Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Предмет и методы истории экономических учений

Работа из раздела: «Экономическая теория»

               Омский Государственный технический университет

                           Факультет автоматизации



                            Реферат по дисциплине
                       «История экономических учений»
                                  на тему:

                              «Предмет и методы
                        истории экономических учений»



                                                           Выполнил: студент


                                                              гр. № ЗИЭУ-410


                                                               Жованик Е. В.


                                                     Проверил: преподаватель
                                                             Суржикова Т. Б.



                                 Омск 2001г.
                                 Содержание:


   1. Введение ……………………………………………….………….. 2
   2. Исторический контекст развития экономической мысли ……… 3
   3. Первые научные школы ……………………………….…………. 5
   4. Начало современных экономических учений ………………...… 7
   5. Русская мысль досоветского периода ………………………...…. 8
   6. От Кейнса до наших дней ………………………………….……. 10
   7. Заключение …………………………………………………….…. 12
   8. Библиография ………………………………………………..…… 13


                                  Введение.

      Современная экономическая наука – это результат  напластований  разных
исторических эпох, каждая из которых привносила свои наблюдения,  предлагала
свои темы, формулировала свои  понятия  и  теории.  Обращаясь  к  науке,  мы
всякий раз соотносим  её  возможности  со  своими  текущими  проблемами.  Из
истории экономических знаний мы выделяем то, что  считаем  важным,  оставляя
все  прочее  в  стороне.  С  течением  времени  многие  знания  тускнеют   и
забываются, их подлинный смысл утрачивается. В  результате  мы  не  замечаем
сложности в  тех  явлениях,  которые  нам  примелькались  и  потому  кажутся
простыми и банальными. И наоборот, придаем универсальный характер  фактам  и
зависимостям,  по  природе  своей  частным  и  случайным.   Задача   истории
экономических учений – восстановить утраченные смыслы наших знаний.  Вопреки
распространенному мнению  история  науки  –  нечто  большее,  чем  память  о
заблуждениях былых времен. Это способ полнее  и  глубже  овладеть  тем,  что
накоплено в современной науке.


                            Исторический контекст
                        развития экономической мысли.

      Чтобы восстановить подлинный смысл научной идеи, важно понять условия,
вызвавшие её, уяснить  исторический  контекст,  в  котором  она  возникла  и
получила общественный отклик. Экономические учения принадлежат  одновременно
трем разным сферам человеческой деятельности: миру экономики, миру  науки  и
миру идеологии. И каждый из  этих  миров  задает  свой  особый  исторический
контекст, дает свои направления к развитию экономических идей.
      Мир экономики служит объектом экономического познания, определяет, что
подлежит осмыслению  и  исследованию.  Так  экономика  XX  века  как  объект
изучения разительно отличается  от  хозяйства  античного  общества.  С  этим
связана важная особенность  экономической  науки,  которая  отличает  её  от
большинства  областей  естествознания.  Мир  экономики  –   это   необратимо
изменчивый историко-хозяйственный контекст развития экономической мысли.
      Мир  науки  диктует   с   помощью   каких   инструментов   и   методов
осуществляется процесс  познания.  Каждая  эпоха  вырабатывает  свои  особые
представления о том, какие  знания  следует  считать  научно  обоснованными,
какие методы –  эффективными.  В  Новое  время  решающее  влияние  на  такие
представления оказывали науки-лидеры – в разное время ими  были  математика,
астрономия,  физика.  Практика  этих  наук   становится   нормой,   эталоном
научности, и общественный авторитет других отраслей знания  нередко  зависел
от   их   способности   следовать   принятому   эталону.   У    наук-лидеров
заимствовались  методы  анализа,  способы  аргументации  и  стиль  изложения
научных трактатов. Мир науки вбирает в себя «дух эпохи» и  служит  историко-
культурным контекстом эволюции экономической мысли.
      Мир идеологии  и  политики  определяет,  каким  целям  должно  служить
познание, какими установками  и  критериями  следует  руководствоваться  при
отборе  конкретной   тематике   исследований.   Многообразие   и   сложность
окружающего нас  мира  таковы,  что  предметная  область  практически  любой
отрасли науки неисчерпаема, а процесс её познания – бесконечен. И  напротив,
каждое конкретное исследование, деятельность  отдельного  ученого  неизбежно
конечны – по тематике, решаемым задачам. Это означает, что  в  науке  всегда
действуют механизмы отбора тематики  исследований.  Естественно,  что  такие
механизмы не могут не отражать представленные  в  обществе  экономические  и
политические интересы, социальные идеалы.
      Сочетание этих контекстов образует среду,  в  которой  действую  люди,
авторы  новых  экономических  наблюдений,  новых  идей,  теорий.  Какие   из
контекстов более важны, какие – менее каждый из них определяет по-своему,  в
зависимости от обстоятельств жизни, личных убеждений и  пристрастий.  Именно
здесь   источник   субъективного,   непредсказуемого   начала   в    истории
экономической мысли.
      С выделением экономики в отдельную  отрасль  в  дело  вступает  фактор
научного сообщества. Развитие науки  перестает  быть  делом  энтузиастов.  В
рамках научного  сообщества  более  регулярным  становится  профессиональное
общение,  быстрее  распространяются  новые  идеи  и  данные  о   результатах
исследований, усиливается нацеленность научного поиска  на  получение  новых
знаний. Складывается  ещё  один  контекст  развития  экономической  мысли  –
внутренаучный, требующий, чтобы новые  идеи  в  споре  с  ранее  доказанными
истинами проходили испытание на новизну, оригинальность и значимость.

                            Первые научные школы.

      Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была
частью  морально-философских  представлений  традиционного   общества.   Она
складывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов,  а  позже
– средневековых богословов, пытавшихся совместить ценности  такого  общества
с неуклонным развитием в его недрах товарно-денежного обмена.
      Мощным импульсом к развитию экономических знаний  стала  международная
торговля. В XVI-XVII веках её  проблемы  пробудили  внимание  общественности
многих стран к вопросам экономической  политики.  Это  вело  к  формированию
общественного самосознания вокруг национально-государственных  экономических
интересов.  В  спорах  об   экономической   политике   создавались   базовые
экономические понятия, и рождалось понимание того, что в  экономике,  как  в
естественной науке, действуют  объективные  законы,  без  познания  и  учета
которых никакой политик не может рассчитывать на успех своих начинаний.
      К началу XVIII века отрывочные знания о взаимосвязях и закономерностях
в  экономических  отношениях  стали  складываться  в  первые   теоретические
системы. Пионерами новой науки – политической экономии стали  автор  первого
развернутого  теоретического  трактата  ирландец  Ричард  Кантильон,   лидер
первой  научной  школы  «экономистов»  француз  Франсуа  Кенэ  и,   наконец,
шотландец  Адам  Смит  –  первый  классик  экономической  науки,  мыслитель,
благодаря которому политическая экономия заняла достойное  место  в  системе
наук.
      Следующий этап в развитии экономической мысли начался в  середине  XIX
века,   когда   после   нескольких   десятилетий   неоспоримого    лидерства
классической политэкономии многие её постулаты и выводы  стали  подвергаться
сомнению. Вся последующая эволюция экономической  науки  происходила  уже  в
условиях сосуществования  и  параллельного  развития  конкурирующих  научных
школ. Первыми оппонентами  классической  политэкономии  стали  экономическая
теория Карла Маркса и немецкая историческая школа.
                   Начало современных экономических учений.

      С  точки  зрения  современных  исследований   1870-е   годы   образуют
естественный рубеж в развитии  экономических  учений.  Именно  в  это  время
получили  широкую  известность  идеи   предельного   анализа,   эпизодически
возникавшие,   но   не   востребованные   экономистами   в    предшествующие
десятилетия.  «Маржиналистская  революция»,  как  её  впоследствии  назвали,
изменила  облик   экономической   теории,   её   метод   и   даже   предмет.
Взаимосвязанные предпосылки  рационального  (максимизирующего)  поведения  и
равновесной  (оптимальной  для   участников)   ситуации   дали   возможность
применить   в   экономической   науке   математические    методы    анализа.
Первоначально использованный в теории ценности  аппарат  предельных  величин
вскоре распространился на другие области и позволил  экономистам,  изучающим
различные проблемы, найти «общий язык».  В  разных  версиях  –  австрийской,
лозанской,  англо-американской  –   маржинализм   имел   свои   особенности,
впоследствии обогатившие микроэкономическую теорию. Так  возникли  лозанская
теория общего равновесия, австрийская  трактовка  проблем  неопределенности.
Примерами распространения маржиналистского  метода  с  теории  ценностей  на
другие  области  являются  теория  благосостояния  и  теория   распределения
дохода,   а   примером   проблемы,   плохо   поддающейся    маржиналистскому
равновесному  подходу,  служит   теория   предпринимательства   и   прибыли.
Несколько особняком в этот период выступила денежная теория.
      Начиная с 1890-х  годов  маржиналистская  (неоклассическая)  теория  в
маршаллианском  и  вальрасианском  вариантах  стала  в   большинстве   стран
господствующей ортодоксией. Пожалуй, наиболее сильную оппозицию  ей  вначале
составил американский институционализм, продолживший  традиции  исторической
школы и отчасти маркизма.

                     Русская мысль досоветского периода.

      Период с XVII века до 20-х годов  XX  века  включительно  представляет
практически  все  наиболее  значимые  направления  в  русской  экономической
мысли. Большие временные  рамки  и  многообразие  проблем,  точек  зрения  и
подходов, безусловно, затрудняют  восприятие  данного  периода  как  целого.
Однако национальная школа экономической мысли, несмотря  на  существующее  в
ней многообразие, обладает некоторой общей спецификой.
      Специфика русской экономической мысли заключается в том,  что  она  во
многом была, хотя и самобытным, но  откликом  на  процессы,  происходящие  в
европейской науке, а её самобытность проявлялась в  выраженной  практической
и социальной направленности. Важнейшим вопросом,  который  в  различной  его
трактовке русские  экономисты  обсуждали  в  течение  многих  десятилетий  в
дореволюционном периоде, был вопрос о социальном переустройстве  общества  и
в связи с этим  о  судьбе  капитализма  в  России,  который  в  изменившихся
политических  условиях  трансформировался  в  вопрос  о  социализме  как   о
реальной   хозяйственной   системе.   Споры   по   вопросу   о    социальном
переустройстве  и  судьбе  капитализма  никогда  не  укладывались  в   рамки
расхождений  между  школами  экономической  науки,  а  затрагивали   области
социальной философии, истории, религии и в то же время существенным  образом
повлияли на  собственно  экономические  исследования.  Уже  в  спорах  между
русскими  меркантилистами  и  физиократами  можно  увидеть  истоки   будущих
расхождений по данному вопросу, а противостояние славянофилов и  народников,
с одной стороны, и народников  и  марксистов  –  с  другой,  задало  сложную
палитру экономического дискурса во второй половине XIX – начале XX века.  НЕ
случайно лишь очень  не  многие  русские  экономисты  обратили  внимание  на
маржинализм и увидели в нем  положительное  явление,  ещё  меньше  тех,  кто
воспринимал  его  как  целостную   теорию    вне   связи   с   марксистскими
представлениями о ценности или образом будущей  социалистической  экономики.
Сказанное не означает, что русские экономисты  не  высказывали  оригинальных
идей и не предлагали интересных концепций.  Достаточно  вспомнить  «всеобщую
организационную науку», теорию длинных волн или кнцептуальные  разработки  в
рамках организационно-производственной школы.
      Хронологическая граница данного периода определена не  1917  годом,  а
рубежом 20 – 30-х годов. Это обстоятельство отражает  представление  о  том,
что развитие экономической мысли в 20-е годы, будучи  во  многом  определено
спецификой   проблем   формирующейся   плановой   экономики   и   подвержено
идеологическим  воздействиям,  тем  не  менее,  может  рассматриваться   как
связанное с дореволюционным развитием  экономических  идей  в  России,  а  в
значительной степени и с новейшими достижениями западной науки.
                          От Кейнса до наших дней.

      Серьезные испытания ожидали экономическую теорию в 1930-е  годы.  Опыт
великой депрессии поставил под сомнение правомерность рассмотрения  рыночной
экономики как гармоничной саморегулирующейся системы, уравнивающей  величины
спроса и предложения на всех возможных ранках. Стало  очевидным,  что,  если
даже индивидуальные экономические агенты ведут себя рационально,  совокупный
результат вовсе не обязательно получается оптимальным. У  макросистемы  свои
законы,  не  описываемые  теорией  общего   равновесия.   Создателем   новой
макроэкономической теории, объяснившей реально  существовавшие  депрессию  и
безработицу  и  предполагавшей  необходимость   активного   государственного
вмешательства для борьбы с ними, по  праву  считается  Джон  Мейнард  Кейнс.
Труд Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»  фактически  положила
начало  современной  макроэкономике,  оперирующей  агрегатными  показателями
потребления, сбережения, инвестиций и т. д.  Распространение  этого  подхода
на проблемы долгосрочной экономической динамики лежало в основе  современной
теории экономического роста. Что касается инфляции и  влияния  на  экономику
денежной  политики,  то  здесь  проявились  оппозиционные  кейнсианству  как
теоретически, так и практически  макроэкономические  взгляды  монетаристской
школы.
      В области макроэкономики 30-е  годы  стали  «годами  высокой  теории».
Именно в этот период построение математических моделей стало выдвигаться  на
первый план в развитии экономической науки.  Так,  благодаря  Дж.  Р.  Хиксу
теория  потребительского  выбора  очистилась   от   осколков   психологизма,
связанных с понятием предельной полезности, и стала оперировать  предельными
нормами замещения. По пути  нарастающей  формализации  пошла  вальрасианская
теория общего равновесия.
      До середины 1970-х годов основным течением  экономической  теории  был
неоклассический  синтез,  соединявший   неоклассическую   микроэкономику   с
кейнсианской макротеорией. Системный кризис, поразивший  западную  экономику
в 70-е годы, затронул и экономическую теорию. Из  основного  течения  выпало
кейнсианство,  место   которого   заняла   новая   классическая   экономика,
активизировались   альтернативные   исследовательские   подходы,   оживились
дискуссии по методологическим проблемам.
                                 Заключение.

      В экономической теории с давних пор наблюдалась борьба «ортодоксии»  и
«ересей». «Богатство народов» Смита  было  вызовом  меркантилизму,  немецкая
историческая школа  возникла  как  протест  против  английской  классической
политэкономии.   Оппозиционным   течением   не   только   к   господствующей
экономической  теории,  но  и  к  господствующему  общественному  строю  был
марксизм.
      Важнейшим  этапом  в  развитии  экономической  науки  было  оформление
научного   сообщества   ученых-экономистов,    становление    экономического
образования, профессиональных ассоциаций  и  журналов.  Всё  это  в  области
экономической теории сложилось примерно в конце  1980-х  годов,  после  того
как  была  закреплена  победа   маржиналистской   революции.   С   тех   пор
господствующей  ортодоксией   в   мировой   экономической   мысли   является
маржиналистская   (неоклассическая)    теория,    основанная    на    модели
рационального (максимизирующего) человека в равновесном мире.
      Современная экономическая теория  отличается  от  других  общественных
наук (социологии, психологии) значительно большей  однородностью,  единством
подхода. В ней господствует  «основное  течение»,  ядром  которого  является
неоклассический подход.  Критерии  принадлежности  той  или  иной  теории  к
основному течению  скорее  интуитивны.  Границы  его  постоянно  изменяются,
включая новые достижения  экономического  анализа:  игровые  модели,  теорию
поиска, гипотезу рациональных ожиданий и  др.  При  этом  сохраняются  общие
методологические принципы, характеризующие неоклассический подход.
                                Библиография.

     1. В. С. Автомонов, О. И. Ананьин и др. История экономических  учений:
        Учебное пособие. – Москва. 2000 г.
     2. Т. Негиши. История экономической теории. – Москва. 1995 г.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru