Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Акты органов военного управления и организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях

Работа из раздела: «Военная кафедра»

   Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства
                      в воинских частях и учреждениях.

             Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.

      В деятельности  органов  военного  управления   применяются  следующие
основные  виды  правовых  актов:  воинские   уставы,   приказы,   положения,
наставления, инструкции, директивы, предписания, указания, приказания.
      Наиболее распространенными  в  военное  управлении  являются  приказы,
которые вправе отдавать  (издавать)  все  командиры  (начальники)  и  другие
органы военного управления.
      Приказ  -  обязательное   для   исполнения,   выраженное   в   строгом
соответствии  с    законом,  устное  или  письменное  повеление   начальника
(органа военного управления).
      В Вооруженных Силах РФ действует принцип, закрепленным  Дисциплинарным
уставом: приказ командира -  закон  для  подчищенного»  Приказ  должен  быть
выполнен беспрекословно и точно и в срок.
     Приказы служат действенным  средством  правильной  организации  боевой
подготовки личного состава, проведения в  жизнь  единой  воли  командования,
повседневного   управления   и   контроля   за   жизнью    и   деятельностью
подразделения, воинской  части,  соединения.  Четкая  регламентация  порядка
отдания  приказов  служит  важным   правовым   средством   осуществления   и
укрепления принципа единоначалия Вооруженных Силах РФ,  укрепления  воинской
дисциплины, воспитания исполнительности у подчиненных Особо важное  значение
имеют  боевые  приказы,  посредством   которых   осуществляется   управление
войсками  бою.  На  обеспечение  точного  исполнения  приказов  командования
направляется разносторонняя воспитательная и  организаторская  работа  среди
военнослужащих.
      Российское  военное  законодательство  четко  регламентирует   порядок
отдачи приказов воинскими должностными лицами.
      Приказы могут быть письменными и устными.  Правом  издания  письменных
приказов пользуются:
    - командиры воинский частей и соединений;
    - начальники учреждений и  военно-учебных заведений;
    - начальники гарнизонов;
    - командующие армиями и войсками военных округов.
   Приказ Министра обороны РФ  и  соответствующими  положениями  об  органах
военного управления  право  об  органах  военного  управления  право  отдачи
приказов моют быть предоставлено  и  другим  должностным  лицам  в  пределах
круга их служебных обязанностей.
  Командир (начальник), отдавший приказ обязан проверить его  выполнение  и
требовать от подчиненных безусловного  его  исполнения,  воспитывать  в  них
чувство воинской ответственности за порученное дело, разумную  инициативу  в
деле выбора путей и средств для наилучшего исполнения приказа.
  В  приказе  Министра  обороны  РФ   объявляются   акты   высших   органов
государственной власти, относящиеся к Вооруженным Силам РФ. Обычно  в  таких
приказах кроме объявления того или иного акта даются указания о  необходимых
мероприятиях по проведению его в жизнь.
  Приказы, как и другие акты военного управления, вступают в силу с момента
их подписания, если в самом приказе не установлен  их  порядок.  Нормативные
акты,  вводимые   в   действие   приказами,   принимаются   соответствующими
должностными лицами с момента их объявления.
  Особое место  среди  приказов  занимают  письменные  приказы,  отдаваемые
командирами  воинских  частей  ежедневно  от  строевой  части  и   по   мере
необходимости по боевой подготовке, приказы по тылу и по технической  части.
В  них  отражаются  все  ежедневные  распоряжения  командира   (начальника),
фиксируются действия, события, имеющие существенное юридическое значение.
  Приказом  по  строевой  части  командир  части   производит:   назначение
дежурного и помощника дежурного по  части,  дежурного  по  парку,  дежурного
подразделения;  зачисление  на  довольствие  и  исключение  с   довольствия;
увольнение военнослужащих в запас; прием на работу и  увольнение  рабочих  и
служащих; награды, поощрения и дисциплинарные взыскания личному  составу,  а
также решение вопросов, входящих в компетенцию командира воинской  части.  В
приказах  по  строевой  части  отражаются  также  изменения  в  персональных
учетных данных личного состава, убытие в командировки,  отпуска,  на  учебу,
лечение и т.д.
  В приказах  по  боевой  подготовке  подводятся  итоги  боевой  подготовки
личного состава за истекший  учебный год (период), ставятся задачи на  новый
учебный год (период), объявляются  итоги  инспектирования  и  оценки  боевой
подготовки личного состава, даются  указания  по  организации  и  проведению
учебных занятий и решаются другие вопросы в этой области деятельности.
  В приказах по тылу и технической  части  решаются  вопросы  материального
обеспечения.
  Воинский устав – нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности
военнослужащих,   установленный   на   длительное   время   и   регулирующий
определенную  сторону  жизни,  быта,  подготовки  и  боевого   использования
Вооруженных сил или отдельных их составных частей  (видов  вооруженных  сил,
родов войск).
  Общевоинские уставы –  Дисциплинарный  устав,  Устав  внутренней  службы,
Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ – утверждены  Указом
президента Российской Федерации. Другие воинские уставы введены  в  действие
приказами Министра обороны РФ.
  Уставные нормы – фундамент воинского правопорядка.
  Воинские уставы детально регулируют  порядок  внутриармейских  отношений,
формулируют основные правила, регулирующие жизнь, быт и деятельность  войск.
В  воинских уставах определены  общие  и  должностные  обязанности  и  права
военнослужащих, взаимоотношения между начальниками и  подчиненными,  правила
поведения военнослужащих на службе и вне ее, порядок  несения  внутренней  и
караульной служб и т.д.
  Постоянное и глубокое изучение воинских  уставов,  строжайшее  соблюдение
уставных требований составляют прямой долг и важнейшую  обязанность  каждого
воина.
  По своему содержанию нормы воинских уставов могут  быть  распределены  на
следующие группы:
   -  дающие  руководящие  указания  по   боевой   подготовке   и   боевому
     использованию войск;
   - определяющие общий распорядок  в  воинских  частях  и  взаимоотношения
     между военнослужащими;
   - относящиеся к поддержанию и укреплению воинской дисциплины;
   - устанавливающие порядок несения гарнизонной и караульной служб;
   - определяющие порядок строевого обучения и  действия  военнослужащих  в
     строю;
  К воинским уставам по своему характеру и назначению  близко  примыкает  и
другая форма нормативных актов военного управления – наставление.
  Наставление –  систематизированный  свод  правил  деятельности  отдельных
органов военного управления или правил обращения с боевым  оружием,  военной
техникой  и  их  применения.  Значительная  часть  норм  наставлений   носит
описательный, технический характер, но соблюдение их обязательно.
  Сходны по своему характеру с  наставлениями  и  положения.  В  них  также
регулируется   определенная   область   военно-служебных    отношений    или
устанавливается структура и правовое положение какого-либо  военного  органа
(например, Положение о финансовом хозяйстве воинской части).
  Инструкция – акт, содержащий правила деятельности того или  иного  органа
управления или воинского должностного  лица  .  Инструкция  всегда  содержит
правила  общего  характера,  обращенные  к  должностным   лицам   (например,
Инструкция  о порядке проверки и оценки физической подготовки в  Вооруженных
Силах РФ).
  Директивы – издаются по вопросам  оперативным,  организации,  устройства,
комплектования  и  службы  войск,  по   основным   вопросам   материального,
технического и медицинского обеспечения войск,  а  также  развитие  приказов
старших  начальников  по  вопросам   боевой,   воспитательной   и   воинской
дисциплины.
  Предписание  –  письменное  распоряжение,  составляемое  по  определенной
форме. Начальники  дают  предписания  подчиненным  им  должностным  лицам  с
конкретным указанием, что, где и к какому сроку они должны выполнить.
  Указания  основываются  на  требованиях  приказов  и   директив   старших
начальников  и  отдаются  по  вопросам  организации  и  планирования  боевой
подготовки и методов обучения личного состава,  боевого  обеспечения  войск,
хранения, эксплуатации, сбережения и ремонта вооружения,  боевой  техники  и
имущества, а  также  по  другим  частным  вопросам  материально-технического
обеспечения.
  Распоряжение (приказание) – указание,  отдаваемое  начальником  штаба  от
имени командира.
  Содержание и формы правовых  актов  по  вопросам  управления  войсками  в
полевых условиях, а также формы учета и отчетности по  личному  составу,  по
материально-техническому  и  медицинскому  обеспечению  войск   определяются
соответствующими  уставами,  наставлениями,   приказами,   инструкциями,   и
табелями срочных донесений.

             Вопрос 2. Классификация актов военного управления.

  Различные   виды   актов   военного   управления    можно    группировать
  (классифицировать) по следующим основным признакам  (критериям):
  1. юридические свойства;
  2. органам, издающим акты;
  3. правообязанным субъектам;
  4. характеру регулируемых вопросов.

  1.  По  юридическим  свойствам  акты  военного  управления   делятся   на
нормативные и индивидуальные.
  Нормативными актами военного управления называют акты, содержащие правила
поведения общего характера. Они предназначены для  регулирования  однородных
групп  отношений,  отдельных  сторон  и  отраслевой  жизни  и   деятельности
Вооруженных Сил.
  В   нормативных   актах   формулируются    правила    общего    характера
безотносительно    к    конкретным    исполнителям.     Правообязанные     и
правоуполномоченные  субъекты  определяются  в  них  родовыми  или  видовыми
признаками.
  Нормативными, то есть  содержащие  правила  общего  характера,  являются,
например, такие акты военного управления, как воинские  уставы,  инструкции,
положения и наставления.
  Индивидуальные акты военного управления в отличие от нормативных актов не
содержат правил  общего  характера  и  предназначены  для  регулирования  на
основе и во исполнение  нормативных  актов  конкретных  вопросов,  отдельных
случаев в  жизни  войск.  Например,  приказ  о  назначении  сержанта  И.  на
должность заместителя командира взвода является  актом  индивидуальным.  Его
издает командир части в соответствии с  Положением  о  прохождении  воинской
службы солдатами и сержантами.
  2.  Классификация  актов  управления  военного  управления  по   органам,
издающим акты. Значение классификации актов  военного  управления  по  этому
признаку заключатся в том, что юридическая  сила  акта  военного  управления
определяется методом, занимаемым издавшим  его  органом  в  системе  органов
военного управления.  Термин  «юридическая  сила»  выражает  соподчиненность
актов,  а  не  степень  их  обязанности.  Все   акты   военного   управления
обязательны к исполнению.

  3. По правообязанным субъектам акты военного  управления  разделяются  на
следующие группы:
  1. обращенные к военным органам (воинских должностным лицам);
  2. обращенные к  отдельным  военнослужащим  или  их  составам  (солдатам,
     сержантам, офицерам и т.д.);
  3. обращение к военнообязанным запаса и пизывникам;
  4.  обращение  к   невоенным   государственным   органам,    общественным
     организациям и к гражданским лицам.

  4. По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть
разделены на акты;
  1. управление боевыми действиями войск;
  2. управление боевой подготовкой личного состава;
  3. строевого управления и организации службы войск;
  4. материально-технического обеспечения войск.

      Вопрос 3. Требования, предъявляемые к актам военного управления.

  Основное  требование,  предъявляемое  к  актам  военного  управления  как
правовым, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и были изданы  на
основе закона и в целях, предписанных законом.
  Акты военного управления должны быть изданы полномочными на  то  военными
органами и в пределах их компетенции,  иначе  они  не  могут  быть  признаны
законом.
В актах управления могут излагаться лишь те вопросы, решение которых  входит
в круг служебных обязанностей должностных лиц  подписавших  эти  акты.  Акты
управления в которых  допускается  нарушение  законов  и  воинских  уставов,
подлежат отмене, а к виновному применяются необходимые меры воздействия.
  В структурном отношении акты военного управления должны  быть  составлены
кратко, ясно  и четко, без употребления формулировок  порождающих  различное
толкование  документов.  Дублирования  требований,  содержащихся   в   ранее
изданных актах, в новых документах не допускаются.
В актах  военного управления указывается:
 - наименование акта (приказ, приказание, положение и др.)
 - дата и место издания
 - органы военного управления (должностные лица), издавшие акт.
 - органы и круг лиц обязанные исполнять предписание акта.
 - содержание и срок выполнение предписанных действий.

        Вопрос 4. Дело производство в воинских частях и учреждениях.

  Значения, организация и задачи  делопроизводства.  Правильная  постановка
делопроизводства имеет важное значение для  организации  эффективной  работы
органов военного управления.
  В соответствии с руководством по служебной переписке и  делопроизводством
командиры и начальники всех степеней обязаны:
 - систематически заниматься  совершенствованием  стиля  работы  подчиненных
   командиров и начальников, воспитывать в них исполнительность, четкость  в
   работе и чувство высокой ответственности за порученное дело.
 - принимает решительные меры к сокращению служебной переписки, запрещать ее
   ведение по таким  вопросам,  которые  могут  быть  разрешены  при  личном
   общении или с помощи технических средств связи;
 - принимать меры по рационализации и механизации делопроизводстве;
 - запрещать, требовать  от  подчиненных  представлении  сведений,  отчетов,
   справок  не  предусмотренных  табелями  срочных  донесений,  а   так   же
   документов, которые могут быть составлены в штабе, управлении, службе  по
   имеющемся данным.
  Делопроизводство должно обеспечивать:
 - четкое, быстрое производство технических операций по приему,  регистрации
   и пересылки документов;
 - быстрое нахождение всех нужных справок в делах;
 - простой и надежный учет документов  в делах текущего архива;
Систематический контроль и наблюдение за исполнение  заданий  по  служебным
документам при минимальном техническом аппарате.
На делопроизводство возложены следующие основные задачи:
 - прием, отправка, учет и хранение служебных документов и ведение дел;
 - доклад командованию поступивших служебных документов  и  передача  их  на
   исполнение;
 - хранение архивных материалов, подготовка и передача их в архивные органы;
 - учет печатей и штампов,  учет  множительных  аппаратов,  контроль  за  их
   использованием;
 - учет, хранение, выдача, проверка наличия документов и  изданий  с  грифом
   «для служебного пользования»
 -  контроль  за  соблюдением  исполнителями   правил   хранения   служебных
   документов, обращений с  ними,  а  также  за  движением  и  своевременным
   возращением их в делопроизводство;
 - отбор и уничтожение служебных документов и архивных материалов;
 - Учет,  хранение,  выдача,  проверка  наличия  документов  с  грифом  «для
   служебного пользования».
  Служебные документы внутри воинской  части  (учреждения)  передаются  под
расписку в журналах регистрации входящих и исходящих документов.
  Важной  задачей  делопроизводства  является  своевременное  доведение  до
личного  состава  и  должностных  лиц  приказов.  приказаний,   директив   и
указаний.
  Виды служебных документов. В воинских  частях  и  учреждений  применяются
многие виды служебных  документов,  наиболее  распространенными  из  которых
являются:
   - приказ;
   - приказание (распоряжение);
   - директива;
   - указание;
   - предписание;
   - отношение;
   - рапорт;
   - доклад;
   - донесение;
   - отчет;
   - акт;
   - справка.

  Первые пять из них являются правовыми актами.
  Отношение используется в служебной переписке между  воинскими  частями  и
учреждениями,  не  подчиненными  друг  другу,   а   также   с   гражданскими
учреждениями и организациями по различным вопросам служебной деятельности.
  Рапорт  применяется  для  краткого  изложения   вопросов,   связанных   с
выполнением служебных дел, либо просьб и обращений личного характера.
  Доклад как письменный документ представляется в  случаях  предусмотренных
табелями срочных донесений, по заданию  старшего  начальника  для  изложения
положения дел по конкретному вопросу.
  Донесение и отчеты пишущих  также  в  случаях,  предусмотренных  табелями
срочных донесений и по возникновению необходимости.
  Акт  обычно  составляется  для  отражения  результатов  работы   комиссии
инспектирования, ревизии, приема и сдачи имущества, и т.д.
  Справки составляются по приказанию начальника. В них излагаются  сведенья
цифрового или описательного характера.
  В отдельных воинских частях от отдельного батальона и выше, соединениях и
военно-учебных  заведениях ведется исторический формуляр, а на  кораблях,  в
частях и учебных заведениях Военно-Морского Флота — исторический журнал.
  Все  разрабатываемые  служебные  документы  должны  полностью  охватывать
решаемые в них вопросы и не противоречить  действующему  законодательству  и
документам  старших  начальников.  Они   составляются  кратко,   четко   без
употребления формулировок, порождающих различные  толкование  документов.  В
них  не  должны  употребляться  термины  и  сокращения  не   предусмотренные
уставами,   наставлениями.   Проекты   руководящих   служебных    документов
согласовываются  с  заинтересованными  штабами,  управлениями,  отделами   и
службами.
  Контроль за состоянием делопроизводства. Начальники штабов  и  учреждений
систематически  контролируют  состояние  делопроизводства  во  вверенных  им
штабах и учреждений. Особое внимание обращается на сохранность документов  и
необходимость постоянного  совершенствования  процесса  делопроизводства  на
основе уточнения функций исполнителей  и  рационализации  техники  работы  с
документами. Один раз в год состояние делопроизводства в воинских  частях  и
учреждениях   проверяется   комиссией,   назначенной   приказом   по   штабу
(учреждению).
  Порядок хранения печатей и штампов и пользование ими. В каждой  отдельной
воинской  части,  соединении,  управлении  и  заведении  имеются  печати   с
изображением  Государственного  Герба  РФ,  мастичные  штампы,   печати  для
пакетов, одна или несколько сургучных печатей для хранилищ.
  Право пользование Гербовыми печатями  и  штампами,  а  также  порядок  их
хранения   определяется   приказом   по   части   (учреждении).    Командиры
(начальники) обязаны лично проверять порядок хранения печатей и штампов.
  Справочная  работа  по  законодательству.  К   вопросу   об   организации
делопроизводства в  органах  военного  управления  тесно  примыкают  ведение
справочной работы по законодательным актам, приказам и директивам,  Министра
обороны  РФ  нормативного  характера.  Такая  работа,  согласно  специальной
Инструкции должна проводиться во всех воинских  частях,  чтобы  обеспечивать
получение органами военного управления, командирами  и  начальниками,  всеми
военнослужащими необходимых и точных сведений по тому или  иному  вопросу  о
действующем военном законодательстве.
  Ведение справочной работы в воинской части по приказам и директивам, иным
нормативным актам возлагается приказом командира части на  квалифицированных
работников.  В  частях  и  организациях,  имеющих  штатных   юрисконсультов,
справочная работа входит в обязанности этих должностных лиц.
  Акты военного управления, как и организации делопроизводства, содействует
наиболее   правильной   организации   управления   повседневной   жизни    и
деятельностью войск, военных организаций и учреждений,  а  также  укреплению
законности и воинского правопорядка.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru