Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Библиографическая деятельность в XXI веке в условиях глобальной информатизации общества

Работа из раздела: «Культура и искусство»

/

/

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/

Кафедра Библиотечно-информационного дела

Тема: Библиографическая деятельность в XXI веке в условиях глобальной информатизации общества

по дисциплине Общее библиографоведение

Ярославль, 2010

РЕФЕРАТ

Объектом исследования является библиографическая деятельность в условиях глобальной информатизации общества.

Цель данной работы следующая: проследить, какие направления развития приобретает библиографическая деятельность в условиях информатизации.

В связи с этим ставятся задачи:

1. Рассмотреть роль и место Российской библиографии в информационном обществе на современном этапе, перспективы ее развития.

2. Как изменилась и изменилась ли библиографическая деятельность в XXI веке в условиях глобальной информатизации общества.

3. Профессия библиографа в новых информационных реалиях

В ходе работы рассматривается понятие «информационное общество», развитие Российской библиографии за последние годы, как изменилась библиографическая деятельность с появлением информационных и сетевых технологий, профессия библиографа в XXI веке.

В результате исследования сформулированы выводы о значении библиографической деятельности для современного общества, пути дальнейшего развития.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. РОССИЙСКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1. РОССИЙСКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Будущее библиографии является одной из наиболее интересных тем профессионального общения современных библиографов. В разговорах коллег, в статьях на страницах профессиональных журналов нередко звучит вопрос: «А что будет с нами в новую информационную эпоху?»

О возрастающей роли информации в жизни современного человека говорили давно, однако мало кто осознавал возможные последствия информатизации, которая сегодня оценивается как глобальная тенденция социального развития. Ее сущность заключается в усилении информационного компонента в общественном производстве, получении информацией статуса основы экономической системы и важнейшего фактора культурного развития. Многочисленные социологические исследования доказывают, что информатизация - не просто декларируемое явление. Это важный период истории общества, для которого характерны масштабные социальные изменения, модификации основных социальных институтов.

Возможно, что именно многообразие попыток определения информационного общества, его прогностических интерпретаций рождает представления о неизбежной драматичности происходящих и будущих социальных изменений для библиографии как одного из старейших видов информационной деятельности. Вместе с тем история библиографии: от ее зачаточных, примитивных форм до настоящего, поистине индустриального этапа - свидетельствует о том, что до сих пор масштабные социальные изменения, настоящие информационно-технологические революции с их глобальными социально-культурными и социально-экономическими последствиями не уничтожили этот вид человеческой деятельности. Практически каждый значимый эпизод изменений выводил библиографию на новый виток развития.

Современные и будущие информационные системы тоже не могут существовать без библиографических элементов. Именно эта составляющая по своей природе призвана регулировать информацию и управлять ею внутри информационных систем, делать информационные массивы обозримыми, способствовать комфортности доступа к ним. По мнению одного из ведущих теоретиков информационного общества Даниэла Белла, именно систематизированная, упорядоченная информация станет основным стратегическим ресурсом любого общества. Это предположение, сделанное в 1973 г., сегодня подтверждается.

Классическая библиография не станет культурным реликтом, ибо процессы профессионализации (формирования новых профессиональных направлений) на основе ее базовых технологий будут продолжаться и в последующие за информационным обществом стадии социального развития. Огромное значение классическая библиография сыграет для сохранения культурного наследия, развития информационной культуры личности и общества.

Безусловно, любая модель будущего библиографии несовершенна, а современные темпы изменений делают ее еще менее определенной. Однако, в отличие от предшествующих этапов, человечество старается регулировать дальнейшее развитие, предвидеть негативные последствия отдельных шагов во избежание гуманитарных катастроф, для сохранения целостности и баланса важнейших социальных институтов. Недаром параллельно с информатизацией современные ученые говорят о серьезных шансах еще одной глобальной тенденции развития общества - интенсивной социальной технологизации. По мнению Н. А. Слядневой, к началу XXI в. социальная практика осуществила глобальный эксперимент, заставив человечество задуматься о движущих механизмах цивилизации, развития культуры - информации и социальном проектировании.

И уже тот факт, что общество активно и разносторонне обсуждает эту проблему, принимает решения, пытается предвидеть последствия шагов информатизации, демонстрирует возможность выработки наиболее эффективной и гуманитарно-ориентированной стратегии формирования информационного общества и ее реализации с использованием позитивных технологий социального управления.

Огромное значение для будущего библиографии имеет готовность профессионального сообщества к наблюдаемым и предвидимым изменениям. Любая информационная профессия нестабильна, ибо информационная сфера отличается повышенной динамичностью развития: постоянно происходит трансформация устоявшихся профессиональных направлений в соответствии с господствующими в настоящий момент информационными и социально-информационными технологиями, появляются новые профессии, изменяется профессиограмма. Информатизация ускоряет эти процессы, и перемены происходят уже в течение жизни одного поколения. Огромное количество информационных специалистов, в том числе библиографов, сталкиваются с проблемой деквалификации, необходимостью получения дополнительных знаний и умений, переподготовки, перемены профессии и поиска новой работы. Все эти проблемы являются следствием естественного хода информационного развития и не могут быть сняты полностью с помощью технологий государственного регулирования занятости населения.

В связи с этим профессиограмма каждого информационного работника должна включать адаптационный компонент, позволяющий с минимальной болезненностью приспосабливаться к изменяющемуся информационному пространству. Эта задача должна решаться в системе профессионального образования с помощью специальных дисциплин пропедевтического профориентационного характера. Несомненно, что молодой информационный специалист дожжен быть морально подготовлен к подобным проблемам.

Старая библиографическая парадигма, основанная на ресурсном информационном обеспечении, была описательной, функциональной или сервисной. Путь от записи в каталоге, указателе к первичному документу пользователь, как правило, проходил самостоятельно, но он был не в состоянии сам проделать большую работу по разысканию релевантного материала. Полученная в результате ожидания публикация могла вызвать и разочарование.

Сегодня описательный подход в библиографии себя изживает. На смену приходит другая парадигма - когнитивная, или знаниевая. Когнитивная перспектива предполагает изучение внутренней структуры и представления знания в библиографических системах с целью повышения интеллектуального потенциала пользователя.

Современная ситуация в библиографии уникальна. Профессиональное сообщество библиографов вынуждено адаптироваться к кардинальным изменениям, к современному варианту российского общества. И одним из основных механизмов адаптации является профессиональная мобильность в самых разнообразных формах. Интернет позволяет библиографу вступать в отношения с коллегами вне рамок конкретной библиотеки или информационной службы. Отношения эти не ограничиваются и рубежами государств. … Нынешний мир не становится лучше или хуже. Он просто становится другим. Разрешаются одни проблемы и возникают новые. Библиограф строит свою работу на том, что большая часть искомых решений уже где-то отражена в мировой литературе. Их надо найти и приспособить к текущим проблемам.

Библиография как особая интеллектуальная деятельность доступна не всем. Действия библиографа по разысканию, трансформации и реконструкции знания подобны деятельности детектива. Библиограф, задавая вопросы и обращая внимание на детали, путем нестандартных размышлений ведет пользователя к искомому результату. Романы Агаты Кристи и рассказы Эдгара По гораздо ближе к библиографии, чем это может показаться на первый взгляд Наша профессия/ Леонов В.П. //Мир библиографии. - 2005. - № 1. - С.2-6..

Однако технические усовершенствования в области информатики, бурное развитие которой мы наблюдаем в стране последние 20 лет, сами себе не ведут к созданию нового в области библиографии. Базовые принципы формирования библиографического продукта не изменились со времен В.И. Сопикова и применение их зависит от конкретных людей со всеми их индивидуальными чертами. Таким образом, значение человеческого фактора в библиографии по-прежнему велико.

Как бы ни были хороши источники библиографического поиска (печатная продукция, каталоги, картотеки, базы данных, поисковые системы и т.д.) и в каких бы формах они ни выражались (полиграфических, карточных, электронных - со временем, может быть, появятся и другие), как бы ни был комфортен интерфейс - принцип библиографической работы остается один: чем точнее поставлена задача, тем полноценнее библиографический результат. Это положение справедливо и для небольшой библиографической справки, и для самой фундаментальной библиографии Библиография - технология, наука и творчество / А.П. Керзум // Библиография. - 2008. - № 5. - С. 35-38. .

Теоретический период развития библиографии сменился технологическим. Библиографические технологии не только востребованы, но и довольно активно используются. Между тем библиографическая информация в современном мире уже концентрируется по иному принципу, внося коррективы в общественное разделение труда. Мы наблюдаем усложнение информационных потребностей современного человека и современного общества, библиография вооружается новыми технологиями, в том числе компьютерными, возможности которых позволяют достигать невиданных ранее глубин аналитико-синтетической обработки источников информации.

Можно достаточно уверенно говорить о вероятности изменений и в библиографической деятельности.

2. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

2.1 Компьютеризация библиографической деятельности

Библиографическая деятельность испытывает сегодня большое влияние информационных технологий и интенсивно меняется под их воздействием. Изменилось все, начиная с профессиональной терминологии. Картотеки превратились в базы данных, изменился характер труда библиографов: он еще более усложнился в связи с автоматизацией библиографических процессов.

Библиотеки и другие информационные центры теперь уже трудно представить без компьютерных сетей. Миссия библиотек осталась прежней, изменились методы, средства, инструмент поиска информации. Только сегодня этот поиск осуществляется в неизмеримо возросшем объеме информационных ресурсов. Широко используются информационные технологии как в процессе библиографического поиска, так и при составлении пособий.

Существуют различные модели организации библиографической работы библиотек. Согласно одной из них, справочно-библиографическое обслуживание электронными и традиционными источниками информации идет одновременно. Отделы библиотек, развивающиеся в рамках данной модели, в зависимости от функций, характера, содержания работы называются информационно-библиографическими, научно-библиографическими, краеведческими, электронных ресурсов и библиографии. В этих отделах концентрируются техника, базы данных. Штат отделов усилен специалистами, имеющими техническое образование, людьми, профессионально владеющими компьютерами. Кроме того, проводится обучение библиографов использованию новых технологий, а пользователей - традиционному и электронному поиску информации. Именно этот путь развития присущ большинству библиотек России и стран ближнего зарубежья.

Такая организация работы имеет скрытие и явные преимущества.

Скрытые достоинства: экспертная помощь, которую оказывают специалисты технического профиля в библиографической работе, а также большая гибкость в использовании кадров. Явные преимущества: обслуживание и совершенствование всех процессов осуществляется сотрудниками, хорошо знающими библиотеку, суть перемен, которые происходят в информационной среде, умеющими видеть нерешенные проблемы. В ходе совместной деятельности происходит взаимообучение библиографов и технических специалистов. Гармоничное сочетание библиографической культуры и компьютерной грамотности положительно влияет на качество работы.

Общими являются следующие процессы: поиск (информационный, библиографический), преобразование (аналитико-синтетическая переработка, библиографирование), распространение (доведение до потребителей) информации, справочное обслуживание. И при традиционном, и при автоматизированном поиске необходимо уметь читать библиографические записи и замечать ошибки; владеть алгоритмом оптимального информационного поиска; уметь пользоваться СБА; знать номенклатуру информационных изданий, услуг, базы данных, предлагаемые библиотеками, различные поисковые языки; уметь формулировать, уточнять, предметизировать информационные запросы потребителей.

Реализация данной модели позволяет сотрудникам подразделения выбирать источники и методы получения информации, кратчайший путь поиска (читателя, как правило, мало интересуют методы поиска, гораздо важнее - быстро получить информацию); повышать профессиональную квалификацию библиографов и специалистов-технологов; эффективно эксплуатировать традиционные и современные информационные ресурсы. Кроме того, обеспечивается преемственность в традициях и культуре справочно-библиографического обслуживания.

Другая модель организации справочной работы близка к первой. Организована структура из трех участков: участок общей информации, обеспечивающий помощь пользователям в работе с электронным каталогом; справочный участок и участок БД,

Компьютеризация расширила доступ к информации, но по-прежнему важнейшим элементом полноценного обслуживания является не столько количество, сколько качество предоставляемой информации, т.е. ее соответствие информационным потребностям пользователей. По существу, мы определяем, какую информацию предоставит компьютер нам и нашим читателям.

В библиотечно-библиографическом сообществе уже сформировалось понимание необходимости структуризации документно-электронного пространства и выделение тех документов, за которые оно готово нести ответственность.

Появилась возможность создавать собственные библиографические пособия. Хотя в начале 1990-х гг. процессы значительного сокращения выпускаемых библиографических работ вызывали тревогу, настоящее время характеризуется увеличением количества создаваемых электронных библиографических ресурсов, активизацией информационно-библиографического обслуживания, при этом в библиотеках формируются новые структурные подразделения - информационно-библиографические центры самой разной специализации (краеведческой, патентной, деловой, коммерческой).

С приобретением Системы автоматизации библиотек ИРБИС появилась возможность формирования электронного каталога, баз данных статей. Оперативность поиска материала повысилась до максимально возможного предела, так как сведения о новых документах стали доступными читателю. На компьютерах читального зала и абонемента читатель может сам просмотреть, какие книги и статьи есть в фонде по интересующей его теме, и взять выбранные издания. Библиографическая деятельность с точки зрения применения новых технологий: усилия библиографов направлены на формирование библиографических ресурсов, обеспечение их доступности, создание собственных электронных изданий и предоставление доступа к ним на сайте библиотеки Библиография в электронной среде /Гладкова Н. // Библиотека. - 2009. - № 3. - С. 19-20..

В библиотечно-библиографической деятельности электронный документ выступает не только как объект, но и результат деятельности, так как многие библиотеки создают документы различных видов и жанров и активно используют их в своем технологическом инструментарии Апология электронного документа: рецензия /В.А. Федоров //Мир библиографии. - 2005. - № 1. - С.75-78.. Становится возможным выявлять литературу, ориентируясь на совокупные информационные ресурсы общества, а результаты библиографического поиска предоставлять пользователям в электронном виде. Это обеспечивает многоаспектность отражения содержания документов; пополнение, актуализацию индивидуальных баз данных, формируемых по запросам пользователей; предоставление информации на рабочее место или по месту жительства абонента обслуживания.

Библиография составляет инфраструктуру научной и творческой деятельности. Новейшие электронные ресурсы обладают своей спецификой: нарастают лавинообразно, имеют различную форму (онлайновую, на электронных носителях) и, что не менее важно, обладают эфемерным характером. Поэтому исчерпывающего каталога таких ресурсов и, соответственно, единого метода поиска не может быть. Более важной становится особая форма интеллектуальной деятельности библиографа - осмысление методики ориентации в электронном библиографическом (и вообще информационном) пространстве.

Эффективное использование информационных ресурсов невозможно без обучения потребителей информации.

Проблема информационной грамотности заметна уже в школе. Информационная безграмотность молодого человека, пришедшего в вуз, становится помехой в учебе. И это касается не только и не столько умения пользоваться компьютером, сколько общего представления об организации информационного центра, способов подачи и поиска информации и т.д.

Изо дня в день библиографы сталкиваются с этой проблемой на своем рабочем месте. Большая часть пользователей не умеет правильно формулировать информационный запрос, пользоваться каталогами и электронными базами данных.

Создавая информацию и приобретая для своих читателей право доступа к информационным изданиям, мы фактически формируем виртуальный фонд. Проектируя web-страницу библиотеки, прежде всего, необходимо разработать контент - содержание, обоснование основной цели и задач библиотечного сайта, анализ структуры и рубрик. Важен отбор информации, которую мы предоставляем пользователям.

Активно внедряемые информационные технологии в библиографическую деятельность ставят как минимум две задачи: обеспечить пользователей доступом к электронным ресурсам и представить информацию о своих ресурсах в Интернете.

2.2 Сетевые технологии и библиографическая деятельность

Интернет давно уже вышел за рамки компьютерной сети, супермагистрали или мета-сети. Интернет сегодня - это коммуникационная среда, обеспечивающая полное взаимодействие всех подключенных к ней объектов. Библиотеки одними из первых начали осваивать Интернет, более того, все предыдущие тенденции, присущие библиотечному окружению, так или иначе связаны или базируются на Интернет-технологиях, будь-то корпоративность или электронные библиотеки. Без учета Интернет как объективной реальности, правил и соглашений, принятой в Сети невозможно проектировать сегодня любые системы, связанные с использованием компьютеров. Даже суперзакрытые ведомственные системы, не открывая доступ ни в него, ни из Интернет, тем не менее, как правило, организуют свои внутренние Интернет-системы для обеспечения поддержки своего информационного ресурса и обслуживания своих пользователей: библиотеки как центры Интернет во многом перестраивают свои проектируемые технологии, чтобы эффективнее использовать все нарастающие возможности и технологии Интернет.

Использование сетевых технологий резко повышает качество выполнения запросов территориально удаленных пользователей, позволяя обслуживать либо через e-mail, либо в режиме реального времени на основе chat-технологий.

Chat-обслуживание, базирующееся на использовании специального программного обеспечения, позволяющего управлять двусторонним взаимодействием «пользователь-библиограф», является аналогом обслуживания пользователей на библиографическом пункте. Принципиально новым стало лишь предоставление пользователям базы данных запросов / ответов для самостоятельного автоматизированного поиска при отсутствии межличностного общения «пользователь-библиограф».

В практике российских библиотек можно встретить лишь отдельные элементы электронного справочно-библиографического обслуживания. Лидером в этом направлении явилась Российская национальная библиотека, где справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей рассматривается как приоритетное направление развития. Выполнение запросов справочно-библиографического характера, получаемых по электронной почте, стало развиваться, начиная с 1999 г., а с начала 2001 г. на сайте библиотеки размещены web-формы запросов, включающие набор стандартных полей, заполнив которые, пользователь предоставляет максимально полную информацию о запросе. Это позволяет свести к минимуму обмен сообщениями между библиографом и пользователем для выяснения сущности информационного запроса. Представленные на сайте РНБ web-формы предназначены ля тематических запросов и запросов, связанных с определением наличия конкретного издания в фондах библиотеки.

Использование информационных технологий, работа с удаленными пользователями в режиме on-line, перевод библиографической продукции в разряд промежуточных, а не окончательных результатов обслуживания и последующая аналитическая переработка выявленных сведений - все это предполагает расширение круга профессиональных знаний и умений специалистов информационной сферы.

При выполнении разовых библиографических запросов основной акцент делается на комплексном, проблемно-ориентированном отражении документов, качественном их отборе, раскрытии содержания текстовых сообщений и предоставлении обобщенных сведений, дающих представление о состоянии какой-либо проблемы.

Проблемно-ориентированные ретроспективные указатели литературы или базы данных создаются тогда, когда возникают актуальные новые направления исследований и разработок, изучаемые специалистами многих отраслей. Вследствие этого искомая информация оказывается рассредоточенной по большому числу источников.

Специфика подготовки проблемно-ориентированной продукции проявляется при установлении тематических границ отбора информации, привлечении широкого круга самых разнообразных источников, разработке такого способа группировки материала и предоставлений сведений об объекте (явлении, событии), которые позволяли бы характеризовать его во всем богатстве связей с различными отраслями.

Обращение к ресурсам Интернет позволило установить круг организаций, активно разрабатывающих данную проблему, а также БД инновационных предложений. Ресурсы Интернет значительно расширяют возможности библиографического обслуживания, превращая его в комплексное - одновременно библиографическое и фактографическое. Обращение к форумам, использование материалов, отраженных на специализированных web-сайтах, позволяет получить ценную дополнительную информацию.

С помощью компьютерных технологий раздвигаются территориальные границы краеведческих библиографических ресурсов.

Интернет - фактически единственный коммуникационный информационный канал, который предоставляет пользователю максимальную свободу выбора самого разнообразного контента. Эти возможности возрастают с подключением библиотек к сети Интернет. Благодаря выходу в глобальное информационное пространство становится реальным доступ к культурным ценностям мирового значения Шрайберг Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-иноформационных систем и сетей: главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы. - М.: ГПНТБ России, 2000. .

2.3 Библиограф в новых информационных реалиях

Новые технологии создания электронных информационно-библиографических продуктов, потенциал и потребности Интернет -пространства демонстрируют необходимость профессиональной миграции библиографов в новые сферы деятельности, расширение, а не сужение поля деятельности библиографа.

Библиографическая деятельность изначально не ограничивалась рамками библиотеки: существовала и книготорговая библиография, и государственная библиография, и статистика печати, и библиографическая деятельность служб НТИ. Однако номенклатура специальностей по сей день крепко связывает библиографию и библиотечное дело, которое не может существовать без библиографического инструментария. Подобное положение библиографии является барьером для ее дальнейшего развития, препятствует универсализации библиографических технологий, создает социальные проблемы для профессиональных ресурсов библиографической деятельности.

К сожалению, переход библиографа в иную сферу деятельности при сохранении в ней элементов библиографических технологий в большинстве случаев неадекватно оценивается профессиональным сообществом. Если судить по недавним публикациям журнала «Библиография», ряд авторов готовы вычеркнуть из числа «гуманитарной интеллигенции» библиографов, которые создают обзоры и справки в информационно-аналитических департаментах институтов государственного управления, выявляют и анализируют любое упоминание в СМИ о коммерческой организации в отделе связей с общественностью, ищут новые способы удовлетворения информационных потребностей населения в маркетинговых службах информационных фирм, подбирают информацию для выступлений политического деятеля в период избирательной кампании. На наш взгляд, их миссия не менее гуманитарная, чем миссия библиографа, создающего книжный репертуар в стенах библиотеки, которая, кстати говоря, намерена получать доход от продажи библиографических пособий и баз данных (ведь это тоже информационный товар).

Новые профессии, имеющие библиотечные корни, возникли в ответ на социальные потребности в них, на разнообразие форм информационного взаимодействия в современном мире, которое уже невозможно сконцентрировать в стенах традиционной библиотеки. Вполне естественно, что значительная часть профессиональных ресурсов библиографической деятельности выбрала в качестве приоритета потребителя, а не информационный институт, ибо сущность библиографической профессии, ее социальная миссия - в удовлетворении информационной потребности. Библиограф, обслуживающий одного «потребителя», досконально знающий специфику требуемой информации, опережающий его запросы, предоставляющий ему широкий спектр информационных продуктов, достоин не меньшего уважения, чем библиограф, работающий «для всех».

В этом контексте особое внимание следует уделить именно профессиональным ресурсам информационно-библиографической деятельности - составной части производительного потенциала общества, осуществляющей профессиональную деятельность средствами информационно-библиографических технологий.

Экстраполируя тенденции развития профессиональных ресурсов библиографической деятельности последних лет, можно выявить проблемы социального характера, связанные с изменениями содержания и форм взаимодействия этой системы и окружающего ее социального пространства, которые проявляются сегодня или обретут остроту завтра.

В первую очередь речь идет о престиже профессии библиографа в современном мире. Заинтересованность потребителя в библиографических продуктах, активное обращение многих информационных специалистов к базовым библиографическим технологиям порой не отождествляется с термином «библиография», который редко встречается в современной социальной коммуникации. Последний раз библиография привлекла к себе внимание в начале 1990-х в связи с обвинениями в чрезмерном идеологическом прессинге, обвинениями непрофессиональными, превратно отражающими социальные функции библиографии. С тех пор широкая общественность не интересуется судьбой российской библиографии и подчас не может сказать, какой информационный продукт она производит. Подобная ситуация обусловлена институциональным положением библиографии, о котором уже говорилось выше. Отождествление библиографии с библиотечным делом приводит к тому, что теряется суверенность этого вида деятельности, библиографической профессии, затрудняется естественная миграция профессиональных ресурсов в другие сферы. Ведущую роль в урегулировании этой ситуации должны сыграть профессиональное библиографическое сообщество, его активная социальная позиция, участие в социальных процессах не только в тандеме с библиотечным сообществом, но и самостоятельно.

По всей видимости, одной из острых может стать проблема стратификационного позиционирования представителей новых библиографических профессий. С одной стороны, есть основания предполагать, что эти специалисты станут в ближайшем будущем, как говорят социологи, позитивно привилегированной статусной группой. С другой стороны, специфика развития профессиональной среды в информационной сфере позволяет предвидеть изменения негативного характера.

Согласно теории М. Вебера, одним из определяющих факторов, влияющих на стратификацию, является квалификация (уровень образования). Занять более выгодное положение и на рынке труда, и в социальном пространстве, сделать более стабильную и успешную карьеру позволяют дипломы, ученые степени, звания и т.п., тонко и образно названные Э. Гидденсом «верительными грамотами». Между тем в числе наиболее значимых изменений профессиональных ресурсов информационно-библиографической деятельности выступают деквалификация и реквалификация под влиянием технологических инноваций, персонализации информационных технологий, снижение эффективности социально-информационных технологий и т.д. В связи с этим наблюдается своеобразная профессиональная миграция на уровне не только специализаций, но и специальностей, и даже видов профессиональной деятельности. Нередко переход от профессии библиографа к другой информационной профессии не сопровождается официальным подтверждением квалификации в системе второго высшего, дополнительного или поствузовского образования. Латентное овладение отдельными навыками новой профессии (до приобретения суверенности) нередко происходит в «недрах» профессии библиографа. Дипломы, ученые степени и звания, полученные информационным специалистом 20 лет назад, в большинстве случаев не способны подтвердить квалификацию в сегодняшней профессии, даже в том случае, если специалист стоял у истоков нового профессионального направления. Таким образом, можно говорить о возможных весьма сильных возрастных проявлениях в профессиональной среде и о возникновении социальных барьеров вхождения в новое профессиональное сообщество. Остроту может приобрести проблема профессиональной изоляции выпускников отдельных учебных заведений или представителей некоторых профессиональных направлений (например, выбор между отраслевым специалистом или профессиональным библиографом).

Серьезное внимание должно уделяться переподготовке информационных специалистов, повышению их квалификации, дополнительному образованию, развитию внутрикорпоративных образовательных программ, эффективных при изменении деятельности всей организации (например, при компьютеризации, внедрении новой технологии, изменении целей и задач, формировании нового информационного продукта или услуги). Это будет содействовать наилучшей социальной и профессиональной реализации любого информационного специалиста, в частности библиографа.

Развитие профессиональных ресурсов библиографической деятельности должно исследоваться и в контексте изучения социальной мобильности - интрагенерационной и интергенерационной. Важно рассмотреть вопрос о том. Насколько изменяется социальное положение представителя информационно-библиографической профессии, продвигается он вверх или опускается вниз Библиограф в новых информационных реалиях/Н.В. Лапшина // Библиография. - 2002. - № 5. - С.6-13..

3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕСЛАВСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Информационно-библиографический отдел Центральной библиотеки нашего города первым начал компьютеризироваться. Как только в отделе был установлен первый компьютер, он стал использоваться на полную мощность. Появилась возможность удовлетворять информационные запросы потребителей наиболее быстро и более полно. С приобретением Системы автоматизации библиотек ИРБИС мы приступили к формированию электронного каталога и баз данных статей. Стало возможным создавать Бюллетень новых поступлений и рассылать его библиотекам-филиалам. В настоящее время ведется работа по созданию сайта библиотеки.

Растущие потребности в правовой информации, с одной стороны, и возможности компьютерных технологий - с другой, привели ко все возрастающей популярности компьютерных справочных правовых систем. На библиографов были возложены функции сотрудников Публичного центра правовой информации.

В нашей библиотеке ПЦПИ был создан 03.05.2001 года при поддержке института «Открытое общество» (Фонд Сороса), как сектор в составе информационно-библиографического отдела на основании соглашения Администрации города, других учреждений и организаций, участвующих в реализации проектов и программ в области правового воспитания населения, юридического образования и правовой информации.

Задача центра: формирование единого информационно-правового пространства города и обеспечения свободного доступа пользователей любой правовой информацией, имеющейся в распоряжении Центра. Главные принципы работы Центра - общедоступность, демократичное обслуживание всех групп населения, конфиденциальность и доброжелательность. Посетителям бесплатно предоставляется персональный компьютер для работы с базами данных правового характера, а также с электронным каталогом библиотеки.

Кроме правовых систем «Консультант Плюс», «ГАРАНТ» и «Кодекс», которые обновляются каждую неделю, в распоряжении пользователей CD-ROMы «Жилищная энциклопедия», «Ваше право», «Молодому гражданину России: законодательства и нормативно-правовые документы» и др. Кроме того, «Консультант Плюс» каждые полгода выпускает на CD-ROM специальную подборку правовых документов и учебного материала в помощь студентам. В случае необходимости используются ресурсы Интернета - чаще всего при поиске фактографической, адресной информации.

В городе больше нет подобных организаций, бесплатно и без ограничений предоставляющих правовую информацию для населения.

Самые активные посетители ПЦПИ студенты и пенсионеры. Первым нужно изучать юриспруденцию, вторым - отстаивать свои интересы. Большинство студентов умеют самостоятельно работать на компьютере с правовыми системами. А если это необходимо, сотрудники отдела обучают поиску информации и умению обращаться со справочными правовыми системами.

В центре предоставляется информация и для муниципальных служащих, предпринимателей, депутатов. Но главное - это взаимодействие с населением, информирование горожан не только о Российском законодательстве, но и документах, принятых местной властью, информационная поддержка любого человека, обратившегося за помощью. Жители города приходят сюда, чтобы ознакомиться с местными документами, оценить политику городских властей в области коммунальных услуг, льгот, социальной защиты, налогообложения, обращения с землей.

За последний год число посетителей составило 1231 человек. И хотя в нашем ПЦПИ к услугам посетителей достаточное количество традиционной правовой литературы, все большим спросом пользуются документы на электронных носителях. Поэтому, работники ПЦПИ стараются сами сделать подборку наиболее спрашиваемых документов в электронном виде, сканируя бумажные носители и создавая БД в своем компьютере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Именно модифицированные библиографические технологии, применяемые библиографами на профессиональной основе и интуитивно другими информационными специалистами, обеспечили в условиях мощных информационных потоков 1990-х гг. сбалансированность развития российского информационного пространства, содействовали интеграции новых информационных явлений в российскую действительность, способствовали адаптации личности к новым информационным условиям.

Что же ожидает библиографию в новых информационных реалиях? Библиографическая деятельность библиотек, безусловно, сохранится, однако претерпит значительные технологические перемены в связи с изменениями самой библиотеки. Библиографические технологии стали инструментами тех профессий, которые играют сегодня важную роль в сохранении и развитии общества, его культуры, в связи с чем мы можем говорить об их ответственной гуманитарной миссии в условиях информатизации. Думается, что именно это обеспечит их будущее в информационном обществе.

Интенсивность диктуемых информатизацией изменений требует социального регулирования процессов развития профессиональных ресурсов информационно-библиографической деятельности в условиях информатизации с целью их адаптации к новым условиям, сохранения традиций и эффективного введения инновационных форм, поддержания гомеостата и гарантий устойчивого развития современного информационного пространства.

Таким образом, процессы информатизации современного общества позволяют предположить дальнейшее развитие профессиональных ресурсов библиографической деятельности. Оценивая влияние, которое данная профессиональная среда оказывает на социальное развитие в целом, в числе приоритетных задач современного социального управления можно назвать управление ее развитием. Наблюдаемая в современном мире ориентация на гуманистические ценности социального развития делает актуальными исследования этого явления сквозь призму социологической теории и практики для построения системы социальной организации, воплощающей идеи устойчивого развития общества в условиях информатизации. Перечисленные проблемы должны изучаться и библиографической наукой, ибо во многом от их успешного решения зависит будущее библиографии и библиографической профессии.

Создается впечатление, что новый технологический уровень библиографической деятельности полностью меняет ее содержание и функции. Однако, библиография остается и будет существовать впредь в тех же ипостасях, что и много лет назад, несмотря на все технологические изменения, так как это чрезвычайно комфортный метод свертывания информации, апробированный веками, чтобы отказаться от него. Меняются и будут меняться в дальнейшем формы существования библиографической информации, но основные содержательные и функциональные особенности библиографии останутся прежними.

В настоящее время библиографическая деятельность переживает переходный период. С одной стороны, это внедрение компьютерных технологий, качественно меняющих технологический уровень таких процессов, как библиографирование, библиографическое обслуживание, формирование справочно-поискового аппарата библиотек и фонда справочно-библиографических процессов в их традиционном воплощении, потому что никто не сможет отменить интеллектуальность библиографической эвристики или смысловой анализ процессов создания библиографических трудов, в каком бы конечном виде - печатном или электронном - они ни представали.

ЛИТЕРАТУРА

1. Диомидова Г.Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учебных заведений / Г.Н. Диомидова. - СПб.: Профессия. - 2002.

2. Михайлова И.Б. Библиотека как информационный центр для населения: проблемы и их решения: практическое пособие. - М.: Либерия, 2000.

3. Мотульский Р.С. Общее библиотековедение: учеб. Пособие для вузов / Р.С. Мотульский. - М.: Либерия, 2004.

4. Романенко В.Н. Сетевой информационный поиск: практическое пособие /В.Н. Романенко, Г.В. Никитина. - СПб.: Профессия, 2003.

5. Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Профессия, 2003.

6. Чачко А.С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе: научно-методическое пособие /А.С. Чачко. - М.: Либерия, 2004.

7. Шрайберг Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей: главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы / Я.Л. Шрайберг. - М.: ГПНТБ России, 2000.

Статьи

8. Гладкова Н. Библиография в электронной среде /Гладкова Н. // Библиотека. - 2009. - № 3. - С. 19-20.

9. Гладкова Н.В. Компьютеризация библиографической деятельности / Н.В. Гладкова // Библиография. - 2009. - № 2. - С. 53-56.

10. Керзум А.П. Библиография - технология, наука и творчество / А.П. Керзум // Библиография. - 2009. - № 5. - С. 35-38.

11. Кубракова Н.И Библиографические отделы на фоне перемен /Н.И. Кубракова // Библиография. - 2002. - № 5. - С.13-19.

12. Лапшина Н.В. Библиограф в новых информационных реалиях /Н.В. Лапшина // Библиография. - 2002. - № 5. - С.6-13.

13. Леонов В.П. Российская библиография на современном этапе /В.П. Леонов, Н.К. Леликова // Библиография. - 2009. - № 4. - С. 11-17.

14. Ратникова Е.И. Образовательная деятельность вузовских библиотек в условиях развития новых информационно-коммуникационных технологий / Е.И. Ратникова // Библиотечное дело - XXI век. - 2009. - №2. - С. 52-61.

15. Федоров В.А. Апология электронного документа: рецензия /В.А. Федоров //Мир библиографии. - 2005. - № 1. - С.75-78.

ref.by 2006—2019
contextus@mail.ru