм и убежденность в способности человека стать подлинно прекрасным» Троицкий А. Ансамбль Машина Времени - Советская культура - 1980. 25 апр. №34 .

«…В создаваемых ими образах переливались все перечисленные выше геральдические цветы хиппизма. Прежде всего, это предельная возвышенность, аллегоричность и романтизм. Программы Машины Времени, талантливейшей группы этого поколения, похожи на настенный гобелен: замки и корабли с парусами не оставляют там практически никакого места для атрибутов реальной жизни. Из местоимений доминирует 'ты'. 'Скромный вождь и учитель', лидер группы Андрей Макаревич с философской точки зрения оценивает своего современника: Ты можешь ходить, как запущенный сад, А можешь все наголо сбрить. И то, и другое я видел не раз - Кого ты хотел удивить?

Настроение песен Машины Времени, Воскресенья, ленинградских «Мифов», как правило, чрезвычайно мрачное. Не имея никакого желания становиться на одну доску с т.н. критиками, которые считают пессимизм отрицательным качеством произведения, лишающим его права на внимание читателя, зрителя или слушателя, мы в интересах истины должны признать, что рокеры в этом отношении оказались весьма непохожи на бардов: в песнях Окуджавы, Высоцкого и приобретавшего в начале 70 - х годов все большую популярность Аркадия Северного в десять раз больше жизнеутверждающей энергии» Смирнов И. Время колокольчиков - 1994, издательство Инто. С - 12 .

Особое место в популярной музыке СССР всегда занимало творчество бардов. Романтическая эпоха, возникшая в период хрущевской оттепели, подарила зрителям поэтов, исполнявших свои стихи под гитару. Слушателями всегда было любимо и почитаемо творчество А. Галича и Б. Окуджавы. Еще в 60-е годы возник новый «бунтарь» бардовского искусства - Владимир Высоцкий. Являясь талантливым театральным и киноактером, он писал необычные и очень смелые для того времени песни, аккомпанируя себе на гитаре. Обладая низким хриплым голосом и сильной личностной харизмой, он умел доводить слушателей до исступления. Описываются случаи, когда особо впечатлительные девушки, сидевшие в первых рядах на его концертах, теряли сознание. Тематика его песен была достаточно разнообразной, от нейтральной лирики и даже песен о войне, до острых сатирических куплетов. Власть всячески «боролась» с распространяем творчества Высоцкого среди населения, но естественный ход событий того времени позволил стать Владимиру Высоцкому культовым исполнителем той эпохи. Особый колорит его песен основывался не только на текстах, но и использовании характерных для русской музыкальной культуры интонаций частушек и русского городского романса. Его огромная всенародная популярность и сотрудничество с некоторыми музыкантами позволили ему выпустить альбом на фирме грамм - записи «Мелодия», который он записал совместно с ансамблем под руководством известного джазового музыканта Георгия Гараняна.

«Когда слышишь слова 'авторская песня', то вспоминаются три имени - Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий. Совершенно различные как по стилю, так и по тематике своей поэзии, они подняли авторскую песню до уровня самостоятельного поэтического жанра.

Поэты, однако, живут не в безвоздушном пространстве. На творчество любых, даже самых самобытных из них, в большей или меньшей степени оказывает влияние поэзия других авторов, как правило, старшего поколения.

Из триады корифеев авторской песни В.Высоцкий был самым молодым. На своих концертах он довольно часто говорил о том, что стал, так сказать, поющим поэтом под влиянием Б.Окуджавы. Высоцкий называл Окуджаву своим духовным отцом, будучи уже зрелым поэтом, посвятил ему 'Притчу о Правде и Лжи'» Цыбульский М. Новое русское слово, Нью - Йорк. 31.10.1997 .

Предавая огромное значение творчеству ВИА, не правильно было бы не упомянуть о творчестве солистов в эстрадной песне того времени. Традиции проникновенного личностного исполнения песни имеют глубокие корни в отечественной исполнительской культуре. Достаточно вспомнить творчество таких звезд советской эстрады 30 - 50ых годов, как Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Вадим Козин. В конце 50-х и 60-е годы появилось огромное количество отечественных исполнителей советской песни: Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Гелена Великанова, Тамара Миансарова, Лев Лещенко.

Не смотря на «обновленное» новыми ритмами звучание, большинство этих исполнителей имели академическую школу и придерживались довольно строгого звучания, представляя из себя образ благопристойного советского гражданина. Их поведение на сцене было лаконичным и достаточно статичным в сравнении с западными артистами того периода.

На фоне существовавших тогда советских певцов по - настоящему революционным и «взрывным» стало появление на большой сцене Аллы Пугачевой, которая завоевала в 1975 году гран - при конкурса «Золотой Орфей», исполнив песню «Арлекино». Ее звучание и сценический образ совершенно не вписывались в сложившиеся представления об эстрадном советском артисте. Раскрепощенная, экспрессивная манера пения, сценическое поведение, прическа, костюмы, приводили в состояние шока чиновников от культуры и, напротив, вызывали восторг зрителей.

За несколько лет ее популярность в советском союзе достигла невиданных масштабов. Ее концертные выступления сопровождались конной милицией, поскольку вызывали невиданный ажиотаж. Совершенно не характерным для советской эстрады было обращение в творчестве к внутреннему миру женщины, ее чувственным переживаниям. Эта внутренняя свобода и раскрепощенность, а так же полный отказ от исполнения патриотических песен вызывали нескрываемое раздражение властей. Несмотря на огромную популярность, Пугачевой практически не предоставляли крупных концертных площадок, но ее редкие телевизионные эфиры были неизбежны, поскольку публика заваливала музыкальные редакции письмами с просьбами о ее выступлении. Говоря о творчестве Пугачевой, следует отметить, что она одна из первых привнесла в свои концертные выступления элемент шоу программы, законченного театрализованного действия, построенном на личности исполнителя. Ее манера пения также была необычной и представляла из себя синтез западной манеры пения, опирающейся на блюз, рок, и отечественных исполнительских традиций, опирающихся на народную песню и романс. Все исполняемые ею песни мгновенно становились хитами и звучали из окна каждого дома.

Огромный интерес вызвал музыкальный фильм «Женщина, которая поет» 1978 года, где она снялась в главной роли. По сути эта была первая для Советского Союза попытка снять фильм на основе видео клипов. После выхода фильма на экраны, он сделал самые крупные кассовые сборы.

1.2 Музыкальное телевидение 70 - х годов

С момента своего возникновения музыкальное телевидение во всех странах было тесно взаимосвязано с популярной музыкой. Советский Союз, несмотря на существовавшие идеологические запреты и социальные нормы, не являлся исключением. Более того, можно сказать, что многие телевизионные форматы были заимствованы у западных стран.

К началу 70-х годов сложились устойчивые традиции в показе легкой музыки на телевидении. Бурные молодежные движения, возникшие на западе в 50 - 60ые годы, в 70-е отразились на модных предпочтениях советской молодежи.

Несмотря на консервативность советского телевидения, руководство было вынуждено придумывать новые формы телевизионных программ, которые привлекали бы молодых телезрителей. Все эстрадные исполнители нашей страны стремились попасть на любую музыкальную передачу, так как в то время это была единственная возможность моментально получить широкую известность.

Ярким событием советского телевидения стало появление в 1971 году телевизионной программы «Песня года», которая включала в себя все наиболее популярные песни минувшего года. Руководство стремилось включать в телепередачу наиболее идеологически выверенные произведения патриотического звучания. Тем не менее, оно не могло обойти стороной модные для того времени хиты молодых исполнителей. Благодаря этому многие артисты стали известны широкой аудитории страны. Обязательным условием любой большой телепрограммы было включение выступлений певцов из различных союзных республик и дружественных социалистических стран.

Проект «Песня года» стал традиционным новогодним шоу, в нем участвовали наиболее популярные артисты, а также были представлены песни композиторов, входивших в союзы композиторов СССР или союзных республик.

С наступлением периода «застоя» из эфира стало исчезать непринужденная атмосфера, возникшая в период хрущевской «оттепели». Большая часть музыкальных программ шла не в прямом эфире, а в записи. Несмотря на это, «Песня года», так же как и «Голубые огоньки» были любимыми семейными телепрограммами, на просмотр которых собирались всем домом.

Благодаря этим телевизионным шоу обрели популярность многие молодые эстрадные исполнители, такие как Юрий Антонов, ансамбль «Песняры», Алла Пугачева, Яак Йоала, Роза Рымбаева и другие.

Особой любовью телезрителей пользовались появившиеся в 70-е годы авторы - исполнители, которые были профессиональными композиторами, но при этом имели хорошие вокальные данные и исполнявшие свои собственные песни. Говоря об авторах - исполнителях, необходимо отметить творчество Евгения Мартынова, Юрия Антонова, Владимира Мигули, чьи песни были особенно популярны.

Юрий Антонов, например, сочинял лирические песни в современных ритмах, которые были популярны не только на большой сцене, но и исполнялись в музыкальных программах практически всех ресторанов страны. Авторские отчисления от многочисленных исполнений его произведений позволили ему стать одним из первых официальных рублевых миллионеров Советского Союза. Необыкновенный мелодизм его песен, а также качественные тексты позволили его творчеству дожить до наших дней.

В 70-е годы продолжила развиваться традиция популяризации национального искусства республик советского союза. Идеи интернационализма предполагали обязательное участие артистов и коллективов из республик ССР во всех грандиозных концертах, транслирующихся по центральному телевидению. Благодаря этому во всех республиках существовали свои местные «звезды», пользовавшиеся успехом и у всесоюзного слушателя. Яак Йоала, Анне Вески из Эстонии, Мирдза Зивере из Латвии, Роза Рымбаева из Казахстана, Вахтанг Кикабидзе и Нани Брегвадзе из Грузии, Наталья Нурмухамедова и группа «Ялла» из Узбекистана.

Особой любовью и популярностью пользовалась украинская певица София Ротару, обладавшая красивой внешностью и голосом. Она не только великолепно исполняла эстрадные трактовки украинских и молдавских народных песен, но и сочинения советских композиторов, которые обретали неповторимое и оригинальное звучание. Для создания сценического образа она часто использовала национальные костюмы. Многие исполненные ею песни стали всесоюзными хитами: Червона рута, Водограй, Смуглянка и другие.

2. 80-Е ГОДЫ В ПОП - МУЗЫКЕ СССР

2.1 Исторический обзор развития популярной музыки в период 80-х годов

Развитие популярной музыки в 80-е годы сильно отличается от всех предыдущих периодов не только благодаря более глубокому проникновению в нашу страну западных музыкальных тенденций и возросшей осведомленности и эрудиции слушателей, но и благодаря огромному количеству общественных и политических событий внутри страны.

К началу 80-х в известных магазинах всесоюзной студии грамм - записи «Мелодия» уже можно было приобрести не только грамм - пластинки советских исполнителей и исполнителей дружественных социалистических стран, но и записи мировых звезд. Молодежь проявляла все больший интерес к новинкам мирового шоу - бизнеса. Многие отечественные коллективы при написании материала ориентировались на европейскую и американскую поп - музыку, это выражалось не только в написании аранжировок, но и подражанию музыкальным интонациям в мелодии.

Значимым событием, сравнимым с международным фестивалем молодежи и студентов 1957 года, стало провидение Олимпийских игр в Москве в 1980 году. Несмотря на предпринятые советским руководством меры по ограничению граждан от возможного общения с иностранцами, люди имели возможность посещать многочисленные концерты в рамках культурной программы Олимпийских игр.

В этом период нашу страну посетили многие популярные певцы из Франции, Италии, Германии и других стран. В многочисленных парках и открытых концертных площадках Москвы проходили концерты не только отечественных, но и зарубежных артистов.

Несмотря на продолжающуюся эпоху застоя и попытки государства строго регламентировать деятельность музыкальных коллективов, в начале 80-х годов в Советском союзе стали появляться многочисленные исполнители и группы, не вписывавшиеся в идеологические рамки советской культуры.

«Оказалось, что кроме традиционных эстрадных исполнителей, ВИА и прочих «дозволенных партией» форм музыкального самовыражения, в СССР существовала совсем другая музыка. Находившиеся в подполье рок -коллективы покинули подвалы, вместо самиздатовских записей, сделанных на бытовых «катушечниках», появились диски, записанные на профессиональном оборудовании на Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия».

Тексты песен зазвучали намного острее, со сцены и телеэкранов теперь не боялись говорить о том, что еще каких - то три года назад не выходило за пределы кухонь и курилок» http://www.prostosound.com.ua/ - Пухов Э. 06.12.2012 .

Ярким событием начала 80-х годов стало появление рок - групп, которые пользовались большой популярностью у молодежи и постепенно стали вытеснять многочисленные вокально - инструментальные ансамбли, доминировавшие на сцене в 70-е годы.

Наиболее заметными стали группы «Ария» и «Алиса», которые в отличии от уже существовавших текстовых рок - групп «Машина времени», «Воскресенье», во многом придерживавшихся бардовской традиции, сделали акцент на новые мелодии и более «тяжелые» аранжировки в стиле метал и хард - рок.

В 1983 году музыкант Святослав Задерий создал группу «Алиса», которая, после прихода в ее состав в 1985 году нового вокалиста Константина Кинчева, стала очень популярной.

«С приходом Кинчева развитие группы «Алиса» выходит на качественно новый уровень. Константин становится не только вокалистом, но и автором всего материала. Изначально он не хочет выступать под названием коллектива, предлагая указывать его на афишах следующим образом: «Константин Кинчев и группа “Алиса”». Однако, по правилам Ленинградского рок - клуба, в котором состояла команда, иногородние музыканты в него не принимались, а Кинчев был прописан в Москве. Это создало препятствие для переименования коллектива и Константин согласился принять существующее положение дел. Первые концерты группы «Алиса» с Константином Кинчевым состоялись в марте 1985 года. Выступления произвели фурор среди публики. Со сцены впервые прозвучали хиты «Экспериментатор» и «Мы вместе», ставшая впоследствии гимном молодёжи» https://reproduktor.net/gruppa-alisa/ - История группы Алиса.

Появление и концертное продвижение многих рок - коллективов было бы невозможным без поддержки единомышленников. Огромную роль в истории становления и развития рок - движения в Советском Союзе сыграл Ленинградский рок - клуб, возникший в 1981 году.

«Ленинградский рок-клуб -- советская общественная и концертная организация, созданная 7 марта 1981 года в Ленинграде и просуществовавшая до начала 1990-х годов. Ленинградский рок-клуб, располагавшийся по адресу ул. Рубинштейна, дом 13, не был тем типичным рок - клубом, какие существовали тогда на Западе (а с недавних пор -- и в России). Он скорее был похож на своего рода смесь ДК (с залом на 200 мест) с Союзом композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял избранный музыкантами совет, в клубе также был свой устав и статус. Возглавлял рок-клуб президент -- Николай Михайлов. Пример Ленинградского рок - клуба в своё время вдохновил энтузиастов в различных городах и даже сёлах страны создавать свои рок - клубы, наподобие Ленинградского (самые известные из них -- Московская рок - лаборатория, Свердловский рок - клуб)» https://ru.wikipedia.org/wiki/Ленинградский_рок - клуб.

Тот же 1985 год считается датой рождения легендарной отечественной хэви метал группы «Ария». Успеху коллектива во многом сопутствовал необычной для того времени вокал солиста Валерия Кипелова, который несмотря на подражание группам Iron Maiden и Black Sabbath, привнес в песни русские распевные интонации.

«Виталий Дубинин (один из участников коллектива) в книге «Легенда о динозавре» отметил напевность и мелодизм вокальных линий песен «Арии», свойственные русской народной песенной традиции, что существенно отличает музыку группы от тех же Iron Maiden. Кроме того, на Арию оказала влияние классическая музыка. Трой Д, Троегубов В, Пушкина М - Ария. Легенда о динозавре, 2000. Издательство Леан В некоторых композициях, например «Игра с огнём», «На службе силы зла» цитируются фрагменты из классических произведений Бородина, Паганини и др. В последующие годы стиль группы стал более самостоятельным. По мнению бывшего гитариста группы, Большакова, своим успехом Ария обязана композиторскому таланту Виталия Дубинина: «Ведь все - таки главный композитор „Арии“ -- Виталий Дубинин. Холстинин придумывает эффектные риффы, Дубинин же просто замечательный мелодист… Его мелодии смахивают на традиционные наши российские песни под гитару». Холстинин тоже признал, что группа использует «русские гармонические и мелодические обороты». Тогда же у «Арии» появилась склонность к лирическим рок - балладам, благодаря которым, во многом, группе удалось завоевать широкую известность. Баллады «Потерянный рай», «Штиль», «Осколок льда» транслировались радиостанциями, в то время как более «жёсткие» композиции по большей части оставались «неформатом» http://www.bossmag.ru/archiv/2002/boss-10-2002-g/arii-iz-raznyih-oper.html - Журнал Босс, Полянский А, 2002.

В конце 70-х, начале 80-х начались эксперименты в области электронной поп - музыки. Следует отметить один из первых коллективов в СССР - «Зодиак», который был создан студентами Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола, на базе кафедры электронных музыкальных инструментов (руководитель - Янис Лусенс). Группа исполняла инструментальные композиции, посвященные тематике космоса и научной фантастики. Необычное звучание синтезированных звуков в сочетании с современными поп и рок - ритмами пользовалось успехом у молодых слушателей, и было востребовано многими режиссерами в киноиндустрии.

«Ансамбль начал исполнять необычную для советской эстрады электронно - синтезаторную музыку с «космическими» звуками: на Яниса Лусенса повлияли такие музыканты, как Tangerine Dream, Space, Жан - Мишель Жарр, Майк Олдфилд, Вангелис. Дебютный альбом Disco Alliance был выпущен в 1980 году. Тогда же латышские музыканты написали саундтрек к документальному фильму о космонавтах «Звёздная палитра», в ходе работы посетив Звёздный городок и познакомившись с космонавтами. Названия композиций на следующем альбоме «Музыка во Вселенной» недвусмысленно отсылают к космической тематике. В 1982 году ансамбль успешно выступал в Москве в эстрадной программе «Молодость Балтики», проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля «Московские звёзды», посвящённого 60 - летию образования СССР и XIX съезду ВЛКСМ. После успешного выступления в Москве Янису Лусенсу предложили гастроли по СССР, но он отказался, так как для этого пришлось бы бросить учёбу в консерватории, в результате чего его могли призвать в армию. Записи «Зодиака» разошлись по СССР большими тиражами. По данным фирмы Мелодия, до 26 августа 1983 года было продано 5 848 980 экземпляров Disco Alliance и 1 703 800 -- Музыка во Вселенной» https://ru.wikipedia.org/wiki/Зодиак_(группа).

Сольные исполнители начала 80-х годов пытаются преодолеть статичность и закрепощенность 70-х годов, стремясь к зрелищности и созданию сценического шоу. В 1980 году, после победы на популярном тогда международном конкурсе «Золотой Орфей», взошла звезда Валерия Леонтьева.

Сценический образ, вокал и манера поведения на сцене были необычны для советского зрителя. Исполнение на конкурсе песни Давида Тухманова «Танцевальный час на солнце» удивило зрителей и жюри экстравагантным костюмом, раскрепощенной пластикой и абсолютно «несоветским» вокалом. Леонтьев стал одним из первых отечественных артистов, использующих танец и участие балета в создании концертных номеров.

Настоящим событием стало создание в 1984 году уже мега популярной к тому времени Аллы Пугачевой новой концертной программы «Пришла и говорю», премьера которой состоялась в спорт - комплексе «Олимпийский» (Москва). Необычность программы заключалась в адаптации драматического исполнения песен к огромному пространству стадиона. В этом шоу был задействован балет, световые и лазерные спецэффекты, выступление цирковых артистов. Успех этих концертов был огромным, им сопутствовали полные аншлаги в течение целого месяца. Многие критики позже писали, что этот рекорд не удалось побить ни одному отечественному и зарубежному артисту, так как концертная вместимость спорткомплекса более 15 тысяч человек. Сотрудничество Пугачевой в 80-е годы с популярным в то время латвийским композитором Р. Паулсом, подарило слушателям множество новых хитов, таких как «Маэстро», «На бис», «Старинные часы», «Возвращение», и позволило певице раскрыть новые грани своего таланта.

В последующем Алла Пугачева одна из первых в СССР использовала опыт зарубежных продюсеров, представляя советским зрителям выступления молодых зарубежных и отечественным исполнителей. Используя свою невероятную популярность в стране, она объединяла свои выступления с представлением новых имен. Благодаря этому отечественная публика узнала норвежскую группу Herreys, немецкого певца Удо Линденберга, а также наших исполнителей, таких как Владимир Кузьмин, группа «А - Студио», Игорь Николаев, группа «Любэ», Жанна Агузарова и многих других.

С началом перестройки в Советском Союзе, которую провозгласил новый генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев, в стране начался настоящий бум в поп - музыке.

Появлением коммерческой легкой музыки, необремененной каким-либо глубоким смыслом, стало совершенно новым явлением. Хотя официально предпринимательская деятельность еще не была разрешена, в стране появилось большое количество предприимчивых людей, которые, прикрываясь какой - либо официальной работой, начали заниматься продвижением музыкальных коллективов и исполнителей. Впервые в Советском Союзе стало широко использоваться пение под фонограмму. Так как многие исполнители этих коллективов не только не имели музыкального образования, но часто не обладали даже музыкальным слухом.

Говоря о зарождающемся коммерческом направлении в советской поп - музыке, нельзя обойти вниманием такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май».

Группа мираж была создана в 1985 году музыкантом Андреем Литягиным в результате его творческих экспериментов в стиле электронной поп - музыки. Для студийной записи песен он пригласил студентку Московской консерватории Маргариту Суханкину. Именно под ее записи «пели на сцене» другие солистки группы. Неожиданно эти незатейливые песни с простым танцевальным ритмом стали очень популярными, но поскольку группа «Мираж» не имела возможности выступать на телевидении, ее знали только по аудиозаписям.

«…Но феномен в данном случае оказался другим. Ажиотаж, поднятый вокруг группы, привел к такой ситуации, что при росте популярности, полностью отсутствовала информация в прессе, и коллектива как бы не существовало для телевидения. Этим не преминули воспользоваться разного рода дельцы - на чужом успехе, как на дрожжах, возникло множество двойников, которые использовали оригинальную запись и, выступая по стране, именовались 'Миражом'.

В 1987 году первый 'двойник' сделал всем теперь известный Андрей Разин. Он взял какую - то танцовщицу и сделал дискотеку - шоу 'Мираж'. Прикрытием было то, что это лишь дискотека, пародирующая оригинальный состав. Помните сюжет во 'Взгляде', когда администратор 'Ласкового мая' Аркадий Кудряшов пел во Владивостоке за Шатунова? Прикрытием было то же самое - без паники, мы лишь хотим показать, как работает 'Ласковый май'. Остальные 'двойники' работали от случая к случаю, гастролируя по маленьким городам. Их довольно быстро ловили, и они с позором удалялись.

Почему группу не афишировали? Может быть, если рассматривать вопрос с позиций сегодняшнего дня, это было ошибкой. Тогда же музыканты были убеждены, что если бы в газетах появились фотографии и ролики бы крутили по телевизору, то интерес к группе мог бы резко упасть. Именно тем, что 'Мираж' никто и никогда не видел, объяснялся огромный интерес зрителей к нему. Всем хотелось посмотреть, что же такое 'Мираж'. А отсюда и постоянные аншлаги. Но может быть и другoe - кому-то было просто выгодно, чтобы 'Мираж' на телевидение не попал и тем самым имел как бы 'подпольную' популярность.

Когда по стране начали широко расходиться записи группы, то многие музыкальные критики начали говорить о том, что все это очень вторично. Но, как оказалось, Андрей Литягин этого и не скрывал. Первая фонограмма 'Звезды нас ждут' имела - подзаголовок - 'Модерн токинг' - да, но мы можем не хуже. Ведь сначала Андрей и не собирался серьезно заниматься музыкой» Шавырин Д. - Миражи без туманов, Московский комсомолец - 29.10.1989.

После начала в 1985 году перестройки в Советском союзе стали появляться первые опыты коммерческой деятельности, которая тогда носила название «хозрасчет». Эта деятельность была разрешена некоторым общественным организациям, в том числе и комсомольским. На деле она проявлялась в создании видеоклубов и видеопрокатов, дискотек и концертов.

В этой связи необходимо сказать о таком коллективе, как «Ласковый май», который был создан Андреем Разиным в 1986 году. Сам А. Разин не имел никакого отношения к музыке, не имел музыкального образования, но оказался очень способным и предприимчивым организатором и промоутером. Созданный им коллектив состоял из детдомовских молодых людей и подростков. Кстати сам А.Разин являлся воспитанником Светлоградского детского дома. Идея творчества детей сирот успешно использовалась Разиным для «раскрутки» коллектива. Организаторские способности основателя группы и нестандартные приемы шоу - бизнеса позволили за короткое время обрести невиданную популярность.

«…Когда это случилось, Андрей Разин проявил поистине чудеса рекламного искусства. Записав миллион кассет с песнями группы, продюсер нашёл отличный способ «раскрутить» никому не известный коллектив до звезды советской эстрады. Распространением кассет занялись проводники поездов, курсировавших во все концы СССР. За некоторую плату песни в исполнении Юры Шатунова звучали в тех же поездах на протяжении всего пути следования.

Вскоре не оказалось ни одного «медвежьего угла» в стране, где бы не слушали «Ласкового мая». Группа становится культовой. На концерты собирались стадионы. И, что не менее интересно, «Ласковый май» чудесным образом мог одновременно выступать в Надыме и, например, в Ставрополе. Гениальный продюсер впервые изобрёл и опробовал «клонирование» коллектива. Поговаривают, «клонов» было не менее двух десятков. А отличный звук обеспечивала пресловутая «фанера». Рекорд коммерческого успеха «Ласкового мая», кажется, не побит и сегодня» https://24smi.org/celebrity/2125-andrei-razin.html.

Если говорить о профессиональном качестве музыкального материала и вокала возникших новых поп - групп, то они разительно отличались и контрастировали с привычной советской эстрадной музыкой. На ее фоне они выглядели как любительское самодеятельное творчество. Известно, что все профессиональные советские исполнители имели высшее или среднее музыкальное образование и пели хорошо поставленными голосами. Музыка также была «причесанной» в соответствии с требованиями существовавших тогда норм.

К 80-м годам у значительной части публики и практически всей молодежи выработалась «аллергия» на эту «правильность» и «запрограммированность». Возможно, этим объясняется такая неожиданная любовь к примитивизму в творчестве новых поп - групп, таких как «Мираж» и «Ласковый май». Интонационно «нечистое», бытовое пение стало даже модным в тот период.

Параллельно с этим незатейливым «попсовым» творчеством возникло множество музыкальных коллективов, организованных профессиональными музыкантами, стремившихся к «чистоте стиля» и пытающихся возродить музыкальные традиции 50-х и 60-х годов. Следует отметить такие коллективы как: «Мистер Твистер», работавший в стиле рокабилли и группа «Браво», организованная Е. Хавтаном. Первой солисткой группы стала певица Ж. Агузарова, выступавшая в необычном для нашей страны, фриковом образе клоунессы. Исполняемы песни: «Желтые ботинки», «Старый отель», «Кошки», «Ленинградский рок-н-ролл», «Звездный каталог», «Верю я», - мгновенно стали популярными и звучали не только на дискотеках, но и на телевидении и радио.

К середине 80-х годов очень ярко проявлялись общественные настроения, недовольства устройством советской жизни, которые отчасти перекликались с диссидентством, которое существовало в СССР со времен хрущевской оттепели. Часто эти настроения не носили политический характер и были связаны с более романтическими настроениями внутренней свободы и самовыражения. Это социальное явление стало благодатной почвой для развития творчества, существовавшего внутри Ленинградского рок - клуба и возникших чуть позже Московской рок - лаборатории (1985) и Свердловского рок - клуба (1986).

Необходимо отметить творчество культовой в нашей стране группы, существующей по сегодняшний день - «Аквариум».

«… (Аквариум) занимает в истории и панораме современного советского - русского рока особое место: именно творчество этой группы в начале 1980-х годов послужило катализатором процесса консолидации ведущих творческих сил разобщенного самодеятельного рок - движения, помогло обогатить его язык многими достижениями мировой музыкальной культуры и привлечь к русскоязычному року внимание миллионной аудитории в СССР и за рубежом. «Аквариум», созданный в июле 1972 студентом Ленинградского госуниверситета Борисом Гребенщиковым и начинающим драматургом Анатолием Гуницким, поначалу отражал тягу его участников к американскому рок-н-роллу, восточной философии, бардовской песне и литературе абсурда. Первые публичные выступления группы в 1974 поразили аудиторию скорее эзотерическими темами и колоритным имиджем, нежели профессионализмом. «Аквариум» утвердился как наиболее активный участник самодеятельной рок - сцены Ленинграда. В 1974 «Аквариум» получил приз Таллиннского рок-фестиваля «За самую разнообразную программу», а чуть позже гастролировал в Москве. Широкую известность рок-ансамблю принесли его выступления в 1979 на Тартуском рок-фестивале и особенно на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980). Открытие Ленинградского рок-клуба в марте 1981 совпало с выходом первого студийного Синего альбома группы, которая получила возможность давать регулярные концерты. Следуя своему принципу «важна не форма, а содержание», Гребенщиков экспериментировал со стилем (в разное время группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения джаз - роком, панк - роком, новой волной, рэггей, хард - роком, фолк - барокко) и с составом (биг - бэнд с мощной секцией духовых, оснащенная современной электроникой рок-группа, дуэт акустической гитары и виолончели). Под влиянием Сергея Курехина «Аквариум» одно время тяготел к музыке свободных форм, причем сам Гребенщиков принимал участие в записи пластинок «Популярной механики» Курехина. Своим успехом группа обязана «магнитиздату». Осенью 1984 «Аквариум» на непродолжительное время прекратил работу, а его участники занялись реализацией собственных музыкальных проектов. После воссоединения группы концерты в ленинградском дворце спорта «Юбилейный» в октябре 1986 стали свидетельством «легализации» «Аквариума» и первым шагом к снятию запретов на рок-музыку в Ленинграде и в стране в целом» http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ROK-MUZIKA_V_ROSSII.html?page=0,1.

Также, благодаря усилиям Ленинградского рок - клуба стали поп такие группы как: «Зоопарк», «Кино», «Алиса», «Телевизор», «Ноль», «Аукцион», «Популярная механика».

«Зоопарк - вторая ленинградская группа нового поколения. Итак, они пели обо всем, что видели вокруг. А на упреки в 'джамбулыцине' от их имени ответил А. Троицкий: 'По-моему, петь и надо о том, что видишь'. Разумеется, подобное отношение к тематике творчества, сразу же включившее в его орбиту такие предметы, как пьянство, секс, преступность, политика, сразу же поставило музыкантов 'новой волны' в крайне уязвимое положение по сравнению с предшествующим поколением рокеров.

Однако молодые музыканты бодро и смело шли вперед: соглашались на бесплатные концерты, пели, где только можно, играли на чем угодно - все это опять-таки отличало их от старших товарищей.

Став содержательными, тексты приблизились к настоящей поэзии. Собственно, кондовость текстов прежде всего и ставилась в вину советскому року аристократическими поклонниками 'новой волны'. Советским 'нью-вейверам' пришлось повторить опыт английских коллег.

Упростив музыку и избавив себя от соревнований в виртуозности и от погони за дорогими синтезаторами, они сделали текст равноправным компонентом в составе рок - композиции.

Примат музыки был отвергнут. Соответственно, на концертах и при записи слова песен должны были по крайней мере доходить до публики, ничем по дороге не заглушаясь: ни грохотом барабанов, ни гитарным 'соляком'.

Но здесь наши ребята сделали свой самостоятельный шаг в сторону от западного опыта. Шаг этот был вынужденным, но имел весьма серьезные исторические последствия. Они стали время от времени давать концерты вообще без электрических инструментов, с обычными акустическими гитарами, бонгами, флейтами и тому подобным 'несерьезным', с точки зрения рок - классики, аккомпанементом» Смирнов И. - Время Колокольчиков, 1994 - Издательство Инто. С-24.

К середине 80-х годов первенство в музыкальных экспериментах пытается перехватить Московская рок - лаборатория.

«Чтобы контролировать спонтанную концертную деятельность, в Москве 23 октября 1985 года, по указу тогдашнего первого секретаря МГК КПСС Виктора Гришина при Едином научно - методическом центре Главного управления культуры Исполкома Моссовета была организована рок - лаборатория. Первым директором стал Булат Турсунович Мусурманкулов, позже его сменила Ольга Николаевна Опрятная. Московская рок - лаборатория объединила почти все существовавшие на то время московские и подмосковные команды т. н. «золотого подполья 80-х»: «Черный обелиск», «Альянс», «Ария», «Бахыт - Компот», «Браво», «Бригада С», «Ва-банкъ», «Звуки Му», «Коррозия металла», «Крематорий», «Монгол Шуудан», «НАИВ», «Ногу свело!», «Центр» https://ru.wikipedia.org/wiki/Московская_рок-лаборатория.

Среди московских рок - коллективов необходимо отметить творчество группы «Автограф» созданную А. Ситковецким и работавшую в стиле прогрессив - рок. Построение их музыкальных композиций во многом перекликалось с творчеством английских рок - групп: Pink Floyd, Yes, ELO. Оригинальное и яркое звучание этой группе придавал вокал солиста Артура Беркута. Профессиональное звучание этого коллектива снискало успех не только у отечественного зрителя, но и за рубежом.

В это же время в различных городах советского союза возникает рок - движение, объединяющее наиболее яркие коллективы. Значимым центром рок - движения становится столица Урала - город Свердловск.

«После Москвы и Ленинграда уральский индустриальный центр Свердловск стал третьим по значимости центром русского рока, давшим такие группы, как «Урфин Джюс», «Чайф», «Наутилус помпилиус», «Настя» и др» http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/ROK-MUZIKA_V_ROSSII.html?page=0,2.

Большой успех у публики группы «Чайф», образованной Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым и Олегом Решетниковым, объяснялся удачным сочетанием в их творчестве рок-н-рольного начала и этнических русских интонаций, характерных для кантри - рока. Эта «народность» песенных интонаций позволила коллективу успешно существовать до сегодняшнего времени.

В 1987 году произошло «новое открытие» свердловской группы Наутилус Помпилиус, организованной В. Бутусовым. «Протестное» звучание их хитов «Скованные одной цепью» и «Гудбай Америка» принесло им большую популярность среди молодежи конца 80-х.

Говоря о «протестных» настроениях среди молодых людей конца 80 -х годов, нужно отметить огромную потребность в обществе в лидере, передававшим бы эти настроения через новую музыку. Совершенно спонтанно и неожиданно для многих выразителем новых настроений стал Виктор Цой и группа Кино. Феномен этого коллектива заключается в том, что содержание их песен не носило временный, коньюктурный характер, а обобщало актуальные тогда мысли с общефилософскими человеческими ценностями о различных гранях нашей жизни.

«Кино» - одна из самых популярных советских рок - групп 1980 -х годов. Лидером, автором практически всех текстов и музыки неизменно оставался Виктор Цой. Стилистически группа ушла от многих традиционных элементов русского рока, в частности вместо обычных ударных установок нередко использовались разнообразные программируемые эффекты, создаваемые посредством драм-машин, что порой придавало звучанию налёт «дискотечности» или «попсовости». Тематическая составляющая лирики на раннем этапе творчества отражает подростковую обыденность и драматические переживания по поводу любви, благодаря чему музыканты удостоились звания «новые романтики»; в более же поздних текстах героика и протест сочетаются с трагичностью мироощущения.

Популярность «Кино» с годами постоянно росла, если вначале музыканты играли лишь на квартирниках и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки распространялись миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила феномен «киномании», усилившийся после трагической гибели Виктора Цоя и существующий по сей день -- место работы музыканта стало объектом паломничества многочисленных фанатов со всех стран постсоветского пространства, а в Кривоарбатском переулке (Москва) появилась так называемая «стена Цоя», которую поклонники исписали цитатами из песен и признаниями в любви к творчеству группы. «Кино» часто находит отражение в массовой культуре, оставленное ими наследие высоко оценивается сегодняшними обозревателями и музыковедами» https://ru.wikipedia.org/wiki/Кино_(группа).

«Музыка - это странная вещь. Вроде бы она аполитична, но та музыка, которая появилась, я имею в виду не джаз, который был полузапрещен в свое время, но именно в роке, слова имели гигантское значение. Группа 'Кино' - это что - то, чего не было раньше» http://pozneronline.ru/2015/08/12173/ - Познер В. ТАСС.

Общеизвестной является история, что Виктор Цой, относящийся к «поколению дворников и сторожей», в 1986 году устроился работать кочегаром в Ленинградскую котельную, которую впоследствии называли «Камчатка», очевидно для того, чтобы иметь свободное время для творчества. В то время так поступали многие альтернативные музыканты, так как советские законы уголовно преследовали нигде официально не работающих людей. В дальнейшем эта котельная стала местом паломничества для многочисленных фанатов группы Кино.

Первые песни Виктора Цоя носили любовный и даже инфантильный характер, но по мере роста популярности тексты обретали большую глубину и значимость. Значительным импульсом для роста популярности Цоя стало его участие в фильмах «Асса» (1987 год, режиссер Сергей Соловьев) и «Игла» (1988 год, режиссер Рашид Нугманов), где он снялся в главной роли.

Необходимо отметить, что концертному коммерческому успеху в масштабах всей страны во многом содействовал начинающий тогда продюсер Юрий Айзейншпис, работающий с группой в качестве концертного директора. К концу 80ых годов успех группы Кино позволял собирать огромные концертные площадки и стадионы.

Группу Кино можно назвать самым ярким явлением в андеграунде второй половины 80-х годов. Несмотря на трагическую гибель лидера группы в автокатастрофе (15 августа 1990 года) его творчество вызывает огромный интерес на протяжении последних 30 лет. Продолжают существовать фан - клубы поклонников его творчества, многие исполнители из различных жанров создают кавер - версии его песен.

2.2 Новации в музыкальном телевидении 80-х годов

Несмотря на продолжавшие существовать государственные ограничения в коммерческой деятельности в конце 80-х годов в СССР начинает зарождаться индустрия отечественного шоу - бизнеса. Начинают активно использоваться медиа - ресурсы для коммерческой «раскрутки» исполнителей и музыкальных групп.

Застрагивая эту тему, невозможно обойти продюсерскую деятельность мега - популярной в то время советской эстрадной певицы Аллы Пугачевой. Во многом она заимствовала зарубежный опыт, опробованный в западной популярной музыке на протяжении десятилетий.

Очень распространенной формой в создании концертных шоу всегда были сборные концерты, в которых объединялись выступления звезды и начинающих молодых исполнителей. Для уже популярного статусного артиста это означало поддержание собственной популярности и привлечение более молодых зрителей, а начинающим артистам это давало возможность выступить перед широкой аудиторией и появится на телевидении. Концертные организации СССР всегда охотно приглашали А. Пугачеву для концертных выступлений, а телевидение предоставляло ей эфиры, так как это повышало зрительский рейтинг. Пользуясь этим, в 1989 году Пугачева, возможно испытывая временный творческий кризис, создала новую шоу - программу «Рождественские встречи».

Съемки этого шоу происходили в одном из самых крупных московских стадионов - «Олимпийский». Первая программа была снята в 1989 году и была показана по центральному телевидению в новогодние праздники. Эта программа просуществовала почти 10 лет и позволила Алле Пугачевой помочь многим молодым исполнителям. Можно утверждать, что большая часть эстрадных звезд, существующих с 80-х годов по настоящее время, смогли состояться благодаря этому шоу.

Многим исполнителям А. Пугачева помогала как режиссер в нахождении собственного имиджа и подборе репертуара. Среди этих артистов можно назвать: Филиппа Киркорова, Владимира Преснякова, Ольгу Кормухину, Жанну Агузарову, группу «А - Студио», Кристину Орбакайте, группу «Любэ», дуэт «Кабаре - академия» и Лолита Милявская. Несмотря на то, что сама певица не считает себя продюсером, по сути она стала одним из первых отечественных продюсеров, стоявшим у истоков отечественного шоу - бизнеса.

В 80-е годы отечественное музыкальное телевидение стало более демократичным и разнообразным, появилось много новых программ. В 1983 году впервые вышла в эфир телепрограмма «Шире круг». Ее особенностью было одновременное участие самодеятельных и профессиональных певцов, артистов цирка, разговорного жанра и фольклора.

Эта программа была синтетической и преследовала цель популяризации любительского творчества и творчества молодых профессиональных артистов. Благодаря телевизионному шоу «Шире круг» перед широкой аудиторией впервые появились Филипп Киркоров, Алексей Глызин, Ольга Зарубина, Александр Серов, Юрий Лоза, Леонид Агутин, Дмитрий Маликов, Александр Малинин.

Новым синтетическим явлением на советском телевидении стала телепрограмма «Новогодний аттракцион», просуществовавшая с 1982 по 1985 год. Шоу снималось в московском цирке, где были объединены выступления артистов цирка и эстрады. Режиссером этой программы был известный по многим телевизионным постановкам Е.Гинзбург, а ведущими были певица Алла Пугачева и иллюзионист Игорь Кио. Впервые были предприняты попытки синтезировать разные виды искусств и освоить новую, необычную для того времени сценографию. В «Новогоднем аттракционе» принимали участие не только известные отечественные вокалисты, такие как Валерий Леонтьев, Анни Вески, София Ротару, но и популярные артисты театра и кино: Людмила Гурченко, Михаил Боярский, Александр Абдулов. Частыми гостями на съемках этого шоу были зарубежные артисты: Марыля Родович, Бисер Киров, Джани Моранди и другие.

С началом «перестройки» в музыкальном телевидении возникли две параллельные тенденции: первая продолжала популяризацию традиционной эстрады, а вторая - все больше стала отражать движение музыкального андеграунда. Собственно, эти тенденции были отражением естественного музыкального развития в отечественной поп - музыке.

Появившись в 1984 году, телепрограмма «Музыкальный ринг» пыталась передать новые тенденции в развитии плюрализма и свободы слова. Прообразом данной программы стало английское телешоу «Juke Box Jury», построенная на соревновании певцов и музыкальных коллективов, выступающих без фонограммы. Первыми участниками программы стали в основном рок -музыканты и группы (Макаревич и «Машина Времени», Курехин, «Телевизор», «Секрет», «Звуки Му»), а также наиболее популярные поп - исполнители: Алла Пугачева, Валерий Леонтьев и другие. Необычной частью телевизионного шоу были ответы исполнителей на каверзные вопросы зрителей, находящихся в зале.

В 1986 году знаменательным событием стал организованный главной музыкальной редакцией ЦТ международный песенный конкурс «Юрмала - 86». Вдохновителем и председателем жюри стал популярный в СССР латвийский композитор и пианист Раймонд Паулс. Конкурс проходил в латвийском курортном городе Юрмала, куда съезжались не только многочисленные артисты, но и туристы. Это сделало ежегодный конкурс одним из первых «тусовочных» мест и своеобразной ярмаркой молодых исполнителей для появляющихся продюсеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Популярная музыка, как наиболее значимая часть массовой культуры, объединяет в себе самые различные направления в индустрии развлечений, такие как грамм - запись, концертные шоу - программы, музыкальное телевидение, музыкальные конкурсы. Ее развитие во всем мире тесно взаимосвязано с различными гранями развития общества, событиями, происходящими в нем, и естественным образом отражает технический прогресс.

Развитие легкой музыки в СССР в период 70-х и 80-х годов 20 - го столетия, является наиболее бурным и многогранным. По прошествии достаточно длительного отрезка времени в 30 лет, можно сделать некоторые выводы и обобщения.

После распада Советского Союза в 1991 году в нашем обществе долгое время существовало предвзятое отношение ко всему, что происходило в эстрадной музыке в советский период. Средствами массовой информации и некоторыми деятелями навязывалось мнение, что наша эстрадная музыка очень отставала в своем развитии, в сравнении с западной. Это мнение поддерживалось «устойчивой аллергией» к коммунистической идеологии и многочисленным запретам. Все это породило в 90-е годы период «временного примитивизма» в легкой музыке и огромное количество «непоющих певцов» и расцвет бытовых форм музицирования на сцене. Потребовалось почти 10 лет, прежде чем отечественные музыканты «перестали догонять запад» и занялись, собственно, творчеством.

Следует отметить, что, несмотря на действительно существовавшие в советский период идеологические перверсии, легкая музыка развивалась своим самобытным путем и не была полностью изолирована от влияния западной поп - индустрии. Многие критики и отечественные музыканты сейчас отмечают значительную роль последнего двадцатилетнего периода в советской эстрадной музыке.

70-е и 80-е годы были временем экспериментов и поиска новых музыкальных сценических форм. В это время были созданы первые советские рок - оперы: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (рок-опера Алексея Рыбникова и Павла Грушко, одна из первых рок - опер СССР), а также «Юнона и Авось» (одна из наиболее известных советских рок - опер).

Начавшие еще в 60 -е годы, активно продолжали развиваться музыкальные эксперименты в области электронного звучания (творчество советского композитора Э.Артемьева, латвийская группа «Зодиак»).

Говоря об этом периоде, нельзя не сказать о значительном развитии музыкальной культуры во многих союзных республиках СССР. Общее пространство Советского Союза и существовавшая идея интернационализма и братства советских народов создавала огромные возможности для культурного обмена и гастрольной деятельности артистов. Развитие зрелищных форм сценических представлений также связано с этим временем в развитии отечественной поп - музыке. «Стадионные концерты», собиравшие порой до ста тысяч зрителей, получили огромное распространение именно в 80 -е годы.

В этот сложный и неоднозначный период удавалось сочетать развитие самобытной национальной культуры народов СССР, зарождающееся движение авангардной и альтернативной музыки с новыми для страны коммерческими формами музыкальной шоу - индустрии.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Поляков А. Методика преподавания эстрадного пения - М.: книга, Издательство Согласие 2015

2. Козлов А. Рок - музыка: истоки и развитие - М.: книга, Издательство Мега - Сервис 1997

3. Смирнов И. Время колокольчиков - М.: книга, Издательство ИНТО 1994

4. Трой Д, Троегубов В, Пушкина М., Ария. Легенда о динозавре - М.: книга, Издательство ЛЕАН, 2000

5. Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... - М.: книга, Издательство Искусство, 1991

6. Кушнир А. Сто магнитоальбомов советского рока - М.: книга, Издательство Аграф, 2003

7. Житинский А. Путешествие рок - дилетанта - СПб.: книга, Издательство Лениздат, 1990

8. Мархасев Л.С. XX век в легком жанре. Хронограф музыкальной эстрады - СПб.: книга, Издательство Композитор - Санкт Петербург, 2006

9. Бондарюк А. О чем поет Высоцкий // Советская Россия 09.06.1968

10. Петров А. Метаморфозы Александра Градского // Юность. - 1975. - №2

11. Троицкий А. Ансамбль Машина Времени // Советская Культура. - 25.04.1980. - №34

12. Поздняков А. Вас приглашают МИФЫ и другие. // Смена, 24.04.1982

13. Мейнерт Н. Три взгляда на КИНО. // Приложение к газете Вечерний Таллинн, 28.08.1985

14. Долина И. Странные гастроли. // Молодость Сибири, 18.04.1987

15. Шабров М. Интервью. // Газета Труд - 10.07.1979

16. Цыбульский М. Новое русское слово. // Нью - Йорк. - 31.10.1997

17. Филинов Ю. // Московский Комсомолец, Звуковая дорожка - 1977

18. Шавырин Д. - Миражи без туманов, Московский комсомолец - 29.10.1989

19. Группа Стаса Намина 'Цветы'. - Режим доступа: http://popsa.info/bio/019/019b.html

20. Творческий путь Александра Градского. - Режим доступа: http://www.vokrug.tv/person/show/aleksandr_gradskii/

21. История группы Алиса. - Режим доступа: https://reproduktor.net/gruppa-alisa/

22. Журнал Босс, Полянский А, 2002. - Режим доступа: http://www.bossmag.ru/archiv/2002/boss-10-2002-g/arii-iz-raznyih-oper.html

23. Андрей Разин: биография - Режим доступа: https://24smi.org/celebrity/2125-andrei-razin.html

24. Владимир Познер: «Группа «Кино» -- это что-то, чего не было раньше» . - Режим доступа: http://pozneronline.ru/2015/08/12173/

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru