Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Изобразительное искусство первобытного человека

Работа из раздела: «Культура и искусство»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Реферат

на тему: «Изобразительное искусство первобытного человека»

Выполнила:

Проверила:

Тверь

2015 г.

Оглавление

Введение

1. Наскальная живопись

2. Музыка первобытного человека

3. Древние танцы

Заключение

Литература

Введение

Искусство развивается с времён первобытного общества. В те далёкие времена оно представлялось, как танцы, песни, музыка, колдовство и наскальное рисование. Именно эти направления дали толчок к развитию человека, как самостоятельной и разумной личности, а не просто животному.

Цель данной работы состоит в более подробном рассмотрении вышеуказанных искусств, их истории. Наиболее важной целью является - донести всю важность древнего искусства до современных людей. Попробовать проанализировать отличия между древними и современными аналогами.

Современные люди стали активно забывать о таком этапе зарождения искусств. Необходимость заинтересовать, проинформировать и, возможно, даже увлечь изучение истории искусств и древнего мира побудила желание взять именно эту тему.

В этой работе основной задачей будет изучение трёх основных направлений древнего искусства: наскальная живопись, музыка и танцы. Эти направления были выбраны из-за их исключительной исторической ценности и общей известности.

1. Наскальная живопись

Наскальная живопись (так же называют пещерными рисунками) -- это изображения на стенах пещер и скалах, которые выполнялись древним человеком. Наскальная живопись является один из видов первобытного искусства. Объекты, принадлежащие этому виду живописи, чаще всего находят в Европе. Причиной этой закономерности является расположения пещер древних людей, где они в своё время спасались от беспощадных холодов и некоторых животных. Но подобные этим пещеры и гроты есть так же в Азии, но в меньшем количестве. Ниах-Кейвз расположенный в Малайзии будет прекрасным примером.

Пещерная живопись была открыта в XIX веке и стала интересна множеству ученых со всего мира. Испания стала там местом, где были найдены первые свидетельства об этом виде живописи, но вскоре наскальные рисунки были найдены множестве других мест, а том числе и в Северной и Южной Америке. Эти рисунки источник бесценной информации для десятков дисциплин, изучающих древности (Зоология, антропология). Наличие наскальных рисунков означает очень многое. В частности развитость культуры у данного племени. Время и возраст создания рисунков и изображенные на них сюжеты позволяют ученым узнать о состоянии мира и жизни первобытных сообществ на момент их создания. В некоторых случаях наскальная живопись является практически единственным источником, из которого можно узнать подробности о древней истории местности; например, благодаря пещерной живописи, найденной на территории Северной Африки, ныне занимаемой пустыней Сахара, известно, что во времена палеолита и неолита ее экосистема сильно отличалась от современной и была достаточно богатой. Она также помогла определить примерное время опустынивания Сахары и появления в Северной Африке новых видов, таких как верблюды.

Наскальные изображения также позволяют прослеживать распространение первобытных людей по Земле и, совместно с другими артефактами, дают преставление о быте и культуре их авторов, а также об их эволюции. Так, с помощью изучения наскальной живописи возможно проследить процесс одомашнивания животных и изменения состава фауны в близлежащей местности.

Установление возраста наскальных рисунков сопряжено с определёнными трудностями. В связи с тем, что пещеры и скалы, на которых находятся наскальные рисунки, подвергались воздействию загрязнения в течение многих столетий, метод радиоуглеродного анализа зачастую оказывается ненадёжным и даёт ошибочные результаты. Более надёжными являются методы анализа частиц красителей, из которых состоят рисунки. Также возраст рисунков можно приблизительно определить, если на них изображены животные, обитавшие в местности нахождения рисунка в прошлом, например, во времена последнего ледникового периода.

Ввиду древности наскальных рисунков, достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Современные исследователи имеют ряд гипотез относительно их значения; единого мнения относительно предназначения и смыслов, которые вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Анри Брейль предполагал, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Дэйл Гатри, основываясь на известных примерах пещерной живописи разных видов, изображающих свирепых зверей, сцены охоты и фигуры женщин, пришёл к выводу, что они являются всего лишь изображениями фантазий первобытных подростков. Однако археолог Дин Сноу, проанализировав наскальные рисунки пещер Франции и Испании, установил, что, по крайней мере, часть из них сделана руками женщин.

Как и у любого вида искусства у наскальной живописи есть свои техники и сюжеты. Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н.э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной.

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур. Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы. (1)

Наскальные рисунки занимали и занимают уникальное место в истории человечества. Они легли в основу всего искусства в целом. Множество людей посвящают себя изучению древних изображений, и по сей день.

2. Музыка первобытного человека

Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают некоторыми формами музыки, историки пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей в Африке, до их расселения по планете. Предполагается, что после возникновения в Африке музыка существует по крайней мере 50 000 лет и постепенно превратилась в неотъемлемую часть человеческой жизни по всей планете.

В те далёкие времена музыку использовали совершенно иначе. Она служила неотъемлемой частью разнообразных ритуалов, обрядов и жертвоприношений. Но музыка не была доступна всем.

Доисторической, или примитивной, принято обозначать устную музыкальную традицию. Современная американская и австралийская музыка аборигенов иногда также называется доисторической, однако этот термин обычно применяется для европейской музыки. Для доисторической музыки не-европейских континентов зачастую применяются термины фолк-, народная или традиционная музыка.

Не удивительно, что первобытная музыка была простой, но ритмичной и чёткой, чтобы люди могли исполнять свои ритуальные танцы. Её не записывали, её передавали из поколения в поколение. Изменялась она редко и не значительно. Отдельное место стоит выделить двум музыкальным инструментам:

Флейта -- самый древний зафиксированный учёными музыкальный инструмент. Один экземпляр был обнаружен рядом со скульптурами, которые относят к 35-40 тыс. лет до н. э. (2)

Барабан. С древнейших времён барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев, религиозных обрядов, военных шествий и действий, таких, где была бы необходимость соблюдать ритм, например, идти, бежать, тянуть, грести, или бить слаженно.

Музыка занимала одно из важнейших мест в истории искусства. Необходимость обмениваться сигналами в случае опасности породила замысел большинства примитивных музыкальных инструментов. Она подталкивала людей на создание чего-то более совершенного, точно так же как и сейчас.

3. Древние танцы

наскальный живопись первобытный танец

Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусом и ногами. Мимика - первый язык человечества, была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того, все движения природы, человека в древние времена назывались танцами. Танец - это одновременно способ почитания Природы и способ благожелательного влияния на Природу.

Как танцевали древние люди? Для первобытного человека танец был основной формой существования. Известно, что танцевальная активность была свойственна уже палеоантропу. Наиболее изучен танец верхнего палеолита, когда уже сложился тип современного человека - кроманьонца. В глубокой древности танец был составной частью обрядов и занимал важнейшее место в жизни человечества. В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок - охотничьи, военные, тотемные, обрядовые. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Массовость, всеобщность - необходимое условие пляски. Ведь когда люди танцуют все вместе, в одном ритме, появляется удивительное, почти мистическое чувство единения друг с другом, возникает колоссальный по мощности заряд энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее.

Среди первобытных танцев преобладали ритуальные, например, военные танцы. Они были как бы игрой в предстоящую войну, своеобразной репетицией ожидаемых событий. С этой точки зрения ритуальные танцы первобытных племен уподобляются забавам маленьких детей, которые через игру пытаются выработать стереотипы поведения в разнообразных ситуациях предстоящей взрослой жизни.

Любой танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть. Танцевали не от избытка сил, а для их приобретения.

Женские обряды принадлежали к числу наиболее распространенных в искусстве верхнего палеолита. С образом женщины в своих исходных формах были связаны образы огня и продолжения рода, растительных сил природы, размножения животных и охотничьей удачи. У некоторых племен Юго-Западной Африки большую процессию с огненными факелами, устраиваемую после неудачной охоты, возглавляла только Великая Женщина. Помимо женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, были широко распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ того или иного полезного для племени растения. Образ создавалась пластикой и рисунком танца. Особое значение женских танцев - связь члена племени со своим тотемом происходила через женщину.

Танец - основная форма совершения обрядов и ритуалов. Нет строгой дифференциации между зрителем, исполнителем и сочинителем танца. Основная форма исполнения - круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. В различных племенах исполнение кругового танца относилось к предстоящей охоте, к вызываемому плодородию и всеобщему благополучию. В некоторых случаях круговой танец символизировал брак.

Для человека первобытного общества танец - это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах.

Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь - топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. В первобытных обществах распространены танцы на корточках; танцующие любят кружиться, дергаться и скакать. Скачки и кружения доводят танцующих до экстатического состояния, заканчивающегося иногда потерей сознания. Танцующие обычно не носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое тело. В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а также игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. (4)

В первобытном обществе не бывает артистов в обычном смысле слова, хотя в ряде первобытных племен имеются профессиональные танцовщики, которые не имеют никаких иных обязанностей и являются настоящими мастерами танца. У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до исступления. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

Чем это все интересно для нас сейчас? Во-первых, понимание первоначального смысла многих танцев (например танцев с хождением по магическому кругу) иногда подталкивают нас вновь внести древний смысл с свои танцевальные композиции. Множество идей можно почерпнуть, изучая древние танцы, благо по ним много литературы.

Заключение

Из всего выше написанного следует, что тема древнего искусства очень обширна, интересна и впечатляет своим многообразием. Получилось ли раскрыть всю её необходимость или нет? Я считаю, что да.

Искусство прошлого вдохновляет человека. Оно наделяет его некой теплотой и гордостью за творения своих далёких предков. Учась на неписаных знаниях прошлого, человек сможет прийти к лучшему, изменится сам и изменить других. Возможно, вдохновившись миниатюрой охоты, человек сможет понять, то что было раньше закрыто от него.

Литература

1. http://gruzdoff.ru/wiki/Пещерная_живопись

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_музыки

3. http://www.danceinversion.ru/strani4ko2

4. http://www.mystic-chel.ru/primeval/culture/192.html

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru