Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Жанры в искусстве, их связь с содержанием художественного произведения

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

Жанры в искусстве, их связь с содержанием художественного произведения

Содержание

Введение

Каждый жанр характеризуется рядом формальных и содержательных признаков; главным содержательным признаком жанра является определенный набор конвенций, касающихся отношений между автором и адресатом данного текста (речевого произведения). Так, доклад на научном семинаре отличается по своему жанру от лекции. А именно, жанр доклада предполагает, в частности, что говорящий рассказывает то, что придумал лично он (и что аудитории, тем самым, неизвестно), но при этом аудитория в той же мере компетентна в данной научной области, что и докладчик; содержание доклада, таким образом, выносится на суд аудитории; между тем, жанр лекции предполагает, что докладчик излагает выбранную тему, используя любого рода факты и идеи (в том числе не им открытые и уже известные научному сообществу); читающий лекцию обращает свою речь к людям, по взаимному предположению менее компетентным в данной области, чем он сам. Аналогичным образом различаются, например, жанр научного труда и учебного пособия и т.д. Художественное произведение, в свою очередь, имеет сложный внутренний состав, требующий изучения. Художественное содержание - это объективная и субъективная реальность, эстетически осмысленная художником и отражённая им в произведении. Анализ связи жанра произведения с его художественным содержанием должен заключаться в том, чтобы через внимательное рассмотрение приемов изображения всего непосредственно изображённого углубиться до понимания выраженной в нём эмоционально-обобщающей мысли писателя, его идеи.

Цель работы заключается в осмыслении понятия жанра в искусстве и прослеживании связи жанра и содержания произведения. Задачами являются: рассмотрение определений понятия жанра, истории появления и развития этого феномена; выявление связи жанра с содержанием художественного произведения.

История появления и развития феномена жанра

Жанр (от фр. genre - род) - исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями. 'Исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования' (М.Л. Гаспаров). Цит. по: http: //www.arslonga.ru/data/slovar/ Искусствоведческий словарь Понятие жанра подразумевает преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те или иные особенности сюжета, места действия, поведения героев, относит его к какому-либо известному ему жанру, вспоминая прочитанное и узнавая в новом знакомое. Однако, помимо устойчивости и равенства себе, категория жанра обладает и прямо противоположной особенностью: она исторически подвижна, как и вся шкала художественных ценностей. Границы, отделяющие литературу от не-литературы, как и границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причем эпохи относительной устойчивости поэтических систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества. Любой жанр может заимствовать специфические особенности других жанров и существенно менять свой строй и облик. Идентифицировать его в таком случае становится крайне затруднительно: один и тот же жанр может по-разному восприниматься в разные эпохи, и последнее слово в споре о его природе принадлежит, по-видимому, литературной традиции, или, иначе говоря, читательской образованности. По традиции, восходящей к литературной теории классицизма, принято различать литературные роды и виды (собственно жанры). Литературный род, согласно этому взгляду, является обобщением группы жанров, а литературный вид - конкретным воплощением общеродового принципа.

В античной литературе жанр представлялся идеальной литературной нормой. Подражание ни в коем случае не считалось чем-то зазорным, поскольку мыслилось как состязание: тот, кто подражает - как будто вступает в единоборство со своим жанровым предшественником и имеет шанс не только сравняться с ним, но и превзойти его. У каждого жанра существовал авторитетный инициатор: родоначальником эпического рода считался древнегреческий поэт Гомер (поэмы Илиада и Одиссея). Родоначальником драматического рода считался древнегреческий драматург Эсхил (цикл трагедий Орестея). Родоначальником лирического рода считался древнегреческий поэт Арион. Древнеримская литература осознавала свою главную задачу как подражание древнегреческим образцам. Вергилий создавал Энеиду, состязаясь с Гомером. Гораций писал оды, соперничая с Арионом и Пиндаром. Сенека обновлял трагический театр, переосмысливая творчество Эсхила и Еврипида.

В истории европейской эстетической мысли жанр становится специальной темой с самого начала ее существования. Самые известные 'размышления о жанре' - это Поэтика древнегреческого философа Аристотеля, посвященная трагедии, и Наука поэзии древнеримского поэта Горация, посвященная сатире. И для Аристотеля, и для Горация жанр являлся совокупностью художественных норм. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972.С. 42

Античная художественная мысль, для которой высшей добродетелью была мера, выработала понятие 'удобообозримости', то есть соразмерности читательскому восприятию и требованиям вкуса. Поэт, который добивался 'удобообозримости' в своем произведении, добивался тем самым жанровой правильности. Все античные суждения о жанровой норме имели в виду по преимуществу стихотворные жанры. Прозаические жанры не рассматривались в поэтиках, так как считались 'недостойными', слишком связанными с обыденной и деловой речью. Античный роман в древней Греции и Древнем Риме рассматривался как тривиальная литература, как 'чтиво'.

Обновление жанровой системы в Европе начинается в эпоху позднего средневековья и Ренессанса в XI-XVI вв. Поэты-трубадуры (XI-XIII вв.) обновили систему лирических жанров (альба, серенада). На исходе средних веков впервые появляется понятие 'романа'. Средневековый 'роман' - произведение, написанное на одном из романских языков (а не на латыни), в котором происходят фантастические события на экзотическом ландшафте. В XIV в. итальянский поэт Данте Алигьери создает Божественную комедию - грандиозный синтез светского жанра эпической поэмы и религиозного жанра видения. В том же веке Франческо Петрарка канонизирует жанр сонета (Книга песен), а Джованни Боккаччо канонизирует жанр новеллы (Декамерон). На рубеже XVI и XVII вв. английский драматург Вильям Шекспир создает произведения, диалектически соединяющие в себе жанровые элементы трагедии и комедии (Гамлет, Макбет, Король Лир). Силантьев И.В. Сюжет как фактор жанрообразования в средневековой русской литературе. Новосибирск, 1996.С. 27

Ни в античной, ни в средневековой, ни в ренессансной литературе не существовало систематического, исчерпывающего, претендующего на 'всеобщность' свода жанровых норм. Он появился только в XVII в. Французский поэт Н. Буало-Депрео в Поэтическом искусстве (1674) разграничил жанры по родовому признаку, выделив эпический род, к которому относятся героические и ирои-комические поэмы; драматический род, к которому относятся трагедия и комедия; лирический род, к которому относят оду, элегию, балладу, басню, пастораль, сатиру и эпиграмму. Регламентируемая разумом и хорошим вкусом жанровая система классицизма определила и основной творческий принцип этого литературного направления: подражание древним, античным образцам. В Новейшее время происходит все большее смешение жанровых форм, параллельное потрясению социальных иерархий. Подражание как художественный принцип уступает место художественному принципу оригинальности: для того, чтобы сказать что-либо по-своему, необходимо настаивать на своем. Понятие традиции оказывается скомпрометировано как сковывающее неслыханно эмансипированную и творчески самодостаточную личность. Жанры как 'вместилища традиции' подвергаются критике и переосмысливаются. Далеко не случайно, что именно в ситуации кризиса жанровых форм (XVIII и XIX вв.) возникает и утверждается роман, вмещающий в себя как бы все жанры сразу и таким образом поглощающий их.

В XX в. в русской литературе при всех эстетических переоценках роман остается 'жанром жанров' (например, для таких литературных антиподов как В.В. Набоков - роман 'Лолита' (1955) и Б.Л. Пастернак - 'Доктор Живаго' (1958)).

В советской литературе параллельно 'романоцентризму' все больший вес и значение приобретает жанр фельетона, которому отдают дань два самых значительных советских прозаика А.П. Платонов и М.М. Зощенко, поэтика и стиль которых существенным образом определились, пройдя 'школу' фельетона. Лирические жанры русской литературы в XX в. тяготеют с одной стороны, к радикальному переосмыслению традиции (теория и практика русских футуристов), а с другой - к последовательной реставрации литературных канонов классицизма (лирика О.Э. Мандельштама, В.Ф. Ходасевича как возвращение на новом этапе литературной эволюции к жанровым основам оды), романтизма ('Поэма без героя' (1940-1962) Анны Ахматовой как возрождение романтической поэмы). Литературно-информационная ситуация последнего десятилетия XX в., так называемая 'эпоха постмодерна', ослабляет позиции романа - как и всей художественной литературы, 'изящной словесности'.

'Объективная действительность', 'живая жизнь', бывшие предметом изображения романа стали восприниматься иначе: не столь цельно и самотождественно (свидетельство этому насквозь игровое творчество В. Сорокина (Голубое сало), Б. Пелевина (Generation P), Бориса Акунина (детективные истории об Эрасте Фандорине и инокине Пелагии). 'Фельетонная' жанровая форма оказалась более 'эластичной', более приспособленной для эпохи 'распада цельности восприятия' (Т.С. Элиот). Лирические жанры переживают процессы 'припоминания самих себя', перерождения и возрождения.

Жанр как реальность существует в искусстве как обязательное качество творческого процесса и процесса восприятия. Даже если автор декларативно настроен 'против жанра', это не отменяет жанрового измерения в его произведении. О проблеме жанра как неизбежности наследства выразительно сказал О.Э. Мандельштам в стихотворении 'Я не слыхал рассказов Оссиана' (1914):

И не одно сокровище, быть может,

Минуя внуков, к правнукам уйдет,

И снова скальд чужую песню сложит

И как свою ее произнесет.

В XX в. жанры переживают и принципиальное переосмысление и радикальную перестройку: становятся возможны самые неожиданные экспериментальные соединения и поскольку уже ничто не разумеется само собой - исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая закрепленность определенных тем и мотивов за определенными художественными формами, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями превращается в проблему и для автора, и для читателя.

Связь жанра с содержанием художественного произведения в области литературы

Стиль находит свое реальное выражение через жанр. Стиль в литературном процессе понятие родовое, жанр - видовое. Каждый стиль характеризуется типическими для него жанрами, а процесс становления этих жанров определяется в основном теми же социально-классовыми факторами, как и процесс становления стиля, внутри которого они бытуют. Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. 1948. Вып. V.С. 36

Раньше жанры обычно характеризовались композиционно-тематическими признаками; например эпос, лирика, драма делились на свои разновидности: эпос - на романы, повести, рассказы, новеллы, очерки и т.д.; лирика - на поэмы, оды, элегии, лирические стихотворения и т.д.; драма - на трагедии, пьесы, комедии, водевили и т.д. Детерминированный тем же социально-классовым бытием, что и стиль, частным проявлением которого жанр является, последний характеризуется теми же качествами. Организующим началом здесь является общее для данного стиля миросозерцание. Его материал и формальные качества общи с материалами и формальными качествами всех других жанров данного стиля.

Образование внутри стиля тех или других жанров, или сюжетов, присущих преимущественно данному стилю, диктуется разнообразием художественных задач, поставленных перед художником, и особенностями его социального бытия.

Общепринятая традиция, имеющая гегельянские корни, учит рассматривать жанр как очередную ступень классификации внутри литературного рода. Однако при этом остаются неясными критерии, по которым осуществляется данная классификация. Поскольку род - категория достаточно формальная, то можно предположить, что следующий, специфически жанровый критерий должен иметь содержательный характер. Именно так рассуждал, в частности, Г.Н. Поспелов, настаивавший на необходимости двоякого подхода к понятию жанра и, соответственно, введения как минимум двух оснований жанровой классификации. 'Можно говорить о жанрах как об исторически сложившихся системах поэтической выразительности. И можно понимать их как исторически возникающие принципы познавательной трактовки характеров'1. Жанровое содержание противопоставлялось ученым 'жанровым формам' - общим особенностям построения произведений, их передачи и исполнения. 'В чем же заключается повторяющаяся жанровая общность? Несомненно, ее надо искать прежде всего в пределах содержания произведений'2. Таким образом, жанр образуется на стыке двух направляющих. И если первая направляющая, с рядом оговорок, может быть обозначена как родовая принадлежность произведения, то вопрос о жанровом содержании остается открытым.

Существует приблизительная корреляция между некоторыми жанрами и их схемами сюжетов и логическими моделями. Корреляция приблизительна потому, что для многих жанров можно обнаружить более одной модели сюжета. С другой стороны, некоторые модели пригодны более чем для одного жанра. Текст можно отнести к определенному жанру только на основании совокупности признаков. Наличие или отсутствие одного мотива еще не дает возможности судить о жанре текста. Единицей содержания литературного произведения является мотив. Г. Язон считает существенными следующие признаки мотива: мотив существует на двух уровнях: абстрактном и конкретном, и мотив является контекстно-свободной и свободно перемещаемой единицей, не имеющей вариантов.

Несмотря на то, что жанр зависит не только от содержания, многие сюжеты существуют только в одном жанре. Их, следовательно, можно условно отнести к определенным жанрам, не исключая при этом возможности, что один из вариантов 'выскочит' за пределы своего жанра, т.е. жанра, в котором существуют все другие варианты этого сюжета. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.С. 62

Текст также может состоять из эпизодов, принадлежащих к различным типам и жанрам, как бы 'вставленных' друг в друга. Система жанров не является универсальной: в различных культурных ареалах существуют свои системы, слабо связанные между собой. Поэтому Язон советует не применять систему жанров Евро-Афро-Азиатского ареала к другим культурам. Лучше установить систему жанров каждого культурного ареала и только потом соотносить ее с системами жанров, разработанными для других культур. Не следует также опираться на названия различных типов литературных произведений, существующих в самой изучаемой культуре. Такие 'самоназвания' являются лишь одним из факторов, которые исследователь может принять во внимание при анализе произведения. Система жанров меняется с течением времени, однако этот процесс в настоящее время исследован мало.

Систематический анализ жанров письменной литературы еще не проведен. Мы 'знаем', что такое детектив, легко отличим детектив от текстов других жанров, но мы не можем дать определение детектива или назвать признаки, отличающие детектив от, например, научно-фантастического произведения. Поэтому необходимо разработать логически непротиворечивую систему жанров.

В изобразительном искусстве

В изобразительных искусствах жанр - это совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем, предметов изображения (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр), а также авторским отношением к предмету, лицу, явлению (карикатура, шарж) либо способом их понимания и истолкования (аллегория, фантастика). http: //www.arslonga.ru/data/slovar/ Искусствоведческий словарь

Элементы жанровых различий в изобразительном искусстве известны с глубокой древности: анималистические образы в пещерах палеолита, фиксация мифологических преданий в петроглифах неолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с Ш тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках, иератические религиозные композиции (христианские, буддийские) средних веков. Однако формирование жанра как системы, характеризующей многообразный круг интересов, присущий мировой художественной культуре, началось в XV-XVI вв. и совершилось в основном в XVII в. в связи с общим прогрессом европейского искусства; разделение его на отдельные жанры способствовало более глубокому изучению и отражению искусством действительности и духовных ценностей общества. Становление жанра связано с накоплением и развитием средств, навыков, традиций каждого жанра.

Современное понятие жанра получило наибольшее развитие на почве станковой живописи. В скульптуре разделение жанров несколько иное, поскольку их классификация основана во многом на целевом назначении скульптурных произведений (памятник, надгробие, декоративный рельеф, медаль, гемма), но и здесь сохраняются устойчивые тематические жанры (портрет, бытовой, исторический, батальный жанры). Наряду с системой европейских современных жанров есть другие системы, сложившиеся в других географических и исторических условиях. Таковы жанры классической китайской живописи (жэнь-у, шань-шуй, хуа-няо), отвечающие особенностям гуманитарной традиции Китая; своя система жанров сложилась в древнерусском искусстве; можно выделить специфические признаки жанров в искусстве Древнего Востока, Древней Америки, античного мира и т.д.

жанр искусство изобразительное литература

Жанр - историческая категория. Сложившиеся жанры меняются в процессе развития искусства. Некоторые жанры отмирают или приобретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые - обычно в результате дифференциации ранее существовавших жанров (напр., появление архитектурного пейзажа и марины как разновидностей пейзажного жанра). Возникают новые синтетические жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Основные жанры в изобразительном искусстве - это:

· натюрморт (фр. nature morte - мертвая натура; англ. still life, нем. stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности - от 'обманок', иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символическим смыслом.

· пейзаж (фр. pay sage, англ. landscape, нем. Landschaft) - жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи и графики, изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности. Название жанра распространяется также на отдельные произведения, именуемые пейзажем. В зависимости от главного предмета изображения и характера природы внутри пейзажного жанра можно выделить сельский, городской пейзаж (в т. ч. веду-ту), архитектурный, индустриальный; особую область составляют изображения водной стихии - морской (марина) и речной пейзаж.

· портрет (фр., англ. portrait, нем. Bildnis) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому портрету, - передача индивидуального сходства. Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера. Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист выявляет в облике модели типические черты, признаки эпохи и социальной среды.

· Существует множество разновидностей портрета. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные (репрезентативные) и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, оплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном. Портрет, в котором человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. называют костюмированным. По числу изображений на одном холсте помимо обычного выделяют двойной и групповой портрет. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи. Они изображают обычно представителей одного рода, включая здравствующих членов семьи и их предков. Портреты, сделанные после смерти изображенных людей по их прижизненным изображениям, называются посмертными (ретроспективными). Портретные галереи иногда создаются по профессиональному, административному, семейному и другим признакам (напр., галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т.д.). Иногда при классификации используется сословный принцип: 'купеческий', 'крестьянский' портрет, портрет 'духовного лица'. В последнее время пристальное внимание привлекает полупрофессиональный 'бытовой' портрет.

Заключение

Одна из актуальных проблем современного искусствоведения - это проблема жанра. Характер этой проблемы таков, что она не локализуется в академических дискуссиях, но затрагивает целый ряд смежных областей: художественную критику, школьную и вузовскую педагогику и т.д. Поэтому подходы к ее решению весьма актуальны в междисциплинарном отношении.

Художественное творчество представляет собой вид деятельности, в котором окружающая нас жизнь, практический и духовный опыт человека предстает в виде особых отражений - художественных образов, создаваемых мастерами-художниками - поэтами, музыкантами, художниками, хореографами, скульптурами. При всём различии жанров методы отражения жизни в различных видах искусства показывают, тем не менее, определенные психологические закономерности того, каким образом художник обрабатывает жизненный материал.

Список использованной литературы

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986

2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986

3. Дейк Т.А. ван. Эпизодические модели в обработке дискурса // Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989

4. Лурье Я.С. Введение // Истоки русской беллетристики: возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе.Л., 1970

5. Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах // Доклады и собщения филологического факультета МГУ. 1948. Вып. V.

6. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972

7. Силантьев И.В. Сюжет как фактор жанрообразования в средневековой русской литературе. Новосибирск, 1996

http://www.arslonga.ru/data/slovar/ Искусствоведческий словарь

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru