Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Вологда: культурологический очерк

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

/

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Столичная финансово - гуманитарная академия»

филиал в г. Вологде

Факультет: Психологии, педагогики и права

Специальность: Психология

Реферат

По дисциплине: Культурология

Тема: Вологда: культурологический очерк

Выполнила: Фунтова С.К.

Студентка 2 курса ССО

Вологда

2010

Содержание

Введение

1. Древний город

2. Памятники архитектуры Вологды

2.1 Софийский собор

2.2 Спасо-Прилуцкий монастырь

2.3 Вологодский кремль

2.4 Вологодская областная картинная галерея

2.5 Дом-музей Петра I

2.6 Музей Константина Николаевича Батюшкова

2.7 Музей Варлама Шаламова

2.8 Музей «Дом купца Самарина»

Заключение

Список литературы

Введение

Старинный русский град Вологда входит в число городов России, на территории которых расположено множество исторически-ценных памятников культуры. Это делает её популярным местом отдыха для туристов со всей России и ближнего и дальнего зарубежья.

Заслуженным вниманием среди вологжан и туристов, посещающих Вологодскую область, пользуется также город Великий Устюг, считающийся родиной Деда Мороза.

На территории города Вологды и Вологодской области расположено огромное количество памятников культуры, которые несут в себе особо ценное историческое наследие России.

Вологда -- один из немногих городов, где сохранилось множество памятников деревянного зодчества. К сожалению, в последнее время их количество сокращается, но, тем не менее, Вологда остаётся одним из наиболее крупных городов России, где гармонично слились современная и историческая архитектурные эпохи.

1. Древний город

вологда культурный архитектура памятник

При упоминании Вологды в голову приходит сразу две ассоциации: деревянное зодчество и масло. Вологодское масло стало знаменитым еще во времена Советского Союза, тогда оно было самым популярным. Но сам город лишь отчасти соответствует таким представлениям.

Сегодня Вологда хоть и не самый крупный, но, все же, областной центр, со всеми, присущими ему плюсами и минусами. Здесь есть вокзал, аэропорт, гостиницы, библиотеки, площади для митингов, памятники революции и даже непонятные постройки брежневской эпохи.

Не исчезло и масло. Оно продается упакованное в различные баночки и коробочки, и рассчитано, в первую очередь на туристов. Но ведь не ради масла сюда едут люди. Людей привлекает деревянное зодчество. Ради него стоит ехать в Вологду.

К сожалению, двадцатый век мало улучшил внешний вид города. Постоянно попадаются какие-то бессмысленно заасфальтированные площадки, штыри от первомайских украшений еще советских времен, безвкусные многоэтажки. Но среди этой безвкусицы тридцатилетней давности притаился настоящий древний Город. Притом это не только старинные архитектурные памятники, но и новые деревянные особнячки с клубящимся над крышами дымом от каминов. Дерево в Вологде снова приобрело былую популярность.

Строители применяли все последние новинки того времени, чтобы придать башням необычайную прочность. Но финансовые трудности и смена политической атмосферы окончательно изменили проект, продлив тем самым жизнь деревянным ломикам, резным каминам, клубам дыма над крышами.

Вологда, впервые упоминаемая в письменных источниках под 1147 годом, - один из старейших русских городов, расположенный на живописных берегах небольшой спокойной реки с одноименным названием. Основана Вологда новгородцами на пути волока, соединявшего бассейны рек Сухона и Шексна.

Датой основания Вологды принято считать 1147 год, когда, по преданию, вологодский чудотворец Герасим пришел на реку Вологду, на “великий лес” и застал там деревянную церковь Воскресенья, вокруг которой и раскинулся “средний посад малого торжка” [1].

Древний русский город служил “воротами” на Север, был крупным торгово-ремесленным центром, форпостом Москвы в борьбе с иноземными завоевателями.

В 1555 году Россия заключила торговый договор с Англией. В то время морской торговый путь проходил через Белое море и северные реки.

Царь Иван Грозный стремился превратить город в свою северную резиденцию, в связи с этим началось строительство грандиозного Кремля, закладывается величавый Софийский кафедральный собор (1568-1571гг.)

До конца XVII века Вологда сохранила роль форпоста на Севере России. Вологжане сражались на поле Куликовом, отражали нападение польско-литовских захватчиков.

В начале XVIII века в Вологде бывал Петр I.

В память о его пребывании в доме голландских купцов Гоутманов был организован первый городской музей [2].

С именем Вологды связаны многие страницы в истории русской культуры.

Вологодская земля дала России немало выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Среди них поэт К. Батюшков, писатель В. Гиляровский, знаменитый художник - баталист В. Верещагин, физиолог Н. Введенский, авиаконструктор - С. Ильюшин, летчик-космонавт П. Беляев. Каждый из них провел часть жизни в этом северном городе.

И в настоящее время богата земля Вологодская талантами, известны на всю страну имена вологодских литераторов О. Фокиной, Н. Рубцова, С. Викулова, А. Яшина, В. Белова и многих других.

В древней Вологде были развиты ремесла: столярные, плотницкие. 'Дом, где резной палисад...' Кто не помнит этих слов из когда-то очень популярной песни о Вологде. И сейчас немало домов на Вологодчине украшено этими деревянными кружевами.

А с начала XIX века в Вологде зародилось кружевоплетение. Вологодские кружева пользуются особой известностью. Слава от них давно перешагнула рубежи нашей страны. Изделия вологодских кружевниц получили высокую оценку на Парижской, Брюссельской и других международных выставках.

Вологодские кружева представлены кружевной фабрикой 'Снежинка'.

А вологодское масло... Оно приобрело огромную известность не только в нашей стране, но и за рубежом.

Каждый может познакомиться с сайтом, посвященным Вологодскому маслу от его непосредственного производителя - Учебно-опытного завода Вологодской молочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина.

2. Памятники архитектуры Вологды

Необычайно красивы архитектурные памятники древней Вологды.

2.1 Софийский собор

В центре города высится торжественный и величественный Софийский собор (1568-1570гг.) - одна из святынь русского Севера, первый каменный храм города. Величественна вологодская София, возводившаяся, как почти все большие церкви того времени, по образу Успенского собора в Московском Кремле. В 1686-1688 годах Вологодская София внутри была расписана прославленным ярославским изографом Дмитрием Григорьевичем Плехановым.

В XVII веке возле Софийского собора возникает ансамбль Вологды - бывший архиерейский двор (Вологодский Кремль). Высокий восьмигранный столб соборной колокольни со стрельчатыми арками звона построен в 1896 году на месте разрушенной шатровой колокольни XVII века. Старинные колокола, бережно перенесенные на новую колокольню, полностью сохранились и до наших дней. С галереи, окружающей барабан главы колокольни, открывается широкий вид на весь город [4].

А внутри города Вологды есть свой маленький город, о котором многие вологжане даже не подозревают.

До середины XVII века Вологда была деревянной. Но время безжалостно к деревянным строениям, и в настоящее время Вы не найдете городского дома такой старой постройки. Но и сегодня в городе осталось много памятников деревянного зодчества, украшенных деревянной резьбой.

2.2 Спасо-Прилуцкий монастырь

В двух километрах северо-восточнее городского массива Вологды, в излучине реки Вологды, расположен Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный в 1371 году Дмитрием Прилуцким - видным деятелем русской церкви второй половины XIV века, сподвижником Сергия Радонежского.

2.3 Вологодский кремль

Вологда - это один из красивейших российских городов, обладающих особо ценным историческим наследием. Как в любом старинном городе, главной достопримечательностью является кремль. Вологодский кремль особенный, он сравнительно молод, (был заложен Иваном Грозным) осадам не подвергался, а был просто резиденцией вологодского архиепископа, отсюда и его второе название - Архиерейский двор.

Комплекс сооружений Вологодского кремля создавался в течение нескольких столетий, постройки не имеют единого стиля, но именно эта запечатлевшаяся в архитектуре разновременность привлекает и отражает плавное течение времени.

Главными направлениями деятельности музея являются сохранение, изучение и использование великого наследия истории и культуры Вологды.

В состав музея-заповедника входит Вологодский кремль, а также филиалы музея: дом-музей Петра I, литературный музей, архитектурно- этнографический музей Вологодской области (музей деревянного зодчества), дом-музей А. Ф. Можайского (историко-мемориальный музей), Грязовецкий краеведческий музей (музей льна).

Простое перечисление всех достопримечательностей не может рассказать об истинном величии музея, поселившемся здесь дыхании старины и мирского покоя.

Все увиденное своими глазами очаровывает больше, чем самый красноречивый рассказ. Уютный Вологодский Кремль, окруженный липами, представляет собой несколько очаровательных домиков, соединенных друг с другом. Самый богатый из них - палаты Иосифа Золотого, где музеем организовываются знаменитые «Званные вечера» в программу которых включаются игры, танцы, цветочная почта, общение в духе XIX в.

Кроме того, в собрание музея-заповедника входят свыше 400 тысяч единиц хранения, здесь и уникальные произведения древнерусской живописи, древние рукописи, монеты, археологические и другие материалы.

Интерес представляют и тематические выставки, раскрывающие художественную культуру земли Вологодской XVI-XIX веков, более 80 экскурсий различной тематики, различные экскурсионные программы для школьников. Именно наглядность может стимулировать развитие интереса к истории наших городов.

История и красота - понятия одного порядка, неоценимую помощь в их сохранении и приумножении оказывают сотрудники музейного комплекса[4].

2.4 Вологодская областная картинная галерея

Одним из центров современной художественной жизни Вологды является Вологодская областная картинная галерея, которая была организована в 1952 г. Галерея расположена в Воскресенском соборе -- сравнительно редком в городе памятнике барочного стиля, где мы можем увидеть многочисленные произведения древнерусского искусства, русского искусства XVIII-XX вв. советского и западно-европейского искусства, произведения русской оригинальной графики XIX -- начала XX века.

Здесь мы можем посмотреть работы Дж. Доу, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля, И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, С.Ю. Жуковского, В.В. Верещагина и др. [5]

Произведения, собранные в областной картинной галерее, дают возможность не только расширить представление о художественной жизни Вологодского края -- одного из древнейших культурных центров Севера России, но и приобщиться к частичке прекрасного.

На сегодняшний день фонды Вологодской картинной галереи насчитывают около 20 тысяч единиц хранения и интересны как просвещенным ценителям искусства, так и неискушенным посетителям. И те, и другие, одинаково прочувствуют всю цветовую палитру оттенков и чувств каждого представленного экспоната.

Размышления о жизни, вечном и прекрасном приходят к нам из созерцания памятников художественной культуры вологодской земли, в которых великие, малоизвестные, и анонимные художники запечатлели в образах современников, любимых пейзажных мотивах или простых бытовых зарисовках.

В галерее достаточно полно отражены отдельные этапы в искусстве России, а также представлены и персональные коллекции некоторых мастеров. Среди них собрание работ Н. Тырсы, Е.С. Кругликова, К.А. Клементьева, Л.А. Юдина [5].

Здесь же можно увидеть полотна несправедливо забытых талантливых художников, имена которых возвращены сегодня в историю культуры страны. Среди них Б.А. Голополосов и С.Б. Никритин, С.В. Кольцов и А.Г. Кольцова-Бычкова, Р.Н. Барто и С.И. Маркин, М.К. Соколов и К.К. Зефиров.

Местные вологодские мастера начала XIX века представили нам своеобразные «художественные хроники» - камерные портреты, отличающиеся глубоким психологизмом, любовью к бытовым подробностям. В их числе - жанровая картина «Мальчик за чаем» Ф. Зайцева, изображение купеческой четы неизвестного автора, портрет вологодского помещика Сергея Алексеевича Зубова П. С. Тюрина.

Очень интересна работа психологического портретиста В. Верещагина «Старушка-вологжанка».

Представленных работ множество, экспозиция охватывает более, чем двухсотлетний период в истории русского искусства, с 1750 по 1950 годы, -- время формирования и расцвета русской национальной школы живописи, развитие которой включило в себя традиции народной и древнерусской культуры, важнейшие достижения европейского искусства.

2.5 Дом-музей Петра I

На берегу Вологды стоит одноэтажный очень странный дом. Особую архитектурную прелесть архитектурному облику старинного города придает его крыша в зеленую клеточку, две причудливые печные трубы.

Здание достаточно колоритно и не является образцом русского зодчества, но это и неудивительно - ведь здание принадлежало голландскому купцу Гутману.

Дом-музей Петра I - памятник архитектуры XVII в., относящийся к одному из трех типов построек Д.Трезини, разработанных для Санкт-Петербурга. А известность зданию принесло то, что здесь неоднократно останавливался Петр Первый. Всего же император заезжал сюда пять раз. Останавливаться он предпочитал в этом уютном домике предпринимателя Гутмана, последний много способствовал оживлению российской коммерции. Этот, старейший из мемориальных, музеей был открыт в 1885 году.

Уникальными экспонатами являются предметы одежды Петра I (кафтан, штаны-кюлоты); посмертная маска Петра; кубок А. Меньшикова; два стула голландской работы с датой '1704 г.'; 'било' с Петровским вензелем и датой '1906 г.'; 'Зерцало' с указами Петра; солдатская фляга под водку с надписью 'Пей вино анисовое, да ума не пропей'; оружие - стволы пушек, мушкет и ружье с ударно-кремневым замком; бронзовый оттиск руки Петра I; железная кольчуга Петра, подсвечники, образцы минералов, половина мамонтового клыка и прекрасно сохранившиеся деревянные сундуки, окованные железом и другие многочисленные предметы, характеризующие петровскую эпоху.

Петр I - великий царь-реформатор, неординарная личность, повлиявшая как на ход истории, так и на развитие всей России, в музее домике Петра I запечатлены небольшие по времени визиты великого царя, это лишь небольшая частичка его жизни, к которой стоит прикоснуться.

2.6 Музей Константина Николаевича Батюшкова

'Звуки итальянские, что за чудотворец этот Батюшков!' - восторженно писал Александр Сергевич Пушкин на полях одного из его стихотворений. Пушкин шел за Батюшковым, свою свечу он зажег и от творческого огня поэта. Константин Николаевич Батюшков не был великим поэтом, но взволнованное дыхание его стиха с гениальной силой зазвучало именно в мощных ямбах Пушкина. После Батюшкова приход Пушкина был уже исторически подготовлен.

Судьба Батюшкова трагична. Все прогрессирующая душевная болезнь прервала его писательский путь как раз в тот момент, когда, по его собственному признанию, «от безделок» он собирался перейти к «чему-нибудь» поважнее. И в тот момент мы потеряли великого гения, получив взамен лишь отчаянную борьбу разума с безумием. И происходила эта борьба в Вологде, где прошли последние 22 года жизни великого поэта и мастера слова.

Здание, где проживал последние годы своей жизни Батюшков было построено в 1810 г. Нижний этаж теперешнего музея был занят конторой удельного ведомства, а верхний снимал для собственной семьи Г. А. Гревенс, который являлся К. Н. Батюшкову племянником и опекуном. Поэт занял маленькую угловую комнату, окна последней смотрели на архиерейское подворье и кремль.

В 1983 году помещение, где жил Батюшков, получило статус музея и было признано местом, где изучается творчество величайшего поэта, местом уроков-экскурсий для школьников, организации научных конференций, музыкальных и литературных вечеров, встреч творческой интеллигенции. В музее полно и безраздельно царит атмосфера XIX века.

Первый зал музея показывает жизнь поэта, говорит о его окружении и друзьях, о тех местах, где ему пришлось побывать.

Другая часть -- интерьер зала квартиры Гревенсов, который был воссоздан по воспоминаниям публициста и поэта Н. В. Берга. Круглый стол с самоваром посередине, в простенках между окнами, которые выходят на улицу, два зеркала, дверь в коридор…

Мемориальных вещей не сохранилось, но обстановка напоминают о том, какой была комната при жизни Батюшкова. Библиотеку поэта также не смогли сохранить, однако круг его чтения восстановили по письмам, произведениям, записным книжкам.

Именно здесь, в квартире Батюшкова, разбился тот красивый сосуд с головы поэта, осколки которого растворились в атмосфере последних лет жизни великого гения. Быть может, нам удастся прикоснуться к величию поэта - величию торжества слова и столь же великому падению в бездну обреченной неизвестности [3].

2.7 Музей Варлама Шаламова

Старинный северорусский город Вологда, в семье священника в 1907 г. родился - Варлам Шаламов. Тяжелая судьба была уготована мальчику - ему предстояла жизнь постоянного испытания прочности духа.

Незаметный двухэтажный каменный дом за Софийским собором терялся в тени больших деревьев, кустарников и крапивы - здесь прошло детство и юность искателя правды.

Жизнь писателя - целая наука выживания. 17 лет в колымских лагерях и реабилитация в 1954 г. дали мощный толчок в творческой жизни Шаламова.

На первом этаже здания, где проживала семья писателя, в 1991 году открыли мемориальный музей В. Т. Шаламова. Первым экспонатом музея стал портрет писателя из мастерской Я. Ю. Крыжевского.

Можно ли показать человеческий и писательский подвиг Варлама Шаламова? Как рассказать о судьбе, которая вобрала в себя горести и страдания целого поколения? Скрывался огромный пласт истории, который был связан со сталинскими тюрьмами и лагерями, покалеченными судьбами, невинно убиенными жертвами тоталитаризма.

Как показать борьбу обреченного, но не терявшего до последней минуты человеческий облик писателя? Ответы на данные вопросы попробовали воспроизвести создатели музея. Все было сделано правильно -- главный упор приходится на эмоциональное воздействие.

На самом деле, для каждого человека важен не интерьер, а сам человек, его духовность, внутренний мир. И такой мир сложили из рассказов, стихов, фото и архивов, воспоминаний и писем Шаламова.

Непрекращающийся разговор с Шаламовым - это и документы эпохи и живое слово самого автора в магнитофонной записи чтения своего рассказа «Воскрешение лиственницы».

Какие цели преследовали создатели музея? Почитание памяти и таланта Варлама Шаламова? Да, несомненно. Но основная же цель - создать то чувство сопричастности и сопереживания российской истории, истории многострадальной русской души, которое толкает нас на великие подвиги и свершения. И, конечно же, такая цель достигнута, музей действенен и притягивает массу поклонников таланта Шаламова.

Сам же он довольно просто отзывается о своей деятельности: «Но я не пишу ни истории революции, ни истории своей семьи. Я пишу историю своей души - не более».

2.8 Музей «Дом купца Самарина»

Дома - верные хранители времени, они отражают наш быт, идеи и мысли. В одном из уютных и живописных уголков Вологды можно увидеть три деревянных дома конца 19-начала 20 веков, принадлежавших вологодскому купцу Александру Павловичу Самарину. Они являются составной частью выставочного комплекса Вологодского государственного музея-заповедника, открытого в 1968 году.

Одно из них, дом купца Самарина является типичным образцом деревянного доходного особняка в стиле модерн, с резным балконами и колоннами. Здание было построено в 1911 году, оно является безмолвным свидетелем истории прошлого столетия, сохранившем память о людях, живших в нем в разное время.

Одну из четырех комнат на первом этаже занимал сам Самарин с семьей, три другие сдавались в наем. В 1913-1914 годах в одной из комнат, будучи в административной ссылке, снимала Мария Ильинична Ульянова вместе с матерью Марией Александровной.

В 1990-х зданию вернули его историческое имя - дом купца Самарина. Этот год положил начало организации в доме выставок, отражающих разные стороны истории, культуры и этнографии Вологды. В интерьере квартиры доходного дома представлены мебель и убранство, характерные для провинциального городского жилища рубежа ХIХ-ХХ веков.

Квартира насчитывает четыре комнаты: гостиная с длинным, заставленным яствами столом, стоящим посередине комнаты и накрытым белой скатертью креслом-качалкой, буфетом и патефоном; спальня с двумя кроватями и шкафом; кухня с умывальником и печкой, и четвертая комната, где расположился столик с шахматами, одним словом - приятный уголок купеческого быта.

Вниманию гостей предлагаются выставки:

- «У самовара», здесь происходит посвящение в традиции русского чаепития;

- «Старая школа» - раскрывается школьная жизнь прошлых веков;

- «Фото на память», здесь можно познакомиться с увлекательнейшей историей фотоателье Вологодчины. На выставке открыт фоторетросалон, проходят встречи с фотомастерами. Очень интересны снимки, выполненные в стиле ретро, глядя на них, невольно задумываешься о сущности жизни людей прошлых столетий. Здесь же имеется возможность сфотографироваться в ретроинтерьере, используя костюмы, взятые на прокат.

- «Традиции русского застолья», во время посещения выставки из уст трактирного полового и купчихи можно услышать много интересного о застольных и кулинарных традициях вологжан в XVIII - начале XX веков, увидеть редкие образцы посуды и утвари, предметы сервировки стола.

Если ваше желание - очутиться в губернском городе лет на 100 назад, то оно вполне реализуемо, нужно лишь окунуться в атмосферу дома купца Самарина, впечатления будут неизгладимыми.

Заключение

В исторический комплекс Вологодского кремля входит 40 памятников архитектуры, включая знаменитый Софийский собор с колокольней и смотровой площадкой на её вершине.

В Вологодском кремле представлены различные историко-этнографические и естественно-научные выставки и экспозиции.

Вологда за всю свою историю подарила миру очень много известных людей: писателей, поэтов, космонавтов, учёных и спортсменов, чьими заслугами гордится вся Россия.

Город Вологда - древний русский город, который служил 'воротами' на Север, и был крупным торгово-ремесленным центром. Несмотря на свой солидный возраст, Вологда буквально помолодела и обновилась. Вологжане своими глазами видят, как на пустырях Вологды поднимаются корпуса многоэтажных зданий, как вырастают новые торговые центры, появляются удобные магазины, стильные кафе и рестораны, развивается средний и малый бизнес. Действительно, сейчас Вологда не только столица Вологодской области, но и крупный промышленный и торговый центр.

Вологжане бережно хранят своё историческое и культурное наследие, об этом говорит множество музеев и творческих коллективов.

С каждым годом Вологда растет и хорошеет, сохраняя при этом свой неповторимый исторический облик, гармоничное сочетание седой старины и вечной молодости. Строятся новые мосты и дороги, социальные объекты и торговые центры, благоустраиваются улицы и дворы. Наш город становится комфортным для проживания, привлекательным для гостей и инвесторов. При этом он сохраняет особую историческую и культурную значимость среди других городов страны. У Вологды есть все основания быть культурной столицей Русского Севера.

Список используемой литературы

1. А. Сазонов. Такой город в России один, 1993.

2. Башенькин А.Н., Кукушкин И.П. Древняя Вологда. В кн.: Вологда. Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994.

3. Газета Вологды «Вологодская неделя» от 9.08.2007.

4. Монастыри и храмы Русской Православной Церкви, Издательства: АСТ, Харвест, 2007.

5. Сайт «Сайтово».

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru