Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Творчество Бухар-жырау

Работа из раздела: «Государство и право»


                        «Министерство образование РК»



                                       Выполнил: Русанов.И.А.
                                       Проверила:Абдулдаева Э.Н.

                               «Аксукент 2001»

     Наиболее ярким представителем  казахской  поэ-
зии  ХVIII  века  был  Бухар - жырау     Калкаманов
(1668-1781). Сведений о его биографии  сохранилось
мало. Отец его Калкаман  был  одним  из  походным
войнов-батыров в далёкое беспокойное время. Судя
по содержанию сохранившихся произведений Бухар
жырау в  юности  и  молодости  отличался  от  своих
сверстников замечательными  качествами,  склоно-
стью к импровизации. Он был одним из приблежён-
ных хана Тауке (1680-1718), которыё многое  сделал
для укрепления Казахского ханства.
       В своей многолетней жизни Бухару-жырау при-
шлось быть свидетелем и участником многих собы-
тий и перемен в жизни  казахского народа. Вместе  с
ним он был свидетелем феодальной  раздробленнос-
ти,   межплеменных   междоусобиц,   познал   власть
казахских ханов, султанов, их политику и др.
       Основные темы в произведениях Бухара-жырау
неустроенность  жизни  народа,  сложность  взаимо-
отношений ханской власти с  народом,  межродовые
распри,  призыв  к  единению  сил  для   укрепления
ханства и борьбы с иноземными захватчиками, вос-
певание   отважных   батыров  ( «Пожелание»,  «Ах,
времечко, ты, время», «Перед падением»,«Абылай»,
«Сверкающий красками цветок», «Гибнет  высокая
гора», «Оплакивание хана Аблая» и др.).
                                Ах, времечко, ты время,

                                Туманы - как зимовище.


                                На всем – тень подозрения!


                                Вокруг телки – заморыши!-

                                Дождись, попробуй, помощи!
                               Не сваты, а прислужники.
                               Не сваты, а двурушники.
                               О, время, что замешано,
                               На лести и подачках!..
                               Век злобы и наживы…
                               О, время, все ты рушишь!..
                               Время мчится – во «вчера»,
                               Так о чём же говоришь?
                               Стало быть, пришла пора.
      Бухар –жырау был под воздействием  идиологов
ханской  ставки,  которые  пропагандировали  идею
преданности ханской власти, поэтому  как  предста-
витиль  своего  времени,  верил  в  «хорошего хана».
Певцы феодальной знати персонировали  свои  чая-
ния сильной ханской власти в образе Аблай-хана.
       В  образе  Аблая  Бухар  пытался  создать  образ
Щедрого и справедливого хана. Отражая  семиднев-
ную битву казахов с войском Галдан-Церена, поэт  с
удовольствием повествует  о  победе казахских  дру-
жин, а хана Аблая называет духом  и  знаменем этой
победы. Он видит в Аблае символ мощи, ума, добро-
ты и человечности.
       Такой  способ  изображения  характерен  и   для
русского фольклора эпохи феодализма.«Свообразие
художественной системы фольклора эпохи  в  целом
заключается в том, что царь как носитель идеи гос-
ударственности  и  власти выступает  чаще  всего  в
идеализированном  образе  «хорошего  царя»  (Иван IV, Петр I ), который
оказывается  защитником  на-
рода и его союзником в борьбе с врагами»
      Надо отметить,что Бухар-жырау не всегда восх-
валял Аблая. Были времена, когда он  в  лицо  гово-
рил грозному хану правду о его недостатках, ошибо-
чных решениях, напоминал ему,  что он выходец  из
неимущих.
       Бухар верно истолковывает  значения  добросо-
седских отношений  с  Россией, подвергает  критике
попытку Аблая вести с Россией войну:
                              Ты, с русским воюя, Аблай,
                              Вражды к степям родным не вызывай,
                              С народом не живи ты во вражде.

(Перевод Вл. Цыбина.)
          Бухар - жырау  разделяет  стремление   казахов жить с Россией в
мире и призывает  хана  не  проти-
вится воле собственного народа.
        Бухар-жырау внес весомый  вклад  в  развитии
традиционной  дидактической  поэзии  казахов.      В ряде произведений
этого рода («Что луне после  сол-
нца?». «Прежнему врагу не быть другом», он  затра-
гивает вопросы этики, единства.
        В других толгау поэт воспевает любовь челове-
ка к жизни, его оптимизм и веру в грядущее, тягу  к
знаниям, стремления узнать тайны вселенной.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru