Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Понятие активной и пассивной политики занятости

Работа из раздела: «Экономическая теория»
      К  разработке  программ  деятельности  учреждений   рынка   труда   на
национальном,  региональном  и  местном  уровне   привлекаются   обьединения
предпринимателей и профсоюзы.  Из  представителей  населения,  руководителей
учебных  заведений,  профсоюзов,  предприятий  и  местных   органов   власти
создаются  комиссии  (комитеты),  которые  оказывают   всестороннюю   помощь
местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе  с  тем,
осуществляют над ними контроль.
      Важно, что местные предприятия  обычно  охотно  оказывают  учреждениям
рынка  труда  постоянную  квалифицированную  помощь  в  составлении   планов
использования   рабочей   силы,   индивидуального   развития    сотрудников,
проведении массового переобучения, связанного с внедрением новой  технологии
и реорганизации производства.
      Особенно эффективно снижает безработицу и поддерживает высокий уровень
занятости политика активных мер развития трудовых ресурсов,  которую  в  той
или иной мере провидит практически каждая страна, выделяя на нее  обычно  30
- 40 % всех сумм по государственному финансированию программ рынка труда.
      Активные меры, по опыту Швеции,  отличии  от  пассивных,  состоящих  в
выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:
      - поощрение мелкого и  семейного  предпринимательства  на  максимально
благоприятных условиях государственными субсидиями  и  кредитами,  благодаря
которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь  на  10%,  до
70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие  не
приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;
      - обеспечение географической  мобильности  населения  и  рабочей  силы
путем представления субсидий и кредитов на переезд с  семьей  из  районов  с
избытком рабочей силы в  районы,  где  есть  вакантные  места,  с  гарантией
улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;
      - предоставление каждому ищущему работу полной информации о  вакантных
местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание  для  этой  цели
повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи  с
отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;
      -  организация  общественных  работ,  в  основном  для  молодежи,   на
строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на  срок  до  6  месяцев  с
гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней  зарплаты  по  данной
профессии;
      - финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления
в течение  полугода  владельцам  предприятий  субсидий  в  виде  оплаты  50%
издержек на вновь созданные рабочие места;
      - специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих
мест для инвалидов  и  выплата  субсидий  владельцам  предприятий  за  прием
инвалидов на работу и частично на их заработную плату;
      -  стимулирование  расширения   предпринимательской   деятельности   и
сверхурочных работ, а тем самым и  более  полной  занятости  путем  снижения
налогообложения с прибыли и личных доходов.
      В  системе  рынка  труда  осуществляются  мероприятия   по   повышению
общеобразовательного  уровня  безработных  и  обучению  профессиям,  имеющим
устойчивый спрос на рынке труда:
      - не имеющие законченного школьного образования получают  его,  причем
организуются специальные  усиленные  курсы  по  математике,  химии,  физики,
английскому языку (в основном для иммигрантов);
      -детально  выявляются  интересы  поступающих  на   курсы:   проводятся
предварительные беседы, ознакомление с  предметами  обучения  и  предстоящей
работой, при необходимости сроком до месяца;
      - применяются методы индивидуального обучения (принцип так называемого
личного модуля), в основе которых лежат  подбор  предметов,  наиболее  полно
удовлетворяющих интересы обучающихся  и  предлагающих  оптимальные  темпы  и
последовательность их освоения;
      - учебные курсы составляются силами ведущих специалистов университетов
и  промышленных  фирм;  оплата  преподавательского  состава  проводится   на
уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;
      -   в   максимально   возможном   числе   профессиональных   школ   на
консультативных началах используется опыт наиболее талантливых  педагогов  и
воспитателей для постановки методики обучения;
      - поддерживается оптимальное, исходя из международного опыта на разных
уровнях обучения, соотношение  учеников  и  педагогов  (7-8  к  1),  которое
позволяет  осуществлять  индивидуальное  обучение  и  следить  за  качеством
подготовки каждого ученика;
      -   используется   метод   опекунства   старшекурсников   над    вновь
поступившими, что создает общую благоприятную  психологическую  атмосферу  и
обеспечивает всеобщую заинтересованность в успешном обучении.
      Чем крупнее затраты на активные меры  по  поддержанию  занятости,  при
общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда,  тем
ниже, как правило, безработица  в  стране  и  выше  общий  уровень  трудовой
активности населения.
      Показательно, в данном  отношении,  сопоставление  ситуации  на  рынке
труда Швеции и США При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в  США,
относительные затраты на программы политики рынка труда - 2,  7  против  0,8
ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от  безработицы,
в два раза значительнее- 70% против 35%.
      Нет сомнения в том, что именно эти различия  в  масштабах  и  качестве
внимания к социальной защите населения на  рынке  труда  является  одним  из
главнейших факторов, определявших сложившийся  уровень  занятости  населения
обеих стран.
       Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше,  чем
в Швеции, население 16-19 лет.  Объясняется  это  тем,  что  в  США  намного
значительнее,  чем  в  других  западных  странах,  в  т.  ч.  и  в   Швеции,
распространена частичная занятость среди учащихся  старших  классов  школ  и
студентов.
      Трудовое воспитание оплачиваемым трудом, кстати  сказать,  проходит  в
большинстве  западных  стран,  часто  по  месту  учебы,  примерно   половина
учащейся  молодежи,  что  в   целом   связано   с   потребностью   семей   в
дополнительных средствах на удовлетворение элементарных жизненных нужд.
      Высокий  уровень  эффективности  рынка  труда  в  Швеции   во   многом
определяется тем, что в стране  хорошо  поставлена  профориентация,  которая
предшествует профессиональному обучению.

1) “Экономикс” Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю, Москва, 1995 г.
2) Вопросы экономики, 1997 г., №2
3) “Рынок труда: занятость и безработица” Никифорова А.А., Москва, 1991 г.
4)
5) Перспективы государственного регулирования трудовых отношений в США
КОТЕВАН РОСТИАШВИЛИ




ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru