Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 
У нас есть несколько работ на данную тему. Вы можете создать свою уникальную работу объединив фрагменты из уже существующих:
  1. Авторитаризм 9.5 Кб.
  2. Авторитаризм и тоталитаризм 52.3 Кб.
  3. Тоталитаризм и авторитаризм (Политико-правовой анализ) 144.7 Кб.
  4. Авторитаризм 52.3 Кб.
  5. Политичекие системы современности. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм 44.8 Кб.
  6. Авторитаризм и его типология 17.8 Кб.
  7. Авторитаризм 9.5 Кб.
  8. Авторитаризм: за и против 7 Кб.
  9. Психологическое содержание политической власти на примере диктатуры тоталитаризма и особенностях авторитаризма 22.2 Кб.

Авторитаризм

Работа из раздела: «Государство и право»


                                   Доклад

                             студента 205 группы
                          Прянишникова Валентина В.

                                  на тему:

                               “АВТОРИТАРИЗМ”



                             Copyleft Прянишников Валентин В. декабрь 1996г.
                       Отдельные черты авторитаризма.

      Одним из наиболее распрастранённых в истории типов политических систем
является авторитаризм. По  своим  характерным  чертам  он  занимает  как  бы
промежуточное   положение   между   тоталитаризмом    и    демократией.    С
тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не  ограниченный  законами
характер  власти,  с  демократией  —  наличие  автономных,  не  регулируемых
государством  общественных  сфер,  особенно  экономики  и   частной   жизни,
сохранение  элементов  гражданского  общества.  В  целом   же   авторитарной
политической системе присущи следующие черты:
Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей  власти.  Ими  могут
быть  один  человек  (монарх,  тиран)  или  группа   лиц   (военная   хунта,
олигархическая группа и т.д.)
Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам.  При  этом  власть
может править  с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.
Опора (реальная или потенциальная) на  силу.  Авторитарный  режим  может  не
прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью  среди  широких
слоёв населения.  Однако  он  обладает  достаточной  силой  чтобы  в  случае
необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить  граждан  к
повиновению.
Монополизация  власти  и  политики,  недопущение  политической  оппозиции  и
конкуренции. Присущее этому режиму  определённое  политико-институциональное
однообразие не всегда результат законодательных запретов  и  противодействия
со  стороны  властей.  Нередко  оно  объясняется  неготовностью  общества  к
созданию политических организаций, отсутствием  у  населения  потребности  к
этому, как это было,  например,  в  течение  многих  веков  в  монархических
государствах. При авторитаризме возможно существование  ограниченного  числа
партий, профсоюзов и других организаций, но при условии их  подконтрольности
властям.
Отказ  от   тотального   контроля   над   обществом,   невмешательство   или
ограниченное  вмешательство  во  внеполитические  сферы  и  прежде  всего  в
экономику.  Власть  занимается   главным   образом   вопросами   собственной
безопасности, общественного порядка, обороны, внешней  политикой,  хотя  она
может  влиять  и  на  стратегию  развития,  проводить  достаточно   активную
социальную   политику,   не   разрушая   при   этом   механизмы    рыночного
саморегулирования.
Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху,  а  не
конкурентной электоральной борьбы.

      Учитывая  эти  признаки  авторитаризма,  его  можно   определить   как
неограниченную  власть  одного  лица  или   группы   лиц,   не   допускающих
политическую оппозицию, но сохраняющую  автономию  личности  и  общества  во
внеполитических сферах. При авторитарной  политической  системе  запрещаются
лишь  определённые,  главным  образом  политические  формы  деятельности,  в
остальном же граждане  обычно  свободны.  Авторитаризм  вполне  совместим  с
уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то  же  время  в
условиях  авторитаризма  граждане  не  имеют  каких-либо   институциональных
гарантий своей безопасности  и  автономии  (независимый  суд,  оппозиционные
партии и т.д.)


                        Способы легитимизации власти.

      Авторитарные политические системы очень  разнообразны.  Это  монархии,
деспотические  диктаторские  режимы,  военные  хунты,  популистские  системы
правления и др. Авторитарные правительства  могут  добиваться  признания  не
только  силой,  с  помощью  массового  истребления  но  и  более   гуманными
средствами. На протяжении  тысячелетий  они  опирались  главным  образом  на
традиционный  и  харизматический  способы  легитимации.  В  XX  в.  в  целях
легитимации широко используется  националистическая  идеология.  Большинство
авторитарных режимов в Азии, Африке и  Латинской  Америке  оправдывали  своё
существование необходимостью национального освобождения и возрождения.
      В последние десятилетия авторитарные политические системы очень  часто
используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты  и  т.п.
— для предания себе респектабельности в глазах международного  сообщества  и
собственных граждан, уклонения  от  международных  санкций.  Так,  например,
неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались авторитарными  или
полуавторитарными режимами в Мексике,  Бразилии,  Южной  Корее,  Казахстане,
России и многих других  государствах.  Отличительной  чертой  таких  выборов
является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда  все  кандидаты
угодны  властям)  конкурентность,  полная  или  частичная   контролируемость
властями  их  официальных  итогов.  При  этом  у  властей  существует  много
способов обеспечить себе формальную победу: монополия на  средства  массовой
информации, отсеивание неугодных лиц ещё на  стадии  выдвижения  кандидатов,
прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.
      В  период  после  второй  мировой  войны  и,  особенно,  в   последние
десятилетия авторитарный политический  строй  чаще  всего  носит  переходный
характер и ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.


                   Сильные и слабые стороны авторитаризма.

      В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический
интерес к  авторитаризму  в  связи  с  крахом  преимущественно  тоталитарных
политических систем в большинстве коммунистических государств мира.  Попытки
многих из  них,  в  том  числе  и  России,  быстро,  в  духе  большевистских
“кавалерийских атак” ввести  демократию  без  наличия  необходимых  для  неё
общественных  предпосылок  не  увенчались  успехом  и  повлекли   за   собой
многочисленные разрушительные последствия.
      В то же время целый ряд авторитарных государств  (Южная  Корея,  Чили,
Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали  свою  экономическую  и
социальную  эффективность,  доказали  способность   сочетать   экономическое
процветание с политической стабильностью,  сильную  власть  —  со  свободной
экономикой,  личной  безопасностью  и   сравнительно   развитым   социальным
плюрализмом.
      Авторитаризм иногда определяют как  способ  правления  с  ограниченным
плюрализмом. Он вполне совместим с  экономическим,  социальным,  культурным,
религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его  воздействие  на
общественное развитие имеет как слабые,  так  и  сильные  стороны.  К  числу
слабых относится полная зависимость политики от  позиции  главы  государства
или  группы  высших  руководителей,  отсутствие   у   граждан   возможностей
предотвращения   политических   авантюр   или   произвола,    ограниченность
институтов артикуляции, политического выражения общественных интересов.
      В  то  же  время  авторитарная  политическая  система  имеет  и   свои
достоинства,   которые   особенно   ощутимы   в   экстремальных   ситуациях.
Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью  обеспечивать
политическую   стабильность   и   общественный    порядок,    мобилизировать
общественные   ресурсы   на   решение   определённых   задач,   преодолевать
сопротивление  политических  противников.  Всё  это  делает  её   достаточно
эффективным средством проведения радикальных общественных реформ.

                           Нечто вроде заключения.

      В   современных   условиях   постсоциалистических    стран    “чистый”
авторитаризм, не опирающийся на  активную  массовую  поддержку  и  некоторые
демократические институты, едва ли может  быть  инструментом  прогрессивного
реформирования общества и способен превратиться в криминальный  диктаторский
режим личной власти, не менее разрушительный для страны,  чем  тоталитаризм.
Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов,  сильной  власти
и её подконтрольность гражданам —  важнейшая  практическая  задача  на  пути
конструктивного реформирования общества.
      Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не  долговечны.  Их
реальной перспективой является более устойчивый в современных  условиях  тип
политической системы — демократия.



      Резюме

Авторитаризм — государственный  строй,  при  котором  неограниченная  власть
находится  у  одного  лица  или  группы  лиц,  не  допускающих  политическую
оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества  во  внеполитических
сферах.

Авторитаризм может быть представлен: монархией,  деспотическим  диктаторским
режимом, военной хунтой и другими системами правления.

Для авторитаризма характерно:
. Автократизм.
. Неограниченность власти.
. Опора на силу.
. Монополизация власти и политики.
. Отказ от тотального контроля.
. Рекрутирование политической элиты

Авторитаризм нуждается в легитимации власти.(!!!)

Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.

К сильным относят:
. сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и
  общественный порядок,
. мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,
. преодолевать сопротивление политических противников.
Т.е.   авторитаризм   —    эффективное   средство   проведения   радикальных
общественных реформ.

К слабым относят:
. полную зависимость политики  от  позиции  главы  государства  или  группы
  высших руководителей,
. отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или
  произвола,
.   ограниченность   институтов   артикуляции,   политического    выражения
  общественных интересов.




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru