Эволюционные причины поведения
Работа из раздела: «
Биология»
Приложение
Основные типы научения, основанные на классификации, предложенной Торпом
(1963).
Тип научения Характеристика поведения
Привыкание При продолжительном повторении стимулов подкрепляемых
поощрением или наказанием, реакция на них постепенно угасает; например,
птицы перестают бояться пугала (т.е. научаются не обращать на него
внимания). Это имеет важное значение для формирования поведения у
молодых животных - помогает им распознавать нейтральные элементы
окружающей среды (движения предметов, вызванные ветром, тень от облаков,
движение волн и т.п.). Привыкание - результат изменения в нервной
системе, а не форма сенсорной адаптации, так как новое поведение здесь
устойчиво и после привыкания стимул уже никогда не вызывает реакции.
Ассоциативное научение
Классическое Выявлено в исследованиях Павлова, проводившихся на
обусловливание собаках. Метод состоял в выработке условного рефлекса
(выработка услов- слюноотделения: животное начинает реагировать не
только
ного рефлекса) на безусловный раздражитель (вид пищи), но и на новый
условный раздражитель (удары манометра), который предъявлялся собаке в
сочетании с безусловным раздражителем. Животные научаются связывать
безусловный стимул с условным и давать ответ на любой из них.
Например, птицы не едят чёрных и оранжевых гусениц одного вида
бабочек из-за их неприятного вкуса и избегают есть других гусениц того
же цвета, даже если они вполне съедобны.
Инструменталь- Выявлено в исследованиях Скиннера, проведенных на
ное обусловлива- голубях. Всякий раз, когда птица производила определенное
ние (научение действие, её за это вознаграждали (положительное
путем проб и подкрепление) или подвергали 'наказанию' (отрицательное
ошибок) подкрепление). Сочетание данного проб и ошибок) действия с
наградой или наказанием соответственно повышает или уменьшает
вероятность повторения этого действия в дальнейшем. Эффективность
такого научения может возрастать при проведении ряда повторных
опытов (пример - эксперименты с каракатицей)
Латентное Не все формы поведения бывают явно направлены на
научение удовлетворение непосредственных нужд или получение
награды. Иногда животные исследуют новую обстановку и получают
информацию, которая может пригодиться или даже приобрести жизненно
важное значение лишь в дальнейшем. Например знание непосредственного
окружения норки может помочь мыши убежать от хищника, тогда как в момент
приобретения этого знания оно, казалось, не имело никакой ценности.
Поэтому такое научение называют латентным. По-видимому, к этой
категории можно отнести и усвоение видоспецифической песни зябликом.
Инсайт Вероятно, инсайт - это высшая форма научения. Он не
является результатом прямого научения методом проб и ошибок, а основан
на информации, полученной ранее при других в чем-то сходных
обстоятельствах. Инсайт возможен лишь при достаточном развитии
интеллектуальных функций. Примером могут служить наблюдения Кёлера
над шимпанзе. Когда подвешивали слишком высоко бананы и помещали
отдельно деревянные ящики, обезьяна ставила ящики друг на друга и,
взобравшись на них, доставала бананы. Наблюдения показали, что этим
действиям предшествовал некоторый период 'размышления'. Правильное
решение в данном случае могло быть в значительной степени облегчено
предшествующими играми с ящиками (т.е. латентным научением).
Импринтинг Простая специализированная форма научения, которая
(запечатление) проявляется во время критического (чувствительного)
периода развития животного. Приобретаемое поведение становится
относительно стойким и с трудом поддаётся изменению. Импринтинг состоит
в том, что в мозгу детеныша (или птенца) запечатлевается образ другого
индивидуума, обычно родителя, или какого-то крупного объекта и
создается особая 'привязанность' к нему. Лоренц наблюдал, как лишённые
родителей гусята и утята следовали за ним по пятам, принимая его за
мать. Так же ведут себя приученный и выкормленные из бутылки ягнята,
что может оказывать глубокое и не всегда желательное влияние на всю
последующую жизнь животного, затрудняя установление нормальных
взаимоотношений с другими особями своего вида. В естественных условиях
импринтинг, несомненно, имеет приспособительное значение, помогая
детенышам быстро перенимать необходимые навыки от родителей
(например, учиться летать) и запоминать характерные особенности
окружающей среды (например, для лососей это может быть 'запах' реки,
в которой они вывелись и куда они будут возвращаться для нереста).