Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

Работа из раздела: «Инвестиции»
            ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ


                                                      проф. БРЮХОВЕЦКИЙ И.Н.
                                                              ГАЛИНСКИЙ Д.М.


           Для   осуществления   преобразований    в    экономике    Украины
требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется  тем,  что
проблему   инвестирования  хозяйственных  комплексов  приходится  решать   в
условиях  экономического  кризиса,   когда  “замораживание”   средств,   при
реализации конкретных  проектов  очень  негативно  влияет  на  эффективность
функционирования всей экономической системы.
      Потребность в инвестициях для реформирования и  перестройки  экономики
постоянно возрастает   вследствие   необходимости   обновления   действующих
производственных  фондов.  В   такой   ситуации   при   практически   полном
отсутствии   собственных   средств,   приобретают    значение    иностранные
инвестиции, как  дополнительный  не  инфляционный  источник  финансирования.
Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций  в  нашу  экономику
составляет  более  40  миллиардов  долларов  США.  Однако  ,  инвестиционный
процесс в Украине тормозится  рядом  субъективных  и  объективных  факторов,
среди   которых  политическая   и   экономическая   нестабильность,   частые
изменения законодательства , медленные  темпы   приватизации,   нерешенность
вопросов  земельной  собственности  и  т.п.   .    Все   это   требует    от
Правительства Украины  проведения  выверенной ,   научно-обоснованной  и,  в
то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно  быть
в первую очередь  создание  четкой  и  стабильной  нормативно-правовой  базы
хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных  инвесторов.
Насколько  соответствует   данное   определение   украинским   условиям,   и
попытается ответить автор в данной статье.
Государственное управление иностранным инвестированием в Украине. В  Украине
порядок  государственного  управления    инвестиционной    деятельностью   и
иностранным  инвестированием,   как  ее  составной   частью,    изложены   в
Концепции  регулирования  инвестиционной  деятельности  в  условии  рыночной
трансформации экономики,  утвержден ной   Постановлением Кабинета  Министров
Украины  от   1  июня   1995  года  N  384  ,   где  иностранные  инвестиции
упоминаются наравне с другими источниками  инвестирования,   и  в  Программе
деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины  15
октября 1996 года .
      Согласно  Концепции  государственная  инвестиционная  поддержка  будет
предоставляться  преимущественно  на развитие   приоритетных  направлений  в
экономике . При этом  направлениями  приоритетного  инвестирования  являются
развитие  топливно-энергетического   комплекса   и   внедрение   энерго-   и
ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и  наращивание
объемов производства товаров широкого потребления и  услуг  населению  ,   а
также конкурентно-способной продукции,  которая предназначается  на  экспорт
, развитие агропромышленного комплекса , ускорение  развития  медицинской  и
микробиологической промышленности ;  преодоление  последствий  Чернобыльской
катастрофы .
Органами государственного управления общей компетенции ,  в функции  которых
входит управление иностранным инвестированием , в Украине  являются  Кабинет
Министров Украины и  местные государственные администрации .
Президент также принимает активное участие в осуществлении  государственного
управления  иностранным  инвестированием  в  Украине.  Так,  согласно  Указа
Президента  Украины  от  08.08.1995г.    N   719/95     создана   Украинская
государственная   кредитно-  инвестиционная   компания.С   целью  подготовки
предложений по обеспечению  благоприятных  условий  для  развития  экономики
Украины,  ускорения  и  интеграции  в  мировую   экономику   и   привлечения
иностранных   инвестиций    при     Кабинете   Министров   Украины    создан
Консультативный совет по  вопросам  иностранных  инвестиций   в  Украине   (
Указ   Президента   Украины    от  27.01.1996г.  N  90/96   )   .     Указом
Президента Украины  от  02.07.1996г.  N  493/96  было  создано  Национальное
агентство Украины  реконструкции и развития ,   в  функции  которого  входит
формирование   и   реализация  государственной  политики  по  привлечению  и
использованию кредитов , грантов , международной технической и  гуманитарной
помощи , иностранных инвестиций  .  Указы  Президента  также  регламентируют
отдельные  вопросы  в   сфере  налогообложения  ,  таможенного  контроля   ,
валютного   регулирования,   внешнеэкономической   деятельности,     которые
безусловно  распространяются  и на деятельность  иностранных  инвесторов.
      В  аппарате  Кабинета  Министров   Украины   функции   по   управлению
иностранным  инвестированием  непосредственно  выполняет  отдел  иностранных
инвестиций  и   свободных  экономических   зон  ,    который  организационно
входит  в  состав  Главного  управления   по   вопросам  внешнеэкономических
связей.
      В полномочия местных государственных администраций входят:  разработка
  программ  социально-экономического  развития  соответствующих  территорий,
внесение предложений по созданию  свободных  экономических  зон,  содействие
созданию   предприятий   с   иностранными   инвестициями   ,   осуществление
управления  инвестиционной  деятельностью ,  в   том  числе  и  при  участии
иностранных инвесторов, вынесение на  рассмотрение  соответствующих  органов
предложений  по  привлечению  иностранных  инвестиций    к    экономическому
развитию    соответствующих   административно-территориальных    единиц    ,
обязательная  регистрация  иностранных   инвестиций,  ведение  их  учета   ,
проведение на местном уровне переговоров  с  потенциальными  стратегическими
инвесторами ,  учет части иностранных  инвестиций  при  составлении  местных
бюджетов  и  т.д.
      Органами  функциональной ( межотраслевой )  компетенции ,  в   функции
 которых той  или  иной  мерой  входит управление  процессом  привлечения  и
использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный  совет
при Кабинете Министров Украины , Министерство внешних  экономических  связей
и  торговли  Украины,  Министерство  экономики   Украины   ,    Министерство
финансов  Украины  ,  Министерство  иностранных  дел  Украины  ,  Украинская
государственная  кре -
дитно-инвестиционная компания, Национальное агенство  Украины  реконструкции
и  развития  ,  Фонд  государственного  имущества  Украины,  Государственный
таможенный комитет Украины  и  Главная налоговая администрация Украины.  Они
имеют   полномочия   надведомственного   (межотраслевого)   характера.    Их
деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а  и  в
функциях координирующего содержания.
        Следует   отметить   ,что,   хотя   за   последние   годы    система
государственного управления иностранным инвестированием в  Украине   не  раз
подвергалась  изменениям  ,  но  ,   как  правило  ,   эти   шаги   являются
недостаточно  дальновидными  и  соответственно,  малоэффективными  .  Так  ,
например  ,   анализ   заданий   новоиспеченного   Националь-ного   агенства
Украины реконструкции и развития  ,  которое  имеет  статус  министерства  и
является    правопреемником    ликвидированного     Агенства     координации
международной технической   помощи   показывает  ,  что   по   сути   создан
аналогичный    орган    государ-ственной   исполнительной   власти   .   Это
свидетельствует о  том,  что  в  государственном  регулировании  всех  видов
внешних  поступлений   в   экономику    Украины   (иностранных   инвестиций,
иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли  к  тому,  что  было
наработано ранее, в частности  -   к  объединению  функций  государственного
управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.
      В разделе II Закона Украины  'О  режиме  иностранного  инвестирования'
устанавливаются государственные гарантии  защиты  иностранных  инвестиций  .
Анализируя  содержание  упомянутого   раздела   ,   можно   сделать   важный
практический   вывод   о  том  ,   что   субъектом   ,    который   получает
государственные гарантии  по защите   иностранных    инвестиций  ,  является
иностранный инвестор ,  а не предприятие   с  ино-странными  инвестициями  .
Эта особенность  является  очень важной  при разрешении вопроса о  гарантиях
от смены  законодательства.   Эти   гарантии  обеспечивают  обеспе-чивают  в
случае изменения условий  защиты  иностранных инвестиций применение  к   ним
  на  протяжении   10  лет  специального  законодательства  об   иностранных
инвестициях ,   которое  действовало   в   момент   регистрации  иностранной
инвестиции ,  то  есть  речь идет о гарантиях уважения  права  собственности
иностранных инвесторов .  Однако в отношении  налоговых льгот  эти  гарантии
не действуют .
Законодательством Украины предусмотрены следующие  государственные  гарантии
защиты иностранных инвестиций :
1.  Гарантии  от  принудительного  изъятия    иностранных   инвестиций   (за
исключением  случаев  выполнения  спасательных  работ  в  случае  стихийного
бедствия  ,   аварий  ,  эпидемий   и  чрезвычайных  ситуаций)  ,  а   также
незаконных  действий  государственных органов и их должностных лиц .
2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам  (включая
 упущенную   выгоду   и   моральный   ущерб  ,  причиненный   им  вследствие
действий,  бездействия   или   ненадлежащего   выполнения   государственными
органами Украины своих обязанностей).
3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной  деятельности  (т.е.   право
на возврат не позднее , чем через 6 месяцев со дня прекращения  деятельности
, инвестиций в  натуральной  форме  или  в валюте инвестирования без  уплаты
таможенной пошлины ,  а  также  доходов с этих  инвестиций  в  денежной  или
товарной форме  в   соответствии   с   их   реальной  стоимостью  на  момент
прекращения инвестиционной  деятельности ).
4. Гарантии беспрепятственного и немедленного  перевода за рубеж  прибыли  ,
доходов и других средств, полученных вследствие  осуществления  иностранного
инвестирования.
      Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.
      В   Украине    собственное    законодательство    об    инвестиционной
деятельности и  об  иностранных  инвестициях  появилось  после  принятия  24
августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины .
Закон Украины ' Об инвестиционной деятельности '  от 18 сентября  1991  года
стал первым  нормативным  актом,  в  котором  изложены  в   обобщенном  виде
правовые   ,    экономические    и    социальные   условия    инвестиционной
деятельности на территории Украины.
Закон  Украины  ' Об иностранных инвестициях '  от  13  марта 1992  года   -
первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно  иностранного
инвестирования в Украине. Декретом Кабинета  Министров  Украины  от  20  мая
1993 года N55-93 его действие было приостановлено  .Это  обусловлено  тем  ,
что вышеупомянутый Закон имел ряд  существенных недостатков .  В   частности
  в   нем  не  были  предусмотрены  минимальный  размер  и  вид  иностранных
инвестиций , для  которых  устанавливались  налоговые  льготы  .  За  период
действия этого Закона, по некоторым подсчетам ,   до  42%  всех  иностранных
инвесторов вложили  в экономику Украины  меньше , чем 1000 долларов США ,  а
случались  и  такие  совместные  предприятия  ,    в   которых   иностранные
инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон  дал  возможность
иностранным  инвесторам  пользоваться  налоговыми  льготами  на   территории
Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих  странах
в случае существования соглашения  об  устранении  двойного  налогообложения
между Украиной и  соответствующей  страной  .   Существовал  завуалированный
импорт товаров  под видом вкладов в уставные  фонды  совместных  предприятий
с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла  потребность   в
диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте  ,  в
форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.
В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие  “предприятия  с  иностранной
инвестицией'  ,  к  которым  относились  предприятия  с   квалифицированными
инвестициями, то есть  инвестициями  определенного  минимального  размера  и
вида .
19 марта 1996 года  Верховная  Рада  Украины  приняла  новый  Закон  Украины
  'О  режиме  иностранного  инвестирования'  ,  который   отменял   действие
вышеуказанного декрета . В целом этот Закон  содержит  множество  положений,
которые были заимствованы из  декрета . Однако,  наряду  с  этим  ,   в  нем
присутст вует  множество  качественно  новых  элементов  .  Наиболее  важной
существенной чертой нового Закона ,  которая  отличает  его  от  предыдущего
законодательства об иностранных инвестициях является то,что для  иностранных
инвесторов  на  территории  Украины   устанавливается   национальный   режим
инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением  случаев,
предусмотренных  законодательством  .  В  Законе  предусмотренно,  что   для
отдельных инвестиционных проектов с привлечением  иностранных  инвестиций  ,
которые реализуются  в  соответствии с государственной программой   развития
 приоритетных  отраслей экономики ,   социальной   сферы   и   территорий  ,
может устанавливаться льготный режим инвестиционной и  другой  хозяйственной
деятельности.   Четко   установлен  момент  присвоения  предприятию  статуса
предприятия с иностранными инвестициями . Таким  моментом   считается   день
зачисления иностранной инвестиции на  его  баланс.   Положительным  моментом
является то , что государственная регистрация иностранных  инвестиций  будет
осуществляться  только  после  их  фактического  внесения  ,   тогда  как  в
соответствии  с Декретом Кабинета Министров Украины ' О режиме  иностранного
инвестирования ' их можно было регистрировать и до момента  их  фактического
внесения  (то  есть  могли  регистрироваться  одни   намерения   осуществить
иностранную инвестицию ). Также более четко  установлен  порядок  и  условия
освобождения  от  обложения  пошлиной  собственности,  которая  ввозится   в
Украину как пай  иностранного  инвестора  в  уставной  фонд  предприятия   с
иностранной инвестицией .
Государственная регистрация иностранных инвестиций  осуществляется  в  общем
порядке,  предусмотренном законодательством  Украины  .В  ряде  случаев  при
создании  предприятий  с  иностранными  инвестициями  необходимо   учитывать
Положение о порядке привлечения экспертов  к  оценке  иммущества  ,  которое
находится  в  общегосударственной   собственности   .   Незарегистрированные
иностранные  инвес-тиции  не дают права  на получение   льгот   и  гарантий,
предусмотренных  законодательством  Украины  для  иностранных  инвестиций  .
Отказ   в  регистрации  иностранных  инвестиций  возможен  лишь   в   случае
нарушения установленного порядка регистрации .  Он   должен  быть   оформлен
письменно с указанием мотивов отказа  и  может  быть  обжалован  в  судебном
порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .
Виды деятельности предприятий с иностранными  инвестициями.  Предприятие   с
иностранными инвестициями может  заниматься  любыми  видами  деятельности  ,
которые соответствуют цели  ,  указанной  в  уставе  предприятия,  с  учетом
ограничений  ,  предусмотренных  законодательными   актами   Украины   .   В
соответствии  со  ст.  8  Закона  Украины  '  О  предприятиях  в  Украине  '
отдельными видами  деятельности  предприятие  может  заниматься  только  при
наличии специального разрешения (лицензии ) . Законом  Украины '  О  научно-
технической информации '  предусматривается право иностранных юридических  и
физических лиц ,  а  также  лиц   без  гражданства   инвестировать  развитие
сферы научно-технической  информации Украины в  соответствии  с  действующим
законодательством  (  ст.22  )  .   В  Законе  Украины  '  О  страховании  '
указывается , что  часть   иностранных   юридических  лиц    и   граждан   в
уставном  фонде  страховика  (юридического  лица,  которое  в  установленном
порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не  может
превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда  при  реорганизации  страховика
предусматривается привлечь к  числу  участнистников  страховика  иностранных
страховиков  при  условии проведения ими всех расчетов по  обязательствам  и
долгам ,  срок  уплаты  которых  уже  наступил  .   Кроме  вышеуказанного  ,
иностранным инвесторам следует помнить  ,   что  страховая  деятельность   в
Украине  осуществляется исключительно страховиками - резидентами  Украины  .
В соответствии  с   Законом  Украины   '  О  выборах  народных  депутатов  '
предприятия с иностранными  инвестициями не  имеют  права  делать  взносы  в
избира  -тельный  фонд  кандидата  в  народные  депутаты   Украины   .     В
Воздушном Кодексе Украины  указывается , что аэропорт , если он в том  числе
является  совместным  предприятием  или  предприятием,   которое   полностью
принадлежит  иностранному  инвестору  ,   должен   пройти   сертификацию   и
регистрацию в соответствии с действующими  в Украине  правилами .
      Условия   реализации  продукции  (  работ  ,  услуг)   предприятий   с
иностранными   инвестициями   .Предприятие   с   иностранными   инвестициями
самостоятельно  определяет  условия  реализации   продукции   (работ,услуг),
включая цену на них, если иное не  предусмотрено  законодательством  Украины
.Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то ,   что  их
продукция  не  подлежит  лицензированию  и  квотированию  при   условии   ее
сертификации как продукции собственного производства.  Вывоз  товаров  ,  на
которые распространяется  специальный  режим  экспорта  ,  осуществляется  в
соответствии с законодательством Украины .
      Бухгалтерский учет и отчетность .Для  бухгалтерского   учета   внешне-
экономических   операций    субъекты    внешнеэкономической     деятельности
пользуются  планом  счетов  и  инструкцией  по  его  применению  ,   которые
действуют  на территории Украины, а  также  соответствующими  изменениями  и
дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической  деятельности
. Они  отображают  свою   деятельность   и   ее   результаты   в  финансовой
отчетности отдельно указанными показателями :
- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы )  ,  которые
находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;
- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-
чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .
Государственной   налоговой   администрации   кроме   годового   финансового
отчета предоставляется также  информация  о  суммах  уплаченных  налогов  на
импорт и экспорт,
Национальному   банку   Украины    предоставляется   информация   о   суммах
обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.
      Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов .В   п.4   ст.19
Закона Украины 'Об инвестиционной деятельности'  указано  ,  что  инвестиции
могут быть ,  а в отдельных  случаях  ,   предусмотренных  законодательством
Украины  ,   должны   быть   застрахованы   .Субъекты    внешнеэкономической
деятельности  самостоятельно  выбирают  страховую  компанию  (страховика  ),
однако экспортные кредиты,  ссуды,  некоторые контракты на поставку машин  и
оборудования, инвестиции как   на  территории  Украины  ,  так   и   за   ее
пределами страхует специализированное  акционерное  общество  ,  контрольный
пакет акций  которого принадлежит правительству Украины.
Приостановление  инвестиционной  деятельности  .Ликвидация  и  реорганизация
предприятий с иностранными  инвестициями  .Основания   для   приостановления
инвестиционной  деятельности  изложены  в  ст.   21   Закона   Украины   'Об
инвестиционной деятельности'. Решение государственного органа о  прекращении
или приостановлении инвестиционной  деятельности   может  быть   принято  по
таким причинам  :
1.если  ее   продолжение   может   привести   к    нарушению   установленных
законодатель-ством санитарно-гигиенических , архитектурных, экологических  и
других норм, прав и интересов  граждан,  юридических  лиц  и  государства  ,
которые охраняются законом ;
2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по  причине
неплатежеспособности ;
3.стихийного бедствия ;
4.введение чрезвычайного положения .

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТОРОВ  В  УКРАИНЕ

Осуществляя на территории Украины инвестиционную  деятельность,  иностранные
инвесторы являются субъектами права собственности в соответствии  со  ст.  3
Закона Украины  ' О собственности '  и пользуются в связи  с  этим  теми  же
правами , что и субъекты хозяйственной деятельности  Украины  за  некоторыми
исключениями, которые мы и рассмотрим ниже .
В  целях  обеспечения   равных  условий  хозяйствования  для   украинских  и
иностранных   субъектов   хозяйственной    деятельности     и     выполнения
обязательств  Украины  перед  другими   государствами    и    международными
организациями  по  устранению  двойного  налогообложения  ,   уклонения   от
налогообложения и предотвращению демпинга утве-
ржден   Порядок   осуществления   иностранными   субъектами    хозяйственной
деятельности  операций с продукцией украинского происхождения на  территории
Украины без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины  .
      Иностранные инвесторы имеют  право  на приобретение  паев ,  акций   и
других ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины .
Также иностранные  инвесторы  имеют  право  участвовать  в  приватизации  на
территории Украины на общих  основаниях.  Условия  их  участия  определяются
Законами Украины
' О приватизации имущества государственных предприятий ' и ' О  приватизации
небольших государсрственных предприятий (  малую  приватизацию  )'  и  рядом
других законодательных актов .

Приобретение   иностранными   инвесторами   имущественных прав  на  землю  и
другие природные ресурсы регулируется  Земельным ,  Лесным,Водным  кодексами
,  Кодексом  о  недрах  и  некоторыми   другими   нормативными   актами   .В
соответствии с Земельным кодексом и Законом  Украины   '   О  собственности'
иностранным  гражданам  и  лицам  без  гражданства   земельные   участки   в
собственность не передаются .Ст.8  Земельного  кодекса  предоставляет  право
временного пользования землей на условиях аренды совместным  предприятиям  ,
международным  организациям  и  объединениям  при  участии   украинских    и
иностранных  юридических  и   физических  лиц  ,   предприятиям  ,   которые
полностью   принадлежат  иностранным  инвесторам   ,   а  также  иностранным
государствам, международным организациям, иностранным  юридическим  лицам  и
лицам   без   гражданства   .При   приватизации    объектов    неоконченного
строительства  одновременно   предоставляются  в   долгосрочную   аренду   и
земельные участки, отведенные для строительства этих  объектов  .Пользование
землей в Украине является платным .
Имущество  в  аренду  иностранным  инвесторам предоставляют арендодатели  на
основе договоров аренды  в  соответствии  с   действующим  законодательством
.Кабинет  Министров  Украины  утвердил   Перечень  имущественных  комплексов
государственных предприятий  ,  организаций,  их  структурных  подразделений
основного производства , передача которых в аренду не допускается .
      Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями.
Для  предприятий с  иностранными  инвестицицями  не  существует  специальных
налоговых льгот,  как это было до принятия  Закона  “О  режиме  иностранного
инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона  Украины  'О  режиме  иностранного
инвестирования'    предусмотрено,    что     для     отдельных     субъектов
предпринимательской  деятельности,   которые   осуществляют   инвестиционные
проекты с привлечением иностранных  инвестиций  ,   которые   реализуются  в
соответствии  с  государственными    программами    развития    приоритетных
отраслей экономики , социальной сферы и  регионов ,  может  быть  установлен
льготный режим инвестиционной  и  другой  хозяйственной деятельности .
Как  показывает   мировая   практика   законотворчества   и   инвестиционной
деятельности вопросы налогообложения всегда  оставались   и  на  наш  взгляд
остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим  с
целью  привлечения  как   внутренних   ,   так   и   внешних   (иностранных)
инвестиционных ресурсов во многих странах  законодательно установлены  сроки
 освобождения  от  уплаты  налога   на  прибыль  как  по  вновь  создаваемым
предприятиям , так и при  реформировании  ,   расширении   уже   действующих
предприятий  .   Подобный опыт был использован и в Украине  .   В  частности
это касалось  предприятий с иностранными  инвестициями  ,   для   которых  в
соответствии  с Декретом Кабинета Министров Украины ( 1993 ) был  установлен
пяти-
летний срок освобождения от уплаты налога на  прибыль.  Однако,  Закон  '  О
налого-обложении прибыли  предприятий  '  от  1995   отменил  эту  льготу  ,
оставив ее только за теми предприятиями ,  где  иностранные  инвестиции  уже
были осуществлены до вступления в силу данного закона.
Тем  не  менее  во  вновь  принятом  Законе о налогообложении прибыли от  22
мая 1997 года это положение не упомянуто ,  следовательно на данный   момент
 ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от  уплаты  налога
на прибыль  .   Этот  факт  вполне  естественно  считается  нарушением  прав
инвесторов  ,  которые планировали свою хозяйственную деятельность с  учетом
необлагаемого  налогом периода ,  и ярко  демонстрирует   несовершенство   и
ненадежность   нашего   законодательства,   что   отнюдь   не   способствует
привлечению инвестиционных ресурсов .
Плательщиками налога на прибыль из числа  нерезидентов  являются  физические
и юридические лица любой организационно-правовой формы ,   которые  получают
доходы  из источников в Украине  ,  за исключением учреждений и  организайий
,  которые имеют дипломатический статус  или  иммунитет  в  соответствии   с
международными   договорами  Украины  .   Сумма  валового  налогооблагаемого
дохода умень -
шается на :
* сумму  средств или стоимости имущества ,   которые  поступают  плательщику
налога  на  прибыль   в  виде  прямых   инвестиций   или    реинвестиций   в
корпоративные права, эмитированные этим плательщиком , в том числе  денежные
или  имущественные  взносы,  в  соответствии  с  договорами   о   совместной
деятельности  на территории Украины  без создания юридического лица ;
*  сумму  средств   взаимного   инвестирования   инвестиционных   фондов   и
инвестиционных  компаний  в  случае  ,   если  ни  один  из  учредителей   (
участников , акционеров )   не  владеет  более  10%   уставного  фонда  этих
организаций  и  если  эти  организации на протяжении 30 дней   по  окончании
налогового года распределяют между участниками   ( акционерами )   не  менее
90% доходов от инвестиционных операций .
Таким  образом  налогообложение  предприятий  с  иностранными   инвестициями
осуществляется  на тех же  условиях и  регулируется  теми  же   нормативными
актами , что  и  предприятия ,  которые таковых  не имеют .
 Таможенное регулирование деятельности иностранных инвесторов в Украине .
Особенный правовой статус имеет имущество ,  которое ввозится в Украину  как
взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями .   Так  ,   в
соответствии  со  ст.  18   Закона  Украины    '   О   режиме   иностранного
инвестирования  '  это  имущество  освобождается  от  обложения   таможенной
пошлиной,  кроме  товаров  предназначенных  для   реализации   или   личного
потребления .  При   этом  таможенные  органы  осуществляют  пропуск  такого
имущества на основе  вексельной  операции  .   Если  вексель  не  погашен  в
течение 30 календарных дней  со   дня  оформления  таможенной  декларации  ,
векселедатель обязан внести плату по  векселю  в  течение  пяти  календарных
дней .
 В случае ,  если на протяжении трех лет с  момента  зачисления  иностранной
инвестиции  на  баланс  предприятия  с  иностранной  инвестицией  имущество,
которое было ввезено в Украину как взнос иностранного инвестора  в  уставной
фонд  указанного  предприятия  или  на  отдельный  баланс  сторон,   которые
осуществляют   совместную   инвестиционную   деятельность    по    договорам
(контрактам)  ,  отчуждается  ,  в  том  числе  в   связи   с   прекращением
деятельности  векселедателя  ,   последний  уплачивает  ввозную   таможенную
пошлину не  позднее  дня  отчуждения  .  Ввозная   таможенная   пошлина   не
уплачивается  при  условии вывоза  иностранной  инвестиции  зарубеж  ,   что
удостоверяется  вывозной  грузовой  таможенной  декларацией  .   В    случае
установления   факта   отчуждения   имущества   ранее   трехлетнего    срока
государственная   налоговая   инспекция   обязана   уведомить    об     этом
соответствующий  таможенный  орган  ,   после   чего   последний  обязан   в
бесспорном  порядке взыскать ввозную пошлину .
        Валютное  регулирование  деятельности  иностранных   инвесторов   на
территории Украины .
Основным  нормативным  актом  ,  который   определяет   основные    принципы
валютного регулирования в  Украине  ,  является  Декрет  Кабинета  Министров
Украины  от  19  февраля   1993   года   N15-93   'О    системе    валютного
регулирования и валютного контроля'
Важным  для  иностранного  инвестора  является  то ,   что   в  соответствии
со  ст.5  вышеупомянутого  декрета  не  требуется  индивидуальная   лицензия
Национального банка Украины для :
* вывоза , перевода и пересылки за  пределы  Украины  физическими  лицами  -
резидентами и  нерезидентами  иностранной   валюты   ,  которая  была  ранее
ввезена ими в Украину на законных основаниях ;
* осуществления платежей в иностранной валюте  за  пределы  Украины  в  виде
процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ;
* вывезения за пределы Украины иностранной инвестиции в иностранной  валюте,
ранее  осуществленной  на  территории  Украины  ,   в   случае   прекращения
инвестиционной деятельности .
Декретом Кабинета Министров Украины с  целью  стабилизации  валютного  курса
национальной  денежной  единицы  предусмотрена  обязательная  продажа  через
уполномоченные  банки  на   межбанковском   валютном   рынке   Украины   50%
поступлений  в иностранной  валюте в пользу резидентов , однако  средства  в
иностранной валюте ,  которые перечисляются на территорию  Украины  с  целью
их  дальнейшего  внесения  в  уставные  фонды  предприятий  с   иностранными
инвестициями , не  подлежат  обязательной  продаже  ,  также  как  и   суммы
выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции  (  работ
 , услуг )  собственного производства .
В соответствии с Законом Украины '  О  режиме  иностранного  инвестирования'
для сохранения  доходов,прибыли  и  других   средств  иностранные  инвесторы
могут иметь текущие и расчетные счета  в банках Украины в соответствии с  ее
законодательством .
К таким счетам относятся :
а) текущие счета и вклады  со  свободным  режимом  использования  ,  условно
названные счетами типа ' С  '  .    Остатки  по  ним   могут  быть  свободно
конвертированы в иностранные валюты по курсу ,  установленному  Национальным
банком Украины ,  и переводится  зарубеж ;
б) текущие счета и вклады для зачисления прибыли и доходов  от  деятельности
совместных предприятий и предприятий со стопроцентным иностранным  капиталом
условно названные счетами типа 'Л'  .
Средства  в  валюте  Украины  с  указанных   счетов   типа  '  С  '   и  'Л'
иностранные  инвесторы  могут  использовать   для  приобретения  товаров  на
внутреннем рынке Украины  с целью  их вывоза  за   зарубеж   .  Средства  со
счета типа 'С' по распоряжению владельца счета могут использоваться :
* для осуществления любых видов  инвестиций  в  соответствии  с  законом  об
иностранных инвестициях и получения наличности  на  территории  Украины  без
ограничений ;
*  для  покупки   иностранной  валюты   в   Национальном   Банке  Украины  и
перевода ее зарубеж .
В соответствии с  Законом Украины ' О режиме иностранного  инвестирования  '
иностранным  инвесторам   после   уплаты   налогов   и  других  обязательных
платежей  гарантируется  беспрепятственный   и    незамедлительный   перевод
зарубеж  их  доходов,прибыли  и  других  средств  в  иностранной  валюте   ,
полученных на законном  основании  вследствие  осуществления  инвестиционной
деятельности .
При  этом  перевод  зарубеж  части   доходов  ,  принадлежащей  иностранному
инвестору ,  должен обеспечиваться за счет его собственной валютной  выручки
, при этом уплачивается налог по ставке 15%  от переводимой суммы .
Иностранный инвестор может открыть  в  уполномоченных  банках  один  счет  в
иностранной валюте  и один счет  в  валюте Украины .
На текущий счет ,  открытый  в иностранной валюте   (  условно  именуемый  -
типа 'А')  ,  зачисляются  валютные  средства  для  инвестиций  в  экономику
Украины  ,   а  также  дивиденды  в  иностранной  валюте  ,   полученные  от
инвестиций на территории Украины .
При вывозе за рубеж иностранной валюты ,  полученной  от  инвестирования,  в
наличной  форме  иностранному   инвестору   необходимо  получить  разрешение
уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора ,  независимо  от
размера валютных средств .  Иностранная  валюта  с  указанного  счета  может
реинвестироваться  на терри -
тории Украины без ограничений .

      Таким  образом  ,  основными  законодательными  актами,  регулирующими
деятельность   иностранных   инвесторов   являются   Законы  Украины  “   Об
инвестиционной деятельности  “  ,  “О  внешнеэкономической  деятельности”,“О
режиме иностранного  инвестирования”,”О  защите  иностранных  инвестиций”  .
Однако  наряду   с   вышеперечисленными  документами  существует   множество
других   нормативно-правовых   актов   ,   регламентирующих   инвестиционную
деятельность . Такое их коли-
чество  и  частое   изменение   значительно   затрудняет   их   практическое
применение, а также ведет к возникновению множества неудобств и  разногласий
, когда  положения одного источника может  трактоваться  как  отрицание  или
противоречие другому источнику  .   В   основном   подобное  случается   при
столкновении    правовых    документов    различных    ветвей    власти    :
законодательной  и  исполнительной  .   Государственные  органы   управления
инвестиционной и хозяйственной  деятельностью  как  правило  руководствуются
указами  Президента  ,   постановлениями   Кабинета  Министров   Украины   ,
инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей  сути
являются подзаконными нормативными актами  и  не  могут  противопоставляться
законам . Следует отметить,  что  подобный  недостаток  является  общим  для
всего  законодательства  Украины  ,   которое   формируется    в    условиях
непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти.  В  связи
с  этим  становится  очевидным  ,  почему  отсутствие   законодательной    и
политической
стабильности   является   одним   из   определяющих    факторов    нежелания
иностранных  инвесторов   инвестировать   свои   средства    в    украинскую
экономику .
      Помимо    нестабильности    отрицательным    моментом    существующего
законодательства  является  его  несовершенство  ,  так  как   несмотря   на
огромное количество  правовых  документов  ,  многие  аспекты  хозяйственной
деятельности , связанной  с иностранным инвестированием до сих пор не  нашли
 в них своего отражения  или  требуют  существенной корректировки .
      Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных  инвестиций  ,
движения этих  капиталов  в  Украине,  состояния  хозяйствования  совместных
предприятий , что позволяет части  из  них  не  предоставлять  отчетность  в
статистические органы , а предоставляемая  информация  не  дает  возможности
провести  качественный  анализ  и  прогнозирование   процесса   иностранного
инвестирования в Украине .
В связи  с  этим   для  привлечения  иностранного  капитала  предпринимаются
следующие шаги :
1. Для упрощения процедуры создания предприятий с иностранными  инвестициями
подготовлены  и  находятся    в   Верховной  Раде  Украины   соответствующие
изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” ,   согласно  которых
иностранный  инвестор  освобождается   от   необходимости   предварительного
имущественного взноса для регистрации совместного предприятия .
2. С целью привлечения  иностранного   капитала   для  реализации  отдельных
инвестиционных  проектов  в  соответствии  с  государственными   программами
развития  приоритетных  отраслей экономики , социальной сферы  и  территорий
,  а  также  проектов,  которые  обеспечивают  увеличение  объемов  экспорта
продукции,      производства      импортозаменяющей       продукции,создание
производственных мощностей на базе  объектов  незавершенного   строительства
или  дополнительных  рабочих  мест,разработан  проект  Закона   Украины   “О
предоставлении  льготного  режима  инвестиционной  и  другой   хозяйственной
деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов” .
Правительство Украины работает над разрешением таких важных проблем как :
* внедрение гарантирования и страхования  вкладов  иностранных  инвесторов,а
также законодательное регулирование страховых  рисков  в  период  проведения
инвестиционной деятельности : для  этого  необходимо  создание  Национальной
страховой компании, которая обеспечила бы улучшение  условий   осуществления
 иностранных  инвестиций
через страхование и перестрахование всех видов рисков ;
* увеличение количества свободных экономических зон ,   которые  могут  быть
опорой базой  для становления  иностранных  инвесторов и привлечения  прямых
инвестиций ;
* обеспечение стабильных  условий  налогообложения , причем  не  только  для
иностранных , но и для всех других предприятий ;
* разработка законодательного акта об  обеспечении  контрактных   прав   при
рассмотрении   споров   по   выполнению  заключенных    в   соответствии   с
установленным порядком контрактов .
В   целях   благоприятствования   инвестированию   проектов   по  разработке
полезных  ископаемых  и   других   природных   ресурсов   ,   Правительством
предусматривается создание законодательной базы для перехода  к  привлечению
иностранных инвестиций через концессии , а также определения  права  частной
собственности  на  землю  под  объектами,  которые  продлежат   приватизации
частными инвесторами .
Важным правовым документом , который  регламентирует  взаимоотношения  между
субъектами   инвестиционной   деятельности    является    межгосударственное
соглашение “ О режиме благоприятствования  и взаимной защиты инвестиций “  .
Такие Соглашения  являются  гарантом  предоставления  справедливого  статуса
инвестициям и их защиты на территории другого государства  .  Они  подписаны
уже с 40 странами  мира . Целый ряд проектов соглашений находится  в  стадии
ратификации .
Хочется верить , что в уже недалеком будущем все  эти  меры   и  шаги  дадут
желаемый результат .




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru