Исторический портрет и реформы Ивана Грозного
Работа из раздела: «
Государство и право»
Балтийский государственный технический университет
'Военмех'
ДОКЛАД
Исторический портрет и реформы
Ивана Грозного.
Студент группы СИ-327
Судомоин Д.Д.
Санкт-Петербург
2002
ВВЕДЕНИЕ.
Вторая половина 16 века стала важным этапом в истории Русского
государства. Крутой поворот от боярского правления к реформам и
последовавший затем опричный террор – таковы основные вехи развития страны
того времени.
Иван Грозный – личность, неоднозначно оцениваемая, как современниками, так
и историками наших дней.
Мы его почти не знаем, разве что с внешней стороны. Он губил животных и
даже людей, будучи еще ребенком. Почему? Как он рос? Как создавался его
характер? Был ли он зверем от природы? Ответы на эти вопросы я постарался
найти и отразить в своем реферате.
ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ ИВАНА.
Ивану было три года, когда умер его отец, Василий III (1533г.).
Правительницей государства стала его мать, Великая княгиня Елена
Васильевна. Дяди Ивана, удельные князья Юрий и Андрей, которых считали
опасными претендентами на престол, были посажены в тюрьму и скоро умерли. В
1538г. умерла и сама Елена, и малолетний великий князь остался круглым
сиротой.
Наступила мрачная эпоха боярского правления, эпоха беззакония,
насилия, смут, вражды и борьбы за власть. Эта борьба шла преимущественно
между двумя наиболее знатными боярскими фамилиями – князьями Шуйскими и
Бельскими. То одна, то другая партия захватывала власть в стране и
преследовала побежденных противников.
Мальчик - государь, от природы умный, живой, впечатлительный и
наблюдательный, жил и рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре
- правители не только не заботились о правильном воспитании будущего
государя, но даже плохо кормили его и его маленького брата, а иногда и
прямо обижали или оскорбляли его; но во время торжественных церемоний и
парадных приемов, на глазах народа или иноземных послов, бояре оказывали
юноше все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе мальчика
рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам, как его врагам и
похитителям его власти. Сцены боярского своеволия и насилия и его
собственная беспомощность и бессилие развили в нем подозрительность,
недоверие к людям, пренебрежение к человеческому достоинству. Так
называемое 'боярское правление' надолго запомнилось русским людям
беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей 'своим людям',
расправами и разбоями.
Имея в своем расположении много свободного времени, Иван предавался
чтению и перечитывал все книги, которые мог найти во дворце. Единственным
его искренним другом и духовным наставником был митрополит Макарий.
Образованный и умный, он составлял в те годы свой знаменитый сборник житий
и поучений и обладал огромной библиотекой. Он и приучил Ивана к чтению,
образовав его ум, рано внушив юноше понятие о Москве, как о третьем Риме, и
воспитав в нем желание, превратить великое княжество Московское в
православное царство. Но, к сожалению даже влияние Макария не могло
истребить в будущем царе нравственную порчу.
ПЕРВЫЕ ДНИ ПРАВЛЕНИЯ
Достигнув совершеннолетия, Иван торжественно венчался на царство
«венцом царским» или «шапкой Мономаха», и официально принял титул царя и
великого князя всея Руси ( 16 января 1547г. ). Надобно было, чтобы этот
новый титул признали восточные правители, а затем и все прочие
государства. Патриарх Константинопольский прислал Ивану lV свое согласие и
благоволение; многие же другие государи долго отказывали московским царям в
их царском титуле, именуя их по-прежнему только великими князьями.
Через две недели Иван женился на Анастасии Романовне Захарьиной-
Юрьевой, с которой он счастливо прожил более тринадцати лет, и которая
имела на него благотворное моральное влияние. В апреле и июне того же года
в Москве произошел ряд страшных пожаров. На пятый день после великого
пожара москвичи подняли бунт, обвиняя родственников царя Глинских в
поджогах; они убили царева дядю, боярина Юрия Глинского и его детей. Их
имущество было разграблено. Впечатлительный царь, напуганный жуткими
картинами пожаров и бунта, каялся в своих грехах и дал обет отныне
посвятить все свои силы служению государству и народу.
ПЕРЕОД ВНУТРЕННИХ РЕФОРМ
Со времени женитьбы и венчания на царство началась самостоятельная
деятельность царя Ивана. К концу 40-х годов вокруг молодого правителя
образовался круг советников, который составляли главным образом митрополит
Макарий, священник Сильвестр, Алексей Адашев и князь Андрей Курбский. Это
новое правительство позднее было названо 'Избранной радой'. Начиная с
1550г. правительство Ивана IV провело в жизнь целый ряд важных реформ. В
том же году был созван «собор» духовных и светских сановников для
обсуждения необходимых мероприятий. Был создан новый судебник. Главные его
особенности заключались в том, что он всячески заботился о праведном суде и
для правосудия требовал, чтобы на суде присутствовали выборные от народа
старосты и «целовальники» (то есть присяжные). Через год собором был создан
сборник правил церковного порядка и благочиния, содержавший в себе 100 глав
и потому названный «Стоглавом». Он имел целью обновить и улучшить церковно-
общественную жизнь и уничтожить злоупотребления в церковном управлении и
хозяйстве. В то же время, кроме составления законов, шли меры и
практические. Было установлено, что как помещики, так и вотчинники должны
обязательно и одинаково нести государеву воинскую службу согласно общей
установленной норме, пропорционально их землевладениям.
Была проведена военная реформа, призвано 1000 боярских и дворянских
детей и даны им земельные участки возле Москвы. Они составили особый полк
«московских дворян». Войско получило более правильное устройство.
Дворянское ополчение обыкновенно собиралось на службу так, что дворяне
каждого города с уездом составляли один отряд (туляне, коломничи,
ярославцы). Эти-то отряды и были поделены при Иване на «сотни» и поставлены
под начальство особых «голов». Кроме того, была образована особая пехота с
ружьями и устроена хорошая артиллерия. Наконец был произведен пересмотр и
уравнение поместий с тем, чтобы государевы земли были справедливо
распределены между помещиками. В придачу к поместьям помещикам давалось
иногда и денежное пособие.
Таковы были меры Ивана IV, выработанные им вместе с кружком бояр и
Сильвестром в 50-х годах XVI века.
ЗАВОЕВАНИЕ КАЗАНСКОГО И АСТРАХАНСКОГО ЦАРСТВ
НАЧАЛО ЛИВОНСКОЙ ВОЙНЫ.
Не менее славны и внешние дела Ивана, современные его реформам. Первым
его великим успехом было завоевание татарского Казанского царства.
Казанские ханы и эмиры из года в год нападали на пограничные русские
земли, разоряли города и селения, уводили в плен горожан и крестьян. К
началу 50-х годов более 100 тысяч человек томились в плену и были продано в
рабство.
В 1552г. огромное русское войско во главе с самим царем двинулось к
Казани. После продолжительной бомбардировки, взрывов, подкопов и страшного
кровопролитного штурма татарская столица была взята. Город был сожжен и
разграблен; остатки татарских ратей были добиты в окрестных лесах;
казанский царь был взят в плен и крещен; таким образом татарское ханство
было уничтожено. Вместо татарской Казани Иван построил русскую. Но несмотря
на это понадобилось несколько лет, чтобы были покорены подвластные Казани
народы (черемисы, мордва, чуваши, вотяки, башкиры).
В 1555г. в Казань был направлен архиепископ Гурий для распространения
здесь христианской религии.
В 1556г. царь, ободренный успехом в Казанском походе, сравнительно
легко завоевывает Астрахань, и таким образом все нижнее и среднее Поволжье
вошло в состав Московского государства. Этими военными успехами были
открыты для русской колонизации огромные пространства плодородных
малонаселенных и пахотных земель. Со второй половины XVI века в эти
области устремляется широкий поток русских колонизаторов. В 80-х гг. здесь
возникают новые русские города - Самара, Уфа, Саратов, Царицын и множество
других городов, сел и деревень.
Достигнув блестящих успехов на востоке, Иван обратил свое внимание на
запад. Здесь он поставил себе целью пробиться к побережью Балтийского моря
для установления непосредственного сообщения России со странами Средней и
Западной Европы. препятствием на этом пути лежали владения Ливонского
ордена, издавна враждебного к России и всячески препятствовавшего ее
сношениям с Европой. Политическая сила Ливонии была в то время ослаблена
внутренними раздорами и, в частности религиозной рознью вследствие
распространения здесь протестанства. В 1558г. царь послал свои войска на
Ливонию. Война сначала была удачной для русских: были взяты Нарва, Юрьев и
еще около 20 городов, но потом повела к тяжелым потерям и неудачам. Не
желая подчиняться московскому царю, магистр Ливонского ордена отдался под
покровительство и защиту великого князя Литовского, а Ревель с Эстляндией
признали над собой власть Швеции. Таким образом, Ливонская война повлекла
за собой войну с Литвой и Швецией. Иван, однако, решил продолжать борьбу и
в 1563г. его войска опустошили литовские владения и взяли древний город
Полоцк. Это был его последний успех.
Далее дела внешние представляют ряд неудач. Сила страны, истомленной
долгой войной и опричниной, слабела и истощалась. В 1571 г. крымский хан со
своей конницей прорвался до самой Москвы, взял город, сжег и разграбил.
Затянувшаяся Ливонская война продолжалась, но уже без успеха для
русского оружия. Пользуясь ослаблением России, шведы также перешли в
наступление на севере и взяли города, расположенные на южном побережье
Финского залива. В 1583 г. со шведами была заключено перемирие, по которому
они удержали за собой все свои завоевания, и таким образом Грозный потерял
и тот последний кусочек Балтийского побережья, которым владел в старину
Новгород Великий.
Во время этих сплошных неудач на западе на востоке случилось событие,
которое явилось началом покорения русскими необъятных просторов Сибири. В
1581 г. атаман донских казаков Ермак с небольшим отрядом (около 800
человек) перешел Уральские горы и завоевал Сибирское царство – небольшую
область сибирского царя Кучума. Восточные пределы государства были сильно
расширены. Из Западной Сибири в европейскую часть России потекли пушнина,
рыба и иные товары. Позднее, исследование этих земель было взято под
царское руководство, как задача первостепенной важности.
ОПРИЧНИНА; ЭПОХА ТЕРРОРА.
В неудачном исходе Ливонской войны и разорении страны немалую роль
сыграла и знаменитая опричнина Ивана Грозного.
Отношения с боярством начали портиться еще в период «избрания рады». В
1553г. царь тяжело заболел и, ожидая смерти, потребовал, чтобы бояре
присягнули его малолетнему сыну Дмитрию. Но бояре начали смуту: одни
присягнули, другие не захотели присягать, говоря, что Дмитрий еще младенец.
К удивлению, Иван узнал, что против его сына высказались и члены его
избранной рады и то, как бояре, так и Сильвестр желали бы воцарить
двоюродного брата государя, князя Владимира Андреевича Старицкого. С
большим трудом удалось царю настоять на своем требовании и заставить всех
своих бояр поцеловать крест Дмитрию. Затем он сам выздоровел, а его сын
вскоре же скончался. Все это происшествие потрясло Ивана и очень настроило
его против Сильвестра и рады, в душе его возросло чувство недоверия и
неприязни к своим советникам. Однако по внешности хорошие отношения
сохранились до 1560г.; в этом году скончалась царица Анастасия, оставив
государю двоих сыновей: Ивана и Федора. Со смертью жены царь круто
изменился около него появились новые любимцы, с которыми он начал вести
недостойную жизнь, а старых советников Иван отдалил от себя. Сильвестр был
отправлен в монастырь, Адашев – в Ливонию, где он и умер, а в 1563г. умер
митрополит Макарий, который был последним нравственным авторитетом и
нравственной сдержкой для царя
Действия свои против бояр царь открыл невиданным поступком. В декабре
1564г. он со всем своим семейством и имуществом выехал из Москвы, не
сказав куда. Царь поселился в Александровской слободе, откуда 3 января
1565г. отправил в Москву грамоту, в которой известил всех, что оставил
столицу из-за боярской измены. Эти письма произвели действия, на которые
царь и рассчитывал. Москва, брошенная на произвол судьбы во время тяжелой и
опасной войны, пришла в смятение и отправила к царю многолюдное посольство
с духовенством во главе, с просьбой не покидать царства. Иван согласился
остаться у власти с условием, что ему не будут мешать вершить свое
правосудие над изменниками, как ему угодно. При этом он установил для себя
особый двор, знаменитую опричнину, для которой сначала набрал одну, а затем
и еще пять тысяч человек. Они были одеты в черную одежду, ездили на черных
конях, к седлу которых были привязаны символы их власти и деятельности –
метла и собачья голова в знак того, что они выметают измену из Русской
земли и грызут царских недругов.
На содержание своего нового двора царь забрал около 20 городов с
уездами и отдельных волостей, преимущественно в центральных и северных
областях государства и несколько улиц в самой Москве, а также несколько
подмосковных слобод. В тех уездах, которые он забирал в опричнину, он
забирал поместья и вотчины у прежних владельцев и раздавал их своим
опричникам, а старым помещикам и вотчинникам давал земли в иных уездах,
производя таким образом полную ломку и перетасовку землевладельческих
отношений в «опричных» областях.
Когда опричнина устроилась, она начала действовать. Цель
опричнины состояла в том, чтобы отнять всякую силу и значение у той
княжеской аристократии, которая образовывалась в Москве из потомства
удельных князей и считала себя как бы соправительницей государя. Испытав на
себе властолюбие своих бояр, царь Иван счел их «изменниками» и задумал
обезвредить все боярство. В своем новом «дворе», куда он не пустил
«изменников-бояр», он получил силы и средства для действий против них. Он
брал к себе в опричнину один за другим те города и уезды в которых были
старые удельные вотчины бояр и применял к ним тот порядок, который
применялся Москвою в завоеванных областях (Новгороде, Пскове, Рязани).
Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и
подозрительные для Ивана IV люди, обыкновенно потомки удельных князей. Их
переселяли на окраины государства, на новые земли, где не было никаких
удельных воспоминаний, и где эти люди не могли быть опасны. Старые же их
земли отбирались «на государя» и шли в раздачу. Вместо удаленной знати царь
селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и
зависевших только от него. Он делал это до самой смерти, в течение почти 20
лет, и понемногу забрал в опричнину половину своего государства. Остальная
половина оставалась в старом положении, управлялась боярскою думой и
называлась «земщиной».
Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только бояр, но и
многих других людей, - всех тех, кого насильственно переселяли с места на
место, у кого отнимали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна
была возбудить ненависть гонимых, но действия опричнины сопровождались еще
чрезвычайными зверствами. Царь Иван не только выгонял знать из ее вотчин:
он мучил и казнил неприятных ему людей. По царскому велению рубили головы
«изменникам» не только десятками, но и целыми сотнями. В 1570 году царь
подверг разорению Великий Новгород. Заподозрив новгородцев в какой-то
измене, он ходил на них войною, как на настоящих врагов.
Страна стояла на грани катастрофы.
Как же и почему русский народ молча терпел эту бессмысленную
вакханалию убийств и грабежей? Прежде всего, конечно, действовала долгая
привычка беспрекословно подчиняться воле и приказаниям государя-царя, но
кроме того, надо иметь в виду, что эпоха террора совпала с периодом тяжелой
и кровопролитной войны на западе.
И, наконец, не все молчали! В 1568г. митрополит Филипп, после долгих
и бесплодных увещеваний наедине перед всем народом в Успенском храме
обличил жестокого царя и, угрожая ему гневом Божьим, требовал, чтобы он
перестал проливать кровь невинных… В результате Филипп был свергнут с
митрополии и сослан в Тверской монастырь, где в следующем году он был
задушен царским опричником Малютой Скуратовым.
Цель, которую поставил себе Иван Грозный, устраивая опричнину, была
достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена, старые
удельные вотчины перешли к государю и были обменены на другие земли. Но
опричнина, несомненно, повела к разорению государства, потому что разрушила
хозяйственный порядок в центральных областях. Когда Грозный выселял крупных
помещиков из их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а затем
стали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться у новых
владельцев. Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов
опричнины.
Общий результат опричнины можно коротко описать как введение анархии
и при защите государя, колебания самих основ государства. Направленная
против воображаемой измены, она подготавливала действительную.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
… 18 марта 1584 года. Царь Иван IV умер. В свои неполные 54 года этот
человек, исключительно одаренный, жестокий и маниакально подозрительный
выглядел глубоким стариком. Сказались долгие годы борьбы, страха, расправ и
покаяний.
Не только в русской но и во всей нелегендарной истории человечества,
образ царя Ивана Грозного является одним из самых непонятных и
разнотолкуемых, а период его правления вызывает самые противоречивые оценки
современников и потомков.
Все почти, кто не особенно подробно знакомился с историческим обликом
царя Ивана, представляют его себе жестоким по природе тираном, больным,
безумным и бесчеловечным. Даже все доброе, чем отмечена 'светлая пора' его
царствования, общее мнение приписывает это заслугам Сильвестра и Адашева.
Врожденное людям стремление к прекрасному присвоило этим двум деятелям
сияние безукоризненных правителей народных, умевших управлять даже таким
'нечеловеком', как Иван IV. Между тем это не совсем так. Реформы,
проводимые Иваном Грозным в период его царствования, укрепили
государственное управление, военную систему государства, заметно
способствовали его централизации. Все преобразования имели своей целью в
первую очередь укрепление мощи державы.
Подводя итог эпохе Грозного , можно сказать, что при всех ее успехах
она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории
Отечества 'Смутному времени'
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жданов Л. Царь Иоанн Грозный // Современник 93.
1. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории // Наука 91. С. 137-147.
1. Платонов С.Ф. Учебник русской истории // Наука 94. С. 126-139.
1. Ключевский В.О. Курс русской истории // Просвещение 93. Т.2 С.145-165.
5. Павленко Н.И., Кобрин В.Б., Федоров В.А. История СССР с древнейших
времен до 1861г. // Просвещение 1989г. С. 121-153.
6. Сахаров А.Н., Буганов В.И История России // Просвещение 95. Т.1 С.200-
235.