Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Интеркультурная адаптация. Русский национальный характер

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Содержание

Введение

О русском характере написано очень много: заметок, наблюдений, эссе и толстых работ; о нем писали с умилением и осуждением, с восторгом и презрением, снисходительно и зло,- писали по-разному и писали различные люди. Словосочетание 'русский характер', 'русская душа' ассоциируется в нашем сознании с чем-то загадочным, неуловимым, таинственным и грандиозным,- и до сих пор продолжает волновать наши чувства. Почему до сих пор эта проблема остается для нас актуальной? И хорошо это или плохо, что мы относимся к ней так эмоционально и горячо?

Национальный характер - это представление народа о самом себе, это безусловно важный элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь точно так же, как отдельная личность, народ, в процессе своего развития формируя представление о себе, формирует себя самого и в этом смысле - свое будущее. Кроме того, особенности национального характера должны учитываться в международных коммуникациях. По этим причинам тема работы представляется актуальной.

'Любая социальная группа,- пишет крупный польский социолог Юзеф Халасиньский,- это вопрос представления... она зависит от коллективных представлений и без них ее невозможно даже вообразить' [2, c.93]. А что такое нация? Это большая социальная группа. Представления о характере какого-либо народа есть коллективные представления, относящиеся именно к этой группе.

Целью теоретической части данной работы является исследование особенностей русского национального характера.

Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

- раскрыть особенности классического русского характера;

- описать особенности советского характера;

- рассмотреть современный российский характер;

В практической части работы даются рекомендации по межкультурному общению с представителями Японии

1. русский национальный характер

1.1 Классический русский характер

Национальный характер в преобладающей степени есть продукт выживания народа в определённых природно-исторических условиях. В мире существует множество природных зон, и разнообразие национальных характеров является как результатом многообразия природного, так и залогом выживания человечества в целом.

Стереотипы национального характера формируются веками и шлифуются для наилучшего соответствия окружающей среде. Поиск лучших моделей поведения внутри народа происходит на конкурентной основе, хотя далеко не всегда тактическая победа одной модели над другой приводит к долговременному успеху всей нации. Стремление к расширению ареала обитания и численности себе подобных - неотъемлемое сопутствующее свойство любой модели поведения. Универсальным критерием стратегической успешности национального характера является занимаемая площадь и численность носителей данного национального характера по сравнению с территорией и численностью соседних народов. Российская культура. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - с. 150.

В соответствии с данным критерием русская модель поведения, русский национальный характер были исторически в целом достаточно адекватными природно-историческим обстоятельствам и в долговременном плане оказались более выигрышными, нежели модели поведения соседних народов. Наглядный показатель успешности русской модели - ареал расселения русских (примерно 20 млн. кв. км), и их общая численность (примерно 170 млн. человек - вместе с обрусевающими в настоящее время представителями других народов - например, украинцы и белорусы в России).

Если выразить национальный характер России одним словом, то это - Север. Русские - северный народ. Сдержанный, но способный на сильные эмоции и поступки. Смекалистый, способный как к напряжённому тяжёлому труду (уборка урожая, война), так и продолжительной созерцательной лени зимой. С сильным государственным инстинктом. Другие важные черты - готовность подчиняться, жертвенность, самозабвенность. Ещё - индивидуализм (что не согласуется с общепринятыми клише, но фактически подтверждается такими русскими особенностями, как склонность обносить подворья двухметровым забором).

Русский национальный характер складывался на протяжении веков под воздействием множества факторов. Некоторые из них очевидны для всех: влияние христианства и византийской культуры, рост российского государства и взаимодействие с иными этносами, промежуточное положение России между Европой и Азией. В конечном счете, все сводится к религии, истории и географии. Реже говорят о наследственности, о 'генетических русских', но это вопрос слишком скользкий, так как неясно даже кого считать таковыми. Давно уже существует мнение, что современными русскими называют смесь из финно-угров, татар и славян. Шаповалов В.Ф. Россия: от классики до современности. - М.: ТД “ГРАНД”, 2002. - с. 113.

Тем не менее, кажется очевидным, что каждый народ обладает множеством черт присущих только ему и выделяющими его в ряду других этносов. Можно подойти к этому вопросу с точки зрения современных наук, например, этнологии. Но даже там нет единого мнения о том, что такое 'этнос'. Тем более его нет и в обыденном сознании наших соотечественников. Поэтому интересно было бы понять, как мы сами видим себя, и почему именно эта точка зрения пришлась нам по душе.

Всё, чего добилась Россия (территория, победы в войнах, успехи в разрешении вызовов времени, технологические свершения), Россия обязана именно русскому национальному характеру, который и сам выталкивал из своей толщи самородков, и на котором как на питательном гумусе произрастали таланты представителей других этносов. Распалась Россия - и когда на армянской земле родится новый Хачатурян, ему будет непросто вырасти до действительно великого композитора, и аудитория у него будет уже не всесоюзная, а армянская. Это же касается и евреев, которые издревле жили и в Средней Азии, и в горах Кавказа, и в странах Магриба. Но только в европейских странах с определённой культурой и специфическим национальным характером их таланты смогли проявиться в полной мере. Вне Германии не состоялось бы поэзии Гейне, а вне России - живописи Левитана.

Русский национальный характер сформировался веками, если не тысячелетиями в условиях северной Евразии. В сегодняшней России и рядом с нею живут немногочисленные народы, типичные представители которых, казалось бы, явно превосходят современного среднего русского по активности, силе воли, сплочённости, приверженности семейным ценностям. Тем не менее, именно русские, а не кавказцы, евреи, поляки или турки создали государство от Балтийского моря до Тихого океана, и от Северного Ледовитого океана до Кавказских гор. Данному парадоксу можно дать два объяснения - либо национальный характер не есть просто арифметическая сумма индивидуальных характеров всех представителей данного народа, либо в минувшие времена каждый отдельно взятый индивид имел совершенно отличные от современных волю, характер, мотивацию.

Мы упорно считаем себя людьми щедрыми и к земным благам равнодушными. Это, конечно, не значит, что деньги нас не интересуют, просто они не стоят на первом месте, нет к ним должного уважения, какое есть, например, у американцев. У них это происходит, как объяснил Макс Вебер, от протестантской этики - нельзя быть неблагополучными, удачи и промахи указывают, какой удел определил для тебя Бог в жизни и после смерти. У человека верующего все должно получаться, потому что с ним Бог и процветание бизнеса - лучшее тому доказательство. Но и полученную прибыль тоже нельзя проматывать, нужно снова вкладывать в дело, работать и жить скромно. Заботиться нужно не только о постоянном доходе для себя и своей семьи, но и о процветании религиозной общины в целом. Потому что богатый человек - пастырь для общины.

У нас же все наоборот. Если человек богатеет, то явно не от излишней праведности. Да и богатство понимается как доставшееся по воле случая, а еще чаще мошенничества и потому богатым считается тот, кто роскошно живет и много тратит. То есть это в первую очередь потребитель благ, а не производитель. Хороший человек богатым быть не может, потому что честным трудом много не заработаешь, а если такое и случится, то все равно отберут, так что смысла усердствовать в труде нет. Кроме всех этих вполне житейских аргументов есть у нас еще одно мощное оправдание в виде православия, которое всегда проповедовало бедность как жизненный ориентир. Праведность и бедность для русского человека почти синонимы. А крайняя форма бедности - нищенство - одна из моделей христианского поведения, освобождающая от собственности, смиряющая гордыню, приучающая к аскетизму, тем самым, сближая нищего с монахом. Нищенство тем более трактовалось как форма праведной жизни, если нищими становились сознательно, раздав своё имущество по религиозным убеждениям. Барская Н.А. Сюжеты и образы русского национального характера. - М.: 'Просвещение', 2000. - с. 69.

К нищим всегда на Руси относились терпимо, с сочувствием и участием. Прогнать нищего считалось грехом, подать милостыню - делом благим и богоугодным. Отчасти это происходило оттого, что ни у кого не могло быть гарантий, что он не окажется в том же положении. 'От тюрьмы, да от сумы не зарекайся'. Но это не единственная причина. Очень распространены были истории, как под видом нищего сам Господь Бог по людям ходит.

Древнерусские князья и цари вплоть до XVIII века устраивали в своих покоях специальные столы для нищих во время свадеб, больших праздников и в поминальные дни, чем поражали иностранцев.

Еще более почтительное отношение было к юродивым. Они не считались просто 'умалишенными'. В их словах и поведении всегда старались увидеть пророчества или хотя бы то, что остальные сказать не смели. Возможно, что такое отношение к нищим и юродивым досталось нам от традиций греческого христианства. Как известно, в Греции задолго до христиан существовали философские школы, проповедовавшие подобный стиль жизни (киники).

Еще одной чертой постоянно приписываемой русским является природная лень. Хотя мне кажется, разумнее было бы говорить о привычке 'не высовываться', об отсутствии инициативы и желания достичь большего. Причин тому множество. Одна из них - сложные отношения с государством, от которого традиционно ждут какого-нибудь подвоха, вроде изъятия излишков у крестьян во время гражданской войны. Вывод прост: сколько не работай - все равно сидеть на бобах.

Другая причина в общинной организации жизни русского крестьянства. Разбить этот уклад попытался Столыпин, но результат был скорее отрицательный, а тех, кто все же смог отделиться от мира и поставить на ноги свое хозяйство, позднее уничтожили большевики. Община оказалась самой живучей формой социального устройства, хотя и не самой производительной. Всем известны такие черты колхозной системы хозяйствования как отсутствие инициативы, уравниловка, безалаберное отношение к результатам собственного труда. И любимое: 'Все вокруг народное, все вокруг мое'.

Индивидуализм во всех видах в советское время всячески искоренялся. Существовали даже налоги, мешавшие сажать фруктовые деревья на собственном участке - все должно быть общим. Работающий на себя человек был всегда объектом нападок со стороны общины, до сих пор бывают случаи поджога фермерских хозяйств.

Всем известно, что на Руси воровали всегда и все, и взятки брали, и мошенничали. И далеко не всегда и не всеми это осуждалось, осуждалось, но чаще только пострадавшей стороной. Остальные же считали это проявлением деловой смекалки, вроде 'Не обманешь - не продашь'. Вообще для самосознания любой нации характерен двойной стандарт. Мошенничество считается благим делом, если идет на пользу 'нашим' и во вред 'чужим'. Например, царь Иван III жульничал часто и откровенно, но считался мудрым и добрым, потому что делал это для земли Русской и собственной казны.

Взяточничество чиновников даже сейчас отдает воспоминаниями о тех давно забытых временах, когда существовали 'кормления' - чиновнику платило не государство, а те, чьими землями он управляет. Все было понятно и справедливо: чиновник работает на тех, кто его кормит, а они на него. Кто лучше кормит, тот больше и получает. Но стоило только вмешаться государству, вся логика этого процесса рухнула. Платить стали из казны.

Конечно, сложно обойти такую широко известную черту русского человека как пьянство. Водка стала практически синонимом России. Но что интересно, первое место в спаивании русского народа всегда принадлежало государству. Именно оно владело монополией на питейные заведения и торговлю спиртным, а дело это было крайне прибыльным. Но все же до советского времени пили мало. В основном по праздникам, да когда на ярмарку выезжали. В деревнях запойное пьянство считалось позором, и было отличительной особенностью лишь самого низшего общественно слоя.

Еще одна наша отличительная черта - уверенность в собственном миролюбии. Все вокруг на нас нападают, обижают, притесняют и пользуются нашей добротой. Остается, правда, несколько неясным вопрос: каким образом государство, имевшее в Х веке весьма небольшую территорию, умудрилось занять 16 часть суши, не будучи воинственным народом. Другое дело, что, присоединяя какую-либо территорию, мы не вырезали под корень местное население, а просто наделяли его равными правами с русским крестьянством, что было, в общем-то, равносильно рабству.

О покорности и терпении русского народа, особенно крестьян, говорилось много. Некоторые связывают это с нашествием монголов, которые сломили свободолюбивый дух русского народа настолько, что до сих пор мы чувствуем на себе отголоски ига. Потом дело довершил Иван Грозный своей бессмысленной и беспощадной опричниной. Не последнюю роль сыграли и огромные пространства русской земли, которые всегда позволяли, в крайнем случае, сбежать на окраины к казакам, а оттуда, как известно, 'выдачи нет'. Вот и получилось, что вместо борьбы за свои права народ просто разбегался из центра, справедливо решив, что проще воевать с соседями, чем с собственным государством.

Богоизбранность русского народа - тема давняя, особенно после того, как мы остались фактически единственной православной державой, не находящейся ни под гнетом мусульман, ни под руководством католиков. Москва, как известно, - 'третий Рим, а четвертому не бывать'.

Вымрет русская Россия - и то, что придёт ей на смену, Россией уже не будет. Хотя территория и инфраструктура на какое-то время останутся прежние, российские. Но продержится эта новая Россия недолго. Северную Евразию освоили и достаточно неплохо обустроили носители именно русского национального характера, и без них эту часть мира ждёт запустение и статус канадского севера выше 55 параллели. Поэтому одна из центральных задач России - сохранение, возрождение и совершенствование русского национального характера.

1.2 Русский характер в эпоху Советской власти

Советский характер (то есть совокупность наиболее общих, фундаментальных представлений, мыслительных и поведенческих стереотипов, специфичных для социального типа, которые получил в литературе наименование 'гомо советикус') был в последние годы объектом пристального внимания многих философов, социологов: психологов и публицистов.

Размышляя об особенностях так называемого советского человека, философ Л.Ионин напоминает о том, как он изображался в официальной идеологии: 'При жизни Советской власти неоднократно заявлялось, что такой человек уже существует. Казенные философы перечисляли его характерные черты: непримиримость к недостаткам, коллективизм, готовность пойти на помощь товарищу, непреклонность в борьбе за повышение производительности труда, чувство социальной справедливости, честность, нравственная чистота. Все это вместе называлось 'советский человек'. Имелись и его изображения, по праздникам они развешивались повсюду - блондин с правильными чертами лица, с молотом или серпом, или с каким-нибудь измерительным прибором в руках, с устремленным в будущее взглядом, в итээровской спецовке'. Ионин Л.К. Слово о национальном характере. - М.: Русское слово, 2001. - с. 134.

Далее автор рассказывает о том, как трансформировался этот образ сначала в западной советологической, а потом и в отечественной литературе. Вроде бы тот же самый 'советский человек', но увиденный из западного далека ироническим глазом: белое стало черным, вместо коллективизма - конформизм, вместо товарищеской взаимопомощи - назойливое вмешательство в дела чужих людей, вместо неуклонного повышения производительности - элементарное отсутствие сообразительности, вместо социальной справедливости - бандитские ухватки воровства, а вместо нравственной чистоты - нравственная пустота. Портрет его, как оказалось, написан давно и только ждал своего часа. Появился на публике и был мгновенно узнан - булгаковский Шариков.

Социолог Симон Кордонский, характеризуя феномен советского человека, пишет: 'Советский человек - это комплекс свойств, в основном приспособительного характера, позволяющий людям выжить в условиях отдельно взятой страны. Он сконструирован как самодостаточная и беспомощная реальность».

А вот автопортрет советского человека, с точки зрения М. Семенова: 'К вам обращается так называемый 'лодырь и бездельник', который стоял и всеми силами будет стоять за социалистическую систему. Тот, кто, в общем-то, работает (может быть, вы бы сказали 'числится на работе'), приходит на службу и уходит с нее всегда вовремя, на работе не пьянствует, но в то же время не хочет вкалывать 8 часов, не поднимая головы. Таких, как я, немало, если не большинство.

Я имею высшее образование - с большим трудом, из последних сил, но удалось-таки окончить институт, причем довольно престижный. Работу всегда предпочитал такую, чтоб не бездельничать, но и не перенапрягаться. Социалистическая система в силу своей изначальной гуманности к таким, как я, относится с пониманием. Она позволяет, скажем, моему начальнику (если он не деспот) относиться ко мне, на многое закрывая глаза, что можно - спросить с меня, что-то перепоручить другому, что-то доделать самому...

В результате я на протяжении более четверти века имел возможность занимать скромное, но надежное положение и вести образ жизни не роскошный, но все же позволяющий сохранять человеческое достоинство. А сейчас, еще только на подходе к рынку, я оказался не улице, без работы, ибо теперь становятся нужны только те, кто умеет и любит 'вкалывать'. В таком возрасте, когда на пенсию еще рано, а 'перевоспитываться' (если это вообще возможно) уже поздно...

Вот почему я буду защищать всеми силами социализм - может, все-таки тогда не помру с голоду. Таким, как я, не нужна система, при которой мы будем вынуждены просить милостыню для того, чтобы другие становились миллионерами'. Семенов М. Мы - славяне. - СПб.: Азбука - Тера, 2002. - с. 96.

Обычная логика мышления советского человека:

- я живу плохо, а теперь все хуже и хуже;

- я не стал хуже работать - стало быть, не я виновен в ухудшении своей жизни;

- значит в этом виноват кто-то другой: здесь целый спектр возможных ответов в зависимости от особенностей человека.

Традиционные ответы были: виноваты буржуи или евреи, но такие ответы табуированы сейчас у культурного и образованного человека, хотя остаются в подсознании и выходят на поверхность включенными в наиболее распространенный и 'безопасный' теперь ответ - виновата конкретная личность: Ельцин, Чубайс, Гайдар, Березовский и т. д.

Советский характер - и об этом свидетельствуют бесчисленные данные, - формировался в период тотального разложения и вытеснения космоцентрического характера (оставившего своему преемнику в наследство легкие, еле заметные отблески былых сокровищ), под могучим влиянием социоцентрического характера, при резком неприятии всего, что связано с эгоцентрическим характером.

Социоцентризм 'подарил' советскому характеру стремление к равенству всех индивидов внутри данной общности. В равенстве многие видели священный и окончательный принцип высшей справедливости, решение всех проблем, венец истории. Но именно реализация идеи равенства принесла нашей стране в XX веке самые большие несчастья и неудачи.

Возникновение жесткого тоталитарного строя способствовало тому, что одни элементы формирующегося нового российского характера были подавлены, другие получили искривленное развитие, третьи, прежде незаметные, стали господствующими. Характеризуя тот тип цивилизации, который сформировался в нашем обществе, известный социолог Б.А. Грушин выразился следующим образом: 'Возникшее в 1917 году на гремучей замеси царской империи (с господствовавшими в ней феодальными отношениями) и казарменного коммунизма (с его, по словам К. Маркса, неестественной простотой 'бедного и не имеющего потребностей человека', простотой, повсюду отрицающей человеческую личность), это общество полностью выпало из системы координат, в который реализуется пусть разная, но все же нормальная, человеческая жизнь, сохранив лишь некоторое внешнее подобие этой жизни.

Маргиналы, люмпены и люди, прошедшие ужасную школу тюрем и лагерей, также существенным образом влияли на формирующийся советский характер. Результатом всего этого и стало явление, именуемое 'советский человек', характеризуя которого, А.Д. Сахаров писал: 'Идеология советского мещанина (я говорю о худших, но, к сожалению, довольно типичных и для рабочих и крестьян, и для широкой интеллигенции) состоит из нескольких несложных идей:

1. Культ государства, в котором соединяются в разных комбинациях преклонение перед силой, наивная уверенность, что на Западе хуже, чем у нас, благодарность 'благодетелю' государству и в то же время страх и лицемерие.

2. Эгоистическое стремление обеспечить свое и своей семьи благополучие, 'живя, как все', - с помощью блата, воровства, покрываемого начальством, и обязательного лицемерия...

3. Идея национального превосходства. Тяжелые исторические и погромные формы принимает она у некоторых русских, но и не только у них. Как часто приходится слышать - тратимся на этих черных (или желтых) обезьян, кормим дармоедов. Или - во всем виноваты эти евреи (или русские, грузины, чучмеки - то есть жители Средней Азии) '.

Накопленный в современной науке и публицистике материал позволяет вычленить следующие наиболее общие характеристики сложного явления, обозначенного понятием 'советский характер'.

1. Отказ от личностности, индивидуальности, самостоятельности в сфере производственной и общественно значимой деятельности и сознательное 'растворение' себя в каком-нибудь 'МЫ' - реальном или вымышленном.

2. Подозрительность и агрессия по отношению ко всем, кто не 'МЫ'.

3. Недоверие к материальному благополучию, богатству, зависть к богатым.

4. Неуважение к праву, правовым институтам общества и общечеловеческим нравственным нормам.

6. Фатализм, переходящий в нигилизм.

Советский характер еще долго будет напоминать о себе. Но, видимо, исход этой борьбы предопределен. Былые псевдоидеалы развеялись, и общество уходит от так называемого социализма к новому состоянию, при котором каждый индивид должен будет полагаться, прежде всего, на свои собственные силы и кооперировать свои усилия с другими, опираясь исключительно на личные способности и добросовестность. Но в подобном обществе нравственные факторы самосознания личности не могут не сделаться решающими.

1.3 Современный национальный характер

Как показывает анализ данных социологических исследований, в современном российском обществе сложилось несколько основных характеров:

- советско-социалистический характер как результат прежнего общественного строя, сохранения советских социалистических традиций;

- прозападно-капиталистический характер как результат изменения общественно-политического строя, проведения рыночных реформ, воздействия культурных норм, характерных для Северной Америки и Западной Европы;

- православно-российский характер, имеющий глубокие корни в тысячелетней православной традиции;

- криминально-мафиозный характер, расцветающий пышным цветом в новых социально-экономических условиях;

- мозаично-прагматический псевдохарактер, порождение массовой культуры, конгломерат осколков нескольких характеров. Барская Н.А. Сюжеты и образы русского национального характера. - М.: 'Просвещение', 2000. - с. 186.

Независимый исследовательский центр РОМИР по заказу Союза создателей социальной рекламы в конце 2006 года провел исследование 'Национальное самосознание русского человека в современный период'. Были опрошены 1500 человек в разных точках страны. Кроме того, проведены дискуссии в различных возрастных группах, где люди могли не просто ответить на вопросы, но и объяснить свою позицию.

Что такое русский национальный характер? Наши современники чувствуют его, похоже, так же, как чувствовали и сто, и двести лет назад. Широта души, терпимость, пьянство, лень, сострадание, самопожертвование - вот, судя по ответам, главные составляющие русского характера. Но не единственные. Многие респонденты сказали, что русским свойственны доброта, гостеприимство, оптимизм, простота (раскованность), приветливость, находчивость, живучесть, халявность, русский 'авось', уживчивость, безответственность, смелость, щедрость, любовь к Родине. В дискуссиях добавляли и такие характеристики: 'Мы часто ругаемся, но и часто миримся'; 'Русские всегда чего-то ждут, пока все само собой сделается'; 'На сегодняшний день воровство - это национальная черта'. Все, как во времена Карамзина. Таков русский человек - един во многих лицах, прямая противоположность самому себе.

Причины, истоки русского менталитета, молодое поколение (до 34 лет) видит в том, что русские всегда имели сильного правителя, что Россия - фильтр между Европой и Азией и что она изначально была несвободной страной. С другой стороны, на нашем характере сказались большие просторы и природные богатства. Старшие тоже согласны: 'Огромная территория, избыток природных богатств привели к широте души'. Но они видят и другие корни нашего менталитета: постоянная борьба, угнетение, климатические условия ('на севере люди добрее, чем на юге'), смешение народов.

Конечно, в своих коренных качествах национальный характер мало меняется с течением времени, но каждая историческая эпоха вносит в него свои поправки. Каким будет 'новый человек' новой России? Молодые хотят видеть его целеустремленным, уверенным в себе, образованным, умным, деловым, с идеями и желанием работать, который будет 'держать цель', будет спортивным и энергичным. Однако молодежь считает, что старшее поколение уже не научится работать по-новому.

Впрочем, оптимистичный взгляд на человека будущего не у всех. Есть довольно распространенное мнение, причем в разных возрастных категориях, что грядет 'злое, черствое поколение'. Кто-то считает, что 'люди не изменятся', кто-то - наоборот, что 'мы уже другие'.

Многие из нас на досуге задумываются: кто из народов мира ближе всего русским по духу? Оказывается, таких очень много. Разве что африканцы не попали в число близких. Больше всего 'очков' набрали поляки, затем идут сербы и белорусы, что вполне объяснимо. Причем к полякам чаще чувствуют близость молодые люди в возрасте 18-24 лет, к сербам и белорусам - более старшее поколение. Армяне, украинцы и немцы набрали одинаковое количество голосов. Но вот что особенно интересно: родственных душ в немцах видят больше люди старшего возраста. И это несмотря на то, что они воспитаны на фильмах и книгах о войне.

Решили выяснить, кто из правителей России до и после 1917 года пользуется сегодня у народа наибольшей популярностью.

Из 'доисторических' первое место занял Петр I (45 процентов голосов) - олицетворение реформ и сильной государственной власти. Дальше - Екатерина Великая, которая ассоциируется с просвещением и блестящей светкостью. Логично, что ее выбрали в основном женщины. А Ивана Грозного, символа сильной и суровой власти, предпочли мужчины, и занял он третье место. На четвертом по популярности - Николай II - крепкие семейные узы, ему отдают предпочтение тоже женщины.

Из руководителей страны после 1917 года первое место с большим отрывом от конкурентов занял Владимир Путин (39 процентов голосов), Леонид Ильич - на втором месте (10 процентов), следом - Ленин (9 процентов) и Сталин (8 процентов).

По мнению аналитиков РОМИР, 'персоналии, выбранные россиянами, выражают в большей степени начала государственной силы, стабильности и державности с реформаторским оттенком, стремлением к просвещенному благоденствию и твердыми нравственными устоями, в том числе семейных ценностей'. Россия - государство евразийское. Это значит, что 'мы любим все: и жар холодных чисел, и дар божественных видений'. Тем не менее, подавляющее большинство (79 процентов) убеждены, что у России свой, самобытный путь развития. Путем стран западной демократии готовы идти 11 процентов. Смотрят 'за Урал' лишь 2 процента. Остальные, видимо, согласны идти туда, куда их поведут. Итак, куда пойдем, понятно, с кем - тоже, а под какими знаменами? Главным символом нашей страны больше половины респондентов считают флаг России. Много голосов набрали гимн России и Московский Кремль. А вот у двуглавого орла почитателей немного - 15 процентов. Интересно, что к гимну с одинаковым трепетом относятся люди всех возрастов, а триколор воспринимают в основном молодые (до 24 лет), после 60 лет симпатии к нему резко падают. Раз речь идет о государственности, социологи решили узнать у граждан, каковы, с их точки зрения, главные государственные задачи сегодня в России. Только один-единственный процент опрошенных затруднился ответить, остальные четко представляют, что хотят от государства. В первую очередь развития экономики (так считают 65 процентов) и социальной помощи (45 процентов). Следующие приоритеты по понижающей: повышение благосостояния народа, борьба с коррупцией, борьба с организованной преступностью, восстановление военной мощи страны, уменьшение влияния олигархов на власть. Эти задачи оказываются для народа более важными, чем, например, сохранение национального здоровья. Создание условий для развития частного бизнеса хоть и стоит на 9-м месте, но за это ратует почти пятая часть опрошенных.

В дискуссиях участники опроса умеренно критиковали Правительство. Другие выборные ветви власти, как заметили исследователи, 'находятся практически вне доверия России'. Зато доверие к Президенту уже длительное время остается на стабильно высоком уровне. Так и напрашивается параллель с царем-батюшкой.

По-прежнему большинство из нас искренне считают, что Россия - великая держава. При этом, правда, на вопрос 'какими последними достижениями русские могут гордиться?' опять же большинство сказали: 'Нам нечем гордиться'. С другой стороны, поводов для стыда назвали много. Стыдно за коммунальные службы, за бытовые проблемы, за беспризорных, за низкую зарплату, 'за тех, кто продает сырье', 'за то, что самолеты падают'.

Все лучшие достижения были в далеком и не очень прошлом, ими гордиться можно еще долго. Называли русскую музыку, балет, театр, литературу, кино, науку, автомат Калашникова... 'Нет такой области, где бы мы не могли гордиться кем-то'. Конечно, если хорошо поискать, то и сегодня достижения найдутся. Например, в спорте, в той же космонавтике, а также в развитии демократии. Многие считают, что можно гордиться и некоторыми российскими компаниями, 'играющими большую роль в экономике'.

По мнению респондентов, плохо то, что государство совсем забыло о пропаганде наших достижений (пусть их и немного сейчас) и национальных ценностей. Самыми главными ценностями для русских людей, как показал опрос, являются ценности духовные, нравственные, затем - культурные. Не можем мы отказаться и от традиционных ценностей, среди которых называют сами русские традиции, военные успехи и русский национальный характер - то есть он в наших глазах обладает самостоятельной ценностью. А вот за пропаганду демократических ценностей высказались лишь 5 процентов опрошенных. Видимо, и здесь сказался наш национальный характер. Таким образом, формирующееся национальное самосознание российского народа характеризуется стремлением к предпринимательской и личной свободе, основанной на нравственных ценностях и убеждении в необходимости сильной государственной власти. Другими словами, это либеральный консерватизм. русский характер межкультурный япония

2. практические рекомендации по межкультурному общению с представителями японии

Япония - удивительная и загадочная для иностранцев страна. Замкнутость и коварство местных жителей скорее миф, чем реальность

Они всегда придут на помощь по первой же просьбе. Однако на улице старики и подростки стесняются отвечать на вопросы незнакомцев, поэтому за советом лучше обращаться к людям среднего возраста.

В Японии иноземец становится гайдзином, то есть человеком, от которого не приходится ждать строгого соблюдения национальных традиций. Япония в этом смысле очень либеральна. Тем не менее, надо знать несколько правил, следование которым избавит от ярлыка «бака гайдзин», то есть «глупый иностранец».

Во-первых, ни в коем случае не стоит наступать и тем более стоять в обуви на соломенных матах - татами. Это расценивается как святотатство. Обувь следует оставлять в прихожей, уровень пола которой ниже на 10-20 см, чем в остальных помещениях.

Во-вторых, нельзя пожимать японцу руку, если только он сам этого не пожелает. Рукопожатие здесь заменяют поклоны (руки прижаты к бокам, спина сгибается в пояснице). Возвращать поклоны следует с той же частотой и почтительностью. При встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном, глубина которого зависит от возраста и положения обеих сторон. Церемониальным поклоном также сопровождается расставание, принятие и вручение подарка, и некоторые другие моменты встречи. Необходим он и при первом знакомстве, когда вы называете свою фамилию и имя, а в официальных случаях также и должность.

Беседуя с японкой, нужно помнить, что она будет все время улыбаться, даже если тема разговора печальная. Обычаи обязывают японских женщин вести себя так при любых обстоятельствах.

Обмениваясь мнениями с японцем любого возраста и ранга, невежливо хмуриться и демонстрировать дурное настроение.

В японской компании не принято ухаживать только за собой, подливать себе и полностью опорожнять содержимое стакана. Нужно следить за тем, чтобы стакан соседа не был пуст.

В Японии не дают на чай официантам, носильщикам и таксистам.

Переходя улицу, следует помнить, что в Японии левостороннее движение.

Система намеков у японцев обычно очень тонкая, основанная на принципе, что собеседник должен понять все сам. Поэтому японцы не произносят слова нет - это считается грубым. Вместо этого говорят, что да, мы, дескать, согласны полностью с вами, однако ввиду обстоятельств, это было бы, может быть, сложновато, хотя... Собеседник должен воспринять это как отказ и перестать настаивать. Впрочем, при общении с иностранцами японец может, хотя и нехотя, использовать слово нет. Однако это нежелательное и неприятное для него вынужденное отступление от этикета.

Еще одно важное правило - лучше лишний раз извиниться за какую-либо даже незначительную оплошность, или за то, что противоположная сторона может счесть за оплошность, чем проявить то, что могут счесть за недостаток вежливости. В то же время существуют разные извинения - важно употребить ту форму, которая к месту в данном случае. Упрощенно можно сказать, что японское «сумимасэн» (Извините) употребляется в случае действительного наличия у извинившегося серьезных оснований. В других обстоятельствах лучше ограничиться другой конструкцией, например: «го-мэн кудасай». На извинения принято отвечать «ничего страшного» и в этом роде.

Важное правило ведения беседы - проявление интереса к словам собеседника. Японцы никогда не слушают говорящего молча, как это делают иностранцы. Они постоянно выражают свое внимание к собеседнику словами «да», «да, это так», «совершенно верно». Слушая слова равных или младших, используют междометия, выражающие согласие, интерес, удивление и т.д.

Хотя японский язык имеет разветвленную систему личных местоимений второго лица, при разговоре их стараются избегать, называя собеседника в третьем лице по фамилии, к которой обязательно добавляют одну из вежливых частиц, переводимых как «господин» (обычно, частицу «сан», реже более уважительные - «донно» или «сама»). При общении с приятелями-мужчинами употребляется вежливая частица «кун» (тоже после фамилии). Обращение просто по фамилии, без вежливых частиц - грубо. В японском учреждении или частной компании к вышестоящему принято обращаться по названию его должности. К лицу, имеющему научное звание профессора или доктора, к учителю, врачу и т. д. обычно уважительно обращаются «учитель» («сэнсэй»).

Заключение

В ходе выполнения данной работы в теоретической части были проанализированы особенности русского национального характера, в практической части - даны рекомендации по межкультурному общению с представителями Японии. В заключение сделаем основные выводы.

Русский национальный характер складывался на протяжении веков под воздействием множества факторов. Некоторые из них очевидны для всех: влияние христианства и византийской культуры, рост российского государства и взаимодействие с иными этносами, промежуточное положение России между Европой и Азией. В конечном счете, все сводится к религии, истории и географии.

Советский характер еще долго будет напоминать о себе. Но, видимо, исход этой борьбы предопределен. Былые псевдоидеалы развеялись, и общество уходит от так называемого социализма к новому состоянию, при котором каждый индивид должен будет полагаться, прежде всего, на свои собственные силы и кооперировать свои усилия с другими, опираясь исключительно на личные способности и добросовестность. Но в подобном обществе нравственные факторы самосознания личности не могут не сделаться решающими.

Формирующееся национальное самосознание российского народа характеризуется стремлением к предпринимательской и личной свободе, основанной на нравственных ценностях и убеждении в необходимости сильной государственной власти. Другими словами, это либеральный консерватизм.

При общении с японцами, помимо прочего, ни в коем случае не стоит наступать и тем более стоять в обуви на соломенных матах - татами. Нельзя пожимать японцу руку, если только он сам этого не пожелает. Обмениваясь мнениями с японцем любого возраста и ранга, невежливо хмуриться и демонстрировать дурное настроение. В японской компании не принято ухаживать только за собой, подливать себе и полностью опорожнять содержимое стакана. В Японии не дают на чай официантам, носильщикам и таксистам и т.д.

Таким образом, цели работы следует признать достигнутыми в полном объеме.

Список литературы

1. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Русь православная. - М.: ДРОФА, 1999.

2. Барская Н.А. Сюжеты и образы русского национального характера. - М.: 'Просвещение', 2000.

3. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Русский национальный характер. - М.: Инфра-М, 2005.

4. Ионин Л.К. Слово о национальном характере. - М.: Русское слово, 2001.

5. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Менталитет современного россиянина. - Саратов: 'Надежда', 2006.

6. Малышевский А. Ф., Карпунин В. А., Пигров К. С. - Социальная философия. - М.: Просвещение, 2004.

7. Российская культура. Учебник для высших учебных заведений. / под ред. Иванченко Н.С. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

8. Семенов М. Мы - славяне. - СПб.: Азбука - Тера, 2002.

9. Шаповалов В.Ф. Россия: от классики до современности. - М.: ТД “ГРАНД”, 2002.

10. www.rg.ru/ Интернет-сайт газеты «Российская неделя».

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru