Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Словообразование 7.5 Кб.
  2. Конверсионное словообразование прилагательных цветообозначения. Методика преподавния в нач.классах 106.7 Кб.
  3. Словообразование 39.6 Кб.

Словообразование

Работа из раздела: «Иностранные языки»

Разговорное словообразование обнаруживает меньшую зависимость от узуса, от
разного рода грамматических и семантических ограничений. В процессе
непринужденного общения собеседники нередко не воспроизводят существующие в
языке слова, а производят, создают их «на случай», опираясь на продуктивные
словообразовательные модели. В образованных таким образом словах
актуализируется значение, подсказанное конкретной ситуацией: А где у нас
прочищалка? Унитаз засорился/ надо бы прочистить// (вместо слова-термина
вантуз говорящий употребляет неузуальное прочищалка, образованное от
глагола прочищать). В разговорной речи имеются специфические способы
словопроизводства – универбация и усечение. При универбации исходное
словосочетание (производящая основа), состоящее из двух или более
компонентов, сворачивается в одно производное слово, которое «вбирает» в
себя значение производящей основы: гречневая крупа – гречка, «Комсомольская
правда» – «Комсомолка», пятиэтажный дом – пятиэтажка; раскладная кровать –
раскладушка. Еще один продуктивный способ разговорной деривации – усечение
производящей основы. Усечению подвергаются существительные и
прилагательные: магнитофон – маг, преподаватель – преп, бутерброд – бутер,
госэкзамены – госы, примитивный – примитив, интимный – интим. В разговорной
речи более активно проявляют себя способы словообразования, действующие и в
книжно-письменном языке: суффиксальный (открывать – открывалка (консервный
нож), врач – врачиха, старый – старьё, синхронный – синхронить (заниматься
синхронным переводом) и мн. др.), префиксальный (У нее будет перезащита//;
Рассучи мне рукава!; Это антисуп/ настоящая каша// Никакой жидкости),
префиксально-суффиксальный (ср. шутливые оборазования: У нас бесспичье/
забыли спичек купить//; Спасибо! Вы меня обутербродили//). Для разговорной
речи характерны широта использования различных словообразовательных
моделей, ослабление запретов на сочетаемость аффиксов с производящей
основой. В качестве «исходного материала» могут выступать слова, обладающие
самыми разными лексическими и грамматическими свойствами. Например,
заимствования, аббревиатуры, междометия: кино – киношник, МГУ – эмгэушный,
ой! – ойкать, бац! – бацнуть и мн. др. Производящей основой могут служить
словосочетания и даже целые высказывания: Это тетикатин платок// (от тётя
Катя); [мать ребенку] Не лезь в лужу! А то бабушка божемойкать будет! (от
Боже мой!). В разговорной речи производное слово нередко связано с
производящей основой лишь самым общим значением. В результате многие вновь
образованные слова многозначны и непонятны вне контекста. Например,
сердечник – это может быть и врач-кардиолог, и человек, страдающий болезнью
сердца. Значения таких слов проясняются лишь в конкретной речевой ситуации.
Ср.: А. Он кто? Хирург? Б. Нет/ сердечник//; Мой отец сердечник/ три
инфаркта перенес//. В процессе непосредственного диалогического общения
стимулом к образованию неузуального слова может явиться предыдущая реплика
собеседника: А. Я не люблю/ чтоб меня жалели// Б. Дело здесь не в
жалении//; А. Хочешь щей? Я нащился//; А. Темирканов здорово «Кармен-сюиту»
отдирижировал// Б. Да/ откарменил//.
|ful  Зьїл»з            |less  Зьїл»з             |
|artful                 |artless                  |
|careful                |careless                 |
|colorful               |colorless                |
|faithful               |faithless                |
|fearful                |fearless                 |
|forceful               |forceless                |
|fruitful               |fruitless                |
|graceful               |graceless                |
|harmful                |harmless                 |
|hopeful                |hopeless                 |
|meaningful             |meaningless              |
|…ness NOUN                            |
|appropriateness                       |
|cleverness                            |
|darkness                              |
|emptiness                             |
|faithfulness                          |
|happiness                             |
|hardness                              |
|kindness                              |
|politeness                            |
|richness                              |
|rudeness                              |
|selfishness                           |
|seriousness                           |

|ity                              |
|able                    ґЙ·ВАЦґВ |
|                                 |
|accessible         Бў±Щ°ЎґЙЗС    |
|accountable       ГҐАУАЦґВ, №ПА» |
|ёёЗС                             |
|active                  ґЙµїАыАО,|
|Заµї·В АЦґВ                      |
|ambiguous          ѕЦёЕЗС        |
|applicable           Аыїл °ЎґЙЗС |
|                                 |
|available              АМїл°ЎґЙЗС|
|                                 |
|communicable    АьґЮ, Аьї°°ЎґЙЗС |
|                                 |
|complex              є№АвЗС      |
|connective          ї¬°бАЗ       |
|feasible                         |
|fertile                          |
|                                 |
|VERB                             |...tion NOUN                          |
|abort                            |abortion                              |
|accommodate                      |accommodation                         |
|accuse                           |accusation                            |
|acquire                          |acquisition                           |
|act                              |action                                |
|adapt                            |adaptation                            |
|add                              |addition                              |
|administer                       |administration                        |
|admire                           |admiration                            |
|admit                            |admission                             |
|adopt                            |adoption                              |
|apply                            |application                           |
|approximate                      |approximation                         |
|attend                           |attention                             |
|attract                          |attraction                            |


- er  analyze   announce   bake   bank   blend  
- ly  abrupt  actual  approximate   bad   basic   careful  



|         |       |           |       |          |          |           |
|Among    |Was    |There      |Were   |Out       |Father    |Look       |
|Other    |Water  |Their      |First  |Brown     |Garden    |Through    |
|One      |Lot    |Where      |work   |          |basket    |Good       |
|Another  |Long   |Everywhere |       |          |after     |Who        |
|Hundred  |Upon   |           |       |          |          |Whom       |
|Some     |Walk   |           |       |          |          |Should     |
|Come     |Along  |           |       |          |          |Could      |
|Cover    |Stop   |           |       |          |          |Couldn’t   |
|Under    |Call   |           |       |          |          |Tool-shed  |
|Run      |Lost   |           |       |          |          |Shoe       |
|But      |small  |           |       |          |          |too        |
|Bunny    |       |           |       |          |          |           |
|Suddenly |       |           |       |          |          |           |
|Among    |       |           |       |          |          |           |
|Young    |       |           |       |          |          |           |
|jump     |       |           |       |          |          |           |


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru