Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины 19 века

Работа из раздела: «Экономическая теория»

Выполнил: Шарипов Руслан
Казанский Государственный Технический Университет им. Туполева
Оценка: 5
E-mail: rus_shar@chat.ru
                              Реферат на тему:
 «Основные направления западноевропейской экономической мысли 2-ой половины
                                  19 века.»
                     Выполнил: Шарипов Руслан Галимович

    Содержание:

    1. Теория народонаселения Т.Р.Мальтуса
    2. Вульгарная экономическая теория Ж.Б.Сея
    3. Экономические взгляды Н.Сениора
    4. Основные положения экономической системы
Дж.Ст.Милля


    1. Теория народонаселения Т.Р.Мальтуса


    По мере того, как в Англии развертывался промышленный переворот и
утверждалась крупная машинная индустрия, миллионы мелких производителей,
разоряясь, выталкивались в ряды пролетариата, становилась излишней и часть
рабочих. Они пополняли резервную армию безработных. Рабочий класс все
глубже погружался в нищету. Пауперизм становился уделом всевозрастающей
части населения страны.
    Бедствия порождаемые капитализмом, вызывали протест рабочих,
ремесленников, крестьян, который нашел свое отражение в незрелых еще формах
утопического социализма (У.Годвин). Уилям Годвин (1756-1836) Объявил
частную собственность главной причиной нищеты и угнетения масс.
Политическое брожение в стране усиливалось благодаря событиям Великой
французской революции, которая нашла в Англии горячий отклик.
Господствующие классы остро нуждались в идеологической защите существующих
порядков. Их апологетом стал Мальтус.
    Томас Роберт Мальтус (1766-1834) родился в семье дворянина. По
окончании Кембриджского университета он стал сельским священником, а с 1807
г. -профессором политической экономики в колледже Ост-Индской компании. В
1798 г. он опубликовал анонимный памфлет «Опыт о законе народонаселения»,
который явился резкой реакцией на французскую революцию и радикальные идеи
Годвина. Из других работ Мальтуса следует отметить «Исследование о природе
и возрастании ренты» (1815), «Начала политической экономии» (1820).
    Мальтус выступает в своих сочинениях идеологом обурзиазившейся
земельной аристократии  Перед лицом посягательств промышленной буржуазии на
власть он рьяно отстаивает монополию лордов на землю, ратует в их интересах
за аграрный протекционизм. Но там, где интересы землевладельца и
капиталиста совпадали, были направлены против рабочих. Мальтус защищал их
обоих. Он пытался обелить господствующие классы, снять с них
ответственность за нищету и страдания масс и представить как утопию всякое
стремление к усовершенствованию существующего общественного строя. Этой
цели и призван был служить памфлет Мальтуса «Опыт о законе
народонаселения».
    По аналогии с природой, где по словам Мальтуса способность растений и
животных к безграничному размножению сдерживается недостатком места и пищи,
Мальтус «открывал» различные тенденции роста народонаселения и средств
существования. Если население удваивается каждые 25 лет и возрастает в
геометрической прогрессии, то средства существования, по утверждению
Мальтуса, даже при самых благоприятных условиях не могут возрастать
быстрее, чем в арифметической прогрессии. В таком случае через два столетия
количество средств существования как 256 к 9, а через три столетия - как
4096 к 13 и т.д. В этом постоянном стремлении населения к размножению,
превышающему средства существования, и состоит, по словам Мальтуса, «закон
народонаселения», действующий якобы «неизменно и могущественно», причем с
«с самого происхождения общества». Излишек населения по необходимости
обречен на нищету, голод и вымирание.
    Главная и постоянная причина бедности, по Мальтусу мало или вовсе не
зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества;
она якобы обусловлена «естественными законами и человеческими страстями»,
скупостью природы и чрезмерно быстрым размножением человеческого рода.
Поэтому «народ должен винить главным образом самого себя в собственных
страданиях». Делу не могут помочь никакие революции и социальные реформы.
Есть только один выход  - сокращение численности населения. Средствами
против чрезмерного размножения он считал либо «нравственное обуздание»
(воздержание от брака неимущих), либо - и на это Мальтус возлагал главные
надежды - пороки и всякого рода несчастья (изнурительный труд, голод,
нищета, болезни, эпидемии, войны и т.д.). Остается добавить, что Мальтус не
считал нужным скрывать политическую направленность своего сочинения. Он
прямо, что при всеобщем распространении его «истин» насчет источника нищеты
«низшие классы» «станут более миролюбивы и послушны; они не так легко будут
готовы на возмущение». а «опасные и зловредные учения» о необходимости
«всеобщей ломки общественного устройства» потеряют свой кредит, и
собственники обретут, наконец желанный покой.
    Таким образом, учение Мальтуса объявляло бедствия в действительности
порождаемые ленлордизмом капитализмом, неизбежным уделом человечества. Этой
беспримерной по циничности апологии нищиты и эксплуатации трудящихся и
обязан Мальтус своей печальной известностью. В теоретическом же отношении
его памфлет не представлял собой ничего научного и оригинального. Основные
идеи, касающиеся «принципа народонаселения», он попросту украл у своих
предшественников (Стюарта, Уоллеса, Таунсенда и др.) Маркс с полным
основанием окрестил первое сочинение Мальтуса как «ученически -
поверхностный и поповски -напыщенный плагиат»,, бесстыдный «пасквиль на
человеческий род!»
    «Доктрина» Мальтуса прочна прежде всего в методологическом отношении.
Мальтус безапелляционно переносил на общество законы природы, хотя в
отличие от растений и животных люди не только потребляют, но и сами
производят и увеличивают средства существования. Недаром еще в свое время
Петти и Смит именно в многочисленном производительном населении усматривали
показатель богатства страны. Мальтус порвал с этой позицией классиков. Он
допускал, далее, грубейшую ошибку, пытаюсь открыть «вечный» закон
народонаселения. В действительности всякому способу производству присущи
свои, особенные, имеющие исторический характер законы динамики населения. В
частности, свойственный капитализму закон народонаселения состоит в том,
что вместе с накоплением капитала неизбежно образуется излишнее (по
сравнению с потребностями капитала в рабочей силе) рабочее население. Грубо
извращая действительность, Мальтус объявил это относительное перенаселение
абсолютным.
    Мальтусовские прогрессии основаны на прямой фальсификации
статистического и фактического материала. Так, свою геометрическую
прогрессию Мальтус выводил из данных о росте населения США в 16-18 вв.,
совершенно игнорируя ту «мелочь», что этот рост происходил главным образом
за счет иммиграции европейцев. Столь же нелепа и арифметическая прогрессия.
Достаточно сказать, что ее единственным «основанием» является пресловутый
закон «закон убывающего плодородия почвы», несостоятельность, которого уже
давно доказана как теорией, так и практикой.

    2. Экономические взгляды Н.Сениора

    Экономические взгляды Нассау Уильяма Сениора (1790-1864) изложены в
«Основных началах политической экономии» (1836) и «Письмах о фабричном
законодательстве» (1837). Сениор «обогатил» вульгарную политическую
экономию двумя «открытиями». Одна из них была теория воздержания. Учения
Рикардо о труде как единственном источнике стоимости Сениор противопоставил
тезис, согласно которому издержками производства стоимости являются два
элемента - труд и капитал. Новым моментом в этой старой версии было лишь
субъективное толкование этих факторов. Труд рассматривался Сениором как
«жертва» рабочего, теряющего свой досуг и покой, капитал - как «жертва»
капиталиста, который якобы «воздерживается» от личного потребления, обращая
свой капитал в средства производства. Вознаграждением соответствующих
«жертв» рабочего и капиталиста выступают заработная плата и прибыль. В
изображении Сениора буржуазное общество теряет свою антогонистическую
классовую природу, капитализм предстает как система производства,
основанная якобы на взаимных жертв рабочих и капиталистов.
    Высмеивая теорию воздержания, Маркс писал: «Поистине недосягаемый
образец «открытий» вульгарной политической экономии! Экономическая
категория подменяется сикофантской фразой Voila tout (Вот и все)». В самом
деле,вряд ли нужно доказывать, что реальный процесс создания стоимости (и
прибыли) вовсе не зависит от субъективного переживания агентов
производства. Продукт, разумеется, нисколько не потерял бы в своей
стоимости, если вместо неприятностей капиталист стал бы испытывать
наслаждение от своего «воздержания». К тому же как чисто пассивный акт
воздержание вообще не может ничего создавать.
    Столь же вздорным является и другое «открытие» Сениора, иронически
названное Марксом в «Капитале» «последним часом Сениора». В 30-х годах 19
в. в Великобритании велась усиленная агитация за 10-часовой рабочий день.
Фабриканты остро нуждались в аргументах против такого сокращения, и Сениор
поспешил им на помощь. Он выдвинул «теорию», согласно которой при 11,5 -
часовом рабочем дне (такой была его продолжительность в стране) за первые
10,5 часа возмещается стоимость авансированного капитала, а в последний час
создается прибыль. Отсюда заключалось, что сокращение рабочего дня до 10
часов имело бы своим результатом полное исчезновение прибыли. А это
отрицательно отразилось бы на экономическом положении Великобритании,
поскольку для предпринимателей будто бы исчезнут стимулы хозяйственной
деятельности. На самом деле процесс производства товаров при капитализме
есть вместе с тем процесс производства стоимости и прибавочной стоимости и
прибавочной стоимости, так что каждая единица товарной массы является
носителем соответствующей доли как оплаченного труда, так и прибыли. Теория
«последнего часа» была настолько абсурдной, что в последствии от нее был
вынужден отказаться и сам Сениор.

    3. Вульгарная экономическая теория Ж.Б.Сея
    В конце 18 в. во Фанции разразилась величайшая из буржуазных революций
в Западной Европе. Она до основания разрушила устои феодального режима в
стране, открыла простор для развития капитализма. Однако, разделавшись с
феодальными порядками, французская революция не удержалась в рамках,
угодных крупной буржуазии. Напуганная радикализмом масс и революционной
деятельностью якобинцев, французская крупная буржуазия уже в 90-е годы 18
в. становится на путь контрреволюции.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru