Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Жанр драмы в творчестве Стивена Спилберга

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

[Введите текст]

Луганский университет имени Тараса Шевченко

Институт культуры и искусств

Кафедра культурологии и кино-, телеискусства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по истории мирового и отечественного киноискусства

по теме: Жанр драмы в творчестве Стивена Спилберга

г. Луганск - 2015 год

ВВЕДЕНИЕ

За более чем сто лет своего существования, кинематограф стал одним из наиболее популярных и известных видов искусства. Основным жанром, которого являются разные виды драмы. Но история становления данного жанра долгая и уходит своими корнями в Античность. Драма проявила себя в различных видах искусства, а именно: в литературе, театре и кинематографе. Именно кинематограф вывел драматические произведения на совершенно новый уровень. В этом жанре также работал и американский режиссер Стивен Спилберг. Он снимал биографические, военные, исторические, социальные и психологические драмы.

Тема курсовой работы «Жанр драмы в творчестве Стивена Спилберга» является актуальной потому что, в контексте данной темы мы обращаемся к истокам зарождения и формирования жанра драмы и разному развитию ее в Европе. Также в заявленной теме мы находим параллели между особенностями процесса формирования драмы в разных видах искусства. Полномасштабный анализ драм Стивена Спилберга обусловлен, тем, что этот аспект работы мало изучен. Тщательное и всестороннее изучение данной темы покажет основные направления современного американского кино.

Цель работы - рассмотреть проблемы зарождения и становления драмы на базисе Античной литературы и театра. Появлению и развитию драмы в кинематографе как в области искусства. Сделать подробный структурный анализ драм Стивена Спилберга.

Указанная цель предполагает решение следующих заданий:

Рассмотреть теоретико-исторические аспекты жанра драмы.

Показать тенденции развития драмы в Античный период.

Выделить главные особенности становления драмы как жанра в Европе.

Ознакомиться с закономерностями драматургического жанра в киноискусстве.

Проанализировать драмы Стивена Спилберга и установить их жанровую принадлежность.

Объектом изучения является жанр драма, его зарождение, становление и развитие в разных видах искусства, в ведущих странах мира. Предметом исследования - драмы с их разной жанровой спецификой, снятые американским режиссером Стивеном Спилбергом.

Данная работа основывается на многих критических источниках. В первую очередь фактологический материал был извлечен и систематизирован из публикаций в специализированных изданиях связанных с кинематографом. Учитывая новизну темы были использованы в качестве источника информации Интернет-сайты, публикации в средствах массовой информации, выступления общественных деятелей и деятелей культуры. В процессе написания работы был изучен, систематизирован и обобщен широкий круг исторической литературы, разнообразных периодических изданий.

Говоря об анализе киноработ Стивена Спилберга, следует подчеркнуть, что в научном отношении она находится еще на стадии первоначального осмысления. Если о развитие жанра драмы существует большое количество всевозможной литературы, в том числе и научной, то об анализе драм С. Спилберга имеются лишь отдельные статьи.

Библиографию составили работы по истории театра (А. Арто, В. Головня, В. Агеев); по истории драмы (Б. Зингерман, А. Манегетти); по истории литературы (Л. Баженова, Д. Комм, Ю. Драбов, С. Добротворский, Ю. Тынянов, Н. Изволов, Н. Агафонова, С. Филиппов); о творчестве С. Спилберга (Э. Эпштейн, К. Дэнсиджер, Д. Раш, В. Миняев, И. Мусский, В. Рокотов).

Рассмотрение трудов выше перечисленных исследователей кинематографа позволяет говорить о том, что в настоящее время начинается подробное и углубленное изучение жанров киноискусства и переориентация исследователей от фрагментарного описания к фундаментальному изучению жанра драмы во всех видах искусства. Большинство исследователей в своих работах затрагивают малую часть проблемы, поэтому данная тема требует большего изучения. Например, В. Агеев, А. Менегетти, Н. Изволов в своих научных трудах лишь вспоминают проблему, и не предлагаю ее решение, а Л. Баженова, В. Головня, А. Арто пытаются уже более досконально найти решение проблемы. Зарубежные источники отличаются от отечественных, тем что они уделяю мало внимания историческому аспекту, а больше направлены на анализ творчества или произведения. Большое внимание уделяется таким вопросам как: история появления и становления жанра драмы, развитие театральной драматургии в Европе, менее изученными остаются - разновидности кинодрамы, разделение граней между разными видами драм, например, психологической с социальной или исторической с военной. Анализ драм Стивена Спилберга требует дальнейшего подробного изучения, так как данный феномен в истории киноискусства пока еще недостаточно исследован.

Мной была предпринята попытка выделить основные проблемы зарождения и становления драмы в искусстве, показать общее и особенное в развитии драмы в Европе. Анализ драм Стивена Спилберга позволяет говорить о зарождении по настоящему профессионального подхода к созданию кинопроизведений.

В курсовой работе были использованы следующие методы: сравнительный, типологический, метод системного анализа.

Структура работы состоит из вступления, двух глав, выводов, списка использованных источников и литературы. Во введении указаны актуальность, цель, задания, объект, предмет и анализ использованных источников. Первая глава состоит из трех параграфов: история появления драмы в Античном театре, основные тенденции развития драмы в Европе, драма, как основной жанр в кино. Вторая глава состоит из трех параграфов: противостояние режиму в военных фильмах «Империя Солнца» «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна», психологические аспекты в кинолентах «Терминал» и «Мюнхен», историческая линия в драмах «Амистад» и «Линкольн».

В первом разделе выявляются теоретико-исторические аспекты зарождения и становления жанра драмы, а также формированию данного жанра в кинематографе. Во втором разделе анализируются фильмы Стивена Спилберга - «Империя Солнца», «Список Шиндлера», «Спасение рядового Райна», «Терминал», «Мюнхен», «Амистад» и «Линкольн». В выводах подводятся итоги всей проделанной работы. В списке использованных источников и литературы, показывается на какие научные труды, опирались во время выполнения этой работы.

Данная работа может использоваться при изучении истории зарубежного и отечественного кино и современной культуры и искусства.

РАЗДЕЛ 1. ЖАНР ДРАМЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, ТЕАТРЕ И КИНО

1.1 История появления драмы в Античном театре

Жанр драмы зародился в Древней Греции под названием «серьезная пьеса». В таких пьесах изображалась обыденная жизнь греков. Драма берет начало еще в устном народном творчестве. Игры с мимикой, которые сопровождались танцами и пением. Именно такие игры и приобщили древних греков к созданию художественной драмы, которая не изменила свои компоненты до сих пор. Как утверждает Н. Тамарченко, в Античной литературной драме существует три вида: комедия (цель, которой рассмешить и развлечь своего читателя), сатира (высмеять политические и социальные пороки древнегреческого общества) и трагедия (показать и оценить обстоятельства, в которых оказалась так называемая жертва) [1, с. 99 -103].

Два основных вида древнегреческой драмы являются резкими противоположностями. Трагедия представляла собой ритуальные действа. Герои пьесы надевали на лицо маски с изображением козлиной бороды и рога данного животного. Актеры играли образ спутников бога Диониса, которых называли - сатирами. Отсюда вытекает еще один вид драмы - сатировская драма. Данные представления происходили осенью и весной, в специальное время, которое называлось - дионисий. Эти ритуальные мероприятия и положили начало истокам греческого драматического театра.

Первые драматурги интенсивно работали над созданием трагических драм, а также над теоретической частью драмы, как жанра в литературе. Выдающиеся трагики Греции - Эсхил, Софокл и Еврипид иллюстрировали психологическую и идеологическую составляющею землевладельческой аристократии и торговые отношения между представителями власти на разных этапах развития.

Произведения каждого из выше перечисленных трагиков имели собственные мотивы. Например: у Эсхила - это рок, его могущество, бессмысленность и обреченность борьбы с ним; у Софокла это эпоха побед над персами и новые возможности для торговых отношений; у Еврипида отрицание религии и победа торговцев над аристократией. Чаще всего в трагических произведениях действие нарастает до предела, после данного нарастания следует развязка. Существует также понятие три единства греческой трагедии: места, действия и времени, которые играют важную роль для передачи реального действия. Появляться интрига, которая переворачивает мир трагедии.

Комедия рождается в одно время с трагедией, на тех же праздника Диониса, но совершенно в других обстоятельствах. Трагедия - серьезное, ритуальное и божественное произведение, то комедия - это легкое, веселое произведение, которое развлекает читателей и зрителей на праздничных мероприятиях. В. Головня считает, что главными атрибутами являются песни и пляски, шутки и остроты. На этих увеселительных торжествах родились основные элементы жанра комедия, а именно: дорическая бытовая сценка и аттическая обличительная хоровая песня [2, с. 87].

Тематика первых комедий часто обращалась к мифическим сюжетам, которые имели сатирический характер. Комедийные произведения в то время демонстрировали злободневные политические аспекты. Знаменитыми представителями древнегреческой комедии были: Кратин и Аристофан. Они показывали в своих произведениях борьбу с властью и воспевали мир.

Античный театр появился благодаря мистериям, которые посвящались богам. Годом рождения театра считается 534 год до н. э. Появление актеров в этом же году, способствовало тому, что герои пьесы могли общаться между собой, при этом происходит драматическое действие, независящее от хора. В итоге это произвело к преобразованию сатирического хора в драму.

В Античном мире драма являлась основным жанром в литературе. Огромное распространение драма получила в театральном искусстве, в частности в трагических и комических пьесах. Драматурги неоднократно обращались к данному жанру, ведь многие зажиточные прослойки общества Древней Греции любили проводить свое время, посещая театр.

В Древнегреческом искусстве существовало два вида пьес - комедии и трагедии. Они имели исторические и мифологические сюжеты. Роли исполняли только мужчины. Актеры надевали маски, декорации отсутствовали. Знаменитыми драматургами Античности можно назвать Софокла и Эсхила.

Чтобы изучить появление драмы в Античный период, нужно обратиться к историческим источникам. Пожалуй, самым главным является произведение Аристотеля «Поэтика». Автор указывает на то, что трагедия и комедия были созданы из импровизации. Дошедшие до нас источники не могут дать полной картины развития греческой драмы и театра от начала их зарождения до середины V в. до н. э.

В период развития греческого общества, где происходило разложение родового строя и образование рабовладельческого строя, сопровождалось жестокой борьбой среди оппонентов, начинает развиваться новый вид драмы, более усовершенствованный и с улучшенной художественной формой. Итак, следует, заметить что V в. до н. э стал расцветом греческой драмы. Я. Подгребная отмечает, что лирика, которая была одним из ведущих жанров в Античности отходит на второй план, уступая первенство трагедии [2, с. 94].

Главными темами жанра драмы в древнегреческом государстве были: государственное устройство, моральное поведение человека и правовые отношения. Новое общество, которое строилось при постоянной социальной борьбе, требовало появление такого жанра, как драма. Она стала не только совершенно новым жанром в литературе на то время, а основой театрального искусства.

Античная драма в театре включает в себя обязательные элементы такие как - рассказ, характер, язык, музыка, зрелище и главная мысль. Главным в трагическом произведении считается действие, которое должно быть обязательно законченным. Еще одним из главных атрибутов трагедии - страдание, которое должно у зрителя вызывать жалость. Композиция древнегреческой трагедии включает такие элементы, как пролог, эписодии, эксод и хоровую часть, которая разделяется на парод и стасим. Итак, теперь относительно каждого из выше перечисленных понятий. Пролог - часть трагедии перед выходом хора на сцену. Эписодии - часть трагического произведения между хоровым пением. Эксод - часть трагедии, после которой хор не выходит. Парод - первое выступление хора, а стасим - последний.

Античные драматурги старались создавать трагедии как можно запутаннее и с множеством благородных героев. Трагическое произведение должно всегда заканчиваться смертью главных героев, которого наказывали сверхъестественные силы [3, с. 124-126].

Главной задачей древнегреческого драматического произведения было очаровывать. Г. Косиков утверждает, что зритель Античного театра был охвачен определенными чарами, которые производили эффект «нового виденья». Человек наблюдал за происходящим на сцене и представлял себя сатиром, видящим бога. Своего рада подобная иллюзия завершила рождение жанра драмы в Античном театре. В дальнейшем драма видоизменялась в художественном измерении, а основы, заложенные в древнегреческой драматургии, остаются прежними.

Таким образом, драма была одним из распространенных и популярных жанров древнегреческого общества. Появился в V в. до н. э. в сложных исторических условиях. Распространился в двух жанрах - трагедии и комедии. Имел собственную композицию, которая отличалась от других жанров. Приобрел основную художественную форму, которая с годами лишь обогащалась. Поэтому драма является основным жанром, как в литературе, так и в театре.

1.2 Основные тенденции развития драмы в Европе

Драма в европейском обществе была одним из основных жанров театрального искусства и литературы. Государства Европы, такие как Англия, Франция, Германия, Италия и Испания создали национальные школы драматургии.

Литературная основа английской драматургии зародилась в VII веке, после того, как Англия приняла за свою веру христианство. Уже в IX рождается совершенно новый вид драмы - литургический. Во всех странах Европы и Англия не стала исключением, драматические произведения происходили в виде театроподобных празднованиях. Так продолжалось до XV века с наступлением, которого рождается авторская театральная драматургия. Студенты таких высших учебных заведений, как Кембридж и Оксфорд ставили студенческие постановки латиноязычных драм. В следующем веке приходит расцвет придворной драмы, чаще всего главными составляющими таких мероприятий были маскарады, живая музыка и обильные танцы.

Англичане развивают свою систему драматических жанров. Горбодук или другое название Феррекс и Поррекс являются основными жанрами английской драматургии. Горбодук - это трагический жанр, часто с политическим подтекстом. Наряду с академической драмой, которая берет за основу античные образцы, появляется демократическая драматургия. Цель, которой смешать как можно больше в себе - комического и трагического.

Начинает развиваться и теория драмы, теория преимущественно сводиться к полемике по поводу классических античных произведений и противоположной им современной английской драмы. К примеру, произведение «Промос и Кассандра» Джорджа Уэтстона, «Танкред и Гисмонда» Роберта Вильмота [4, с. 34].

Французская драма берет свое начало с литургического действа, религиозных мотивов. Как утверждает, А. Михайлов многие французские драмы изображают Богородицу и прочих святых. В XV веке показывались драматические страсти Христовы. Светские сюжеты проникают в драму фрагментами. Также возникли специальные виды театра - фарс и соти. Драматурги Франции всегда пытались подражать итальянской драматургии. Лишь спустя век французы начали вырабатывать самостоятельную теорию драмы. По этой теории часто брались античные или библейские сюжеты, не оставалась не замеченной и современная политическая жизнь.

Немецкая драма Средневековья делилась по сословной принадлежности на: литературу духовенства, литературу рыцарства и литературу городского (мещанского) сословия. А. Дживилегов считает, что поле начатия антифеодального движения, немецкая драма продемонстрировала все свои недостатки и как она далеко от совершенства.

Испанский светский театр появляется в Кастилии в период Средневековья. Подобно и другим странам Западной Европе, испанский национальный театр зарождается из религиозных представлений. Сюжеты часто брались из Священных книг или жизненного писания святых. Первая драма на территории Испании имела сатирический характер, в которой изображался простой народ и дворянство, ведущие между собой диалог. Основателем национальной драмы Испании считается Хуан дель Энсина, его произведения пользовались огромным спросом у публики.

Массовой формой словесного искусства в Средневековой Италии была драматургия. Возникнув в стенах церкви, быстро распространилась на городских площадях и улицах, привлекая широкие слои итальянского общества. Средневековый театр развивался по нескольким направлениям. Одним из них было церковное служение, где ритуальные сцены дополнялись пантомимическими сценами, отсюда возникает особый вид драмы - литургической [5, с. 67 - 68].

Ренессансный театр приносит новые постановочные принципы, которые отразились на драматургии английского театра. Роли играли только мужчины, их количество было от семи до пятнадцати человек. В этот период развития истории искусства стоит отметить такую личность, как Уильям Шекспир. Он в своем творчестве охватывал и трагедии, и комедии, и исторические хроники, и сонеты и т. п. Его произведения - это симбиоз любви, ненависти, дружбы, предательства и зависти.

С наступлением классицизма театр меняет свое направление в сторону светского общества. Ориентация на придворную аристократию сделала произведения более строгими и изысканными. В эпохе Просвещения возникает новая идеология театра: воспитание зрителя в общественно-нравственном аспекте. Театр должен был стать «полезным учреждение», где умы англичан должны просвещаться.

В XVIII веке английская драматургия пополняется новым жанром - трагедией «кошмаров и ужасов». Создателем этого жанра выступил Хорас Уолпол, его знаменитым произведением является пьеса - «Таинственная мать», написанная в 1768 году.

Новый период во французской драме начинается с приходом А. Арди, который сочинил восемьсот трагедий, они включили в себя классические драматические теории и интересы народа [6].

К XVII веку драма становиться в центре литературного движения. Высший свет тратит огромные средства на развитие театрального искусства, приглашаются заграничные мастера и даются мастер-классы.

В немецком искусстве XVIII века выделяются два главных направления - классицизм и реализм. Распространяется больше первый, который бал заимствован у Франции. Г. Косиков считает, что ярким представителем этого периода можно назвать Готшида, который хотел поднять национальную драму и немецкий театр на высокий международный уровень. Проводил реформирование театра, подражал античности и утвердил строгие рамки драмы периода классицизма.

К 60-м годам XVIII века утверждаются принципы немецкой национальной драмы нового времени. Главную роль в данном изменении сыграл немецкий драматург Г. Лессинг, который является классиком немецкой драмы.

В XVI веке наступает «золотой век» испанской драмы. В этот период появляется два направления в драматургии. Первый был связан с античными традициями, второй - с народными традициями и самобытностью испанской культурой.

Расцвет итальянской драмы тесно связан с распространением гуманистических идей Ренессанса. Под влиянием данных идей создается гуманистическая драма (ученая драма), которая была тесно связана с школьной. Гуманистические драмы были следствием возрождения к традициям античной драмы. Такие драмы были оружием борьбы против буржуазии консервативного настроя [5, с.73].

Первой драмой, которая была написана под влиянием новых идей, считается «Софонисба» Триссино. Была создана по всем правилам античной драмы. Впоследствии данное произведение классикой европейской трагедии[].

Развивается в эпоху Ренессанса и комедийный жанр. Я. Погребня утверждает, что комедия существовала в двух направлениях - неолатинском и новеллистическом. Первая характеризуется подражанию латинским образцам, используют традиционные драматургические фигуры, а вторые - берут сюжеты из итальянской литературы, действительной жизни. Знаменитыми драматургами Италии этого периода можно назвать - Аристо, Биббиен, Макиавелли.

В XVI веке возникает совершенно уникальный вид драмы - пастушеский. Быстрое распространение по Европе сделало ее модной и популярной во многих уголках европейского континента. Сюжет повествовал о странствиях и путешествиях героя. Действующими лицами были пастухи, пастушки и нимфы. В них присутствовала линия любви, к примеру пастуха к нимфе. Героям предоставлялся рад событий, которые они благополучно одолев, оставались вместе.

В XVIII веке рождается новый жанр музыкальной драмы. Особое внимание в ней уделялось музыкальному сопровождению. Первые опыты в данном жанре принадлежат А. Дзену и А. Метастазио.

В XIX английский театр возвращается к не обычным конфликтным ситуациям. Драматурги того время отрицали быт и повседневность человеческой жизни. Интерес к социальной проблематики возникал у Р. Саути, Дж. Байрона и П. Шелли. Уже к концу века мастера выходят на новый уровень. Чаще всего они представляли резкую противоположность по эстетическим направлениям. На пример: Оскар Уайльд был пессимистом, отрицающим жизнеподобие, а Бернард Шоу был социалистом с активной жизненной позицией, но их объединяла острота драматической интриги [4, с. 89].

Во французской драматургии процесс подчинялся катастрофе, как в елизаветинском театре, так и в романтическом направлении XIX века. А. Менегетти считает, что любая катастрофа в классической французской драме тесно связана с психологической составляющей героя произведения.

Распространяется героическое направление трагедии, где переплетается реальность бытия и морально-этические цели. В эпоху классицизма начинается формирование национального французского театра, но тематика пьес не изображала жизнь обычного француза, а показывала жизнь аристократии и духовенства. Ведущими драматургами Франции были Мольер, Вольтер, Легран и Данкур.

Развивается новое направление комедии; она становиться «серьезной», то есть смех меняется на серьезные проблемы, над которыми стоит задуматься. Со временем нарушается строгое различие между трагедией и комедией, что в свою очередь производит к появлению особенного жанра - трагикомедии. Драматурги сталкиваются с новой проблемой, которая заключалась в новых идеях, а несмотря на новаторство приемы творчества у многих мастеров оставались устарелыми.

«Золотой век» немецкой драмы тесно связан с именами Гете и Шиллера. Они смогли привнести в немецкую национальную драму элементы демократизма и народности, что вызвало большой спрос у публики. Начинают массово рождаться новые тенденции драмы, где основную роль играет натурализм. Основным жанром становится семейная драма, главная тематика которой семейные ценности и традиции.

Следующим этапом испанской драмы является разделение на географические школы. Они находились в Мадриде, Валенсии и Севильии. В каждом из перечисленных городов были собственные театры, где большой успех имели драмы, повествующие о простых людях и повседневных событиях. Классические трагедии и комедии у испанцев не пользовались успехом.

Главным героем испанской драмы является идальго, обедневший, но благородный дворянин, готовы сражаться до конца за собственную честь. Подобные герои пришлись по вкусу испанскому зрителю.

В XIX веке на итальянской территории господствовал жанр политической гражданской трагедии. Революционные перевороты, гражданские войны стали главными темами итальянских драм. Публика воспринимала их как личную трагедию, так и трагедию всего государства.

Драматургия XX столетия пополнила английский театр множеством социальных драм, они поднимали насущные проблемы общества, раскрывали пороки высших слоев населения. Б. Зингерман утверждает, что в данном жанре работали: Дж. Голсуорси с произведениями «Серебреная коробка», «Мертвая хватка» и У. Моэм - «Домашний очаг и красавица», «Страна обещаний». К середине 1950-х в английский театр пришло новое поколение молодых мастеров, что в свою очередь, отразилось на тематику и проблематику драматических произведений. Героями подобных драм выступали простые люди из народа, которые имеют свои недостатки (чрезмерное употребление алкоголя, проституция). Представители: Джон Осборн, Брендон Биэн, Джон Арден и Арнольд Уэскер. Также стоит отметить, что продолжались развиваться и традиционные жанры драмы. В конце XX века драматургия Англии отмечена теми же традициями, что и вся европейская драматургия [4, с. 138].

В XX веке во Франции пользовались спросом «бульварные» драмы, главной целью которых было развлекать гражданское общество. В 20-30-е гг. XX столетия появились критические драмы, которые отличались многообразием жанров, тем и художественных форм. В данном жанре работали: А. Савуар, Э. Бурде и Ж. Деваль. В середине 1930-х гг. складывается новый тип «проблемной» или философско-интеллектуальной драмы идеи.

В годы Второй мировой войны французская национальная драма пополняется новыми темами, а именно темой Сопротивления. В 40-е гг. XX века драматургия ощущает влияние философии экзистенциализма. Это нашло отражение в драмах, посвященных теме краха гуманизма. Например: «Недоразумение» А. Камю. Вторая половина XX века была наполнена поиском новых жанров, тем и подходов к созданию принципиально новых национальных драм.

В XX веке происходит «революция» в театральной жизни Германии. Немецкая драма возрождается после долгого застоя и становится выразителем идей, переживаний и тревог своего народа. Данную «революцию» связывают с именем немецкого драматурга - Бертольдом Брехтом.

В XX веке быстро менялись общественные настроения, идеология и предпочтения в литературе и Германия не стала исключением. Л. Баженова отмечает, что именно большинство немецких драматургов и писателей часто сами были участниками трагических событий, которые ярко отразились в их драмах. Важное место стала занимать документальная драма, которая осуждала войну, насилие и фашизм.

Современные немецкие драмы все больше включают в себя психологизм, антифашизм, человеколюбие и жизнь во всех ее представлениях.

Современные сюжеты национальных драм Испании богаты изобилием тем и жанров. Сюжеты многих драм имеют исторический и политический контекст, что в свою очередь не оставляет равнодушными не одного из зрителей.

В начале XX столетия национальная драма Италии пережила противоречия между показом реальности или иллюзии. Это было вызвано первой мировой войной. Население устало от постоянного напряжения, ему хотелось сказки, и драматурги попытались ее предоставить [5, с. 167].

В период диктатуры Б. Муссолини национальная драма переживала кризис. Цензура запрещала темы с правдивым отображением действительности. Разрешался показ драм, лишь тех, которые не насоли вредоносный удар режиму. Многие драматурги так и не смогли «ужиться» с новой властью, поэтому покидали территорию Италии.

После окончания войны начался совершенно новый этап в искусстве государства. Неореализм, который стал основополагающим в литературе, театре и кино, поднимал темы Сопротивления, пацифизма, любви и патриотизма.

Современные драматурги такие, как А. де Бенедетти, К. Лодовичи, С. Джованинетти предпочитают в своих драмах мотивы тоски, идеи католицизма и глубокий психологизм [5, с. 171].

Можно сделать вывод, что во всех странах Западной Европы были сформированы национальные драматические школы. Драмы европейского общества имеют как общие, так и собственные аутентичные тенденции. Драматурги поддерживали классические античные жанры драмы, но в тоже время пытались создать что-то собственное и новое. Основные жанры: трагедия и комедия пользовались спросом у большинства зрителей. Драматурги Англии, Франции, Германии, Испании и Италии оставили огромное наследство в литературе, театре и киноискусстве.

1.3 Драма, как основной жанр в кино

Драматические жанры являются самими популярными в киноискусстве. В истории кино, они появились раньше всех. Как утверждает В. Соколов, что мелодрамы и комедии положили основу художественному кино и были основой для создания более сложных жанровых форм. В драме выделяют два основных направления - социально-психологический и лирико-психологический. Психологическая драма специфичный жанр в кинематографе. Главная проблема героя или героини заключается в исследовании взаимоотношения с окружающим миром, анализ времени в котором оказался герой. Два направления, которые выделяются в драме, тесно связаны с психологической составляющей главного героя. В жанре психологической драмы работали такие режиссеры как К. Занусси, И. Бергман [7, с. 24 - 25].

В центре драматического произведения герой, который отличается уникальной индивидуальностью, имеет собственный характер. Это ярко демонстрируется в мелодрамах и трагедиях.

Главными особенностями сюжета мелодрамы являются: любовный «треугольник», рассказ о несчастной любви, которая сопровождается страданиями, большое количество слезных сцен, мечта о торжестве «чистой» любви и наказании зла. Эти свойства напрямую способствуют массовой популяризации мелодрамы. В данном жанре работали: Ч. Чаплин, Л. Висконти.

Жанр трагедии менее распространен, главный герой противостоит моральному разложению общества, в борьбе с которым погибает. Данному жанру принадлежат фильмы: «Гибель богов», «Полковник Редль» И. Сабо.

Самими популярными и разнообразными жанрами в кинематографе есть комедия и приключенческие фильмы. Они относятся к «низким» жанрам и рассчитаны на массовую аудиторию. В них редко встречаются серьезные темы, а если и встречаются, то им отводится не главная роль в сюжете произведения.

Комедия в киноискусстве может быть представлена от легкого юмора к сатире и сарказму. Это способствует разделению комедии на подвиды. Если используется легкий юмор, то перед нами лирическая комедия, которая включает в себя добрый рассказ с комическими элементами о любви главных героев. Таков фильм Г. Данелия «Я шагаю по Москве». Сатирическая комедия высмеивает социальные пороки с помощью сатиры, заставляя общество задуматься о происходящем на экране, например это ярко демонстрируется в киноработе Э. Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Эксцентрическая комедия опирается на принцип преувеличения. В подобных комедия большое количество тюков, быстрый ритм, присутствует гротеск. Известным мастером эксцентрический комедии был советский режиссер Л. Гайдар с работами «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука». Л. Козлов доказывает, что существуют и другие виды комедий: саркастические, где грубый, язвительный смех, используется черный юмор. Брутальные комедии, несмешные «сухие» комедии являются специфичными видами комедии.

Приключенческие жанры строятся на остроте сюжета, высоком динамизме развития действия, особенном типе героя. Приключенческий фильм представлен многообразием вариантов от детектива к фильму катастрофе.

Первый вид приключенческого жанра - детектив. Он основывается на классических чертах, а именно: завязка служит результатом совершенного преступления, развитие действия - процесс расследования, развязка - поимка преступника. Главный герой подобных сюжетов человек, который ищет преступника, другими словами сыщик, частный детектив. Детектив имеет специфичную разновидность в виде триллера. Главным создателем детективного жанра был А. Хичкок с киноработами «Птицы», «Психо» и «Жилец». Большое распространение получил политический детектив. В этом направлении работал итальянский режиссер Д. Дамиани с фильмами «Признание комиссара полиции прокурору республики», «Следствие закончено - забудьте» [8, с. 61].

Важное место в приключенческих фильмах занимают героико-приключенческие ленты. Риск и невероятность переплетающийся с захватывающими перипетиями, отважные персонажи все это главные составляющие этого вида фильмов. Примером подобного жанра можно назвать киноленты о приключениях «Агента 007» Джеймса Бонда.

Уникальный вид героико-приключенческих фильмов - «фильмы плаща и шпаги». Они часто опираются на исторический контекст, в котором героем выступает отважный рыцарь или гордый мушкетер. Подобные примеры можно наблюдать в фильмах «Три мушкетера», «Фанфан-Тюльпан». В отечественной истории кино это фильмы Э.Кеосаяна «Новые приключения неуловимых» и «Неуловимые мстители».

Национальным жанром США является вестерн. Главный герой в них благородный ковбой, который противостоит злодею или гангстеру. Действие развивается на Диком Западе. И. Долинский отмечает, что первый известный вестерн принадлежит американскому режиссеру Э. Портеру и имеет название «Большое ограбление поезда». Зрелищность и динамизм вестерна привлекли внимание многих европейских режиссеров[]. В Италии С. Леоне снимал «спагетти-вестерны» - «Хороший, плохой, злой», «За несколько лишних долларов» является трансформацией классического американского вестерна. Стоит отметить, что на современном этапе героико-приключенческий жанр включает в себя много вариантов: гангстерский фильм, «боевики», кун-фу фильмы [9].

Научно-приключенческие киноленты делятся на фильмы путешествия и фантастические фильмы. Если первые демонстрируют взаимодействие природы и человека, к примеру, «Неотправленное письмо» М. Калатозова, то вторые напротив, строятся на основе художественного вымысла режиссера и сценариста. В них путешествия в космос, персонажи - роботы, инопланетяне. Например: «Метрополис» Ф. Ланга, «Аэлита» Я. Протазанова, «Близкие котакты третей степени» С. Спилберга.

С 1950-х гг. фантастический жанр образует новые разновидности: галактический фильм, фильм-катастрофа и фильм ужасов. Итак, следует, что галактические фильмы повествуют о космических приключениях главного героя, например: «Космическая Одиссея» С. Кубрика. Фильм-катастрофа демонстрирует на экране глобальные бедствия, техногенные катастрофы, например: «Ад в поднебесье» Д. Гиллермина, «Приключения «Посейдона»» Р. Нима. Последний вид - фильмы ужасов показывают разнообразных монстров, «зомби» и чудовищ, примером могут служить киноленты «Челюсти» С. Спилберга, «Франкенштейн» Д. Уэлла [10].

Подходя к выводу, стоит отметить разнообразие жанра драмы в кинематографе. В него входят социальные, военные, психологические, философские, экзистенциальные, биографические, семейные, детские, исторические драмы, а также комедии, трагедии, мелодрамы, приключенческие фильмы. Данный жанр, является одним из массовых и популяризированным во всех странах мира, а также пользуется большим спросом у известных режиссеров кинематографа. Драма отличается огромным выбором тематики и проблематики, которые затрагивают сценаристы. Жанр драмы положил основу многим современным жанрам киноискусства и подарил много шедевров мирового кинематографа.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ ДРАМ В ТВОРЧЕСТВЕ СТИВЕНА СПИЛБЕРГА

2.1 Противостояние режиму в военных фильмах «Империя Солнца» «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна»

Военная драма или батальные фильмы - это фильмы, которые демонстрируют на экране военные действия, события, операции и сражения. Кульминацией подобных фильмов является определенная битва, например: «Курская битва», «Верденская битва». В военных фильмах используются панорамы и крупные планы главных героев. Считаются самыми затратными из-за дорогостоящего реквизита. В этом жанре работали такие режиссеры, как Акира Куросава, Анжей Вайда, Роман Полански, Григорий Чухрай, Сергей Бондарчук. Стивен Спилберг снял в жанре военной драмы такие фильмы - «Империя Солнца», «Список Шиндлера», «Спасение рядового Райна».

Фильм «Империя Солнца» был снят в 1987 году. Основой данного произведения стала автобиографическая книга Джеймса Балларда. Повесть о жизни мальчика, который столкнулся с войной один на один. Голод, холод, боль, нищета, жестокость и одиночество - это все с чем он остается после обеспеченной родителями жизни.

В 1993 году Стивен Спилберг приступает к экранизации романа австрийского писателя Томаса Кинелли под названием «Ковчег Шиндлера». Данное произведение повествует о жизни немецкого афериста, спекулянта, который в 1944 году с помощью влиятельных друзей создал в Cудетах собственный концлагерь и благодаря чему спас от гибели тысячу девяносто восемь представителей еврейской нации [11, с. 87].

После долгого перерыва в 1998 году Стивен Спилберг начинает снимать фильм на военную тематику под названием «Спасение рядового Райна». Лента основана на реальных событиях. Во время Второй мировой войны на полях боя во Франции, воевали братья Ниланды, из которых в живых остался лишь один. Его отозвали с фронта на Родину, чтоб мать не потеряла последнего сына.

Кинолента «Империя Солнца» насчитывает множество масштабных съемок, показа войны в фильме нет, но встречаются сцены, где задействовано большое количество народа, этот прием показывает масштабность трагедии, которая выпала на судьбу китайского народа. К. Дэнсиджер считает, что режиссер уделяет огромное внимание деталям: москитная сетка над кроватью больного, банка сгущенного молока, падающий детский игрушечный самолет.

Фильм «Список Шиндлера» был снят в черно-белом цвете, для того чтобы предать фильму историческую достоверность. В киноработе использованы уникальные съемки, которые производились преимущественно ручной камерой. В создание фильма принял участие составитель этого самого списка - Мечислав Пемпер, который стал прообразом Ицхака Штерна, управляющего фабрикой Шиндлера. Съемки продолжались 72 дня. Стивен Спилберг работал и над сценарием кинофильма. Например, сцену, где уничтожают краковское гетто, он увеличил с одной страницы до двадцати, и отвел двадцать две минуты на экране. И. Мусский утверждает, что режиссер создавал свой фильм на основе реальных событий и свидетельств людей, которые были заключены в концлагерях нацистской Германии.

Следующая работа «Спасение рядового Райна» включает технологию снижения насыщенности цветопередачи кинопленки на 70%, чтобы фильм максимально реалистично передал военное время. Начальные сцены, где после высадки в Нормандии в первом бою солдатам отрывает ноги и руки, для правдивости были приглашены актеры с ампутированными конечностями. Все съемки производились сферическим объективом, для боле широкого восприятия на экране [12].

Жанр фильма «Империя Солнца» - сочетание военной и психологической драмы. Тема - история мальчика, который теряет семью во время эвакуации и остается в одиночестве противостоять войне. Идея киноработы - нужно бороться до конца за свое право на жизнь, преодолевая все трудности, которые возникаю на пути, и в итоге человек добьется истинного счастья.

Жанр киноленты «Список Шиндлера» это симбиоз военной, исторической и автобиографической драмы. Тема фильма - жизнь и деятельность Оскара Шиндлера, который спасал жизни евреев, давая им рабочие места на своей фабрики и тем самым доказывая, что место человечности всегда найдется в сердцах людей. Идея - жестокость и бессмысленность Второй мировой войны и фашизма, а также деятельность нацистов которые отбирают жизни людей и при этом остаются безнаказанными.

Жанр кинофильма «Спасение рядового Райна» - военная драма. Тем у фильма две, во-первых, ценность каждой жизни и никто не имеет право отбирать у человека жизнь, а во-вторых, женская судьба во время войны. Молодые парни гибнут и матери теряют, самое родное и ценное - своих сыновей, которые никогда не вернутся с поля боя. Идея - жестокость, бескомпромиссность и бесчеловечность войны, она как машина пожирает человеческие жизни и ломает сотни судеб, надежд и мечтаний людей.

В режиссерских работах «Империя Солнца», «Списке Шиндлера» и «Спасение рядового Райна» Стивен Спилберг придерживается классического линейного повествования с ясно прописанным сюжетом, эффективность данной повествовательной стратегии доказывает коммерческую успешность и популярность фильмов среди зрителей. «Империя солнца» имеет легкий сюжет, но затрагивает серьезные аспекты детской психологии на фоне военных событий. «Список Шиндлера» отличается прозрачностью и ясностью сюжета, все герои преследуют ясно обрисованные цели, что позволяет любого зрителя сопоставить себя с ними. И. Мусский отмечает, что «Спасение рядового Райна» берет за основу сюжета спасение одного солдата, при этом рискуют и погибают гораздо больше людей, отсюда возникает вопрос, а стоит ли это делать? С. Спилберг отвечает своей работой «да». Ведь жизнь любого человека наивысшая ценность.

В этих фильмах, мы можем наблюдать экстремальные характеры. С. Спилберг создает противоположные характеры, в виде ребенок - взрослый, еврей - нацист, защитник - оккупант за счет этого возникает высокая степень конфликтности сюжета. В итоге это становится схемой отношений протагониста и антагониста в дальнейших работах режиссера [13, с. 103 - 121].

Персонажи всех фильмов ориентированы на достижение своих целей, и они стремятся добиться их до конца своей миссии. В «Империи Солнца» главная задача мальчика пережить войну и воссоединится с потерянной семьей. Джим Грэхэм - юный человек проходит через дружбу и предательство, голод и холод, любовь и ненависть. Но, несмотря, на все трудности, в том числе и потерянное детство, он понимает ценность жизни даже врага. В «Списке Шиндлера» Оскар Шиндлер стремится спасти, как можно больше евреев от гибели в нацистском лагере. Чтобы главный герой приобрел в глазах зрителей героический характер, ему нужен сильный и достойный противник отмечает К. Дэнсиджер. В фильме им становится заядлый нацист Амон Гёт, который пропитан ненавистью к евреям, он жесток и беспощаден, суров и страшен в гневе. Сущность нацизма воплощена в нем, комендант концлагеря в Польше олицетворяет власть и деспотизм нацистов по отношению к евреям. Чем большей властью обладает антигерой, тем большей убедительностью будет обладать героизм главного персонажа. Оскар Шиндлер знает, что Амон Гёт представляет огромную опасность для него, но все же идет прямо, не сворачивая с пути своей цели - спасению евреев из концлагерей. В «Спасение рядового Райна» капитан Миллер выполняет задание спасти и доставить рядового Джеймса Райна на Родину, к одинокой матери. Он пробирается через массу испытаний, но находит солдата и рассказывает суть задачи.

Композиционная структура в кинолентах «Империя Солнца», «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна» базируется на одновременно линейном и центрированном повествовании. Неотступное движение персонажа к достижению цели наперекор противостоянию соперника и преодолению разнообразных трудностей становятся героическими в глазах зрителя [13, с. 103 - 121].

В работах Стивена Спилберга существует три модели сюжетосложения, отмечает американский исследователь К. Дэнсиджер.. Анализируя сюжет в «Империи Солнца», стоит отметить стойкость и твердость юного Джима. 1941 год, продолжается Вторая мировая война. Японцы вторглись в Шанхай, а Д. Грэхем теряется в толпе и остается один в оккупированном городе до конца войны. Он оказывается в лагере, терпит предательства и оскорбления, болезни и голод, теряет детство, борется за выживание. Капитуляция Японии и мальчик встречается со своими родителями.

Рассмотрим сюжет «Списка Шиндлера». Бесчеловечная жестокость нацистов по отношению к евреям, организовываются специальные гетто, отправляют в лагеря смерти, массовые уничтожения, транспортировка евреев в Освенцим, все эти сюжетные эпизоды иллюстрируют нам кровавые преступления нацистов. Главная цель Оскара Шиндлера называет американский исследователь Д. Раш - спасение как можно больше евреев от гибели. Для этого он создает фабрику, на которой будут работать евреи, благодаря чему хоть малая часть по сравнению с масштабным миллионным показателем сохранит себе жизнь.

В «Спасение рядового Райна» цель главного героя капитана Миллера, заключается в спасении жизни своих солдат. Сюжет показывает события со дня высадки американских войск во Франции до спасения рядового Райна, единственного сына американской матери, который остался живой в войне.

Фильмы «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна» повествует не только про войну, но и показывает наши дни. Израиль, люди, которых спас Оскар Шиндлер, кладут на могилу цветы и камни совместно со своими детьми и внуками, выражая благодарность за спасение своих жизней. Франция, старый ветеран со своей семьей приходит на кладбище американских солдат в Кольвиль-сюр-Мер, где похоронен капитан Мюллер. Старый ветеран - это Джеймс Райн, он произносит слова благодарности, когда-то спасшему его жизнь капитану Миллеру. Этим С. Спилберг доказывает, что добрые поступки забвению не подлежат [14, с. 221].

Актерский состав «Империи Солнца» - Кристиан Бэйл, Джон Малкович, Миранда Ричардсон, Питер Гейл и Найджел Хэйверс показали в своих образах тонкий психологизм и экзистенциализм души. Оператор - Аллен Давио снял картину масштабно и аккуратно, наполняя видеоряд символами и аллегориями. Музыкальное сопровождения, созданное композитором Джоном Уильямсом четко передает теме и настроение фильма.

В «Списке Шиндлера» роли исполнили - Лиам Нисон, Бен Кингсли и Рэйф Файнс, которые смогли в точности показать исторические характеры военного времени. Оператор Януш Камински продемонстрировал разные техники съемки: панорамы, трэвеллинги, игра с планами и ракурсами. Композитор Джон Уильямс создал уникальные музыкальные композиции с аутентичным характером еврейской нации.

В фильме «Спасение рядового Райна» сыграли роли знаменитые актеры, а именно: Том Хэнкс, Эдвард Бёрнс, Том Саймор, Вин Дизель и Мэтт Деймон, который показали истинное лицо солдат на войне. Оператор Януш Камински в очередной раз доказал свое мастерство. Батальные сцены с наездами, отъездами и проездами показывают масштабность действия. Композитором вновь выступил Джон Уильямс, который в этот раз менее ярко себя проявил.

Киноленты имели большой успех среди зрителей и получили хорошие отзывы от кинокритиков. «Империя солнца» был номинирован на шесть премий «Оскар», но увы не получил не одной, уступив все награды фильму «Последний император» Бернарда Бертолуччи. «Список Шиндлера» был номинирован на 11 премий «Оскар», победил в семи, а именно: лучший фильм, режиссер, декорации, операторская работа, монтаж, оригинальная музыка и сценарий. «Спасение рядового Райна» также был номинирован на 11 премий, а победу одержал в пяти - лучшая режиссура, операторская работа, монтаж, звук, звуковой монтаж.

Можно сделать вывод, что фильмы Стивена Спилберга «Империя Солнца», «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна» это шедевры мирового киноискусства. Жанровая специфика фильма, затрагивает актуальные проблемы человечества, такие как мира и войны, равенства и дискриминации, детей и отцов. С помощью художественных решений режиссер показывает трагичность и бесчеловечность войны, которая не замечает не детей, не одиноких матерей, а оставляет за собой лишь разбитые надежды. Темы и идеи фильмов перекликаются, чем создается эффект трилогии. Бесспорно, фильмы «Империя Солнца», «Список Шиндлера» и «Спасение рядового Райна» заслуживают высокие оценки по таким критериям, как операторская работа, музыкальное сопровождение и актерское исполнение.

2.2 Психологические аспекты в кинолентах «Терминал» и «Мюнхен»

Психологический фильм - это произведение, в котором показывается герой или героиня во взаимоотношениях с окружающей средой. Для создания психологических драм необходимо серьезное, глубинное исследование личности. Фильм строится на внутренних монологах персонажа и размышлений о произошедшем событии. Главным в этих фильмах является жизненный конфликт, неповторимая личность героя, нестандартное поведение. Зритель пытается в подобных фильмах найти образец нравственного поведения, героический характер, мужество и стойкость героев в сложных жизненных ситуациях. В жанре психологической драмы работали такие мировые режиссеры, как Стивен Содерберг, Клинт Исвуд, Андерс Баиз, Владимир Тихий и Стивен Спилберг, который снял в данном жанре «Терминал», «Мюнхен».

Фильм «Терминал» был снят в 2004 году. В основе сюжета лежит реальная история, которая произошла с иранским беженцем Мехраном Карими Нассери, он прожил восемнадцать лет в парижском аэропорту, из-за утраты документов. Как утверждает К. Бэли, для съемок данного фильма специально был построена копия современного терминала. Большинство отснятого материала, 96 % не выходило за пределы аэропорта.

Через год Стивен Спилберг выпускает на экраны новое произведение под названием «Мюнхен». Фильм поставлен по книге Джорджа Джонаса «Месть. Правдивая история израильской контртеррористической команды». В центре сюжета находятся агенты израильской спецслужбы МОССАД, которые мстят за произошедший теракт на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Кинолента снята в мрачных и темных тонах, выделяет психологизм героев и их мотивы отмщения.

В «Терминале» режиссер использует практически только два вида планов: крупный и общий, избегая средний. Этим С. Спилберг показывает ничтожность одного человека среди массы, и тем самым противоречит себе, силу духа человека, которого не так просто сломить. Не остаются без внимания и детали, где герой, не имея денег, начинает подрабатывать в аэропорте, чтобы иметь средства на еду.

Фильм «Мюнхен» сочетает в себе разные приемы монтажа, уникальностью стало то, что фильм монтирован по технологии старого аналогового монтажного стола, что на данный момент является редкостью и уже почти не используется [15]. Фильм не имеет характерных для жанра спецэффектов, но имеет трюковую основу актеров.

Киноработы «Терминал» и «Мюнхен» затрагивают важные социально-политические проблемы. Внимание концентрируется в первом случае на военном перевороте в Каракозиии и признанием этой республики государством в Соединенных Штатах Америки, а во втором - вечная борьба между палестинцами и евреями за территории.

Главные герои фильмов С. Спилберга обладают двумя качествами, несмотря не на возраст, не на статус в обществе [13, с 103 - 121]. Во-первых, детской непосредственностью как Виктор Наворский в «Терминале», это придает живость и игривость персонажу, во-вторых, неповоротливостью и заторможенностью как Авнер в «Мюнхене», где герой находится во власти сомнения.

Жанр фильма «Терминал» - психологическая трагикомедия, социальная драма. Темой киноленты является показ потерянного человека, который находясь в воздухе, остался без Родины. Идея «Терминала» - ожидание человека может побороть все трудности на пути, ведь человек приспосабливается ко всему, главное дождаться и не сдаваться.

Жанр киноленты «Мюнхен» - соединение политической, психологической и социальной драмы, также фильм включает в себя элементы исторического триллера. Тема киноработы - вражда между Израилем и Палестиной из-за территорий. Идей является патриотизм европейского народа, который основан на чувстве крови и родственности, и любой человек, который нанес обиду - будет наказан.

Стивен Спилберг вновь не отступает от классического линейного повествования, в котором ясно прописан сюжет, и фильмы вновь имеют коммерческий успех и популярность у зрителей. «Терминал» имеет одну линию и медленно развивающийся сюжет. «Мюнхен» наоборот нагнетает сюжет до последнего кадра, постоянные убийства террористов в фильме еще больше накаляют обстановку.

В фильмах используется схема отношений протагониста и антагониста: начальник аэропорта - эмигрант, еврей - палестинец. Поэтому конфликтность героев имеет наивысший накал. По мнению К. Дэнсиджера, ясно прописанный сюжет и детализация мелочей имеет большой интерес у публики.

Персонажи фильмов имеют свою мечту. Например, Виктор Наворский в ленте «Терминал» мечтает взять автограф для отца, и вернутся на Родину, а Авнер в «Мюнхене» увидеть окончание кровопролитных конфликтов между народами и чтоб его семье ничего не угрожало [16, с. 123]. И герои фильмов пытаются осуществить мечту всеми им доступными способами.

Композиционная структура в кинолентах «Терминал» и «Мюнхен» все также базируется на одновременно линейном и центрированном повествовании. Непреодолимое желание героя достижения своей цели, несмотря на противостояния. Д. Раш отмечает, чтобы понять суть этой структуры, стоит разобраться, как работает сам сюжет. В «Терминале» - это история человека из выдуманного государства в Восточной Европе - Каракозии, прилетевшего в Нью-Йорк. Пока совершался перелет, на Родине Виктора произошел переворот и его паспорт стал не действительным. Он не имеет права въехать в США до разъяснения обстоятельств. Целый год он должен жить в терминале 67, пока в его родном государстве не закончится война. В фильме «Мюнхен» сюжет заключается в том, что агент МОССАД и его специальная группа выслеживает и с помощью разработанной методики уничтожает палестинских террористов, которые виновны в смерти израильских спортсменов в аэропорту Мюнхена после Олимпиады 1972 года.

Фильмы «Терминал» и «Мюнхен» наполнены психологическими аспектами. В первом фильме уделяется внимание таким понятиям как психология одиночества (В. Наворский остается один в чужой стране), военно-политическая психология (в родной стране Карокозии военный переворот), психологические проблемы эмиграции (адаптация личности к новой социальной и культурной среде), психология потерянного времени (год господин Виктор проживал в аэропорту в терминале 67).

Второй фильм также уделяет большое место психологическим аспектам, но уже другого характера. Психология терроризма (группа палестинцев организовывает теракт в мюнхенском аэропорте), психология геноцида и массовых убийств (одиннадцать спортсменов убиты одновременно), психология национализма (вечный вопрос между палестинцами и евреями чья территория Израильская земля), психология национальной идентичности (еврейский вопрос), психология национальной нетерпимости (вражеские отношения между Палестиной и Израилем)

Актерский состав «Терминала» - Том Хэнкс, Кетрин Зета-Джонс, Стэнли Туччи и Чи МакБрайд смогли показать, что человеческие возможности не ограничены, сила духа и разума может покорить весь мир. Операторская работа Януша Камински очень велика. К. Бэйли зачмечает, что съемки фактически производились в одном помещении, но смотрятся они совершенно по-разному в зависимости от художественных задач, поставленных режиссером. Композитор - Джон Уильямс, создал музыкальное сопровождение, которое полностью сочеталось с сюжетом.

В «Мюнхене» роли исполнили: Эрик Бана, Дэниел Крэйг, Киаран Хайндс и Матье Касовиц, которые доказали уникальность еврейского феномена, и смогли передать национальный характер своих героев. Вновь оператором стал Януш Каминский, который передал гнетущую и тягостную атмосферу фильма с помощью темных и мрачных тонов. Музыкальное сопровождение Джона Уильямса было на высшем уровне. Аутентичные мотивы мелодий и композиции на основе скрипки передали многолетние страдания еврейского народа.

Фильм «Терминал» не был номинирован не на одну премию. Лента «Мюнхен» была номинирована на премию «Оскар» в пяти номинациях, а именно: лучшая режиссура, монтаж, музыка к фильму, фильм и адаптированный сценарий, но в итоге не победила не в одной.

Подходя к выводу, следует отметить, что в фильмах «Терминал» и «Мюнхен» Стивен Спилберг уделил место типизации героя через призму психологизма. Многие психологические аспекты взаимоотношений людей находят место данных работах. Ленты затрагивают глобальные современные проблемы человечества такие как: одиночество, взаимопонимание, война, терроризм, национальная нетерпимость. Герои пытаются найти разрешения этих проблем своими методами. Темы и идеи данных произведений являются актуальными современному обществу. В фильмах показана мастерская работа режиссера, оператора и композитора, которые смогли создать целостные произведения.

2.3 Историческая линия в драмах «Амистад» и «Линкольн»

драма военный фильм

Исторические драмы или костюмированные фильмы изображают конкретные исторические эпохи, периоды, события и людей прошлого. Главная цель, преследуемая данными фильмами - показать реальных исторических деятелей в тех исторических условиях в которых он жил. Исторические драмы могут показывать жизнь одного человека, группы или целых поколений людей. Дэвид Селезник, Дэвид Лин, Лукино Висконти, Андрей Тарковский, Квентин Тарантино снимали свои кинофильмы в жанре исторической драмы. Стивен Спилберг снял фильмы «Амистад», «Линкольн», которые относятся к этому жанру кинематографа.

Фильм «Амистад» был снят в 1997 году. Кинолента основана на реальных событиях, а также романе Уильяма Оуэнса «Черный бунт». Роман рассказывает о борьбе за отмену рабства в Соединенных Штатах Америки В 40-х гг. XIX столетия. Происходит бунт против работорговцев на корабле «Амистад» (в переводе с испанского языка означает - Дружба).

Последний фильм Стивена Спилберга, который вышел 2012 году под названием «Линкольн». Основой киноленты стала книга Дориса Кернса Гудвина «Team of Rivals: The Political Genius Of Abraham Lincoln», права на экранизацию которой были куплены в 2001 году, когда книга была опубликована лишь в 2005 году. В ней рассказывается о жизни и политической деятельности шестнадцатого президента США.

В работе «Амистад» режиссер показывает преимущественно темное время суток или использует затемненные съемки, показывая тем сам тяжелое положение рабов. Масштабные съемки корабля и массовые скидывания рабов в океан лишь усиливает эффект беспомощности рабов перед владыками мира. В. Рокотов утверждает, что в «Линкольне» Стивен Спилберг продолжил работу с затемненными съемками, уменьшил масштабность и сконцентрировался на детализации мелочей. Фильм создает эффект исторического документа, где главной целью являются не художественные задачи, а показ правдивых исторических фактов.

В фильмах «Амистад» и «Линкольн» Стивен Спилберг является рассказчиком, главной задачей которого удержать внимание зрителей любой ценой. Эти фильмы будоражат, погружают в раздумья, заставляют наблюдать за героями и их жизненным путем. Несмотря что в этих киноработах есть персонажи президентов США (Мартина Ван Бюрена и Аврама Линкольна) С. Спилберг показывает их как самых обыкновенных людей со своими заботами слабостями и недостатками [13, с. 103 - 121].

Режиссер любит ставить своих героев перед выбором, и решение которые тот примет, высветит значимые для него ценности. Чаще всего они выбирают глубоко человеческие, а не материальные ценности, чем они утверждают собственную гуманность. Преимущественно идет борьба за ценность жизни, каждого человека. Именно такой выбор в пользу человеческих ценностей содействует идентификации с главными героями.

Режиссер в работах «Амистад» и «Линкольн» снова отдает предпочтение классическому линейному повествованию. Данное повествование начинается с того, что нам предоставляется целеустремленный персонаж в некий кризисный момент истории (в случае этих фильмах назревании и в момент гражданской войны). Герои встречаются с трудностями, которые предусмотрены сюжетом или действиями антигероя. Они прорываются вперед, преодолевая некий поворотный пункт первого акта, за которым последует открытое повествование.

Во втором акте под названием конфронтации, действие становится интенсивнее, и вторичный сюжет становится более весомым. Второй акт заканчивается на второй кульминационной точке, на событии, которое заставляет главного героя совершить выбор. После чего наш персонаж вступает в третий акт, чем приближается к развязке и его усилия выходят на новый уровень. По мнению Д. Раша наступают две развязки - основного сюжета и вторичного сюжета. В результате герой или достигает поставленной цели, или не достигает ее. В этом пожалуй и состоит суть линейного повествования.

Моментами, которые укрепляют композицию произведения являются критический момент, на котором мы входим в данную историю и развязка сюжета. В «Амистаде» начинается в момент разгара бунта рабов на корабле, а в «Линкольне» - идет кровопролитная гражданская война между Югом и Севером. В конце «Амистада», Синке оправдан, а практика рабовладения дискредитирована, в «Линкольне» также принимается долгожданная поправка запрещающая рабство к Конституции через палату представителей и мятежники конфедераты отступают.

Жанр фильма «Амистад» - историческая драма. Темой данного произведения является борьба против рабства. Идея - каждый человек имеет право на свободу. Жанр киноленты «Линкольн» - историко-биографическая драма с политическим подтекстом. Тема киноработы - жизнь и деятельность шестнадцатого президента Аврама Линкольна, который боролся против рабства. Идея фильма заключается в равенстве всех людей, все рожденные обладают правом на свободу жизни.

С. Спилберг вновь прибегает к системе противоположности характеров в этих кинолентах - это рабовладелец и рабы в сочетании с политиками и обычными гражданами. Герои как обычно ориентированы на достижение своих целей любыми средствами[]. В «Амистаде» раб Синке возвращается на Родину в Серра-Леоне, в «Линкольне» президент А. Линкольн добивается долгожданной поправки к Конституции.

Композиция сюжета основывается линейно-центрированном повествовании, как было уже отмечено выше. В фильме «Амистад» сюжет заключается в невероятном путешествие рабов из Африки, которые захватывают во время бунта работорговый корабль «Амистад» и пытаются вернутся на Родину, но власти арестовывают корабль и отправляют его в США, глее начинается борьба рабов за свои права и свободы. Биографическая лента «Линкольн» имеет сюжет поэтапной борьбы Аврама Линкольна за равноправие среди населения и вклад шестнадцатого президента США в победу северян во время гражданской войны.

Обе киноленты относятся к историческому жанру и имеют четкую историческую линию [17, с.45]. Показываются реальные государственные деятели Соединенных Штатов Америки. С. Кудрявцев отмечает, что именно достоверные даты и события подчеркивают историзм данных фильмов. В лентах «Амистад» и «Линкольн» показаны всевозможные источники того времени (географические карты, предметы быта, мебель, оружие, одежда), установлена последовательность событий, объективность показанных на экранах фактов и сделаны выводы о причинах данных событий.

Актерский состав «Амистада» - Морган Фриман, Найджел Хоуторн, Энтони Хопкинс, Джимон Хонсу и Мэтью Макконехи продемонстрировали тонкую актерскую игру, которая раскрыла полностью, поставленные режиссером задачи. Оператор Януш Камински создал целостное, эпическое произведение, длинные панорамы моря и горизонта, вызывали ощущения эффекта присутствия. Музыкальное сопровождение композитора Джона Уильямса соединило в себе уникальные африканские национальные мотивы с классической музыкой.

В кинопроизведении «Линкольн» роли исполняли - Дэниэл Дэй-Льюис, Салли Филд, Дэвид Стрэйрн, Джозеф Гордон-Левитт и Томми Ли Джонс, которые с помощью актерской игра правдиво и достоверно передали историческую атмосферу того времени.

Фильм «Амистад» был номинирован на премию «Оскар» в четырех номинациях: лучший актер второго плана, операторская работа, художник по костюмам и композитор, но не одержал победы ни водной из выше перечисленных номинациях. Кинолента «Линкольн» имела больше номинаций на престижную кинопремию «Оскар» - двенадцать, но победу одержала лишь в двух, а именно: лучшая мужская роль и работа художника.

Таким образом, фильмы «Амистад» и «Линкольн» пронизаны исторической линией. Жанры фильмов имеют не большое различие, если первый включает в себя историю в общем виде, то второй основывается на биографической основе выдающееся личности истории США. Киноленты затрагивают важные проблемы истории человечества, такие как войны и мира, равноправия всех граждан, открытые дипломатических отношения между государствами. Совместная работа режиссера, оператора и композитора доказала еще раз уникальность единства и целостности кинопроизведений.

ВЫВОДЫ

Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Рассмотрев теоретико-исторические аспекты жанра драмы, мы удостоверились, что данный жанр - это уникальное явление в искусстве, которое имеет глубокие корни, уходящие в историю Древнего мира. Основными тенденциями развития драмы в Античный период были религиозность представлений, политизация сюжетов и зависимость тематики от зажиточных сословий общества и наигранность актеров.

Примечательно, что зарождение самого слова «драма» произошло от слова «дромена»- показывать, то есть сама по себе первая, еще не достаточно «спелая» драма уже включала в себя действия. То же самое можно сказать и про трагедию - «трагодию» как её тогда называли, комедию - «шествие песен». Эти слова не только похожи по звучанию, но и зачастую сродни самим действиям. На этапе своего развития они не терялись, а наоборот, приобретали более светский характер. Организация театральных представлений уже в те времена подразумевала наличие действия и взаимоотношения между героями. И именно это было толчком к появлению и развитию жанра драмы.

На смену рабовладельческому обществу пришло феодальное, которое создало свою собственную драму, но за время своей многовековой революции он не раз обращается к усвоению и переработке того, что было оставлено в эпоху античности. Глубокое и плодовитое усвоение драмы Античности выражается и в эпоху Возрождения, где творцы обращались и вдохновлялись произведениями Эсхила, Софокла, Еврипида.

Выделяя главные особенности становления драмы как жанра в Европе, мы заметили, что становление драмы происходит в Средневековье и становится промежуточным этапом, которой способствует возникновению усовершенствованной драмы эпохи Возрождения. Также в этот период в развитых странах Европы происходит зарождение национальных школ драмы. В Англии, Франции, Германии, Италии и Испании появляются новые виды драм, которые тесно были связаны с политическим положением страны.

Ознакомившись с закономерностями драматического жанра в киноискусстве, мы убедились, что драма в кинематографе качественно отличается от литературной или театральной драмы. Драматургия в кино имеет нарастающею авторскою активность, что заставляет переосмыслить проблемы субъектно-объектной организации драмы. показать особенными формами выражение авторского сознания. Стоит отметить, что кинодрама имеет три основных разновидности: мелодрама, психологическая и лирическая драма. Система жанров в киноискусстве в целом позаимствована из литературы, но при этом нельзя сказать, что литературные и кинематографические жанры идентичны, поскольку у кино свои способы воздействия на зрителя и построения произведения в целом. Общей их особенностью является динамическое развитие конфликта в сюжете, упор на действие.

На сегодняшний день, мир кино знает многих талантливых режиссеров, одним из которых является Стивен Спилберг. Его фильмы смотрели или хотя бы слышали про них почти все. Так как они наполнены особой атмосферой правды жизни. Стивен Спилберг пришел в кинематограф в 1959 году, а уже в 1975 году обрел мировую известность с работой «Челюсти». С того времени он ежегодно пополняет своими фильмами сокровищницу мирового киноискусства. Долгое время он работал в жанре фантастики, но в 90-х годах ХХ столетия начал работать совершенно новом жанре для себя - драме. Проанализировав фильмы Стивена Спилберга и установив их жанровую принадлежность мы пришли к выводу, что «Империя Солнца», «Список Шиндлера», «Спасение рядового Райна», «Терминал», «Мюнхен», «Амистад» и «Линкольн», пользуются успехом, как среди зрителей, так и среди критиков. Они поднимают вопросы о вечном и показывают злободневные проблемы человечества. Герои фильмов обычные люди, которые стремятся найти свое счастье несмотря не на какие преграды. Режиссер работал в разных видах драмы, а именно в военных, исторических, биографических, социальных и психологических. Главной целью которых было, добиться сочувствия от зрителей и дать понять им же что такое ценность человеческой жизни.

Стивен Спилберг внес огромный вклад в историю не только американского, но и мирового кинематографа и стал известнейшим и влиятельным режиссером всех времен и народов благодаря своим драматическим фильмам.

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что жанр драма является одним из популярных и распространенных жанров в литературе, театре и кинематографе и многие деятели искусства (в том числе и Стивен Спилберг) создавали в этом жанре многие свои работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арто А. Театр и его двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра / Сост. и вст. ст. В. И. Максимова, Комм. В. И. Максимова и А. Ю. Зубкова. -- СПб., М.: Симпозиум, 2000. -- С. 99--103. -- 443 с.

2. Головня В. В. История античного театра. / В. В. Головня. - М.; Искусство, 1992.

3. Агеев, В. Семиотика театра, кино и телевидения. // Семиотика / В. Агеев. - М.: Весь мир, 2002. - С. 123-137.

4. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы ХХ века. / Б. И. Зингерман. - М,1999.

5. Менегетти Антонио. Кино, театр, бессознательное. / А. Менегетти. - Том 1. / Пер. с итальянского ННБФ 'Онтопсихология'. -- М.: ННБФ 'Онтопсихология', 2001. -- 384 с.

6. Погребная Я. В. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/pogrebnaya-srednie-veka/index.htm.

7. Соколова Н. П. История и теория кино / Н. П. Соколова - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. - 240 с.

8. Баженова Л. М., Некрасова Л. М. Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка / Л. М. Баженова, Л. М. Некрасова. - Спб.: Питер, 2008. - 432 с.

9. Арабов Ю. Кинематограф и теория восприятия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// ramafond.ru/uchebniki-kinodramaturgii.htm.

10. Пронин В. А. Теория жанров. Алгебра и гармония жанра. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// textfighter.org/raznoe/Literat/Pronin/pronin_va_teoriya_ janrov.php.

11. Добротворский, С. Ужас и страх в конце тысячелетия: очерк экранной эволюции // Кино на ощупь: сб. ст. 1990-1997 / С. Добротворский. - СПб.: Сеанс, 2005. - С. 58-75.

12. Эпштейн Э. Экономика Голливуда. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3902244.

13. Дэнсиджер К., Раш Д. Нарратив и антинарратив. Два Стивена: Спилберг и Содерберг // Искусство кино. - 2011. - №12. с. 103 - 121.

14. Миняев, В. Стивен Спилберг и его мастерская / В. Миняев, Франк Шнелле. - М.: Панорама, 2000. - 325 с.: ил. - (Мир кино).

15. Тынянов, Ю.Н. Об основах кино / Ю.Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/file/Teoriya_kino/Tinyanov_ob_osnovah.html.

16. Изволов, Н. Феномен кино: история и теория / Н. Изволов. - 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Материк, 2005. - 164 с., ил.

17. Агафонова, Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н.А. Агафонова. -- Минск: Тесей, 2008. -- 392 с.

18. Филиппов, С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства / С. Филиппов. - М.: Клуб «Альма Анима», 2006. - 208 с.

19. 100 великих режиссеров. / Авт.-сост. Мусский И. А. - М.: Вече, 2004. - 480с.

20. Рокотов В. Голливуд. От «Унесенних ветром» до «Титаника» / В. Рокотов. - М.,2001.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru