Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Индивидуальная работа с органами местной власти

Работа из раздела: «Административное право»

Работа с органами местной власти.
      Сущностью контроля является:
      — наблюдение  за  функционированием  соответствующего  подконтрольного
объекта;
      —  получение  объективной  и  достоверной   информации   о   состоянии
законности и дисциплины;
      — принятие мер по предотвращению и устранению нарушений  законности  и
дисциплины;
      — выявление причин и условий, способствующих правонарушению;
      — принятие мер  по  привлечению  к  ответственности  лиц,  виновных  в
нарушении законности и дисциплины.
      Основные черты надзора и контроля в управлении:
      — органы надзора осуществляют свои функции и  полномочия  в  отношении
тех объектов, которые им организационно не подчинены;
      —  в  процессе  контроля  могут   применяться   меры   дисциплинарного
воздействия в отношении виновных лиц;
      —  в соответствии  с  действующим  законодательством  органы  контроля
занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов.
      Основными  направлениями  деятельности  по  обеспечению  законности  и
дисциплины в государственном управлении являются:
      1. Недопущение в деятельности органов исполнительной власти  нарушений
тех требований и предписаний, которые закреплены  в  действующих  законах  и
подзаконных актах.
      2. Своевременное и оперативное выявление нарушений,  их  пресечение  и
устранение.
      3.Устранение   причин   и   условий,   способствующих   нарушениям   в
деятельности органов исполнительной власти.
      4. Привлечение к соответствующей ответственности виновных в  нарушении
законности и дисциплины.
      5. Разработка и принятие мер,  направленных  на  устранение  причин  и
условий нарушений законности и дисциплины.
      Рассмотрим  более  подробно  виды  контрольных  полномочий   различных
субъектов государственного управления.
      Контрольные  полномочия  Президента  Российской  Федерации   в   сфере
исполнительной власти обусловлены его  конституционным  статусом  как  главы
государства,  гаранта  Конституции  Российской  Федерации,  прав  и   свобод
человека и гражданина. Поэтому речь идет о его  конституционных  контрольных
полномочиях.
      Президентский  контроль  в  сфере  управления  осуществляется  в  двух
основных формах:
      — непосредственный контроль Президента Российской Федерации;
      —президентский контроль через соответствующие президентские структуры.
      Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет,
прежде всего, в области подбора и расстановки кадров на федеральном  уровне.
Например, по представлению председателя правительства  Российской  Федерации
он  назначает  на   должность   министров,   председателей   государственных
комитетов,  руководителей  федеральных  служб;  назначает  представителей  в
иностранных государствах, высшее  командование  Вооруженных  Сил  Российской
Федерации и др[1].
      В  соответствии  со  статьей  38  Конституции   Российской   Федерации
Президент вправе председательствовать на заседаниях  правительства  РФ.  Это
позволяет  ему  не  только  участвовать  в  обсуждении  различных  вопросов,
вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать  правильность,
целесообразность   и   необходимость   принятия   соответствующих    решений
правительством Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной  и
общественной жизни.
      Осуществляя  контроль  за   деятельностью   правительства   Российской
Федерации, Президент имеет право,  в  частности,  отменять  постановления  и
распоряжения правительства РФ, если они противоречат Конституции  Российской
Федерации, принимать решения об отставке правительства РФ.
      В соответствии с  Указом  Президента  РФ  от  10  января  1994  г.  «О
структуре  федеральных  органов  исполнительной  власти»  ему   подчинен   и
подотчетен  ряд  федеральных  органов   исполнительной   власти,   например,
Министерство обороны Российской Федерации,  Министерство  внутренних  дел  и
др. Его  контрольные  полномочия  в  отношении  этих  органов  закреплены  в
нормативных актах, регулирующих их деятельность.
      Значительную  роль  в  осуществлении  президентского  контроля  играет
администрация Президента Российской Федерации. В соответствии  с  Положением
об администрации Президента РФ, утвержденным  Указом  Президента  РФ  от  22
февраля  1993  г.»  важнейшей  ее  задачей  является  обеспечение   контроля
Президента РФ за  деятельностью  органов  исполнительной  власти  Российской
Федерации.
      Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных контрольных
полномочий Президента РФ осуществляет Контрольное управление Президента  РФ.
Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г.
      В   соответствии   с   Положением   Контрольное   управление   и   его
территориальные подразделения (окружные инспекции) являются единой  системой
обеспечения конституционных  контрольных  полномочий  Президента  Российской
Федерации.
      Контрольное управление и окружные инспекции от имени  и  по  поручению
Президента   РФ   осуществляют   президентский   контроль   за   исполнением
федеральными органами  государственной  власти  и  органами  государственной
власти субъектов Российской Федерации:
      1) Конституции Российской Федерации;
      2) законов Российской Федерации;
      3) указов и распоряжений Президента Российской Федерации.
      Контрольное    управление,    являясь    структурным    подразделением
администрации Президента Российской Федерации, осуществляет свои  функции  и
полномочия в соответствии  с  планами  контрольных  проверок,  утверждаемыми
непосредственно Президентом Российской Федерации. Проверки проводятся  также
на  основании  отдельных  поручений  Президента  РФ   и   руководителя   его
Администрации[2].
      При осуществлении своих функций и  полномочий  Контрольное  управление
тесно  взаимодействует   с   органами   законодательной   власти,   органами
исполнительной и судебной власти, органами прокуратуры  и  другими  органами
администрации Президента Российской Федерации.
      Полномочные представители Президента Российской Федерации  назначаются
на должность  по  представлению  руководителя  администрации  Президента  РФ
Президентом Российской Федерации, подчиняются  ему  и  представляют  его  на
территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
      Но необходимо помнить, что, осуществляя свою деятельность, в том числе
и контрольную, полномочные представители Президента Российской Федерации  не
вправе  вмешиваться  в  оперативную  деятельность   органов   исполнительной
власти, предприятий, учреждений и организаций.
      Контрольные  полномочия  органов  законодательной   (представительной)
власти  закреплены  в   Конституции   Российской   Федерации,   конституциях
республик, уставах иных субъектов Российской Федерации.
      Соответственно контроль органов представительной власти осуществляется
на уровне Российской Федерации и ее субъектов.
      Контроль органов представительной власти  определяется  с  соблюдением
статьи 10 Конституции Российской Федерации о самостоятельности органов  всех
трех  ветвей  власти,  в  частности  органов  исполнительной  власти.   Ковл
ституция  Российской  Федерации,  конституции  республик  и  уставы   других
субъектов  Российской   Федерации   свидетельствуют   о   различном   объеме
контрольных полномочий Федерального Собрания Российской Федерации и  органов
представительной власти ее субъектов.  На  уровне  Российской  Федерации  он
значительно уже, чем в отдельных субъектах РФ. Объем контрольных  полномочий
палат   Федерального   Собрания   по   отношению   к   органам   федеральной
исполнительной  власти  невелик.  При  этом  они  принадлежат,  в  основном,
Государственной Думе.
      Для  контроля   за   деятельностью   органов   исполнительной   власти
представительные органы образуют постоянные комиссии,  которые  осуществляют
контроль в пределах своей компетенции.
      Конституции закрепляют и такую форму контроля, как депутатский  запрос
Кабинетам  министров,  премьер-ми-цистрам,  министрам,  руководителям   иных
органов. В краях,  областях  законодательными  (представительными)  органами
государственной власти являются Думы, Законодательные Собрания либо иные  по
наименованию органы.
      Уставы ряда краев,  областей  закрепляют  за  ними  объем  контрольных
полномочий   в   отношении   органов   исполнительной   власти.    Некоторые
представительные   органы   власти   утверждают   на   должность   отдельных
руководителей   администрации,   контролируя   тем   самым   работу    главы
администрации (правительства) по подбору и расстановке кадров.
      Для осуществления  контрольной  деятельности  представительные  органы
власти образуют постоянные комиссии.
      Контроль,  осуществляемый  органами  исполнительной  власти,   призван
обеспечивать законность и дисциплину на порученных  ему  участках  работ  по
руководству   хозяйственным,   социально-культурным    и    административно-
политическим  строительством  в   системе   подведомственных   им   органов,
предприятий, учреждений и организаций.
      Контроль органов исполнительной власти можно разделить на:
      1. Общий — охватывает всю деятельность подконтрольных объектов.
      2.  Ведомственный  —  осуществляющийся  в  рамках  одного   ведомства,
министерства, организации и  т.д.  Например,  Министерство  путей  сообщения
Российской  Федерации  осуществляет   контроль   за   правилами   применения
действующего законодательства и иных нормативных актов  на  предприятиях,  в
учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за  профессиональным
уровнем руководящих работников этих организаций.
      3. Надведомственный — осуществляется в основном органами межотраслевой
компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы,  наделенные
государственно-властными полномочиями надведомственного характера.
      В пределах своей компетенции  они  контролируют  деятельность  органов
исполнительной власти, предприятий,  учреждений,  организаций  по  отдельным
(специальным) вопросам.
      Между   субъектами   и   объектами    этого    контроля    отсутствует
организационная подчиненность.
      К  числу  органов  исполнительной   власти,   осуществляющих   функции
государственного    контроля,    относятся:    правительство,    федеральные
министерства и иные федеральные органы исполнительной власти.
      Правительство осуществляет систематический контроль  за  деятельностью
подведомственных ему органов.
      По результатам контроля правительство может  привлекать  руководителей
федеральных органов и служб к дисциплинарной ответственности[3].
      Контрольные функции возложены на все федеральные министерства  и  иные
федеральные органы исполнительной власти (Государственная налоговая  служба;
Департамент  налоговой  полиции,  Государственный  таможенный  комитет   РФ,
Государственный комитет по антимонопольной политике и др.).
      Основной функцией всей системы судебных  органов  является  реализация
задач правосудия.
      Оно   осуществляется   субъектами   судебной   власти    в    процессе
конституционного,    гражданского,    административного     и     уголовного
судопроизводства (ст. 118 Конституции Российской Федерации).
      Осуществляя правосудие, обеспечивают охрану прав и законных  интересов
граждан,   предприятий,   учреждений,   организаций,    государственных    и
общественных интересов, тем самым, способствуя укреплению законности.
      Отправление правосудия является основной, но не единственной  функцией
судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и  другую  функцию,  в
частности  —  функцию  судебного  контроля  законности  издаваемых  актов  и
совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц[4].
      Суды общей юрисдикции осуществляют  судопроизводство  по  гражданским,
уголовным, административным делам.
      В процессе рассмотрения уголовных  дел,  в  особенности  тех,  которые
связаны с должностными преступлениями, суд с позиции законности исследует  и
дает   правовую   оценку   действиям   должностных   лиц   как    работников
управленческого аппарата.
      Если  при  рассмотрении  гражданских  и  уголовных  дел  суд  усмотрит
нарушения  законности,  дисциплины   в   работе   соответствующего   органа,
предприятия, учреждения, организации, выявив  при  этом  условия  и  причины
нарушений, он  вправе  вынести  частное  определение  в  адрес  руководителя
органа, предприятия, учреждения, организации, либо в вышестоящие  инстанции,
которые должны в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду  о  принятых
мерах.
      Частное определение является  правовой  формой  реагирования  суда  на
нарушение законности.
      В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных лиц  к
ответственности.  Суд  рассматривает  также   жалобы   лиц   (физических   и
юридических)  на  постановления  органов  и  должностных  лиц  о   наложении
административного взыскания.
      Граждане также могут обратиться  в  суд  с  жалобой  на  действия  или
решения  органов  исполнительной  власти,  должностных  лиц,  в   результате
которых  нарушены  права   и   свободы   гражданина;   созданы   препятствия
осуществлению гражданином его прав и свобод;  на  него  незаконно  возложена
какая-либо   обязанность   или   он   незаконно   привлечен   к   какой-либо
ответственности.
      Установив  обоснованность  перечисленных  выше  жалоб,  суд   признает
обжалуемое  действие  или  решение   незаконным,   обязывает   удовлетворить
требование граждан, отменяет примененные к ним меры ответственности[5].
      Судебный контроль в сфере управления осуществляют арбитражные суды.
      В сфере управления арбитражному суду подведомственны различные  споры,
в том числе:
      —  о признании недействительными индивидуальных актов  государственных
органов, нарушающих экономические нрава и интересы  организаций  и  граждан-
предпринимателей и о возмещении им убытков,  причиненных  такими  актами,  а
также убытков, возникших в связи с ненадлежащим исполнением  этими  органами
своих   обязанностей   по   отношению   к    организациям    и    гражданам-
предпринимателям;
      —  об   отказе   в   государственной   регистрации   организации   или
предпринимательской деятельности граждан;
      — об  изъятии  государственными  органами  у  организаций  и  граждан-
предпринимателей денежных средств и чужого имущества, а  также  взыскании  с
организаций и граждан-предпринимателей государственными органами  штрафов  и
иных денежных средств,  если  законодательством  не  предусмотрено  списание
денежных средств в бесспорном порядке;
      — о возврате из бюджета денежных средств,  списанных  соответствующими
государственными   органами    в    бесспорном    порядке    с    нарушением
законодательства.
      Таким  образом,  содержанием  контроля  арбитражных   судов   является
проверка ими при разрешении споров в сфере управления соответствия  актов  и
действий органов  исполнительной  власти»  их  должностных  лиц  требованиям
законности и принятие мер до устранению обнаруженных правонарушений.


Административный  надзор:  понятие,  субъекты  и  содержание.  Общий  надзор
органов прокуратуры.

      Административный надзор. Суть его состоит в наблюдении за  исполнением
действующих   в   сфере   управления   разнообразных    специальных    норм,
общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.
      Существует большое число государственных структур, которые  занимаются
административным надзором. Среди них немало специализированных.
      Органы,  осуществляющие  административный  надзор,  не  имеют  широких
распорядительных   полномочий   в   отношении   внутренней    (хозяйственно-
производственной и организационной) деятельности поднадзорных.
      В  отличие  от  контроля,  административный  надзор  касается  внешней
деятельности организаций и учреждений.
      Государственные инспекции и иные органы  государственного  управления,
осуществляющие административный надзор, имеют право:
      — фиксировать факты нарушений правил и норм;
      — давать обязательные указания соответствующим органам и лицам  об  их
устранении и совершении необходимых  действий  по  предупреждению  нарушений
впредь;
      — разрешать или запрещать отдельные действия;
      —приостанавливать деятельность предприятий, учреждений и организаций;
      —запрещать   выполнение   определенных    работ,    если    нарушаются
установленные правила их проведения;
      — применять к виновным меры административного взыскания.
      Виды административного надзора:
      1. Надзор, осуществляемый специальными федеральными ведомствами:
      —  Федеральный горный и промышленный надзор России;
      — Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности;
      — Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации;
      — Государственный технический надзор и др.
      2. Государственные инспекции:
      Инспекции, обладающие подведомственными полномочиями:
      — Государственная автомобильная инспекция;
      — Государственный пожарный надзор;
      —  Государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
      — Государственный  ветеринарный  надзор  и  др.  Инспекции»  надзорные
функции которых ограничиваются рамками одного ведомства.
      Одним из направлений деятельности органов прокуратуры  является  общий
надзор.
      В соответствии с Законом Российской Федерации от 17 января 1992 г.  «О
прокуратуре  Российской  Федерации»  (ст.  20)  предметом   общего   надзора
является:
      1)    исполнение    законов    органами    местного    самоуправления,
министерствами, ведомствами,  иными  органами  государственного  управления,
контрольными  органами,   предприятиями,   учреждениями,   организациями   и
объединениями,   независимо   от   их   подчиненности,   органами   военного
управления, воинскими частями и учреждениями,  общественными,  политическими
организациями, объединениями, должностными лицами;
      2)   соответствие   законам   издаваемых   перечисленными    органами,
организациями, должностными лицами правовых актов.
      Прокуратура наделена  комплексом  полномочий,  позволяющих  прокурорам
своевременно реагировать на нарушения  законности  в  управлении,  принимать
меры  по  устранению  причин  и  условий   ее   нарушения,   восстанавливать
нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц[6].
      Полномочия прокурора по  осуществлению  общего  надзора  закреплены  в
статье 21 вышеназванного Закона. В соответствии  со  своей  компетенцией  он
вправе беспрепятственно посещать объекты надзора и проверять исполнение  ими
законов; истребовать для проверки акты, издаваемые ими с нарушением  закона;
требовать от  руководителей  и  должностных  лиц  представления  необходимых
документов, материалов статистических и иных сведений,  проведение  проверок
и ревизий деятельности подконтрольных  и  подведомственных  им  предприятий,
учреждений, организаций и подчиненных должностных лиц в связи  с  имеющимися
у прокурора сведениями о нарушениях закона.
      В процессе проверки исполнения законов прокурор вправе:
      —   проверять  законность  административного  задержания   граждан   и
освобождать  своим  постановлением  тех  из  них,  которые  были   незаконно
подвергнуты административному задержанию несудебными органами;
      — возбуждать  уголовное  дело  или  производство  об  административном
правонарушении;
      — обращаться в суд  за  защитой  прав  и  законных  интересов  граждан
общества, государства, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений  по
поводу нарушений закона.
      Должностные  лица,  к  которым  поступило   требование   прокурора   о
проведении проверок и ревизий, обязаны  приступить  к  их  осуществлению  не
позднее 10 суток с момента получения такого требования.
      Проверки  исполнения  законов,  законности  издаваемых   поднадзорными
объектами  правовых  актов,   осуществляются   прокуратурой   на   основании
поступивших в нее сообщений, заявлений, жалоб, сведений о  фактах  нарушения
законности (статьи 21 и 22 Закона).
      Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры не вправе  вмешиваться  в
оперативно-хозяйственную  деятельность  поднадзорных  объектов.   Требования
прокурора,  вытекающие  из  его  полномочий,  обязательны   для   исполнения
адресатом.  Их  неисполнение  влечет  за   собой   предусмотренную   законом
ответственность.
      В целях обеспечения законности в сфере управления  органы  прокуратуры
используют в своей работе соответствующие материалы, к которым относятся:
      1.  Проверка  исполнения  законов  поднадзорными   объектами.   Итогом
проверок являются справки,  в  которых  дается  анализ  вскрытых  нарушений»
условий и  причин  их  порождающих,  предлагаются  меры  по  их  устранению.
Справки направляются в соответствующие органы, организации для принятия  мер
по устранению выявленных нарушений законности.
      2. Проверка  правовых  актов,  издаваемых  поднадзорными  объектами  и
действиями  должностных  лиц,  порождающих  юридические  последствия.  Такие
проверки осуществляются с целью установления соответствия актов  и  действий
закону, иным нормативным актам. При этом выясняется,  нарушены  ли  права  и
законные интересы граждан,  общества,  государства  исполнением  проверяемых
актов, действий, нанесен ли им ущерб.
      3.  Участие  прокурора  в  заседаниях   органов   представительной   и
исполнительной властей, в том числе при рассмотрении внесенных  им  протесов
и представлений. Участие в  таких  заседаниях  позволяет  прокурору  уже  на
стадии рассмотрения правовых актов давать им юридическую оценку.
      4.Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности, поступающих в
прокуратуру либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие  по
ним соответствующих мер.
      В   случае   нарушения   законности   прокурор   обязан    реагировать
соответствующим  образом.  В  Законе  закреплены  три   формы   реагирования
прокурора на нарушения законности.
      В  порядке  общенадзорной  деятельности  прокурор  вносит  протест  на
противоречащий закону акт (ст.  22  Закона).  Протест  приносится  в  орган,
организацию или должностному лицу, издавшим акт, либо в суд. В нем  прокурор
излагает  требование  об  отмене  правового  акта  или  его  части  либо   о
проведении его в соответствии с законом. Принесение прокурором  протеста  не
приостанавливает   действие   опротестованного    акта,    кроме    случаев,
предусмотренных законодательством, например, принесение прокурором  протеста
на постановление о наложении  административного  взыскания  приостанавливает
его исполнение[7].



Список литературы

   1. Конституция РФ.
   2. КоАП РФ Юнити. 2004
   3. Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М.  Административное  право
      Российской Федерации. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2003. – 672 с.
   4. Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1.  –
      М.: МЮИ МВД России. Изд-во 'Щит – М', 2004. – 280 с.
   5. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2004
   6. Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание и структура.
      // Государство и право. - 2002. - № 5.
   7.  Ноздрачев  А.Ф.  Основные  характеристики  исполнительной  власти  по
      Конституции Российской Федерации 1993 г. //  Государство  и  право.  -
      2002. - № 1.



Содержание
Работа с органами местной власти. 2
Административный  надзор:  понятие,  субъекты  и  содержание.  Общий  надзор
органов прокуратуры.   10
Список литературы      15

-----------------------
[1] Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов  Ю.  М.  Административное  право
Российской Федерации. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2003. – С. 386.
[2]  Ноздрачев  А.Ф.  Основные  характеристики  исполнительной   власти   по
Конституции Российской Федерации 1993 г. // Государство и право. -  2002.  -
№ 1.
[3] Старилов Ю.Н. Институт государственной службы: содержание  и  структура.
// Государство и право. - 2002. - № 5.
[4] Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право
Российской Федерации. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2003. – С. 401.
[5] Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях.  Часть  1.  –
М.: МЮИ МВД России. Изд-во 'Щит – М', 2004. – С. 218.
[6] Алехин А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право
Российской Федерации. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2003. – С. 401.
[7] Коренев А. П. Административное право России. В 3-х частях. Часть 1. –
М.: МЮИ МВД России. Изд-во 'Щит – М', 2004. – С. 235.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru